28 Июля. 710 . Боюсь самомнения, боюсь уязвления сердца хвалами и человеческою славою, но не буду уклоняться от доброго только из боязни самомнения и хваления, ибо – и ничего не делая, мы не убежали бы сего змия, не дремлющего и не дающего нам покоя и отдыха ни на одну минуту! 29 Июля. 711. Верую, Господи, Тебе, Твоему учению, Твоему Евангелию, Твоим страданиям за нас, смерти и воскресению! Верую всему Твоему благому о нас промышлению и человеколюбию! Верую! помози моему не то чтобы неверию, а может быть лишь неумению, немощи или недостаточному хотению жить по вере сей! 29 Июля. 712. Господи! Не погнушайся моей слабой бездерзновенной молитвой! Если праведника только молитву услышиши, и аще чистого только помилуеши, то достойны ведь они милости Твоея! Но на мне грешном удиви милости Твоя! Внемли моему ничтожеству, Господи! 29 Июля. 713. «Научи Сам, Господи, что ми подобает творити и глаголати, да спасуся!» Горький опыт научает возносить такую молитву ко Господу спасения нашего. Тяжкие минуты переживает всякая спасаемая душа! Лицом к лицу с собственною немощию, неподвижностию, нерадением ко всему доброму, наряду с удобоподвижною скоростью и легкостью на дела тьмы, бедная душа в совершенной растерянности мечется от надежды к страху, от упования к отчаянию, и не знает даже, что сказать в свою защиту и умилостивление! Нет оправдания, нет отдыха, нет облегчения тяжести грехов! Нет даже достаточно покаянного сознания своей беспомощности, отчаянности, нет достаточного желания и усердия загладить грех плодами покаяния и слезным обращением к Богу. 30 Июля. 714. Грозные слова есть в Писании не только для нераскаянных, но и для кающихся! Так, Исав, продавший свое первородство и потом восхотевший снова наследовать благословение – «отвержен бысть», говорит Апостол: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его! ...» ( Евр.12:16–17 ). Ужасные слова! И слезы покаяния ничего не могут поделать! Безотрадное состояние, изъятию из которого и Бог «не хотяй смерти грешника» может воспрепятствовать Своему милосердию и долготерпению – правосудием!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

При наличии сродства гностического учения с учением о. о. Булгакова и Флоренского, отсутствие абсурдности в учении последних было бы даже делом неестественным. Но раз это сродство существует, то должна быть в упомянутом учении прот. Булгакова и свящ. Флоренского, как одно из неотъемлемых свойств гностицизма, и абсурдность. Итак, в чем же в частности сходственно учение о. о. Булгакова и Флоренского о Софии с учением гностицизма? Это сходство, прежде всего, мы наблюдаем в учении о. о. Булгакова и Флоренского о двух Премудростях, ибо о двух Премудростях учили и гностики валентиниане. Последние, как видели мы, учили о Софии, как Божественном эоне, который входит в недра Божества, т.е. Божественной Плиромы и который был источною Премудростию по отношению к Премудрости – Ахамофе, от нее происшедшей. Эта последняя не входит в Плирому, ибо имеет отличную природу от природы Божественной. Так различают премирную Софию от Источной, т.е. от самого Бога, и о. о. Булгаков и Флоренский. «Премудрость Божию, – говорит прот. Булгаков, – надо строго отличать от сущности Божией или природы» 707 . Она отличается от Божественных Ипостасей, как и от существа Божиего, не отождествляется с ними 708 , не есть Бог 709 . Также и о. Флоренский различает Софию – Премудрость Божию от самого Бога, когда называет ее Царством Божиим, которое «имеет себя лишь в Источном Царствии Божием – в Духе Святом, равно как эта Премудрость имеет себя в Источной Премудрости Божией» 710 ; и даже прямо называет Премудрость – тварною 711 . Это сходство мы видим и в учении о Софии как образе Божием. Из того же наименование Ахамофы Осьмерицею, через которое она поставляется валентинианами в параллель с началородной Осьмерицей, явствует, что Ахамофа считалась у гностиков премирным образом Пренебесной Осьмерицы, т.