Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого . Епископ города Ниса. Викентий Лиринский (? – 450) – настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок». Св. Иоанн Златоуст (ок. 350–407) – великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя. Блаженный Августин Аврелий (354–430) – богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – преподобный. Родоначальник христианского монашества. Св. Амвросий Медиоланский (330/340–397) – великий Отец и Учитель Церкви. Осия Кордовский (? – 359) – святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству. Константин Великий (ок. 285–337) – император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) – юрист, доктор русского государственного права, профессор С. Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1–2. СПб., 1899–1901. Изд. 3-е. Суворов Николай Семенович (1848–1909) – канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1–2. Ярославль, 1889–1890. Вальсамон Феодор – с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия. Курганов Федор Афанасьевич (1844–1920) – историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880. Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права. Св. Феодор Студит (759–826) – знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Свт. Василий был глубоко убежден, что человек – существо не обособленное, а социальное или «политическое», ζov κοινωνικν. Это он мог почерпнуть как из Писания, так и из трактатов Аристотеля. Однако, дело в том, что реально существовавшее общество было построено на неверных основаниях. Значит, прежде всего, требуется удалиться от него, его покинуть. Согласно свт. Василию, монах должен быть «бездомным» в мире (οκος), его единственный дом – Церковь . Он должен удалиться, его следует освободить от всех существующих социальных структур – семьи, города, Империи. Он должен отринуть всякое установление мира сего, разорвать все социальные связи и обязательства, начать заново. Ярким символом этого радикального разрыва с прошлой жизнью стал возникший впоследствии обычай менять при пострижении имя. Но монахи оставляют общество мира сего, чтобы войти в общество иное или, лучше сказать, явить в полной мере свою принадлежность к иной общине – Церкви. Основной формой монашества была «киновийная», общежительная форма. Можно было восхищаться жизнью в совершенном одиночестве отдельных людей, однако в качестве общего правила такой образ существования совсем не поощрялся. Подчеркивалась необходимость послушания, подчинения воли. «Община» всегда считалась обычной и наиболее приемлемой формой аскетической жизни. Монастырь был сообществом, «телом», малой Церковью. Даже отшельники обычно жили вместе, особыми группами, под руководством общего духовного наставника. С новой силой подчеркнул этот общинный характер монашеской жизни великий реформатор монашества Византии преп. Феодор Студит (759–826). Преп. Феодор настаивал на том, что жизнь в уединении Евангелием не заповедана. Сам Господь жил в «общине» со Своими учениками. Христиане не независимые индивидуумы, а братья, члены Тела Христова. Более того, христианские добродетели милосердия и послушания могут развиваться и проявляться в полную силу только в общине. Итак, монахи оставляли мир сей, чтобы на девственной земле пустыни построить новое общество, создать там по евангельскому образцу истинную христианскую общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ярким символом этого радикального разрыва с прошлой жизнью стал возникший впоследствии обычай менять при пострижении имя. Но монахи оставляют общество мира сего, чтобы войти в общество иное или, лучше сказать, явить в полной мере свою принадлежность к иной общине - Церкви. Основной формой монашества была " киновийная " , общежительная форма. Можно было восхищаться жизнью в совершенном одиночестве отдельных людей, однако в качестве общего правила такой образ существования совсем не поощрялся. Подчеркивалась необходимость послушания, подчинения воли. " Община " всегда считалась обычной и наиболее приемлемой формой аскетической жизни. Монастырь был сообществом, " телом " , малой Церковью. Даже отшельники обычно жили вместе, особыми группами, под руководством общего духовного наставника. С новой силой подчеркнул этот общинный характер монашеской жизни великий реформатор монашества Византии преподобный Феодор Студит (759-826). Преподобный Феодор настаивал на том, что жизнь в уединении Евангелием не заповедана. Сам Господь жил в " общине " со Своими учениками. Христиане не независимые индивидуумы, а братья, члены Тела Христова. Более того, христианские добродетели милосердия и послушания могут развиваться и проявляться в полную силу только в общине. Итак, монахи оставляли мир сей, чтобы на девственной земле пустыни построить новое общество, создать там по евангельскому образцу истинную христианскую общину. При своем зарождении монашество было не официальным церковным установлением, а стихийным движением, порывом, причем именно движением мирян. Принимать духовный сан не рекомендовалось и позволялось разве что по указанию игумена. Но и сами настоятели часто были мирянами. На заре монашества для совершения в общине богослужений приглашались жившие неподалеку священники из белого духовенства. Или же по воскресеньям монахи ходили в ближайший храм. Монашество четко отделялось от священства. Быть священником считалось почетным и давало определенную власть, а это с трудом совместимо с жизнью в послушании и покаянии, составляющей суть монашеского пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

