Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV b.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и  Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314). Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии. Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

http://azbyka.ru/apologety

В длительный период рим. правления положение Н. оставалось стабильным. Город получал большие доходы как важный перевалочный пункт в сухопутной торговле с сев.-зап. регионом М. Азии, по-прежнему боролся с Никомидией и Прусой за первенство. Каждый из городов претендовал на роль провинциальной столицы Вифинии. Уже во II-I вв. до Р. Х. Н. была отстроена по гипподамовой регулярной системе. Город занимал территорию почти квадратной формы с длинной стороной ок. 700 м и был разделен на квадратные кварталы, имел четверо ворот, направленных во все стороны света. На перекрестке 2 главных улиц стояли городской гимнасий и монумент, игравший роль композиционного центра города ( Strabo. Geogr. XII 4). В нач. II в. наместник Вифинии Плиний Младший перестроил монумент, придав ему более внушительный вид. В 123 г. Н. сильно пострадала от землетрясения, вскоре после к-рого город посетил имп. Адриан и выделил средства на его перестройку. Возрожденная Н. занимала уже гораздо большую площадь пятиугольной формы; длина каждой из ее стен составляла 5 км. В 258-269 гг., в период возросшей угрозы от внешних вторжений готов и персов, Н. была обнесена стеной. В основном сохранилась до наших дней рим. планировка города, цела и его стена III в. Н. рим. эпохи была типичным греч. полисом, в котором было выстроено неск. храмов и проводились игры - Олимпийские, Истмийские и др. Уроженцами Н. были греч. астроном Гиппарх (II в. до Р. Х.), римский грекоязычный историк Дион Кассий Кокцеян (ок. 165 - ок. 229), математик Спор (III в. по Р. Х.). Достоверных сведений о христианах в Н. до нач. IV в. нет. В Византии с IX в. были распространены предания о проповеди в Н. св. ап. Андрея Первозванного, что нашло отражение в нек-рых вариантах Жития апостола. Согласно преданию, во времена гонения имп. Деция , ок. 250 г., в Н. пострадал мч. Трифон (пам. 1 февр.). В византийскую эпоху его мощи почитались как главная городская святыня. В Н. приняли мученическую кончину христиане, большинство из к-рых пострадали в период великого гонения Диоклетиана (303-313): мч.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Извън речника: Св. Николай (Велимирович). Никомидия (или Никомедия, днес Измид, Izmit или Kocaeli) – древен град в северозападната част на Мала Азия, на брега на Мраморно море. Основан през 712 г. пр.Хр. с името Астакос или Олвия. Разрушен и отново издигнат през 264 г. преди Р.Хр. от витинския цар Никомед I. По време на витинските царе била един от най-важните градове в Мала Азия, бил много благоустроен и цветущ град, за което разказва и Плиний Младши. През 74 г. пр.Хр. бил превзет от римляните и станал столица на провинция Витиния. Св. Прокор, спътникът на ап. Петър, бил поставен от него за първи епископ на града. Многократно опожарявана от набези на варварите и от земетресения, Никомидия бързо била възстановявана, благодарение на щедрите помощи на римските императори, които й дали права на римска колония. През 286 г. император Диоклетиан въвел тетрархията (четиривластието), и направил Никомидия източна столица на Римската империя. От неговите гонения са пострадали много свети мъченици. Никомидия продължила да бъде най-важният град в империята, а от 324 г. в продължение на шест години била столица на св. Константин Велики, който построил много християнски храмове и дворци. Никомидия продължила да бъде крупен културен, търговски и занаятчийски център дори след като св. Константин провъзгласил гр. Византия – по-късно Константинопол за столица на Византийската империя. Никомидия се прославила и с хилядите мъченици за вярата, заточени или загинали тук. Извън речника: Св. дякониса Олимпиада (405). Никомидийските епископи свв. Теопемт (III) и Антим († 303) и Константинополският епископ Евсевий Никомедийски († 338–341). Светите мъченици Кодрат, Саторин и Руфин († ок. 250), Теона (III), Ермолай, Ермип и Ермократ († 305), св. Трофим (ок. 305), Вавила († ок. 311), Св. 20.000 мъченици, изгорени в Никомидия († 302) и св. 3628 мъченици в Никомидия и Св. преподобни Теофилакт Изповедник († ок. 832). През 1337 г. турците завладели Никомидия, разрушили градските стени и избили голяма част от населението. Днес в турския град Измид все още са запазени останки от древния град.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРНОБИЙ СТАРШИЙ АРНОБИЙ Старший [Африканский; лат. Arnobius Afer] (ок. 240 - ок. 330), апологет, автор трактата Adversus nationes (или Adversus gentes, Против язычников). По свидетельству блж. Иеронима , до обращения в христианство А. С. преподавал риторику в нумидийском г. Сикка. В число его учеников входил знаменитый впосл. апологет Лактанций ( Hieron. De vir. illustr. 79, 80; Chron. ad a. 2340; Ep. 58. 10). По рассказу самого А. С., первоначально он был ярым противником христианства, пока под действием неких откровений, полученных во сне, не уверовал во Христа (Adv. nat. I 39). А. С. начал работу над трактатом «Против язычников» по требованию епископа Сикки с целью доказать искренность своего обращения. В «Хронике» блж. Иеронима указывается 327 год как время, когда А. С. получил широкую известность, однако нек-рые исследователи считают, что дата ошибочна (Б. Альтанер) и может быть связана лишь со смертью А. С. (Н. М. Дроздов). Вопрос о том, когда и в течение какого промежутка времени было написано единственное сочинение А. С., остается до конца не разрешенным. Первые 2 книги «Против язычников» были написаны, вероятно, ок. 300 г. по Р. Х. (Ibid. I 13; II 71). В 4-й кн. упоминается о сожжении христ. книг и разрушении церквей (IV 36), т. о., она была написана уже после начала гонения имп. Диоклетиана (303). А. С. нигде не говорит о прекращении преследования христиан, что, возможно, свидетельствует о том, что все сочинение было закончено до обнародования эдикта о веротерпимости имп. Галерия (311). Недостаточная лит. завершенность 7-й кн. может говорить о том, что А. С. не успел ее закончить. Структура сочинения Трактат А. С. можно разделить на 2 части: апологетическую (книги 1-2) и полемическую (книги 3-7). В 1-й кн. А. С. опровергает обвинения в том, что христиане, отказывающиеся почитать языческих богов, виновны в стихийных бедствиях и социальных катаклизмах (ср.: Tertull.

