Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Мало нам, христианам, быть хорошими и порядочными, мало нам просто заниматься своей собственной внутренней жизнью, не обращая внимания на то, что творится вокруг нас, на то, что мир погибает, потому что апостол Павел говорит так: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте ( Еф. 5:11 ). И вот Иоанн Креститель подает нам такой пример, как должен христианин в этом мире жить, как он должен реагировать на неправду, на беззаконие, на то, что творится вокруг нас. Посмотрите, что происходит вокруг нас! Ведь мы, христиане, тоже несем большую ответственность за то, что зло так распространяется, что ложь торжествует, что беззаконие перешло всякие пределы. За все это и мы тоже несем ответственность. Мы должны знать, что наше мужество, наше стояние в нашей вере и любовь должны быть известны не только нам, не только внутри нашего христианского сообщества, но они должны выйти за пределы наших храмов, возвещены в этом мире, который ждет от нас, христиан, от Церкви, от наших священников, ясный и четкий голос правды Божьей. Аминь. В день памяти новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:35–39 ). Такие слова звучат в день памяти новомучеников и исповедников российских. Для нашей Церкви, пережившей период страшнейших гонений это, наверное, самый главный праздник, самое главное наше торжество. Я вспоминаю те годы, когда не только память новомучеников в Церкви не праздновалась, но когда многие священники боялись даже на Литургии поминать за упокоение имена пострадавших за веру. Всякое упоминание тех, кто отдал свои жизни за Христа, в советский период было чревато последствиями. Мало кто решался тогда как-то обнаружить свое отношение к этим людям. Но, с другой стороны, для каждого верующего человека все, связанное с новомучениками, было необыкновенно драгоценно. Великой святыней и великим богатством для христиан того времени считалось, например, иметь у себя дома маленькую картонную иконочку с изображением новомучеников и исповедников российских, напечатанную за рубежом и с большим трудом переправленную в Россию. Или, например, величайшим счастьем было хранить какую-нибудь случайную фотографию епископа, который сидел на Соловках, – а ведь наличие такой иконочки или такого снимка вполне могло сойти за антисоветскую пропаганду, с соответствующими для человека последствиями... Как же бережно хранилась и ценилась память мучеников за веру в те годы, когда официально они не почитались!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Христос гневно обличал фарисеев: Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное ( Мк. 7: 6–13 ). Господь показывает фарисеям, как они своим стремлением жить «в соответствии с инструкциями» подменили живую любовь: Хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или м,ать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу], то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили ( Мк. 7: 9–13 ). Что означает слово «корван», упомянутое Иисусом? Фарисеи считали: человек, принесший в Божий храм значительное материальное пожертвование, может уже не тратить деньги, например на то, чтобы нанять сиделку, ухаживающую за престарелыми родителями. Иными словами, сумму, которой ты оцениваешь свою любовь к родителям, свой уход за ними, ты должен пожертвовать на храм: «Вот, мол, я отдаю Богу то, чем могли бы пользоваться мои родители. И теперь, Господи, уже Ты обязан ухаживать за ними. Я свой долг выполнил, заплатив за это!» Следует особо отметить тот факт, что Господь обвиняет иудеев, живших в полном соответствии с ветхозаветным преданием, искренне полагавших, что они действуют благочестиво. Однако дело в том, что человеческими преданиями фарисеи лукаво подменили заповеди Божии, Его правду и любовь. Немало таких преданий ходит-бродит и по нашему «православному лукоморью». Разумеется, они должны быть авторитетно опровергнуты, и это принесет людям только пользу. У нас есть Священное Писание и Священное Предание. Только они являются источниками нашего вероучения, нашей жизни в Боге и в Церкви. Все остальное может иметь к ним прямое или косвенное отношение, а может и не иметь. Я могу начинать день, съедая натощак кусочек просфорки и запивая его крещенской водой, а могу и не делать этого. Это никак не характеризует мое отношение ко Христу и не определяет мой путь к Богу. Я могу зажигать лампаду от свечки, а могу и от спички. Она все равно будет гореть перед иконой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

