Иконоборцы Иоанн Грамматик и еп. Антоний Силейский замазывают известью икону Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 62) Иконоборцы Иоанн Грамматик и еп. Антоний Силейский замазывают известью икону Иисуса Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 62) Последняя вспышка И. в Византии относится ко времени правления имп. Феофила (829-842), к-рый под влиянием патриарха К-польского Иоанна VII Грамматика (837-843) запретил изготовление икон и подверг гонениям известных иконопочитателей, включая сщмч. Евфимия , митр. Сардского, исп. Феодора Начертанного и иконописца Лазаря. Супруга имп. Феофила, имп. св. Феодора , была иконопочитательницей и после смерти мужа добилась восстановления иконопочитания. Последний иконоборческий патриарх и богословский советник 3 императоров-иконоборцев Иоанн Грамматик был низложен и сослан, а в марте 843 г., при новом патриархе, иконопочитателе свт. Мефодии I (843-847), было провозглашено полное восстановление иконопочитания. Во 2-й пол. IX в. неск. Соборов вновь осудили И. ( Dvornik. 1953), и вплоть до XI в. полемика, связанная с иконопочитанием и И., не возобновлялась. Имп. Феодора. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 392) Имп. Феодора. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 392) Споры об И. получили новую силу в связи с предпринятым в 1081-1082 гг. имп. Алексеем I Комнином изъятием на переплавку, ради пополнения обнищавшей казны, драгоценных церковных предметов, среди к-рых были и богослужебные сосуды со священными изображениями. Лев , митр. Халкидонский, выступил с возражениями догматического порядка, обвиняя в нечестии тех, кто уничтожали с какой бы то ни было целью священные изображения. Догматические споры заняли неск. лет и привели к тому, что на К-польском Соборе 1086 г. митр. Лев был обвинен в ереси и низложен. Споры, однако, на этом не закончились, и в 1094 г. на Соборе в К-поле Лев раскаялся в своих заблуждениях и был восстановлен на кафедре (о богословских аргументах спора см.: Louri é. 2006). Источники

http://pravenc.ru/text/389050.html

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порта Нигра (Черные ворота) в Трире. II в. Порта Нигра (Черные ворота) в Трире. II в. Согласно Верденскому договору (843), территория совр. Л. отошла т. н. Срединному королевству (земли Лотаря I), после его распада в 855 г.- Лотарингии; после ее разделения на Нижнюю и Верхнюю (959) оказалась на границе между ними в составе Свящ. Римской империи. Собственно история Л. начинается со 2-й пол. X в. В апр. 963 г. Зигфрид, граф в Мозельгау, обменял у монастыря св. Максимина в Трире часть своих земель на укрепление под названием Люцилинбург (castellum quod dicitur Lucilinburhuc), расположенное на возвышенном месте Бокк, при впадении р. Петрус в Альзет, где была естественная защита от нападения врагов - крутые обрывы к рекам. Преимущество географического положения и покровительство владетелей способствовали постепенному развитию замка и поселения вокруг него. В 973 г. по просьбе Зигфрида имп. Оттон I направил 40 монахов из трирского аббатства св. Максимина в мон-рь Эхтернах, чтобы реорганизовать его в соответствии с идеями клюнийской реформы . Новый аббат Равангер вернул в мон-рь бенедиктинский устав (см. ст. Венедикт Нурсийский ). Действовавший с момента основания обители монастырский скрипторий достиг своего расцвета в XI - нач. XII в., при аббатах Гумберте (1028-1051), Регимберте (1051-1081) и Тиофриде (1081-1110). Правнук Зигфрида Конрад, унаследовав в 1059 г. владения отца, стал 1-м носителем титула «граф Люксембургский» (в совр. историографии известен как Конрад I, гр. Люксембургский). До своего паломничества на Св. землю Конрад I в 1083 г. основал напротив замка Люксембург бенедиктинский мон-рь во имя св. ап. Петра (впосл. известный как Альтмюнстер), ставший важным религ. центром и усыпальницей потомков своего основателя. В 1123 г. монастырь перешел в непосредственное подчинение Папскому престолу. В том же году гр. Вильгельм I получил от папы разрешение на изменение маршрута крестных ходов 26 соседних с г. Люксембургом приходов, к-рые совершались ежегодно в 3-ю пятницу после Пасхи. С тех пор жители окрестностей города сходились к мон-рю Альтмюнстер, а не к кафедральному собору в Трире, как ранее, что предоставляло местным ремесленникам и земледельцам возможность более успешно вести торговлю и обмен товарами.