http://pravenc.ru/text/76138.html

Хронологические указания в источниках противоречивы. Согласно Евхерию, мученики погибли во время всеобщего гонения на христиан, инициированного Максимианом, т. е. не ранее 303 г. (преследования христиан в армии начались уже в 299, когда Диоклетиан и его соправитель Галерий находились в Антиохии). В анонимном Мученичестве гибель мучеников связывается с подавлением мятежа багаудов. Поход цезаря Максимиана против багаудов состоялся в 285-286 гг.; войско скорее всего перешло Альпы по перевалу Сен-Бернар и достигло Октодура, после чего направилось в Сев. Галлию, где находились мятежники ( S á nchez Le ó n J. C. Les sources de l " histoire des Bagaudes: Trad. et comment. P., 1996. P. 71-73). В источниках указано также разное количество мучеников, погибших с М.: согласно Мученичествам, в Фиванском легионе было 6600 воинов, однако в некоторых рукописях анонимного Мученичества, в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.) и в более поздних текстах говорится о 6666 воинах. При имп. Диоклетиане численность воинов в легионах рим. армии была существенно уменьшена: в I-II вв. легион состоял примерно из 6 тыс. пехотинцев, тогда как в IV в. подразделение могло насчитывать всего ок. 1 тыс. воинов ( Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Oxf., 1964. Vol. 2. P. 680-683). Почитание М. и его спутников Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Почитание М. и его спутников впервые засвидетельствовано в Агауне (епископство Октодур) в кон. IV в. Евхерий Лугдунский и составитель анонимного Мученичества приписывали установление культа М. Феодору, 1-му известному епископу Октодура, современнику св. Амвросия Медиоланского, принимавшему участие в Соборе в Аквилее 381 г. и в Медиоланском Соборе 393 г. ( Duchesne. Fastes. T. 1. P. 245). Возможно, при обретении мощей М. и других воинов Феодор действовал по примеру св. Амвросия, который в 386 г.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

