Выдающийся государственный деятель и полководец, он начал свою военно–политическую деятельность в возрасте тринадцати лет. В 1066–1070 гг. княжил в Ростове, в 1070–1072, 1077–1078 гг. – в Смоленске, в 1072–1076 гг. – во Владимире-Волынском, в 1076–1077, 1078–1094 гг. – в Чернигове, в 1094–1113 гг. – в Переяславле, в 1113–1125 гг. – в Киеве. По его собственным подсчетам, совершил 83 больших военных похода по Руси, Европе и половецким степям. Первый самостоятельный поход состоялся в 1066 г., когда Владимир Мономах был отправлен отцом из Переяславля в Ростов «сквозе вятиче». В 1076 г. он возглавил русское войско, помогавшее полякам в войне против германского императора Генриха IV. С конца 70-х годов до начала 90-х годов совершил 12 успешных походов против половцев; в 1095 г. разбил отряды половецких ханов Итларя и Китана, в следующем году – отряд Тугоркана. В начале XII в. организовал серию общерусских походов в половецкие степи, отказавшись от тактики оборонительных боев; в результате ряда глубоких рейдов кочевники были разбиты и ушли из пограничных с Русью степей. Владимир Мономах сыграл большую роль в урегулировании межкняжеских отношений в первой четверти XII в., он был инициатором княжеских съездов 1097, 1100, 1103 гг., где призывал сохранять феодальную раздробленность государства («кождо да держит отчину свою»), но одновременно помнить об общерусском единстве и выполнять договорные обязательства по борьбе с половецкой опасностью и княжескими «которами». Владимир Мономах стремился смягчить социальные противоречия, в его Уставе, позднее включенном в Русскую Правду, была упорядочена система взимания процентов ростовщиками, регламентирована запись в холопство, облегчено положение закупов (должников), обеспечены права купечества. Владимир Мономах – один из первых мирских писателей Древней Руси, хорошо знакомый с русской и европейской литературными традициями. Он известен как автор Поучения, адресованного детям и «ин кто прочтет» и включенного в Лаврентьевскую летопись под 1096 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фюстель де Куланж Нюма Дени (Fustel de Coulanges, 1830–1889), французский антиковед – 142, 160 Хадидяса , жена Мухаммеда – 280 Хаймбах Густав Эрнст (Геймбах, Heimbach, 1810–1852), немецкий историк греко-римского права – 91 Хайхельхайм Фриц (Heichelheim, 1901–1968), немецкий антиковед, специалист по экономической истории древности; в 1930-е годы эмигрировал из Германии, жил вначале в Англии, затем в Канаде. – 70 Хаким, египетский халиф в 1009–1021 гг. (из династии Фатимидов) – 412, 413 Харун ар-Рашид, арабский халиф в 786–809 гг. (пятый халиф из династии Аббасидов) – 321, 367 Хаттон В. Н. (Hutton), английский византинист – 73 Хильдеберт II (Хилидебер, 570–595), король австразийских франков в 575–595, король Бургундии в 592–595 гг. – 242 Хиннеберг П. (Hinneberg), немецкий историк – 74, 76 Хлодвиг I (Хлодовех, 465 или 466 – 511), король салических франков в 481–511 гг. (из династии Меровингов), основатель державы франков – 170, 171 Хомяков Алексей Степанович (1804–1860), русский писатель и общественный деятель – 78 Хосров I Ануширван (Хосрой Нуширван, Аношарван), персидский шах в 531–579 гг. (из династии Сасанидов) – 201, 202, 309 Хосров II Парвиз (Хосрой Парвез), персидский шах в 591–628 гг. (из династии Сасанидов) – 271 Христофор (IX в.), патриарх Александрийский – 384 Христофор Митиленский (1-я пол. XI в.), византийский поэт – 480 Цахариэ фон Лингенталь Карл Эдуард (С. Е. Zachariae a Lingenthal, К. Е. Zacharia von Lingenthal, 1812–1894), немецкий византинист – 90, 327, 329, 330,332,333 Цезарь (Гай Юлий, 100–44 до н. э.), римский полководец и государственный деятель – 110, 256 Целестин I († 432), папа Римский в 422–432 гг. – 156 Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856), русский философ и писатель – 78 Шварц Эдуард (Schwartz, 1858–1940), немецкий филолог-классик, византинист и канонист – 98 Шестаков Сергей Петрович (1864–1940), византинист – 85, 361 Шёнебек X. фон (SchOnebeck), немецкий историк – 100 Шехтер С. (Schechter), американский исследователь – 424 Шлюмбержв Гюстав Леон (Schiumberger, 1844–1929), французский археолог и византинист – 66, 408

