Др. важным аспектом совр. изучения древних монет становится исследование комплексов кладов, проливающее свет как на хронологию отдельных эмиссий, так и на функционирование денежного рынка в целом ( Thompson M., Morcholm O., Kraay C. M. An Inventory of Greek Coin Hoards. N. Y., 1973; периодические выпуски в сер. «Coin Hoards», начатой в 1975 М. Прайсом). Нумизматические научные сообщества Нумизматические научные сообщества возникли в XIX в.: Лондонское (1836, Numismatic Society of London; с 1904 - Королевское - Royal Numismatic Society), Французское (1865, Societe francaise de numismatique et d " archeologie, c 1897 - Societe francaise de numismatique), Бельгийское (1841), Берлинское (1843), Венское (1877). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. «нумизматические и антикварные» общества появились в крупнейших городах Нов. Света - Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Монреале, Чикаго; в 1858 г. было создано Американское нумизматическое об-во (The American Numismatic Society). Тогда же появилась и научная нумизматическая периодика, в первую очередь «La Revue de la numismatique française» (с 1836), «The Numismatic Chronicle» (1836, под этим названием с 1838 и до наст. времени). В России интерес к древним монетам стал проявляться в нач. XVIII в. Первым музеем с нумизматическим отделением являлась созданная Петром I Кунсткамера; в ее фондах к 1742 г. насчитывалось 28 862 монеты. В 80-х гг. XVIII в. главным нумизматическим собранием России стал имп. Эрмитаж (ГЭ), а в 80-х гг. XIX в.- ГИМ (1882; до 1917 - имп. Российский исторический музей им. Александра III). Рост общественного интереса к российской истории повлек за собой создание в 1839 г. Одесского об-ва истории и древности (ООИД), одним из прерогативных направлений деятельности которого были исследования античных монет Сев. Причерноморья. В 1846 г. в столице было основано имп. Русское археологическо-нумизматическое об-во (позднее - РАО), чья деятельность первоначально ограничивалась классической археологией и Н. Однако по мере расширения сферы интересов имп. РАО при нем было открыто нумизматическое отд-ние (1904). В 1888 г. появилось Московское нумизматическое об-во (МНО; отделилось от Московского археологического об-ва), членами-учредителями к-рого стали как ученые-нумизматы, так и собиратели. Важную роль среди них играли А. В. Орешников, П. В. Зубов, И. Е. Забелин и др. Два центра нумизматических исследований в России - с.-петербургский и московский - действовали до 1924 г., когда РАО вошло в состав Гос. академии материальной культуры (ГАИМК), а МНО было закрыто. Его восстановление в 1988 г. способствовало возобновлению прежней традиции. Крупнейшие музейные собрания мира

http://pravenc.ru/text/2577987.html

В наибольшей степени состояние внутренней жизни Выга и изменения в литературном процессе отразило творчество Василия Данилова Шапошникова. Ему принадлежат три воспоминательных слова, Слово о выговских наставниках, Слово о блудном сыне и Сказание о преставлении Семена Денисова. Писатель обличает неблагочинное поведение своих современников, каждый раз выбирая новые литературные приемы: подбор притч и цитат из Писания и творений отцов Церкви, подробное толкование евангельской притчи, ретроспективные аналогии, развернутое обличение, убеждение положительными примерами из истории самой Выговской пустыни. Этот писатель продолжил линию, оформившуюся в сочинениях Ивана Филиппова, но в отличие от последнего значительно усилил сатирическую направленность своих сочинений. На рубеже 50–60-х гг. XVIII в. создается Дополнение к «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, представляющее собой пространные летописные записи за время настоятельства Ивана Филиппова и Мануила Петрова. В 70-е