А хорошо бы вспомнить Евангелие. Совсем неслучайно уже в начале Евангелия от Матфея мы встречаем рассказ о массовом убийстве безвинных и беззащитных младенцев: Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Мф. 2: 16–18 ). При этом мы видим, что Бог никак не препятствует злодеянию. Он не останавливает занесенные над детьми мечи и не поражает Ирода какой-то страшной, в меру злодеяний этого жестокого царя, смертью . Напротив, тот умирает в своей постели от обычных старческих недугов. Мы читаем в Новом Завете: у несчастной вдовицы скончался сын, и Христос его воскресил 9 11 ; дочь одного из начальников синагоги умерла, но, по счастью, Христос оказался рядом и поспешил на помощь... 10 Но ведь мы понимаем при этом, что все могло закончиться и по-другому: Господь не всегда являет нам Свою особую милость видимым, очевидным образом. Воззвать к Нему – не значит вызвать карету Скорой помощи, а потом нетерпеливо отсчитывать минуты до ее прибытия. Привыкая читать Священное Писание несколько отстраненно, человек не примеряет слово Божие напрямую к себе и своим близким, однако если что-то подобное описанным печальным и трагическим событиям вдруг случается с ним, то все его представления о вере, об особых отношениях с Богом сразу же превращаются в прах. Рушится уверенность человека в том, что вера в Господа, принадлежность истинной, православной вере дают ему «право» рассчитывать на то, что с ним все будет в порядке, что судьба его сложится благополучно и успешно. Но жизнь намного противоречивее и сложнее, чем рисуется нам в мечтах, и люди начинают искать этому какие-то объяснения и оправдания, забывая о том, что Христос и Его Церковь предлагают не комфортную и безбедную жизнь, а крест и следование за Христом, исполнение Евангелия своей жизнью, что и является путем к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Аминь. Все возможно верующему Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангелие ( Мк. 9:14–29 ) повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается с просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет... Отец всюду обращался за помощью, даже к апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: О, род неверный!Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Господь говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. А отец отвечает: Верую, Господи! Помоги моему неверию! После этих слов Господь исцеляет отрока. Вот такие слова Господь произносит: Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Также перед Своим вознесением Он говорит: Кто будет веровать, те именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:16–18 ). Вот такое свидетельство Господа о тех, кто может веровать. Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно?! Но евангельские слова – правда, они про нас и для нас написаны. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, говоря: «Ну если вы верующие, скажите этой горе, – пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся. Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никоим образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно... Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему. Про кого это? Про отца бесноватого отрока? Или про нас? Отец отрока говорит: Господи, верую, помоги моему неверию! Что стоит за этими словами?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Это значит, что Дух Святой – Третья Ипостась Святой Троицы, Истинный Бог – соделывает Телом Христовым принесенные хлеб, вино и каждого христианина, причащающегося этих Святых Даров. Причащаясь, мы сами становимся Телом Христовым, становимся Церковью . Вот в этом и состоит суть нашей веры в Церковь , в этом и состоят единство Церкви, ее апостольство и соборность. Поначалу Господь общается с учениками еще как с неживыми камнями, которые ничего не понимают и не чувствуют. Еще ли окаменено у вас сердце? ( Мк. 8:17 ) – горько спрашивает Он. Истинное оживание происходит тогда, когда Петр признает: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин. 6: 68–69 ). Эти слова апостол Петр произносит в тот момент, когда он умом своим совершенно не понимает слов Христа, когда он совершенно обескуражен действиями своего Учителя, в тот момент, когда он, может быть, даже не получил никакого ответа на свои насущные жизненные вопросы. Но вера в Бога не предполагает конкретного ответа на конкретно поставленный вопрос. Очень часто эти ответы, причем на самые острые и болезненные вопросы нашего бытия, ждут нас в конце нашего пути к Богу, а не в начале, как нам того хотелось бы. Именно поэтому, когда мы говорим, что верим в Бога, это не означает, что мы уже знаем Бога, но – что мы доверяем Ему. Вот и Петр сказал: «Господи! к кому нам идти ? