8 . Что же скажем о божественном «стоянии» 891 , или «сидении»? Что иное это может означать, как не то, что Бог пребывает в Себе Самом; что Он прочно укреплен и сверхутвержден в неизменном тождестве; что Он действует одинаково относительно того же самого одним и тем же образом; что Он пребывает из Себя неисходным, а по причине этой неизменности и полностью неподвижным, и притом сверхсущественно. Ибо Он есть Причина всякого стояния и сидения, и Он выше всякого сидения и стояния, и в Нем все составилось и по причине «стояния» собственных благ непоколебимо сохраняется. 9 . Но что думать, когда богословы о во все Проходящем 892 и Движущемся говорят как о Неподвижном? Не следует ли и это воспринимать подобающим Богу образом? Ведь Его движение надо представлять себе благочестиво, не как случайное изменение, превращение 893 , либо колебание, или движение в пространстве, по прямой или кругообразное, или и такое и такое одновременно 894 , либо как умственное, душевное или физическое, но как движение, которым Бог приводит все в существование, все содержит, все всячески проразумевает и во всем присутствует неодолимым охватом всего, промыслительными выступлениями во все сущее и энергиями. Так что да будет слову позволено и движения неподвижного Бога 895 воспеть подобающим Богу образом. Движение по прямой 896 пусть означает неизменность и неуклонное исхождение энергий и происходящее из Него бытие всего; движение по спирали – твердое исхождение и плодотворное стояние; движение по кругу – тождественность, охватывающую и середину, и края 897 , и объемлющее, и объемлемое, и возвращение к Нему из Него происшедших. 10 . Если же кто–то считает, что наименования Бога Тем же и Справедливостью имеют в Речениях смысл «Равный» 898 , то надо сказать, что Бог «Равен» не только как лишенный частей и неизменный, но и как равным образом на все и сквозь все распространяющийся, как Субстанция самой–по–себе–равности, соответственно Которой все равно вмещают друг друга 899 , каждый равно, согласно его способности, получает причастие, всем равно, по достоинству, раздается подаяние, а также потому, что всякое равенство – в уме 900 , в разуме, в слове, в чувстве, в существе, в природе и желании – прежде того запредельно и объединенно Он содержит в Себе, благодаря Своей превосходящей всякое равенство творческой силе 901 . Глава 10. Об именах «Вседержитель» и «Ветхий денми», и здесь же о вечности и о времени

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

В.В. Виноградов Переворот ПЕРЕВОРОТ Слово переворот в русском литературном языке до последней четверти XVIII b. выражало лишь прямые бытовые значения – в соответствии с реальными значениями глаголов переворотить – переворачивать и переворотиться (перевернуться) – переворачиваться (ср. поворот, оборот, изворот, ср. на выворот. В Лексиконе Ф. Поликарпова 1704 г. отмечено слово преврат). Оно означало: «обращение чего кругом или с одной стороны на другую», т. е. действие по глаголам переворотить, перевернуть и переворотиться, перевернуться (см. сл. АР 1789, ч. 1, с. 910; см. там же: изворот – с. 893, выворот – с. 890, оборот – с. 901 и поворот – с. 906). Иногда слово переворот в русском литературном языке XVIII – начала XIX b. употреблялось как синоним слова оборот. Ср., напр., в записках митроп. Платона: «...