Римский С. В. Глава III. Реформы 1. Церковно-приходские попечительства и братства Первым шагом Главного Присутствия по воплощению принятой программы стало рассмотрение вопроса об оживлении жизни прихода. Ему были посвящены все апрельские и майские заседания. Программа предусматривала создание (там, где губернские присутствия посчитают возможным) приходских советов и попечительств 738 . В них видели важный инструмент для решения проблем материального обеспечения и гармонизации отношений причтов с паствой. Сообразуясь с местными условиями, предлагалось иметь в виду две формы советов и попечительств: коллегиальную и личную 739 . Одушевленные общей атмосферой, прихожане еще в конце 1850-х гг. обратились к забытым началам русской приходской жизни. Интерес проявился не только в виде издания специальных исследований или публичных чтений 740 , но принял практический характер. Появились общественные благотворительные организации, соединившие помыслы и действия приходского духовенства и прихожан. Одним из первых на этой волне в 1859 г. в Петербурге возникло Общество вспоможения беднейшим православным церквам. Его основательницами выступили графини Е. Кушелева, Е. Тизенгаузен и Е. С. Бутурлина 741 . Вскоре Общество вспоможения взяла под покровительство императрица Александра Федоровна, а в 1860 г., после ее смерти, оно перешло под патронат Марии Александровны. В Москве, Петербурге и кое-где в провинции стали собирать средства на строительство домов призрения одиноких заштатных священнослужителей, оказывать материальную помощь бедным учащимся семинарий и т. п. В разных местах стихийно возникли попечительные советы о приходских бедных во главе с священниками и церковными старостами, как, например, при Казанской, у Калужских ворот, церкви в Москве. Правила деятельности этого совета 7 марта 1862 г. одобрил и утвердил митрополит Филарет. С той же целью в иных городских приходах появились общества помощи приходским бедным. Кроме наименования, они отличались от предыдущих тем, что не ограничивались только денежными пособиями, но старались помочь всем, чем могли: вещами, устройством взрослых на работу, а детей в училища, организацией собственных мастерских для создания рабочих мест, даже едой. Среди первых известно общество, основанное священником петербургской Благовещенской церкви Делицыным. Ее открытие батюшка приурочил к 15 сентября 1862 г. – столетнему юбилею храма 742 . Общество имело свой устав, подразделявший участников на три категории: членов-попечителей, членов-сотрудников и членов-благотворителей. Руководили текущей работой члены-попечители, число которых ограничивалось 10 (3 священнослужителя, церковный староста и 6 прихожан). Важнейшие решения принимало общее собрание прихожан 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беседа 17. 725 Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений. 726 1 . Нет возможности у сопротивника 727 воспрепятствовать желающим благого, если только для хитрого лукавства его не найдется места 728 в самих любящих благое. Дело вот в чем: ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли. 729 Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие или помеху; ибо обладает она великой мощью и невыразимой силой для всецелого укрепления души, 730 дабы не ослабевала и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое есть сила святого желания, насажденная в естестве души, 731 то есть побуждение, возбуждаемое силой «раздражительной» , 732 которая естественна для души, 733 которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей 734 для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой  добродетель не взращивается. 735 Она и называется «ревностью». 2 . Вот что дает душе, возбуждая, воспламеняя и укрепляя ее время от времени, 736 дабы презирал тело в скорбях и страшных искушениях, встречающих его, дабы с уверенностью предавал он себя на смерть 737 и противостоял силам мятежника 738 ради исполнения того, что особенно любит душа. 739 3 . Ибо человек , облеченный во Христа, где-то в книге своей назвал эту ревность «псом» и «стражем закона Божия», который есть добродетель. 740 Добродетель же есть исполнение законов Божиих. 741 4 . Укрепляется же эта сила ревности, пробуждается и воспламеняется, дабы охранять дом, по двум причинам; 742 также и ослабляется, впадает в дремоту и небрежение по двум другим причинам. 