За календарным «ядром» Лев 23 после присоединения к нему Лев 23. 37-38 следует позднее добавление Лев 23. 39-43 ( Hartley. 1992. P. 372-373; K ö rting. 1999. S. 99-101; Gr ü nwaldt. 1999. S. 77-78). Добавление состоит из 2 частей ( Staubli. 1996. S. 178-179). В 1-й (Лев 23. 39-41) сообщается о свежих зеленых ветвях (и, возможно, фруктах), при помощи к-рых выражали праздничное ликование; призыв веселиться в Лев 23. 40 близок к формулировкам в кн. Второзаконие, в частности к Втор 16. 14. Датировка этой практики затруднительна. Традиция использовать ветви во время совершения К. п. отражена в более поздних текстах: во Второй книге Маккавейской (II в. до Р. Х.), в Юбилеев Книге (II в. до Р. Х.) и у Иосифа Флавия , а в последующей евр. традиции - в Мишне (Мишна. Сукка. 4. 5; 3. 9). В 2 Макк 10. 6 ликование по случаю обновления Иерусалимского храма (см. ст. Ханукка ) сравнивается с торжествами при совершении К. п., при этом сообщается, что празднующие держали зеленые ветви и плоды: «И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, вспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, ветками с плодами (по переводу Н. В. Брагинской; в синодальном переводе - «с цветущими ветвями».- Авт.) и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое» (2 Макк 10. 6-7). Согласно Иосифу Флавию, у иудеев был обычай держать в руках в К. п. ветви финиковых пальм и лимонных деревьев ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13, 5). В книге Юбилеев сообщается о процессии вокруг жертвенника, совершаемой в К. п.: «На небесных скрижалях предписано касательно Израиля: пусть празднуют праздник Кущей в течение семи дней, с радостью, в седьмой месяц… Они должны праздновать этот праздник и жить в кущах и венчать свои головы венками и брать у ручья покрытую листьями ивовую ветвь. Так и Авраам брал ветви пальм и плоды хороших деревьев, и ходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника. Семь раз в день, утром, он восхвалял и благодарил Бога своего за все» (16. 29).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

пер. Слав. «воеводы» – военные начальники в отличие от «старейшин», как гражданских, или военные губернаторы, генерал-губернаторы от просто губернаторов. Вульг. magistratus – ниже, чем principes. – «Красивым юношам» – для большей близости сравнения, так как молодостью больше увлекается женщина; посему Вульгата удачно: juvenes cupidinis; в дальнейшем смысле: юношески бодрые и отважные. – «Всадникам», которые тем более импонировали израильтянам, что они никогда не имели хорошей конницы. – «Ездящим на конях» – плеоназм, или: всадники в собственном смысле в отличие напр. от ездоков на военных колесницах. Иез.23:7 .  и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни при­стращалась; «Оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась». Не только в случае с ассириянами, но и вообще политические союзы всегда влекли за собою увлечение чужеземными культами. Ассирийскому влиянию северное царство обязано было культом Кевана и Саккута ( Ам 5.26 ), как и вообще служением воинству небесному ( 4Цар 17.16 ). Иез.23:8 .  не пере­ставала блудить и с Египтянами, по­тому что они с нею спали в молодости ее и растлевали дев­с­т­вен­ные сосцы ее, и изливали на нее по­хоть свою. Золотые тельцы Иеровоама, культ которых упорно держался до падения северного царства, были египетского происхождения и тот факт, что Иеровоаму так легко было ввести и широко распространить их, показывает, насколько глубоко коренилась в народной душе склонность к египетскому идолослужению. Кроме того здесь имеются в виду союзы с египетскими фараонами, напр. Осии с Шу (Шабаком. 4Цар 17.4 ; ср. Ос 7.11, 12.1 ). Иез.23:9 .  За то Я и отдал ее в руки любо­вников ее, в руки сынов Ассура, к которым она при­страстилась. В том, что Израильское царство уничтожено именно Ассирией, которую так оно любило, сказалась как бы Божественная ирония (ср. Иез.6.11 ); «вместе с тем это показывает, какого мнения была Ассирия о Самарии» (Берт.). Иез.23:10 .  Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. И она сделалась по­зором между женщинами, когда совершили над нею казнь. «Они открыли наготу ее» – Иез.16.37 . Может быть имеется в виду, что Самария была разрушена до основания ( 4Цар 17 ). – «Взяли сыновей и дочерей ее» – жителей в плен. – «А ее убили мечом». Уничтожили царство. – «И она сделалась позором между женщинами», т. е. окрестными народами. Иез.23:11 .  