гг. XVIII в. на основе письменных памятников («Истории Выговской пустыни» и Дополнения к ней) складывается Первая редакция Выго-Лексинского летописца, содержащая краткие погодные записи о наиболее значимых событиях выговской истории. Второй период Выговской школы дает нам несколько новых писательских имен. Удивительное литературное мастерство обнаружила родная сестра братьев Гавриила, Ивана и Никифора Семеновых Феврония. Ее перу принадлежит написанное после 1750 г. «Слово о двою брату единоутробною», соединяющее черты литературного плача и народной причети. Благодаря новым разысканиям стали известны списки некоторых сочинений ученика Семена Денисова Козмы Иванова. 80–90-е гг. XVIII в. – период возрождения интенсивной литературной жизни Выга. Выразителями нового этапа в жизни и литературе Выга стали Андрей Борисов и Тимофей Андреев – наставники-писатели, пришедшие в общежительство в зрелом возрасте и, следовательно, приобщившиеся к Выговской школе уже не путем прямой преемственности, а путем ученичества и подражания образцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХВАТ один из специфических терминов, используемый в крюковых записях рус. безлинейного многоголосия, характеризующегося развитым подголосочно-полифоническим складом и резкой диссонантностью вертикали. Певч. реализация термина в наст. время не изучена. Комплекс диссонирующего многоголосия образует совокупность песнопений 2 стилей - строчного и демественного пения , записям каждого в равной степени свойствен термин «З». В ранних монодийных списках путевой и демественной нотаций, представляющих основной голос строчного или демественного многоголосия, этот термин встречается реже, однако его наличие подтверждает изначальную связь путевого и демественного распевов с многоголосной традицией пения. В столповых пути и деместве , являющихся записью путевых и демественных песнопений столповым дробным знаменем , термин «З.» не используется. Т. о., его наличие связано исключительно с казанской нотацией , применяемой в записях русского безлинейного диссонирующего многоголосия, а также в монодийных списках пути и демества. В бытовании термина можно выделить 3 этапа. Первый (70-е гг. XVI - 20-е гг. XVII в.) характеризуется эпизодическим употреблением термина «З.», преимущественно в рукописях, фиксированных путевой нотацией. В течение 2-го этапа (20-е гг.- кон. XVII в.) З. встречается в рукописях раннего безлинейного многоголосия весьма часто. Третий этап (кон. XVIII-XXI в.) целиком связан со старообрядческими Демественниками , в записях песнопений которых нередко употребляется термин «З.». Первый этап Частота употребления термина «З.» в певч. рукописях постепенно увеличивается к концу 1-го этапа. В это время термин «З.» встречается только в певч. сборниках с путевой нотацией. Т. о., 1-й этап бытования термина связан с монодийными записями путевого распева. Так, в певч. сборнике 80-х гг. XVI в. РГБ. Ф. 304. 436 термин «З.» выявлен только 1 раз в записи херувимской (Л. 201). В рукописи кон. XVI в. ГИМ. Син. певч. 1162 он употреблен 3 раза в записи «Свете тихий» (Л. 599-599 об.). В певч. сборнике ГИМ. Щук. 767, написанном в 1602 г. известным древнерус. мастером иноком Христофором , выявлено 8 случаев простановки З. В пределах одного песнопения термин встречается 1-3 раза. В рукописи 20-х гг. XVII в. РГБ. Ф. 37. 379 З. использован 10 раз, из них 7 содержится в тексте стихиры на целование плащаницы «Придите ублажим Иосифа» (Л. 343-344, 350). Употребление термина отмечается лишь в отдельных песнопениях, что свидетельствует о начале процесса теоретического осмысления приема З. и первых попытках отразить его в записи с помощью словесного указания. Понять смысл термина, исходя из рукописных источников 1-го этапа, невозможно.

