В вестгот. эпоху в И. насчитывалось 77 еп-ств: 22 - в Карфагенской пров., 10 - в Бетике, 13 - в Лузитании, 9 - в Галлеции, 15 - в Тарраконской пров. и 8 - в Нарбонской Галлии (васконы оставались язычниками, на их землях еп-ств не было). В общественной жизни вестгот. И. епископы играли важную роль: они обладали широкими судебными полномочиями в церковных делах (в т. ч. в делах, связанных с иудеями, а также с язычеством и колдовством); выступали в качестве третейских судей в гражданских делах; осуществляли посреднические функции в конфликтах между представителями знатных родов; входили в состав королевского совета; следили за взиманием налогов. Хотя еще в VI в. епископы в И. получили право на 1/3 дохода с относящихся к их диоцезам земель (8-й канон Тарраконского Собора (516)), значительные денежные средства у Церкви появились только в VII в. благодаря пожертвованиям. Напр., при базилике св. Евлалии в Эмерите Августе был создан фонд помощи нуждающимся с начальным капиталом в 2 тыс. солидов ( Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium. 9//PL. 80. Col. 139). Вероятно, наличие свободных средств часто приводило к нарушениям, так что светские и церковные власти были вынуждены повторять постановления, запрещавшие клирикам заниматься ростовщичеством. Др. источником церковных доходов стала десятина, 1/3 к-рой получал епископ, 1/3 - местные клирики, а оставшаяся часть использовалась на общецерковные нужды. Распространение целибата в VI в. подкреплялось решениями Соборов, требовавших, чтобы священники избегали контактов с женщинами и проживали либо со своими матерями и сестрами, либо с братьями и товарищами (1-й канон Тарраконского Собора (516); 6-й и 7-й каноны Герундского (Жиронского) Собора (517); 3-й канон II Толедского Собора (527); 15-й канон Илердского (Леридского) Собора (546)). Если у священников уже были дети, то, достигнув 18 лет, они в присутствии клира и народа должны были проходить собеседование с епископом; если же оказывались достойны и изъявляли желание не вступать в брак, то после 3-летнего испытания поставлялись в субдиаконы. В VII в. многие епископы стремились сохранить кафедры за родственниками - братьями и племянниками; известно о династиях епископов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Кроме того, на протяжении I тыс. христ. истории во мн. областях Испании сохранялись местные обычаи, к-рые нашли отражение в литургических книгах и к-рые теперь практически невозможно отличить от общих для И.-м. о. тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития И.-м. о., когда сформировалось неск. зон литургической активности. Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской пров. (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах Поместных Соборов (см.: 1-й канон Герундского Собора (517), 1, 2, 5-й каноны Барцинонского Собора (540) и др.). Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, еп. Лериды (Льейды) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 13//PL. 83. Col. 1090), и Иоанном, еп. Цезаравгусты ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 6//PL. 96. Col. 201-203). Тарраконская пров. находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, видимо, отразилось и на особенностях ее литургической традиции. О богослужении в пров. Галлеция (в эту эпоху в ее состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть пров. Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия еп. Профутуру Бракарскому (PL. 69. Col. 19-21). После того как I Бракарский Собор (561) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: 4-й и 5-й каноны о совершении Евхаристии и Крещения по чину, присланному из Рима; 12-й о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (видимо, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения рим. традиции в Испании. В Бетике центром, в к-ром происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41//PL. 83. Col. 1104). Вероятно, именно в этот период в связи с появлением визант. анклава на территории Испании имело место влияние на И.-м. о. визант. литургической традиции (ряд текстов в И.-м. о., включая Трисвятое и нек-рые антифоны, на протяжении всего средневековья продолжали петь по-гречески; см.: Baumstark. 1935; Janeras. 1995).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Древняя испан. традиция была представлена 2 типами богослужения: кафедральным, к-рое называлось publica (ecclesiastica) officia, и монашеским (монастырским) богослужением - monasteriorum consuetudines (см.: 1-й канон Бракарского Собора (561); 3-й канон XI Толедского Собора (675)). Основными службами кафедрального богослужения были вечерня (Ad vesperum) и утреня (Ad matutinum). Они составляли officium quotidianum всех клириков (5-й канон I Толедского Собора) и должны были совершаться ежедневно (7-й канон Тарраконского Собора (516)). По 1-му канону I Бракарского Собора (561) повсеместно, включая монастырские церкви, должен соблюдаться один и тот же чин вечерни и утрени. 