и казалось ему, что язык, коим говорил Курций, есть яко выше человеческого, поскольку подобной сладости и остроты и умных переворотов, ни в каком Российском писателе, найти ему не случалось, или так вкусу его нравилось» (Русск. быт, ч. 1, с. 395). Ср. у Даля в повести «Павел Алексеевич Игривый»: «В небольшой комнате было два стола – один так называемый ломберный, складной, очень ветхий, другой – сосновый, который некогда был выкрашен голубой краской, затем белой и наконец красной, и потому на вытертых углах и лысинах стола видны были все три слоя краски. Еще стояло тут семь стульев – пара очень затасканных, оплетенных осокой, пара вовсе деревянных, как будто дружки сосновому столу; но один был облечен в первоначальную масть этого стола, тоесть голубой, а другой, по-видимому, принял участие во втором перевороте и оделся в белую сорочку...» (Даль 1897, 1, с. 1). Резкий переворот в судьбе этого слова наступил тогда, когда оно семантически сблизилось с интернациональными терминами – латинск. revolutio, франц. révolution. Уже в «Словаре Академии Российской» (1822, ч. 4, с. 866) намечен новый путь развития значений этого слова. Здесь указан тот оттенок значения, который возникает в слове переворот под влиянием французского révolution: «Нечаянная и сильная перемена дел и обстоятельств каких. Переворот французский потряс все основание государства». В «Словаре Академии Российской» 1789–1794 такой пример отсут-ствует. Особенно широко он был употребителен в языке декабристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

891 VII, 19, 20: επσκοπε , πιθ - σεις ατη τας χερας , παρεσττος του πρεσβυτερου κα των δ t α xo νων και των διακονισσν , χα ρεζ . Ευχ . Θε о ς δ αινιος κ . τ . λ .Pitra, Ι , 56 892 Аф. Синт., VI, 172 893 Аф. Синт., II, 255. 894 Впрочем носили одежду как монахини. Синтагма Властаря Г, 11,см. Аф. Синт., VI, 172. 895 Harduini, II, 1176. 896 У протестантов есть ныне нечто подобное древним диакониссам, а именно: существуют общины женщин, всю свою жизнь посвятивших делам благотворения. Конечно, эти протестантские диакониссы не получают специального церковного посвящения, так чтобы их можно было считать равныии древним диакониссам, а именуются лишь диакониссами и занимаются теми делами по преимуществу, какими занимались древние диакониссы. Община эта, основанная 1835 года с центром Kaiserswerth, вполне организована и вмела в 1877 году 900 станций в разных частях света с 5.700 диакониссами. Благотворное влияние этой общины на общество должно быть признано с благодарностью. Нечто подобное диакониссам (только без церковного посвящения) есть и в России. Это, “Крестовоздвиженская община,” учрежденная во время крымской кампании великой княгиней Еленой Павловной. 897 Ср. об этом Zhishman, Eherecht etc., S. 485—489, 500—1 898 Аф. Синт., II, 257. 899 Ср. Zhishman, Eherecht etc.; S. 503. 900 Harduini, II, 607. 901 Аф. Синт., II, 259. 902 См. наше толкование 9 правила этого собора. 903 Аф. Синт., II, 260. 904 Аф. Синт., II, 264. 905 Harduini, II, 609, 610. “Гражданские законы, говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 264), назывались внешними законами потому, что большую часть их составили люди, знавшие внешнюю письменность ( ξω γραφς ), τ . е. Эллины” 906 Тит. IX, гл. 37; ср. тит. XI, гл. 6 (Аф. Синт., I, 230, 258). 907 Нечто подобное мы находим и у Вальсамона, который говорит: “Я думаю, что тому же наказанию подвергаются посвященные лица и тогда, когда они замышляют нечто подобное и против мирских особ.” Аф. Синт., II, 264. 908 Подробно об этих соборах см. Zhishman, Die Synoden nnd die Episeopal-Aemter, S. 57 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

893 Conc. de Toledo IV (633). can. 51. De discretione potestatis episcoporum quam in monasterio habere possunt. 895 Conc. de Sevilla II (619). can. 11: ...ut Christi famulae pro animarum suarum tantum utilitate sollicitae solis divinis cultibus vivant, operibus suis inserviant. Подробнее см. Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 20–21. 