743 Первая причина воспламенения ее и возбуждения 744 – возникновение некоего страха в человеке, 745 ибо он опасается за добродетель, которую или приобрел, или должен приобрести, как бы не была она похищена или погублена по какой-либо случайности, происшедшей с ней. И этот божественным Промыслом возбуждается во всех подлинных делателях добродетели для трезвения и постоянной ревности души, дабы она не дремала.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Беседы Фрагмент I. Об истинном опьянении 739 Я не хотел бы на сегодняшнем празднике ни вовсе безмолвствовать, ни произносить, опять же, одну из многих речей. Ибо хотя есть Бог, которого я славлю своей речью, однако приведя ее к скорейшему завершению, я сделал бы нечто приятное и для собравшегося общества. Но чтобы вы могли во время праздника быть причастниками божественного достоинства, да не склонятся сердца ваши к застольным удовольствиям, происходящим от привязанности к пьянству. [Пусть на ваших пирах] Богу будет поднесен увитый цветами кубок трезвого растворения 740 . Наш Бог есть Мудрость и Ум. То, что помутняет умный взгляд, что производит расстройство разумной способности, есть нечто вполне чуждое Истинному Уму. Есть отдохновение, приличное Богу, а есть то, которое прилично злым духам. «Возрадуйтесь в Господе с трепетом» 741 . Когда Вы празднуете, – он говорит, – будьте внимательны к Господу, ибо большинство спит во грехе. Когда тело хорошо напитано, когда раздается плоть, – помутняется суждение души. «Ибо в руке Господа чаша нерастворенного вина, полного растворением. И Он наливает из нее в другую. И дрожжи, что в ней, не отцежены» 742 . Пей же из этой чаши, и ты быстро станешь достойным пира Жениха. Благотворна чаша, будучи полной вина: однажды будучи найдена, она есть достоинство, возводящее нас в Ум. На самом деле пассаж вполне ясен, хотя многое и не совсем понятно. Чаша полна растворения в нерастворенном вине и «Он наливает из нее в другую». Если бы это было нерастворенное вино, то как она была бы полна растворенным, и если все же так, то почему Он наливает в другую? Слова кажутся совершенно бессмысленными, но это не так, если мы и в самом деле достигли понимания. Бог не имеет нужды в пророческой манере выражения 743 . Божественный Дух презирает литературную мелочность. Желаешь ли ты насладиться, приведя в согласие [кажущееся] противоречие? Тогда подумай о какого рода чаше он говорит. Чаша – это слово, которое мы имеем от Бога; слово, обильно предложенное Им людям в Ветхом и Новом Заветах, поскольку благодаря ему утоляют жажду наши души. Итак, поскольку чаша – это слово, и такое именно [разделенное на два Завета] слово, то каждое из двух не смешано, несмотря на то что находится в смешении, а то, что соединяет два в одно, есть совершенный Гнозис. Ветхий Завет содержал обещание, Новый открыл послание и фразу «Он наливает из одной в другую» как прообраз [действительно случившегося потом] преемства учителей закона – того, что от Моисея, и того, что от Господа [Исуса] – и единую чашу, поскольку единый Дух вдохновлял и пророков, и апостолов. Подобно хорошим художникам, Он сделал набросок в дни прежние и лишь затем уже принялся со всей тщательностью за изображение частей Гнозиса, «однако дрожжи остались не отжатыми». Фрагмент II. Из проповеди на Рождество

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПЕЛЛАН [лат. cappellanus, capellanus], в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение (полное или частичное) о к.-л. общине или особой группе верующих (в вооруженных силах, учебных заведениях, больницах, органах власти, исправительных учреждениях и др.). Считается, что термином «капеллан» первоначально обозначали клириков, хранивших часть плаща (лат. cappa) св. Мартина Турского, к-рая с VII в. находилась в дворцовой капелле франк. королей. Однако первое упоминание о К. встречается в грамоте майордома Карла Мартелла аббатству св. Дионисия (Сен-Дени), изданной в 741 г., среди свидетелей назван «капеллан Аудоен» (Audoenus cappellanus - MGH. Dipl. T. 1. P. 102). Наименование «архикапеллан» (archicapellanus) применительно к старшему из клириков-К. встречается в позднем (X в.) Житии св. Бетария, еп. Карнутского (Шартрского) (BHL, N 1318), но скорее всего является анахронизмом. О клириках франк. королевской капеллы в сер. VIII в. известно благодаря канонам т. н. Германского Собора (Concilium Germanicum), изданным в виде капитулярия майордома Карломана (21 апр. 