http://pravenc.ru/text/182721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЗИО Бóзио [итал. Bosio] Антонио (1575, Витториоза, о. Мальта - 5.09.1629, Рим), итал. археолог, основоположник изучения раннехрист. катакомб в Риме (см. также Археология христианская ). В 80-х гг. XVI в. изучал философию и право в Колледжо Романо (Рим), одновременно исследуя древности ранней Церкви, опираясь на труды О. Панвинио , к-рый первым описал кладбища Рима (De ritu sepeliendi mortuos. R., 1569). В 1593 г. Б. с П. Угонио, преподавателем словесности в ун-те Сапиенца, начал изучение катакомб св. Домитиллы на Виа Адреатина. В 90-х гг. XVI в. им были открыты ряд раннехрист. кладбищ в окрестностях Рима: Кириака (Виа Тибуртина), Санти-Пьетро э Марчеллино (Виа Лабикана), Сан-Валентино (Виа Фламиниа), Лучины (под базиликой Сан-Паоло фуори ле Мура на Виа Остиенсе), подземная базилика Санти-Тразоне э Сатурнино (Виа Салариа Нуова). В 1597 г. через кладбище Кириака Б. смог попасть в кубикулу катакомб Сан-Калликсто, в 1601 г.- в катакомбы Сант-Аньезе, а также в Еврейские катакомбы на Виа Номентана с росписями на ветхозаветные сюжеты, в 1608 г.- в катакомбы Сан-Эрмете. Всего им были изучены или открыты более 30 катакомб. Получая сведения от окрестных жителей, Б. осматривал галереи, вход в к-рые был доступен без проведения раскопок. В процессе изучения он устанавливал взаимное расположение камер и коридоров, фиксировал архитектурные особенности, копировал фрески. В результате многолетней работы Б. получил подробную картину подземного некрополя Рима, давшую ценнейший материал для изучения истории ранней Церкви. В 1600-х гг. Б. начал работу над 2 рукописями под общим названием «Деяния и жития святых» (Acta et vitae sanctorum, antiqua monumenta sacra et prophana itemque adversaria variae eruditionis pro illustrando opere de sacris coemeteriis. Ms. Roma. Vallic. Cod. 3-4) и первой версией соч. на лат. языке «Подземный Рим» (Roma sotterranea; сохр. фрагменты по участкам Виа Аурелиана и Виа Корнелиа: Roma. Vallic. G. 5). Полная публикация этой работы задержалась в связи со смертью Б. Рукописи вместе со всем имуществом были завещаны Мальтийскому ордену и изданы особой комиссией ученых, живописцев и архитекторов на итал. языке с более чем 200 иллюстрациями Ф. Фулькаро в 30-х гг. XVII в. под ред. Дж. Северано. В 1651 г. П. Арринги опубликовал дополненное издание книги под названием «Новейший подземный Рим» (Roma subterranea novissima). В XVII-XVIII вв. выходили и др. его издания (напр., Дж. Боттари), но все они уступают изданию 30-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/149663.html

Родион (Ларионов), иеродиак. Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России с 1700 по 1775 год: Дисс. ... канд. богосл. СП, 2009. 183 с. Родион (Ларионов), иеродиак. Материальная база Славяно-греко-латинской академии в первой половине XVIII века как важный фактор развития высшего образования в России//БВ 11–12. 2010. с. 178–222. Родион (Ларионов), иеродиак. История славяно-Греко-латинской академии в XVIII в.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 1. 2010. с. 57–80. Смирнов С. К. История Троицкой Лаврской семинарии, М., 1867. Смирнов С. К. История Московской Славяно-Греко-латинской Академии, М., 1885 (М. 1 1855). Фонкич Б. Л. К организации славяно-Греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в.//Очерки феодальной России. Вып. II. м., 1998. С. 187–225. Фонкич Б. Л. Греко-славянская школа на Московском печатном дворе в 80-х гг. XVII в. (Типографская школа)//Очерки феодальной России. Вып. III. М., 1999. С. 149–246. Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке, м.: «Языки славянских культур», 2009. 296 с. Шабатин И. Η., проф. предыстория Московской Духовной Академии (до 1814 г.)//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись), с. 1–63. Экономцев И. Н. Основание Славяно-Греко-латинской Академии (к 300-летию Московской Духовной Академии)//жмп 1985. 2. С. 67–78. Экономцев И. Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов//БТ. Юбилейный сборник 1986. с. 41–72. Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России. Дисс. канд. филол. наук. МГУ им М. В. Ломоносова, М., 1992. Яламас Д. А. Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний. Дисс. доктора филол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2001. 59 с. Яламас Д. А. рукописные и документальные источники о жизни и деятельности Лихудов/Отв. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

