23 Wilson N. From Byzantium to Italy. P. 99. 24 Буланин Д. M. Переводы и послания. С. 128–190. 25 Camillscheg Е., Harlfinger D., Hunger Н. Repertorium der griechischen Kopisten 800–1600. 1 Teil. Handschriften aus Bibliotheken Grossbritaniens. Wien, 1981, 287; 2 Teil. Handschriften aus Bibliotheken Frenkreichs. Wien, 1989; 3. Teil. Handschriften aus Bibliotheken Roms mit dem Vatikan. Wien, 1997, 469; Harlfinger D. Codices Cremonenses Graeci. Eine Kurze Neusichtung anlSsslich des V Colloquio Internazionale di Paleografia greca. Cremona. 4–10 ottobre 1998. S. 1–14. 26 Филипп де Коммин. Мемуары. M., 1986. C. 303–304, 460 (коммент. Ю. П. Малинина); Сказкин С. Д. И тальянские войны. В кн.: Сказкин С. Д. И з истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. Материалы научного наследия. М., 1981. С. 159–161. 27 Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912. Кн. 1. 28 Brevia Romanorum Pontificum ad Poloniam spectantia. Collegit et edid- it H. D. Wojtyska, 1986. Ы. I. P. 35. 29 Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). М., 2001. Т. VI. Вып. 1. С. 291; там же. М„ 2000. Т. XII. С. 200. 30 Wilson N. From Byzantium to Italy. P. 100. 31 DenissoffE. Maxime le Grec. P. 92, 170–172. 32 См. выше, прим. 26. 33 Wilson N. From Byzantium to Italy. P. 127–128. Письмо было включено Альдом в одно из своих изданий (1502 года). 34 Буланин Д. М. П ереводы и послания. С. 17; Renouard A. Annales de rimprimerie des Aide, ou histoire des trois Manuce et de leurs Editions. 3 6d. Paris, 1834. P. 5–7. 35 Иконников В. С.  М аксим Грек. С. 283; Буланин Д. М. П ереводы и послания. С. 24–25; Нахов И. М. Т радиция аллегоризма и «Картина» Кебе- та Фиванского/Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 61–78; Кебес. Картина. СПб., 1888 (пер. А. Алексеева ). 36 Буланин Д. М. П ереводы и послания. С. 24. Прим. 54. 37 Иконников В. С.  М аксим Грек и его время. С. 111; Веселовский А. Н. С очинения. III, 345. 38 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 362–363. 39 Иконников В. С.  М аксим Грек. С. 113–114; Denissoff Е. Maxime 1е Grec. Р. 79; Забугин В. Н. Ю рий Помпоний Лэт. Исторические исследования. СПб., 1914. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

1. «Гомилии на книгу Левит» (In Leuiticum homiliae=In Lev.; CPG, N 1416; PG. 12. Col. 405-574; крит. издания: Origenes Werke. 1920. Bd. 6. S. 280-507; Homélies sur le Lévitique. 1981. 2 t. (SC; 286, 287)), сочинение сохранилось в лат. переводе Руфина Аквилейского (о рукописной традиции см.: Baehrens. 1916. S. 1-80). В перечне блж. Иеронима говорится об 11 гомилиях ( Hieron. Ep. 33. 4. 6), однако это число ошибочно, т. к. Руфин перевел на латынь 16 гомилий; о таком же числе гомилий свидетельствует Кассиодор (см.: Cassiod. De inst. div. lit. I 1. 9). Гомилии О. охватывают большую часть кн. Левит, однако имеются и серьезные лакуны (без объяснения оставлены главы 2-3, 9, 15, 17-19, 27 и некоторые др. части текста; список истолкованных О. перикоп см.: Bardenhewer. 1914. S. 126-127; Borret. 1981. P. 59-62). В греч. оригинале сохранился небольшой отрывок в составе «Филокалии» ( Orig. Philoc. 1. 30=In Lev. 5. 1); нек-рые отрывки присутствуют также в катене Прокопия Газского, однако в значительно переработанном виде (параллели указаны в аппарате критического издания). Основное содержание гомилий связано с рассмотрением ритуальных законоположений ВЗ. Поскольку их историческое объяснение с т. зр. О. не имеет существенного значения для христиан, букв. толкование здесь оказывается почти полностью вытеснено аллегорическим подходом. Предлагаемые О. «духовные» объяснения встраиваются в 2 основные образно-понятийные схемы: 1) христологическую, в рамках к-рой жертвы и священнические служения ВЗ рассматриваются как указания на Иисуса Христа, единственную спасительную Жертву и истинного Первосвященника (см., напр.: In Lev. 1. 4; 3. 5, 8; 5. 3; 7. 2; 9. 2; 12. 1); 2) антропологическую, внутри к-рой ветхозаветные служения связываются с иерархическим устройством христ. Церкви, а жертвы ВЗ соотносятся с тем многообразным почитанием и служением, к-рые христиане воздают Богу как внешне, в христ. Церкви, так и внутренне, в собственной духовной жизни (напр., см.: Ibid. 4. 3; 5. 12; 6. 5; подробнее о содержании см.: Omelie sul Levitico. 2003; также см.: Borret. 1981; Сидоров. 2007. С. 282-285).