3-й канон XI Толедского Собора (675) добавил к вечерне и утрене еще и мессу как часть officia publica (общественного богослужения) и установил запрет на введение монастырских обычаев в кафедральное богослужение. Согласно еп. Исидору Севильскому, чин вечерни состоял из чтения lucernarium, затем 2 псалмов, респонсория, laudes, гимна и молитвы ( Isid. Hisp. Reg. mon. 6. 2//PL. 83. Col. 876). Во 2-м каноне Эмеритского Собора (666) указывается (речь идет о Лузитании), что на вечерне сначала совершается обряд принесения света (oblatio luminis), затем поется псалом vespertinum (видимо, синоним lucernarium), в праздничные дни поется респонсорий (sonus). В Бревиарии Ортиса вечерня начинается с возгласа «Во имя Господа нашего Иисуса Христа свет с миром» (In nomine Domini nostri Jesu Christi lumen cum pace). Народ отвечает: «Благодарение Богу» (Deo gratias). Затем священник произносит благословение: «Господь да будет всегда с вами» (Dominus sit semper vobiscum). Народ отвечает: «И со духом твоим» (Et cum spirito tuo). Хотя в рукописях И.-м. о. этот начальный возглас не указывается, мн. исследователи отождествляют его с известным в рим. и визант. традициях возгласом «Свет Христов [просвещает всех]», к-рый сопровождает вынос свечи или лампады (один из древнейших христ. обрядов). Lucernarium (vespertinum) изначально представлял собой полный псалом, позже сокращенный до неск. стихов. Вероятно, этот псалом менялся в зависимости от дня недели (согласно печатному Бревиарию, его стихи могут заменяться другими, связанными с темами праздника или света (просвещения); всего в Бревиарии приводится 32 варианта). Впервые термин упоминается в 9-м каноне I Толедского Собора (ок. 400), который запрещает совершать эту службу вне храма. Этот же термин использовался в галликанском и амвросианском обрядах.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) С кон. IV в. в испанских источниках встречаются упоминания о монашествующих. Изначально организаторами монашеской жизни выступали епископы (см. 3-й канон Илердского Собора), однако из-за распространения арианства число мон-рей в Вестготском королевстве было невелико. Во 2-й пол. VI - нач. VII в. в И. распространялись местные монашеские уставы, основанные на восточных традициях. Самые известные уставы были составлены епископами Леандром Гиспальским († ок. 600), Исидором Гиспальским и Фруктуозом Бракарским († 665). В основе этих уставов лежат как вост. образцы (напр., Устав прп. Пахомия Великого), так и западные (монашеские правила блж. Августина (см. Августина устав ), прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского ). Большое значение для активизации монашеской жизни имела деятельность св. Мартина , еп. Бракарского, к-рый основал неск. мон-рей в Галлеции. Помимо муж. и жен. мон-рей в вестгот. И. существовали т. н. фамильные мон-ри, основанные на средства знатных родов (в таких мон-рях часто проживали представители этих родов с друзьями и родственниками). В И. возникло большое количество «двойных» мон-рей, где раздельно жили монахи и монахини (на Востоке такая форма общежития осуждалась с IV в.). Также в И. было много анахоретов и отшельников, которые не подчинялись ни местным епископам, ни аббатам монастырей. С сер. VII в. аббатов крупных монастырей приглашали к участию в поместных Соборах. В VI в. начинается процесс унификации богослужения. Испан. литургическую традицию доислам. эпохи принято называть древним испанским или вестготским обрядом (см. Испано-мосарабский обряд ). Богослужение в этот период было представлено 2 типами - кафедральным и монастырским. Поместные Соборы предписывали приходским храмам брать за образец богослужение кафедральных соборов (1-й канон Герундского Собора (517) для Тарраконской пров.; I Бракарский Собор (561) для Галлеции). Ответственность за сохранение единой богослужебной практики возлагалась на епископов. Службы совершались ежедневно. Среди составителей молитвословий и литургических книг (Сакраментария, Антифонария, Лекционария и др.) были Гиспальские епископы Леандр и Исидор, Иоанн, еп. Цезаравгусты, Толетские епископы Евгений II, Ильдефонс , Иулиан и др. Сохранились неск. испанских пенитенциариев VI - нач. VIII в. (CPL, N 1881-1884), свидетельствующих об усложнении покаянной практики: совершившие тяжкие грехи, но желавшие вернуться в церковное общение должны были проходить длительное испытание и вести аскетический образ жизни, иногда в течение десятилетий. В связи с трудностью несения пожизненного покаяния 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил этот период 2 месяцами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