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Н. С. Федорук Появление баптистов в регионе было связано с переселением в Новгородскую губ. в 60-х гг. XIX в. латыш. крестьян, многие из которых были баптистами. В 1863 г. один из представителей движения «младолатышей», уроженец Курляндской губ. Кришьянис Валдемарс, купил свыше 500 десятин (546 га) пригодной для обработки земли в Пельгорской вол. Новгородского у., рядом со ст. Любань Николаевской железной дороги. В конце того же года он поместил объявление в газ. «Peterburgas Avizes» о продаже этой земли латыш. переселенцам небольшими участками по 15 р. за десятину. В течение 1864 г. большая часть этой земли была продана. В 1865 г. Валдемарс приобрел еще 2 имения - Дерева и Ульяново в 85 км от ст. Чудово Николаевской железной дороги (общая площадь - свыше 6118 га земли), к-рые также предназначались для продажи переселенцам. Гос-во поддерживало их и помогало Новгородской губ. управе оказывать им финансовую помощь в виде денежных ссуд. Первые поселения латышей-баптистов появились в поместье Дерева и селении Любень Крестецкого у. Затем по соседству с ними возникли Тигода, Смердынь, Древняя Грустина. Латыш. колонисты жили и на хуторах. Баптисты проживали также в городах и посадах губернии: Новгороде, Боровичах, Демянске, Крестцах, М. Вишере. Численность баптистов в Новгородской губ. стала учитываться с 70-х гг. XIX в., какое-то время она колебалась, но в целом имела тенденцию к увеличению: 107 чел.- в 1879 г., 388 - в 1885 г., 1213 - в 1893 г., 745 - в 1897 г., 749 - в 1903 г., 1527 чел.- в 1913 г. Первые баптист. церкви в Новгородской губ. были основаны латышами в 1869 г. в селении Любень и поместье Дерева в Крестецком у. Позднее с разрешения губ. правления были открыты баптист. латыш. общины: в 70-х гг. XIX в.- в дер. Коломовке, поселках Люболяды и Теремец Новгородского у., община «Никольские дачи» (позднее «Табор») также в Новгородском у. (1878); в 80-х гг. XIX в.- в пос. Пустой Луг, деревнях Дубровка и Кречно Новгородского у., пригороде Новгорода Кунино и в с. Лажины Крестецкого у.; в 90-х гг. XIX в.- в Новгороде, Ст. Руссе, дер. Б. Селища Новгородского у., пос. Бугры Крестецкого у.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Исследования, которые проводили в 1970–1973 и в начале 1980-х гг. в Центральном Черноземье экспедиции под руководством А.И.Демьянова выявили раскол ИПХ на несколько толков и общее затухание движения с середины 1960-х гг. В тоже время почти исчезли исторические группы – не удалось обнаружить иоаннитов и еноховцев, молчальников осталось 37 человек, а федоровцев немногим более 100. А.Демьянов смог опросить в начале 1970-х гг. 1209 «истинно-православных христиан» в Тамбовской (501 человек), Воронежской (488), Липецкой (127) и Рязанской (93) областях, которые якобы составляли 90% проживавших там ИПХ. Кроме того на территории Тульской, Орловской и Курской областей проводились рекогносцировочные исследования в 1–2 районах. Здесь был опрошен еще 151 человек. В результате исследователь пришел к выводу, что общая численность «истино-православных» в Центральном Черноземье составляла 1,5 тыс. и сократилась с конца 1950-х гг. на 40–50%. Правда они назывались представителями третьей крупнейшей религией в регионе. Если учесть, что в 1972 г. его население составляло 8 млн. человек, то вероятно ИПХ было все же больше, чем указывают советские авторы 757 . В начале 1980-х гг. А.Демьянову удалось выявить в Воронежской области только 262 «истинно-православных» и он посчитал, что за десятилетие их количество сократилось еще почти вдвое 758 . Материалы, собранные экспедициями, показали ослабление в среде ИПХ эсхатологических и антихристологических настроений, изменение отношения к советским законам. Полностью не признавало их только около 20%, более 70% исполняли одни законы (платили налоги и т.