Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВКИЕВ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Левкиев (Левкеев) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (в ряде документов XVI-XVII вв.- пустынь), находился на юго-зап. окраине Волоцкого княжества, на р. Омутня (Мутня), левом притоке в верховьях р. Москвы, близ торгового с. Середа (Стратилатское), в 35 верстах от Волоколамска (ныне Шаховской р-н Московской обл.). Основан, вероятно, в период с посл. четв. XV в. до 1503 г. прп. Левкием Волоколамским. Возможно, устроение Л. м. связано с передачей в удел в 1462 г. Волока Ламского, Рузы и Ржевы (Ржева) с волостями по завещанию сыну вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного кн. Борису Васильевичу (21 июля 1449 - 26 мая 1494). Учитывая юный возраст князя и то, что, хотя и номинально Волок Ламский считался совместным московско-новгородским владением, Л. м., вероятно, мог быть основан прп. Левкием Волоколамским не ранее 2-й пол. 60-70-х гг. XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. 590; Рус. провинциальный некрополь. 1914. С. 479). Косвенно версии не противоречат духовные грамоты - 1503 г. кн. Рузского Ивана Борисовича и ок. 1506 г. кн. Волоцкого Федора Борисовича, завещавших в Л. м. поминальные вклады (ДДГ. С. 352, 407). Существование в это время мон-ря с таким названием свидетельствует, что до нач. XVI в. прп. Левкий не только скончался, но и был прославлен и почитался как местночтимый святой. В Смутное время, в 1609 и 1612 гг., Л. м., очевидно, пострадал от «литовских людей» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 85). Разорен был не только мон-рь, но и находившиеся в его окрестностях вотчины. По указу 1679/80 г. царя Феодора Алексеевича вместе с др. обителями Л. м. был приписан к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня монастырю . В 1764 г. при учреждении штатов Л. м. упразднен и обращен в приходскую церковь с. Левкиева. В церковно-адм. отношении до XVIII в. мон-рь подчинялся властям Волоцкой десятины Митрополичьей, Патриаршей и Синодальной областей, хотя и не исключено в XV - нач. XVI в. вмешательство в дела церковного управления Новгородских архиереев. С 1744 г. входил в состав Переславской и Дмитровской епархии. По указам от 6 мая 1788 г., 12 дек. 1796 г. и Высочайше утвержденному докладу Синода от 16 окт. 1799 г. вплоть до XX в. приход с. Левкиева перешел в ведение Московской епархии. Братия монастыря

http://pravenc.ru/text/2463331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на период жизни затворника М. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66, и др.) следует признать необоснованным. Имя М. присутствует в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах: «Здесь почивает преподобный Мардарий монах (а не Федор Даниловичь, князь Острожский, как народ думает)» (цит. по: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; ср.: цит. по: Модест (Стрельбицкий), архиеп. 1885. С. 80). Тем не менее имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Указан на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер. 1997. С. 139; ср.: Там же. С. 140). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. был «безкелейный», отличался помимо прочих добродетелей нестяжательством, не желал иметь ничего (далее, очевидно ошибочно, говорится - «в келлии своей»), кроме одежды, носимой на себе. По преданию, зафиксированному в лит-ре XIX в., закончил земную жизнь затворником.