http://pravenc.ru/text/2581523.html

342 Публикация перевода: Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981, сс. 217–220. 343 Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.,1983, с. 74. 344 Мудрый муж, я хочу сказать тебе»//Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981, сс. 235–241. И: Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.,1983, сс.79–87. 345 Честертон Г. К. Книга Иова.//Мир Библии. М., 1993, с. 35. 346 де Сент-Экзюпери А. Цитадель.//Согласие. 1993, с.132. 347 Льюис К. С. Пока мы лиц не обрели//Сочинения, т.2. Минск-Москва, 1998, с. 240. 348 Честертон Г. К. Книга Иова. с.33–35. 349 Книга Иова//Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973, с. 591. 350 свящ. А. Петровский . Комментарий//Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина . Т.4. Спб., 1907, С. 63. 351 Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991, с. 53. 352 Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.,-Иерусалим, 2000, С. 264. 353 Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова. М., 2000, с. 119. 354 Кетувим. Иерусалим. 1978, С. 144. 355 Biblia sau Sfinta Scriptura. Bucuresti, 1982. 356 Traduction oecumenique de la Bible. – Paris, Cerf, 1988. 357 Holy Bible. New International Version. 1978. 358 Рижский М. И. Книга Иова. С. 110. 359 Блаватская Е. П. Перевоплощение.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 408. 360 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с. 240. 361 св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 82. 362 Блаватская Е. П. Перевоплощение. с. 409. 363 Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. Спб., 1994, с. 233. 364 Благодарственные гимны 6,34//Тексты Кумрана. Спб., 1996, с. 203. 365 Благодарственные гимны 11,11–14//Тексты Кумрана. Спб., 1996, с. 212. 366 Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983, с. 161. 367 Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. Спб., 1994, с. 235. 368 Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Москва-Иерусалим, 2000, с. 17.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

 Кондаков Н. И. Иконография Богоматери. Т. I. СПб., 1914. С. 345. 34  Соколов И. И. Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины XV в. до настоящего времени. Пг., 1916. С. 34. 35   ПСРЛ. Т. VI. С. 198. 36  Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 65. 37   М а к а р и й, архиеп. История русской церкви. Т. IV. Кн. 1. СПб., 1866. С. 22—23. 38  Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2. 2-я половина тома. Вып. 1. М., 1917. С. 24. 39   Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. I. Париж, 1959. С. 305, 307. 40   Православный церковный  календарь на   1985 год. С.  2. 41  Насонов   А. Н. Монголы и Русь. М.; Л.,  1940. С.  109. 42  Муравьева    Л.   Л.   Летописание   Северо-Восточной   Руси конца XIII —начала XV века. М., 1983. С. 140. 43  Каштанов С. М. Богословская преамбула жалованных грамот//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 5. Л., 1973. С. 82. 44  Новгородская Первая летопись. М.; Л., 1950. С. 357. (далее—НПЛ). 45   Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. С. 75—81. 46  ПСРЛ. Т. XVIII. С. 95. 47  ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Стб. 57. 48  Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV —начала XVI в. Т. III. M., 1964. С. 340—345. 49  НПЛ. С. 363—364. 50  Там же. С. 353. 51  Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века.М., 1978. С. 84. 52  Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. С. 266—267. 53   Веселовский С. Б. Труды по источниковедению и истории России периода феодализма. М.,  1978. С. 277—278. 54  Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. Прилож. Стб. 41—52. 55  Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 366; Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского гос. историко-художественногомузея-заповедника. Вып. 2. Загорск,  1958. С.  14—18. 56  Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916. С. 78. 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

