Воскресение Христово Воскресение Господа предсказано пророками: Плоть моя вселится на уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Ис.15:9–10 ). Апостол Петр пророчество это объясняет так: Праотец Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком, он сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления ( Деян.2:29–31 ). Подобное изречено ап. Павлом: Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как написано: не дашь святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим и увидел тление. А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления ( Деян.13:32–37 ). И в других псалмах есть выражения, которые можно относить к воскресению Господа: Да восстанет Бог, и расточатся враги Его ( Пс.67:2 ). Как бы от сна воспрянул [восстал] Господь, как бы исполин поразил врагов, вечным срамом покрыл их ( Пс.77:65–66 ). Оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас ( Ос.6:2 ). Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ). Поглощена смерть победою ( Ис.25:8 ). Св. Павел, приведши это пророчество, присовокупляет: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:54–55 ). Сам Господь предсказал о Своем воскресении, равно как и о страдании и крестной смерти: Сыну человеческому много должно пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснет ( Мк.8:31 ). Когда сходили с горы после преображения, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых ( Мк.9:9 ); Он предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет ( Мк.9:31 ). После вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы ( Зах.13:7 ) По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее ( Мк.14:26–28 ). Воскресение Христово было необходимо

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Греховные состояния, поражающие человеческую душу Шестая беседа из цикла передач «О жизни, о вечности, о душе» со схиархимандритом Илием (Ноздриным). Скачать (FLV файл. Продолжительность 15 мин. Размер 67.8 Mb ) Рейтинг: 5.9 Голосов: 57 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Георгий 9 сентября 2021, 05:49 Батюшка, прошу Ваших молитв за раба Божия Илью, моего сына. Смиренно прошу молитвенной помощи Вашей.В уныние и отстранённость уходит после общения с девушкой, с которой многие годы провел бесплодно.И не женился и не расстался.Он этим сильно тяготиться и не делает обычных жизненных дел. Михаил 3 июня 2016, 15:04 С сердечною любовью поздравляю многоуважаемого батюшку нашего Илию! С праздником Пресвятой Богородицы нашей Матушки Владимирской! Всех благ Вам дорогой батьшка! Просим Ваших святых молитв. Узаконив отношения, жена как выяснилось бесн.так сказал священник который общался с ней. Хотим Венчаться. Помогите с поклоном просим. р.р.Б.Михаил,Татиана. 19 апреля 2016, 23:28 Дорогой батюшка Илия, мой сын Антоний пьёт водку 15 лет непрерывно. Духовные люди подсказали, что на него могла быть наведена порча. У него жена и четверо детей, которые очень опечалены таким его состоянием. Сейчас ему 38 лет, но в молодые годы из-за грешных своих поступков с женщинами, наверно получил такое наказание от Бога. Я тоже была плохой матерью и не обратила должного внимания на поступки сына. Сейчас я во многом раскаялась, молюсь за себя и за сына, но, видимо грехи наши так велики, что самим нам не справится. Если есть воля Божия в милости для всех грешников, то не откажите и вы в молитвенной помощи нам грешным Галине и Антонию. Помолитесь Господу нашему Иисусу Христу и его Пречистой матери Богородице Марии за нас грешных, во спасение для вечной жизни. Благодарю Вас батюшка и дай Вам Бог крепости духовной и телесной и радости во Иисусе Христе. лариса 17 ноября 2014, 23:32 Дорогой, батюшка, помолитесь, пожалуйста за раба грешного Антония. Наверное недостаточна еще сила моей веры, чтобы справиться с испытанием,ниспосланным мне. Душа слезами умывается, сердце разрывается. Помолитесь. Дай Вам Бог здоровья и долголетия.