Сестра ее, Оголива, видела это, и еще раз­вращен­нее была в любви своей, и блуже­ние ее пре­взошло блуже­ние сестры ее. Поведению Оголивы, изображение которого начинается с этого стиха, пророк отводит больше места (до 35 ст.), так как она ближе лежала к сердцу его, так что и судьба Оголы служит у него как будто только к тому, чтобы пролить более света на поведение Оголивы, показать, что она была хуже той, тогда как ужасная судьба той должна была бы предостеречь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату (Втор 22:1–4). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причём во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах (развьючь вместе с ним — ст. 5), чем помочь врагу в его отсутствие (ст. 4)”. Также закон закладывает моральные принципы, не позволяющие агрессию против правого и невинного, обещая Божий гнев: Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника (Исх 23:7). Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх 23:8). Интересное замечание, относящееся к этому периоду, сопоставимому по времени с появлением оригинала крылатого выражения Timeo danaos et dona ferentes ‘Боюсь данайцев и дары приносящих’ . Закон уже закладывает основы психологической борьбы с уловками противника и предупреждает о пагубном влиянии жажды наживы на принимаемые военно-политические решения. Пришельца не обижай и не притесняй его: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской (Исх 23:9). При этом у израильтян формируется принцип милостивого отношения к иноземцам и отсюда, возможно, — гуманное отношение к военнопленным, напоминающее некоторые пункты современной Женевской конвенции. Итак, общее направление еврейского законодательства в области военного права — это одна из первых попыток в истории создать документ, который позволял бы говорить о справедливости в таком сложном вопросе, как вопрос физического насилия над личностью. Не запрещая таковое в принципе из-за невозможности достижения полного мира в условиях земного существования человечества, Закон Божий дал первые основы, регулирующие необходимость применения силы, и показал, что война может быть как справедливой, так и нет. вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу тебе, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Гергесеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего (Исх 23:22–23).

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Иоанн 23 августа 2021, 16:48 Vlad23 августа 2021, 12:21 " Невоздержание с неабортивной контрацепцией подпадет ли под суждение Святителя? " Во времена Святителя любые манипуляции с целью " еже не рожати " подпадали под суровую церковную епитимию. р.Б.Серафима 23 августа 2021, 15:35 " Невоздержание с неабортивной контрацепцией подпадет ли под суждение Святителя? " Во времена Иоанна Златоуста еще не было полностью искорено язычество и вот что говорит об этом апостол «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы»(1 Кор. 7:12–13) Андрей Горбачев 23 августа 2021, 13:39 Священнику Вячеславу Перкову. О. Вячеслав, спасибо Вам за поддержку и ценные дополнения! Эти данные остались за рамками моего рассказа, поскольку я старался излагать историю близко к реальности. Затронутый вопрос можно разработать по нескольким направлениям - отношение к деторождению в ветхозаветное время, канонические правила с толкованиями, чинопоследование исповеди, святоотеческое учение о браке. Основательное исследование учения Церкви о браке и деторождении по этим направлениям не оставило бы камня на камне от гуманистических аргументов сторонников допустимости предохранения. Но такое исследование сейчас, к сожалению, " не в тренде " . Vlad 23 августа 2021, 12:21 р.б. Серафиме: " Иоанн Златоуст (там же, но далее): " μη αποστερειτε αλληλους " . Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. " - да тут все просто. Но со времени свт.Иоанна ситуация усложнилась. Невоздержание с неабортивной контрацепцией подпадет ли под суждение Святителя? Игорь 23 августа 2021, 10:55 Светлана Ю.22 августа 2021, 19:08 Игорь22 августа 2021, 13:56 " Главная цель- спасение,а не рождение большего количества детей. " А вы полагаете что можно спасаться сожительсвуя плотски в браке, и избегая " последствий " с помощью контрацепции?//Да. Если отказ от деторождения не из эгоистических побуждений. Так написано в ОСК РПЦ и одобрено Собором.

