не было окончательно оформлено. Многие франк. прелаты выступали против вмешательства Рима во внутренние дела гос-ва К., а нек-рые (напр., Иона Орлеанский и Агобард Лионский) отрицали главенство папы, подчеркивая равенство всех епископов. До правления Карла Великого только Римский папа имел право даровать паллий и архиепископский сан (паллий и титул архиепископа фризов впервые получил в 719 св. Виллиброрд, затем св. Бонифаций (в 732) и св. Хродеганг (в 754)). Сан архиепископа подразумевал главенствующее положение иерарха среди франкских епископов и статус постоянного папского легата. В годы правления Карла Великого архиепископский сан получили все франкские митрополиты (Лейдрад Лионский - в 804). К Папскому престолу по-прежнему обращались в случае основания архиеп-ств, ранее не имевших статуса митрополии. В 798 г. в Баварии была создана церковная провинция с центром в Зальцбурге, архиеп. Арнон получил паллий и архиепископский сан от папы Римского Льва III. В 822 г. Реймсский архиеп. Эббон был направлен имп. Людовиком Благочестивым проповедовать данам и посетил Рим, где получил паллий и был возведен в достоинство папского легата на землях язычников. Впосл. миссию на сканд. землях возглавил св. Ансгар . Церковью в Великой Моравии руководил св. равноап. Мефодий , получивший сан архиепископа от Римского папы. Отношения К. с Папским престолом стали особенно тесными после покорения королевства лангобардов Карлом Великим (773-774). Король признал за Папским престолом право на земли, переданные ему Пипином Коротким, но вопрос о том, какие именно города и территории должны принадлежать «Римской республике», был урегулирован лишь в 817 г. Отношения папы и императора определялись соглашением 817 г. и «Римской конституцией» (Constitutio Romana, 824). Перед интронизацией избранный папа должен был поклясться в том, что будет соблюдать дружественные отношения с императором, римляне приносили клятву верности понтифику. Император обязывался поддерживать папу и защищать его от врагов, но он не мог вмешиваться во внутренние дела Рима по собственной инициативе.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

подорвал всякое уважение к имени короля. История Людовика Благочестивого есть история падения монархической власти франкских государей. Вот краткий очерк событий его царствования. – От первой своей жены Ирменгарды Людовик имел трех сыновей – Лотаря, Пипина и Людовика, и Ирменгарда, пользовавшаяся влиянием на императора, желала обеспечить каждому из сыновей независимое положение. Но мысль о разделе государства находила себе еще сильных противников в членах высшего духовенства, для которых единство Империи казалось необходимым соответствием единству церкви. Случай в Ахене, когда Людовик, проходя со своим двором по ветхой деревянной галерее, соединявшей дворец с собором, упал вместе с женой и едва не убился, дал повод партии Ирменгарды настоятельно требовать обеспечения сыновей на случай смерти отца. В 817 году, следовательно, только три года спустя после смерти Карла Великого, в Ахене составилось государственное собрание, и там, после трехдневного поста, решено было разделение владений между сыновьями Людовика, при чем в самом акте, устанавливавшем это разделение, высказана была прямо мысль, что им нисколько не нарушается единство империи, что намерение разделить империю было бы величайшим соблазном для церкви и оскорблением для всемогущества Божия, которым держится царство. И действительно, младшим сыновьям Людовика, Пипину и Людовику в Ахене были отделены только те области империи, которые и без того составляли отдельные владения, почти независимые от франкских королей, – Аквитания и Бавария. К тому же названные земли были слишком незначительны сравнительно с той долей, которая досталась старшему брату Лотарю, получившему вместе с титулом императора все остальные владения. Этим и объясняется то, почему духовенство, этот оплот единства империи, согласилось на раздел 817 года и сам папа освятил его своим согласием. – Между тем умерла Ирменгарда, и Людовик, хотевший сначала отказаться от света, женился на Юдифи. В 823-м году Юдифь родила ему сына Карла, прозванного потом Лысым. Это значительно изменило положение дела. Юдифь ничего так страстно не желала, как доставить своему сыну часть в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

