1388 Письмо датируется 823 началом 824 г. Мария была супругой императора Константина VI, который насильно заключил ее в монастырь. Позже дочь Марии Евфросиния, став императрицей, приглашала мать ко двору. См. также примеч. к письму 31. Ред. 1389 Феодота, на которой женился Константин VI после насильного пострига Марии, своей законной супруги. Ред. 1393 В ТФС: «.. .все у вас да будет с любовью. Пусть они процветают в обеих обителях ваших, чтобы вы, мужи и жены, проводя неукоризненную и непорочную жизнь.». Ред. 1398 Письмо датируется 821–826 гг. С данного письма начинается расхождение в нумерации между изданиями Сирмонда и Миня (см.: Fatouros. Pars II. S. 986987). Ред. 1407 Письмо датируется 821–826 гг. Адресат письма Феофан Керамейский, церковный писатель; был архиепископом Тавроменийским на острове Сицилия. В Sirm. добавлено: «догматическое, что Христос не был бы Христом, если Он не был бы описуем по образу нашему». Ред. 1411 В действительности епитимия (отлучение от Причастия сроком от одного года до двух лет, согласно 4 правилу Василия Великого ) начинается после заключения брака и именно поэтому «священник, благословив двоебрачного, должен удаляться от трапезы и не пиршествовать вместе с ним. Ибо если двоебрачный состоит под епитимиею, то какое извинение будет иметь тот пресвитер, который, присутствуя на пиршестве, одобряет такие браки?» (Аристин в комментарии на Неокес., 7; см.: Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Паломник»; «Сибирская благозвонница», 2000. С. 85). Тем самым второй брак допускался Церковью, но его признание зависело от несения супругами последующей епитимии (аналогично в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), глава X. 3). Ред. 1429 Слова Господа, сказанные о браке, преп. Феодор Студит относит и к духовному союзу. Полная цитата из Евангелия от Матфея ( Мф.19:5–6 ) следующая: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1 Кор. 1:23. 199 Сестры Лазаря, известные по евангельскому рассказу о посещении Иисусом Христом Вифании. «Мария… села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:39—42). 200 «Сумма теологии» — главный трактат Фомы Аквинского, в котором излагаются основы католической теологии. «Сумма» (от лат. summa — итог) — жанр схоластической философской литературы. 201 Имеется в виду многовековой спор ариан, противопоставлявших принцип «подобносущности» Бога–Отца и Бога–Сына принципу «единосущности», который был провозглашен в Никейском символе веры. Подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 6 т. Т. 4: История церкви в период вселенских соборов. Пг., 1918. С. 72—85. 202 Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» (1830) (Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 63). 203 Последователи древнегреческого философа Пиррона (IV — нач. III в. до н. э.), основателя скептической школы. В систематическом виде взгляды Пиррона изложены Секстом Эмпириком в «Трех книгах пирроновых основоположений» (Секст Эмпирик. Сочинения. М., 1976. Т. 2. С. 207—380). 204 См.: Деян. 9:1—20; 2 Кор. 12:2—5. 205 Краткое изложение основ вероучения, главных догматов какой–либо религии. Христианский символ веры был принят на Никейском вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.). В католицизме символ веры пересматривался и редактировался на Тридентском соборе (1545—1563). 206 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

1Мак.10:83 . И разсеялись всадники по равнине и ускакали в Азот, и вошли в Бетдагон, капище свое, чтобы спастись. 1Мак.10:84 . А Ионафан сожег Азот и города окрестные, и взял пожитки их, и капище Дагона и капище города и убежавших туда сожег огнем. 1Мак.10:85 . И было падших от меча с сожженными восемь тысяч мужей. 1Мак.10:86 . И двинулся оттуда Ионафан, и ополчился у Аскалона; и вышли граждане, дабы встретить его с славою великою. 1Мак.10:87 . И возвратился Ионафан в Иерусалим с своими, имея большия добычи. 1Мак.10:88 . И было: когда услышал Александр царь разсказы о сем, то усугубил почет Ионафану. 1Мак.10:89 . И послал ему золотую застежку, какая по обычаю давалась царским родственникам, и подарил ему Аккарон со всеми пределами его в наследственное владение. Глава 11 1Мак.11:1 . И Царь Египетский собрал рати большия, как песок на берегу моря, и много кораблей, и старался овладеть царством Александра хитростию, и присоединить его к царству своему. 1Мак.11:2 . И пришел в Сирию с мирными предложениями; и жители отворяли ему города, и встречали его, потому что было повеление Александра царя встречать его, как тестя своего. 1Мак.11:3 . Когда же входил в города Птоломей, то ставил отряды для стражи в каждом городе. 