д.), отвергали другие, заявляя: «Мы признаем Советскую власть, но смотря в чем. Что не греховно и не противоречит нашим убеждениям – мы выполняем, а что греховно, нас никто не заставит делать». Свыше 60% трудоспособных ИПХ уже работало на государственных предприятиях, в совхозах и колхозах. Усилился процесс «обмирщения». Почти вся молодежь отказалась от обета безбрачия, исчезли запреты на обучение детей в школе, получение пособий и пенсий. Из 1209 обследованных в начале 1970-х гг. ИПХ 978 человек (81%) составляли женщины, в основном крестьянки. 23% проживало в городах, но коренных горожан из них было лишь 20 человек. Имелось и 150 монахинь. Доля молодежи от 18 до 30 лет за 1970-е гг. сократилась с 1,4% до 0,8%, количество людей старше 60 лет выросло с 52,4% до 76, 3% 759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди парадных портретов Д. Г. 1782 г., отличающихся виртуозным письмом и эффектной подачей модели, выделяются «Портрет гр. Урсулы Мнишек» (ГТГ), «Портрет певицы А. Д. Бернуцци» (ГТГ), «Портрет А. Д. Ланского» (ГРМ). Теплота и поэтичность характеризуют интимные изображения, подобные «Портрету М. А. Дьяковой» (1778, ГТГ) или глубоко психологическому «Портрету отца художника» (1779, ГТГ). Д. Г. создал галерею образов деятелей русской культуры: дважды писал своего близкого друга архитектора, поэта и музыканта Львова (кон. 70-х гг. XVIII в. (?), ГЛМ, и 1785, ГРМ), литератора А. В. Храповицкого (1781, ГРМ), поэта и писателя И. М. Долгорукова (1782, Музей русского искусства, Киев), поэта, баснописца и сатирика И. И. Дмитриева (90-е гг. XVIII в., ГТГ), издателя Н. И. Новикова (авторское повторение (?) 2-й пол. 90-х гг. XVIII в. находится в ГТГ). В авг. 1787 г. Д. Г. подал в совет академии прошение об отставке «по болезни». Был уволен на следующий день с минимальной пенсией. В 1807 г. по настоянию конференц-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Д. Г. был введен в члены совета академии. В нач. 90-х гг. XVIII в. исполнены парадные, виртуозного письма «Портрет вел. кн. Елены Павловны» (Музей русского искусства, Киев), «Портрет вел. кн. Александры Павловны на фоне Камероновой галереи», «Портрет вел. кн. Екатерины Павловны», «Портрет вел. кн. Марии Павловны» (все - Павловский дворец, Павловск). Слава Д. Г. как живописца начала угасать после Отечественной войны 1812 г.; в академических документах имя его не упоминается. Его смерть в художественной среде прошла незамеченной; могила на Смоленском кладбище в С.-Петербурге утеряна. Творчество Д. Г. оказало влияние на становление П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Г. И. Угрюмова. Ю. В. Иванова Лит.: Ровинский Д. А. Мат-лы для рус. иконографии. СПб., 1884. Т. 1; он же. Словарь граверов; Горленко В. П. Д. Г. Левицкий//РА. 1892. Кн. 3. С. 204-222; РБС. Т. 13. С. 148; Русская живопись в XVIII в. СПб., 1902. Т. 1: Д. Г. Левицкий, 1735-1822/Сост.: С. П. Дягилев; Попов П. М. Mamepiaлu до словника укр. rpabepib. К., 1926. С. 68-79; он же. То же: Додаток 1. К., 1927. С. 22; Wiecek A. Polscy artysci Wrocawia w wieku XVIII. Warsz., 1955. C. 39-40; idem. Sztycharz Grzegorz Lewicki i jego nieznane prace slaskie//Kwartalnik Opolski. Opole, 1959. N 20(4). S. 124-133; Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий: Жизнь и творчество: Дис. М., 1962; она же. Д. Г. Левицкий. М., 1964; Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1968. Т. 10. Кн. 1; Фоменко В. М. Гpuropiй Левицький i укр. гравюра. К., 1976; Молева Н. М. Левицкий. М., 1980; Валицкая А. П. Д. Г. Левицкий, 1735-1822. Л., 1985; Д. Г. Левицкий, 1735-1822: Кат. выст./ГРМ. Л., 1987; ГТГ: Кат. собр. Сер.: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в.; Фоменко Д. Miдhi rpabipybaльhi дошки укр. друкарень XVII-XIX ст. у фондах НБУВ: Кат. К., 2014. С. 183-186. Кат. 165, 166.