е. образом самых главных Божественных эонов, или – что то же – образом Божиим. Но так же называет Софию о. Булгаков в своей книге «Свет невечерний» 712 и о. Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины» 713 . 2. Сходство в учении о сущности творения. Сходство по источникам, на которые ссылаются валентиниане и о. Булгаков для обоснование своего учения

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

698 Деньги 375 р., полученные мною 6 марта, немедленно переданы были в Тверской Епархиальный Училищный Совет. – Примечание автора Хроники. 708 Другие Семинарии, как напр., Литовская и Тамбовская, по поводу своих 50-летних юбилеев, удостаивались от Св. Синода благословенных грамот; Тверская же Семинария, благодаря неодобрительному, хотя и несправедливому, как увидим впоследствии, отзыву недобросовестного и пристрастного ревизора Ст. Сов. Нечаева о Ректоре Семинарии, не удостоена такой чести, и, таким образом, осталася неблагословенною. Примечание автора Хроники. 709 Приготовлена была преподавателем Семинарии Николаем Фавор­ским еще Речь «О значении философии в системе общего (философского) Богословского образования, но она, по причине продолжительности акта, оставлена без произнесения. 711 Подробное описание Семинарского юбилейного торжества напечатано в Тверских Епарх. Вед. за 1889 г. 713 Перечень этих сочинений См. в Приб. к Твор. Св. Отц. за 1889 г. ч. 43, стр. 678–738, в статье: Протоиерей С. К. Смирнов, – Корсунского. 719 С 1881. г. инспектор Вифанской Сем. ; с 1883 г. 23 апреля Настоятель Моск. Сретенского монастыря. 726 Проф. Казанской Академии † 15 Мая 1905 г. Некролог Церк. Вестн. 1905, 21 и Церк. Вед. 1905 г., 23. 727 Прощание преосвященного Маркелла с Полоцкою паствою описано и напечатано в 8 (15 апр.) Полоцк. Епарх. Ведомостей. 735 Интересные сведения о деятельности митр. Исидора в западном крае см. в двух брошюрах прот. А. С. Лебедева: «Высокопреосвящ. М. Исидор». Спб. 1892 г. и «Памяти в Бозе почившего м. Исидора». Спб. 1893 г. 740 О графе Толстом – воспоминания П. Д. Шестакова в Русск. Стар. 1891, февр., стр. 387 и сл. Интер. сведения о графе в IV т. Хроники, стр. 456 и сл. 741 См. в 4678 (8 марта) «Нового Времени» за 1889 г. статью: «Общее собрание Императорского Русского Историч. общества, 28 февраля 1889 г. Примечание автора Хроники. 742 Этот фрагмент текста дан как Дополнение VIII тома на стр. 636 с 7 мая по 3 августа 1889 г. в количестве 25 страниц. – Примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   2. Мелик-Шах предлагает Алексею выдать дочь императора замуж за своего старшего сына Ахмета, а Ахмет умер в 1088 г.    Аргументы П. Готье не кажутся нам достаточно убедительными. Во-первых, Мелик-Шах вспоминает вообще о врагах, с которыми встретился Алексей, с того момента как взял власть в свои руки, и, следовательно, доводы Мелик-Шаха не обязательно связывать с ситуацией 1087 г. Во-вторых, под старшим сыном Мелик-Шаха может подразумеваться и Бэрк-Ярук, ведь называет Анна по ошибке первенца Роберта Боэмунда младшим сыном норманнского герцога (см. Ал., I, 14, стр. 85). Таким образом, писательница рассказывает как о непосредственно следующих друг за другом событиях, которые, согласно ее же собственным данным, разделяет промежуток в пять лет. Анна, видимо, плохо представляет себе хронологию, и у нас нет вполне объективных критериев для установления точных дат.     709 Бузан был убит Тутушем в 1094 г., после битвы последнего с объединенными силами трех турецких эмиров под Тель ас-Султаном (к северу от Алеппо). См. «Encyclopédie de Islam», IV, pp. 1034—1035, s. v. Tutush.    