Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАЕККЛИСИАРХ [Греч. παρεκκλησιρχης], помощник экклисиарха , по поручению игумена отвечавшего в визант. мон-рях за благоустройство храма и организацию богослужения. К XI в. экклисиарх обычно руководил целым штатом подчиненных и был 2-м лицом в монастыре после настоятеля (значимость должности экклисиарха подчеркивает то, что это было одно из немногих монастырских служений, для к-рого существует обряд поставления (προχερισις) - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 667, 867, 1053). Должность П. впервые упоминается в источниках, связанных с т. н. евергетидским монашеским движением, для к-рого было характерно стремление к упорядочиванию всех сторон монастырской жизни. В частности, термин встречается в 1-м Житии прп. Лазаря Галисийского, составленном мон. Григорием после 1057 г. (Vita S. Lazari auctore Gregorio Monacho. 82, 209//ActaSS. Nov. T. 3. P. 534, 572). Считающийся ныне утерянным устав основанной прп. Лазарем обители Воскресения Христова на Галисийской горе около Эфеса (если он вообще существовал как письменный текст) лег в основу Евергетидского Типикона ( Пентковский А. М. Ктиторские Типиконы и богослужебные Синаксари евергетидской группы//БТ. 2003. Сб. 38. С. 321-355). В 1-й пол. XII в. должность П. прочно входит в Типиконы евергетидской группы (напр.: Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator//REB. 1974. T. 32. P. 61; в жен. мон-рях - «параекклисиархисса»: Gautier P. Le Typikon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. 1985. T. 43. P. 67) и распространяется в афонских обителях (напр., П. упом. в грамоте в числе свидетелей, поставивших подписи: Actes de Lavra/Ed. P. Lemerle. P., 1970. Vol. 1. P. 324. N 63 (1154 г.)). Круг полномочий П. не был четко регламентирован: ему поручалось приносить из ризницы утварь, богослужебные книги, покровцы и проч., следить за возжжением свечей, наличием елея в лампадах, подавать кадило священнослужителям, приносить воду и т. д. ( Мансветов. 1885; Соколов. 1894). Напр., согласно Мессинскому Типикону , П. должен был ударять в било ( Arranz. Typicon. P. 197, 204; раньше, согласно студийскому Ипотипосису , это было обязанностью самого экклисиарха - PG. 99. Col. 1709).

http://pravenc.ru/text/2578965.html

Между тем слава о добродетели Игнатия распространялась по окрестностям и привлекала к нему новых учеников. В числе их на остров пришел в 1172 г. и вышеупомянутый Нил. Он скоро заслужил расположение Игнатия и был поставлен даже во главе общины, после того как благополучно и успешно сходил, по поручению Игнатия, за материальной помощью к монахам Киликии. По смерти Игнатия монахи получили от христолюбивых жителей Кипра некоторые приношения, на которые они воздвигли церковь во имя Богородицы, прилично украсили ее, построили трапезную, келлии, обнесли все валом, – и монастырь был готов. 865 Этот монастырь был не единственным на Кипре. Тот же иеромонах Нил основал в Тамасе другой – женский и написал для него, так же как и для Махерского монастыря, устав. 866 Известен еще на Кипре монастырь Κουτζουβειν του. 867 В середине XII в. был основан афинским монахом Иоанникием монастырь Пресвятой Богородицы в Карии в округе Милассы и Меланудия. 868 В середине XI в. возникло несколько монастырей и в Южной Италии, где монашество продолжало процветать под покровительством Роджера II, наследовавшего от отца политику благоволения к монахам. На поприще строительной деятельности прославился и сам Роджер. Ему обязан своим происхождением самый замечательный во всей Сицилии и, пожалуй, во всей Южной Италии монастырь Спасителя в Мессане. Основание этому монастырю положил еще Роджер I, построивший в 1059 г. небольшую церковь во имя Спасителя у ворот Мессаны, в память победы над сарацинами. Роджер II расширил эту церковь , украсил ее мрамором, построил вокруг нее келлии и собрал в них монахов, приписал к ней весьма большие недвижимые имения и таким образом образовал монастырь. Игумену монастыря Спасителя были предоставлены права архимандрита. Под его властью было 46 монастырей – сицилийских и калабрийских, а именно – в Сицилии: 1) св. Никандра в Мессане, 2) св. Льва в Мессане, 3) Спасителя, построенный монахом Схоларием, 4) св. Филиппа Мес- санского, или Великого, или Агирского, 5) Марии de Massa, 6) Стефана Мессанского, 7) свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

