Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тарасий Константинопольский, свт. Описания иконы Тарасий Константинопольский, свт. - житие Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780 - 797) и его матери, святой царицы Ирины (797 - 802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780 - 784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические сту[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Свт. Тарасий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10395.jpg:   Размер: 385x1200, 0.46 MPix, 87 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (114) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10396.jpg:   Размер: 360x1200, 0.43 MPix, 87 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (4) . Описание: Тарасий, архиепископ Константинопольский. 428 " Период создания: 1911 Материал, техника: бумага, хромолитография Размер: 14,2х11,8 см Место создания: Российская империя, Хромолитография Е.И. Фесенко в Одессе Файл 35847.jpg:   Размер: 920x1120, 1.03 MPix, 158 Kb. Дата: 2024-01-04, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (0) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2978

Константинопольская Церковь в 4-8 вв. Константинопольская Церковь в 4-8 вв. Имп. Константин V не раз принуждал патриарха Константина II отречься от монашества. Патриарх во многом потакал императору, и на пиршествах при дворе он, пренебрегая монашескими обетами, ел мясные блюда и даже играл на муз. инструментах, однако даже такие уступки василевсу не помогли ему избежать трагической участи. В 766 г. император заподозрил патриарха в участии в заговоре вместе с патрикием Константином Подопагуром и, не утруждая себя долгим следствием, сослал патриарха на Принцевы о-ва, где тот пробыл около года, сохраняя за собой Патриарший сан. В 767 г. по приказу василевса его принесли на носилках (поскольку сам он уже не мог передвигаться после избиений) к храму Св. Софии, где при большом стечении народа ему зачитали список обвинений, за к-рые его приговаривали к низложению. При прочтении каждого пункта обвинения, по сообщению Феофана, асикрит ударял Константина II по лицу. На следующий день патриарха провезли в мешке на осле по ипподрому, сидящего задом наперед, после продолжительных истязаний и неск. месяцев заключения в тюрьме казнили, отрубив голову. На Патриаршем престоле его сменил Никита I (766-780), ставленник имп. Константина V, к-рый наблюдал за жестокими издевательствами над Константином II в храме Св. Софии. Источники называют его евнухом; ранее он занимал пост протопресвитера ц. св. Апостолов. Кроме того, в патриарших каталогах он значится в должностях скевофилакса в церкви у ворот Халка, экдика храма Св. Софии и архонта мон-ря. При этом все источники дружно упрекают его в отсутствии у него образования. Патриарший престол Никита занял не вполне законно, при жизни Константина II, находившегося в заточении, но не снявшего с себя омофора. Очевидно, данное обстоятельство не смущало современников. По приказу Никиты в 767-768 гг. во дворце были закрашены несколько фресок и икон. В 769 г. Никита короновал младших сыновей василевса, Христофора и Никифора, которые были объявлены соправителями, а также обвенчал старшего сына императора Льва IV (император в 775-780) и св. Ирину . После того как Лев IV стал императором, в 776 г. Никита короновал его сына имп. Константина VI (780-797).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

    Св. патриарх константинопольский Флавиант, избитый на ефесском разбойничьем соборе, чрез три дня скончался в августе 449 г., по мнению других чрез год в 450 году. Мощи св. Флавиана вскоре по воцарении Маркиана, перенесены в Константинополь в церковь св. апостолов, а преемник св. папы Льва Илларий, бывший легатом на разбойничьем соборе, изобразил в Риме в оратории св. Креста стенною живописью подвиг Флавиана на сем соборе. Из одного краткого жизнеописания его в западной церкви видно, что 18 февраля празднуется принесение мощей его в Константинополь. (См. Деян. св. Febr. III 71. August I, 43. Herzog. 416. Деяния всел. соборов. Казань. 1863 г.) 19     Пр. Досифей. Житие его написано современном, другим учеником св. Дорофея, и помещено в Деяниях св. (Febr. III. 392). Оно согласно с житием славянских Четиих Миней. Сам Дорофей восхваляет Досифея в первом своем наставлении об отречения и говорит об откровении одному святому о загробной славе сего ученика. Болландисты относят подвижническую жизнь Досифея к первым годам Юстиниана (ок. 530 г.). Филарет в учении об отцах (§ 244) относит кончину Дорофея к 620 году, след. кончина Досифея может быть отнесена к концу 6 века или началу 7.     