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Итак, мы знаем: нам предстоит пройти страшным путем зерна. Что же Церковь предлагает в помощь? Самого Господа нашего Иисуса Христа. По-настоящему в Церкви нет никого другого, кроме Него и тех, кто последовал за Ним. Что видит человек, приходящий в церковь ? Множество разных, порой странных и малопонятных вещей и, может быть, в последнюю очередь Христа. Он участвует в Таинствах и многочисленных обрядах, видит людей, пришедших на этот пир, на это таинство веры. Кто-то из них пришел в брачной одежде 5 , кто-то – нет, но пришедших много. Они ставят свечи перед иконами, вокруг них ходят длиннобородые священники и кадят ладаном, хор исполняет возвышенные песнопения, потом верующие уходят из храма и... в их жизни, по сути, ничего не меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Евангелие описывает немало встреч с Господом. С Ним сталкиваются совершенно разные люди: и святые апостолы, и Иуда из Кариота, и понтийский Пилат, и несметное количество книжников и фарисеев. Встретиться с Господом – еще не значит принять Его сердцем, как, например, сделала это самаритянка, которую Церковь почитает как мученицу Фотину 22 . Встреча может оказаться и формальной, причем исключительно по нашей вине. Мы можем пройти мимо Христа, потому что Он нам окажется неинтересен. Самое же горькое то, что приходим мы в этот мир именно для этой Встречи. Никакого другого смысла рождения человека на земле не существует! Встреча с Господом вполне может оказаться и подспудной, прикровенной. Человек встречается со Христом и тогда, когда вопреки религиозной или национальной традиции вдруг по зову сердца поступает по-евангельски. Например, мы читаем: Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф. 10: 42 ). С другой стороны, Ирод мог за секунду радикально измениться, если бы не принял решения об отсечении главы Иоанна Крестителя. Совесть твердила ему об одном, но он уступил зову похоти и потом до конца своих дней мучился из-за этого и боялся, слушая рассказы о Христе, что это Иоанн восстал из мертвых ( Лк. 9: 7 ). Пилат тоже встретился с Господом, и что же произошло? Иисус открывает ему глубочайшие смыслы бытия, а тот, выслушав, как ни в чем не бывало вопрошает: Что есть истина? ( Ин. 18: 38 ) – и, умыв руки, разворачивается и уходит. Что и говорить, страшно следовать призыву Господню, куда проще сделать вид, что в душе нашей ничего не прозвучало. Мог бы остаться глухим к гласу Божию и Авраам, когда Господь повелел ему: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 2: 22 ). Вот только «глухота» Авраама обернулась бы тем, что не стал бы он одним из прообразов страданий Христовых, не произошла бы его встреча с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Вернемся к образу пшеницы и хлеба. Господь говорит апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22: 31–32 ). Мы уже говорили о пшеничном зернышке, чье существование совершенно бессмысленно до тех пор, пока оно пребывает в одиночестве, само по себе. «Сеять как пшеницу " -значит разбросать эти зерна так, чтобы птицы могли без труда склевать их по одному. Для того чтобы из зерна получился хлеб, их следует перемолоть, собрав воедино. Но и мука не превратится в благодатный хлеб до тех пор, пока ее не напитают водой, не заквасят и не замесят. Лишь после этого выпекается тот хлеб, который становится Евхаристией 4 , который превращается в Тело Христово. Это и есть, собственно говоря, образ Церкви, в которую возможно только веровать. В такую Церковь нельзя вступить, нельзя быть просто ее членом, в ней нельзя просто числиться, как в какой-нибудь партии. Этой Церковью можно только стать, потому что член Церкви – это член Тела, а не организации. В Церковь входят исключительно путем зерна: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ( Ин. 12: 24 ). Человек идет путем Христа, умершего и воскресшего. Наш путь в Церкви – тоже умирание и воскресение. В этой связи мне хотелось бы привести замечательное стихотворение Владислава Ходасевича: Путем зерна Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, – Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г. Мы говорим о вере в Церковь еще и потому, что, по слову преподобного Иустина Поповича (1894–1978), « Церковь – это Сам Господь наш Иисус Христос ». Господь – Богочеловек, и мы говорим о том, что Церковь – это богочеловеческий организм, глава которого – Христос. Но чтобы войти в этот богочеловеческий организм и приобщиться к нему, придется пройти путем зерна. Потому-то в Церкви и совершается Евхаристия, потому-то мы и причащаемся Христовых Таин, потому-то и священник, в центральный момент Евхаристии молящийся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино, произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на Святые Дары сея».