О сотворении человека по образу Божию говорится в Священном Писании (см.: Быт.1:26–27, 9:6 ). О том, как следует понимать богообразность, в святоотеческих текстах содержится широкий спектр мнений 792 . Свв. отцы согласны в том, что, в общем, образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный разум – человек тоже есть существо разумное 793 . Бог есть Существо духовное – человек также имеет в себе духовную составляющую – душу 794 . Бог вечен – отражением вечности в человеке является бессмертие 795 . Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями 796 , хотя в отличие от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром – и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной 797 . Некоторые из свв. отцов усматривали богообразность человека в том, что он отображает в своей духовной структуре внутритроичную жизнь Бога 798 . Кроме того, древнехристианские писатели не всегда ограничивали богообразность человека только его душой, распространяя это понятие и на телесный состав человека 799 . 3.2. Подобие Божие, соотношение между образом и подобием В Священном Писании говорится, что человек сотворен не только по образу, но также и по подобию Божию (см.: Быт.1:26 ; Иак.3:9 ). Некоторые свв. отцы не делали различия между образом и подобием. В частности, на тождественности этих терминов настаивали святители Афанасий и Кирилл Александрийские 800 . В русской богословской традиции такого мнения придерживался свят. Филарет Московский , который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Священном Писании взаимозаменяемыми 801 . Большинство древних христианских писателей начиная со времени Оригена и современных православных богословов проводят достаточно четкое различие между понятиями образа и подобия. Например, свят. Василий Великий обращает внимание на тот факт, что в Быт.1 сказано о намерении Бога сотворить человека по образу Нашему и по подобию Нашему, а в следующем стихе говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, т. е. о подобии 27-й стих умалчивает 802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

786 1QS 4:23; CD 3:20; 1QH 4:15 (ранние издания – 17:15); 4Q171 3:1сл. (где текст говорит обо всем «наследии» Адама). 787 См. реконструкцию и перевод Харрингтона в Charlesworth 1985, 297–303 (и ср. Harrington 2002); Nickelsburg 1984, 107–110. Автор получил свой псевдоним потому, что его труд распространялся вместе с подлинными трудами александрийского философа. Книгу иногда обозначают аббревиатурой LAB из–за ее латинского названия Liber Antiquitatum Biblicarum. 788 LAB 23.13. 28.10 говорит о том, что праведные пребывают в «покое» или «почивают вместе со своими отцами»; 51.5 говорит просто о том, чтобы «отойти ко сну» и таким образом освободиться. 792 О фарисеях и раввинах см. NTPG 181–203; Cavallin 1974, 171–192; Puech 1993, 213–242; Segal 1997, 113–125. Как и большинство сегодняшних исследователей, я предполагаю, что рубеж 70 г. н. э. не означал нарушения преемственности, степень которой оставалась достаточно высокой. 797 de Sola 1963, 184. Еврейское выражение для «оживить умерших» – «lechaiot metim»; фраза «воскрешающий умерших» – «mechaie ha–metim». По поводу даты появления второго благословения «Амиды» см. Cavallin 1973, 177сл. 799 M. Берахот 5:2; В. Т. Берахот 33а. Ср. M. Таанит 1:1сл., где о дожде нужно молиться лишь в подходящие времена года. 800 М. Авот 1:3 (цитируется по переводу О. Я. Гурвича. – Прим. пер.). Об Антигоне и расположении Сохо см. Schürer 2.360 (Doubles). 802 M. Санхедрин 10:1. Курсивом выделен подтверждающий текст из Ис 60:21 . «Эпикурейцы» указывают не на школу языческой философии, а на распутный образ жизни и скептическое мышление. Талмуд насмешливо комментирует (В. Т. Санхедрин 90а), что Бог всегда воздает каждому свою меру. 805 M. Санхедрин. 10:3. Элиезер (бен Гиркан) учил в конце I века н. э. О будущем суде настойчиво говорил куда более древний учитель Ниттай из Арбелы (II–I в. до н. э.) (M. Авот 1:7). 809 И потому удивительно, что Барр (Barr 1992, 45) описывает раввинистические представления как «довольно туманное и неустойчивое сочетание воскресения тела и бессмертия души». Действительно, ко временам Маймонида и Спинозы у всего на свете было достаточно времени для того, чтобы стать туманным и неустойчивым; однако мы видим, что раввины стоят на прочном основании: это (а) конечное телесное воскресение, что предполагает (б) промежуточное состояние, которое сохраняет преемственность между настоящим и окончательным будущим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Весь нижеследующий абзац отсутствует в Августанском, Фризингенском и других кодексах, но имеется в Веронском кодексе и в издания Момбриция, П.