По поводу выражения ст. 17-го о богах, которых не знали израильтяне ср. Вт. XIII, 7. 675 (Ст. 18–20). О слове Заступник в ст. 18 срав. пр. 3-е этой главы. Господь в негодовании пренебрегает «сынами своими и дочерьми своими». Выражение это указывает, что и израильтянки были глубоко виновны в развращении народа: подтверждение этого видим в Исаии III, 16; Иеремии VII, 18; XLIV, 15 и др. О выражении «сокрою лице Мое» ср. Bmop. XXXI, 17, 18 . 676 (Ст. 21). Место это признается лучшими комментаторами в совокупности со ст. 43 пророчеством о призвании язычников в церковь Божию взамен Израиля, часть только которого восприняла в христианстве полноту обетований. Это мнение подтверждается и словами Апостола Павла в послании к Римл. Х, 19 (ср. также стих 20-й ссылку на Исаии LXV, 1). Господь берет себе в удел тех, коих израильтяне сами не считали народом (ср. выр. Иис. с. Cupax. L, 27, 28 ). В языке Библии язычники были народ бессмысленный, ибо они были «чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Eфec. II, 12 ); Израилю же настойчиво указывает Моисей: «что в законах Господних мудрость Израиля, и разум его перед глазами других народов».... так как на земле не было такого великого народа, к которому был бы так близок Господь,... и у которого были бы такие справедливые постановления и законы». (Вт. IV, 6–8). О мудрости же человеческой и мудрости Божией ср. I Коринф. I, 18–25. Общий смысл таинственного пророчества стиха 21-го заключается в том, что Господь, отвергая избранный народ за его неверность и постановляя завет с народом или народами, которых израильтяне считали ничем, т. е. не существующими перед Иеговой Богом завета израильского, тем возбуждает ревность и в отпавшем Израиле и заставляет его опять обратиться к Богу своему. (Ср. ниже ст. 36 и 43). Апостол Павел в гл. XI посл. к Римл. указывая на положение язычников и Израиля в церкви Христовой и на милосердие Божие, заключающее в своей любви как Израиля, так и язычников, восклицает: «О бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его»! (К Puмл. XI, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Первородный грех – это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона» (124). Из сказанного следует, что искушение Евы дьяволом является не причиной греха или поводом к его совершению, а подстрекательством ко греху, что само по себе уже является самостоятельным преступлением. Кстати говоря, и в современном уголовном праве подстрекательство к преступлению также является наказуемым деянием. Отметим, что дьявол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ – Ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами. Лев, папа Римский говорит: «диавол сначала сделался гордым, чтобы пасть, потом завистливым, чтобы вредить нам» (цит. по 43: 308). «Он (дьявол – П. В.) был человекоубийцей от начала...» ( Ин. 8: 44 ). При этом в обоих случаях дьявол соблазнил и других: вначале ангелов, которых увлек за собою, затем – человека (Еву). В Священном Писании сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). «…Дьявол… был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока…» (святой Иоанн Дамаскин . 38: 182). «Грех – злой плод злого семени диавола... грех и беззаконие не Его (Бога – П. Д.), но диавольское изобретение и дело есть... начальник и изобретатель его (греха – П. Д.) есть диавол» (святитель Тихон Задонский . Цит. по 83: 237, 260). «Грех – это изобретение свободной воли дьявола» (архимандрит Иустин (Попович) . 76: 36). Дьявол и в дальнейшем не оставил своей преступной деятельности – подстрекательства (склонения) человека ко греху. Святые апостолы учат: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (апостол Петр. 1Пет. 5: 8 ); «…Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света…» (апостол Павел. 2Кор. 11: 13,14 ); «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских…» (апостол Павел. Еф. 6: 10, 11 ); «Должны же мы, братья, наблюдать насчет своего спасения, чтобы лукавый, незаметно подкравшись к нам с обольщением, не отвратил нас от нашей жизни» ( апостол Варнава . Цит. по 43: 13).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Слова же: «небо престол Мой»... пророк мог лишь повторить в царствование Манассии. Наконец, стихи 37 и 38-й главы 37-й пророк мог вставить в книгу, узнав о смерти Сеннахерима, им предсказанной. 