В вестгот. эпоху в И. насчитывалось 77 еп-ств: 22 - в Карфагенской пров., 10 - в Бетике, 13 - в Лузитании, 9 - в Галлеции, 15 - в Тарраконской пров. и 8 - в Нарбонской Галлии (васконы оставались язычниками, на их землях еп-ств не было). В общественной жизни вестгот. И. епископы играли важную роль: они обладали широкими судебными полномочиями в церковных делах (в т. ч. в делах, связанных с иудеями, а также с язычеством и колдовством); выступали в качестве третейских судей в гражданских делах; осуществляли посреднические функции в конфликтах между представителями знатных родов; входили в состав королевского совета; следили за взиманием налогов. Хотя еще в VI в. епископы в И. получили право на 1/3 дохода с относящихся к их диоцезам земель (8-й канон Тарраконского Собора (516)), значительные денежные средства у Церкви появились только в VII в. благодаря пожертвованиям. Напр., при базилике св. Евлалии в Эмерите Августе был создан фонд помощи нуждающимся с начальным капиталом в 2 тыс. солидов ( Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium. 9//PL. 80. Col. 139). Вероятно, наличие свободных средств часто приводило к нарушениям, так что светские и церковные власти были вынуждены повторять постановления, запрещавшие клирикам заниматься ростовщичеством. Др. источником церковных доходов стала десятина, 1/3 к-рой получал епископ, 1/3 - местные клирики, а оставшаяся часть использовалась на общецерковные нужды. Распространение целибата в VI в. подкреплялось решениями Соборов, требовавших, чтобы священники избегали контактов с женщинами и проживали либо со своими матерями и сестрами, либо с братьями и товарищами (1-й канон Тарраконского Собора (516); 6-й и 7-й каноны Герундского (Жиронского) Собора (517); 3-й канон II Толедского Собора (527); 15-й канон Илердского (Леридского) Собора (546)). Если у священников уже были дети, то, достигнув 18 лет, они в присутствии клира и народа должны были проходить собеседование с епископом; если же оказывались достойны и изъявляли желание не вступать в брак, то после 3-летнего испытания поставлялись в субдиаконы. В VII в. многие епископы стремились сохранить кафедры за родственниками - братьями и племянниками; известно о династиях епископов. |
Кроме того, на протяжении I тыс. христ. истории во мн. областях Испании сохранялись местные обычаи, к-рые нашли отражение в литургических книгах и к-рые теперь практически невозможно отличить от общих для И.-м. о. тенденций. Региональные различия в богослужении стали проявляться на самом раннем этапе развития И.-м. о., когда сформировалось неск. зон литургической активности. Первые свидетельства об унификации богослужебной практики в Тарраконской пров. (Тарракона (ныне Таррагона), Герунда (ныне Жирона), Барцинона (ныне Барселона), Цезаравгуста (ныне Сарагоса)) содержатся в канонах Поместных Соборов (см.: 1-й канон Герундского Собора (517), 1, 2, 5-й каноны Барцинонского Собора (540) и др.). Имеются данные о составлении богослужебных текстов и чинопоследований Петром, еп. Лериды (Льейды) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 13//PL. 83. Col. 1090), и Иоанном, еп. Цезаравгусты ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 6//PL. 96. Col. 201-203). Тарраконская пров. находилась в тесном контакте с юго-западом Франции и северо-западом Италии, что, видимо, отразилось и на особенностях ее литургической традиции. О богослужении в пров. Галлеция (в эту эпоху в ее состав входили территории современных Галисии и Астурии, а также часть пров. Леон, включая сам город Леон) впервые говорится в послании 538 г. папы Вигилия еп. Профутуру Бракарскому (PL. 69. Col. 19-21). После того как I Бракарский Собор (561) принял бóльшую часть папских предписаний о богослужении в качестве канонов (см.: 4-й и 5-й каноны о совершении Евхаристии и Крещения по чину, присланному из Рима; 12-й о запрете небиблейской гимнографии), Галлеция (видимо, по той причине, что там находилось королевство свевов, чьи отношения с вестготами были напряженными) стала одним из центров распространения рим. традиции в Испании. В Бетике центром, в к-ром происходило становление богослужебной традиции, был Гиспалис (ныне Севилья). Ключевую роль в развитии местной традиции сыграл св. Леандр Гиспальский ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41//PL. 83. Col. 1104). Вероятно, именно в этот период в связи с появлением визант. анклава на территории Испании имело место влияние на И.-м. о. визант. литургической традиции (ряд текстов в И.-м. о., включая Трисвятое и нек-рые антифоны, на протяжении всего средневековья продолжали петь по-гречески; см.: Baumstark. 1935; Janeras. 1995). |