-И. де Прато и Гизелина. 792 В данном случае мы имеем дело с довольно древней и популярной легендой, согласно которой чудесным образом воскресший император Нерон, становится одним из предвестников Антихриста (иногда эти образы совмещались). См. подробнее: Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 86. 793 Этот параграф полностью отсутствует в издании Момбриция. 794 В тексте in annis puerilibus, что означает возраст до 16-17 лет. 795  В тексте aetate legitima, что означает возраст совершеннолетия (с 25 лет). 796 В Веронском кодексе окончание этого предложения, от двоеточия, выглядит немного иначе: “вы же представьте в какой опасности находятся те, у кого такое будущее”. 797 Далее в разных кодексах содержатся следующие приписки: в Августанском: “Окончена книга третья”; во Фризингенском - “Закончена книга третья о жизни святого Мартина, Диалог [же окончен] второй” (отсюда становится понятным, что в указанных кодексах “Диалоги” прибавлялись к “Житию Мартина”, отчего и возникала цифра “три”. - А.Д.); в Веронском - “Закончен первый трактат, начинается следующим днем о том же самом предмете”. 798 Почти дословно эту фразу (lucescit hoc jam) можно встретить у античных комедиографов (см.: Плавт. Амфитрион. 546; Теренций. Самоистязатель. 410). 799 Викарий - в эпоху поздней Римской империи - глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). 800 Консуляр - бывший консул. В эпоху поздней Империи обычно наместник провинции. 801 См. прим. 784. 802 Преторий - в данном случае имеется в виду резиденция наместника провинции. 803 Имеется в виду Мармутье. Подробнее см.: “Житие Мартина”, X. 3-8. 804 Этот оборот, похоже, позаимствован у Цицерона. См.: Об ораторе. III. 13. 50.   805 1 Кор. 6:2-3. 806 Сеноны - кельтское племя в Лугдунской Галлии, проживавшее по обоим берегам верхнего течения Секваны. Главный город - Агединк (ныне г. Санс). 807 Он упоминается в " Житии " (XXIII). 808

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

28. А король Хильперик приказал установить во всем своем королевстве новые обременительные налоги. Поэтому многие, оставив те города 793 и свои владения, устремились в другие королевства, считая, что лучше жить на чужбине, чем подвергаться такому притеснению [на родине]. В самом деле, было установлено, чтобы землевладелец отдавал со своей земли одну амфору вина с арипенна 794 . Кроме того, облагались и другими налогами, как с остальной земли, так и с рабов 795 , так что их невозможно было выплатить. Когда народ Лиможа увидел, что ему невыносимо под таким бременем, он собрался в мартовские календы 796 и хотел убить референдария Марка 797 , которому было приказано выполнить это распоряжение, и он непременно сделал бы это, если бы епископ Ферреол 798 не спас Марка от неминуемой опасности. Вырвав налоговые книги, собравшаяся толпа сожгла их 799 . Вот почему король, сильно обеспокоенный этим, отправил туда людей из своей свиты, утеснил народ большими штрафами, сломил наказаниями и покарал смертными казнями. Говорят даже, что тогда привязывали к деревьям аббатов и пресвитеров и подвергали их другим различным пыткам, так как королевские посланники оклеветали их, сказав, что они во время восстания народа якобы принимали участие в сожжении налоговых книг. И народ снова обложили более тяжелыми налогами. 29. Бретоны также сильно опустошили область Ренна пожарами, грабежом и пленением людей. Опустошая, они дошли до деревни Кор-Ню. А епископ Евний был возвращен из изгнания 800 и отослан на жительство в область Анжера; возвратиться же в свой город Ванн ему не разрешили. Против бретонов отправили герцога Бепполена 801 , и он покорил отдельные местности Бретани огнем и мечом. Это вызвало у бретонов еще большую ярость. 