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И вот в Евангелии мы видим, что такой человек, юноша, у которого, казалось бы, все так ясно и понятно, который знает, как жить правильно, вдруг задает Богу этот вопрос... Давайте подумаем сейчас хотя бы немного о том, как можно беседовать с Богом. как можно задавать Ему вопросы. как можно вдруг получать от Него ответы. Ведь с Господом разговаривать – это очень большая ответственность. Большая ответственность – молиться Ему. Не просто правило «вычитывать», произнося привычно знакомые слова, а по-настоящему обращаться к Богу с вопросом, со словом. Это и есть настоящая молитва. Мы не привыкли получать от Бога ответы на наши молитвы. Когда мы читаем утренние и вечерние правила, разве мы думаем о том, чтобы получить от Бога ответ? Разве мы надеемся, что Он ответит нам на наши утренние и вечерние молитвы? Нет, мы исполняем заведенное правило. А это очень важно человеку – слышать Бога. И вот этот евангельский юноша вдруг получает от Бога ответ – неожиданный ответ, не ободряющий и не утешающий его, не гарантирующий ничего, не говорящий как бы: «Как здорово, что ты все так хорошо делаешь, вот и славно, живи так дальше!» Господь говорит ему очень неприятные слова: «А теперь все это раздай, отрешись от этого, как от своего богатства, и иди за Мной». А что значит «иди за Мной»? Куда это – идти за Богом? Как это – идти за Богом? Что это значит? Ответ мы снова находим в Евангелии. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мк. 8:34–35 ). Вот что значит идти за Христом. Это значит – «идти туда не знаю куда». Это значит – пойти за Ним, не ожидая, что Он будет вести нас за ручку, как мама водила нас, маленьких, только начавших ходить. Путь за Господом не будет пролегать по широкой освященной дороге: скорее придется идти туда, где – не видно, куда идти. Придется сделать шаг в неизвестность, как однажды это сделал апостол Петр, когда, увидев Христа в буре, во мгле и мраке, сказал: Господи!Повели мне прейти к Тебе по воде! ( Мф. 14:28 ). Вот так надо идти!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Ад пожирает все, так же как раковая опухоль разъедает и уничтожает человеческую плоть. В противоположность этому в раю, в Царствии Небесном, все раздается, так же как Христос раздает Себя нам. Святое Причастие – это не просто образ, а Царствие Божие, действующее здесь, на земле. Слова Христа: Царство Божие внутри вас есть ( Лк. 17: 21 ) означают, что, раздавая себя, мы уже сейчас можем обрести Царствие Небесное. Господь показывает нам это, совершая в пустыне чудо насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами 23 . Община, которая так собирается на богослужение, так приобщается Телу и Крови Господним, так понимает слова Христовы: Все Мое Твое и Твое Мое ( Ин. 17: 10 ), не может жить, не отдавая себя другим. Человек должен нелицеприятно и трезвенно судить о себе, помнить, что он представляет собой на самом деле, и неустанно укорять себя. Его дела, совершаемые Христа ради, ни в коем случае не становятся для него индульгенцией. Настоящая община рождается только тогда, когда в центре ее оказывается Евхаристия, когда люди, приняв Господа как Крест и радость, как смерть и жизнь, сошествие во ад и Воскресение, готовы идти за Ним до конца, готовы полностью раздавать себя. Любовь являет себя через служение, через Евхаристию, потому что Евхаристия – это и есть явленная Любовь. Община складывается из прихожан, участвующих в литургии, и, конечно, священника, который собирает вокруг Чаши верующих. Именно он призван явить им радость раздающей себя Любви. Самое главное – наше общение со Христом, а значит, Причастие и общая молитва . Божественная Литургия и есть общинная жизнь. В этом случае община не уподобится кружку по интересам, а будет строиться по принципу: человек плюс Бог, Христос плюс человек. Такие общины должны появляться и множиться. Сама Церковь должна стать такой общиной. Сделай нас живыми людьми. О молитве домашней и церковной и почему «нехорошо быть человеку одному» Господь говорит: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 1920 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010