897 Gat Inst. 1.144 – 145: Permissum est itaque parentibus liberis, quos in potestate sua habent, testamento tutores dare: Masculini quidem sexus inpuberibus, feminini vero inpuberibus puberibusque, vel cum nuptae sint. Veteres enim voluerunt feminas, etiamsi perfectae aetatis sint, propter animi levitatem in tutela esse. Itaque si quis filio filiaeque testamento tutorem dederit, et ambo ad pubertatem pervenerint, filius quidem desinit habere tutorem, filia vero nihilo minus in tutela permanet: Tantum enim ex lege Iulia et Papia Poppaea iure liberorum a tutela liberantur feminae. Loquimur autem exceptis virginibus Vestalibus, quas etiam veteres in honorem sacerdotii liberas esse voluerunt: Itaque etiam lege XII tabularum cautum est. 898 C.Th. 3.17.2 [Brev. 3.17.2]: In feminis tutelam legitimam consaguineus patruus non recuset (a. 326, Constantinus). 899 Isidori Etym. IX.7.30: Proinde et veteres voluerunt feminas innuptas, quamvis perfectae aetatis essent, propter ipsam animi levitatem in tutela consistere (Исидор. Этимологии. IX.7.30: Поэтому и древние пожелали, чтобы незамужние женщины, даже совершеннолетние, состояли под опекой вследствие своего легкомыслия). 900 Подробнее см. Фрагменты эдикта короля Эвриха. Fragmenta Parisina. Вступительная статья и перевод О.В. Дурова//Ius antiquum. Древнее право. 2007. 1 (19). С. 244250; d’Ors A. El Código de Eurico/Ed., palingenesia, índices//Estudios visigóticos. T. 2. Roma – Madrid, 1960. P. 1–12. 901 Ауров O.B. Фрагменты эдикта короля Эвриха... С. 249; d’Ors A. El Código de Eurico... P. 15–16. 902 В основу положен перевод О.В. Аурова. Edictum Eurici 120.4: Circa sanctimonialem autem quae in castitate permanserit in potestate parentum, praecipimus permanere//Liber Iudiciorum. (=Leges Visigothorum)/Ed. K. Zeumer. Hannoverae et Lipsiae, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

(он умер за свободу, – за свободу, которой когда-нибудь мы добьёмся). : 2) Sein letzter Will’war auch sein letztes Handeln;: : Er ruft uns zu, den gleichen Weg zu wandeln (его последняя воля была и его последним делом; он призывает нас идти тем же путём). : 3): Der heil’gen Freiheit galt sein schnell Erblassen;: : Er: : hat,: sie: : uns: : als: : Evbtheil: : hinterlassen (из-за святой свободы так померк свет его жизни и её-то (свободу) оставил он нам, как своё завещание). : 4): Im Kampfe für des Volkes Freiheit sterben,: : So heißt das Testament, nach dem wie erben (умереть за свободу народа, – вот завет, который остался нам в наследство). 2002 Простое перелистывание этой книжки способно смутить и озадачить человека: до того она груба, кощунственна, задорна. 2003 Все, относящиеся к этому вопросу, статьи, равно как и самый текст закона (Entwurf), можно найти в брошюрах: 1) Heimstättenrecht ein Recht für Jedermann, Berlin, 1891; 2) Papst Leo XIII etc. – см. выше. 2004 Взрыв посредством гремучего порошка (petits pois – горошек). – Под влиянием взрывов и особенно последнего – в ресторане Вери, остроумные французы поместили в своих сатирических листках множество меню à la Ravachol, причём в богатом репертуаре названий их блюд оказалось много омонимов для обозначения средств и моментов взрыва: эта игра их много тешила. 2005 Устав Православного Палестинского Общества был Высочайше утверждён 8 мая 1882 года, а 21 мая того же года открылись его действия. 2008 Один из таких каталогов, а именно относящийся к рукописям Иерусалимской патриаршей библиотеки, находящимся в Константинополе, напечатан в 1-м томе (на стр. 287–312) известного издания учёного грека Σαϑας. Μεσαιωνικ βιβλιοϑκη. 2009 А. И. Пападопуло-Карамевс, получивший образование в Смирнской Εαγγελικ σχολ, имеющей курс гимназии, дальнейшим усовершенствованием в науках и учёно-литературными трудами достиг того, что теперь, ещё будучи только 36-ти лет от роду, имеет докторский диплом от Императорского Московского Университета, состоит членом многих учёных обществ и учреждений и уже в 1884 году присутствовал, в качестве депутата от Константинопольского Силлога, на Одесском археологическом съезде. Об учёно-литературных трудах его, предшествовавших рассматриваемым нами, см. в 893 газеты μρα за 1892 год. Срав. также 901.