8/21 «Собор архистратига Михаила». Праздник бесплотных сил, т. е. мира ангелов. 11/24 Преп. Феодор Студит (759–826), византийский подвижник, богослов, гимнотворец, борец против иконоборчества. 12/25 Свт. Иоанн Милостивый (616–620), патриарх Александрии, известный своей благотворительностью. 13/26 Свт. Иоанн Златоуст (347–407), патриарх Константинополя, родом сириец; знаменитый проповедник, аскет, писатель, литургист. Был низложен императором, умер в ссылке. 14/27 Ап. Филипп, один из Двенадцати. Свт. Григорий Палама (ум. 1360), архиепископ Фессалоник, выдающийся византийский богослов–мистик. 15/28 Мчч. Гурий, Самон и Авив (по преданию, пострадали в IV в.), считаются покровителями супружества. Начало Рождественского поста. 16/29 An. и ев. Матфей, один из Двенадцати, в прошлом мытарь из Галилеи, автор первого Евангелия. 17/30 Свт. Григорий Неокесарийский (ум. ок. 270), жил в Малой Азии, проповедник, борец с ересями, богослов, чудотворец. Прп. Никон Радонежский (ум. 1426), преемник прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкой Лавры, при котором в ней работал иконописец Андрей Рублев. 21/4 дек. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 23/6 дек. Свт. Амфилохий Иконийский (ум. 344), каппадокий–ский еп., сподвижник свт. Василия Великого. Блгв. Александр Невский (ум. 1263), новгородский князь–праведник. 24/7 дек. Вмц. Екатерина. По преданию, пострадала в начале IV в. 25/8 дек. Свт. Климент, папа Римский (ум. ок. 100). «Муж апостольский», один из первых епископов Рима. Автор Послания, адресованного Коринфской церкви. 26/9 дек. . Свт. Иннокентий Иркутский (ум. 1731), просветитель Сибири. 27/10 дек. Икона Божией Матери «Знамение». Одна из древнейших икон, называемая также «Оранта» (молящаяся); встречается уже в катакомбах. 28/11 дек. Прмч. Стефан Новый (ум. 767), поборник иконопочитания. 30/13 дек. Ап. Андрей Первозванный, один из Двенадцати, брат ап. Петра. По преданию, проповедовал в Скифии, на берегах Борисфена (Днепра). Свт. Фрументий (ум. ок. 380), апостол Эфиопии. Декабрь 1/14 Прав. Филарет Милостивый (VIII в.), житель Малой Азии, прославился попечением о больных и бедных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

И. скончался, по всей видимости, в 825 г. от сыпного тифа ( Theodorus Studita. 1992. Vol. 1. P. 300). Это событие послужило поводом к написанию прп. Феодором Студитом 22-го поучения «Малого оглашения» («О кончине святейшего митрополита Халкидонского Иоанна» - Idem. 1891. P. 79-81). Память И. отмечена в Синаксарях семейства B (по классификации И. Делеэ) под 29 июля, в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) - под 19 июля, в палестино-груз. календаре Sinait. georg. 34, X в.,- под 28 июля. В греч. стишных Синаксарях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца общее двустишие, посвященное И. и Стефану II , патриарху К-польскому, помещено под 18 июля. Служба в честь И. c каноном гимнографа Феофана встречается в нек-рых визант. рукописных Минеях под 28 июля: Sinait. gr. 626, XII в.; Meteor. Metamorph. 150, XII в. (Ταμεον. Σ. 257. N 801). В визант. календарях И., как правило, именуется преподобным. Сведения об И. внесены в ВМЧ под 18 июля дважды - из нестишного и стишного Прологов ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 318-319 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 2185; PG. 117. Col. 565 [Минологий Василия II]; Theodorus Studita. Parva catechesis. 22/Ed. E. Auvray. P., 1891; idem. Epistulae/Ed. G. Fatouros. Berolini, 1992. 2 vol. (CFHB; 31/1-2); SynCP. Col. 830, 853; Vita Ioannicii auctore Petro//ActaSS. Nov. Т. 2/1. Р. 384-435; Vita Ioannicii auctore Saba//Ibid. T. 2/1. P. 332-383; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 81; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 82. Лит.: Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913-1914. 2 ч.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 217-218, 230; Т. 3. С. 277; Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//OKEANOS: Essays Presented to I. Ševenko on His 60th Birthday/Ed. C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS; 7); Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 237; Zanetti U. Jean, métropolite de Chalcédoine//DHGE. T. 26. Col. 1397-1398; PMBZ, N 3205; Pratsch Th. Theodorus Studites (759-826) - zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Fr./M. etc., 1998. (Berliner Byzant. Stud.; 4); Prosopography of the Byzantine Empire/Ed. J. R. Martindale. Aldershot, 2001. Pt. 1: 641-867 [CD-ROM].