СПб., 1804. С. 17). Д. С. Бортянский. Литография с рис. Г. Гиппиуса. 1822 г. (ГЦММК) Д. С. Бортянский. Литография с рис. Г. Гиппиуса. 1822 г. (ГЦММК) Определение «консертантная» применено здесь не случайно. Важное значение для отделения Д. м. в самостоятельное явление имела именно практика «духовных концертов», в 2 смыслах этого термина. Описываемая эпоха, с посл. трети XVIII по сер. XIX в., была прежде всего эпохой духовного концерта как жанра: будучи исполняем за богослужением вместо причастна , он становился кульминацией службы; в повседневной жизни он выполнял роль приветственной кантаты на торжествах, мог сопровождать разного рода «приемы» и мог звучать в «духовных концертах». Более половины концертных вечеров в С.-Петербурге и Москве в это время проходило при участии хоров, исполнялись как крупные сочинения зап. духовных жанров (кантаты, оратории, «Страсти», мессы), так и смешанные программы из сочинений зарубежных и рус. авторов; встречалось объединение светской музыки и духовной, зап. духовных сочинений с композициями на правосл. тексты, а также сочинений для хора без сопровождения с сочинениями на те же правосл. тексты, но с инструментами. «Лидировала» в этом отношении Придворная певческая капелла , и ее пример оказывал сильное влияние на все существовавшие в России церковные хоры, включая семинарские и монастырские, а также на частные крепостные хоры, где, как и в Придворной капелле, певчие принимали участие и в церковных службах, и в оперных спектаклях, и в проч. театральных представлениях. Появление в рус. искусстве Д. С. Бортнянского (1751-1825) укрепило позиции Д. м., по-видимому, именно с его творчества по-настоящему начинается история рус. Д. м. как таковой. Основное духовно-муз. наследие Бортнянского относится к 80-90-м гг. XVIII в. На протяжении XIX в. история Д. м. развивалась противоречиво. С одной стороны, предназначенных для церкви песнопений сочинялось довольно много, но издавалось вплоть до 80-х гг. XIX в. очень мало (практически только произведения директоров и сотрудников Придворной капеллы); они бытовали преимущественно в рукописных копиях, в разных городах и областях (иногда в мон-рях и храмах) образовался круг излюбленных авторов и композиций.

http://pravenc.ru/text/180654.html

В 1755 г. генеральный проведитор моря А. Сагредо издал закон, регулировавший статус религ. общин на Ионических о-вах и внутрицерковное управление правосл. общины. В этих вопросах закон Сагредо основывался на предыдущих законах (напр., подтверждались привилегии «Священного ордена» и предусматривалось строгое соблюдение постановления 1631 г. об обязательных экзаменах для кандидатов в священники, которое нередко нарушалось). Закон Сагредо также упорядочивал вопросы организации монастырей и храмов и управления ими. В этой сфере были проведены значительные преобразования. На каждом из Ионических о-вов была учреждена должность министра св. мест для контроля над распоряжением церковным имуществом как православных, так и католиков. Из-за большого числа храмов на Керкиру было назначено 2 министра. Это нововведение ограничивало власть протопресвитера, в т. ч. был отменен пожизненный срок игуменства и введены выборы игумена каждые 2 года. Закон Сагредо положил конец практике совершения богослужения одним священником в неск. храмах, тогда как другие оставались без приходов. Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) Из 2 знатных керкирских семей происходили просвещенные иерархи Евгений (Булгарис) и Никифор (Феотоки) , судьба к-рых связана с Россией. В 1780 г. жители Керкиры хотели пригласить последнего в качестве архиерея. 29-30 июня 1797 г. Керкира без боя была занята франц. войсками. Вел. протопресвитер во время торжественной встречи вручил ген. А. Джентили «Одиссею» Гомера. 17 окт. 1797 г. по условиям Кампоформийского мира Ионические о-ва были признаны франц. владением; был образован департамент Керкиры, включавший также о-ва Пакси, Андипакси и города Парга, Бутринти. Было сформировано переходное правительство, в котором участвовали все слои общества (5 нобилей, 3 представителя православного и 2 - католич.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Переяславского еп. Гервасия (Линцевского) и способствовал возвращению из унии в Православие общин на Киевщине и Брацлавщине. В 1766 г. игум. Мелхиседек был схвачен униатами и привезен в митрополичий дворец в Радомысле, где его пытками принуждали к переходу в унию; в городе содержались в заключении и др. монахи из укр. правосл. мон-рей. Для подавления восстания на Правобережье в 1768 г. были введены российские войска, их присутствие способствовало возвращению униатских церквей в Православие. Униатский митр. Филипп Володкович в 1768 г. уехал из Радомысля, вернулся в город весной 1773 г. Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, в 70-х гг. XVIII в. униат. митрополия процветала, прежде всего в экономическом отношении. По данным люстрационных инвентарей 1774 г., только в киевском Полесье и на Волыни в имениях униатского митрополита имелось 1740 дворов, жило не менее 15 тыс. крестьян. В 1780 г. в Радомысле и округе митрополиту принадлежало более 30 сел и селений (Радомысль, Мыкгород, Чудин, Великая Рача, М. Рача, Межиречка, Вышевичи, Меделевка, Мигалки, Гута-Вишевичская, Гута-Забелочская, Папирня, Нежиловичи, Заболоть, Берёзцы, Негребовка, Полисовци, Облитки, Бучки, Потиевка, Ст. и Нов. Буда и др.). В инвентарях также указаны пахотные земли, озера, реки, лесные угодья, мельницы, сенокосы, а также живущие в имениях крестьяне и др. тяглые люди. Известен состав имений митрополичьей кафедры в литовско-белорус. землях в сер. XVIII в.: имение Рута-Бабнево (с селами Дольная и Горная Рута, Омневичи, Тупалы, Минучицы, Бабнево, Петрики, Фуравщина (Монастырщина)), имение Печураны (села Печураны, Леонишевичи), имение Прилепы (села Цна, Крышка, Погорельцы, Аношки, Усяж, Колодищи, Малаховичи, Рудня, Равбичи, Багута, Глодовка, Ковалёвщина, Рудамейка, Беличаны, Палетка, Черневичи), «юридика» в Минске, имение Быкевичи (села Быкевичи, Митропольщина), имение Шешоли (села Шешоли, Берналойцы, Станцелы, Антыпуны, Юшкели, Гаспадаранцы, Сургулянцы, Подворцы), «юридика» в Новогрудке, имение Мотча (села Мотча, Литовка, Ляжневичи, Карныши), имение Вака (села Ахмяница, Тарляны). В 80-х гг. XVIII в., при митр. Иасоне Смогоржевском, регулярно созывались соборы К. е., что способствовало укреплению дисциплины среди епархиального духовенства. В Радомысле Смогоржевский открыл епархиальную семинарию, начал возведение кафедрального собора, построил митрополичий дворец. Феодосий Ростоцкий был последним митрополитом, жившим в Радомысле. В сент. 1790 г. он впервые в истории униат. Церкви занял место в польск. сенате. Ростоцкий гораздо активнее, чем его предшественники, занимался делами униат. Церкви и не связывал ее будущее исключительно с Польским гос-вом, защищал вост. обряд от латинизации.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Тексты в композициях лаврских ансамблей раскрывали содержание каждого изображения, а их совокупность определяла общую направленность богословской концепции. Введение текстов, заимствованных из церковной лит-ры повседневного использования,- характерная черта росписей киевской школы. Авторы иконографических программ этих монументальных циклов не только старались соотнести зрительный ряд с последованием богослужения, но решали более сложную задачу - создать комментарий к догматической символике ( Миляева. 