Введение в дек. 1986 г. нового «Основного закона...» значительно упростило и унифицировало систему управления исмаилитскими общинами. Создание унифицированной системы в значительной степени отвечало интересам всех низаритских общин, как на Востоке, так и на Западе. Учитывая то, что в 70-80-х гг. XX в. большое количество низаритов эмигрировало в Европу, Америку и страны Персидского зал., новый «Основной закон...» предусматривает создание соответствующих советов для вновь образованных низаритских общин. Кроме того, значительно обновлена и усовершенствована система советов для стран традиц. проживания И.-низаритов. «Основной закон...» 1986 г. предполагал образовать самостоятельные орг-ции в странах проживания низаритов, где имеются национальные советы. В частности, во всех этих странах будут действовать «общества исмаилитского пути и религиозного обучения». Следует отметить, что новый «Основной закон...» рассматривает исмаилитско-низаритскую веру как исмаилитский тарикат , где понятие «тарикат» определяется как «убеждение», «вера», «путь в религию» (в этом смысле оно равнозначно понятию «тарикат» в суфизме). После принятия «Основного закона...» 1986 г. система советов распространилась на низаритскую общину Сирии. В XIX в. сир. И.-низариты жили в основном в сельских районах Центр. Сирии и оставались под руководством потомственных пиров (духовных наставников), эмиров и миров (правителей). В 40-х гг. XIX в. низаритскому эмиру г. Эль-Кадмус Амиру Исмаилу удалось объединить значительную часть низаритов Сирии и при поддержке османского султана Абдула Маджида I (1839-1861) возродить заброшенный г. Саламия. В кон. XIX в. низариты Сирии установили связь с имамом Ага-ханом III, который оказал им экономическую помощь. Сегодня количество И.-низаритов в Сирии достигает примерно 100 тыс. чел., они проживают в основном в Саламии и ее окрестностях. Руководство общиной осуществляется представителями рода Амира Исмаила. Несмотря на то что в Иране сохранилась одна из самых крупных общин И.-низаритов, там не существует исмаилитского совета. Ага-хан IV возложил руководство исмаилитской общиной Ирана на 2 комитета, находящиеся в Тегеране и Мешхеде (с 1973). Члены комитетов назначаются имамом из числа кандидатов, выдвигаемых низаритской общиной. Контроль за их деятельностью осуществляет имам. И.-низариты Ирана сохранили традиционную общинную организацию. По различным подсчетам, в Иране проживает свыше 100 тыс. И.-низаритов. Ок. половины живет в остане (пров.) Хорасан, в юж. районах и в городах Каэн, Бирдженд, Моменабад, Несрабад, Моздаб, в сел. Хошк.

http://pravenc.ru/text/674985.html

верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Kirche Jesu Christi der Heiligen der Letzten Tage) (см. Мормоны ) насчитывает 36 тыс. адептов в 450 общинах. Иеговы Свидетели (Jehovas Zeugen) имеют в Г. 2175 общин, 166 тыс. адептов. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность к-рых - ок. 250 тыс. чел. Ислам Мусульмане (в особенности гастарбайтеры из Турции) являются в Г. крупнейшей нехрист. группой; в 2005 г. их численность составляла ок. 3,3 млн чел., из к-рых герм. гражданство имели ок. 732 тыс. чел. В Г. представлены следующие исламские толки: сунниты - 2,6 млн чел., алевиты - 400 тыс. чел., иран. имамиты и тур. шииты - 200 тыс. чел., исмаилиты - 12 тыс. чел., различные суфийские школы и общины - 10 тыс. чел. Также значительно распространены общины псевдоисламской секты ахмадья - 50 тыс. чел. Иудаизм Большинство евр. общин сосредоточено в крупных городах Зап. Германии, на востоке страны проживает всего 2 тыс. приверженцев иудаизма. Ок. 4 тыс. верующих входит в Сообщество прогрессивных евреев. Общая численность людей, исповедующих иудаизм, 120 тыс. чел., ок. 80 тыс. из них - иммигранты из стран Вост. Европы. Индуизм представлен в Г. неск. направлениями, к к-рым принадлежат эмигранты из стран разных диаспор. Наиболее многочисленной является группа индуистов-тамилов из Шри-Ланки (45 тыс. чел.), индуисты из Индии составляют ок. 35-40 тыс. чел., афган. индуисты насчитывают 5 тыс. чел. (большинство европейцев, исповедующих индуизм, являются членами псевдоиндуистских сект (Новых религиозных движений)). Буддизм В Г. насчитывается ок. 160 тыс. приверженцев буддизма. Из них 60 тыс. чел.- иммигранты из Вьетнама, 25 тыс.- из Таиланда, 20-30 тыс. чел.- из др. стран Азии. Новые религиозные движения представлены большим количеством орг-ций, наиболее крупными являются антропософы (ок. 10 тыс. чел.), розенкрейцеры (ок. 6 тыс. чел.), бахаиты (ок. 5,5 тыс. чел.), саентологи (ок. 6 тыс. чел.) и последователи Ошо Шри Раджниша (ок. 6 тыс.