Опр. Варсануфии в Деяниях св. (Apr. II. 22—27.) Мощи его в Ории в Италии. Евагрий говорит о Варсануфии, как о своем современнике, кн. IV. гл. 33.     Евгений и Макарий. У Фабриция показано особое житие Евгения и Макария братьев. Πολλα μεν δελφο Т. X. р. 223, ed. Harles. На русском языке сказание об них полное и достоверное в жизни великомуч. Артемия (20. окт.) издано в Петербургской академии после Истории Филосторгия стр. 459 и след. 20     Лев катанский. Житие его, помещенное в Деяниях св. (Febr. III, р. 223), согласно с житием слав. миней, но в первом подробнее говорится о волхованиях Илиодора. Болландисты полагают, что Лев умер ок. 780 года 20 февраля и упоминаемые в его житии императоры греческие Лев и Константин суть Лев IV Хазар (775—780) и сын его Константин VI (780—797). Житие писано современным писателем; ибо он говорит в начале жития: мы православным признаем 6 вселенских соборов. Но Кайестан (de Sanctio siculie T. 2, 5—27) полагает кончину его в 725 году. В таком случае под упомянутыми царями должно разуметь Льва III Исавра (716—741) и сына его Константина V Копромин (741—775); в подлинном житии он не называется багрянородным. По Феррарию он был преемником св. Са- (окт. 15), и мнение Болландистов вернее. Мощи его в Риме в церкви св. Мартина турского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако, с нашей точки зрения, проблема церковного служения женщин неразрывно связана не только с современным состоянием канонического (церковного) права, но в первую очередь с церковной историей православного мира. Ибо женщины претендовали на участие не только в церковном служении, но также и в церковном управлении уже в средневековой Византии; примеры подобного участия дают нам политические биографии некоторых византийских императриц. В частности, Феодора (527–548), бывшая гетера и актриса, ставшая супругой Юстиниана I (527–565), активно покровительствовала миафизитам, а также сыграла решающую роль в низложении папы Сильверия и в избрании на его место Вигилия (Procop. BG I. 25. 13; Liberat. PL LXVIII. 1040). Мартина (622–641), племянница и супруга императора Ираклия (610–641), сопровождавшая его во время военных походов, играла не менее активную роль в церковной жизни и в подготовке богословской реформы, связанной с установлением моноэнергизма и монофелитства в имперской Церкви . Ирина (780–802), супруга Льва IV Хазара (775–780), удалила от двора сторонников своего мужа, являвшихся иконоборцами, созвала II Никейский Собор (787 г.), а затем свергла с престола своего сына императора Константина VI (780–797) и захватила единоличную власть над всей империей . Анна Далассина, мать Алексея I Комнина (1081–1118), происходившая из аристократической армянской семьи, стояла у истоков комниновского переворота весной 1081 г., затем фактически управляла государством и церковными делами, пока ее сын воевал с норманнами и печенегами, причем лично отдала приказ об ослеплении самозванца Лже-Диогена . Этот перечень можно было бы продолжить. Очевидно, что фундаментальный принцип византийского цезарепапизма, сформулированный Константином Великим (306–337), объявившим себя епископом внешних дел Церкви (Euseb. VC IV. 24), в периоды ослабления власти императоров распространялся на царствующих императриц. Тем не менее римско-византийское право — по крайней мере в эпоху Македонской династии — на уровне деклараций подчеркивало принцип подчинения императрицы императору, и, следовательно, с формальной точки зрения его нормы ограничивали участие женщин, даже императриц, в церковном служении и управлении (Synop. Basil., 1859, 130).

http://bogoslov.ru/article/6192912

4 . Как в то время, когда он воевал с болгарами на Ахилонском, то есть на «Волосатом», поле, подул ветер, сокрушивший воинских кораблей, и все воины утонули (июль 766 г.) (И478) 5 . Как во времена нечестивого Навозника был очень сильный мороз (763–764), так что (часть) Понтийского моря/12г окаменела на 100 поприщ, а в глубину на 30 локтей и возвышался на 20 локтей, так что все живое замерзло (И478) 6 . Как в апреле месяце было истечение многих звезд, так что видевшие думали, что настал конец. Кроме того, и бездождие, и голод был, потому что пересохли источники и реки. И продавали один спуд ячменя по 12 золотых (И479) 7 . Как в Сирии от сильного (земле)трясения многие города погибли полностью, а земля Месопотамская, то есть между реками, расселась на три поприща, и другая вскипела земля, белая и песчаная, и вышел чудесным образом из нее мул, человеческим голосом предвещающий нашествие народов (И479) 8 . Как закончил жизнь мучитель царь, загоревшийся сильным (И479) 77 . После Константина царствовал Лев (IV), сын его от хазарянки, 5 лет (775–780). Когда он дерзнул надеть венец/13а Великой церкви, тут же обуглилась у него голова, и после этого, сильным огнем охваченный, отошел от жизни (И482) 1 . О собаке, которая навела на своего хозяина, и, залаяв, прежде (убившего разбойника изобличила (И482) 78 . После Льва (IV) царствовал Константин (VI), сын его, и 17 лет (780–797). При них началось благочестивое учение и гроб был обретен в Долгих Стенах, и когда его открыли, явилось написание, предвещающее их благочестивое царствование (И482) 1 . О нашествии Харуна, сарацинского князя, и как он сидел в Хрисополе (782 г.), и как, заключив справедливый мир, ушел (И483) 2 . Как Павел Киприянин, патриарх Константинова града, умер, и поставлен был Тарасий на его место. При нем и седьмой был трехсот восемнадцати (сент.787г.) (И483) 79 . После Константина держала власть Ирина, пять лет (797–802), ибо сына ее ослепили. Узнав, что сыновья Навозника восста/13б ли против нее, изгнала их в Афины и жестоко умертвила их (И485)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Максимин I 235—238.    Гордиан и другие 238—244.    Филипп аравитянин 244—249.    Декий 249—251.    Галл 251—253.    Валериан 253—259.    Галлиен 260—268.    Клавдий II 268—270.    Аврелиан 270—275.    Тапит 275—276.    Проб 276—282.    Кар 282—283.    Нумериан и Карин 283—284. На Востоке    Диоклитиан 284—305.    Максириан Галерий 305—311.    Максимин Дака 305—313.    Ликиний 311—324.    Св. Константин В. 324—337.    Константм II 337—340 Констанций 337—361.    Иулиан 361—363.    Иовиан 363—364.    Валент 364—378.    Св. Феодосий В. 379—395.    Аркадий 395—408.    Св. Феодосий II 408—450.    Маркиан 450—457.    Св. Лев I 457-474.    Лев II 474.    Василиск 474—477.    Зенон 474—491. На Западе    Максимиан 284—305.    Максентий 305—312.    Констанций Хлор 305—306.    Константин В. 306—337.    Констант 337—350.    Магненций 350—353.    Констанций же 353—361.    Иулиан же 361—363.    Иовиан же 363—364.    Валентиниан I 364—375.    Грациан 375—383.    Валентиниан II 383—392.    Феодосий В. 383—395.    Гонорий 395—423.    Валентиниан III 423—455.    Авит 456.    Майориан 457—461.    Либий Север 461—465.    Анфимий 467—472.    Гликерий и Юлий Непот 472—474.    Ромул Августул 475—476. На Востоке    Анастасий Дикор 491—518.    Иустин I 518—527.    Св. Иустиниан I 527—565.    Иустин II 565—578.    Тиверий 578—582.    Св. Маврикий 582—602.    Фока 602—610.    Ираклий 610—641.    Св. Константин III (иными не считается) 641 г.    Констанс или Константин (IV) 641—668.    Констант. Погонат IV (V) 668—685.    Иустиниан II 685—711.    Филипп Бардан 711—715.    Анастасий II 713—715.    Феодосий III 715—717.    Лев III Исавр 717—741.    Константин V (VI) Копронин 741—775.    Лев IV Хазар 775—780.    Константин VI (VII) Порфирородный 780—797.    Св. Ирина 797—802. Никифор I 802—811.    Ставракий 2 мес. и 6 дней.    Михаил I Рангав 811—813.    Лев V Арманин 813—820.    Михаил II Косноязычный 820—289.    Феофил 829—842.    Св. Феодора 842—855.    Михаил III Пьяный 855—867.    Василий I Македонянин 867—886.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лев Хазар (775–780) О Льве Хазаре, сыне Копронимовом, Амартол отзывается несколько лучше, чем об отце, – так как Лев не был таким открытым врагом иконопочитания, – но не хвалит и его и сообщает следующее известие о его святотатстве и смерти. «Будучи большой любитель дорогих камней, Лев возгорелся желанием иметь корону Маврикия, (которую тот – как сказано выше – пожертвовал в качестве вклада в Софийский храм), и взял ее и надел на себя при царском выходе. Но на возвратном пути страшно почернела у него голова и будучи объят и поражен сильнейшей горячкой, он изверг душу свою, поплатившись за святотатство» 269 . На эту историю с особенной силой и выразительностью указывали впоследствии и Стефан Яворский , противник лютеранствующих 270 , и Арсений Мацеевич , жаркий защитник неприкосновенности церковных имуществ. Константин VI и Ирина (780–790). Константин один (790–797). Ирина одна (797–802 г.) Вдова Льва Хазара, афинянка Ирина, царствовавшая первое время вместе с своим сыном. была поборница и восстановительница иконопочитания. Она возвратила в Софийский храм с прибавкой новых дорогих украшений корону, похищенную ее мужем; она созвала VII всел. собор в Никее (787 г.) и, не смотря на противодействие некоторой части войска, снова утвердила иконопочитание. Неудивительно поэтому, что Амартол отзывается о ней с полным сочувствием, и что на Руси она считалась образцом царицы 271 . Но история отношений Ирины к