1Мак.11:4 . А как приблизился он к Азоту, то показали ему капище Дагона сожженное, и Азот и предместия его разрушенныя, и трупы поверженные, и тех сожженных, которых сожег (Ионафан) во время войны; ибо они сложили их в груды на пути его. 1Мак.11:5 . И расказали царю, что сделал Ионафан, чтобы обвинить его. Но царь промолчал. 1Мак.11:6 . И встретил Ионафан царя в Иоппии со славою, и целовали они друг друга, и ночевали там. 1Мак.11:7 . И шел Ионафан с царем до реки, называемой Елевфер, и возвратился в Иерусалим. 1Мак.11:8 . Царь же Птоломей овладел городами помория до Селевкии приморской и измышлял против Александра замыслы лукавые. 1Мак.11:9 . И отправил послов к Димитрию царю сказать: приходи, заключим между нами союз; и отдам тебе дочь мою, которую имеет Александр: и воцаришься в царстве отца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

23 Избавит Господь души рабов Своих, никто из уповающих на Него не погибнет. Слава Псалом 34 (35) 1 Давида. Осуди, Господи, неправедных противников моих, сразись с ополчившимися против меня; 2 Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне; 3 Обнажи меч и отрази преследователей моих, скажи душе моей: «Я спасение твоё». 4 Да будут постыжены и опозорены ищущие души моей!  Да обратятся вспять и посрамятся замышляющие против меня зло! 5 Да будут развеяны, как пыль на ветру, и Ангел Господень да гонит их! 6 Да будет путь их тёмен и скользок, и Ангел Господень да преследует их! 7 Ибо без вины моей они скрыли для меня смертоносную сеть свою, без повода поносят душу мою. 8 Да придёт к ним неожиданная гибель и скрытая ими сеть да уловит их самих, да впадут в неё на погибель! 9 А моя душа да возрадуется о Господе, да возвеселится о спасении Его! 10 Тогда все кости мои скажут: «Господи, [Господи,] кто подобен Тебе, Избавляющему бедного из руки сильного, убогого и нищего – от грабителей его?!» 11 Восстали [на меня] лживые свидетели, чего я не знаю, о том допрашивают меня. 12 Воздали мне злом за добро, ищут смерти душе моей, 13 Тогда как я во время болезни их одевался во вретище, смирял постом душу мою И молитва моя о них повторялась во мне непрестанно. 14 Я угождал им, как другу, как брату своему, ходил скорбный и мрачный, печалясь о них. 85 15 А они собрались порадоваться беде моей, сошлись, чтобы глумиться надо мной, не знаю за что, поносят, а не сокрушаются; 16 Дразнят меня, высмеивают меня, скрежещут на меня зубами своими. 17 Господи, когда Ты увидишь это?! Отведи от злодейств их душу мою, от львов – единственную мою; 18 И я прославлю Тебя, Господи, в великом собрании, перед многочисленным народом восхвалю Тебя.  19 Не дай торжества надо мной враждующим со мной без причины. Они ненавидят меня без вины моей, перемигиваются глазами; 20 Хоть и говорят со мной о мире, но в гневе своём замышляют коварство; 21 Раскрывают на меня пасть свою, говорят: «Хорошо, хорошо! Наконец-то увидели глаза наши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

3, 36), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание. Вообще же, если позволяем себе говорит: грех «малый» и «великий», то можно признать бесспорным, что для каждого велико владеющее им и мало, чем он владеет; как у борцов — победивший крепче, а побежденный слабее одержавшего верх, кто бы он ни был. Поэтому в рассуждении всякого, согрешающего каким бы то ни было грехом, должно соблюдать суд Господа, Который сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15–17). В рассуждении же всех таковых да соблюдается сказанное апостолом: почему «вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1 Кор. 5, 2)? Ибо при отсечении надобно оказывать долготерпение и сердоболие. Вопросы о пользовании вещами при общежитии Вопрос 70. Как надобно поступать с тем, кто во зло употребляет одежду или обувь, и когда заметят ему сие, подозревает в замечающем скупость и ворчливость? И что надобно с ним делать, если продолжает то же по надлежащем двукратном или троекратном увещании? Ответ. Злоупотребление преследует Апостол, сказав: «и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1 Кор. 7, 31). Ибо мера употребления—неизбежная необходимость потребности: а употребление сверх потребности доказывает недуг или многостяжательности, или сластолюбия, или тщеславия. Кто же пребывает во грехе, тот подлежит осуждению, как нераскаянный. Вопрос 85. Надобно иметь в братстве какую либо собственность? Ответ. Сие противно свидетельствам об уверовавших в Деяниях, в которых написано: «никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4,32). Посему кто называет что либо своим, тот поставляет себя чуждым Церкви Божьей и любви Господа, Который и словом и делом учил полагать за друзей душу свою, а не только одно внешнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