77 Восточная марка со второй половины IX века называлась 78 маркой моравской. Говоря короче, южная Паннония вошла в состав фриульской или фурлянской марки, северная, включая сюда и северное побережье Дуная, образовала восточную марку. По смерти графа Герольда управление этими марками поручалось уже не одному, но двум и даже более лицам. 79 В X в., в борьбе с полабскими Славянами, франки развили устройство марок, и отношения маркграфов к побежденным обозначились тогда яснее; об устройстве марки восточной, об отношении маркграфа её к Славянам мы не много можем сказать за крайнею бедностью относящихся сюда источников. 80 Даже вопрос о том, как велико было население Паннонии в начале IX в., разъяснение которого весьма важно в этом отношении, может быть только поставлен, но не решен основательно. Говоря о переселении Славян за Дунай, мы не должны опускать из виду, что вместе с ними на свободную землю перемещались и Баварцы; последним это было удобнее, вследствие разных льгот от повинностей, раздачи земель служилым людям франкского и немецкого происхождения. Вблизи марки могли селиться исключительно Баварцы как в видах безопасности марки, так и потому, что ближайший от марки округ обязан был отбывать военные повинности, собираться на случай войны под знамя маркграфа. Нужно думать, что славянские селения в Паннонии не были многочисленны, что Славян было больше в северной, чем в южной Паннонии; вообще же их было не много, и они рассеяны были по разным местам до времени образования княжества Прибины. Восточному маркграфу не стоило большого труда держать в повиновении таких слабых врагов. Оттого так скоро, уже к 828 г., паннонские Славяне перешли из состояния собственников и свободных в состояние закрепощенное, имя Славянина стало тождественным с именем раба. Тут повторился обыкновенный путь поглощения слабых племен сильными, переход от внешней зависимости к соединению с господствующим народом, от дани за пользование землею к подчинению и рабству. 81 Вслед за подчинением Паннонии и Мораване на реке Дые сделались соседями Франков и необходимо должны были войти в сношения с ними. Имя Моравии у современных франкских летописцев в первый раз встречается не ранее 822 года: но тогда Мораване являются зависимым народом, шлют своих послов на сейм во Франкфурт и отбывают уже известные повинности по отношению к Франкам. Первые сношения между Мораванами и Франками начались по крайней мере с последнего десятилетия VIII века; летописцы говорят об этих сношениях, называя Мораван общим именем «Славян», «Вендов», «Славян живущих на восток от Баварии» и т. п. 82 В 817 году, в акте разделения империи Карла Великого, Людовику назначается Бавария и Хорутане, и Чехи, и Авары, и Славяне на восток от Баварии. Но, вероятно, начиная с 791 или 792 года, эти страны встали в то положение к Франкам, в каком мы видим их в 817 и 822 г. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Т. в кон. 823 или в 824 г. для аббата Теодемира. Это толкование также приписывалось Евхерию Лионскому (изд.: PL. 50. Col. 1047-1208; см.: Italiani. 1979; Vog üé . 1986). В дополнение к нему К. Т. составил небольшое аллегорическое толкование на Книгу Руфь (824) (изд.: Douglas. 