30. Во время этих событий в Галлии скончался после восемнадцатилетнего правления империей Юстин 802 , и смерть положила конец его сумасшествию, которому он был подвержен. После его погребения кесарь Тиберий 803 захватил власть, которой он уже давно на деле владел. Народ, замышляя против него козни в защиту Юстиниана, считавшегося тогда племянником Юстина, ожидал его появления по местному обычаю на представлении в цирке, но Тиберий отправился к святым местам города. После совершения там молитвы он вызвал к себе патриарха 804 города и с консулами и префектами вошел во дворец. После того как на него надели порфиру, увенчали диадемой и посадили на императорский трон под громкие крики одобрения 805 , он утвердился во власти. Когда заговорщики, ожидавшие Тиберия в цирке, узнали о том, что произошло, они, посрамленные, в смущении разошлись, не достигнув цели, так как они ничего не могли предпринять против человека, который положился на Бога 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Спроси и каждый говорит, я православный христианин и в лихом деле заперся. Нет, в них не одно иудейство, а оно смешано с ересью мессалиан, о которых найдешь у себя в правилах. Это мне открыл подробно священ. Наум. . . Что ни есть заблуждений мессалианских, они все принимают, только обольщают людей жидовским десятословием, выставляя себя набожными» 797 . Иван III, знавший о еретических мнениях, нашедших место при дворе, подтверждает, что не все они были согласны между собой 798 . В другом месте мы изложили ход этого движения и его главные черты 799 , которые находят подтверждение в недавно изданных памятниках. Византия, водворившая христианство у южных и русских славян, содействовала и распространению учения павликиан и богомилов, составлявших отрасль гностиков, манихеев, мессалиан по берегам Черного м. и в Болгарии 800 , посредством обличений, апокрифов и сборников, в которые вносились нередко статьи, имевшие еретическое содержание 801 . Первых русских еретиков (XI- XII в.) признают также богомилами. Как известно, богомильство оказало широкое влияние и в Западной Европе, от пределов Чехии (в гуситском движении 802 ) до южной Франции, в секте катар и альбигойцев 803 , в России – в секте стригольников, и среди так наз. жидовствующих 804 . Субботники и жидовствующие также имели влияние в Болгарии 805 и на Западе 806 я являлись посредниками в распространении враждебного христианству аверроизма, причем широко пользовались астрологией, которая поддерживалась и русскими жидовствующими. Мы указывали на связь умственного движения среди евреев-караимов, живших в Крыму, с учением раввина Мардохая Куматяно, который имел большой успех в Константинополе и Адрианополе и ученые занятия которого сосредоточивались на математике, комментариях на Пятикнижие, философии и естественных науках. Астрономия у него соединяется с астрологией, он составил и астрономические таблицы, в которых оспаривал мнения новогреческих писателей. Караимская синагога в Крыму имела постоянные связи с Константинополем 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 2. М., 1890. С. 34—70; Adam А. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I. Gütersloh, 1965. S. 91, 184, 211—215, 220; Meyendorff J. Historical trends and doctrinal themes. N. Y., 1974. P. 7—8, 21—23, 32—33, 153—156.d. I. Gütersloh, 1965. S. 91, 184, 211—215, 220; Meyendorff J. Historical trends and doctrinal themes. N. Y., 1974. P. 7—8, 21—23, 32—33, 153—156. 795. КЛЭ. Т. 6. 1971. С. 306. Ср. также: Жирмупский В. Рифма, ее история и теория//Вопросы поэтики. Пг., 1923. Вып. III. С. 9. 796. Ср. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.is zur Gegenwart.. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.is zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.erlin, 1935. S. 86—87. 797. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 10. Л., 1974. С. 106 (ср.: Егунов А. Греческий роман и Гелиодор//Гелиодор. Эфиопика. М.; Л., 1932. С. 54). 798. Кирсанов С. Высокий раек//День поэзии. М., 1956. С. 16. 799. Пер. Ф. Ф. Зелинского (Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. 3-е изд. Т. II. СПб., 1911. С. 234). 800. Кн. III, гл. 16. Пер. А. Егуиова (см.: Гелиодор. Эфиопика. М., 1965. С. 128). 801. Prodi Oratio V de laude S. Mariae 2//PG. 65. Col. 712. 802. Amphilochii homilia I, 1//PG. 39. Col. 36. 803. Буслаев Ф. Русская хрестоматия. 3-е изд. М., 1881. С. 20. 804. Там же. С. 81. 805. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича//Хрестоматия по древней русской литературе/Сост. Η. К. Гудзий. 8-е изд. М., 1973. С. 184. 806. Там же. С. 195. 807. Ср.: Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России//IV Международный съезд славистов. Доклады. М., 1960. 808. Ср.: Жирмунасий В. Рифма, ее история и теория. С. 85.