В Александрии издавна существовала влиятельная иудейская диаспора, насчитывавшая сотни тысяч. Диаспора имела множество синагог по всему городу. Синагоги были главным перекладным пунктом бродячих христианских проповедников. Вероятно, что Послание к евреям и Послание Варнавы были адресованы христианам, находящимся на грани разрыва с их более ортодоксальными иудейскими собратьями в Александрии. Городское население, включая еврейскую диаспору, говорило по-гречески, тогда как коптский (диалект египетского) оставался языком деревни. Такое разноязычие приводило к большому культурному разрыву между городом и провинцией. Библиотека, основанная Птолемеями, была в античности одним из богатейших собраний книжной мудрости. Согласно традиции, именно в Александрии, при Птолемее Филадельфе (285–246 до н.э.), был сделан перевод на греческий язык значительной части Ветхого Завета, так называемая Септуагинта 225) . Большая часть населения Александрии bo II в. н.э. была языческой. Климат Александрии, казалось, располагал к процветанию религиозных сообществ, философских школ, синкретических культов, мистерий, а также сомнительных сект. Среди философских направлений в начале III в. особым уважением пользовалась школа Аммония Саккаса (ок. 175–242), платоника, разочаровавшегося в гностическом христианстве 226) . Учеником Аммония был Плотин (205–270?) – аскет, стыдившийся своего тела, логик, наделенный колоссальной способностью к умозрению, поэт мистического экстаза, ясновидец и целитель душ, страстный проповедник платонической утопии идеального государства и, наконец, убежденный противник христианства. Ученик Плотина Порфирий (ок. 232 – ок. 303) оставил нам биографию учителя, из которой можно получить представление о том, как проходили занятия в неоплатонической школе, которую Плотин открыл в Риме. Предпочтительной формой занятий были семинары, а не лекции. На таких семинарах отдельные вопросы предлагались для обсуждения в тесном кругу учеников. Участники семинаров также зачитывали письменные работы, прослушивание которых могло занимать несколько часов и даже дней.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Форра приходит к выводу, что вслед за первой редакцией (303 г., Никомедия), в 311 – 312 годах, в период возобновления гонений, была обнародована вторая редакция сочинения. Максимин, пытаясь всеми средствами воздействовать на общественное мнение и одновременно оправдаться в глазах своих коллег, использовал с этой целью и трактат Иерокла. Две книги, известные Лактанцию (Ф ιλαληθες), для большей убедительной силы были объединены в одну. Тогда Евсевий и мог познакомиться с этим сочинением, и приблизительно в это время им была написана работа «Против Иерокла». Таким образом, датировка, которую устанавливает Т. Бар-нес 429 , вслед за Харнаком 430 , основываясь на том, что в работе Евсевия не существует указаний на личное участие Иерокла в гонениях (т. е., следовательно, до 303 г.), имеет столько же оснований, сколько и суждение о том, что в 312 году «Правдолюбец» еще не был написан. Поскольку как в «Против Иерокла» нет указаний на личное участие автора этого сочинения в преследованиях христиан, так нет указаний на факт написания «Правдолюбца» и в сочинении Евсевия «Палестинские мученики» (4-й и 5-й гл.), где также упоминается Иерокл 431 . Признание поздней датировки «Против Иерокла» согласуется также с косвенными указаниями на время, содержащимися в самом тексте (написание работы сразу после прочтения 432 , общий тон 4-й гл., предполагающий победу христианства, упоминание о том, что Иероклу поручался «высший и всеобщий суд» – в 4-й и 20-й гл.). Лучший способ выполнения своей полемической задачи Евсевий видит в подробном анализе похвального слова Флавия Филострата (ок. 160 – 170 – 244 – 249 гг.) « Τ ς τν Τυανα A­ πολλνιον » («Похвальное слово Аполлонию Тианскому»), на которое ссылается Иерокл при сопоставлении Иисуса Христа с языческим мудрецом и чудотворцем. Кроме популярной «биографии», об Аполлонии, весьма прославившемся в свое время (вторая половина I века н. э.), имеются и другие свидетельства и упоминания – неоднозначные, как и его слава. Одна традиция свидетельствует о нем как о чудотворце, мудреце и философе пифагорейского толка, другая, количественно явно преобладающая, видит в нем мага и шарлатана.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Выступая как апологет, Е., подобно мн. своим предшественникам, обращался к 2 аудиториям - иудейской и языческой. Одним из основных источников Е. в полемике с иудеями был трактат мч. Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем», из к-рого он заимствовал обширный набор аргументов, углубляя и разрабатывая темы, намеченные мч. Иустином. Используемый Е. жанр повествования позволил ему более подробно останавливаться на каждом, даже второстепенном вопросе ( Carrara. 2000. P. 48-49). Е. активно пользовался сочинениями Оригена: он много цитирует соч. «Против Цельса», в к-ром Ориген, полемизируя с язычником Цельсом, выдвигал свои аргументы против иудаизма, а также широко использует догматический труд «О началах». В «Евангельском приготовлении», своем основном апологетическом труде, обращенном к язычникам, Е. привел обширные цитаты из трактатов философов традиции среднего платонизма и неоплатонизма, являющихся его основными источниками в этой работе. Цитируемые Е. авторы - Боэт Сидонский, перипатетик (I в. до Р. Х.), Плутарх Херонейский, философ и биограф (I-II вв.), Арий Дидим, философ эклектического направления, советник имп. Августа (I в.), Нумений Апамейский, неопифагореец (сер. II в.), Аттик, средний платоник, глава афинской школы (сер. II в.), Плотин , Амелий, ближайший ученик и помощник Плотина и нек-рые др. Во всех своих апологетических работах Е. много цитировал Свящ. Писание: в «Евангельском приготовлении» и в соч. «О Богоявлении» - когда стремился доказать эллинам истинность ветхозаветных текстов и их близость к утверждениям философов, к-рые, по его мнению, черпали свою мудрость в Свящ. Писании, в «Евангельском доказательстве» - когда, обращаясь к иудеям, стремился раскрыть духовный смысл закона Моисеева. I. «Против Иерокла» (Contra Hieroclem). Эта небольшая полемическая работа, сохранившаяся в 6 рукописях, из к-рых наиболее ранние восходят к X-XII вв., направлена против памфлета языческого автора Иерокла, к-рый путем сравнения с Аполлонием Тианским пытался принизить Христа и тем самым высмеять христиан. Известно, что Иерокл был высокопоставленным чиновником в империи и последовательно занимал должности наместника в Пальмире (ок. 297), викария диоцеза Восток (до 303), наместника в Вифинии (303-305) и префекта Египта (310-311). Он был одним из ближайших соратников 2 императоров - гонителей христиан - Диоклетиана и Максимина Дайи.