1974/1975. P. 305-313). Из новозаветных толкований К. Т. самым обширным является толкование ( катены ) на Евангелие от Матфея, составленное для Иуста, аббата Шарру. Оно датируется 815 ( Boffito. 1898) или 817 г. ( Boulhol. 2002). Сочинение издано лишь частично: McMenomy B. A. The Matthew Commentary of Claudius, Bishop of Turin: A crit. ed. of the Sections Pertaining to Matthew 1-4: Diss. Los Ang., 1993; отдельно издано предисловие: MGH. Epp. T. 4. S. 593-596. К. Т. составил также толкования на неск. Посланий ап. Павла. Некоторые из этих толкований частично изданы: PL. 104. Col. 925-928. Также отдельно издано предисловие к толкованию на Послание к Римлянам, написанному между 816 и 820 гг. (MGH. Epp. T. 4. S. 599-600). Толкования на 1-е и 2-е Послания к Коринфянам составлены в 820 или 821 г. по заказу аббата Теодемира (за 2 года до толкования на книги Царств - PL. 104. Col. 811). Из них также отдельно издано лишь предисловие (MGH. Epp. T. 4. S. 600-602). Толкование на Послание к Галатам К. Т. написал в 816 г. или даже раньше (в то время, когда Людовик еще не был императором) для аббата Друктерамна. Оно было издано под именем Клавдия Осерского: PL. 104. Col. 841-912. Толкования на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам составлены в кон. 816 или в 817 г. для Людовика Благочестивого. Из них изданы только предисловия: MGH. Epp. T. 4. S. 597-599. Ряд толкований К. Т. издан среди сочинений Аттона Верчелльского: на Послания к Колоссянам (821-822) (PL. 134. Col. 609-644), на Послание к Титу (822) (PL. 134. Col. 699-720), на Послание к Филимону (822) (издано дважды: PL. 134. Col. 719-726; PL. 104. Col. 911-918), на Послание к Евреям (между 816 и 820) (PL. 134. Col. 725-832). В наст. время в серии CCCM готовится новое полное издание толкований К.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

77 К сену можно присоединить определение собора ахенского в 817 году (гл. 69), коим указано читать мартиролог во время богослужения. 78 Об этом скажем после в статье о сирском месяцеслове. 79 Он издан в Patrol. Curs. compl. Т. 123 пред адоновым мартирологом с посвященим и примечаниями Росвейда, по изданию в Bibliotheca Patrum maxima. 80 Ныне Autun во Франции (Отюн). 81 Курсив означает имена святых, живших после Иеронима. 82 Ныне Ранн во Франции. 83 Издан у Миня. Т. LXXIV р. 251. 84 Издан у Миня. Т. LXXX р. 411. 85 Epitome в конце, где он сам свидетельствует о составлении им мартиролога. 86 Об нем Real-Encykl. Herzog. IV. р. 430. 87 Acta SS. Mart. II. 88 Real-Encykl. Herzog. IV. 767. 89 Мартиролог флоро-бедов напечатан в Curs. compl. Patrol. Т. 94 по двум изданиям: Платинову с 1564 г., которое, по Солье, содержит даже не бедов мартиролог, а компиляцию с Адона и других, и по болландианскому, к которому присоединены ученые примечания Смита, изданные им в 1722 году. 90 Так выходит по жизнеописанию его в Real-Encykl. Herzog. XVII. 548, а по Болланду около 842 года; в предисловии Вандельберт говорит об императоре Лотаре, что 25 лет прошло с того времени, как вступил он в правление. Если считать 25 лет от коронования его отцом Людовиком Пием в 817 году, то выйдет год 842; если — от коронования в Риме папою в 823 году, то 848 год. Кончину его полагают ок. 851 г. 91 Приносит звезду в подлинном dedicat astrum, а не artem, как в некоторых печатных. 92 В первый раз мартиролог Вандельберта издан в 1536 году между творениями Беды, которому его несправедливо некоторое время приписывали; потом у Д " Ашери (в Spicil. Vet. Scripmor. Т. V) и в новейшее время в Pamrol. Curs. compl. Т. 121. 93 Жизнеописание его в Real-Encykl. Herzog. XII. 456, а сочинения составляют 110-й том Patrolog. Curs. Compl. Migne. 94 Вероятно Seligen Stadt на Майне, в Гессен-Дармштадте. 95 В ваших прологах сказания о святых можно разделить на 3 вида: одни краткие — календарные, другие довольно пространные (средние — их более прочих) и третьи пространные. Сказания рабановы соответствуют средних сказаниях нашего пролога или сказаниям месяцеслова Василиева (о чем ниже).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