http://pravenc.ru/text/2463325.html

В 1371 г., после неудачного восстания против власти литовцев в пользу Москвы, к-рое было поддержано Киевским митр. св. Алексием и не названным по имени местным епископом (РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 136-138), Брянская земля в Великом княжестве Литовском вместо наместничества вновь была сделана княжеством (Гомей являлся его частью), к-рым в 70-х гг. XIV - 1-й четв. XVI в. преимущественно владели правосл. князья. Возможно, Гомей до нач. 90-х гг. XIV в. принадлежал племяннику Ольгерда кн. Федору Кориатовичу. В сер. XIV в. расположенные по соседству с Гомейской вол. земли (с городами Свислочь, Любошаны, Бобруйск, Кричев, Пропойск, Чичерск, Горволь, Речица, Мозырь, Бчичь) оказались в числе литов. великокняжеских владений. (В кон. XIV - нач. XV в. Гомель (Гомин), Пропойск (Пропошеск), Речица, Рогачёв, Стрешин, Чичерск и др. были названы в списках «всим градом рускым, далним и ближним» в числе киевских городов.) С 1358 г. они зависели от «ключей» виленского и трокского, а также от великокняжеской казны - «скарба». В кон. XIV в. здесь появились владения католич. Виленского капитула - 3 апр. 1399 г. его каноники от имени литов. вел. кн. Витовта получили жалованную грамоту на владение «вечно, непорушно» Березынской землей (на границе между друцкими и гомийскими землями, находилась ранее в держании у правосл. кн. Юрия Толочко) (АЗР. Т. 1. 15. С. 28). Такого рода пожалования производились и позднее. Между 1399 и 1401 гг. Ср. Посожье с согласия кор. Владислава (Ягайло) было отдано литов. вел. кн. Витовтом своему младшему брату католику Сигизмунду Кейстутовичу. В состав его владений вошли среди др. городов замки Гомей и Речица (Vitoldiana. N 7. S. 11-12). В 1432-1439 гг., после перехода Сигизмунда Кейстутовича на литов. великокняжеский стол, Гомей управлялся его наместниками, в 40-х гг. XV в. отдельные земли были даны представителям правосл. и католич. шляхты. В 1446-1447 гг. вел. кн. Казимир IV Ягеллончик пожаловал Брянск, Стародуб, Гомей и Мстиславль кн. Василию Ярославичу - стороннику Василия II Васильевича , бежавшему из Москвы от вел. кн. Димитрия Юрьевича Шемяки. Позднее эти земли, кроме Мстиславля, отошли вел. кн. Свидригайло, к-рый владел ими до смерти в 1452 г.

http://pravenc.ru/text/166101.html

В 1958 г. органами КГБ «был разоблачен» большеначальный спасовец старец Егор Полуянов, который с 1941 г. имел келью и моленную в подвале своего частного дома в дер. М. Ключево Сергачского р-на (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 25. Л. 1). В нач. 60-х гг. уполномоченный Совета по делам религ. культов впервые внес в отчеты одну из крупнейших в Горьковской обл. незарегистрированную общину спасова согласия (ок. 100 чел.), возглавлявшуюся Анной Угарковой и имевшую молитвенное помещение в частном доме на окраине г. Горького, в бывш. пос. Гвоздильщик (ныне микрорайон Красная Этна Ленинского р-на Н. Новгорода). Также крупная группа спасовцев была отмечена в г. Балахне. В нач. 80-х гг. XX в. сложилась община спасовцев-лупановцев, названных так по имени настоятеля - Лупана Антоновича Антонова (1901-1989). В 30-х гг. Антонов стал ездить в Деворрино, где скрывались монахини закрытой Чернухинской обители, к-рые обучили его основам богослужения. После Великой Отечественной войны вернувшийся в с. Пустынь Антонов возглавил общину некрещеных спасовцев. В 70-80-х гг. Антонов пришел к мнению о необходимости св. крещения и в нач. 80-х гг. окрестил свою общину в 3 погружения в одном из озер близ с. Пустынь, тем самым превратив членов своей общины в самокрестов. В наст. время эту общину возглавляет его дочь - наставница Ирина Кабанова. Группа последователей Антонова также существует в с. Фокине Воротынского р-на. Свои особенности имели группы спасовцев, названные по именам членов общины: «стешенькина вера» в Арзамасском р-не (с. Ковакса), «лукоянова вера» в Кстовском р-не (с. Безводное), «кузминишна вера» в Сергачском р-не (дер. М. Ключево) и др. Наиболее многочисленная община спасовцев к сер. 90-х гг. действовала в с. Безводном, второй по численности оставалась община в с. Ковакса. Также существует многочисленная группа спасовцев в Н. Новгороде, к-рые до 2016 г. собирались в Сормовской моленной (в связи с истечением срока аренды община утратила это здание), где 17 июля 2007 г. состоялся съезд большеначальных спасовцев 4 приходов; наиболее многочисленный из них располагался в с. Б. Туманово Арзамасского р-на. Помимо указанных общины спасовцев известны также в др. частях Н. о.: в Балахнинском, Богородском, Городецком, Ковернинском и Уренском районах, городских округах г. Бор и Семёновский. Подавляющее большинство общин спасова согласия Н. о. ныне относится к большеначальным спасовцам. Малоначальных спасовцев немного.