http://pravoslavie.ru/140900.html

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Главной темой Книги Захарии – так же как и предшествующей Книги Аггея (см. выше) – является значение (нового) Храма для обновленного Иерусалима, в свою очередь, представляющего собой центр райского творения и обретающих покой народов: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Яхве будет Царем над всею землею; в тот день будет Яхве един, и имя Его едино» ( Зах.14:8 слл.). Эта тема развивается в трех вариантах, отчетливо разграниченных посредством системы заглавий. Первая часть (главы 1–8) связывается, как и в Книге Аггея, воедино при помощи структурирующих заглавий (1:1; 1:7; 7:1: в датировках содержится ссылка на время правления персидского царя Дария I + формула передачи слов). Вторая (главы 9–11) и третья часть (главы 12–14) могут быть выделены в отдельные единицы текста благодаря заглавию «пророческое слово» в 9:1 и 12:1, с которого начинается также следующая Книга пророка Малахии (см. ниже) и, кроме того, отрывки в книгах пророков, посвященные теме (иноземных) народов (особо ср. Ис.13–23 ). Для обозначения трех частей 1–8, 9–11, 12–14 (каждая из которых имеет собственную историю создания) исследователи (по аналогии с Книгой Исаии) иногда используют обозначения Прото- (первый), Девтеро- (второй) и Трито- (третий) Захария. (1) Первая часть (главы 1–8) делится тремя заглавиями 1:1; 1:7; 7:1 на три неравных по длине отрезка 1:1–6; 1:7–6:15; 7:1–8:23. Два внешних отрезка связаны друг с другом посредством общей темы и ключевых слов. Они образуют рамку вокруг центрального отрывка, который, в свою очередь, построен концентрически (палиндромически). 1:1–6 Датировка: окт./нояб. 520г. Тема: «обратитесь ко мне, и Я обращусь к Пророчество + формула передачи слов вам» (1:3).Ключевые слова: отцы ваши, бывшие пророки, гнев Божий 1:7–6:15 Датировка: 15 февр. 519г. + Цикл видений формула передачи слов («ночные видения») 7:1–8:23 Датировка: 7 дек. 518г. + Тема: «так опять Я определил в эти дни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1. Пророчества о Мессии. Исаия первый из пророков со всей ясностью возвестил о Мессии-Спасителе как о Личности. Его приход предвосхищен в пророчестве о Младенце Еммануиле, чье имя означает «с нами Бог» (7. 14). Рождение истинного Помазанника Господня связано с последним Богоявлением. Во 2-м мессианском пророчестве потомок Давида назван «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (9. 6). В 3-м мессианском пророчестве, записанном, вероятно, в последние годы жизни пророка, исчезают почти все следы политического понимания Мессии (11. 1-9). Исаия в ряде мест показывает, что Царство Мессии восстановит гармонию не только между человеком и Богом, но и между человеком и природой. Наступит всеобщее примирение, «волк будет жить вместе с ягненком». Истинная вера, выйдя из Иерусалима, привлечет к себе «все народы», к-рые оставят вражду и перекуют мечи на орала (2. 1-4). Египет и Ассирия, к-рые тогда воплощали образ жестокого врага-идолопоклонника, будут не только поражены Богом, но и «исцелены». «...И Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (19. 19-23). Прор. Исаия. Покров Пресв. Богородицы. Икона. XVIII в. (КГОИАМЗ) Прор. Исаия. Покров Пресв. Богородицы. Икона. XVIII в. (КГОИАМЗ) В пророчествах Исаии с наибольшей по сравнению с др. ветхозаветными пророками полнотой дано откровение о Личности Избавителя. Мессия есть истинный Бог и действительный человек. По Божественной сущности Он Сын Божий, рожденный от Бога Отца (9. 6-8); по человеческой природе Он сын Человеческий, рожденный от Девы (  ) (7. 14). По человечеству Мессия происходит от корня Иессеева, из потомства Давида (11. 1). На Нем почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11. 2) ( Григорьев. 1902. С. 302). Первое мессианское пророчество (Ис 7. 14-15). Предсказание Исаии о рождении Еммануила (Ис 7. 