Чтобы подтвердить свое заблуждение, они ссылаются на пророка Иезекииля: Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет ( Иез.18:4 ). Однако если кто-нибудь изучит всю эту 18-ю главу, то удостоверится, каков смысл стиха 4. Он удостоверится в том, что душа (=человек, который согрешил,– здесь целое именуется по своей части) умрет. Смысл данной главы в том, что не умрет (=не осудится на смерть) ни сын за грехи отца, ни отец за грехи сына, но каждый умрет за свои собственные грехи 58 . Следовательно, речь идет о пересмотре ветхозаветного установления, которое за нарушение закона отцами предавало смертной казни их детей и детей их детей вплоть до третьего и четвертого поколения ( Исх.34:7 ) 59 . Насколько заблуждаются иеговисты и в этом отношении, становится ясно с первых же страниц Священного Писания. Только в лицо человека Бог вдыхает дыхание жизни ( Быт.2:7 ). Только человека Он творит по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). Бог есть дух ( Ин.4:24 ), и, следовательно, образ Божий относится не к материальной сущности, которой нет у Бога, но к Его духовному и бессмертному бытию. Еще Ветхий Завет говорит нам, что, когда умерли Авраам, Исмаил, Исаак, Аарон и Моисей, души их приложились к отцам их 60 . Пророк Илия молится о возвращении души умершего ребенка вдовы в Сарепте: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И стало так... ( 3Цар.17:21–22 ). Существуют и другие соответствующие свидетельства из Ветхого Завета, которые мы пропускаем ради краткости 61 . Наконец, в одном месте у Екклесиаста: Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? ( Еккл.3:21 ) – так же, как в предыдущем ( Еккл.3:18–20 ), имеется в виду взгляд материалистов той эпохи. Ответ же на такие взгляды дает сам Екклесиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Бессмертие души подтверждается и в Новом Завете. Моисей и Илия, хотя и покинули этот мир многие столетия назад, являются при Преображении Спасителя и собеседуют с Ним (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

(10) Буду хвалить Тебя между народами, о Господь, прославлять среди племен, (11) ибо велико – до небес – милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя. (12) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя! 58. (1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец. (2) Подлинно ли правду говорите вы, справедливо ли судите, сыны (3) Также и в сердце неправду вы творите на земле, оправдываете злодеяния рук (4) С самого рождения отступают злодеи, от утробы матери заблуждаются говорящие ложь. (5) Я у них – подобен яду змеи, [яду] глухого аспида, который затыкает ухо свое (6) и не слышит голоса заклинателей, даже самого искусного в заклинаниях. (7) Всесильный! Сокруши зубы во рту у них, клыки львов разбей, о Бог! (8) Растают они, словно вода, пройдут; когда напрягут они будут как переломленные. (9) Пропадут они, словно распускающаяся улитка, не увидят солнца, как выкидыш у женщины. (10) Прежде, чем терниями станут нежные колючки, словно [человек] здоровый в гневе, буря искоренит их. (11) Возрадуется праведник, когда увидит возмездие, стопы свои омоет в крови (12) И скажет человек: «Все-таки есть плод у праведника! Все-таки есть Всесильный, Судья на земле!». 59. (1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец, когда Шауль послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. (2) Избавь меня от врагов моих, Всесильный мой! От восстающих на меня защити меня! (3) Избавь меня от творящих неправду, спаси меня от людей кровожадных! (4) Ибо вот, устроили они засаду для души моей, собираются на меня сильные – не за преступление мое и не за проступок мой, о Бог. (5) Без вины [моей] сбегаются и готовятся. Воспрянь на помощь мне и смотри. (6) Ты, Бог, Всесильный [Бог] воинств, Всесильный [Бог] пробудись помянуть все народы, не щади никого из изменников, [совершающих] беззаконие, вовек! (7) Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг (8) Вот, голос подают пастями своими, в устах их мечи. «Ибо, – [думают они], – кто слышит?». (9) Но Ты, Бог, смеешься над ними, глумишься над всеми язычниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