http://pravoslavie.ru/44860.html

Закрыть О годовщине Дня российской государственности Цель празднования 21 сентября – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию 09.08.2023 561 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Российское государство зародилось более 1000 лет назад благодаря объединению множества племен и народов. Согласно летописи, славянские племена вели междоусобную войну. В 862 году состоялось добровольное соглашение о сотрудничестве между славянскими и угро-финскими племенами, что явилось основанием для формирования российского государства. В 1862 году Император Александр II выступил инициатором празднования этого дня. Тогда российской государственности исполнилось 1000 лет. Примечательно также, что День Державы празднуется в День Рождества Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября. Кроме этого, это день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.). 21 сентября 2023 года отмечается 1161-летие зарождения российской государственности. Решение возродить торжества было принято 3 марта 2011 г. Указом Президента РФ 267. Дата праздника приурочена к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгородском Кремле в 1862 г. В этот день также учрежден День воинской славы Федеральным законом 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Кстати, 21 сентября также ежегодно отмечается Международный день мира. Сам праздник учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 году на основании резолюции A/RES/36/67, а нынешняя дата закреплена специальной резолюцией A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 г. Международный день мира 2021 отметят 21 сентября, дата не меняется из года в год. Этот праздник призывает всех людей объединить свои усилия с целью противостоять насилию и агрессии. Актуально сейчас звучит призыв Президента России В.В. Путина о переговорах с Киевом. Владимир Путин: «Всё, что необходимо сделать Киеву, – это сесть за стол переговоров». Цель празднования 21 сентября мероприятия – воспитание у граждан преданности и любви к Отчизне, её историческому и культурному наследию.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/09/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАРЬ [Греч. ρριον или ρριον; лат. orarium], в правосл. традиции богослужебное облачение диакона . В наст. время представляет собой ленту (из парчи, бархата или шелка) длиной 2,8 м и шириной 13-15 см, к-рую диакон возлагает поверх стихаря на левое плечо (О. крепится с помощью петельки), а при приготовлении к причащению за литургией препоясывается ею крестообразно. Иподиаконы всегда носят О., препоясавшись крестообразно. Архи- и протодиаконы имеют т. н. большой, или двойной, О. (в совр. практике Церквей греч. традиции, а также в Грузинской Православной Церкви двойной О. носят все диаконы; в рус. практике двойной О. рядовым диаконам дается только как награда после 5 лет служения или получения ученой степени кандидата богословия). Этимология слова ρριον/orarium точно не установлена. Нек-рые исследователи полагают, что слово имеет лат. происхождение (от os, oris - уста) и означает плат для отирания лица, носа или губ. В эпоху Римской империи такие платки назывались sudarium ( Petronii Satyricon. 67// Petronii Arbitri Cena Trimalchionis/Ed. M. S. Smith. Oxf., 1975. P. 38) или manualium (они были достаточно длинными: так, о сщмч. Киприане Карфагенском сообщается, что он таким платком завязал себе глаза перед казнью - Acta proconsularia S. Cypriani. 5. 4-5). У лат. церковных писателей термин orarium использовался в бытовом значении до VII в. ( Hieron. Ep. 52. 9; Greg. Turon. Hist. Franc. III 5; в т. ч. в отношении платка, к-рым обвязывают лицо умершего ( Ambros. Mediol. De exc. fratr. II 78; свт. Амвросий Медиоланский цитирует Ин 11. 44, однако в большинстве рукописей Vetus Latina и в Вульгате вместо orarium стоит sudarium), платков, к-рые паломники кладут на мощи мучеников ( Idem. Ep. X 77. 9), повязки на больной глаз ( Aug. De civ. Dei. XXII 8. 7)). В одном из ранних упоминаний богослужебного облачения диакона на Востоке О. называется θνη и отождествляется с льняным полотенцем (убрусом), которое Иисус Христос использовал при умовении ног апостолов ( Isid. Pel. Ep. 1. 136). Поскольку одной из функций диаконов была помощь в причащении народа, происхождение О. может быть связано с платками, к-рыми они отирали уста причастившихся. Однако практика причащения в ранней Церкви была иной: Св. Дары принимали в руку, а Св. Кровь подавали не на лжице, а непосредственно из чаши. При этом платки часто использовали сами причастники для покровения ладони, на к-рую принимали Тело Христово. Поэтому бытовое происхождение О. может быть обосновано только исходя из этимологии греч. слова δικονος - как «служащий столам», т. е. официант, к-рому полагается полотенце для исполнения своих обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2581467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Москва. Церковь Сергия Радонежского на Ходынском поле (старая). Сергиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. При выступлении войск из казарм в летние лагеря обычно устраивалась летняя походная или, как её называли, палаточная шатровая церковь. Нужда в постоянной армейской церкви на Ходынке всеми ощущалась. В марте 1888 г. почётный гражданин города Н.П. Каверин пожертвовал значительную сумму на постройку в летних лагерях деревянной церкви во имя преподобного Сергия. Он пожелал посвятить свой дар памяти приезда в Москву императора Александра III в 1883 г. и состоявшегося 28 мая в присутствии императора смотра войск. В 1891 г. по инициативе командующего МВО генерал-адъютанта А.С. Костанда создали комиссию для сбора пожертвований на постройку нового храма. По его же указанию для храма отвели место в 50 квадратных сажен напротив середины лагеря. 24 июля 1892 г. состоялась торжественная закладка, ознаменованная митрополичьим служением. Деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней построили менее чем за год по проекту коллежского советника архитектора И.П. Херодинова, сметная стоимость – 60 000 рублей. При храме – деревянный дом священника и сторожка. Украшенный резьбою шестиглавый храм в стиле древнерусской архитектуры освятили 23 мая 1893 г. Купол и пять глав покрыли железом и увенчали вызолоченными крестами. Эффектная колокольня опиралась на массу колонн. В верхней части колокольни с трёх сторон помещены башенные часы, а ниже помещались колокола: первый – 63 пуда 2 фунта; второй – 31 пуд 22 фунта, третий – 15 пудов 11 фунтов, четвёртый – 8 пудов 12 фунтов, остальные четыре – общим весом 7 пудов 13,5 фунтов. Вместимость храма – более 1000 человек, его площадь составляла 67 кв. саженей, высота от пола до карниза – около 16 аршин, и купола от карниза – 9 аршин, а галереи – более 8 аршин. Как писал в книге «Седая старина Москвы» И.К. Кондратьев, «по оригинальности и изяществу исполнения работ особое внимание останавливает на себе купол, он утверждён на храмовых стенах и представляет собой многорядный восьмиугольник, постепенно сужающийся вверху до фонаря большой главы. В галерею ведут три входа: главный – под звонницей с западной и два других – с северной и южной сторон, а из галереи – также три входа с прекрасными по работе полированными сосновыми дверями в русском стиле».

http://sobory.ru/article/?object=34539

Омовение ног. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 36 об.) вечери 2); за литургией в этот день (и, если не возникает экстраординарных обстоятельств, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а В. ч. понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после литургии в В. ч. совершается особый чин умовения ног , напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) визант. особенность В. ч.- совершение в этот день чина омовения престола (ныне почти вышел из практики), напоминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в В. ч. могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в арм. обряде) служба 3-го часа в В. ч. имеет характер покаянной, в традиции Милана в В. ч. совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизант.) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение ; 6) в связи с особым статусом литургии в В. ч. за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что всего из 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в В. ч. (гл. 67)); 7) в визант. практике за литургией в В. ч. принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары ); 8) трапеза после литургии в В. ч., также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50-м прав. Лаодик.) устраивать в В. ч. обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет неск. более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150115.html

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010