http://pravenc.ru/text/164803.html

10 тыс. чел.; действует в Н. З. с 1939); Городская церковь воздействия (City Impact Church; в Н. З. 5 центров, ок. 700 чел.; есть центры за рубежом); Церковь урожая (Harvest Church; 5 общин, ок. 1 тыс. чел.); «Церкви виноградника в Новой Зеландии» (Vineyard Churches Aotearoa New Zealand; 23 общины, ок. 1 тыс. чел.); Истинная церковь Христа (6 общин, 1 тыс. чел.; гл. обр. выходцы из кит. пров. Фуцзянь и с Тайваня); Церковь центров возрождения (Revival Centres Church; 8 церквей в Н. З., основана в Австралии в 1958); Международная объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church International; 8 миссионерских центров в Н. З.); движение «Новая жизнь» (New Life; в 2016 объединяло в Н. З. ок. 80 церквей); «Церковь Судьба» (Destiny Church; создана в Н. З. в 2001 харизматическим проповедником Б. Р. Тамаки; в наст. время имеет центры в 11 городах страны); Ассоциация LINKNZ (ок. 17 общин); орг-ция LIFENZ (3 центра в Окленде и 1 - в Мельбурне (Австралия)); Церкви альянса в Новой Зеландии (Alliance Churches of New Zealand; в Н. З. с сер. 70-х гг. XX в.; в настоящее время 7 церквей); Церковь «Эрайз» (ARISE Church; последователи в 7 крупнейших городах, гл. обр. молодежь; основана в 2002). Новоапостольская церковь (Цюрих) насчитывает в Н. З. ок. 180 сторонников. Унитарии , прибывшие в Н. З. из Великобритании в 1863 г. (1-я церковь открыта в 1898 в Окленде, затем - в Веллингтоне (1904), Тимару (1912), Крайстчерче (1917), Бленеме (1988)), насчитывают 339 чел. (2013). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. Мормоны ), по данным самой орг-ции, насчитывает ок. 112,4 тыс. чел. (по данным переписи 2013 г., 40,7 тыс. чел.), 225 общин, 52 центра, 3 миссии, 1 храм (построен в Гамильтоне в 1951). Первые мормоны прибыли в Н. З. в 1854 г. В наст. время почти половину их численности составляют маори. Внеденоминационные Южно-Тихоокеанские церкви, действующие в Н. З. с сер. 60-х гг. XX в. в рамках разных религ. орг-ций (Южно-Тихоокеанское христианское товарищество (South Pacific Christian Fellowship), Церковь берегового сообщества (Shore Community Church) и проч.), насчитывают ок.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

чел.; основана в нач. ХХ в. намибийцами, вернувшимися с заработков из ЮАР), Апостольской миссией веры Южной Африки (Apostolic Faith Mission of South Africa; 29 общин, 5 тыс. чел., гл. обр. африканеры; основана в 1919 проповедниками из Южно-Африканского Союза), Ассамблеями Бога (6 общин, 725 чел. (2008); основаны в 1979). Помимо этого в Н. действуют такие пятидесятнические орг-ции, как Христианские ассамблеи (Christian Assemblies; 22 общины, ок. 11 тыс. чел., гл. обр. цветные, основаны в 1950), Ассоциация церквей виноградника (Association of Vineyard Churches; 5 общин, ок. 1 тыс. чел. (2008); основана ок. 1982 в ЮАР, в Н.- приблизительно с 1990), Евангелическая библейская церковь (Evangelical Bible Church; 25 общин, 7,5 тыс. чел.; основана ок. 1981 ангольскими беженцами). Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), присутствующая в Н. с 1910 г., в наст. время насчитывает здесь 30 общин и 12 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в Н. с сер. 40-х гг. XX в., насчитывают 4,5 тыс. адептов в 44 собраниях. Мормоны , присутствующие в стране с 1979 г., образовали 4 собрания, объединенные в регион Намибия-Виндхук. В 50-80-х гг. ХХ в. появился ряд орг-ций, относившихся к категории т. н. сионских, или апостолических, африкан. церквей, напр. Апостольская миссия веры св. Иоанна в Намибии (St. John " s Apostolic Faith Mission in Namibia) и Апостольская миссия исцеления св. Иоиля (St Joel Apostolic Healing Mission Church in Africa). Многие из них возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, в первую очередь из ЮАР и Ботсваны. Межденоминационные организации Совет Церквей в Намибии (Council of Churches in Namibia), основанный в 1978 г. для координации работы христ. конфессий и межконфессиональных орг-ций, в наст. время объединяет 14 христ. Церквей (Римско-католическую Церковь, Англиканскую Церковь, основные лютеранские, кальвинистские и методистские Церкви). В него также входят Коптская Церковь как ассоциированный член и 5 членов-наблюдателей (кальвинистские, пятидесятнические и межденоминационные орг-ции).