10 Прославлю Тебя среди народов, Господи, воспою Тебя среди племен; 11 Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и выше облаков истина Твоя. 12 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле да воссияет слава Твоя! 1 260 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, 57. 2 261 Если воистину правду говорите вы, по правде и судите о себе, сыны человеческие! 3 Ибо задуманное в сердце беззаконие творите вы на земле, 4 Отступились от Бога грешники с самого рождения, заблудились еще от чрева матери, говорили ложь. 5 Ярость их подобна змеиной, как ярость аспида глухого и затыкающего уши свои, 6 Который не слышит звуков заклинаний, заклинаемый заклинателем премудрым. 7 Бог сокрушит зубы в устах у них, пасти львов сокрушит Господь. 8 Исчезнут они, как вода мимотекущая. Напрягать будет Он лук Свой, доколе не изнемогут они. 9 Растаяв, как воск, пропадут они; пало пламя на них, и они не увидели солнца. 10 Прежде чем разрастутся их грехи, как терновый куст, явит Он гнев Свой, и живыми ввергнет во ад. 11 262 Возвеселится праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника. 12 И скажет человек: «Воистину, есть награда праведнику, воистину, есть Бог, творящий суд ему на земле!» Слава: 1 263 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58. 2 264 Спаси меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня избавь меня! 3 Избавь меня от творящих беззаконие и от мужей, проливающих кровь, спаси меня! 4 Ибо хотят уловить душу мою, напали на меня сильные. Но не творил я, Господи, ни беззакония, ни греха. 5 Не совершая беззаконий, шел я путем правым. Восстань навстречу мне и воззри! 6 Ты, Господи Боже сил, Боже Израиля, благоволи посетить все народы! Да не помилуешь Ты беззаконных! 7 Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города. 8 Вот говорят они устами своими, и меч в устах у них: «Кто услышит нас?» 9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними, смиришь все народы. 10 С помощью Твоей сохраню силу мою, ибо Ты, Боже, Заступник мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11-12). Бог дал Ездре услышать «голос говорящий, и шум его, как шум вод многих» (3 Езд 6. 17; ср.: Откр 1. 15), а затем поведал ему о бедствиях людей перед последним судом: «...книги раскроются» (3 Езд 6. 20; ср.: Откр 20. 12), «засеянные поля внезапно явятся как незасеянные» (3 Езд 6. 22). Люди ужаснутся, услышав, как «вострубит труба с шумом» (3 Езд 6. 23; ср.: 1 Фес 4. 16; Откр 8-9), и всякий, кто после этого «останется в живых, сам спасется и увидит спасение Мое» (3 Езд 6. 25). Затем наступит новая эра бытия, «зло истребится» и «явится истина», а «сердце живущих» изменится (3 Езд 6. 26-28). Видение опять завершается призывом к Ездре поститься и молиться 7 дней, что является условием продолжения божественных откровений о будущем (3 Езд 6. 31). Речь, к-рую Ездра обращает к Богу после очередной седмицы поста, посвящена все той же проблеме - судьбе израильского народа. Ездра подробно вспоминает сотворение мира: явление света «из сокровищниц» Божиих (3 Езд 6. 40), разделение вод и утверждение тверди (3 Езд 6. 41), основание суши, появление плодов и «многоразличных приятностей для вкуса» (concupiscenmia gustus multiformis - 3 Езд 6. 44), создание для человека солнца и луны (3 Езд 6. 45), изведение из воды и возникновение на земле животных для прославления дивных дел Божиих (3 Езд 6. 48, 53). Самым значительным деянием Бога было сотворение Адама, которого Он «поставил властелином над всеми... тварями» (3 Езд 6. 54). Все мироздание предназначено для Адама, а через него - и для избранного народа. Ездра снова повторяет свой вопрос о бедствии Израиля и о благополучной судьбе нечестивых народов: «Мы... народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их». В этом случае, по мнению Ездры, дело сотворения мира теряет смысл: «Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия?» (3 Езд 6. 58-59). По окончании этой речи Ездра был удостоен 3-го видения, начавшегося с явления ангела (по-видимому, это был опять Уриил - 3 Езд 7.