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Из остающихся затем подлежат рассмотрению следующие: Бытия II, 22. Это место в катехизическом учении о первом члене свободно излагается по своему содержанию, а не буквально точно переводится. Именно здесь говорится, что Бог, «взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину Еву» 793 . Следовательно, здесь нет собственно перевода; но при этом замечательно то, что слово: женщину, употребленное здесь вместо употребленного и в славянском: жену и в русском переводе Записок на кн. Бытия и Исторических Чтений 794 : жену, в последующих группах изданий Катехизисов, соответственно общему типу и характеру изданий этих групп, заменено словом: жену 795 . Быm. III, 15 : семя жены сотрет главу змия 796 . Это опять скорее свободное изложение мысли стиха, чем буквальный перевод его, который и в Записках на кн. Бытия и в Исторических Чтениях предлагается в таком виде: оно (то есть семя жены) будет поражать тебя (то есть змия) в голову 797 . Очевидно при этом главное внимание обращает на себя передача в Катехизисе еврейского слова: jeschuph (от schuph – застигать, поражать внезапностью, разить, бить, см. Напр. Псал. евр. 139, 11) словом: сотрет. Но уже из сличения рассматриваемого места кн. Бытия, как оно передается в Катехизисе, с тем, как оно же переведено самим Филаретом в Записках на кн. Бытия и Исторических Чтениях ясно, что святитель Московский в Катехизисе имел в виду не столько буквальную передачу всех слов подлинника, сколько верную передачу заключающейся в них мысли. От того-то и при дальнейших исправлениях своих Катехизисов он не изменил изложения этого места 798 . Быm. III, 17 . Проклята земля тебя ради 799 . Так же точно это место читается и в переводе Записок на кн. Бытия 800 и в Историч. Чтениях 801 . В Синодском издании русского перевода того же места читаем: проклята земля за тебя. Разница очевидно весьма незначительная; но не можем не сказать, что предлог: baabur точнее передан у святителя Московского, нежели в этом последнем переводе 802 . Быm. XXII, 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Словом, успех дела должен быть назван очевидным и несомненным, Но он станет для нас еще более заметным, если обратим внимание на некоторые другие явления в области нашей богословской литературы, которые в свою очередь, также внесли некоторую лепту, способствовавшую делу развития данной науки. И так что же это за явления 831а? 779 Диссертация Ф. Ф. Гусева печаталась на страницах журнала („Прав. Обозр.“ 1877 г.), но речь о ней ведем не в XI-м, а в Х-м параграфе нашего очерка, потому что это -„диссертация“, а не просто статья. Также поступим и в некоторых других случаях, о чем здесь раз и навсегда заявляем. 782 См. „положения“ к нашей диссертации (от 17 декабря 1884 г.); чит. и в самой последней стр. 587–591; о подробностях см. на всех предыдущих её страницах. 793 Подробности о книге о. И. К, Лабутина чит. в нашем отзыве о ней: „Церк. Вестн.“ за 1899 г., 44. 797 810 Впрочем, почему-то не давшая автору того, чего он искал (хотя он своими многочисленными и многополезными трудами давно уже заслужил почетную известность). 798 В цитов. (в 808 прим.) „Сборнике " … 811а Впрочем, по некоторым причинам автор не получил искомой степени. 802 На-ряду с выше рассмотренными у нас, о которых, поэтому, здесь упоминать не будем, равно как и об его статьях, неизвестных нам в отдельных изданиях (об этих статьях речь будет естественно в XI-м параграфе нашего очерка). 812 Из числа других сочинений данного рода назовем, по крайней мере, в примечании некоторые, именно следующие: 1) П-а „Монашество и современные о нем толки» (Москва, 1874 г.); 2) N- а „Дух и заслуги монашества для Церкви и для общества» (Спб. 1875 г.); 3) N-a „Учение православной восточной кафолической церкви о св. постах» (1875 г., 2-е издание); 4) о. И. Толмачева „Взаимные обязанности христианских супругов» (Спб. 1876 г.); 5) П-а „Об обязанностях к государю и отечеству» (1876 г., Спб.); 6) П-а „Об обязанностях родителей» (1876 г. Спб.); 7) иером. Пимена „В защиту монашества» (Спб. 1876 г.); 8) А. Сергиевского „О грехах внутренних, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