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Drs. Ingrid Zoetmulder 2. Where do we find icons? Where do we find icons? Icons can be found in all those areas that form the legacy of Byzantine Orthodoxy: in the Greek Mediterranean world (from the early Middle Ages), in the Orthodox areas of the Balkans and the former Soviet Union (since the 9th and 10 th centuries), in certain small areas in the Arab world and in Ethiopia. 8. St George and the Mother of God, 1st half 16th century, Ethiopia, 17 · 10 cm, private collection (The Netherlands) Byzantine icons Icons surviving from before the Iconoclasm can be found in the Monastery of St Catherine and in Rome. They vary greatly in style and form. At this early period, no clear norms had been established. The resumption of icon painting in 843 coincided with – or perhaps gave rise to – the start of a great cultural flowering. The crisis of the Iconoclasm had resulted in a theological definition of the icon, and clear guidelines were drawn up for painting specific types of icon. Various styles are discerned, such as the mid-Byzantine style, also known as the Macedonian Renaissance, which occurred when the  Empire was ruled by the Macedonian dynasty (876–1081) and the Comnenan dynasty (1081–1204). In these periods, the style is strict and dignified, but also detached and spiritual. Comnenan rule ended in 1204, when during the Fourth Crusade, Crusaders conquered and sacked Constantinople. Once again, many precious works of art were destroyed, while others were carried off to the West as plunder. The Crusader government lasted for nearly sixty years. 2  This period saw the production of what are known as Crusader icons. In 1261, Constantinople was retaken by the first emperor in the Palaeologan dynasty (1259–1453), marking the opening of a final flowering of Byzantine culture. In this Palaeologan Renaissance, the artistic style became livelier and more refined, and emotion made its entrance into art. This style was to be especially influential in Russia. After the fall of Constantinople in 1453, the Byzantine traditions were continued, particularly in Crete, where many artists had sought refuge, but also in Macedonia and the Balkan countries. The names of many Cretan icon paintershave survived. The Cretan tradition experienced a high point during the 15th, 16th and 17th centuries. The workshops offered various styles. For example, the customer could choose an icon ‘alla latina’ or ‘alla greca’. The ‘alla latina’ style showed noticeable Italian influences, such as flowing folds of cloth and engraved ornaments. The ‘alla greca’ style, on the other hand, showed a sharper contrast between light and dark, and the colours were more expressive. New types of icons were also developed in Crete, such as the Mother of God of the Passion and the Madre de la Consolacione. In addition, an influential group of Greek artists living in Venice at this time produced icons in a more Western-oriented style.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/the-rich...

В последующие столетия уход царственных особо и членов их семей в монашество принял самые широкие масштабы, вследствие чего необходимость в домыслах и догадках отпала напрочь. В частности, монахами стали: дочь императора Константина V Исавра (741-775) св. Анфуса, царица Мария, супруга императора Константина VI (780-797), и его дочь Ефросинья, царица св. Ирина (организатор VII Вселенского Собора 787 г.), царь Ставракий (811) , император Михаил I Рангаве (811-813) с супругой Прокопией и детьми (в том числе с будущим Константинопольским патриархом св. Игнатием), Афанасий, внучатый племянник императрицы св. Феодоры, супруги императора св. Юстиниана I Великого (527-565) , императрица св. Феодора («Торжество Православия», 843 г.) и ее дочери