С сочинениями Филона Александрийского В. В. был знаком и, по мнению одних исследователей, относился к их автору отрицательно ( Dani é lou. 1967. P. 337), по мнению др.- нейтрально ( Runia. 1999. P. 255). Прямое упоминание об александрийском экзегете встречается у В. В. только один раз - при толковании слова «манна» (Ep. 190. 3; Kamesar. 1995). Вероятно, трактат Филона «О сотворении мира» (De opificio mundi) был одним из основных источников для написания «Шестоднева» ( Levie. 1912; Amand de Mendieta. 1985. P. 364-365), в к-ром В. В., как и Филон, склоняется к буквальному пониманию священного текста, широко используя научные и философские представления для его объяснения ( Runia. 1999. P. 252). У В. В. и Филона встречается целый ряд содержательных параллелей (Ibid. 253): воспитание и обучение Моисея ( Basil. Magn. Hex. 1. 1; Philo. De opif. 8; idem. De vita Mos. 1. 18); представление о небе (Hex. 3. 3; De opif. 36); понимание слов «день един» как образа вечности (Hex. 2. 8; De opif. 15, 35); сотворение птиц и рыб (Hex. 7. 1, 8. 2; De opif. 66); творение растений прежде солнца (Hex. 5. 1; De opif. 45; ср.: Giet. 1968. P. 50-51). Существует гипотеза, что при обращении в «Шестодневе» к иудею (Hex. 9. 6) святитель имеет в виду Филона ( Giet. 1968. P. 50, 514; Dani é lou. 1967. P. 336; Naldini. 1990. P. 401), однако Д. Руния считает, что это собирательный образ иудейского толкователя ( Runia. 1992). Из писателей поздней античности наибольшее влияние на святителя оказал Плутарх с его практическим психологизмом и нравоучительными установками ( Аверинцев. 1968. С. 46; Pruche//SC. N 17bis. P. 62; Деревицкий. 1885; Soury; Orphanos. 1976). Среди сочинений В. В. находятся 2 фрагмента, имеющие прямые параллели с «Эннеадами» Плотина ( Plot. Enn. V 1): 9-я гл. трактата «О Святом Духе» и приписывающийся В. В. отрывок «О духе», прибавленный к 4-й и 5-й книгам «Против Евномия», представляющий собой цитаты из сочинений Плотина. На основании анализа лексики и содержания 9-й гл. Спасский демонстрирует подробное знание В. В. сочинений Плотина ( Спасский. 1914. С. 526-533). Однако, как показывает исследование Дж. Риста, следует говорить только о знакомстве святителя с фрагментами: Enn. V 1, вероятно, VI 9, а также I 7 и II 9 ( Rist. 1981. P. 211; ср.: Henry. P. 159-166). Это знакомство было не прямым, но, возможно, через «Евангельское приуготовление» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Praep. Evang. XI), к-рому были известны Enn. V 1 и IV 7 ( Rist. 1981. P. 159-165), и через свт. Григория Нисского, у к-рого заметны идеи Плотина, напр. в De virg. 10-12 (Ibid. P. 216-218). Поскольку 9-я гл. «О Святом Духе» содержит аскетические и сотериологические интуиции, Рист констатирует, что вопрос о влиянии неоплатонизма на В. В. переносится из области богословия в область этики и аскетики (Ibid. P. 179, 220). Риторическая традиция

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Ист.: Муравьев. ЖСвРЦ. 1860. Т. 3. Нояб. С. 159-186 [метафрастическая ред.]; Сабинин. Жития. 1872. Т. 2. С. 105-125 [метафрастическая ред.]; Vita et mores beatique patris nostri Hilarionis Hiberi/Trad. P. Peeters//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 243-269 [кименная ред.]; Житие и деятельность святого и блаженного отца нашего Илариона Грузина//ПДГАЛ. 1967. Т. 1. С. 9-37 [кименная ред.]; То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 170-177; Феофил, иером. Житие и деятельность отца нашего Илариона Нового//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 9-37 [метафрастическая ред.]; Память святого отца нашего Илариона Грузина (19 нояб.)//ПДГАЛ. 1986. Т. 4. С. 356-357, 358 синаксарные ред.]; Цулая Г. В. Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 19982. С. 23-33 [синаксарная ред.], 56-71 [кименная афонская ред.], 72-103 [кименная пространная ред.], 104-133 [метафрастическая ред.]. Лит.: Peeters P. S. Hilarion d " Iberie//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 236-242; Лопарев Х. Греческие жития VIII и IX вв.//ВВ. 1914. Вып. 17. С. 56-63; Кекелидзе К. Отрывок из истории груз. агиографии// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 134-158; он же. Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи//Там же. 1961. Т. 7. С. 75; Киланава Б. К атрибуции груз. кименных редакций агиографической лит-ры//Моамбе (Вестник АН Груз. ССР). Тбилиси, 1973. 69(на груз. яз.); Долакидзе М. Песнопения на имя Илариона Грузина//Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971. Т. 2 (на груз. яз.); она же. Древние редакции «Жития Илариона Грузина». Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); она же. О новой работе, касающейся Жития Илариона Грузина [Рец. на: Мартин-Хизард Б. Путешествие в IX в. груз. монаха Илариона//Беди Картлиса. П., 1981]//Мравалтави (Многоглав): Историко-филологические разыскания. Тбилиси, 1983. Т. 10. С. 250-257 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Иларион Грузин//ПДГАЛ. 1976. Т. 4. С. 134-154; 261-262; Лолашвили И. О соотношении пространной и краткой редакции «Жития Илариона Грузина»//Вопр. древнегруз. лит-ры и руствелологии. Тбилиси, 1976. Т. 7-8. С. 24-38 (на груз. яз.); Martin-Hizard B. La pérégriation du mone géorgien Hilarion an IX siècle//Bedi Kartlisa. P., 1981. Vol. 39. P. 101-138.