302 43:23: «Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом; в 66:1 также говорится, что Господь не требовал устроять «дом» для Него, – жертвы беззаконника, чуждые смирения, сокрушения и страха пред Ним, неугодны Ему. 1:12: «когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» 303 66:3: «закаляющий вола то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса, приносящий семидал то же, что приносящий свиную кровь... душа их находит удовольствие в мерзостях их»; ср. 1:11, 13: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Не носите больше даров тщетных, курение отвратительно для Меня... новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя»... – Особенно примечательно упоминание о «новомесячиях и субботах» в 66:23 и 1:13. – Хотя и ранее можно было видеть сходство 1-й главы с различными отделами всей книги (из цитат параллельных мест при изложении): но чтобы удобнее можно было убедиться в ее вводном характере, лучше всего последовательно рассмотреть все ее частные мысли и обратить внимание на неоднократное повторение их в самой книге. Так, во 2-м стихе об отношении Господа к Израилю и Израиля к Господу говорится так: «Я воспитал и возвысил сыновей; а они возмутились против Меня»; ср. это с 49:21, или с 63:16; 64:8, где Господь называется «Отцом» Израиля; затем – с 63:9–10. Стих 3-ий: «Израиль не знает Меня», 4-й – «оставили Господа», «отступили» (ст. 28, ср. с 5:13, 12; 11:9; 19:21 – об Египтянах), 29:23–24; 43:10; 53:11; 57:17 или с 17:10; 44:21; 51:13; 59:13; 65:11,.. где говорится, что Израиль забыл Господа, и мног. друг. Кроме последних мест, с 4 стих. ср. 10:20; 22:12; 31:6; 48:8; 59:13; 66:24... Стих 5-й: «во что вас бить еще?» – об исправительном значении наказаний Господа – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

День иудейской Пятидесятницы был нарочито свят, в который евреи должны были держать священное собрание и никакого дела работня не творить ( Лев.23:21 ). Закон говорит: «совершай праздник седмиц Богу твоему, смотря по усердию руки твоей, сколько ты дашь, чем благословит тебя Бог твой. И веселись пред Иеговой, Богом твоим, – ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, которые будут среди вас. Помни, что и ты был рабом в Египте, и старайся исполнить постановления сии» ( Втор.16:10–12 ). Праздник иудейской Пятидесятницы служил прообразованием христианской, торжествуемой подобно ветхозаветной, в воспоминание вступления в новый завет Бога с человеками, утвержденный в пятидесятый день после исшествия Богочеловека из гроба наитием Св. Духа на апостолов. Освященные благодатью свыше, они начали проповедовать закон веры и жизни христианской. Праздник кущей В 15 день седьмого месяца (сентября) израильтяне торжествовали третий всенародный праздник Кущей, или сеней ( Лев.23:34–43 . Втор.16:13–15 ). Так назывался он оттого, что евреи к этому празднику строили для себя кущи из пальмовых и финиковых ветвей на своих дворах под открытым небом, на чистом и сухом месте, и жили в них восемь дней от 15 до 22 сентября, в воспоминание пребывания предков своих в палатках в продолжение сорокалетнего странствования ( Лев.23:41–43 ). Этот праздник был временем всеобщего великого веселия, с каким иудеи не проводили ни одного праздника ( Лев.23:39 ). Талмудисты и позднейшие раввины называют его праздником по преимуществу. Филон почитает его величайшим из праздников 60 . Даже язычники отзываются об нем, как о празднике особенно важном. Плутарх именует его величайшим еврейским праздником и в этом отношении сравнивает его с некоторыми из греческих праздников 61 . Равно и Тацит в своем описании Палестины не забыл упомянуть о празднике Кущей 62 . В дни Кущей весь народ, священники и левиты, богатые и бедные, должны были наслаждаться одною радостью: вне палаток никто не должен был ни есть, ни пить, чтобы чрез то живее чувствовать положение предков своих в пустыне. Так Неемия изображает праздник Кущей: «изыдоша людие, и принесоша, и сотвориша себе кущи кийждо на крове своем, и во дворех своих, и во дворех дому Божия, и на пространстве врат водных, и на пространстве врат Ефремлих. И сотвориша весь сонм возвратившийся от пленения, кущи, и седоша в кущах, яко не сотвориша от дней Иисуса сына Навина тако сынове Израилевы даже до дне того: и бысть веселие велико. И читаху в книзе закона Божия на всяк день, от дне первого даже до дне последнего: и сотвориша праздник седмь дней, и в день осмый собрания по обычаю» ( Неем.8:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В-третьих, обратим внимание на концовку эпизода. Перед отбытием Иисус говорит исцелённому гадаринцу: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (5:19). Здесь слово «Господь» использовано вместо «Бог». Служение Иисуса рассматривается как дело Божье. Далее евангелист замечает, что бывший бесноватый «начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились» (5:20). Показательна замена: «что сотворил с тобой Господь (Бог)» – «что сотворил Иисус». Это означает, что власть Иисуса над бесами есть власть самого Бога 146 . 