742 - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 1-4). Священнослужителям запрещалось носить оружие и жить при войске. Исключение составляли находившиеся при «государе» (princeps) для совершения богослужений и хранения реликвий «один или два епископа с пресвитерами-капелланами» (unum uel duos episcopos cum cappellanis presbiteris), а также пресвитер при военачальнике (praefectus) для совершения таинства исповеди. Эта формулировка дословно повторяется в капитулярии Карла Великого (ок. 770). Отсутствие упоминаний термина «капеллан» в сходном контексте в постановлениях Соборов эпохи Меровингов заставляет предположить, что он вошел в употребление не ранее 1-й пол. VIII в. Валафрид Страбон († 849) впервые связал происхождение термина «капеллан» с плащом св. Мартина ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 25//MGH. Capit. T. 2. P. 515). При Каролингах глава клириков дворцовой капеллы аббат Фульрад († 784) носил титул архипресвитера, его преемниками были архиепископы Ангильрамн Мецский († 791) и Хильдебольд Кёльнский († 818). Преемник Хильдебольда Гилдуин, аббат Сен-Дени († ок. 840), впервые получил титул архикапеллана. В подчинении главы капеллы состояли младшие К. (cappellani minores), к-рые могли быть пресвитерами или клириками низших степеней. Существовала также особая капелла королевы.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще Пребывание пленного народа иудейского в Вавилоне, как наказание за прежние и еще продолжавшиеся беззакония 740 , не могло быть состоянием покоя. Однако Бог в утешение тех, которые обращались к Нему, и во славу Своего имени растворял гнев Свой милосердием и неоднократно, являя Свою власть над владыками, облегчал участь порабощенных. Слава Даниила, полезная для иудеев Из первого плена, взятого в четвертое лето Иоакима, Навуходоносор повелел избрать отроков знатнейших фамилий и воспитать для своего двора. В числе них находились: Даниил, Анания, Атрия и Мисаил или по халдейски: Валтасар, Седрах, Авденого и Мисах 741 , которые уклоняясь от сообщения с язычниками, предпочли царской трапезе простые земли произведения и воду 742 . По исполнении трех лет образования, они отличились пред царем необыкновенной мудростью. Даниил удостоился видений 743 . Когда Навуходоносор, в исступлении от виденного, но забытого им сна 744 , осудил на смерть всех мудрых вавилонских, за то, что не находил человека, который бы мог изъяснить оный, Даниил, испросив у Бога откровение тайны, возвестил ему, что в его сновидении представлялось тело, имеющее златую голову, грудь и руки серебряные, чрево медное, голени железные, ноги железноскудельные, которое сокрушено без руки человеческой, но последовавшим ударом камня, возросшего потом в гору; и что металлы знаменуют четыре царства, имеющие последовать одно за другим, а камень – царство Божественное и вечное 745 . Царь прославил Бога Данила, поставил Пророка начальником страны вавилонской и главою мудрых, а трех его совоспитанников, по его представлению, определил ему помощниками. Нет сомнения, что слава и могущество сих мужей и прочим иудеям были полезны. Чудо Анании, Азарии и Мисаила Близкая опасность угрожала почитателям истинного Бога, когда Навуходоносор, подстрекаемый гордостью, и, может быть, завистниками покровительствуемым им евреев, поставил колоссальный золотой истукан, и собрал для поклонения ему знатнейших людей из всех своих владений 746 . Анания, Азария и Мисаил, которые, несмотря на повеление и угрозы, не хотели сего сделать, окованные ввержены в печь разожженную до такой степени, что пламень убил служителей казни. Но когда царь увидел в ней трех исповедников целыми и невредимыми, и с ними мужа, имеющего Божественный вид, тогда он снова благословил Бога Израиля, и во всем своем царстве запретил хулить Его под угрозой страшной казни. Его исповедникам оказаны новые почести и вверен весь народ иудейский. Наказание Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Часть третья. Жизнь и деятельность св. пророка Даниила в плену вавилонском Глава первая. Пророк Даниил при Навуходоносоре Пророк Даниил, как видно из книги его имени, был в числе отроков царского и княжеского рода, взятых в плен Навуходоносором в первое нашествие его на Иудею при Иоакиме 732 , – в частности, был «из сынов иудиных» 733 . Такие указания говорят за то, что пророк происходил из колена иудина и принадлежал если не к царскому, то к