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Сухотиновка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Стоит на ровном открытом месте у дороги на краю села. Возведена, по местному преданию, помещиком Сухотиным в 70-80-е гг. XIX в. (не позднее 1878 г.). В архитектуре здания применены мотивы древнерусского зодчества XVII в. Сходство внешнего вида храма с церквями в с. Вербник Хотынецкого района и с. Рогатик Должанского района позволяет предположить участие в проектировании храмов одного архитектора или наличие типового проекта, переработанного применительно к каждому конкретному случаю. При храме с 1899 г. функционировала одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. Заведующим и законоучителем в ней состоял священник Г.А. Никольский. В 1909 году в школе обучались 48 мальчиков и 8 девочек. Церковь закрыта в 1930-е годы. Источник: сайт " Архитектурные древности Орловщины "   http://www.orelvkartinkax.ru . В Экономических примечаниях к ПГМ Ливенского уезда 1778-1796 гг. имеется краткое описание селения на тот период: «...Васильевское, Синковец тож оврага Синковца на правой стороне церковь деревянная во имя 3-х Святителей Василия Великого, Григорья Богослова, Иоанна Златоустаго; дом господский деревянный и при оном сад с плодовитыми деревьями: в овраге мучная мельница о 1-м поставе; ...Васильевском, Синковец тож Василья (Василия Григорьевича) Сухотина дв.: 25, м.: 162, ж.: 146 душ...». http://vk.com/wall133143608_860 Село Сухотиновка (Галичинского сельского поселения Верховского района) - имение ливенского помещика Николая Дмитриевича Сухотина. Село Сухотиновка (Сухотинка, Васильевское, Надеждено, Сннковец) расположено на ручьях Провалище и Бэрский, р. Синковец (плотина). На открытом месте у дороги на краю села с дороги виднеется Всесвятская церковь (церковь во имя Святого Николая Чудотворца). Сухотины – помещики ливенские, орловские, мценские (Орловской и Тульской губерний). Село называлось по имена его владельца - помещика Сухотина. Последним помещиком села был Николай Дмитриевич Сухотин. Село в XVIII-XIX вв. находилось на стыке трёх уездов: Ливенского и Малоархангельского Орловской губернии и Новосильского Тульской губернии. В XIX – начале XX века село называлось Васильевское, что на реке Синковец. На карте Ливенского уезда Орловской губернии 1903 года село отмечено как Васильевское – Сухотино (находилось тогда на территории Покровской волости Ливенского уезда Орловской губернии). Позже название одного села видоизменилось и оно стало называться Сухотиновка, а другое село – Васильевское.

http://sobory.ru/article/?object=19040

Юрьев-Польский. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Скромная, сейчас совсем заброшенная Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь с длинной трапезной, резными украшениями наличников и многослойными карнизами, с ложными закомарами, характерными в основном для архитектуры XVII века, но в провинции продержавшимися до века XIX-ro. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или «зимних»: Петропавловский и Сергия Радонежского. При храме действовала церковно-приходская школа. В советское время храм был закрыт, колокольня сломана. http://www.juriev.ru/Arhitect/voznesenskaya.htm Церковь Вознесения Господня каменная, построена в 1780 г. на средства граждан г. Юрьева. В ней три престола: главный, холодный – в честь Вознесения Господня, придельные, теплые – во имя св. апост. Петра и Павла и во имя преп. Сергия, Радонежского чудотворца. В 1840 г. при церкви построена каменная колокольня. При церкви имеется причт: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает: 261 руб. 25 коп. процентов с церковного и за требоисправления 577 руб., а всего 840 руб. в год. Дома у причта церковные, деревянные. При церкви имеется церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном доме. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. 2. История Вознесенской церкви 2.1. Строительство церкви в 1770-80-е гг. На начало 60-70-х гг. XVIII в. приходится вспышка эпидемии чумы, которая унесла жизни многих людей. После начала эпидемии в сентябре 1771 г. Сенат издает указ, в соответствии с которым в целях предосторожности от распространения заразных болезней было предписано в городах при церквах впредь никого не хоронить, а отвести для кладбищ особые места за пределами городов на городских выгонных землях. Предписывалось на первое время устроить на новых кладбищах хотя бы деревянные церкви и при них совершать погребение.

http://sobory.ru/article/?object=10141

Арефино. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Живоначальной Троицы Село Арефино Вачского района Нижегородской области в далеком прошлом было самым крупным селом, и состояло из следующих самостоятельных селений: село Арефино, сельцо Озябликово, Зяблицкий Погост и Заидомская Слобода, то есть расположенная за речкой Идомкой. После революции данные селения были объедены в одно село Арефино. Основание церкви Зяблицкого Погоста относится к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви рукописном Евангелии видно, что в 1586 году здесь существовала уже церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Святой мученицы Параскевы - Пятницы. В начале XVII столетия Зяблицкий Погост входил в вотчину боярина Ивана Никитовича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено, что на Погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Параскевы. Строение этого храма дело мирское. При церкви два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. На церковной земле - 31 двор бобылей, оброк с тех дворов  платят Никольским попам со двора по гривне за год, да на той же земле живут нищие – питаются от церкви Божией. На церковной земле - 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят  с давних пор попам по 18 руб. в год. Имелись пашни пахотные церковные - 31 четверть в поле, сена - 80 копен. Зяблицкий погост  - это церковная земля, на которой расположены храм, дворы церковнослужителей, дворы бобылей, да нищих крестьян, которые питались от церкви Божьей. Кроме этого здесь же размещались торговые лавки. Во главе этого погоста по всей вероятности в далеком прошлом стоял священник Зяблицкий, отсюда и погост получил название - Зяблицкий. В 1643 году в Погосте построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной  Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 года есть следующее описание этой церкви: церковь строена приходскими людьми, она была огорожена забором с дубовыми столбами. В заборе ворота створчатые с малыми воротцами.  Церковь Зяблицкого Погоста, была украшена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=09879