http://pravenc.ru/text/189579.html

16. Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; Этот стих содержит одно из самых важных положений Евангелия от Иоанна: то, что раньше принадлежало лишь Сыну Божию, теперь может перейти к людям. И самый главный дар – это жизнь, которую Сын принёс в избытке: «Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели» (10:10). Поэтому пролог говорит о благодати, которая переполняет тех, кто её получил («благодать на благодать»). 17. Потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. Здесь мы встречаем ещё одну антитезу, которая проходит через всё евангельское повествование: Моисей, который получил закон (7:19), противопоставлен Иисусу Христу и истине, которую Он принёс. Если упоминание благодати содержится лишь в прологе, то истина – это Одна из ключевых тем четвёртого Евангелия. Иисус – Сама истина, Он полностью отожествляет себя с ней: «...Я – путь и истина и жизнь» (14:6), она известна лишь Ему одному (8:45). Мы вправе говорить о конфликте: закон вступает в противостояние с истиной и становится основанием для её отторжения. Иисус объясняет Пилату, что Его приход в мир связан с откровением и распространением истины: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (18:37), а первосвященники, добиваясь от Пилата согласия на распятие Иисуса, объявят, что их требование продиктовано законом: «Ответили ему иудеи: у нас есть закон, и по закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (19:7). Для них всё то, что он говорил о Себе, – явная ложь. Таким образом, борьба закона с истиной в конечном итоге послужила причиной осуждения Иисуса Христа на смерть. Содержание Евангелия от Иоанна отражено в словах, сказанных в заключение Прощальной беседы с учениками: «Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир и снова оставляю мир и иду к Отцу» (16:27). Итак, главная цель Евангелия – поведать о: • приходе Слова в мир 15 , • Его пребывании в мире 16 • и возвращении к Отцу 17 . Слово приносит в мир жизнь 18 . «Жизнь», или «жизнь вечная», – это жизнь Самого Бога, которая в полноте принадлежит Сыну 19 . В материальном мире жизнь человека зависит от света, воды и пищи, и это представление переносится на духовную реальность. Иисус говорит, что Он даст воду, пьющий которую не возжаждет (4:14), и хлеб, ядущий который не умрёт (6:58). Он свет, разгоняющий тьму (1:5), Пастырь, охраняющий овец (10:11), виноградная лоза, на которой ветви приносят свои плоды (15:1). Все эти самоопределения, которые Мы встретим в евангельских беседах, призваны подчеркнуть единую реальность: Сын Божий приносит жизнь людям 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

190 Язык их (богов Вавилонских) выстроган художником... и не могут говорить (Послан. Иерем. ст. 7. срав. ст. 58). Рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии ( Ис. 10:10 ). Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? (Иерем. 8:19). И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников ( Осии 13:2 ). Истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих ( Мих. 5:13 ). 192 Theophil ad Autolyc. lib. II; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 112; Basil Magn. contra Evnom. lib. V et de Spir. Sancto cap. 16; Cyrill. adversus Julian. lib. 1; Chrysost. homil. in Genes. VIII; Theodoret.,in Genes, quaest. 19; August. de Trinit. lib. 1, cap. 7 и друг. 193 Святой Иоанн Златоуст (in Psal. 50) замечает, что языческие идолы называются иногда в Писании богами – ο κατ τιμν, οτε χριτι προσηγορας, λλ δα τν πτν τν πλανηθντν κα οτως καλεσντν. Известно также, что в Писании имя богов приписывается иногда царям, правителям, судьям и священникам ( Исх. 22:28 ; Пс. 81и 6; 135:2 и др.). По отношению к этим-то богам Моисей и мог именовать Всевышнего Богом богов и Господом господей, а не по отношению только к богам или истуканам языческим. 196 Augustin. contra Faustum lib. X, с. 10; Lactant. Inatit. lib. I, c. 3; Orosius-presbyt. Histor. lib. VI, c. 1, pag. 986 in tom. 31. Patrolog. curs, compl. Святой Иустин называет это всеобщее предание и верование – καθολικ δξα, lib. de monarchia Dei, cap. 1. 