8. В перикопе Мк 5:21–43 147 рассказ о двух чудесах являет ранее неведомые стороны сверхъестественной власти Иисуса. Не может быть сомнений, что исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира демонстрируют уникальные аспекты божественной власти Мессии. Возможно, это стало одной из причин, по которым евангелист сплел эти два повествования воедино 148 . Уникальность исцеления женщины, страдавшей хроническим кровотечением, состоит в том, что оно свершилось не через слово Иисуса и не через возложение Его рук. Согласно Марку, больная, «услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (5:27–28). Она даже не просит, а Мессия не проявляет никакой инициативы. Это подчёркивается далее, когда Иисус, «почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила», спрашивает: «кто прикоснулся к Моей одежде?» (5:30). Чудесное выздоровление сопровождается «выходом» силы из Иисуса, и именно здесь становится очевидной уникальность события. При всём разнообразии мнений среди толкователей, есть определённый консенсус, что в Мк. 5:30 слово «сила» указывает на ощутимую божественную целительную силу в Иисусе 149 , которую можно буквально потрогать. Это могущество буквально бьёт сквозь строки повествования о кровоточивой. Яркий эпизод с дочерью Иаира указывает на ещё один аспект уникальной власти Христа. Мк 5:35–43 методично создаёт сцену для этого великого откровения, уверяя нас, что ребёнок действительно умер. За ужасным известием («дочь твоя умерла, что ещё утруждаешь учителя?», 5:35) следует описание плакальщиков в доме Иаира («плачущих и вопиющих громко», 5:38). Кульминация достигается в трагическом парадоксе. Когда Иисус с особым смыслом говорит присутствующим, что «девица не умерла, но спит» (5:39), Его начинают высмеивать («и смеялись над Ним», 5:40) 150 . Смерть девочки кажется необратимой: как тут с грустью не рассмеяться над словами Иисуса о сне?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Написано ведь, что «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ). Что же нам делать, братья? Никакого выхода нам не остается. «Он знает тайны сердца» ( Пс.43:22 ) и утробы. Бежать невозможно и нет никого, кто избавил бы из руки Его ( Ис.43:13 ). Невозможно и скрыться, так как Он держит круг земли, и все живущие на ней перед Ним не более, как саранча. Противиться Ему невозможно, как написано: «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего» ( Пс.75:8 )? Он ведь Владыка и небесных, и земных, и преисподних, Он имеет упразднить всякое начало и власть, и могущество. Оправдаться перед Ним чем-нибудь, найти какую-нибудь отговорку или извинение – невозможно, потому что от конца земли и до конца Божественное Писание и вопиет, и убеждает, и обличает, и вразумляет, и свидетельствует, и угрожает. Потому и говорит Господь наш: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: Я не сужу его. Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин.12:48,47 ). А также: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). Вот вы слышали, что никто не имеет извинения. Действительно, братья, нам нет выхода. 11 . Но, может быть, кто-нибудь возразит мне: ты уже достаточно побранил нас в своей беседе, и печаль на нас навел, и о наказаниях напомнил, и возмездие изобразил, и вообще устрашил и запугал нас чрезмерно. Согласен, что это так, и знаю, что каждый из вас сам даст за себя ответ Богу, каждый пожнет то, что посеял, и каждый понесет свою ношу. Но раз ты завел об этом речь и устрашил, и запугал нас, то покажи нам наконец и путь ко спасению, дай средство для излечения наших недугов; после таких ужасов порадуй нас чем-нибудь. Вот я хочу спастись: что мне делать? Как достигнуть спасения? К кому прибегнуть? Ведь я много согрешил – и словом, делом, и вольно, и невольно, и днем и ночью, и ежечасно. Что же мне делать? Где искать спасения? К кому прибегнуть? Я скажу тебе, к кому прибегнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21 . Но будут обитать в нём звери пустыни, И домы наполнятся филинами: И страусы поселятся, И косматые будут скакать там. 22 . Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены – в увеселительных домах. Исаия 14: 1 . Близко время его, И не замедлят дни его. Исаия 14: 23 . И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф. (626–586 до Р.Х.) Иеремия 51: 26 . И не возьмут из тебя камнядля углов, И камня для основания, Но вечно будешь запустением, Говорит Господь. 43 . Города его сделались пустыми, Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт ни один человек, И где не проходит сын человеческий. Предсказания 1 . Вавилон будет подобен Содому и Гоморре ( Ис. 13:19 ). 2 . Никогда не будет вновь населён ( Иер. 51:26 ); ( Ис. 13:20 ). 3 . Арабы не будут разбивать там своих шатров ( Ис. 13:20 ). 4 . Там не будут пастись овцы ( Ис. 13:20 ). 5 . Звери пустыни населят развалины Вавилона ( Ис. 13:21 ). 6 . Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ ( Иер. 51:26 ). 7 . Мало кто будет посещать развалины ( Иер. 51:43 ). 8 . Вавилон будет покрыт болотами ( Ис. 14:23 ). Исторические данные Согласно Британской энциклопедии, «вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян» (Предсказания 1, 2). Вавилон был богатым городом. «Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, – пишет Остин Лейард, – он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

" Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш " (Ис.43:15); " Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков " (Откр.1:17,18). Где действует Дух Святой, там действует и Отец: " И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? " (Числ.14:11); " Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его " (Ис.63:10). Сказанное в Исаия 43:10,11 " Свидетелей Иеговы " касается особо, так как именно из этого Библейского сообщения взяли свое название " Свидетели Иеговы " , не подозревая о том, что в данном Библейском отрывке представлен говорящим Бог Сын, а не Бог Отец, как об этом до сих пор думают " Свидетели Иеговы " . В продолжение темы следует сказать, что как Сын об Отце в Иоанна 17:3 говорит: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " , так и Отец о Сыне может сказать: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославшего Тебя Отца " , и о Святом Духе: " Да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославших Тебя Отца и Сына " . И об Отце, Сыне и Святом Духе: " Да знают Тебя, единого истинного Бога " . Троица единосущная и нераздельная. При этом догматическая формулировка существа Пресвятой Троицы выглядит следующим образом: Бог Отец - не рождается и не исходит от другого Лица [всегда есть]; Бог Сын - Сын Божий предвечно рождается от Отца [всегда есть]; Бог Дух Святой - Святой Дух предвечно исходит от Отца [всегда есть]. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа Святого, но Троица неизменна и вечна. Безусловно форма бытия Божия предусматривает, что Отец, Сын и Дух Святой непостижимым для человеческого разума образом связаны между Собой, но при этом Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, единый истинный Бог - это не одно таинственное Существо - Божество, как об этом говорят " Свидетели Иеговы " , не одна непостижимая для человеческого ума Личность, а три отдельных Божественных по природе Личности. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 8:17,18, говоря о Себе и о Своем Отце, проводит аналогию с людьми: " А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно; Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня " . Этими словами Господь Иисус Христос показывает, что Он и Отец - это две отдельные Личности, а иначе как бы Отец и Сын могли быть двумя свидетелями?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Последнее «их» ( ατν; в русском переводе – «свои») относится к плодам. «Во времена свои» – своевременно, без задержек, когда плоды поспевают и собираются. Думают, что здесь содержится предсказание о разрушении Иерусалима. Мф.21:42 .  Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Ср. Мк.12:10–11 ; Лк.20:17 ). О каком камне здесь говорится? Слова заимствованы из послепленного псалма ( Пс.117:22–23 ) и, произнося их, псалмопевец, может быть, имел в виду какой-нибудь известный и ему, и другим действительный факт, случившийся при постройке, но какой именно, совершенно неизвестно. Одни говорили, что это было при постройке какой-то египетской пирамиды, другие – второго иерусалимского храма. Все это ни на чем не основанные предположения. Связь рассматриваемого стиха с предшествующими будет более понятной, если под камнем, положенным во главу угла, разуметь Самого Христа, посланного Богом, чтобы принять от виноградарей собранные ими плоды. Они убили Сына Божия, но Он, как камень Даниила, не только сделался основанием нового виноградника – Церкви, но и наполнит всю землю ( Дан.2:35 ). Мф.21:43 .  Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; Мысль эта уже была разъяснена при помощи притчи, и слова Христа в данном стихе есть вывод, сделанный из нее. Они имели такое ясное отношение к иудейским начальникам, что последние не могли их не понять. Плодов не нашлось в иудейском народе, подпавшем под влияние злых виноградарей. Поэтому виноградник отнимется и у иудейских начальников, и у самого иудейского народа, и все это будет передано такому народу (без артикля и точного определения), который приносит плоды Царства Небесного. Мф.21:44 .  и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Ср. Лк.20:18 ). Данный стих у Матфея считают неподлинным и заимствованным у Луки. Вставка эта, согласно Мерксу, падает на время после Оригена до Иеронима, приблизительно после 250 до 380 г. Впрочем, некоторые считают стих подлинным, находя в нем ссылку на Ис.8:14–15 и Дан.2:44 . Но если бы стих был подлинен, то он, вероятно, был бы поставлен вслед за 42-м стихом, где говорится о камне. Так как он вставлен после 43-го стиха, то речь при такой вставке очевидно не имеет надлежащей связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010