4. Сион и Храм. Истинное богослужение. Неприкосновенность Иерусалима понималась как знак неотменимости обетований Божиих. Однако благоволение к Сиону и Храму возможно только при условии, что люди хранят Завет Господень: Пс 9. Справедливость суда Божия. Пс 45. Сион — скала верных и символ обетования. Пс 47. Бог спасает верных от их врагов. Этот псалом, как и Пс 45, относится к эпохе похода Синахериба (см. т. 1, §33). Пс 75. Тщетность попыток врагов сокрушить оплот веры. Пс 86. Грядущий Иерусалим — Община верных. В псалмах 83, 119-124, 129, 130, 132, 133 содержатся песнопения паломников. Строки некоторых из них соответствуют числу ступеней Храма, по которым поднимались богомольцы. Псалмы 49, 74, 81, 102 перекликаются с проповедью пророков VIII–VI веков (Амоса, Осии, Исайи, Михея). Они учат, что истинное служение Богу не может ограничиться жертвами и обрядами, ибо основа его — верность Творцу и Его Заветам: Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот — на тысяче гор… Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои, И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. (49,7) 5. Страждущий человек взыскует Бога-Спасителя. Многие псалмы являются молитвами-сетованиями, которые обращены к Господу от лица гонимого, страждущего человека («бедняка Господня» — эбиона). Экзегеты не пришли к единому мнению, когда в этих псалмах речь идет о личности, а когда о народе. Но церковное прочтение Псалтири предполагает оба аспекта. С одной стороны, в этих псалмах выражаются личные чувства верующего, его боль, его уныние и упование, но одновременно это и голос Церкви, которая проходит по истории среди бурь и искушений. Эта часть Псалтири во все века находила наибольший отклик у верующих. В ней библейская вера раскрывается как вера в спасение , вера в Бога-Заступника. Псалмопевцы нередко рисуют состояние души, находящейся на грани отчаяния. Но неизменно, даже в самых трудных обстоятельствах, торжествует надежда на Спасителя (Пс 3-6, 7, 10, 12, 15, 16, 24, 27, 30, 37-39, 42, 53-58, 63, 68-70, 82, 85, 87, 90, 93, 139-142).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра ( Иуда 3, 3–18 ) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63–65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг 85 правилом св. апостолов, 60 правилом Лаодик. собора и 33 правилом Карфагенскаго собора; признано таковым же у св. Афанасия Великого (О праздниках) Григорием Богословом , Амфилохием, Кириллом Иерусалимским и др. Святой апостол Анания Св. Анания, крестивший Савла – ап. Павла, был из числа 70 учеников Господа и занимал между ними почетное положение ( Дeяh. XXII, 12 ), но, к сожалению, о нем достоверно только то, что сообщается в апостольских Деяниях. «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, прославляющих Твое имя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

6 85 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи; 7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои. 8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя. 9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою! 10 В руках у них беззаконие, полны они корысти. 11 Я же в незлобии живу; избавь меня, 12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи! Псалом Давида, до помазания, 26. 1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь Защитник жизни моей, кого устрашусь? 2 Когда приближались ко мне злобствующие оскорбители мои и враги мои, желая погубить меня, изнемогли они и пали. 3 Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня рать, на Бога я уповаю. 4 Одно просил я у Господа и к тому стремлюсь: жить мне в доме Господнем во все дни жизни моей, взирать на красоту Господню и посещать храм святой Его. 5 Ибо сокрыл Он меня в обители Своей в день бед моих, укрыл меня в тайном покое обители Своей, на скалу вознес меня; 6 И вот ныне вознес Он главу мою над врагами моими. Обошел я вокруг жертвенника и принес в обители Его жертву хвалой своей и ликованием. Пою и воспеваю Господа. 7 Услышь, Господи, голос мой, взываю к Тебе: помилуй меня и услышь меня! 8 86 Сказало Тебе сердце мое: «Господа ищу». Ищут Тебя очи мои; лица Твоего, Господи, ищу. 9 Не отвращай лица Твоего от меня, не уклонись в гневе от раба Твоего; подай помощь мне, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, а Господь принял меня. 11 Даруй мне закон, Господи, на пути Твоем и наставь меня на стезю правую пред лицом врагов моих. 12 Не предай меня в руки гонителей моих, ибо восстали на меня свидетели неправедные и обманулись в неправде своей. 13 87 Верю: увижу я блага Господни на земле живых! 