Древняя испан. традиция была представлена 2 типами богослужения: кафедральным, к-рое называлось publica (ecclesiastica) officia, и монашеским (монастырским) богослужением - monasteriorum consuetudines (см.: 1-й канон Бракарского Собора (561); 3-й канон XI Толедского Собора (675)). Основными службами кафедрального богослужения были вечерня (Ad vesperum) и утреня (Ad matutinum). Они составляли officium quotidianum всех клириков (5-й канон I Толедского Собора) и должны были совершаться ежедневно (7-й канон Тарраконского Собора (516)). По 1-му канону I Бракарского Собора (561) повсеместно, включая монастырские церкви, должен соблюдаться один и тот же чин вечерни и утрени. 3-й канон XI Толедского Собора (675) добавил к вечерне и утрене еще и мессу как часть officia publica (общественного богослужения) и установил запрет на введение монастырских обычаев в кафедральное богослужение. Согласно еп. Исидору Севильскому, чин вечерни состоял из чтения lucernarium, затем 2 псалмов, респонсория, laudes, гимна и молитвы ( Isid. Hisp. Reg. mon. 6. 2//PL. 83. Col. 876). Во 2-м каноне Эмеритского Собора (666) указывается (речь идет о Лузитании), что на вечерне сначала совершается обряд принесения света (oblatio luminis), затем поется псалом vespertinum (видимо, синоним lucernarium), в праздничные дни поется респонсорий (sonus). В Бревиарии Ортиса вечерня начинается с возгласа «Во имя Господа нашего Иисуса Христа свет с миром» (In nomine Domini nostri Jesu Christi lumen cum pace). Народ отвечает: «Благодарение Богу» (Deo gratias). Затем священник произносит благословение: «Господь да будет всегда с вами» (Dominus sit semper vobiscum). Народ отвечает: «И со духом твоим» (Et cum spirito tuo). Хотя в рукописях И.-м. о. этот начальный возглас не указывается, мн. исследователи отождествляют его с известным в рим. и визант. традициях возгласом «Свет Христов [просвещает всех]», к-рый сопровождает вынос свечи или лампады (один из древнейших христ. обрядов). Lucernarium (vespertinum) изначально представлял собой полный псалом, позже сокращенный до неск. стихов. Вероятно, этот псалом менялся в зависимости от дня недели (согласно печатному Бревиарию, его стихи могут заменяться другими, связанными с темами праздника или света (просвещения); всего в Бревиарии приводится 32 варианта). Впервые термин упоминается в 9-м каноне I Толедского Собора (ок. 400), который запрещает совершать эту службу вне храма. Этот же термин использовался в галликанском и амвросианском обрядах. |
Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) Король, епископы и духовенство Толедо. Миниатюра из «Codex Conciliorum Albeldensis seu Vigilanus». 976 г. (Escorial. d. I.2. Fol. 344) С кон. IV в. в испанских источниках встречаются упоминания о монашествующих. Изначально организаторами монашеской жизни выступали епископы (см. 3-й канон Илердского Собора), однако из-за распространения арианства число мон-рей в Вестготском королевстве было невелико. Во 2-й пол. VI - нач. VII в. в И. распространялись местные монашеские уставы, основанные на восточных традициях. Самые известные уставы были составлены епископами Леандром Гиспальским († ок. 600), Исидором Гиспальским и Фруктуозом Бракарским († 665). В основе этих уставов лежат как вост. образцы (напр., Устав прп. Пахомия Великого), так и западные (монашеские правила блж. Августина (см. Августина устав ), прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского ). Большое значение для активизации монашеской жизни имела деятельность св. Мартина , еп. Бракарского, к-рый основал неск. мон-рей в Галлеции. Помимо муж. и жен. мон-рей в вестгот. И. существовали т. н. фамильные мон-ри, основанные на средства знатных родов (в таких мон-рях часто проживали представители этих родов с друзьями и родственниками). В И. возникло большое количество «двойных» мон-рей, где раздельно жили монахи и монахини (на Востоке такая форма общежития осуждалась с IV в.). Также в И. было много анахоретов и отшельников, которые не подчинялись ни местным епископам, ни аббатам монастырей. С сер. VII в. аббатов крупных монастырей приглашали к участию в поместных Соборах. В VI в. начинается процесс унификации богослужения. Испан. литургическую традицию доислам. эпохи принято называть древним испанским или вестготским обрядом (см. Испано-мосарабский обряд ). Богослужение в этот период было представлено 2 типами - кафедральным и монастырским. Поместные Соборы предписывали приходским храмам брать за образец богослужение кафедральных соборов (1-й канон Герундского Собора (517) для Тарраконской пров.; I Бракарский Собор (561) для Галлеции). Ответственность за сохранение единой богослужебной практики возлагалась на епископов. Службы совершались ежедневно. Среди составителей молитвословий и литургических книг (Сакраментария, Антифонария, Лекционария и др.) были Гиспальские епископы Леандр и Исидор, Иоанн, еп. Цезаравгусты, Толетские епископы Евгений II, Ильдефонс , Иулиан и др. Сохранились неск. испанских пенитенциариев VI - нач. VIII в. (CPL, N 1881-1884), свидетельствующих об усложнении покаянной практики: совершившие тяжкие грехи, но желавшие вернуться в церковное общение должны были проходить длительное испытание и вести аскетический образ жизни, иногда в течение десятилетий. В связи с трудностью несения пожизненного покаяния 4-й канон XVI Толедского Собора (693) ограничил этот период 2 месяцами. |