Представления Анны о событиях этого времени на Востоке весьма туманны.     710 Тапар (Ταπαρης) — так Анна называет Мелик-Шаха (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 298).     711 Ил., III, 23.     712 о τ Ναυατου φυσων — фразеологическое сочетание со значением «кичливый» (ср. Ал., X, 7, стр. 279). Новат — карфагенянин, ересиарх III в.     713 Килич-Арслан I — сельджукский султан (1092—1107гг.) В период описываемых событий Килич-Арслан был еще очень юным (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 161; «Encyclopédie de Islam», II, р. 1065).     714 См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 200.     715 Илхан (λχανης). Как и во многих других случаях, Анна принимает за собственное имя название титула (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 124).     716 По-видимому, это то же лицо, что и упомянутый Зонарой Форвин Катакалон, отец Никифора, будущего супруга Марии, дочери Алексея (Zon., XVIII, 22).     717 Имеется в виду оз. Артиния, из которого вытекает р. Риндак. О мосте, игравшем большую стратегическую роль в середине века, см. Ramsay, The historical geography..., р. 160.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Свержение Аталии, воцарение Иоаса Смерть Иегу, воцарение Иоахаза Смерть Иоахаза, воцарение Иоаса Смерть Иоаса, воцарение Амасии Смерть Иоаса, воцарение Uepoboaмa II. Израиль возвращает утраченные области Смерть Амасии, воцарение Уэзии (Азарии) 781-772— Салманасар IV в Ассирии Пророк ИОНА. ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ СВ. ИСТОРИЯ Пророки АМОС и ОСИЯ Иотам — соправитель Уэзии 753 — основание Гесиод в Греции Смерть Uepoboaмa II, воцарение Захарии Шаллум низвергает Захарию, через м-ц низложен Менахемом Менахем — данник Ассирии Смерть Уэзии, призваниепророка ИСАЙИ 745 — воцарение Turлamnaлacapa III в Ассирии Смерть Менахема, воцарение Пекахии Пеках низлагает Пекахию Смерть Иотама, воцарение Ахаза Сиро-эфраимитская война против Иудеи Пророк ОДЕД Пророчество об Эммануиле Ахаз призывает ассирийцев Turлamnaлacap III вторгается в Галилею Гошея низвергает Пекаха Азах в ставке Turлamnaлacapa III. Языческие культы в Иудее Turлamnaлacap III покоряет Вавилон и Дамаск 727 — Смерть Turлamnaлacapa III. Воцарение Caлмahacapa V Взятие Гошей под стражу ассирийцами Восстание Израиля против Caлмahacapa V Осада Самарии 721 — Смерть Caлмahacapa V. Воцарение Caproha II Падение Самарии   гг. до н. э. гг. до н. э. Внебиблейский мир Смерть Ахаза, воцарение Езекии. Реформы Езекии. Праздник Пасхи в первый год Езекии Начало Эфиопской династии в Египте. Шабако 713-711 Антиассирийская коалиция в Палестине. Протест Исайи. Пророк МИХЕЙ Войска Саргона в Палестине Первый разгром ассирийцами Мардука-Палиддина Вторая антиассирийская коалиция. Мардук-Палиддин шлет Езекии послов Смерть Саргона II, воцарение Синахериба. Воцарение Мардука-Палиддина в Вавилоне Синахериб Синахериб разбивает Мардука-Палиддина. 1-й поход Синахериба в Иудею. Езекия откупается данью Начало рода Ахменидов в Иране Воцарение Тахарки в Египте 2-й поход Синахериба в Иудею. Синахериб разоряет Вавилон Чума заставляет его удалиться Смерть Езекии, воцарение Менаше. Языческая реакция. Гонение на пророков Смерть Синахериба, воцарение Асаргаддона Покорение Египта Ассирией