http://pravenc.ru/text/468959.html

Дамаскин различает несколько родов поклонения. Первое поклонение – богослужебное – принадлежит только Богу. Второе воздается Его друзьям – святым. Поклонение может быть воздаваемо также святым местам и священным предметам. Есть и поклонение, которое люди воздают друг другу из уважения. Для придания веса своему аргументу Дамаскин вводит различие между «богослужебным почитанием» и «поклонением»: первое воздается Богу, второе – Божией Матери и святым. Вслед за Василием Великим Дамаскин говорит о том, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Честь, воздаваемая иконе Христа, восходит к Самому Христу; поклоняясь изображению Страстей Христовых, мы оказываем почитание не доске с красками, но Самому изображенному на доске Спасителю. Честь, воздаваемая Божией Матери, «возводится к Воплотившемуся от Нее», а честь, воздаваемая святым, «доказывает любовь к общему Владыке». Таким образом, если речь идет не об иконе Христа, то истинный Первообраз есть даже не тот, кто изображен на иконе, а Сам Христос – источник всякой святости и освящения. Дамаскин определяет образ как «подобие, выражающее первообраз и вместе с тем имеющее и некоторое в отношении к нему различие». Образ есть «подобие и образец и оттиск чего-либо, показывающий собою то, что изображается», однако образ «не во всех отношениях подобен первообразу». Связь между образом и первообразом, согласно Иоанну Дамаскину , обеспечивается тем, что образ носит имя первообраза: «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто (на них) изображается». Имя первообраза освящает образ, превращает его в икону: «Повинуясь Церковному Преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатью Божественного Духа». Трактаты Иоанна Дамаскина против иконоборцев стали программным документом иконопочитателей в VIII веке. Именно эти трактаты легли в основу богословия VII Вселенского Собора, восстановившего иконопочитание. В послесоборный период, когда гонения на иконы возобновились с новой силой, антииконоборческая литература обогатилась трактатами святителя Никифора Константинопольского и преподобного Феодора Студита (759–826).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Есть одна лишь икона Христа Евхаристия. Что бы мы ни назвали из поднебесной твари, нет другого вида или образа, который мог бы изобразить Его Воплощение. Итак, только Евхаристия служит иконой животворящей плоти Его. В конце VIII века на сцене появляются два крупных автора преподобный Феодор Студит и патриарх Константинопольский Никифор. Они-то и взялись за опровержение аргументов иконоборческого собора, основываясь на более тонких христологических доводах. Интересный и одаренный человек, Феодор Студит (759-826) был настоятелем огромного (1000 монахов) Студийскою монастыря, расположенного в самом Константинополе. Развалины его можно видеть и по сей день. Преподобный Феодор активно участвовал в церковных делах и возглавлял монашескую оппозицию против двора и патриархата во время скандала по поводу незаконной женитьбы Константина VI. Тогда-то он и сформулировал основной принцип «икономии»29, утверждающий возможность принятия грешника в лоно Церкви только при условии его раскаяния. Основными сочинениями Студита являются три книги «Опровержений», направленные против иконоборцев, «Катехизические проповеди», обращенные к монашеской братии, и поэтические произведения, составляющие большую часть Триоди. Святитель Никифор был патриархом Константинопольским с 806 по 815 год. В 815 году он был низложен иконоборческим императором Львом V. Как богослов он известен прежде всего своим «Опровержением собора 815 года» (второго иконоборческого собора), тремя «Опровержениями иконоборцев» и книгой «Против Ев-севия». Эта последняя была написана по поводу древнего документа, использованного иконоборцами в поддержку своих богословских доводов, письма Евсевия Кесарийского сестре Константина Великого Констанции. Констанция, богатая и знатная римская дама, любила путешествовать и повсюду собирала христианские сувениры. Когда она, прибыв в Иерусалим, пожелала увезти на память изображение Христа, Евсевий упрекнул ее: изобразить Христа невозможно, ибо Он вознесся на небеса, оставив нам пустой гроб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