1994. С. 311). Монументальные ансамбли киево-печерской школы эпохи барокко отразили мировоззренческие изменения в укр. обществе. В них постепенно усложнялся сюжетный замысел, появлялись новые тематические и иконографические решения. Традиц. система росписей становилась средством аллегорического повествования. Концептуализм барокко, склонность художников эпохи к «играм разума» воплотились в сложных по иконографии программах, требовавших от зрителя богословской эрудиции. Взаимодействие богословия и изобразительного искусства определялось деятельностью и тесными связями 2 центров просвещения эпохи - Киево-Могилянской академии и К.-П. л. Содержание стенописи разрабатывалось на основе риторики - ведущей дисциплины в Киево-Могилянской академии. Создание при участии ведущих богословов общей концепции росписи предшествовало живописным работам ( Титов. 1915. С. 238). Новые тенденции и традиция, восходившая к средневек. наследию, взаимодействовали в укр. варианте живописи барокко, создавая ее неповторимый облик. А. Ю. Кондратюк В XIX в. художественная жизнь К.-П. л. была отмечена ориентацией на академические традиции и переходом к систематическому обучению иконописи. Показательным является смена названия мастерской: в документах 40-80-х гг. XIX в. лаврская «малярня» стала именоваться живописной мастерской, ее продукция - живописными иконами. С 90-х гг. XIX в. она называлась иконописной.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

— В школе появляется и библиотека. Она возникает во второй половине XVIII столетия, в XIX же веке значительно приумножается частными ценными пожертвованиями. В 1830 г. библиотека заключала в себе 568 томов на греческом языке и 840 на иностранных языках. Само собой понятно, что с тех пор она увеличилась во много раз. В XIX в. появляется и особое лицо, заведующее библиотекой, — библиотекарь. 64    Здания патриаршего училища по внешней их стороне еще и в 60-х гг. XIX в. не отличались благоприличием. Они были и «сыры, и грязны, и неумыты», пребывание в них на нового человека нагоняло «тоску». Но эта неблагоустроенность после 60-х гг. отошла в область воспоминаний. В начале 80-х гг. (по выражению Гедеона, сообщающего о таковом событии в 1883 г.: μλις σμερον) патриаршая «академия» заняла помещение, которое названный автор смело величает «дворцом». 65 А для наглядного представления, каков этот дворец, автор в начале своей книги «Хроника патриаршей академии» помещает рисунок сооружения с надписью: «Новое здание патриаршей великой народной школы».     II     — Патмосская школа;    — ее происхождение;    — основатель ее и первый наставник в ней иеродидаскал Макарий;    — курсы наук, излагаемые в ней; с каким успехом? — Двое преемников Макария по должности преподавателя в Патмосской школе;    — быт учеников, представленный в описании школьной жизни Григоровича-Барского, бывшего ученика этой школы;    — последние страницы из истории школы.    — Афонская академия;    — ее возникновение;    — профессора академии;    — черты из внутренней жизни школы;    — кратковременность существования академии и ее падение;    — чем объясняют и нужно ли объяснять ее падение?    — Греческие заграничные школы    — Венецианская, Падуанская;    — иностранные университеты.    — Свидетельства о состоянии просвещения в среде греческого духовенства от XVI до середины XIX в.;    — черты культурности того же духовенства.    Переходим к изучению других, более известных общеобразовательных школ в Константинопольском патриархате турецкого периода. Здесь мы изложим краткую историю двух школ, носивших в свое время, подобно патриаршей Константинопольской школе, громкое наименование академий, — имеем в виду Патмосскую и Афонскую школы.    В течение всего XVIII в. на острове Патмос существовала школа, которая у греков, как мы сказали, известна с именем академии, т. е. совершеннейшей школы. Но насколько она заслуживает такой аттестации, мы сейчас увидим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010