княжескому знатному роду. Происхождение пророка из колена иудина, во всяком случае, несомненно: помимо библейского текста, о том же говорит талмуд 734 и все христианское предание 735 . Но другой вопрос трудно решить, – принадлежал ли Даниил к царскому роду или только к знати иудейской. Иосиф Флавий говорит, что пророк был родственник царя Седекии 736 , – очевидно, того Седекии, который был последним царем иудейским; следовательно, вообще принадлежал к царскому роду 737 . Предположение это, конечно, вполне возможно, но за отсутствием точных данных (так как Флавий сам по себе не чужд иногда исторических ошибок и своеобразного толкования исторических фактов) высказаться положительно в пользу его нет оснований. Может быть, сам Иосиф отнес Даниила к царскому роду именно потому, что видел и хотел показать в истории жизни его в Вавилоне исполнение пророчества Исаии о том, что «сыновья Езекии» будут служить при дворе царя вавилонского 738 . Христианское предание тоже решает этот вопрос различно: с одной стороны, относит пророка Даниила к царскому роду Давидову 739 , с другой – причисляет его к самой знатной фамилии вельмож иерусалимских, занимавшей первое место в Иудее 740 . Во всяком случае, пророк был очень высокого происхождения. Предание указывает по имени и отца его: это – некто Саваан 741 ; но что это за личность и какую роль она играла в истории последних царей иудейских, – неизвестно и нет данных строить о ней какие-либо догадки 742 . Называет предание и место рождения пророка Даниила; это – Бефевор или Бефорон верхний, вблизи Иерусалима 743 . Город этот лежал в колене ефремовом, на расстоянии 10–12 миль к северо-западу от Иерусалима и принадлежал к числу левитских городов 744 . И это предание о месте рождения пророка, пожалуй, правдоподобно, хотя согласиться с ним вполне трудно: Даниил был из колена иудина; едва ли, поэтому, родители его могли жить в Бефеворе, который принадлежал колену ефремову и был, притом, городом, назначенным специально для левитов. Скорее можно предположить, что пророк родился и прожил свое детство в Иерусалиме: родители его принадлежали к самой знатной фамилии иудейской, сам пророк уведен был в плен именно из Иерусалима 745 ; следовательно, если даже он родился в Бефеворе или другом каком-либо городке, то детство свое провел в Иерусалиме 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРХАРД [лат. Burchardus, Burkardus; нем. Burchard, Burkhard; староангл. Burgheart] († 2 февр. 753 или 754), свт. (пам. зап. 14 окт.), еп. Вюрцбургский, ученик и спутник св. Бонифация (Винфрида). Англосакс по происхождению. Монах-бенедиктинец и священник в Уэссексе, Б. ок. 732 г. присоединился к миссии св. Бонифация в Германии. Неск. лет жил в Фрицларском мон-ре, основанном св. Бонифацием в Гессене на р. Эдер. В 741 г. св. Бонифаций назначил Б. епископом на новооснованную кафедру в Вюрцбурге (одобрено папой Захарием в 743). В 743 г. Б. принял участие в 1-м герм. Соборе (Consilium Germanicum). Известны 2 путешествия Б. в Рим: первое (748) с целью доставить папе Захарию решения всеобщего франк. Собора 747 г.; второе (750-751) по поручению Пипина Короткого для решения вопроса о его коронации и признании новой династии. Основал в Вюрцбурге первый мон-рь своей кафедры, к-рый был освящен в честь Спасителя (742-743), туда были перенесены обретенные в 752 г. мощи св. Килиана . «Братья-каноники» (fratres canonici) составили братию мон-ря Санкт-Андреас у подножия горы Мариенберг, основанного Б., вероятно, после 746 г. якобы по примеру св. Мартина Турского «вдали от епископских тревог» (Vita Burkardi II. P. 64). О последних годах жизни Б. ничего не известно, согласно позднейшей легенде, зафиксированной в житии XII в., в конце жизни он оставил епископское служение и удалился в мон-рь. Мощи Б. были обретены 14 окт. в кон. X в. (точный год неизвестен) и перенесены в мон-рь Санкт-Андреас, позже названный в честь Б. К 1552 г. в серебряной раке осталась только глава святителя, во время Тридцатилетней войны и рака, и глава были утеряны. Первое анонимное житие Б., недостоверное в деталях, было написано до 855 г. (Vita Burchardi I), др. (Vita Burkardi II), созданное мон. Эккехардом из Ауры († после 1125), согласно установившемуся в историографии мнению, заслуживает большего доверия, т. к. скорее всего Эккехард опирался на ряд утерянных ныне источников, неизвестных автору первого жития (Schmale, Wagner).