Мария, Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия. Продолжая список «царственных монахов», упомянем св. Сосипатру, дочь императора св. Маврикия (582-602), императоров Леонтия (695-698), Филиппика (711-713), Анастасия II (713-715) , Феодосия III (715-717), патриарха св. Стефана (память 18 мая), сына императора Василия I Македонянина (867-886), царицу св. Феофанию (память 16 декабря), первую жену императора Льва VI Мудрого (886-912), царя св. Михаила Болгарского (864-889), императрицу Зою Карбонасину, четвертую супругу императора Льва VI Мудрого, Стефана и Константина, сыновей императора Романа I Лакапина (919-944), самого Романа I Лакапина, царицу Елену, супругу императора Константина VII Порфирородного (913-959), и ее дочерей Зою, Агафью, Феодору, Анну, Феофанию, царицу Софью, вдову императора Христофора (921-931), сына Романа I Лакапина. Лишь ранняя и неожиданная смерть не позволила императору св. Никифору Фоке (963-969) исполнить свою мечту стать монахом Святой Горы, где ему уже была приготовлена келья . А председателем иконоборческого Собора 754 г. стал митрополит Феодосий Эфесский, сын бывшего императора Тиверия II (698-705). Далее следует назвать царственных лиц более позднего периода: царя св. Петра Болгарского (927-969, память 30 января) , сына Болгарского царя Симеона Гордого (919-927), царевну Евдокию, дочь императора Константина VIII (1025-1028), императоров Михаила IV Пафлогон (1034-1041) , Михаила V Калафата (1041-1042), Исаака I Комнина (1057-1059), его супругу царицу Екатерину и дочь царевну Марию, императоров Михаила VI Стратиотика (1056-1057), Никифора III Вотаниата (1078-1081) , Михаила VII Парапинака (1071-1078) и его дочь Елену, царицу Евдокию (1067), супругу царя Романа IV Диогена (1068-1071), самого Романа IV Диогена, дочь Алексея I Комнина (1081-1118) царевну Евдокию .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

705-711     Иоанн VI   712-715     Герман I   715-730     Анастасий   730-754     Константин II   754-766     Никита   766-780     Павел IV   780-784     Тарасий   784-806     Никифор I   806-815     Феодот I   815-821     Антоний I   821-836     Иоанн VII Грамматик   836-843     Мефодий I   843-847     Игнатий I   847-858, 867-877     Фотий I Великий   858-867, 877-886     Стефан I   886-893     Антоний II   893-901     Николай I Мистик   901-907, 912-925     Евфимий I   907-912     Стефан II   925-928     Трифон   928-931     Феофилакт   933-956     Полиевкт   956-970     Василий I   970-974     Антоний III Студит   974-980     Николай II Хризоверг   984-996     Сисиний II   996-998     Сергий II   999-1019     Евстафий   1019-1025     Алексий I Студит   1025-1043     Михаил I Керуларий   1043-1058     Константин III Лихуд   1059-1063     Иоанн VIII Ксифилин   1064-1075     Козьма I   1075-1081     Евстафий Гарида   1081-1084     Николай III Грамматик   1084-1111     Иоанн IX Агапит   1111-1134     Лев   1134-1143     Михаил II   1143-1146     Козьма II Аттик   1146-1147     Николай IV Музалон   1147-1151     Феодот II   1151-1153     Неофит I   1153     Константин IV   1154-1156     Лука Хризоверг   1156-1169     Михаил III Анхиал   1170-1177     Харитон   1177-1178     Феодосий I Воррадиот   1179-1183     Василий II Каматир   1183-1186     Никита II Мунтан   1186-1189     Леонтий   1189-1190     Досифей   1190-1191     Георгий II Ксифилин   1191-1198     Иоанн X Каматир   1198-1206     Михаил IV   1207-1213     Феодор II   1213-1215     Максим II   1215     Мануил I Харитопул   1215-1222     Герман II   1222-1240     Мефодий II   1240     Мануил II   1244-1255     Арсений   1255-1259, 1261-1267     Никифор II   1260-1261     Герман III   1267     Иосиф I Галесиот   1267-1275     Иоанн XI Векк   1275-1282     Григорий II Киприот   1283-1289     Афанасий I   1289-1293, 1303-1309     Иоанн XII   1294-1303     Нифон I   1310-1314     Иоанн XIII Гликис   1315-1320     Герасим I  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Maguire H. (ed.). Byzantine court culture from 829 to 1204. Washington, 1997. Malamut E. Les îles de l’Empire byzantin, VIII e -XII e siècles. Paris, 1988. 