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, некоторые толкователи 893 , несмотря на эту очевидность, находят возможность под драконом видеть нечто другое. «Красный дракон есть эмблема сатаны с признаками мирской власти, как особенно представляемой римской империей 894 , одним из позднейших гербов, которой был дракон. Дракон был лукавым вдохновителем императора Нерона, который, по народному верованию, носил в качестве амулета шкуру змея и жизнь которого, по народной легенде, была спасена змеем, когда он был еще младенцем. Семь голов и десять рогов дракона означают семь императоров и десять провинциальных правителей» 895 . Таким образом, эти толкователи видят в апокалиптическом образе дракона не что иное, как черезвычайно прикрашенное «народной фантазией» 896 представление о могущественной римской власти, страшной и злой по отношению к гонимому христианству. Но, кроме прямого свидетельства 9 ст., против такого понимания говорит и то обстоятельство, что Апокалипсис был написан не до, а после царствования Нерона и никоим образом во всем своем содержании не может быть ограничен изображением борьбы христианства с языческим Римом. Дальнейшие черты, которыми Иоанн описывает дракона, могут быть приложимы только лишь к дьяволу и к его борьбе с христианскою Церковью. Иоанн называет его красным. Обыкновенно, толкователи 897 под красным цветом разумеют цвет крови. Но такое понимание не обязательно 898 . Греческое слово рхссьт буквально нужно перевести: «цвет огня». И хотя, на основании 6:4; 17:3, 6; Зах. 6:2 ; 2Цар. 3:32 , красный цвет можно сближать с кровавым, однако же отождествлять не следует; πορφυρος – κκκινος – 17:3, 4, 6 и πυς – 6:4; 12:3 суть два различные определения 899 . Поэтому толкователи уподобляющие определение «красный» (πυς) определению дьявола «человекоубийца от начала» (νθρωποκτνος, Ин. 8:44 ) 900 , справедливы только отчасти. Красный, огненный цвет дракона указывает не только на то, что дьявол был виновником невинно проливаемой крови, начиная с крови Авеля ( 1Ин. 3:12 ) и кончая кровию святых и свидетелей Иисуса Христа (17:6) 901 , но главным образом на то, что дьявол есть общий виновник гнева и зла на земле и останется таковым до конца; цвет огня указывает на силу истребительного и губительного свойства дьявольской природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

а 16:4 И ли: головной повязкой, подобной тюрбану. 888 б 16:4 И ли: особые. 889 16:8 Или: какой из них Господу, а какой – Азазелю. Евр. азазе ль (в древн. переводах: козел удаляемый) может пониматься и как собственное имя. Весь ритуал с козлом, приносимым в жертву за грех, и этим, изгоняемым в места необитаемые, образно свидетельствовал о том, что исповеданные грехи покаявшихся людей покрыты искупительной кровью, прощены и навсегда от них удалены (ср. Пс 103 (102):12 и Мих 7:19); то же и в ст. 10 и 26. 890 16:13 Букв.: на Свидетельстве; см. примеч. к Исх 16:34. 891 16:16 Или: очищающий Святилище/ святое (отделение Скинии), относительно значения слов «очищающий/очищение» см. примеч. «б» к 1:4; то же в ст. 17 и 27. 892 16:18 См. примеч. «б» к 1:4 и 8:15. 893 16:20 Евр. глагол кафар, обычно переводимый как «восстановить единение», здесь, а также в ст. 30 и 33 определенно означает «совершить/завершить очищение». О значении этого глагола см. примеч. «б» к 1:4. 894 16:29 Т.е. месяца тишри, десятого месяца по лунному календарю (чаще всего праздник выпадает на сентябрь). 895 16:29 Или: поститесь; то же в ст. 31 . 896 17:7 Букв.: косматым козлам – заимствованное евреями в Египте поклонение демонам в козлином образе было не только актом духовной неверности Богу (прелюбодеянием), но и сопровождалось дикими оргиями. 