О том, насколько глубоко укоренился латинский язык в Испании, причем в своих классически правильных формах, не подвергшихся деформации под влиянием туземных языков, говорит огромный вклад испанских по месту происхождения писателей в латинскую литературу. На классической латыни писали прославленные риторы уроженец Каллагуриса на Ибере Марк Фабий Квинтиллиан и выходец из Кордубы Анней Сенека, сыном которого был знаменитый философ и государственный деятель, приближенный к Нерону и по его же указанию вскрывший себе вены, внук ритора и племянник философа Лукан – автор «Фарсалий», автор классического сочинения по агрономии Колумелла и блистательный поэт Марциалл. Медленнее, чем в Бетике и на Средиземноморском побережье Тарраконской провинции, шел процесс романизации в западных регионах этой провинции – Галлекии и Астурии, а также в Лузитании. В Пиренейских горах доныне сохранились прямые потомки палеоевропейцев баски, язык которых, судя по топонимике, близок вымершим языкам юга Франции, и поэтому не прямо иберийский, но состоящий в отдаленном родстве с иберийскими наречиями полуострова. В эпоху принципата территория, которую занимали прямые предки басков васконы была, несомненно, более обширной. Иберийская речь звучала еще тогда, вероятно, на большей части Тарраконской провинции, особенно в горах, и на севере Лузитании. И все-таки говорившие в своем кругу на родных языках иберы и кельтиберы этих двух провинций лучше или хуже владели и государственным языком, а в городах он преобладал на всем пространстве от современной Каталонии и Арагона до Атлантического побережья. При Августе в Испании числилось 50 колоний и муниципий римского и 50 латинского права. Веспасиан предоставил латинское право тем общинам Испании, которые не имели его ранее и не были при этом римскими муниципиями или колониями. Но этой привилегией можно было воспользоваться лишь при наличии города. Поэтому акт Веспасиана способствовал ускорению урбанизации страны. Характеризуя юридический строй испанских провинций, Т. Моммзен писал: «Маленькие, бессильные округа, после уничтожения племенных союзов превратившиеся в... мелкие племена и роды, – с течением времени преобразовались в Испании, как и повсюду, в города... Действительно, среди 293 общин Тарраконской провинции при Августе было 114 общин негородского типа, а среди 275 общин II в. таких оставалось только 27» (Моммзен. История Рима, т. 5, кн. 8, с. 74–75). Поскольку набор легионеров производился как раз в тех общинах Испании, которые не имели городской организации, высокоурбанизированная Бетика, как и Италия, пользовалась иммунитетом от призыва и не была обременена воинским постоем. |
72 . В 406 году прошли вандалы, аланы и свевы Испанию, убивая и опустошая, вдоль и поперек, они поджигали города и пожирали награбленные запасы, так что население от голода употребляло в пищу даже человечину. Матери ели своих детей, дикие звери, привыкшие насыщаться телами павших от меча, голода или мора, нападали даже на живых и угрожали им смертью. И этими четырьмя бедствиями исполнилось предсказание божественного гнева, которое некогда возвестили пророки. 73 . В году 421 варвары наконец решились, после жестокой судьбы, которую претерпела Испания под их ударами, заключить мир по Божьему велению, от которого стенала земля и поделили по жребию провинции [Испании] между собой. Галлисию заняли вандалы и свевы, аланы-Лузитанию и провинцию Картаго Нова [Картахена]; вандалы же зовомые силингами, отказались от Галлисии, опустошили строва тарраконской провинции, пришли назад и захватили Бетику. Испанцы, находившиеся в оставшихся городах и кастеллах, покорились, сломленные наказанием Божьим, ярму господствующих варваров. Первым королем вандалов в Испании пришел к власти Гундерих, восемнадцать лет подряд властвовавший над частью Галлисии. Он разорвал существовавший союз со свевами и осаждал их в эрбазийских горах 83 , оставил потом это предприятие и уничтожил балеарские острова, принадлежавшие к тарраконской провинции. Затем он разрушил Картаго Спартариа, обратился со всеми вандалами против Бетики, уничтожил Гиспалис и после большого кровопролития снова его оставил. Когда же он, в надежде на свою королевскую власть непочтительно поднял руку на базилику Винценция, покровителя этого города [Гиспалиса], то Божьим повелением был на рыночной площади настигнут дьяволом и пал мертвым. 