http://pravenc.ru/text/153681.html

прот. Иоанн Козлов Именословное перстосложение В этом перстосложении православные пастыри благословляют народ именем Христа, слагая персты и изображая ими начальные буквы имени Христова: Ис. и Хс. О благословении именем Христа предсказано в ветхом завете: «И благословятся о семени твоем вси языци земнии ( Быт.22:18 ). А семя Авраама и есть Иисус Христос . Что же дурного в том, чтобы благословлять народ именем Христа и где запрещено благословлять именем Божиим? Иисус Христос учил: «еже аще чесо просите от Отца во имя Μое, то сотворю» ( Ин.14:13 ). На древних иконах это перстосложение нередко встречается, напр., в Софийском Константинопольском соборе, где священномученики Анфим, Дионисий Ареопагит , Григорий Арменийски изображены с именословным перстосложением. Подробно о сем см. у Озерск. ч. 2, стр. 317–362, где сделаны в этом роде многочисленные указания. Скрижаль, л. 741 об, – 742 (Из грамоты патр. Паисия к п. Никону ): «Которыми персты подобает начертавати архиерею или священники благословение... глаголем, яко, понеже обеща Бог с клятвою Аврааму, да благословятся вси языцы земстии в семени его, еже есть Иисус Христос ... благословляет церковь всех, начертавающи рукою священническою имя Мессиево. еже есть Иисус Христос, изображающи I и С, еже являет вкратце Иисус, X и С, еже глаголет Христос... и которыми персты начертавает кто сия четыре письмена, ничто же разнствует, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый яко благословение сие сходит от. Христа рукою священническою». Николай Малакс, Навплийский протопоп: «Подобает бо благословению начертанию сему глаголемому, ничто же ино являти, токмо благословеннаго Иисуса Христа имя, в немже благословляются вси языцы... Подобаше убо и начертаванию благословящия руки, благословляемыя во Христе Иисусе, ничтоже ино знаменовати, токмо самое имя того, в нем же благословляемся». (Скрижаль, несчетные листы, после 817 листа). Старообрядцы это свидетельство Николая Малаксы отвергают, считая его не заслуживающим внимания и вероятия и даже почитают его неправославным. Но это ошибочно, ибо в старопечатной Филаретовской Минеи за м. ноябрь в службе св. Андрею Первозванному (30-го числа) литийная стихира приписывается Николаю Малаксе, при чем на поле замечено: «творение Малакса».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) Сигеберт (ок. 1028–1112) из монастыря св. Петра в Жамблу (близ Намюра, в современной Бельгии) – плодовитый автор исторических, хронологических, агиографических, полемических и других сочинений. Наиболее знаменита его всемирная «Хроника», выдержанная, однако, в форме анналистического повествования, в которой Сигеберт использовал многочисленные источники из богатых библиотек Нижней Лотарингии. Первая редакция сочинения была доведена до 1084 г.; вторая, значительно расширенная, – до 1111 г. «Хроника» Сигеберта была весьма распространена в средневековье. Издания: Sigeb. Gembl. Р. 300–374. Литература: Schmidt-Chazan 1991. Р. 21–48; RFHMAe 10. Р. 354. 1. 936. Лев 130 -м [по счету] возглавляет Римскую церковь 741 . (Умирает бургундский король Рудольф 742 . Игорь (Inger), король Руси (Russi) 743 , узнав, что войско греков уведено против сарацин 744 и рассеяно для защиты островов, явился с тысячью или того больше кораблей для захвата Константинополя, настолько заранее уверенный в успехе, что приказал не убивать греков, а брать в плен. Император Роман 745 с немногими мужественно выступил против них, сжег почти всех – [лишь] немногие бежали – вместе с кораблями, меча во все стороны греческий огонь, а всех пленников приказал обезглавить. (Sigeb. Gembl. Р. 347) 2. 1073. [После некоторых компутистических рассуждений 746 следуют краткие сообщения об избрании папы Григория VII и назначении льежского пробста Херманна на Мецкую епископию 747 .] Так как двое братьев, королей Руси 748 , вступили в борьбу за королевство, один из них, лишенный участия в королевской власти 749 , обратился к императору Генриху 750 , которому [обещал] подчиниться сам и подчинить свое королевство, если с его помощью снова станет королем. Но все было напрасно: ведь тяжелейшая смута в Римской империи заставляла его (Генриха. – Сост.) больше заботиться о своем, чем добывать чужое. Ибо саксы, возмущенные многими великими несправедливостями и беззакониями со стороны императора, восстали против него 751 . Император был поглощен войной с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010