Брянск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Приход образовался в XVII столетии. Прихожане его состояли главным образом из мещан - чернорабочих, жителей «Новой Слободы». Всего 680 человек. Тихвинский храм каменный, заложен в 1755 году вместо старого деревянного во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Строительство продолжалось 14 лет, и в 1769году храм был освящен. Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В 1863 году теплый зимний храм был расширен, устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. При храме действовала школа грамоты. В 1931-1934 гг. в храме служил Архиепископ Даниил (Троицкий, +1934). В июле 1937 г. был арестован, а 17 октября расстрелян настоятель храма священник Константин Алексеевич Афанасьев. В том же году храм закрыли, вскоре разобрали верх колокольни и главу храма, произвели внутреннюю перепланировку. В годы гонений на Церковь храм использовался как коммунальное общежитие. В конце 1960-х годов в нем собирались разместить планетарий, но решили использовать как архивное хранилище. В 80-е годы XX века храм был снаружи реставрирован. Усилиями прихожан Воскресенского храма в 1991 году храм был передан верующим в безвозмездное бессрочное пользование. После открытия храма при нем была устроена Воскресная школа для детей, построены часовня, здание Воскресной школы, возведена ограда вокруг храма и здания Воскресной школы. Приведен в порядок Некрополь бывших прихожан храма, отремонтированы три алтаря храма и расписаны иконостасы, завершается роспись зимнего храма. Центральный алтарь и храм освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). На пологом склоне над Десной, в бывшей Новой слободе, стоит один из древнейших храмов Брянска - Тихвинская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00661

В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravicon.com/info-3821

Владимир. Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь. Церковь Константина и Елены. Константино-Еленинская церковь с колокольней Церковь. Действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1765 и 1770. в 1865-перестроена, 1885-колокольня. Адрес: Владимирская область, г. Владимир, площадь Культуры, 8 Координаты: 56.15906, 40.47771 Проезд:Восточный район города Владимира, от перекрестка Суздальский проспект - ул. Добросельская проезд вниз, к железной дороге. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существующая каменная церковь Константина и Елены построена в 1765-1770 годах. В 1865 г. церковь была перестроена, в 1885 г. возведена многоярусная кирпичная колокольня. В 1935 г. церковь была закрыта, ее сначала заняли под склад, потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 80-90-х гг. цех диафильмов. В октябре 1994 г. храм был вновь освящен во имя равноапостольных Константина и Елены. Нынешнее село Доброе несомненно образовалось из слободки, поселившейся около монастыря; первоначальное его основание, вероятно, современно монастырю. В старинных актах в первый раз оно упоминается в жалованной грамоте митрополита Геронтия от 1478 г. Тогда здесь была уже церковь во имя св. Николая Чудотворца, потому что в грамоте упоминается " Никольский поп в Добром селе " . Судьба этой церкви в течение XVI столетия остается неизвестной. Существование её в селе Добром в XVII веке подтверждается записью в патриарших окладных книгах, в коих под 1628 г. значится: " церковь  великого чудотворца Николы в селе Добром царя-Константиновского монастыря... " В 1694 г. при этой церкви продолжал существовать  самостоятельный причт: был поп Петр Дмитриев, дьячек Сенка Тимофеев, а в 1710 г. поп Стефан Петров. При Никольской церкви в Добром селе в начале прошлого столетия была другая теплая деревянная-же церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь в 1720 г. по ветхости была разобрана и пожертвована в г. Владимир для постройки после пожара церкви Трех Святителей при нынешней Сергиевской церкви. В 1730 г. по просьбе прихожан был дан указ на построение новой церкви вместо обветшалой Николаевской. Когда была выстроена эта церковь, не известно, но существовала она до начала нынешнего столетия.