198 Tertull. Apolog. с. 17; item de testimonio animae c. II et VI; а в русск. переводе . Карнеева, изд. в Спб. 1847 г. смотр, стр. 42, 194–197 и 203. Ту же мысль повторяют: Минуций Феликс : Audio vulgus, cum ad coelos manus tendunt, nihil aliud, quam Deus dicunt: et Dews magnus est, et Deus verus est, et si Deus dederit. Vulgi isti naturalis sermo est, an Christiani confitentis oratio? (Octav. cap. 18); Арнобий (ad gentes lib. II) и подробнее Лактанций (Divin. Instit. lib. II, c. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда он убегал от Саула в пещеру. 2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня; ибо на Тебя надеялась душа моя и на тень крыльев Твоих буду надеяться, пока не пройдет беззаконие. 3 Воззову к Богу вышнему, Богу, благотворящему мне. 4 Ибо Он ниспослал с небес и спас меня, предал поношению унижающих меня: послал Бог милость Свою и истину Свою 5 и избавил душу мою из среды молодых львов. Я лежал в смущении. Сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч. 6 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя! 7 Они приготовили сеть ногам моим и согнули душу мою: выкопали пред лицом моим яму, и упали в неё. 8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: воспою и пою во славе моей. 9 Возстань, слава моя, возстаньте, псалтирь и гусли! Возстану рано, 10 исповедаю Тебя, Господи, среди народов, воспою Тебе среди племен. 11 Ибо возвеличилась до небес милость Твоя и до облаков – истина Твоя. 12 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя! Псалом 57 1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. 2 Если вы истинно правду говорите, то по правде судите, сыны человеческие. 3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земле: неправду руки ваши сплетают. 4 Удалились грешники от ложесн, заблудились от чрева матери, говорили ложь. 5 Ярость их подобна змеиной, как у аспида глухого и затыкающего уши свои, 6 который не слушает голоса заклинателей, когда подвергаясь заклинанию, заклинается искусным. 7 Бог сокрушил зубы их в устах их: челюсти львов сокрушил Господь. 8 Уничтожатся, как вода мимотекущая: Он натянет лук Свой, доколе не изнемогут. 9 Как растаявший воск, они пропадут: пал огонь, и они не увидели солнца. 10 Прежде, нежели вырастут ваши тернии в терновник, Он как бы живых, как во гневе, поглотит их. 11 Возвеселится праведник, когда увидит отмщение: руки свои омоет в крови грешника. 12 И скажет человек: итак, есть плод для праведника, итак, есть Бог, творящий им суд на земле! Псалом 58 1 В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

1. Признаки будущего спасения или блаженства. Кроме всеспасающей веры, есть еще следующие дальнейшие признаки, по которым можно заключать о нашем будущем спасении. а) Внутреннее отвращение от всех тяжких грехов . Кто любит Бога, тот соблюдает Его заповеди, и за это получит награду от Бога на небе. Но грех заключает врата в небесный Иерусалим. И если человек уже согрешив, питает отвращение ко греху и это отвращение приводит его к покаянию, то он опять открывает для себя небеса. Все люди грешат, но злые творят грех с радостью и самоуслаждением, а добрые питают отвращение к греху. б) Любовь к Слову Божьему . Слово Божье могут слушать в церкви или поучаться ему из чтения назидательных книг. “ Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек ” (Иоан. 10:27–28). в) Любовь к молитве и Святым Таинствам . Молитва есть ключ к божественным сокровищам благодати. “ Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ” (Мф. 7:7). “ О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ” (Иоан. 16:23). Святое Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба. Чем тщательнее мы очищаемся, тем делаемся достойнее для неба. О Святом Таинстве причащения сказал Господь: “ ядущий хлеб сей жить будет вовек ” (Иоан. 6:58). Как покаяние очищает, так принятие Святого Причастия укрепляет нас. г) Принятие скорбей от руки Божьей . Христос предшествовал нам на пути креста. “ Господь, кого любит, того наказывает ” (Евр.12:6). “ Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ” (Деян. 14:22). Скорби служат к удержанию от греха, к испытанию и уврачеванию, и дают повод к прекраснейшим добродетелям. Вообще входит в небо тот, кто усиленно желает неба и в этом желании отвращается греха, находит радость в Слове Божьем, в молитве, в принятии Святых Тайн и даже в посылаемых ему свыше скорбях. 