http://pravenc.ru/text/2564648.html

До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

После установления в Г. советской власти положение лютеран осложнилось. В 1931 г. пастор Гейне (Катариненфельд) был обвинен в создании «сети антисоветской агитации», вместе с ним под следствием оказались пастор Ган и все кистеры Г.; в том же году был арестован пастор Майер. В 1933 г. под рук. пастора Венцеля из Еленендорфа собрался последний Синод Закавказской лютеранской церкви (28 общин); в 1936 г. в Закавказье остался только один пастор - Э. Ройш, через 2 года не было ни одного. С началом второй мировой войны немцы были выселены из Г. в Ср. Азию. Число лютеран значительно снизилось, были закрыты все церкви. Возрождение лютеранства в Г. связано с деятельностью нем. проф. Лютеранского ун-та в Саарбрюккене Г. Гуммеля. В 80-90-х гг. XX в. он содействовал выезду груз. молодежи на учебу в Германию. После переезда в Г. Гуммель был избран епископом, начал вести миссионерскую деятельность, объединил разбросанную по стране лютеран. паству и на вырученные от продажи собственного дома в Германии средства построил церковь на месте бывш. нем. кладбища. При церкви была образована воскресная школа. После кончины проф. Гуммеля (похоронен в Тбилиси) епископом был избран А. Штокль - немец из Гамбурга. В наст. время епископская кафедра вдовствует, паства сократилась вдвое. Лютеранство распространено в основном в Вост. Грузии: в Тбилиси, Гардабани, Болниси, Рустави, Боржоми, а также в Абхазии среди немцев и представителей смешанных семей. Церкви находятся в Тбилиси и Рустави. Сектантские религиозные объединения, чья деятельность была нежелательной для властей Российской империи, с 1825 г. переселялись из центра России. В 30-40-х гг. XIX в. десятки тысяч сектантов покинули Россию и направились в Г. Переселение проходило как насильственно, так и добровольно. Кроме крестьян, к-рые составляли большинство переселенцев, среди колонистов были также купцы, мещане и др. Ок. 300 скопцов переселили в Зап. Грузию (район р. Риони). Между 1841 и 1845 гг. в Г. были переселены ок. 5 тыс. духоборов. Правительство назначило для них местом пребывания Ахалкалакский у. (историческая обл. Джавахети), где и образовались деревни Гореловка, Орловка, Спасовка, Ефремовка, Тамбовка (ныне в составе Гореловского сельсовета Ниноцминдского р-на Г.). Уже в 1886 г. число духоборов в Ахалкалакском у. достигло 6,6 тыс. чел. и увеличилось до 8 тыс. в последние годы. В 1939 г. в Г. было 19 духоборских сел. В 2006 г. в Ниноцминдском р-не из 3162 духоборов, проживавших здесь в 1989 г., осталось ок. 700..