897 17:10 Букв.: против тех… Я обращу лицо Свое. 898 а 17:11 Е вр. нефеш означает «душа, жизнь, личность», а также переводится личными местоимениями; так в этих разных значениях оно переведено в данной главе в ст. 10, 11, 12, 14 и 15. 899 б 17:11 Ближе к букв.: покрытия ( греха) или как средство единения (с Богом). 900 18:2 Эти слова возвещали об Источнике, из которого исходили указания, и о Власти, стоящей за ними. 901 18:6 Букв.: чтобы открыть наготу ее; то же в ст. 7–19 . 902 18:17 Или: распутством. 903 18:20 Букв.: чтобы излить семя свое; то же в ст. 23. 904 18:30 Или: заботьтесь о служении Мне. 905 19:3 И ли: благоговейте/ испытывайте страх каждый ( перед…); то же в ст. 30 и 32. 906

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

На деле такая лестная рекомендация оказывается более, чем преувеличенной. Раввинизм, погруженный в море отеческих преданий, обязан был оправдать их и взял на себя задачу утвердить на писанном слове все законы и обычаи, господствующие в жизни 889 . Поскольку же содержание их часто не заключалось в самой букве и не вытекало из нее непосредственно, то необходимо было прибегать к выискиванию () его 890 . Вернейшим средством к сему служило предположение, что одним термином или знаком Бог разом может выразить многое 891 – и требуется лишь угадать всю сумму этих оттенков по данному намеку () 892 и в духе традиции 893 , которая собственно сама себя доказывала 894 . При такой тонкой подмене получалась видимость, будто считается достойным раскрытия и усвоения единственно то, чему учит Писание, а все прочее отвергается 895 . При этом в самой Библии иногда встречаются противоречия, вынуждающие к конъектурам, но и эти далеко не произвольны, поскольку опираются на наличные мнения, выросшие и развившиеся на библейской почве 896 . В результате выходило, что для Талмуда библейское изъяснение не имело ценности само в себе; оно было направлено к тому, чтобы оградить действующие религиозные порядки и убеждения. Для этого именно привлекали и самый текст, который de facto применялся для побочных целей авторитетного аргументирования существующего 897 . Колебание в воззрениях, естественно, сказывается и в библейской интерпретации. Так, было признано, что всегда включает нечто, между тем оно употребляется и в заповеди о любви к Богу (Второз. 10:20), хотя нет чего-либо подле и сверх Его. Поэтому р. Симеон отказался здесь от принятой герменевтической схемы. Скоро практика выдвинула на чрезвычайную высоту иудейских учителей 898 и возвеличила их над родителями, раз те сообщают вечную жизнь, а эти временную 899 . Вследствие этого р. Акиба думал, что первых должно уважать наравне с Богом и почитать вместе с Ним 900 . Этот пример достаточно свидетельствует, как традиционное мнение насильственно навязывается откровению 901 , и ради него всякий штрих 902 обращается в неотразимое повеление Божие 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Жизнь Божественного естества также есть любовь, поскольку «прекрасное непременно любезно знающим» его, а Божество, очевидно, познает Само Себя 890 . Самопознание прекрасного, следовательно, является любовью ( δ γνσις γπη γνεται), которая, однако, никогда не превратится в пресыщение (κρος 891 ), ибо оно прекратило бы любовь. Божественная жизнь поэтому «всегда будет совершаться любовью» (ε θεα ζω δι» γπης νεργηθσεται) 892 . Внутрибожественная любовь не имеет границ, поскольку само божественное благо также не имеет границ, которые бы ему положила его противоположность 893 . Поскольку это благо не может претерпеть какого-либо умаления и ущерба, оно продолжается в бесконечности 894 . Сподобившиеся причастия божественному благу никогда не могут постичь его целиком. Более того, их собственная «великость» через участие в неограниченном благе постоянно возрастает 895 , и этот рост никогда не