2. Признаки предстоящего осуждения. В ад идет и будет осужден тот, кто хочет ада или, по крайней мере, не хочет неба. Какие признаки этого?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2) Виды и действия любви к ближним: α) справедливость и снисходительность; β) согласие и миролюбие; γ) искренность и правдивость; δ) кротость и терпение; ε) милосердие и благотворительность; ς) любовь к врагам. α) Справедливость есть добродетель, воздающая каждому должное и соблюдающая долг свой без рассмотрения лиц не только в делах, касающихся богатства, но и чести и достоинств. Справедливость же христианская не только воздает добром за зло, но даже не позволяет и желать зла тому, кто причинил нам зло, по учению Апостола. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками ( Рим.12:17 ). О сей справедливости тот же Апостол говорит: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:7–8 ). Испов., III, отв. на вопр. 12. β) Блюжены миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими. 7-е Блаженство. Как должно исполнять сию заповедь? Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию; случившееся несогласие всевозможно прекращать, даже с уступкою нашего права, если только сие не противно долгу и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собою примирять, поколику имеем возможность, а когда не можем, молить Бога о их примирении. (Господь обещает миротворцам) то, что они нарекутся сынами Божиими. (Сие обещание) знаменует высокость подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию. пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божием, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойный сего имени степень блаженства. Катих. стр. 89. Сравн. Испов., II, отв. на вопр. 58. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. 6-е прош. Мол. Господней. (Долги наши) – грехи наши.... Потому что мы, как все получили от Бога, так и должны все отдать Богу, т.е. все покорить Его воле и закону; если не исполняем сего, то и остаемся должниками пред Его правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

341. 4 ответ святого Нифонта Цареградского в «Руководстве к духовной жизни» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. 342. Рим. 12. 2. 343. Слова преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 31. 344.  …каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1. 14). 345. Слово 4, гл. 6. 346. Рим. 8. 28. 347. Святой Исаак Сирский. Слова 46, 58, 61. 348. Слово 7, гл. 14. 349. Лк. 23. 39. 350. Деян. 3. 18. 351. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 352.  Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного (Пс. 9. 30). 353. О мнящих оправдаться делами, гл. 102. 354. Мф. 17. 24. 355.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к искушению, управь сердце твое и будь тверд… будь долготерпелив (Сир. 2. 1–4). 356.  Все, что ни приключится тебе, принимай охотно (Сир. 2. 4). 357.  …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 358. Sancti Macarii Aegiptii opera omnia, Liber de Übertäte mentis, caput XIII. 359.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 360. Liber de libertate mentis, cap. 14. 361. Liber de libertate mentis, cap. 31. 362. Ин.14. 6. 363. Homilia XV, cap. XII. 364. Liber de libertate mentis, cap. XV. 365.  …нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18). 366. Liber de libertate mentis, cap. XVI. 367. Liber de libertate mentis, cap. XVII. 368.  …дерево познания добра и зла (Быт. 2. 9). 369. Лк. 6. 37. 370.  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31). 371. Мф. 6. 372. Лк. 6. 37. 373.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 374.  С чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его (Пс. 17. 27). 375.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5. 11). 376. Еф. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010