Экскурс Б. Древнейшие митрополии в Церкви персидской. 1899, 2 (стр. 323–349). Экскурс В. Смутное время в истории сиро-персидской Церкви. 1899, 3 (стр. 535–547). Глaba II. Cnucok католикосов селевкие-ктисифонских. 1899, 4 (стр. 789–804), 5 (1004–1031), 6 (1182–1204). Экскурс Г. Что знает о начале христианства в Персии история? 1900, 1 (стр. 65–99), 3 (428–439). Πρεργον. Из эпохи споров о пасхе в kohцe II b. 1900, 3 (стр. 439–454). 10 . Примечание относительно коптских переводов откровения о седьминах в дополнение к переводу В. В. Болотова с коптского, помещенному в сочинении А. П. Рождественского: «Откровение Даниилу о семидесяти седьминах». Хр. Чт. 1896, 7–8 (стр.143–145). В том же сочинении В. В. Болотову принадлежит «Npuлoжehue II» (стр. 271–274) по вопросу о том, как думал св. Ипполит Римский о продолжительности служения Господа нашего Иисуса Христа. 11 .  Валтасар и Дарий Мидянин . Опыт решения экзегетической проблемы. С двумя приложениями: A. Anmedamirung uлu Posmdamirung? Cnophый вопрос в вавилонской хронологии. Б. Имя Астиаг. Хр. Чтение 1896, 9–10 (стр. 279–341). В отдельн. оттиск. 279–341 стр. 12 . Замены понятия λεως на восточных языках (письмо к свящ. М. И. Орлову). 1897, 4 (стр. 633–641). 13 . «Трактаты» Гeлacuя I (no поводу коллоквиума 15 марта 1899 г. М. И. Орлова «Liber Pontificalis как источник для истории римского папства и полемики против него»). 1899, 4 (стр. 812–817). 14 . Немецкая богословская литература (Библиографические заметки). Монографии: К. Гольстена, Липсиуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса и Бахмана. – Системы церковной истории Гергенрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Мнхелнса и Лаурина. 1881, 9–10 (стр. 514–574). 15 . Иностранная богословская литература. Библиографические заметки о новых сочинениях Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзеке, Рисселя. 1882, 11–12 (стр. 796–836); – Копаллика, Гуйлью, Грегоровиуса, Марра и Ж. Гавэ. 1883, 5–6 (стр. 778–817). 16 . Отзыв о сочинении В. Кипарисова , удостоенном Св. Синодом премии митрополита Макария: «О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства c I no IX b. Выпуск первый, Москва 1883 г.» Хр. Чтение 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Дороманская архитектура. Постройки VII-X вв., условно объединяемые под термином «дороманские», составляют наименее изученный период архитектуры И., от к-рого сохранилось мало памятников, часто с сомнительными датировками. Все это не позволяет пока делать выводы или давать точные характеристики архитектуре этого времени. В историографии архитектуры отдельных регионов и периодов рассматриваемой эпохи иногда применяются термины «лангобардская» и «каролингская» архитектура, к-рые при ближайшем рассмотрении оказываются лишенными конкретного архитектурного содержания и обозначают лишь политическую принадлежность территории либо заказчика. В собственно архитектурном отношении это эпоха упадка, отличающаяся как от последней, христ. фазы развития архитектуры имп. Рима, так и от эпохи романики, начавшейся по всей Сев. Италии ок. 1000 г., а на юге постепенно вытеснившей визант. традицию на протяжении XI в. Среди общих тенденций наиболее очевидна одна: все большее обособление архитектурных традиций Рима, Сев. Италии и разных школ Юж. Италии. Также очевидны постепенное размывание раннехрист. типологии и активные поиски новой образности, происходящие на фоне резкого спада строительства и огрубления строительной техники. 