прекращается 896 : поскольку источник блага неисчерпаем, возрастание его воспринимающего постоянно увеличивается, не достигая границы 897 . Однако это возрастание души является только качественным; для Григория совершенно неприемлемо представление о бесконечном умножении душ: некогда должно быть окончательно достигнуто предопределенное их число 898 , изначально задуманная плерома, как это нам уже известно из сочинения Об устроении человека 899 . Воскрешение тела Душа, родственная Богу и Ему подобная, привлекается к Нему с тем большей легкостью, чем решительней она избавилась от уз материи, то есть телесности. Однако у Григория, в отличие от Платона, есть надежда и для того, кто все-таки сохраняет привязанность к телу и кого «печалит расторжение связи с любимым» 900 . В рамках платоновского универсума этот характерно христианский мотив предстает вопиющей непоследовательностью, конечно, не способствующей связности толкования Григория. Здесь Григорий (устами Макрины) от стремления разрешиться от телесных уз вдруг переходит к упованию телесного воскресения. Некоторые исследователи видят в этом повороте искреннюю, хотя и очень несовершенную попытку Григория христианизировать 901 платоновский универсум, другие же считают введение в платонизирующий диалог христианских представлений о воскресении оппортунизмом («маскировкой») Григория или даже недоразумением 902 . Во всяком случае, неоспоримо то, что уже в той части диалога, – которая посвящена душе, Григорий подчеркивал связь нематериальной души с элементами разложившегося тела, словно бы изначально намекая не только на бессмертие души, но и на телесное воскрешение 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

– С. 15; Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 57. 891 Д. В. Айналов придерживался этого мнения вслед за А. Л. Бертье-Делагардом и архитектором Авдеевым, снимавшим план агоры (Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 60). Наличие «купола на высоком барабане», о чем пишут некоторые исследователи, не более как гипотеза (Романчук А. И. Очерки... – С. 229). 892 Хрушкова Я. Г. Крестовидные церкви... – С. 235; Хрушкова Я. Г. Христианские пямятники Крыма. – С. 183. 893 См. историографию проблемы: Soteriou G. Е prothesis kai diakonikon en te archaia ekklesia//Theologia. – 1941. – Per. B’ – T.A’. – S. 76–100; Stricevic D. The Diakonikon and the Prothesis in Early Christian Charches//Starinar, N.S. – 1958–1959. – T. 9–10. – P. 59–66; Babic G. Les chapelles annexes des eglises byzantines. – Paris, 1969; Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. – Pennsylvania; London, 1971; Curcic S. Architectural Significance of Subsidiary Chapels in Middle Byzantine Charches//Journal of the Society of Architectural Historians. – 1977. – Vol. 36. – – P. 94–110; Taft R. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites and of the Liturgy of Jihn Chrysostom. – Rome, 1978; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Charch. – London, 1982; Descoeudres G. Die Pastophorien in syro-byzantinischen Osten: Eine Untersuchung zu Architektur und Liturgiegeschichtlichen Problemen. – Weisbaden, 1983. 895 Отчет за 1891 г. – Л. 5; Раскопки в Таврической губернии. 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – С. 4; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 50, прим.4; ср.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 416. 901 Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 402, 410; Хрушкова Л. Г. Крестовидные церкви... – С. 232; Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма. – С. 184; ср.: Лосицкий Ю. Г. Опыт реконструкции крестообразных храмов... – С. 29–30. 904 Ср.: Жития свв. Ефрема, Василея, Евгения, Агафодора, Елпидия, Еферия и Капитона//Лавров П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010