О том, насколько глубоко укоренился латинский язык в Ис­пании, причем в своих классически правильных формах, не под­вергшихся деформации под влиянием туземных языков, говорит огромный вклад испанских по месту происхождения писателей в латинскую литературу. На классической латыни писали про­славленные риторы уроженец Каллагуриса на Ибере Марк Фабий Квинтиллиан и выходец из Кордубы Анней Сенека, сыном которого был знаменитый философ и государственный деятель, приближенный к Нерону и по его же указанию вскрывший себе вены, внук ритора и племянник философа Лукан – автор «Фарсалий», автор классического сочинения по агрономии Колумелла и блистательный поэт Марциалл. Медленнее, чем в Бетике и на Средиземноморском побе­режье Тарраконской провинции, шел процесс романизации в за­падных регионах этой провинции – Галлекии и Астурии, а также в Лузитании. В Пиренейских горах доныне сохранились прямые потомки палеоевропейцев баски, язык которых, судя по топони­мике, близок вымершим языкам юга Франции, и поэтому не пря­мо иберийский, но состоящий в отдаленном родстве с иберий­скими наречиями полуострова. В эпоху принципата территория, которую занимали прямые предки басков васконы была, несо­мненно, более обширной. Иберийская речь звучала еще тогда, вероятно, на большей части Тарраконской провинции, особенно в горах, и на севере Лузитании. И все-таки говорившие в своем кругу на родных языках иберы и кельтиберы этих двух провин­ций лучше или хуже владели и государственным языком, а в го­родах он преобладал на всем пространстве от современной Ка­талонии и Арагона до Атлантического побережья. При Августе в Испании числилось 50 колоний и муниципий римского и 50 латинского права. Веспасиан предоставил латин­ское право тем общинам Испании, которые не имели его ранее и не были при этом римскими муниципиями или колониями. Но этой привилегией можно было воспользоваться лишь при нали­чии города. Поэтому акт Веспасиана способствовал ускорению ур­банизации страны. Характеризуя юридический строй испанских провинций, Т. Моммзен писал: «Маленькие, бессильные округа, после уничтожения племенных союзов превратившиеся в... мелкие племена и роды, – с течением времени преобразовались в Испа­нии, как и повсюду, в города... Действительно, среди 293 общин Тарраконской провинции при Августе было 114 общин негород­ского типа, а среди 275 общин II в. таких оставалось только 27» (Моммзен. История Рима, т. 5, кн. 8, с. 74–75). Поскольку набор легионеров производился как раз в тех общинах Испании, кото­рые не имели городской организации, высокоурбанизированная Бетика, как и Италия, пользовалась иммунитетом от призыва и не была обременена воинским постоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

72 . В 406 году прошли вандалы, аланы и свевы Испанию, убивая и опустошая, вдоль и поперек, они поджигали города и пожирали награбленные запасы, так что население от голода употребляло в пищу даже человечину. Матери ели своих детей, дикие звери, привыкшие насыщаться телами павших от меча, голода или мора, нападали даже на живых и угрожали им смертью. И этими четырьмя бедствиями исполнилось предсказание божественного гнева, которое некогда возвестили пророки. 73 . В году 421 варвары наконец решились, после жестокой судьбы, которую претерпела Испания под их ударами, заключить мир по Божьему велению, от которого стенала земля и поделили по жребию провинции [Испании] между собой. Галлисию заняли вандалы и свевы, аланы-Лузитанию и провинцию Картаго Нова [Картахена]; вандалы же зовомые силингами, отказались от Галлисии, опустошили строва тарраконской провинции, пришли назад и захватили Бетику. Испанцы, находившиеся в оставшихся городах и кастеллах, покорились, сломленные наказанием Божьим, ярму господствующих варваров. Первым королем вандалов в Испании пришел к власти Гундерих, восемнадцать лет подряд властвовавший над частью Галлисии. Он разорвал существовавший союз со свевами и осаждал их в эрбазийских горах 83 , оставил потом это предприятие и уничтожил балеарские острова, принадлежавшие к тарраконской провинции. Затем он разрушил Картаго Спартариа, обратился со всеми вандалами против Бетики, уничтожил Гиспалис и после большого кровопролития снова его оставил. Когда же он, в надежде на свою королевскую власть непочтительно поднял руку на базилику Винценция, покровителя этого города [Гиспалиса], то Божьим повелением был на рыночной площади настигнут дьяволом и пал мертвым. 74 . В году 428 Гейзерих наследовал своему брату Гундериху и правил 40 лет 84 . Из христианина-католика он сделался отступником и первым принял арианскую ересь. На побережье провинции Бетика он, со всеми вандалами и их семьями, покинул Испанию (429) и переправился в Мавретанию и Африку. Валентиниан Младший 85 , император Запада, бывший слишком слаб для борьбы с ним [Гейзерихом], дал ему согласие на мир и добровольно передал вандалам часть Африки, после как Гейзерих его клятвенно заверил, чтот не пойдет дальше [по Африке].