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Всем вышесказанным подтверждается для нас теория русского философа Несмелова , согласно которой собственным содержанием идеи Бога является «реальное бытие живой Личности, обладающей могуществом свободной причины и достоинством подлинной цели» 709 , причем в Библии эта идея достигла максимально ясного выражения уже на еврейском языке, а Септуагинта исходит из нее в некоторых интерпретативных переводах. Несмелов показывает, что в идее Бога человек возводит к идеальному прообразу ему самому присущее от природы духовное, т.е. свободное и разумное начало. Свобода проявляется в необусловленности выбора чем-либо, кроме собственного суждения, как правило притязающего на разумность 710 . Именно поэтому беспримесное выражение идеи Бога в религии, – т.е. при фундаментальном допущении возможности установления связи (religio) между Богом и человечеством, – возможно лишь в форме откровения о Его суверенной воле, которая должна быть разумной по определению 711 . Нетрудно заметить, что все свойства Бога Израилева, которые делают Его описание конкретным воплощением идеи, связаны с Его самоопределением именно как Бога, вступающего в личные отношения с установленным кругом лиц: здесь и личное отношение к избранному народу, и свобода в заключении Завета, и непостижимость заповедей, данных в Законе, так что они сами по себе могут быть истолкованы как частные определения воли без всякого дополнительного смысла. В таких конкретно-исторических религиозных условиях идея Бога вообще вновь предстает в форме понятия о конкретном Боге, и это понятие выражается в исторически данном, исторически разъясненном и онтологически перетолкованном (как было показано выше) конкретном имени Господь. KϒΡIOΣ Обычно это слово стоит без артикля, как будто оно служит заменой имени собственного 712 . Когда говорится об «имени славном Его» (τ νομα τς δξης ατο), т.е. Бога, чаще всего из контекста ясно, что подразумевается оно. «Благословен Господь (κριος), Бог Израилев ( θες το σραλ), единый творящий чудеса, и благословенно славное имя Его, и да исполнится славы Его вся земля: да будет, да будет» ( Пс 71:18–19 ). Прежде всего с именем «Господь» Бог стоит в личном отношении к верующим как заключившим Завет, что часто уподобляется вступлению в брак. «Господь Бог – это ревнивое имя, Он есть Бог Ревнитель» ( Исх34:14 ) 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

754 …чудовище — привычка! — цитата из «Гамлета» Шекспира (д. III, сц. 4). 755 Радиславский, Владимир Иванович (1828–1885) — посредственный драматург и переводчик, один из учредителей и бессменный секретарь Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. 756 Бегичев, Владимир Петрович. — См. примечание к письму 78. 757 …кн. Дм Обол бьется с гр. Дм Толстым…— Речь идет о спорах вокруг вопросов школьного образования. Дмитрий Александрович Оболенский (1822–1881) — член Государственного совета, писатель-славянофил, знакомый Лескова. Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1889) — министр народного просвещения с 1866 по 1880 год. 758 …детище свое…— то есть «Гражданин». 759 Пуцыкович. — См. примечание к письму 79. 760 Третий кус «Анны Карениной»…— В третьем номере «Русского вестника» за 1875 год напечатаны XI–XXVII главы второй части романа. 761 Роман графа Данилевского — по-видимому, роман «Девятый вал», опубликованный в журнале «Вестник Европы» за 1873 год и пользовавшийся большим успехом. 762 …это видение был сам редактор…— то есть Катков. 763 …терзания четырех цензур…— О цензурной истории романа «Некуда» см. наст. изд., т. 2, стр. 711–713. 