2 vol. Martin J. -M. La Pouille du VI е au XII е siècle. Rome, 1993. Morris R. Monks and laymen in Byzantium, 843–1118. Cambridge, 1995. Μονρκη Ντ. Τα ψηφιδωτ της Νας Μονς Χου. Αθνα, 1985. 2 τ. Μπορας Χ. Να Μον της Χου. Ιστορα και Αρχιτεκτονικ. Αθ ναι, 1981. Μπονρδρα Κ. Καθοσωσις και τυραννις κατ τους μσους Βυζαντινος χρνους, 1056–1081. Αθναι, 1984. MullettM., KirbyA. (ed.). The Theotokos Evergetis and eleventh-century monasticism. Belfast, 1994. Mullett M., KirbyA. (ed.). Work and worship at the Theotokos Evergetis, 1050–1200. Belfast, 1997. Neville L. Authority in Byzantine provincial society, 950–1100. Cambridge, 2004. Oikonomides N. Byzantium from the ninth century to the Fourth Crusade. Aldershot, 1992. Oikonomidès N. Fiscalité et exemption fiscale à Byzance (IX e -XI e s.). Athènes, 1996. Patlagean E. Structure sociale, famille, chrétienté a Byzancë I V e -XI e siècle. London, 1981. Polemis D.I. The Doukaï a contribution to Byzantine prosopography. London, 1968. Poppe A. The rise of Christian Russia. Aldershot, 1982. Pratsch T. Der hagiographische Topos: griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, 2005. Σαββδης Α. Γ. Κ. Μελτες Βυζαντινς Ιστορας 11 ου–13 ου αινα. Αθνα, 1995 (2 κδ.). Σαββδης Α. Γ. Κ. Γεργιος Μανιακς: Κατακτσεις και υπονμευση στο Βυζντιο του 11 ου αινα. Αθνα, 2004. Seibt W. Die Skleroï eine prosopographisch-sigillographische Studie. Wien, 1976. Smith M.H. And taking bread...: Cerularius and the azyme controversy of 1054. Paris, 1978. Stephenson P. Byzantium " " s Balkan frontier: a political study of the norths ern Balkans, 900–1204. Cambridge, 2000. Thierry N. Les peintures d " Asie Mineure et de Transcaucasie aux X е et XI е s. London, 1977. Tsamakda V. The illustrated Chronicle of Ioannes Skylitzes in Madrid. Leiden, 2002. Τσικνκης Κ. Γ. (ed.). To εμπλεμο Βυζντιο (9 ος–12 ος αι.). Αθνα, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он объявил, что этот последний правитель Аморийской династии обладал темпераментом гения и что он на деле начал (inaugurated) триумфальную фазу византийской истории (843—1025). Нельзя идти так далеко, как это делает Грегуар, характеризуя Михаила гением. Однако ввиду того, что он был убит в возрасте 28 лет, может быть, он просто недостаточно прожил, чтобы достаточно показать размах своей энергии. Хотя он обладал некоторыми весьма нежелательными качествами, нужно признать, что он обладал энергией и инициативой и к тому же — и это, пожалуй, даже более важно — ему удавалось выбирать и сохранять рядом с собой талантливых и способных советников и исполнителей. Грегуар справедливо подчеркивал глубокое впечатление, оставшееся в народной традиции и народных песнях, от успешных военных действий Михаила против восточных арабов. Его победа на севере над русскими в 860—861 годах также оставила глубокий след.    В малолетство Михаила его мать Феодора в течение четырнадцати лет управляла государством, передав главное руководительство делами своему любимцу Феоктисту. Когда Михаил достиг совершеннолетия, он, приказав убить Феоктиста и постричь в монахини свою мать, начал сам править государством. В этом перевороте главную роль сыграл дядя императора и брат Феодоры Варда, который, быстро достигнув высших званий византийского двора, куропалата и кесаря, стал очень влиятельным во всех правительственных делах. Один арабский посол, имевший аудиенцию у Михаила, оставил интересную зарисовку его полного безразличия к государственным делам. Посол писал: «Я не слышал ни единого слова с его губ со времени моего прихода до ухода. Говорил один переводчик, а император слушал и выражал свое согласие или несогласие движениями головы. Его дядя управлял всеми делами». Варда являл собой тип в высшей степени талантливого человека, с успехом воевавшего с внешними врагами, понимавшего интересы церкви и искренно заботившегося о просвещении. Однако, и Варда был предательски умерщвлен благодаря проискам нового любимца императора, Василия, будущего основателя Македонской династии, об удивительной судьбе которого будет сказано ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В конце своего определения собор 815 года, подтвердив иконоборческий собор 754 года, и еще раз провозгласив запрещение поклоняться иконам и бесполезность их производства, «воздержался от названия их идолами: ибо одно зло отличается от другого». Итак, собор 815 года, восстановив в общем решения предыдущего иконоборческого собора, высказал, однако, сравнительно с последним, некоторую умеренность. Недавно, однако, было выдвинуто мнение, что второй период иконоборчества, особенно при Льве V и Феофиле, не был ни более умеренным, ни более терпимым, чем при Льве III и Константине V, но «только интеллектуально более бедным».    