1997. Vol. 72. N 3. P. 664-697; Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997; Васильев. История. 1998; Оболенский Д. Д. Византийское содружество наций: Шесть визант. портретов. М., 1998; Рансимен С. Восточная схизма: Визант. теократия. М., 1998; Konzilien und Kircheneinheit/Hrsg. A. Stirnemann, G. Wilflinger. Innsbruck, 1998; Pratsch T. Theodoros Studites (759-826) - zwischen Dogma und Pragma. Fr./M. etc. 1998; Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit: Germanos I.- Methodius I. (715-843)/Hrsg. R.-J. Lilie. Fr./M., 1999; Kolbaba T. M. The Byzantine Lists: Errors of the Latins. Urbana, 2000; Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era (ca 680-850): The Sources: An Annotated Survey. Aldershot, 2001; Шпиллер Вс., прот. 6-я краткая памятная ист.-канонич. записка о К-польской патриархии в связи с титулованием ее «Вселенской»//БСб. 2002. Вып. 10. С. 172-194; Gallagher C. Church Law and Church Order in Rome and Byzantium. Aldershot, 2002; Krannich T., Schubert C., Sode C. Die ikonoklastische Synode von Hiereia 754. Tüb., 2002; Speake G. Mount Athos: Renewal in Paradise. New Haven, 2002; Скабаланович Н. А. Визант. гос-во и Церковь в XI в. от смерти Василия II Болгаробойца до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 20042. 2 кн.; Виноградов А. Ю., ред. Греческие предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. Т. 1: Жития; Metivier S. La Cappadoce (IVe-VIe siècle): Une histoire provinciale de l " Empire romain d " Orient. P., 2005; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy, 325-345. Oxf., 2006; Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350-850. Camb., 2007; Vries W., de. Orient et Occident: Les structures ecclesiales vues dans l " histore des sept premiers conciles œcuméniques. P., 20112; Лемерль П. Первый визант. гуманизм: Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X в. СПб., 2013; Berger A., ed. Accounts of Medieval Constantinople: The «Patria».

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Р. Руди Переводное «Поучение святаго отца Феодора, игумена Студийскаго, еже не отчаятися своими грхи Божия милости», включенное митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 сентября, представляет собой незначительно переработанный и несколько сокращенный текст одного из так называемых «Поучений огласительных» Феодора Студита – поучения 93-го Малого Катехизиса. Имя Феодора Студита (759–826) – знаменитого византийского церковного деятеля, защитника иконопочитания, игумена Студийского монастыря в Константинополе, автора многочисленных поучений, бесед и посланий – было хорошо известно в Древней Руси. Монастырский устав Феодора Студита уже в 60-х гг. XI в. был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре, а затем распространился и в другие русские монастыри. Студийский устав предписывал еженедельное чтение по средам, пятницам и воскресеньям оглашений (или огласительных поучений) Феодора Студита , которые составляют Большой и Малый Катехизисы – основные произведения студийского игумена. Это обстоятельство, по мнению исследователей, дает право «предположить, что одновременно с введением Студийского устава или вскоре после этого на Руси появились и огласительные поучения Феодора Студита (как в южнославянском, так, возможно, и в древнерусском переводе)» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224). Греческий текст Малого Катехизиса Феодора Студита включает 134 поучения, Большой Катехизис состоит из 3 книг, содержащих соответственно 87, 124 и 60 поучений. На Руси же, по-видимому, были переведены и бытовали в списках Малый Катехизис неполного состава (63 поучения из 134) и 2-я книга Большого Катехизиса, которая впоследствии целиком была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи под 11 ноября, в день памяти Феодора Студита . Древнейшие списки русских переводов «Поучений огласительных» Феодора Студита не сохранились, самые ранние из известных сборников датируются рубежом XIV–XV в. Отдельные поучения из Малого Катехизиса читаются в различных типах сборников: Торжественниках, Соборниках, Златоустах, Прологах и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010