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Родилась она в Панорме (Палермо), а за­мучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд кото­рого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыт­кам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясе­ние, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и ото­шла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Даль­нюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административ­ным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика терри­ториально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту про­винцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, ко­торый ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближай­шем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая за­нимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испан­ских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глу­бокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кро­ме Нарбоннской Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Крупнейшими городами этой провинции были обладавшие статусом римских колоний Гиспал (современная Севилья) и Кордуба (Кордова), Гадес (Кадикс) и Италика с правами муниципий. В Тарраконской провинции статусом римского права обладали такие крупные города как Тарракон, Баркинон (Барселона), Но­вый Карфаген (Картахена), Цезареавгуста (Сарагоса), в Лузита­нии – Эмерита, Нуманция и Олизипон (Лиссабон). Богатство Испании составляло ее земледелие, в особенно­сти культурное – выращивание маслин и винограда (испанское масло ценилось выше италийского), на обширном Кастильском плоскогорье – пашенное земледелие и выращивание льна, на склонах Пиренейских гор – скотоводство, а также горноруд­ная промышленность. Еще до прихода римлян в Испании добы­вали золото, серебро, медь, свинец, олово и железо. Эти метал­лы и привлекали в страну ее первых колонистов – финикийцев и эллинов. Обрабатывающая промышленность испанских про­винций уступала по производительности горнодобывающей, но из страны вывозились превосходные льняные и шерстяные тка­ни. На верфях побережья строились морские суда. Одной из до­ходных хозяйственных отраслей было морское и речное рыболов­ство, а также добыча устриц, кальмаров и китового уса. В эпоху римского господства и римской колонизации испан­ская экономика успешно развивалась, ее производительность росла. Предприимчивые колонисты наживались на эксплуатации земли и рудников, составляя баснословные капиталлы. В Бетике значительная часть обрабатываемой земли, путем конфискации имущества лиц, обвиненных в политических преступлениях, пере­шла в собственность принцепсов. В результате возникли гигант­ские сальтусы, своими размерами не уступавшие африканским. Некоторые из конфискованных имений переходили в собствен­ность государственной казны – эрария. Как и в других провин­циях, сальтусы, государственные поместья и латифундии част­ных землевладельцев в основном сдавались в аренду крупным арендаторам (conductores), которые в свою очередь сдавали ее арендаторам мелким – колоннам. В менее романизирован­ных регионах Испании – в Лузитании, Галлекии и Астурии, – большая часть земли оставалась в частной или общинной соб­ственности туземцев, обложенных податями и повинностями. С жителей высокогорных долин, предков современных басков – васконов, а также астуров, кантабров, занимавшихся в основ­ном пастбищным скотоводством, ввиду труднодоступности их поселений подати едва ли могли взиматься на регулярной осно­ве, так что они пользовались экономической свободой в преде­лах, не доступных цивилизованным народам. Рудники в основ­ном принадлежали императору или казне и сдавались в аренду кондукторам, которые использовали труд не только наемных горняков, но и рабов. Продукция горнорудной промышленно­сти в виде металлических слитков отправлялась в Рим – в эрарий или фиск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 20-50-х гг. V в. Рим контролировал И. лишь номинально. Активную политику по расширению своей зоны влияния проводили свевы. Окончательно утвердившись в нач. 30-х гг. V в. в Галлеции, в 438 г. они под рук. Рехилы (438-448) начали экспансию в Лузитанию, Бетику и Карфагенскую пров.; к кон. 40-х гг. V в. свевы контролировали большую часть полуострова. Для борьбы с ними рим. императоры неоднократно привлекали вестготов (походы 446, 456 гг.), нередко рим. населению И. приходилось отстаивать свои земли без поддержки центральной власти. Сохранились сведения о мирных