14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепится сердце твое; надейся на Господа! Слава: Псалом Давида, 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7) Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство и Божию милость и благость, которая и недостойным блага Свои подает, как Псаломник поет: «Исповедуюсь Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое вовек, ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего» ( Пс.85:12–13 ). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и исповедуемся, как святой Давид делал: «Благо мне, Господи, что Ты смирил меня» ( Пс.118:71 ). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). 8) Прославляется имя Божие благочестивой жизнью христиан. Так велит Христос имя Небесного Отца славить. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Такое прославление бывает не голосом, но тогда, когда подается повод к познанию и прославлению имени Божия. Так «небеса проповедают славу Божию» ( Пс.18:2 ). «Так хвалит Его солнце, луна, звезды, свет, небеса небес» и все создания ( Пс.148:3–4 и след.). Ибо взирая на дивное Божие создание, и от этого получая несказанную пользу, убеждаемся прославлять Создателя и удивляться всемогуществу, премудрости и благости Того, Который такие дивные дела ради нас, разумной твари, сотворил. Так люди, взирая на благочестивую и святую жизнь христиан, не могут не прославлять Господа их, Который таких рабов у Себя имеет, что хотя они имеют с прочими общее естество и немощи, но имеют и отменные нравы и отличаются от них, как свет от тьмы, день от ночи, золото от болота. Так бывает отцу слава, когда дети его, и господину честь, когда рабы его пребывают в постоянстве. Ибо не могут люди не хвалить отца за постоянство детей, и господина – за постоянство рабов. Говорят: знать, хороший отец, который так детей держит, и разумный господин, который так рабов своих учит и наставляет! Так не знающие Истинного Бога в познание приходят, видя честную и постоянную жизнь христиан, и веруют в Того Бога, Который таких постоянных у Себя рабов имеет, и «прославляют сами имя Отца нашего Небесного. Потому читаем в Церковной истории, что многие язычники приходили в познание Истинного Бога и принимали христианскую веру, видя добронравие христиан и их благочестивую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

80       Mingana A. (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia on the Lord " s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist. Cambridge, 1933. P. 70–123. (Woodbrooke Studies; 6). 82       В этих катехезах слово «мистерия» всегда указывает на богослужебный ритуал, то есть на таинство как литургическое последование; слово «тип» употребляется прежде всего для того, чтобы обозначить сакраментальное значение литургического последования; однако его семан­тика часто совпадает с «мистерией»; напротив, слово «знак» употребляется для указания на внешние аспекты обряда, т.е. на то, что в нем видимо и ощутимо. 85       Ясно, что мы называем эту службу жертвоприношением и возношением жертвы (oblation) (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 95). 86       «Да будет священник в это время языком церковной общины, и да употребляет он верные слова во время этой великой службы» (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 100). 88       Об этой концепции жертвы см.: Spinks B. D. Eucharistic Offering in East Syrian Anaphora//Orientalia Christiana Periodica. 1984. Vol. 50. P. 347–371; idem. Sacerdoce et offrande dans les «Koushapè» des Anaphoraes syriennes orientales//La Maison–Dieu. 1983. Vol. 154. P. 107–126; Mazza E. L’eucaristia come sacrificio nella testimonianza della tradizione anaforica//Idem. (ed.) L " idea di sacrificio: Un approccio di teologia liturgicala. Atti del convegno dell " Istituto di Scienze religiose di Trento. Bologna, 2002. P. 117–154. (Scienze religiose. Nuova serie; 5); Idem. Il tema del sacrificio nelle mistagogie della fine del quarto secolo//Annali di storia dell " esegesi. Atti del convegno di Sacrofano. 2002. T. 19. P. 167–199; idem. Il tema del sacrificio nelle anafore della liturgia vetus hispanica//Annali di Scienze religiose. 2002. T. 7. P. 29–37. 95       Потому необходимо, чтобы Господь наш ныне воскрес из мертвых в силу того, что проис­ходит, и чтобы Он распространил Свою благодать на нас. Это не может произойти иначе, чем через пришествие благодати Святого Духа, посредством которой [Дух] воскресил Его ранее (Theod. Mops. Hom. catech. 6//Mingana (ed.) Commentary of Theodore of Mopsuestia. P. 103). Для подтверждения этих соображений Феодор цитирует Писание: «...который... открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» ( Рим. 1:4 ); «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Вос­кресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8:11 ); «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010