1. Архитектура Рима в данный период имеет больше сходства с предшествующими и последующими постройками города, чем с совр. им постройками в других частях И. В целом с 40-х гг. VII в. и на протяжении почти 400 лет в городе возводилось очень мало зданий. Почти все известные сооружения относятся к периоду между 750 и 850 гг., причем большинство из них появилось в понтификаты Льва III (795-816) и Пасхалия I (817-824). Типология зданий неизменна - 3-нефные базилики. Среди тенденций эпохи - ориентация на план собора св. Петра: в церквах Санта-Прасседе (817) и Санто-Стефано-Маджоре (ныне Санто-Стефано-дельи-Абиссини, при Льве III или ок. 845; сохр. частично). Необычен для Рима 3-апсидный алтарь хорошо сохранившейся базилики Санта-Мария-ин-Домника (818-822). В ц. Санти-Куатро-Коронати (ок. 850, перестроена) возвышается огромная башня над входом, есть крипта. В храмах Санта-Прасседе и Санти-Куатро-Коронати сохранились построенные одновременно с храмами и перекрытые крестовым сводом капеллы Сан-Дзено и Санта-Барбара.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Лишь одно письмо от Афанасия Ивановича Пападопуло-Керамевса сохранилось в фонде Н. К. Никольского . Тон письма (от 1 февраля 1905 г.) достаточно сух и официален. Письмо, по сути, является рекомендацией студенту II курса Петербургского университета М. Фасмеру: «Предьявитель сего занимается изучением изданного Вами текста «Речь тонкословия греческого». Он узнал, что рукопись софийского собрания 1474 взята Вами на дом для изучения. Ввиду этого я имею смелость просить Ваше превосходительство разрешить моему ученику изучать рукопись в библиотеке духовной академии, если только она не нужна Вам для Ваших занятий». 816 На рекомендательном письме имеется карандашная помета рукой Н. К. Никольского : «Фасмер Максим Романович», с адресом студента. Необходимо упомянуть и о письмах историка-византиниста Ф. И. Успенского. В фонде ученого сохранились всего три его письма. 817 Они содержат просьбу к адресату о пополнении трудами Н. К. Никольского библиотеки Русского археологического института, ходатайство о предоставлении должности в Библиотеке Академии наук одному из знакомых Успенского. Наконец, в личном собрании ученого сохранилась обширная переписка между Н. К. Никольским (39 писем) и П. К. Коковцовым (19 писем). 818 Содержание большей части писем связано с известным «общеакадемическим делом», а именно – с избранием в 1924 г. на академическую кафедру С. А. Жебелева. Этот вопрос вызвал активное противодействие со стороны академиков-востоковедов П. К. Коковцова и Ф. И. Щербатского, стремившихся убедить коллег, в том числе и Н. К. Никольского , в недопустимости этого избрания. Таким образом, переписка Н. К. Никольского , сохранившаяся в фондах Санкт- Петербургского филиала Архива РАН, свидетельствует о широчайшем круге ученых, с которыми он вел переписку. Среди них историки, слависты, филологи, обширен круг и известных византинистов, консультациями которых он неоднократно пользовался (к сожалению, не сохранилось писем Н. К. Никольского к Д. В. Айналову и Ф. И. Успенскому). Но сохранившаяся переписка дает прекрасную возможность узнать о творческой лаборатории ученого и его взаимоотношениях, научных контактах с другими исследователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Противникам ал-Мухтара мало было уничтожить его физически, его надо было опорочить и как идеолога движения. С этой целью жен ал-Мухтара заставили засвидетельствовать, что он объявлял себя пророком. Одна из них подтвердила это и была отпущена с миром, вторая сказала, что он был праведным мусульманином и угодила за это в тюрьму, а Ибн аз-Зубайру было направлено письмо с утверждением, что они обе засвидетельствовали, что ал-Мухтар выдавал себя за пророка 814 . Это не смогло задушить идею, выдвинутую ал-Мухтаром, об имамате Мухаммада б. ал-Ханафии, нашедшую страстного проповедника в лице мавли Кайсана и слепых поклонников среди забитых, отверженных и чающих