договорах, заключенных между свевами и жителями галлецийских поселений. В 50-х гг. V в. ситуация, вероятно, сильно осложнилась из-за восстания багаудов в Тарраконской Испании. Для подавления мятежа центральное правительство обратилось за помощью к вестготам (454). В 455-456 гг., в ходе объявленной имп. Авитом войны, вестготы разгромили свевов, что значительно увеличило вестгот. влияние на полуострове. В 459-460 гг. имп. Майориан провел военную кампанию в И. с целью укрепить власть в этом регионе, который в перспективе мог бы стать форпостом для отвоевания у вандалов африкан. провинций. Несмотря на относительно успешные военные действия против свевов на суше, из-за морского поражения от вандалов в 460 г. кампания провалилась, и Майориан был вынужден вернуться в Италию. После похода имп. Майориана римляне фактически утратили влияние на полуострове, чем воспользовались вестготы. В 468 г. кор. Эврих (Эрих) (466-484) вторгся в И. За короткий период ему удалось, не встретив сильного сопротивления со стороны местного романизированного населения, установить контроль надо всем Пиренейским п-овом, кроме Лузитании (большая часть провинции осталась под контролем свевов) и Васконии (где жили горные племена васконов (басков)). После падения Римской империи на западе (476) завоевания Эвриха были подтверждены императором Вост. Римской империи Зиноном в 478 г. Эврих, существенно расширивший территорию Вестготского королевства, является первым его законодателем - по королевскому распоряжению ок.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В канонических правилах мы не находим таких постановлений, которые прямо, предписывали бы епископам посещать свои епархии и давали бы относительно этих посещений какие-либо руководственные указания. Только в 68 правиле Карфагенского собора, со ссылкой на раннейшее определение собора Иппонского, имеется упоминание о том, что «подобает во время собора каждой области посещаемой быти». Но в этом правиле, равно как и в правиле собора Иппонского, насколько последнее нам известно, речь идёт не об обычных посещениях каждым епископом своей епархии, а о посещениях особенных для обозрения некоторых областей по специальному поручению поместного собора, дававшемуся кому-либо из его членов 122 . Прямое предписание относительно обозрения епископами их собственных епархий мы впервые встречаем в постановлении собора Тарраконского, причём отцы этого собора 516-го года, требуя ежегодных епископских посещений, видят в этом лишь сохранение древнего обычая 123 . В эпоху Карла Великого, принимавшего, как известно, очень близкое участие в церковных делах, мы встречаем уже целый ряд мероприятий, направленных к поддержанию и возможно-более широкому развитию этого древнего обычая. В своих капитуляриях 124 Карл, ссылаясь на церковный закон и древний обычай, настоятельно требует, чтобы ежегодно каждый епископ старательно (sollicite) объезжал свою епархию, совершая конфирмацию, уча свою паству и заботясь об искоренении в народе суеверных обычаев, гаданий, волхований и всяких языческих мерзостей; тщательно разведывал относительно прелюбодеяний, убийств и всякого рода непотребств, противных закону Божию; заботился об улучшении церквей и о правильной жизни монахов; всё, что нуждается в исправлении, старался исправлять своей властью, а если будет не в состоянии, представлял на решение собора; при объезде епархии не требовал и не взимал более того, что установлено канонам и древним обычаем, чтобы народ не терпел притеснения от епископа и его людей 125 . Последующие века в истории западной церкви далеко не благоприятствовали прочному успеху мероприятий Карла Великого. Феодалы-епископы того времени гораздо более были светскими владельцами, чем пастырями церкви, и владельческие интересы до такой степени поглощали все их заботы, что на дела церковные они всё менее и менее стали обращать своё внимание. Дошло наконец до того, что и епископские визитации епархий или совсем прекратились, или перешли к второстепенным епархиальным агентам, становясь нередко в их руках лишь средством наживы и притеснения. Немало содействовало такому исходу и усилившееся в то время распространение так называемых экземпций 126 , в силу которых многие епархиальные церкви, стоявшие в зависимости от феодалов, городов и монастырей, изъяты были из непосредственного ведения епископа и на них не простиралось потому его право, а вместе и его обязанность визитаций 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

  001     002    003    004