764 …через руки Веселаго и Турунова…— Ф. Ф. Веселаго — цензор; M. H. Турунов — председатель Петербургского цензурного комитета в 1864–1865 годах. 765 …бежал из России. — Лесков выехал из Петербурга 6 сентября 1862 года. Его поездка по Литве, Галиции, Польше, Чехии и Франции (Париж) продолжалась до марта 1863 года. 766 …хочу уехать за границу…— Вторая поездка Лескова за границу (Париж, Мариенбад, Прага, Варшава) продолжалась с конца мая до 1 сентября 1875 года. 767 Лурд — город на юго-западе Франции. Был известен во второй половине XIX века, как центр католического паломничества. Лурд и его многочисленные паломники описаны в романе Э. Золя «Лурд» (1894) (см. т. 11 наст. изд., письмо 290). 768 …ровесника… М. П. Погодина…— В 1875 году Погодину было 75 лет. 769 …письмо Ваше…— Письмо не сохранилось. 770 Прилежаев, Василий Александрович (1832–1887) — священник русской посольской церкви в Париже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Единственными явными исключениями являются 1 Тим. 3:2 и Тит. 1:7, но в этих случаях определенный артикль перед словом επσκοπος имеет родовое значение. 710 Деян. 20:17 (пресвитеры), Деян. 20:28 (епископы). В английском переводе их идентичность смазывается единичным случаем перевода соответствующего греческого слова как «overseers» вместо обычного «bishops», на это несоответствие указал исправленный перевод 1881 года. Синодальном переводе тождественность этих понятий не очевидна, поскольку вместо слова «епископ» используется необычное слово Искажение этого текста под неосознанным влиянием позднейших представлений началось с Иринея Лионского, который писал: «…Епископы и пресвитеры (convocatis episcopis et presbyteris), пришедшие из Ефеса и других ближайших городов (et a reliquis proximis civitatibus), собрались в Милете…» («Против ересей», III. 14, 2). Последнее дополнение понадобилось для того, чтобы объяснить, почему о епископах, если они не тождественны пресвитерам, говорится во множественном числе. Однако в Деян. 20:17 речь идет только о пресвитерах. 711 Флп. 1:1: πσιν τοις γοις… σν πισκποις και διακνοις. 712 1 Тим. 3:1–13; 5:17–19; Тит. 1:5–7. 713 1 Пет. 5:1–2: πρεσβυτρους… παρακαλ συνπρεσβτερος ποιμνατε τ ν μν πομаνιον του θεο, πισκοποντες… Последнее слово отсутствует в Синайском и Ватиканском кодексах и опущено в текстах Тишендорфа (8–е изд.) и Уэсткотта — Хорта. Однако глагол ποιμνατε обозначает функцию, которая является прерогативой епископа, — надзор за стадом. 714 Климент Римский, «Послание к коринфянам», гл. 42 («о епископах и диаконах»), гл. 44 («епископство… пресвитеры»). «Дидахе» (гл. 15) в числе поместных служителей называет лишь епископов и диаконов, отождествляя первых с пресвитерами. Ириней Лионский все еще время от времени называет епископов «пресвитерами» и использует понятия successiones episcoporum и successiones presbyterorum как синонимы, однако он, судя по всему, был сторонником епископальной иерархии. Высший сан включает в себя низший, но не наоборот. 715

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Это означает, что 3:9 не может относиться лишь к блаженству, пребыванию в любящем присутствии Бога, на которое уже указывали 3:1 и 3:3. Это новый момент в повествовании, особенно если принять пространную версию стиха 9 710 . Весь ход мысли раскрывает и уточняет то, что мы вновь и вновь находим в Книге Даниила (особенно Дан 7; 12:1–3 ). Взаимосвязь между Прем 2–3 и Книгой Даниила часто отмечали, но этот урок редко усваивался как должно; подобным же образом связь с Ис 53 должна к этому моменту не просто стать очевидной, что многие предполагают, но ее необходимо оценить в полную силу 711 . Настоящий отрывок не произносит слово «воскресение», – быть