http://sobory.ru/article/?object=02090

Владимир-Волынский. Церковь Василия Великого. Васильевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Василия Великого Год постройки:приблизительно 1251 - 1350. Полностью перестроена в 1900-1901. Адрес: Украина, Волынская область, г. Владимир-Волынский, ул. Васильевская, д. 30 Координаты: 50.841097, 24.320219 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник украинской архитектуры, отражающий эпоху становления национального искусства с оригинальными и самобытными приемами и формами, вобравшими в себя местные особенности архитектурных школ периода феодальной раздробленности. Точная дата постройки неизвестна. Исследователи, опираясь на анализ кирпича, характер кладки и тому подобные данные, относят ее к 70— 80-м годам XIII—cepeдuhe XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. По историческим сведениям в 1695 г. церковь была в запустении, такой же она остается и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. В 1844 г. достроен притвор, церковь покрыли железом. Но самые значительные работы, изменившие ее первоначальный вид, произведены в 1900—1901 гг. по проекту архит. Н. И. Козлова. К основному объему пристроили небольшое крыльцо, над притвором возвели второй ярус для колоколов, увенчанный луковичной главкой. Тогда же и над церковью появилась луковичка, барабан которой декорирован кокошниками. Представляет собой октоконх, к которому с запада примыкает колокольня с крыльцом. Перекрыта сомкнутым сводом, апсида — конховым. Колокольня и декоративная главка решены в псевдорусском архитектурном стиле. Оконные проемы высечены в стене и украшены символическими изображениями солнца и месяца. Северная стена декорирована резным белокаменным порталом, на западной — перспективный кирпичный. Стены укреплены контрфорсами. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 55-56, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Васильевская ротонда - самобытный памятник архитектуры кон. XII - нач. XIII в. Легенда гласит: князь Владимир Святой, возвращаясь из похода против белых хорватов в 992 году, сделал остановку и, в благодарность Богу за удачный поход, приказал каждому воину своей дружины принести в город по одному кирпичу. В результате всего за один день был построен храм, освящённый во имя святого Василия - небесного покровителя князя Владимира после принятия христианства. Когда и кем построено нынешнее здание Васильевской церкви, не известно. Есть свидетельства, что ещё в начале ХХ века на шиферной доске, вмонтированной в стену храма с северной стороны, читалась полустёртая древнерусская надпись. Русскому филологу, этнографу, палеологу Измаилу Срезневскому удалось прочесть, и то весьма приблизительно, только три слова: " Помози, Боже, ...княж " , а также цифры - " 670 " , что, возможно, соответствует 1162 году. Эта доска была утрачена в 1914 году, во время Первой мировой войны.

http://sobory.ru/article/?object=08956

Второй из приводимых нами текстов («Слово на Благовщение о двьств 63») принадлежит византийскому писателю и церковному деятелю преподобному Феодору Студиту (759–826). Это 63-е слово его Малого Катехизиса. Греческий текст Малого Катехизиса состоит из 134 слов. На Руси в переводах бытовало около 80 слов (см.: Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224–235). Время их перевода с греческого пока не установлено. Возможно, поучения Феодора Студита появились на Руси вскоре после установления Студийского устава (впервые введен в Киево-Печерском монастыре в 60-х гг. XI в.), однако списков слов Малого Катехизиса ранее XV в. нет. Бытовавшие на Руси списки Малого Катехизиса включали 63 слова, хотя среди них встречались и слова, Феодору Студиту не принадлежащие. Характерным признаком слов Малого Катехизиса, написанных именно Феодором Студитом, является обращение «Братия и отцы» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные... С. 228), с которого начинается и публикуемое нами слово. Примером такого кодекса из 63 слов может быть рукопись из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (см., напр.: Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 269). Важно отметить, что в этой рукописи начало дефектно, и потому отсутствует имя автора. Вероятно, из подобного кодекса попало в Великие Минеи Четьи и издаваемое слово, поскольку, с одной стороны, оно сохраняет нумерацию Малого Катехизиса, но, с другой стороны, в нем не указан автор. Однако необходимо отметить, что «Слово на Благовещение о детстве» бытовало и независимо от Малого Катехизиса. В частности, оно переписано в одном из сборников известного книжника XV в. монаха Карилло-Белозерского монастыря Ефросина (ГИМ, собр. Уварова, 338 (894)(365); см.: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 222), который по своему составу является Торжественником (см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст в русской письменности XIV–XVII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 327, 93). Это же слово читается в Торжественнике, данном Иваном Грозным в Соловецкий монастырь (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, вторая треть XVI в.; см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст... С. 370, 31, а также: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание... С. 222). Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., 992, л. 591а–591в) с поправками по Торжественнику Соловецкого монастыря (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, л. 3–4) и по смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010