http://pravenc.ru/text/187357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ [греч. Ηλας] (ок. 759 - 1.02.779 или ок. 775 - 1.02.795), мч. Дамасский (пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.). Сведения об И. сохранились в анонимном Мученичестве (BHG, N 579), к-рое предположительно датируется Х в. Этот памятник дошел в единственной рукописи рубежа Х и XI вв. (Paris. Coislin. 303), содержащей также Мученичество монахов лавры св. Саввы Освященного (BHG, N 1200). Во вступлении агиограф сообщает о составленных им ранее 2 сказаниях о мучениках ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1907. Σ. 42), однако эти тексты неизвестны. Из-за отсутствия упоминания о К-поле и визант. реалиях, а также об опасности обнаружения властями тайно сохраняемых мощей И. (Там же. Σ. 58) можно заключить, что Мученичество было написано на подчиненной арабам территории Сирии, в христ. общине Дамаска. Вероятно, сохранившаяся версия Мученичества является переработкой неизвестного нам более раннего текста ( McGrath. 2003. P. 89). Согласно Мученичеству, И., грек по происхождению, воспитывался в христ. вере. Первые 10 лет своей жизни он провел вместе с матерью и 2 братьями в Гелиополе (ныне Баальбек, Ливан, захвачен арабами в 637), а затем, выучившись плотницкому ремеслу, отправился в Дамаск, где нанялся в мастерскую к некоему сирийцу-христианину, к-рому покровительствовал один богатый араб. Через 2 года сириец по наущению араба отрекся от христианства, однако И. продолжал работать у него. Вскоре сын араба устроил праздник по случаю рождения наследника. И. прислуживал на пиру и понравился гостям, к-рые предложили ему отречься от Христа. Когда И. отказался, гости во время танца как будто бы в шутку сорвали с него пояс (т. н. зуннар, от греч. ζωνριον - поясок, элемент облачения христиан в араб. Сирии). На следующий день, когда И., по своему обычаю, подпоясался, ему сказали, что прошлой ночью он принял ислам и теперь возвращение к христианству будет считаться преступлением и караться смертью. По настоянию братьев И. покинул Дамаск и следующие 8 лет провел в Гелиополе.