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В начале 80-ых годов закончилась романом «Братья Карамазовы» и Пушкинскою речью литературная деятельность Ф.М. Достоевского, в то же время почти закончилась художественно-литературная деятельность Л.Н. Толстого, и интересы великого писателя земли русской склонились почти исключительно в сторону религиозных морально-философских вопросов 70 . Конец XIX века – 80-е и 90-е гг. – в литературном отношении, по интересующему нас вопросу, характеризуется особым содержанием и идеологией писателей этого времени – А.Чехова (80-е гг.) и М.Горького (90-е гг.). Чехов дал бесконечное количество маленьких, в 2–3 странички, юмористических рассказов, идейное содержание которых, однако, гораздо шире их внешних размеров. Как сатирик переживаемой эпохи, Чехов, примыкая в этом отношении к Гоголю, дает картину тусклой, унылой беспросветной и мелочной жизни, его люди чувствуют, что всем скучно и: горько; чувствуют, как ничтожна и плоска жизнь. Гоголь изобразил нам жизнь, главным образом, в поэме «Мертвые души»; рассказы Чехова дают нам картину нудной жизни живых мертвецов. Пред нами в произведениях Чехова развивается жизненная трагедия, и трагедия эта – в полном отсутствии всего трагического и возвышенного, бодрящего и светлого в реальной человеческой жизни; трагедия эта заключается не в том даже, что эти, именно, определенные типы не имеют высоких целей для жизни, но и еще более – в том, что этого высокого вообще не видно в жизни, что жизнь обратилась в какую-то «Мещанскую драму», при которой наиболее сознательные элементы переживают страх жизни и радость смерти. Но эта радость смерти – не в том тоне и строе, как у верующего человека, для которого печально, что «его пришельствие продолжися», и смерть – приобретение, а в смысле уничтожения бытия и панического бегства от жизни. Человек зарывается от жизни в свою раковину и приходит к необходимости строить жизнь по шаблону и не идти дальше шаблона, вне которого люди не знают, что им делать. Люди пьют, едят, спят, потом умирают... родятся другие, и тоже едят, пьют, спят, и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами... Зараженный картиной материального и духовного разорения, Чехов дал в 80-е гг., поэму огромной, но убогой жизни, которой нечем жить, некуда идти, когда у людей нет идейности, нет мужества. Жизнь подобна долгой осени, где в сырости и слякоти происходит своеобразное разложение прежних ценностей, созерцая которое, современный человек готов по-Гоголевски воскликнуть: «Скучно на этом свете, господа»!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

Де Гаспери принимал участие в формулировании принципов европ. интеграции, став одним из «отцов-основателей» Европейского союза. В 1949 г. И. вошла в число стран-учредителей Совета Европы, в 1951 г. стала одним из инициаторов соглашения о создании Европейского объединения угля и стали. В 1949 г. И. участвовала в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), с 1950 г. на итал. территории размещены военные штабы и контингенты НАТО. В 1954 г. И. вошла в Западноевропейский союз, в дек. 1955 г. была принята в ООН. В 1957 г. совместно с Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом И. подписала Римские соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евроатома (вступили в силу в 1958; И. стала депозитарием этих соглашений). Итал. дипломаты участвовали в оформлении структур и программ ЕЭС. И. была инициатором создания Европарламента. В 1950 г. в И. началась аграрная реформа, направленная на уничтожение латифундий. К кон. 50-х гг. гос-во выкупило у крупных землевладельцев излишки земли (ок. 1,5 млн га), к-рые на льготных условиях были переданы безземельным крестьянам. В рамках реформы создан гос. орган «Касса Юга» (Cassa del Mezzogiorno), финансировавший развитие промышленности