Императоры-иконоборцы второго периода. Лев V Армянин, Михаил II Косноязычный и Феофил, должны были проводить свою политику уже в иных условиях, по сравнению с теми, что преобладали в первом периоде. Второй период длился только около тридцати лет (815—843). Это объясняется отчасти тем, что иконоборцы первого периода настигли, так сказать, иконопочитателей врасплох. Последние не были ни достаточно организованы, ни объединены. Беспощадная борьба против икон заставила их сплотиться, укрепиться в вере, выработать приемы борьбы, собрать весь их догматический и полемический материал. Иконоборцы второго периода встретили поэтому гораздо более сильное сопротивление, чем их предшественники. Борьба для иконоборцев стала гораздо труднее. Особенно упорное противодействие им оказывали игумен Студийского монастыря Феодор и его последователи студиты, убежденные защитники икон, имевшие большое влияние на народ. Мало того, Феодор открыто говорил и писал против вмешательства императорской власти в дела церкви, отстаивая начала церковной независимости и свободы веры. Император, разгневанный взглядами Феодора и его деятельностью, отправил его в дальнюю ссылку. Высланы были и многие из его последователей.    Согласно сохранившимся источникам, которые практически все без исключения враждебны иконоборцам, преследование икон и их почитателей было весьма жестким (severe) во времена Льва V.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В визант. период имя святого не было внесено в Синаксари, и он долгое время оставался местночтимым. Впервые Житие К. Ф. было включено в сб. «Неон эклогион» прп. Никодима Святогорца в нач. XIX в. ( Νικδημος Αγιορετης. 1974). Впосл. Житие прочно вошло во все греч. синаксарные своды, начиная с «Великого Синаксариста» К. Дукакиса ( Δουκκης. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 23-82) и заканчивая совр. «Новым Синаксаристом православной Церкви» иером. Макария Симонопетрита ( Μακαρος Σιμωνοπετρτης. 2005). Ист.: BHG, N 468, 468е; Sargologos E., ed. La Vie de St. Cyrille le Philéote, moine Byzantin († 1110). Brux., 1964. (SH; 39) (рец.: Каждан А. П.//ВВ. 1968. Т. 28(53). С. 302-304); Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1974. Σ. 213-248; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 23-82; Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 4: Δεκμβριος. Σ. 23-27. Лит.: Лопарев Х. М. Описание некоторых греческих житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. С. 337-401; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 373; Karlin-Hayter P. L " édition de la Vie de S. Cyrille le Philéote par E. Sargologos//Byz. 1964. Vol. 34. P. 607-611; Festugi è re A. J. Notes sur la Vie de saint Cyrille le Philéote//REG. 1967. Vol. 80. P. 430-444; 1968. Vol. 81. P. 88-109; Литаврин Г. Г. Визант. общество и гос-во в X-XI вв. М., 1977. С. 25; Kazhdan A. P. Cyril Phileotes//ODB. Vol. 1. P. 573-574; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995. P. 268-269, 283-285, 375-377; Morris R. Monks and Laymen in Byzantium, 843-1118. Camb., 1995; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 263-264; Mullett M. E. Literary Biography and Historical Genre in the Life of Cyril Phileotes by Nicholas Kataskepenos//Les vies des saints à Byzance: genre littéraire ou biographie historique? P., 2004. P. 387-409; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 198-199. Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/1840451.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010