XI в. В конце царствования Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.) получил титул магистра и был назначен дукой Антиохии. Затем был правителем Ани, успешно сражался с сельджуками, сыграл важную роль в заговоре по возведению на трон Исаака Комнина в 1057 г, за что был вознагражден титулом куропалата. Был человеком книжным, начитанным, хорошо знал Михаила Пселла . Известен как автор «Стратегикона, или советов и рассказов», сочинения, которое было написано приблизительно в 1075–1078 гг. в виде риторического сборника военных, политических и особенно нравственных правил и примеров, советов по поведению, управлению, светскому и придворному обращению, какие из собственного опыта и разумения отец дает детям. Это сочинение является уникальным историческим источником для ознакомления с чисто византийскими воззрениями на жизнь и нравственность, на семью, общество и государство. Кеколимена – категория византийских товаров, запрещенная к частному использованию, торговле и экспорту. К ним относились, например, дорогие пурпурные шелковые ткани и одежды, золото, оружие и др. Келесирия – восточная часть Сирии. Келия (келья) – лат. cella, особое помещение, жилище отшельника, монаха, одного или нескольких. Это могла быть простая небольшая комната, пещера или целый дом со всем имуществом. См.: лавра. Кельтиберы – так ромеи именовали жителей Пиренейского полуострова, будущих испанцев. Кентарх – 1) сотник (центурион), младший офицерский чин в византийской армии, то же, что гекатонтарх; 2) командир военного корабля-дромона. Кентинарий – мера веса и денежная единица (см.: табл.). Кентукла – броня для лошади из войлока или кожи вола. Кенургий – дословно с греч. «новое здание», роскошный дворцовый зал, расположенный недалеко от Хрисотриклина, построен Василием I Македонянином (867–886 гг.). Его потолок, покрытый мозаикой с изображениями славных деяний василевса, поддерживали 16 резных колонн из фессалийского мрамора. Керамида – кровельная глиняная черепица. Имела вид плоского прямоугольника с невысокими бортиками по обеим сторонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды происходило пиршество во дворце св. Маманта, на котором по обычаю царь позволил себе излишества. Присутствовавший здесь Василий решился воспользоваться этим случаем, чтобы освободить себя и империю от этого негодного правителя. Отведя его спать и оставив комнату без охраны и без запоров, Василий ночью провел своих друзей и преданных ему сообщников и впустил их в спальню царя. Бывший здесь постельничий хотел было оказать сопротивление, но его заставили молчать. Михаил пробужден был от сна вследствие поднявшегося шума и поднял руки для защиты, но один из заговорщиков, Иоанн Халдий, отсек ему обе руки, после чего ему нанесены были новые удары, от которых последовала смерть. Это было ночью с 23 на 24 сентября 867 г. Василию предстояло принять меры, чтобы закрепить за собой приобретенное смертью Михаила III положение. В ту же ночь он поспешил, несмотря на сильную морскую бурю, переправиться из предместья св. Маманта в Константинополь, чтобы занять дворец, откуда приказал собраться к нему всем придворным, оставшимся во дворце св. Маманта, и сделал распоряжение о погребении погибшего царя. Михаил погребен без всякой помпы на азиатском берегу Босфора в нынешнем Скутари. На погребении были мать его инокиня Феодора и сестры его, постриженные в монахини и жившие в монастыре Гастрии. Достигнув неограниченной власти в обширной империи, Василий был уже на склоне лет, он имел около 55 лет. Патриарх Фотий также относится к числу новых людей в истории Византии, по силе и глубине значения он даже должен быть поставлен впереди Василия. Но хотя по высокому научному образованию и по талантливости Фотий представляет собой совершенно неожиданное и до известной степени чрезвычайное явление, тем не менее об обстоятельствах его подготовки к исторической роли мы лишены всяких сведений и, можно сказать, первая хронологическая дата, касающаяся его жизни, совпадает со временем избрания его на патриаршую кафедру. Он был несколькими годами моложе царя Василия: рождение последнего можно относить к 813–814 гг., а рождение Фотия следует полагать между 816–826 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Главный источник по истории 1-го периода иконоборческих споров в Византии - «Хронография» прп. Феофана Исповедника, охватывающая 285-813 гг. Поскольку это сочинение в большой степени является комбинацией выдержек из более ранних текстов, подвергнутых в различной степени сокращению и перефразированию, проблема источников прп. Феофана очень сложна, тем более что он сам редко указывает на происхождение своего материала. Помимо греч. источников для VII-VIII вв. Феофан использует вост. источник - сир. хронику (или хроники), переведенную на греч. язык на Востоке и происходящую из мелькитских кругов ( Mango, Scott. 