и инфраструктуры на юге И. с целью преодоления экономической отсталости юж. регионов. Активно использовались механизмы гос. заказов и гос. кредитования, гос-во при помощи Ин-та промышленной реконструкции вмешивалось в экономические процессы, расширяло гос. сектор, создавало крупные гос. корпорации (нефтегазовая «ENI», строительная «INA Casa» и др.). Недовольство нек-рыми аспектами проводимых реформ (особенно уничтожением латифундий на юге И.) в условиях экономической и политической стабилизации сказалось на уменьшении популярности ИХДП. Чтобы обеспечить победу партии на выборах 1953 г., Де Гаспери добился принятия нового избирательного закона, по к-рому партия, получившая на выборах более 50% голосов, получала 2/3 мест в парламенте. Закон вызвал резкую критику, его сравнивали с фашистским «законом Ачербо» (1923). На выборах 7 июня 1953 г. ИХДП получила 40% голосов, ИКП - ок. 23 ИСП - ок. 13%. Де Гаспери не получил поддержки парламента и ушел в отставку. ИХДП удалось образовать новое правительство под рук. Дж. Пеллы, но в 50-х гг. XX в. противостояние парламентской оппозиции курсу ИХДП стало причиной частых правительственных кризисов. С уходом Де Гаспери закончился период «центризма» ИХДП, к-рая, не получая впосл. абсолютного парламентского большинства, должна была заключать альянсы с правыми или левыми партиями. Президентские выборы 1955 г. показали отсутствие единства внутри ИХДП. Правоцентристская коалиция партии добилась избрания новым президентом христ. демократа Дж. Гронки, против к-рого выступали левоцентристы ИХДП и либералы. Члены ИХДП до нач. 90-х гг. XX в. возглавляли более 50 правительств: А. Фанфани, А. Сеньи в 50-60-х гг., Дж. Андреотти, Ф. Коссига, А. Моро, А. Форлани и др. в 70-90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ [древнерус. Олгъ, Ольгъ] (ум.- после 2.09.911), кн. Киевский (кон. IX - 1-я четв. X в.). Первый из правителей Древнерусского гос-ва, чье имя засвидетельствовано в офиц. документе - тексте русско-визант. договора, заключенного 2 сент. 911 г. Имя князя является древнерусской адаптацией распространенного древнесканд. имени Helgi, соответствующего древнеисл. helgi (слабая форма прилагательного heilagr; в языческую эпоху - священный, сакральный). Источники сведений о жизни и деятельности О. Главный и практически единственный источник сведений о деятельности О.- древнерус. летописи, прежде всего «Повесть временных лет» (ПВЛ) и Новгородская I летопись младшего извода (НПЛ), к-рые существенно расходятся в определении статуса О., в изображении его деяний и в датировках связанных с его именем событий, включая дату его смерти. Главным различием является соотношение деятельности О. и кн. Игоря : в ПВЛ О. представлен родичем кн. Рюрика («от рода его суща» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22), опекуном малолетнего кн. Игоря и киевским князем, совершившим поход на К-поль. Согласно ПВЛ, после смерти О. в 912 г. к власти пришел кн. Игорь. В НПЛ О. изображен воеводой кн. Игоря, совершившего неудачный поход на К-поль, осуществившим 2-й поход уже сам. Сообщение о смерти О. помещено под 922 г. Эти и более частные различия породили множество интерпретаций сохранившихся текстов и большое количество реконструкций событий кон. IX - нач. Х в., к-рые основываются прежде всего на том, какому варианту (ПВЛ или НПЛ) отдается приоритет, при этом подавляющее число историков опираются на описание в ПВЛ. Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) Поход Киевского кн. Олега на Царьград. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. F.IV.151. Л. 1085 об.) По мнению А. А. Шахматова , НПЛ в целом отразила Начальный свод 90-х гг. XI в. и, соответственно, представляет более ранний текст, нежели ПВЛ ( Шахматов. 2001. С. 228-243; относительно точным считают отражение Начального свода в НПЛ А. А. Гиппиус (см.: Гиппиус. 2012. С. 47) и ряд др. исследователей). Однако при этом Шахматов считал, что повествования об О.- князе, а не воеводе присутствовали уже в реконструированном им Древнейшем летописном своде 30-х гг. XI в. в составе «Сказания о первых русских князьях» и потому ПВЛ в данном случае содержит более раннюю редакцию сказания об О., нежели НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2578285.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010