74 . В году 428 Гейзерих наследовал своему брату Гундериху и правил 40 лет 84 . Из христианина-католика он сделался отступником и первым принял арианскую ересь. На побережье провинции Бетика он, со всеми вандалами и их семьями, покинул Испанию (429) и переправился в Мавретанию и Африку. Валентиниан Младший 85 , император Запада, бывший слишком слаб для борьбы с ним [Гейзерихом], дал ему согласие на мир и добровольно передал вандалам часть Африки, после как Гейзерих его клятвенно заверил, чтот не пойдет дальше [по Африке]. |
Родилась она в Панорме (Палермо), а замучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд которого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыткам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясение, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и отошла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Дальнюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика территориально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту провинцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, который ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближайшем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая занимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испанских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глубокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кроме Нарбоннской Галлии. |
Крупнейшими городами этой провинции были обладавшие статусом римских колоний Гиспал (современная Севилья) и Кордуба (Кордова), Гадес (Кадикс) и Италика с правами муниципий. В Тарраконской провинции статусом римского права обладали такие крупные города как Тарракон, Баркинон (Барселона), Новый Карфаген (Картахена), Цезареавгуста (Сарагоса), в Лузитании – Эмерита, Нуманция и Олизипон (Лиссабон). Богатство Испании составляло ее земледелие, в особенности культурное – выращивание маслин и винограда (испанское масло ценилось выше италийского), на обширном Кастильском плоскогорье – пашенное земледелие и выращивание льна, на склонах Пиренейских гор – скотоводство, а также горнорудная промышленность. Еще до прихода римлян в Испании добывали золото, серебро, медь, свинец, олово и железо. Эти металлы и привлекали в страну ее первых колонистов – финикийцев и эллинов. Обрабатывающая промышленность испанских провинций уступала по производительности горнодобывающей, но из страны вывозились превосходные льняные и шерстяные ткани. На верфях побережья строились морские суда. Одной из доходных хозяйственных отраслей было морское и речное рыболовство, а также добыча устриц, кальмаров и китового уса. В эпоху римского господства и римской колонизации испанская экономика успешно развивалась, ее производительность росла. Предприимчивые колонисты наживались на эксплуатации земли и рудников, составляя баснословные капиталлы. В Бетике значительная часть обрабатываемой земли, путем конфискации имущества лиц, обвиненных в политических преступлениях, перешла в собственность принцепсов. В результате возникли гигантские сальтусы, своими размерами не уступавшие африканским. Некоторые из конфискованных имений переходили в собственность государственной казны – эрария. Как и в других провинциях, сальтусы, государственные поместья и латифундии частных землевладельцев в основном сдавались в аренду крупным арендаторам (conductores), которые в свою очередь сдавали ее арендаторам мелким – колоннам. В менее романизированных регионах Испании – в Лузитании, Галлекии и Астурии, – большая часть земли оставалась в частной или общинной собственности туземцев, обложенных податями и повинностями. С жителей высокогорных долин, предков современных басков – васконов, а также астуров, кантабров, занимавшихся в основном пастбищным скотоводством, ввиду труднодоступности их поселений подати едва ли могли взиматься на регулярной основе, так что они пользовались экономической свободой в пределах, не доступных цивилизованным народам. Рудники в основном принадлежали императору или казне и сдавались в аренду кондукторам, которые использовали труд не только наемных горняков, но и рабов. Продукция горнорудной промышленности в виде металлических слитков отправлялась в Рим – в эрарий или фиск. |