сыну, также рассказываемая Амартолом, дает совсем другую идею об этой далеко не идеальной государыне. Прежде всего она препятствовала своему сыну в свободном выборе невесты. «Ирина послала к Карлу, государю (ργα) франков, с предложением выдать свою дочь за ее сына. Но так как по причине зависти это сватовство не состоялось, то Ирина привела из Пафлагонии девицу по имени Марию (сродницу св. Филарета 272 ) и сочетала ее с сыном своим Константином, хотя он не хотел и противился по причине склонности, какую чувствовал к дочери Карла 273 . Подобное же, хотя и в меньшей степени самовластное, вмешательство матери в судьбу сына мы замечаем в истории неудавшегося брака царя Михаила Федоровича с девицей Хлоповой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

По плану церковь близка к вифинскому храму на Юшатепе: аналогичная декорация фасадов (простые глухие арки и полигональные апсиды) и специфическая техника opus mixtum (толстая кирпичная полоса внизу и узкие выше) указывают с большой долей вероятности на работу одной артели. Храм был украшен фресками. V. Ираклийский мон-рь, находился близ Киоса. В VII Вселенском Соборе (787) принимал участие игумен Ираклийского мон-ря Иосиф, носивший титул архимандрита и занимавший высокое (6-е или 8-е) место среди игуменов Византийской империи. В 780 г. он постриг здесь в монахи прп. Никифора Мидикийского. В 797 г. монахи Ираклийской обители встретились в Лампсаке с прп. Феодором Студитом для того, чтобы обсудить обстоятельства михианской схизмы , начало к-рой положили развод и 2-й брак имп. Константина VI (790-797). В 803 г. здесь хотел принять монашеский постриг Вардан Турок, организатор неудачного мятежа против имп. Никифора I. В 815 г. игумен мон-ря перешел на сторону иконоборцев. Обитель неск. раз посетил прп. Антоний Новый: в 30-х гг. IX в., при игум. Игнатии (восстановил мон-рь, но ушел отсюда из-за иконоборцев), и после 842 г., в период игуменства Макария. В то же время насельник обители, мон. Петр, ставший отшельником, был рукоположен во митрополита Силлейского. Ираклийский монастырь владел метохием Всех святых в К-поле. VI. Др. обители. Близ Киоса находился храм св. Фирса, возможно с мон-рем, а также мон-рь, основанный свт. Мефодием - буд. патриархом К-польским (вскоре он был вынужден покинуть обитель из-за преследований со стороны иконоборцев). Восточнее Катавола, в Киризе (одном из пунктов визант. сигнальной системы) близ Киоса, известны храм св. Георгия и мон-рь Пресв. Богородицы, где в кон. XIV в. хранилась рукопись Ambros. Q 42 sup. Вероятно, в Катаволе находился Иполихнийский мон-рь, игумен к-рого не поддержал прп. Феодора Студита в 816 г. Из дарственной записи епископа Аполлониадского Феостирикта в рукописи 1292 г. известен Пасханский мон-рь св. Григория на горе Мегас-Агрос.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

Примечания Страдание святых мучеников Космы и Дамиана Император Карин царствовал с 283 г. по 284 г. Каин — имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт.4:1–16). Это событие и имеется в виду в житии. Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г. Память преподобного отца нашего Петра Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности. Константин VI-oй (VII-oй) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 г. по 802 г. Никифор I-ый царствовал с 802 г. по 811 г. Память его совершается св. Церковью 26-го сентября и 8-го мая. Олимпийская гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Память его — 4-го ноября. Кончина святого Петра последовала около 865 г. Страдание святого мученика Потита Император Антонин Пий царствовал с 138 г. по 161 г. Сардиния — один из островов Средиземного моря; ныне входит в состав итальянского королевства. Даниил — четвертый из так называемых великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил). Был отведен в плен в Вавилон, в 604 году до Р. Хр., по повелению царя Навуходоносора. Здесь прославился свое мудростью и истолкованием снов Навуходоносора. По клеветам завистников был брошен в ров на съедение львам, но силою Божией остался невредимы (Дан.14:29–42). Это событие и имеется в иду в житии. Память св. прор. Даниила празднуется св. Церковью 17 декабря. Зевс — верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей. Арей или Марс — бог войны. Минерва или Афина — богиня мудрости. Давид — пророк, псалмопевец и знаменитый царь израильский, живший за XI веков до Р. Хр.; — вел успешно войны с соседними народами, значительно расширил границы израильского царства, заботился о упрядочении внутренней жизни иудеев и благоустроении богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010