спасения от божественного избавителя. Эти почитатели Мухаммада б. ал-Ханафии получили наименование кайсанитов (кайсанийа) 815 . Myc'aб б. аз-Зубайр, получивший теперь власть над всем Ираком, предложил Ибрахиму б. ал-Аштару присягнуть Абдал-лаху б. аз-Зубайру с сохранением за ним наместничества Джазиры, а после победы над Абдалмаликом б. Марваном предлагалась власть над всей западной частью Халифата. Письмо с противоположным предложением получил он и от Абдалмалика. После некоторых колебаний Ибрахим принял сторону Ибн аз-Зубайра. После гибели ал-Мухтара, объявлявшего себя защитником Мухаммада б. ал-Ханафии, Ибн аз-Зубайр стал настойчивее требовать от последнего принесения присяги, но тот решительно отказывался принять чью-либо сторону до единения общины. Ибн аз-Зубайр принимал в отношении его какие-то принудительные меры: упоминается арест в ограде Замзама и домашний арест в родовом квартале талибидов 816 , – расположить эти сведения хронологически не удается, и нет надежной привязки к другим событиям, которые могли бы объяснить введение и прекращение этих мер. YCNEXI ХАРИДЖИТОВ После победы над ал-Мухтаром Myc'aб прибыл в Мекку лично отрапортовать об успехе и, несомненно, привез деньги, которых не так-то много поступало в Мекку. Абдаллах задержал брата у себя и назначил вместо него наместником Басры своего сына Хамзу. Он оказался недалеким и вздорным человеком, то неумеренно расточительным, то неуместно скупым, да вдобавок – истерично вспыльчивым настолько, что зарубил местного дихка-на Марданшаха за задержку уплаты хараджа 817 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Отношение между душой и телом, частями совершенными в отдельности и не совершенными только в сравнении с целым человеком, Леонтий берет как пример отношения между Божеством и человечеством Христа, частями безусловно совершенными, но недостаточными порознь для составления одной Ипостаси Христа. «Всякий вообще человек состоит из души и тела, и Спаситель состоит из Божества и человечества ( κοινος νθρωπος κ ψυχης κα σματος, τε Σωτρ κ θετητος κα νθρωπτητος ποστς)... Н ο ни Слово не есть совершенный Христос без соединения с человечеством, хотя и есть совершенный Бог, ни душа не есть совершенный человек, хотя и имеет совершенную сущность, раз она мыслится вместе с телом» 816 . Однако как ни близко подходит аналогия человека с его двумя природами ко Христу, она остается только аналогией. «Неправильно поступают, – говорит Леонтий, – когда этот пример считают за первообраз ( ς τ προττυπον), ибо он не был бы примером, если бы не заключал в себе нечто несходное ( ο γρ τι ν εη παρδεγμα, ε μ κα τ πεοκς χοι) " 817 . Доказывая такое несходство, Леонтий продолжает: «Человек состоит из различных природ ( ξ τεροεδν), но ни та, ни другая из них не имеет самостоятельного бытия. Логос же существует прежде Своего человечества. Человек состоит из несовершенных частей, Христос же имеет части совершенные. Итак, нельзя считать этого примера первообразом. Мы берем этот пример для доказательства, что Слово соединено по самой сущности ( ατη τη ουσα) с нашим телом и никогда от него отдельно не усматривается, хотя и сохраняет в единстве различие, как его сохраняет и всякий человек. Ни в том, ни в другом случае не произошло смешения свойств. Ибо из невидимой и бессмертной душа наша не сделалась видимой и смертной. И Слово не стало видимым и смертным оттого, что обитало в видимом и смертном теле. И то и другое из соединенных сохраняет целым свое свойство, как того требует природа каждого» 818 . Таким образом, оставаясь только несовершенным подобием, аналогия человека со Христом в изложении Леонтия все-таки является весьма доказательной и убедительной и не без основания очень часто им привлекается на помощь в деле аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010