В 20-50-х гг. V в. Рим контролировал И. лишь номинально. Активную политику по расширению своей зоны влияния проводили свевы. Окончательно утвердившись в нач. 30-х гг. V в. в Галлеции, в 438 г. они под рук. Рехилы (438-448) начали экспансию в Лузитанию, Бетику и Карфагенскую пров.; к кон. 40-х гг. V в. свевы контролировали большую часть полуострова. Для борьбы с ними рим. императоры неоднократно привлекали вестготов (походы 446, 456 гг.), нередко рим. населению И. приходилось отстаивать свои земли без поддержки центральной власти. Сохранились сведения о мирных договорах, заключенных между свевами и жителями галлецийских поселений. В 50-х гг. V в. ситуация, вероятно, сильно осложнилась из-за восстания багаудов в Тарраконской Испании. Для подавления мятежа центральное правительство обратилось за помощью к вестготам (454). В 455-456 гг., в ходе объявленной имп. Авитом войны, вестготы разгромили свевов, что значительно увеличило вестгот. влияние на полуострове. В 459-460 гг. имп. Майориан провел военную кампанию в И. с целью укрепить власть в этом регионе, который в перспективе мог бы стать форпостом для отвоевания у вандалов африкан. провинций. Несмотря на относительно успешные военные действия против свевов на суше, из-за морского поражения от вандалов в 460 г. кампания провалилась, и Майориан был вынужден вернуться в Италию. После похода имп. Майориана римляне фактически утратили влияние на полуострове, чем воспользовались вестготы. В 468 г. кор. Эврих (Эрих) (466-484) вторгся в И. За короткий период ему удалось, не встретив сильного сопротивления со стороны местного романизированного населения, установить контроль надо всем Пиренейским п-овом, кроме Лузитании (большая часть провинции осталась под контролем свевов) и Васконии (где жили горные племена васконов (басков)). После падения Римской империи на западе (476) завоевания Эвриха были подтверждены императором Вост. Римской империи Зиноном в 478 г. Эврих, существенно расширивший территорию Вестготского королевства, является первым его законодателем - по королевскому распоряжению ок. |
В канонических правилах мы не находим таких постановлений, которые прямо, предписывали бы епископам посещать свои епархии и давали бы относительно этих посещений какие-либо руководственные указания. Только в 68 правиле Карфагенского собора, со ссылкой на раннейшее определение собора Иппонского, имеется упоминание о том, что «подобает во время собора каждой области посещаемой быти». Но в этом правиле, равно как и в правиле собора Иппонского, насколько последнее нам известно, речь идёт не об обычных посещениях каждым епископом своей епархии, а о посещениях особенных для обозрения некоторых областей по специальному поручению поместного собора, дававшемуся кому-либо из его членов 122 . Прямое предписание относительно обозрения епископами их собственных епархий мы впервые встречаем в постановлении собора Тарраконского, причём отцы этого собора 516-го года, требуя ежегодных епископских посещений, видят в этом лишь сохранение древнего обычая 123 . В эпоху Карла Великого, принимавшего, как известно, очень близкое участие в церковных делах, мы встречаем уже целый ряд мероприятий, направленных к поддержанию и возможно-более широкому развитию этого древнего обычая. В своих капитуляриях 124 Карл, ссылаясь на церковный закон и древний обычай, настоятельно требует, чтобы ежегодно каждый епископ старательно (sollicite) объезжал свою епархию, совершая конфирмацию, уча свою паству и заботясь об искоренении в народе суеверных обычаев, гаданий, волхований и всяких языческих мерзостей; тщательно разведывал относительно прелюбодеяний, убийств и всякого рода непотребств, противных закону Божию; заботился об улучшении церквей и о правильной жизни монахов; всё, что нуждается в исправлении, старался исправлять своей властью, а если будет не в состоянии, представлял на решение собора; при объезде епархии не требовал и не взимал более того, что установлено канонам и древним обычаем, чтобы народ не терпел притеснения от епископа и его людей 125 . Последующие века в истории западной церкви далеко не благоприятствовали прочному успеху мероприятий Карла Великого. Феодалы-епископы того времени гораздо более были светскими владельцами, чем пастырями церкви, и владельческие интересы до такой степени поглощали все их заботы, что на дела церковные они всё менее и менее стали обращать своё внимание. Дошло наконец до того, что и епископские визитации епархий или совсем прекратились, или перешли к второстепенным епархиальным агентам, становясь нередко в их руках лишь средством наживы и притеснения. Немало содействовало такому исходу и усилившееся в то время распространение так называемых экземпций 126 , в силу которых многие епархиальные церкви, стоявшие в зависимости от феодалов, городов и монастырей, изъяты были из непосредственного ведения епископа и на них не простиралось потому его право, а вместе и его обязанность визитаций 127 . |
| |