751 Олаус Петри. Предисловие к «Шведской хронике». Пер., вступ. ст., коммент. А.Д. Щеглова. СЕ. М., 2007. Вып. 6. С. 275276. 776 Ibid. S. 3. Ср.: Олаус Петри. Предисловие к «Шведской хронике». Пер., вступ. ст., коммент. А.Д. Щеглова. Северная Европа. М., 2007. Вып. 6. С. 277. 781 Подро6но см.: Савельева Е.Л. Олаус Магнус и его «История северных народов». Л., 1983, С. 6287; Щеглов А.Д. Олаус Магнус о России и русских. С. 230238. 788 Ibid. S. 61. В «Шведской хронике», правда, присутствует одно упоминание о русских как «врагах христианства» (Ibid. S. 200). Но это – процитированное высказывание короля Кристиана I, а не собственное суждение хрониста 792 Текст воспроизведен по: (Ж IV. S. 241243. Сверен с микрофильмом подлинника: Riksregistraturet. Vol. 2. 15251529. Fol. 245v246v. и с публикацией Тегеля. 797 Текст воспроизведен по публикации в монографии Тунберга; сверен автором (и в отдельных случаях исправлен) по фотокопии подлинника в Государственном архиве Швеции. 802 Текст воспроизводится по подлиннику: UUB К 23. Для сверки выбрана позднейшая публикация в монографии Тунберга. 803 Так в тексте. У Тунберга: et simplices (букв.: «и простые»), но такое толкование не только не соответствует подлиннику, но и не дает смысла. В действительности, неудобоваримый вариант подлинника – несомненный результат описки. В исходном документе должно было присутствовать что-нибудь вроде «et similes» («и тому подобные [вакансии]»). Ср. обнаруженный нами шведский перевод XVII в.: «Prosterij, Canickedome, Prebender och andre sSdanne schole inthet giflwas...». UUB, Nord. Sami., 160, F. 44. 806 Это слово вписано по-видимому той же рукой, но другими чернилами; изначально в тексте, таким образом, была лакуна. 808 Исправление в тексте. Вместо заключительной части слова согаш было что-то другое; вместо Deo – возможно, Deum. 810 T.e. в городе Вадстене. Следовало: in civitate Arosiensi – в городе Вестеросе. Возможно, ошибка вызвана тем, что в подлиннике, с которого сделан список, название города стояло не в латинской, а в шведской транскрипции, которая была неточно прочтена переписчиком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Это касается прежде всего службы Н. В. Покровского по ведомствам Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Министерства Императорского двора (работа в Высочайше учрежденных комиссиях и комитетах) и др. Материалы личного фонда исследователя, хранящегося в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, практически лишены подобной информации. Личный фонд ученого (ОР РНБ. Ф. 593) был сформирован на основе документов, поступивших в Государственную Публичную библиотеку в 1919 г. из библиотеки С.-Петербургской Духовной академии в результате преобразования ее в 1-й филиал ГПБ. В ходе его обработки к 1987 г. из разнообразных материалов были выявлены документы, относящиеся к жизни и деятельности Н. В. Покровского , причем основу фонда составили подготовительные материалы к трудам ученого и обширная переписка, представленная главным образом письмами «других лиц» к фондообразователю. В процентном отношении документы служебной и общественной деятельности ученого составили самую незначительную часть фонда. 91 Отрывочные сведения об участии Н. В. Покровского в работе научных учреждений и обществ дают повестки и приглашения на заседания (4 ед. хр.), 92 несколько личных заметок, сделанных им при составлении автобиографии. 93 Гораздо полнее отражены в фонде сами результаты научной деятельности, представленные в разделе II («Работы и материалы к работам») выписками из литературы и заметками Покровского по отдельным темам, черновиками его статей, подготовительными материалами к монографиям. 94 Дополнить общую картину научной и общественной деятельности ученого позволяют материалы фондов С.-Петербургской Духовной академии (ЦГИА СПб. Ф. 277), С.-Петербургского археологического института (Там же. Ф. 119), Канцелярии обер-прокурора Синода (РГИА. Ф. 797), Учебного комитета при Синоде (Там же. Ф. 802), Архива и Библиотеки Синода (Там же. Ф. 814), Канцелярии Департамента народного просвещения (Там же. Ф. 733), Канцелярии Министерства Императорского двора (Там же. Ф. 472), Императорской археологической комиссии (РА ИИМК РАН. Ф. 1), Русского археологического общества (Там же. Ф. 3), Московского археологического общества (Там же. Ф. 4; ЦИАМ. Ф. 454) и личные фонды графов Уваровых (ОПИ ГИМ. Ф. 17; ЦИАМ. Ф. 2256 (Уварова П. С.)) и Н. В. Калачова (РГИА. Ф. 950). Немало ценной информации о деятельности Покровского содержат материалы Высочайше учрежденных комиссий и комитетов – Комитета по росписи Феодоровского государева собора в Царском Селе (РГИА. Ф. 489), Комиссии по реставрации Большого московского Успенского собора (Там же. Ф. 1320 – фонд Комитета для устройства празднования 300-летия Дома Романовых), а также документальные материалы СР ГРМ (Ведомственный архив и Комитет попечительства о русской иконописи). Последовательному рассмотрению научной, педагогической и музейной деятельности Н. В. Покровского с привлечением выявленных архивных документов посвящен предлагаемый обзор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010