14) обращено к иудейскому царю Ахазу и является знамением об избавлении Иерусалима от нашествия войск сирийско-израильской коалиции царей Рецина и Факея (7. 1). Хотя Ахаз отказался просить знамение от Бога, Господь дает иудейскому народу «знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (7. 14; ср.: Мф 1. 23). Мессианский смысл пророчества всегда отвергался иудейской экзегезой, поскольку иудеи относили его к царю Езекии, сыну Ахаза ( Iust. Martyr. Dial. 67). В христ. традиции пророчество Ис 7. 14 - свидетельство безмужнего рождения Господа Иисуса Христа (Мф 1. 23) ( Iust. Martyr. I Apol. 33; Idem. Dial. 66; Ioan. Chrysost. In Matth. 5).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Но в Боге нет никаких недостатков. В соответствии с этим, в Боге нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее». Но по отношению к людям, живущим и действующим во времени и пространстве, Бог ведает и рассматривает их прошлое как прошлое, их настоящее как настоящее и их будущее как будущее. г) Вездесущие (πανταχο παρουσα) – это Божие свойство, согласно которому беспредельный, бесконечный, безграничный, не-пространственный, необъятный Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте – непостижимым для человеческого ума образом. Охватывая и проникая всё, Бог никоим образом не может никем и ничем быть объемлем или проникнут. В одно и то же время Он во всем и превыше всего. Как беспространственный и необъятный Он безмерным величием Своего существа превыше всего, трансцендентен всему. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует во всем, имманентен всему, включая и само пространство, ибо Его не-присутствие в пространстве означало бы неполноту и не-абсолютность Его бытия. Как вездесущий Бог таинственным образом пребывает везде и всегда, причем Его не могут ограничить ни время, ни пространство, ибо при всем Своем вездесущии Он, тем не менее, всегда выше и вне всякого места и времени. Сам Бог, устами Своего святого пророка, так свидетельствует о Своем вездесущии: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где я не видел бы его? ...Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер.23:23–24 ; ср.: Иов.34:21 ; Прем.1:7 ; Сир.23:27, 17:16 ). Сильно ощущая Божие вездесущие своей преображенной молитвой душой, богоглаголивый Давид воспевает: «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ; ср.: Втор.4:39 ; Нав.2:11 ; Ам.9:2 ). Богомудрый Соломон, воздвигнув великолепный храм Богу, почувствовал, что Необъятный не может быть объят ничем, и так молился Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар.8:27 ; ср.: 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Деян.7:49 ). Своим преисполненным Божией благодатью сердцем живо ощущая Божие присутствие повсюду и во всем, апостол Павел говорит, что Бог «недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся, и существуем» ( Деян.17:27–28 ), и что Он «над всеми, и через всех, и во всех нас» ( π πντων, α δι πντων, α ν πσιν μν, Еф.4:6 ; Ср. Ин.4:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава 23 1–11. Воцарение Иоаса, 8-го царя иудейского. 12–15. Гибель Гофолии. 13–21. Первые шаги молодого царя и его религиозность и преданность теократии. 2Пар.23:1 .  Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен: Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри. При общем и нередко дословном сходстве рассказа в главе ( 2Пар.23 ) о произведенном первосвященником Иодаем политическом перевороте в Иудейском царстве с рассказом в главе ( 4Цар.11 ) об этом же событии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 513–515), рассказ 2 Паралипоменон имеет и некоторые особенности в содержании и особенно в изложении по сравнению с 4 Царств. Особенности эти касаются частью отличающей книги Паралипоменон преимущественной документальности, частью столь же характерной для этих книг точки зрения левитского священства. В первом отношении имеет значение то обстоятельство, что в ст. 1 названы по именам все участники заговора Иодая. Что касается хронологической даты события, то в принятом тексте LXX она обозначена 8-м годом царствования Гофолии ( ν τ τει τ γδω), но в кодексах XI, 19, 52, 55, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 158, 236, 243 у Гольмеса, в кодексах Александрийском, Альдиноском, Комплютенском, в Вульгате, славянском и русском текстах, согласно с еврейским текстом, назван 7-ой год. 2Пар.23:2 .  