1997. P. LXXXII). Помимо прп. Феофана Исповедника события 1-го периода иконоборческих споров освещает «Краткая история» свт. Никифора, охватывающая события 602-769 гг. ( Niceph. Const. Brev. hist.). Как и прп. Феофан, свт. Никифор изображает события с антииконоборческой позиции, но в отличие от прп. Феофана не следует летописной системе. Приписываемый свт. Никифору краткий «Летописец вскоре» (Chronographia brevis; изд.: Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lpz., 1880, 1975r. P. 81-135) является списком правителей от Сотворения мира до 829 г. В результате поисков использовавшихся в визант. летописях источников по периоду правления имп. Льва III исследователи реконструировали неск. источников: благожелательный ко Льву III материал, условно названный П. Шпеком «Vita Leonis» ( Успенский. 1950, 1951; Speck. 1981. S. 238-239), и полемический антииконоборческий трактат под условным названием «Historia Leonis» ( Afinogenov. 2002. P. 7-17). События 2-го иконоборческого периода описывает Продолжатель Феофана - автор собрания хроник, сохранившегося в единственной рукописи XI в., Vat. gr. 167. Несмотря на то что анонимный автор 1-й из 4 частей (за 813-867) считает себя продолжателем прп. Феофана Исповедника, его хроника имеет др. композиционную структуру, представляя собой ряд биографий императоров ( Theoph. Contin.; испр. изд.: Kumaniecki. 1932). «Обозрение историй» Иоанна Скилицы ( Scyl. Hist.), описывающее события 811-1057 гг., также рассматривается как продолжение сочинения прп. Феофана Исповедника, к-рого Иоанн Скилица восхваляет как надежного историка; «Исторический синопсис» Георгия Кедрина ( Cedrenus G. Comp. hist.) с 811 г. близко следует хронике Скилицы.

http://pravenc.ru/text/389050.html

Световой символизм - организующий принцип церковного искусства как органической части богослужения. Сами интерьеры православных храмов ориентируют душу на внутреннее переживание Божественного Света. С повечерием соединяется литургическое воспоминание о сошествии Христовом во ад как о торжестве Воскресения, ведущего человека из состояния омраченности в царство духовного Света. Литургическая символика полунощницы напоминает человеку о непрерывном умном служении Богу небесной иерархии - Сил ангельских. Церковный год - замкнутый литургический цикл. Ритм его Жизни определяется праздниками, которые, преодолевая текучесть временного потока, открывают мир вечного. Два основных праздничных цикла - Господний и Богородичный уже своим числом, двенадцать, освящают временное пространство года. Символика числа двенадцать глубоко обоснована в христианстве, будучи числом, олицетворяющим духовную полноту и гармоническую завершенность: двенадцать колен Израилевых, двенадцать судей, двенадцать апостолов. Святая Пасха - духовный центр 12 великих праздников. В " Церковной мистагогии " преподобный Максим Исповедник (VII в.), проводя сознание через грандиозную иерархию смыслов, дает богословское обоснование храмового символизма, который получил завершенное архитектурное выражение только в эпоху Македонской династии (867 - 1057) в Византии. Храм - образ Божества и как таковой соединяет в себе множественность человеческих существ. " Такое неслитное соединение свойств существ, - пишет преподобный Максим Исповедник, - производит Сам Бог, соединяя их частные свойства в Себе, как причине, начале и конце " . Подобно тому и крестово-купольная система неслитно соединяет в себе множественность пространственных ячеек храма. Православный храм воплощает также в архитектурных формах образ мира, " состоящего из видимых и невидимых существ " . Будучи единым строением, храм по своему расположению разделяется на алтарь и собственно храм. Это членение - символ деления единого в основе мира на видимое (земное), и невидимое (мир духовный).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