http://pravenc.ru/text/168205.html

К нач. 1946 г. в пределах совр. К.-Б. насчитывалось 11 правосл. общин: в Нальчике (ц. прп. Симеона и кладбищенский храм), в г. Прохладном, в селах Докшукино (ныне г. Нарткала), Кременчуг-Константиновское, Баксан, в станицах Солдатской, Екатериноградской, Пришибской (2 храма). По данным уполномоченного по делам РПЦ по Кабардинской АССР И. Андреева, Рождество Христово в 1950 г. в храмах Нальчика и Прохладного встретило более 2 тыс. чел. Однако гонения на Церковь в 40-х гг. не прекратились. В 1949 г. закрыли Покровский храм в Прохладном. В февр. 1950 г. был уволен настоятель Покровской ц. в Баксане прот. Димитрий Сигорский за совершение треб в домах колхозников и за проведение крестного хода на р. Баксан в праздник Богоявления. Впосл. клирик был репрессирован. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в., в период усиления гонений, число правосл. общин в К.-Б. уменьшилось с 10 до 7. В 1965 г. действовали приходы в городах Нальчик, Прохладный, Майский, Докшукино, в пос. Баксан, в станицах Солдатской и Екатериноградской, составлявшие благочиние Ставропольской и Бакинской епархии. В них служили 9 священников, 2 диакона, 8 псаломщиков. До кон. 80-х гг. XX в. изменений в численности храмов и духовенства не было. В то же время, по данным властей, религ. активность жителей республики была все эти годы стабильно высокой. Благодаря благочинному прот. Иоанну Остапчуку (благочинный в 1951-1998) К.-Б. стала регионом, где правосл. священнику было относительно просто получить регистрацию. Особенно это было заметно в сравнении с крайне жесткой политикой властей в Ставропольском крае. В 70-80-х гг. XX в. значительная часть священнослужителей Ставропольской епархии была рукоположена и начала служение в Нальчике. В кон. 80-х гг. религ. жизнь в К.-Б., как и во всей стране, оживилась. В 1986 г. было построено здание воскресной школы при Симеоновской ц. в Нальчике, к 1988 г. отреставрировано здание храма. В 1990 г. зарегистрирована правосл. община в с. Новоивановском. Всего в 1992-1998 гг. было зарегистрировано 12 новых правосл. приходов. В 1999 г. построен Георгиевский храм в г. Тырныауз, первый настоятель которого свящ. Игорь Розин был убит в мае 2001 г. и ныне почитается мн. правосл. жителями республики как мученик за веру. В 2000 г. возрожден Свято-Троицкий жен. мон-рь в с. Совхозном Зольского р-на. Организован детский приют в ст-це Александровской. В Нальчике построен собор во имя равноап. Марии Магдалины (2004-2010), получивший в 2011 г. статус кафедрального. В пригороде Нальчика, в пос. Звёздном, построена ц. св. Иоанна Воина. В 2001 г. в Прохладном вместо разрушенного храма была заложена Покровская ц. Действуют храмы в воинских частях и в местах заключения. В 2011 г. приходы К.-Б. были переданы из Ставропольской епархии в новообразованную Пятигорскую и Черкесскую епархию.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ вынес постановление о выделении из Новосибирской епархии приходов в Красноярском крае и К. о. и об образовании из них Красноярской епархии, 20 июля епископом Красноярским и Енисейским был назначен Антоний (Черемисов) . В том же году территория Кузбасса была поделена на 3 благочиния: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, к июню 1993 г. в Кузбассе было уже 5 благочиний: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, Киселёвское, Кольчугинское. В первые месяцы пребывания на кафедре еп. Антоний объехал епархию, в дек. 1990 г. посетил приходы в Белове, Анжеро-Судженске, Кемерове, Красноселке, Мариинске, Прокопьевске, Тайге, Топках, Верх-Чебуле, где совершил богослужения и встретился с представителями местных органов власти. В 90-х гг. XX в. на территории Кузбасса учреждались новые общины и возводились храмы. Красноярская епархия объединяла на время своего создания 32 прихода, из них 19 - в Кемеровском благочинии. В кон. 1990 г. в Кузбассе было уже 39 общин, в 1991 г.- 47 приходов, окормляемых 59 пастырями, в 1992 г.- более 50 общин и 1 жен. мон-рь (в Ленинске-Кузнецком), в 1993 г.- 62 прихода и 2 монастыря с 80 священниками и 9 диаконами. В 1993 г. в К. о. крестилось ок. 40 тыс. чел. 11 июня 1993 г. из Красноярской епархии была выделена в адм. границах К. о. Кемеровская и Новокузнецкая епархия (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия ). 26 июля 2012 г. была образована Кузбасская митрополия, в к-рую вошли 3 самостоятельные епархии: Кемеровская и Прокопьевская, Мариинская и Юргинская , Новокузнецкая и Таштагольская. Главой митрополии стал бывш. Кемеровский и Новокузнецкий еп. Аристарх (Смирнов; 1 авг. 2012 возведен в сан митрополита). Н. Г. Губанова, Е. Ю. Кобяков Старообрядчество С нач. 80-х гг. XVII в. старообрядцы, преимущественно беспоповцы - выходцы из Поморья, активно переселялись в Сибирь, в т. ч. на территорию К. о. Они селились в Верх-Чулымской тайге, на границе с к-рой находились преимущественно старообрядческие деревни Рубино и Прокопьево, в Салаирской тайге, в таежных районах Горной Шории.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Надежды на объединение старообрядцев-поморцев на всей территории СССР во главе с ВСС в ЛССР не оправдались. Согласно закону от 19 июня 1948 г., было национализировано имущество церковных орг-ций, начатая перерегистрация религиозных общин, а также миграция сельских жителей в города привели к изъятию храмов и закрытию многих старообрядческих общин. В лагеря и ссылку были отправлены руководитель СПЦ и свыше 10 наставников, среди них - И. Романов, В. Прозоров (повторно), А. Волков, К. Рыбаков и др. С кон. 40-х гг. XX в. СПЦ участвовала в движении за мир, которое служило гл. обр. пропагандистским целям советского правительства. В 1954 г. власти позволили ВСС в ЛССР совместно с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной и московскими старообрядцами возобновить «Старообрядческий церковный календарь». До 1988 г. продолжалось прямое вмешательство гос-ва в дела СПЦ и контроль за ВСС в ЛССР. В кон. 40-х гг. XX в. СПЦ объединяла 74 старообрядческие общины с 66 720 верующими в ЛССР (по др. сведениям, к СПЦ в Л. принадлежало до 88 тыс. чел.). В 1953 г. насчитывалось 58 общин, которые окормлял 51 наставник. В 50-80-х гг. XX в. не только снизилось количество зарегистрированных общин, но и существенно сократилась численность прихожан и наставников. Так, в 1969 г. в Л. было 56 общин и свыше 40 наставников, в 1992 г.- 51 община и 11 наставников. Одновременно резко возросла численность старообрядцев в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Зарасае и в др. городах. С 70-х гг. остро стояла проблема подготовки наставников. До кон. 80-х гг. XX в. ВСС в ЛССР, находившийся в Вильнюсе, был высшим органом управления СПЦ и единственным центром СПЦ в СССР, управлял общинами Л., духовно опекал многие поморские и отчасти федосеевские общины СССР, признававшие его авторитет. Важными событиями в истории старообрядчества стали соборы (съезды) СПЦ, созывавшиеся по инициативе ВСС в ЛССР в Вильнюсе в 1966, 1974 и 1988 гг. На соборе 1974 г. присутствовали 116 наставников и ок. 400 представителей поморских общин СССР.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