http://pravenc.ru/text/389339.html

Даты кончины И. в источниках не совпадают - 499 (Инисфалленские анналы), 500, 501 и 504 (Ольстерские анналы), 500 (Хроника скоттов, Анналы Четырех Наставников и Мартиролог из Донегола), 501 (Анналы Камбрии), 502 (Анналы Тигернаха, Анналы из Клонмакнойза), однако везде речь идет о рубеже V и VI вв. В ряде средневек. источников утверждается, что И. скончался в возрасте 301 (Анналы Камбрии), 303 (Анналы Тигернаха, Хроника скоттов, Анналы из Клонмакнойза) или 404 лет (Мартиролог Гормана, Мартиролог из Донегола). Возможно, это предание возникло благодаря ошибочному толкованию записи о том, что И. входил в число 450 епископов Патрикия, или, по предположению Ч. О " Конора, из-за ошибочного прочтения числа свиты И.: «три сотни» вместо «трижды по пятьдесят» (tri c. вместо tri l.). Согласно тексту в «Лейнстерской книге», И. прожил «три, тридцать и трижды по двадцать лет», т. е. 93 года. Почитание Память И. 23 апр. засвидетельствована почти во всех ирл. мартирологах. В Мартирологе Энгуса (ок. 830) святому посвящено четверостишие: «Луч еп. Ибара, к-рый срубил голову всякой ереси, сверкающее пламя над гривой волн, он скончался на Бекк-Эре». В комментариях XII в. к Мартирологу содержатся родословная И. и легенда о его столкновении со свт. Патрикием, в ходе к-рого в Ард-Махе (см. ст. Арма ) оказались «полны дороги и пусты амбары». Вероятно, автор хотел сказать, что люди оставили Патрикия. «Патрикий разозлился и сказал: «Не быть тебе в Ирландии». «Ирландией будет называться то место, в котором я буду»,- сказал еп. Ибар, поэтому и появилось название «Малая Ирландия», т. е. остров на море». Память И. зафиксирована также в Мартирологе из Тамлахты (ок. 830), Мартирологе Драммонда (XII в.) и Туринском Мартирологе (XII-XIII вв.). В т. н. Литании Энгуса (IX-X вв.; приписывается св. Энгусу, составителю Мартиролога) упоминаются «трижды по пятьдесят истинных монахов под игом еп. Ибара». Дж. Ашер (1581-1656), в распоряжении к-рого были утраченные впосл. варианты Жития, считал свидетельства о распространении христианства в Ирландии до Патрикия достоверными, полагая, что в определении Патрикия как «первого» епископа, посланного в Ирландию, «первый» следует понимать как «примас», «архиепископ». Без ссылок на источники Ашер утверждал, что И. род. в 388 и скончался в 498 г. Д. Х. Тодд считал, что легенда о 4 предшественниках Патрикия возникла в XI-XII вв. для исторического обоснования учреждения архиеп-ства на юге Ирландии. В то же время он указывал, что И. принадлежал к роду И Эхах, обитавшему близ Ард-Махи, и усматривал указание на реальные события в преданиях о конфликте между И. и Патрикием. Г. Циммер предлагал отождествить И. с бриттским еп. Эборием (Эбурием), который присутствовал на Соборе 314 г. в г. Арелат (ныне Арль, Франция). П. Грожан пришел к выводу, что И. жил в сер. VI в., хотя признавал в хронологии жизни святого наличие многих неясностей.

http://pravenc.ru/text/200415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010