может, потому, что автор действительно хотел обратиться к аудитории, включающей в себя и язычников, и он слишком хорошо знает: «воскресение» указывает на нечто такое, что все язычники жестко отрицают 712 . Но в том, что он, как и Даниил, говорит о конечной судьбе народа Божьего, не может быть теперь никакого сомнения. Когда сцена суда вновь появляется в 4:16–5:23, после «ремарки» о поведении нечестивых и праведников (3:11–4:15), мы ясно чувствуем, что снова стоим ногами на той же почве, что и Даниил или поздние апокалиптики. Нечестивым, которые ныне насмехаются над праведными, и живыми и умершими, придется воочию увидеть последствия своих деяний и слов. Праведники, которых они почитали мертвыми и исчезнувшими, вновь противостанут им, ибо они будут «стоять с великим дерзновением» перед лицом своих угнетателей; слово «стоять» (stesetai) само по себе не указывает на воскресение, но оно родственно слову, которое его обозначает (anastasis), и поскольку тут говорится о том, что теперь прежде умершие люди изумительным образом противостоят нечестивым и их судят, можно сказать, что тут имеется в виду воскресение 713 . Эта сцена связана с предыдущей: обратим внимание, в частности, на изумление нечестивцев, когда открывается, что праведники воистину дети Бога Творца 714 . Тогда нечестивцы становятся призрачными, как ветер или дым; они избрали путь язычников, и участь язычников их настигла 715 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Это становится ясно по причине искажения текста Гомера и из-за того, что Дидим приписывает цитаты из Гомера «тем извне», фраза, используемая по отношению и к другим авторам шестнадцать раз в книге II и III 703 . IV. 4. 1. 4. 3. Ксенофонт. Толкуя упоминаемых у Захария 10:5b всадников, Дидим проводит различие между опытным наездником и простым всадником, ссылаясь на проводящего различие другого античного автора: t n #rcajwn 704 . IV. 4. 1. 4. 2. Филон. После аллегорического объяснения Бытия 12:1, Дидим признает, что такое же толкование было сделано другим комментатором, указывая на Филона: «как от мудростей Моисея наученный, толковал» 705 . IV. 4. 1. 4. 3. Аристотель Дидим, в комментарии на Захария 7:9 krjma djkaion krjnate (принимать правильное решение) обсуждая благочестивый характер Бога, говорит: tini t n palaîn e> pe_n t4n dikastn ¡myucon djkaion e_nai 706 («один из известных древних говорил: Иудеи воистину воплощали) точнее ссылка на Eth. Nic. V, 4,7: ¦ g+r bovletai eûnai oûon dikaion ¡myucon («Для иудеев считалось истинным судом»). Таким образом Дидим цитирует Аристотеля как пример согласования его мыслей с Священным Писанием 707 . Дидим так же цитирует Аристотеля, как философа, различающего буквальный и духовный смысл 708 . Дидим ссылается на Аристотеля 709 в толковании на книгу Бытия 710 , Псалмы 711 Екклесиаст 712 и в трактате «О Троице» 713 . IV. 4. 1. 4. 4. Платон. Дидим ссылается на Платона в толковании на книгу Бытия 714 и «О Троице» 715 . IV. 4. 1. 4. 5. Порфирий. Наибольший интерес представляет использование Дидимом текстов Порфирия из Тира, ученика Плотина. Автор обширного труда «против Христиан» написанного при Диоклетиане, он являлся одним из основных интеллектуальных противников раннего Христианства. 716 Так как его литература осталась только в спорных фрагментах, то все свидетельства Дидима о взглядах Порфирия достаточно важны. Порфирий цитируется в толковании на книгу Иова 717 , Псалмы 718 , где Дидим ведет полемику с Порфирием, осуждавшим непонятность евангельских притч 719 , толковании на Екклесиаст 720 и в труде «О Троице» 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010