И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых, и пришли в Иерусалим. Здесь два новых, не отмеченных в 4 Царств, частных обстоятельства предпринятого по инициативе первосвященника Иодая, переворота. Первое: подготовительная агитация в пользу этого переворота со стороны поименованных в ст. 1 глав движение приняли левиты и священники, вместе с главами народных поколений 7 , прибывшие в Иерусалим для указанной им цели. Такое участие священников и левитов в политическом движении, организованном по инициативе первосвященника, вполне естественно и только случайно не упомянуто в 4 Царств. Приглашение всех упомянутых лиц в Иерусалим могло быть приурочено к какому-либо празднику, так что государственная тайна предприятия могла оставаться ненарушенной. В кодексе 240 у Кенникота к словам (ст. 2) «пришли в Иерусалим» прибавлено: «все общество» (kol qahal).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1.3. А как ты думаешь, кто окажется столь умелым, что сможет показать, что в самих ответах Валаама отражены «праведные действия Господни»? Ибо если поистине слово Божие было вложено «в уста Валаамовы» (ср. Чис.23:5 ), если сошел на него «Дух Божий» (ср. Чис.24:2 ) и «праведные действия Господни» явствуют из его ответов и отражены в них, то все сказанное им, несомненно, заслуживает того, чтобы принимать его не иначе, как слова пророческие и Божественные. И хотя в Писании трудно найти место, где было бы сказано: «Дух Божий сошел на пророка», мы все же читаем о том, что «было ему видение» или «было к нему слово Господне» или «слово Божье сошло на того-то и того-то» (ср. напр. 1Цар.3:1;15:10 ), и прочее подобное о пророках. Но сейчас я не припомню, чтобы читал о том, что «Дух Божий сошел» на кого-то из пророков, разве что приходит на ум написанное о Давиде: «И почивал» – или сиял – «Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16:13 ). Однако не сказано: «Дух Божий сошел на Давида». Я помню, что о Сауле написано: «Найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» ( 1Цар.10:6 ); и еще о нем сказано: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар.16:14 ); и еще: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» ( 1Цар.16:23 ). Я привел эти примеры, потому что написанное: «И сошел на него Дух Божий» может показаться обычным. 1.4. По этой причине и согласно тому, к чему мы пришли на основании обсуждаемого прежде, попытаемся теперь объяснить, каким образом Валаам отражает характер книжников, фарисеев и подобных им. Но прежде рассмотрим слова его пророчества, которые он говорил, когда, как написано, «произнес притчу свою» (ср. Чис.23:7 ). Сказано: «Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных» ( Чис.23:7 ). Месопотамией он называет землю, лежащую между рек вавилонских, о которой написано: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Так вот, если есть кто-нибудь между рек Вавилона, если кого-то наполняют потоки вожделения и окружает бурное течение роскоши, о таком говорят, что он не стоит, но сидит; и потому те, кто заключены там, сказали: ««При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136:1 ). Но они не могут даже плакать, пока не вспомнят прежде о Сионе, потому что при воспоминании о хорошем причины несчастий становятся плачевными. Ведь если кто-либо не вспомнит о Сионе, не воззрит на закон Божий и вершины Писания, то не начнет плакать о сотворенном им зле.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010