общин было зарегистрировано в Зап. Б. Наиболее многочисленной протестант. деноминацией являются Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - 149 общин в 1966 г., 171 - в 1989 г. В 60-х гг. от них отделились Христиане веры евангельской (ХВЕ), к-рые к 1989 г. были объединены в 39 общин. В 90-х гг. XX в. количество протестант. деноминаций в Б. увеличилось в 5 раз (с 3 до 15), а количество общин - почти в 3 раза (с 288 до 862). Наиболее динамично развиваются ХВЕ, ЕХБ и адвентисты. Неопротестант. объединения, возникшие в Б. за последние 10 лет, представлены общинами христиан полного Евангелия, новоапостольской церкви, церкви Христовой, Церкви Иисуса Христа святых последних дней и др. Многие из них малочисленны и насчитывают от 10 до 50 чел. Все протестант. течения объединяют в Б. ок. 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в 2 высших и 2 средних учебных заведениях ЕХБ и ХВЕ. Издается неск. журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 благотворительных миссий. Иудаизм Первые крупные этноконфессиональные группы иудеев мигрировали в Б. из Германии, Польши и Украины в XIV-XVI вв. и селились преимущественно в городах и местечках, где составляли в то время от 10 до 20% населения. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. в результате новых миграций число евреев в Б. значительно возросло (от 40 до 80% в нек-рых городах и местечках), к кон. XVIII в. на землях Б. и Литвы проживало более 300 тыс. евр. семей. Согласно общероссийской переписи 1897 г., в 4 белорус. и в вост. части Виленской губ. проживало более 1,2 млн чел. иудейского вероисповедания. Неортодоксальный иудаизм исповедовали сравнительно немногочисленные группы тюркоязычных караимов, переселившихся в XIV-XVII вв. на земли Б. и Литвы из Крыма и Сев. Причерноморья. Большинство евр. населения Б. придерживалось ортодоксального талмудического иудаизма. Этноконфессиональные общины евреев (кагалы) возглавлялись раввинами и старостами (габаями). Среди евреев (особенно их беднейшей части) был распространен также хасидизм.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010