914 Васильев А. А. История Византийской империи. От начала Крестовых похо­дов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 1998. С. 367–368. 915 Лебедев А. П. Очерки исторического состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до половины XV века. – М., 1902. 917 Успенский Ф . И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867–1057). – М.: Мысль, 1997. С. 26. Мнение архиепископа Сергия (Спасского) , что патриарх Фотий был вскоре после смерти причислен к лику святых, представляется ошибочным. – См. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. Репринт. – М., 1997. С. 61. 919 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церк­ви. – СПб.: Мемориал, 1999. С. 18. 922 Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. С. 273. 924 Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области (по матери­алам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории и атеизма. Т. 8. – М.: Изд-во АН СССР, I960; Никольская 3. А. К характеристике тече­ния истинно православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 162–185; Митрохин Л. Н. Реакционная идео­логия «истинно православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории ре­лигии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 144–162. 926 Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992–1996. – М.: ПСТБИ. С. 374–380; Осипова И. И. Новые материалы о пресле­дованиях за веру в Советской России//Церковно-исторический вестник, 1999, 2–3. С. 4–198; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...» Гонения на Истинно-Православную Церковь . – М.: Серебряные нити, 1998; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР//Минувшее. Вып. 15. – М., СПб., 1994. С. 446–46З; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православ­ной Церкви. – СПб.: Мемориал, 1999­ 927 Амвросий (граф фон Сиверс), архиеп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 3 (7); Его же. Катакомбная Церковь : Усть-Кутский Собор 1937 г.//Русское Пра­вославие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 4 Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Ве­стник ИПХ. СПб., 1997, 5 (9); Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997; Его же. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Право­славие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998, 3 (12).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

DOROTHEUS. Doctrinæ, 88, 1611–1838. Epistolæ 1–8, 1837–42. ANTIOCHUS. Homiliæ 1–130, cum epistola ad Eustathium et prologo, 89, 1421–1850. De oratione et confessione, 1849–56. MAXIMUS CONFESSOR. Liber asceticus, 90, 911–58. GEORGIUS PISIDA. De vanitate vitæ, , 92, 1581–1600. ANDREAS CRETENSIS Magnus Canon, , 1329–86. JOANNES DAMASCENUS. De octo spiritibus nequitiæ, 95, 79–86. De virtutibus et vitiis, 85–98. THALASSIUS. Centuriæ, 91, 1427–70. IRENE. Typicon, 127, 985–1128. PHILOTHEUS. Ascetica, 98, 1369–72. THEODORUS STUDITA. Sermones catechetici 1–134, 99, 509–688. Epistolarum libri duo, 903–1670. Ascetica capitula quatuor, 1681–84. Scholion in S. Basilii ascetica, 1685–88. Catechesis chronica, 1693–1704. Constitutiones studitanæ, 1703–20. Canones de confessione et satisfactione, 1721–30. Responsiones, 1729–34. Po_enæ monasteriales, 1733–58. Testamentum, 1813–24. Iambi, , 1779–1812. METHODIUS CP. Epistola contra Studitas, 100, 1293–8. ANONYMUS. De schismate Studitaram, 99, 1849–54. CHRISTOPHORUS. Cui vita humana sit similis, 100, 1215–32. ANONYMUS. Iambi de rebus asceticis, , 106, 1353–60. LEO IMPERATOR. Canticum compunctionis, , 107, 309–14. CONSTANTINUS PORPHYROGENITUS. Collectanea de virtutibus et vitiis, 113, 951–6. NICOLAUS CP. De vita monastica, 111, 391–406. SYMEON LOGOTHETA METAPHRASTES. Alpha-betica moralia 1–2, , 114, 131–4. Duo alia carmina, , 133–6. Commentarius in sermones 1–50 S. Macarii, 34, 841–65. Sermonis de moribus S. Basilii, 32, 1115–1382. NICON. Liber de præceptis divinis seu Intetpretatio divinorum mandatorum, 127, 513–4; 106, 1359–82. IGNATIUS DIACONUS. Iambi secundum alpha-betum, 117, 1175–8. GEORGIUS. Gnomologium, 117, 1057–1164. ELIAS ECDICUS. Anthologium gnomicum, 127, 1129–48. Gnosticæ sententiæ, 1147–76. JOANNES GEOMETRA. Paradisus, . Tetrasticha 1–99, 106, 867–90. ANONYMUS. Versus catanuctici, , 117, 1189–94. SYMEON JUNIOR THEOLOGUS. Orationes 1–33, 120, 321–508. Divinorum amorum liber, 507–602. Capitula practica et theologica 1–228, 603–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1056 См.: F. Fuchs. Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig, Berlin, 1926, SS. 24–25. 1057 F. Fuchs. Die hoheren Schulen... SS. 24–25. Работа содержит детальную информацию о философском факультете и юридической школе. 1060 Цитата по русскому изданию Я. Н. Любарского, с. 82 (Зоя и Феодора. Константин IX, гл. XLV). У А. А. Васильева в соответствующем месте ссылка на с. 139 работы Рено (выходные данные в прим. 179), а также на: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. IV, p. 123–124. Примечание научного редактора. 1061 Е. Renaud. Michel Psellos: Chronographie ou Histoire d " un siecle de Byzance, 976–1077. Paris, 1926, t. I, p. IX. 1062 Е. Renaud. Etude de la langue et de style de Michel Psellos. Paris, 1920, pp. 432–433; Е. Renaud. Michel Psellos: Chronographie ou Histoire d " un siecle de Byzance, 976–1077. Paris, 1926, vol. I, pp. XIV-XV. 1063 Есть новый русский перевод: Дигенис Акрит. Перевод, статьи и комментарии А. Я. Сыркина. Репринтное воспроизведение текста издания 1960 г. – M., 1994. Примечание научного редактора. 1065 J. Hussey. Michel Psellus. – Speculum, vol. X, 1935, pp. 81–90; J. Hussey. Church and Learning in the Byzantine Empire, 867–1185. London, 1937, pp. 73–88; M. Jugie. Michel Psellos. – Dictionnaire de theologie catholique, vol. XIII, 1936, col. 1149–1158; В. Вальденберг. Философские идеи Михаила Пселла . – Византийский сборник. M., 1945, с. 249–255. 1067 Источники этой точки зрения А. А. Васильева остаются неизвестными. В любом случае, однако, А. Я. Сыркин, автор весьма взвешенной статьи о Дигенисе в уже упоминавшемся новом русском издании поэмы, отказывается от каких-либо отождествлений (с. 136–150), а точку зрения, высказанную А. А. Васильевым , не упоминает вовсе. Примечание научного редактора. 1069 Bibliotheque grecque vulgaire, ed. Е. Legrand. Paris, 1880, vol. 1, 83 (v. 180), 96 (v. 546). См. также: Poemes Prodromiques en grec vulgaire. Amsterdam, 1910, p. 55 (v. 164); Е. Jeanseline, L. Oeconomos. La Satire centre les Higoumenes. – Byzantion, vol. 1, 1924, p. 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Движение литургического времени не линейно, оно имеет круговой характер, символически показывая тем самым свою связь с вечностью. Круговая композиция суточных служб выводит человеческое сознание из текущей и преходящей стихии субъективного времени. Изобразительный символизм вечерни приводит к переживанию Домостроительства спасения мира. В священнодействии вечернего входа и пения гимна «Свете Тихий» человек, подготовленный к тому всем ходом богослужения, прозревает истинный свет искупления во Христе. Мистика Света пронизывает весь строй литургической жизни: начало богослужебного дня – вечерня показует этот Свет в символически-прикровенном виде, подобно тому, как он переживался во времена Ветхого Завета. Утреня совершается уже в сиянии восходящего Солнца Правды, и, наконец, сама Литургия – полное, сущностное раскрытие Света Христова, с которым соединяются души верующих. Световой символизм – организующий принцип церковного искусства как органической части богослужения. Сами интерьеры православных храмов ориентируют душу на внутреннее переживание Божественного Света. С повечерием соединяется литургическое воспоминание о сошествии Христовом во ад как о торжестве Воскресения, ведущего человека из состояния омраченности в царство духовного Света. Литургическая символика полунощницы напоминает человеку о непрерывном умном служении Богу небесной иерархии – Сил ангельских. Церковный год – замкнутый литургический цикл. Ритм его жизни определяется праздниками, которые, преодолевая текучесть временного потока, открывают мир вечного. Два основных праздничных цикла – Господний и Богородичный уже своим числом, двенадцать, освящают временное пространство года. Символика числа двенадцать глубоко обоснована в христианстве, будучи числом, олицетворяющим духовную полноту и гармоническую завершенность: двенадцать колен Израилевых, двенадцать судей, двенадцать апостолов. Святая Пасха – духовный центр 12 великих праздников. В «Церковной мистагогии» преподобный Максим Исповедник (VI век), проводя сознание через грандиозную иерархию смыслов, дает богословское обоснование храмового символизма, который получил завершенное архитектурное выражение только в эпоху Македонской династии (867–1057) в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010