http://pravenc.ru/text/389215.html

См.: Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святаго и об отношении их к Отцу. СПб., 1879, с. 42—135. В чем несомненно прав А. Орлов, это в том, что сотериология Оригена в значительной степени определяется его аскетикой, хотя не в меньшей (если не в большей) его аскетика детерминируется, в свою очередь, сотериологией. 100 Подробный анализ ее см.: CrouvglH. Origene, precurseur du monachisme//Theologie de la vie monastique. ßtudes sur la Tradition patristique. Aubier, 1961, p. 15—38; Idem. Otigen, p. 135—149. 101 См.: DaniebuJ. Origene. Paris, 1948, p. 289. 102 См.: Origene. Homelies sur S. Luc Ed. par Η . Crouzel, F. Fournier, P. Perichon//Sources chretiennes, N 87. Paris, 1962, p. 190. 103 См.: Origene. Homelies sur le Levitique, t П. Ed. par Μ . Borret//Sources chretiennes, N287, Paris, 1981, p. 180—182. 104 См.: Origene. Homelies sur la Genese. Ed. par L. Doutreleau//Sources chretiennes, N 7 bis. Paris, 1976, p. 60—64. 105 См. наблюдения на сей счет Г. У. Бальтазара в кн.: Origen. Spirit and Fire. A Thematic Anthology of His Writings by H. U. von Balthasar. Washington, 1984, p. 8—9. 106 См.: Origene. Homelies sur Josue. Ed. par A. Jaubert//Sources chretiennes, N 71. Päris, 1960, p. 314—350. 107 Лебедев А. Учение Оригена о духах//Вера и Разум, 1914, 5, с. 607—608. 108 Творения учителя Церкви Оригена. О молитве и Увещание к мученичеству, с. 132—137. Текст: ΩΡΙΓΕΝΗΣ . ΜΕΡΟΣ В "http:// ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣYΓΓΡΑΦΕΩΝ , τ . 10. ΑΘΗΝΑΙ , 1957, σ . 292—295. 109 См.: Origene. Commentaire sur l " Evangile selon Matthieu, 1.1. Ed. par R. Girod//Sources chretiennes, N 162. Paris, 1970, p. 294—298. 110 См.: Origene. Homelies sur S. Laic, p. 370—374. 111 См.: Origene. Homelies sur le Levitique, t II, p. 80—84. 112 См.: Origene. Homelies sur la Genese, p. 328—330. 113 См.: Orighie. Commentaire sur le Cantique des Cantiques, t. II. Ed. par L. Bresard, H. Crouzel, M. Borret//Sources chretiennes, N 376. Paris, 1992, p. 720—722. 114 См.: Bardy G. Origene, р. 205. ·· 115 Малеванский Г. Указ. соч., с. 322—323. 116 Origene. Homelies sur la Genese, p. 132—134. 117 Origene. Homelies sur le Levitique, 1.1//Sources chretiennes, N286. Paris, 1981, p. 86—88. 118 Вероятно, следует предполагать здесь прямое влияние Оригена на св. Мефодия, который был суровым критиком «оригенизма» в ряде других сущностных моментах понимания христианского вероучения. См. суждение: «Нравственное учение и экклезиология Оригена… оказали большое влияние на этические установки и на учение о Церкви автора «Пира десяти дев». Наконец, Мефодиева мистика, лежащая в основе его аскетических воззрений, во многих своих деталях напоминает мистику Оригена». Архиепископ Михаил (Чуб). Предание Церкви в богословии св. Мефодия//Богословские труды, сб. 14. М., 1975, с. 131.».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

413 Грин, Генри — литературный псевдоним Генри Винсента Йорка (род. в 1905 г.), английского прозаика, пользовавшегося известностью в конце 20–30–х гг. 415 Марджори Боуэн — см. комм. к стр. 24. «Надеюсь на лучшее» Опубликовано в «Литературной газете» 6 ноября 1985 г. «США опекали Дювалье» Интервью собственному корреспонденту «Известий» в Париже Ю. Коваленко; опубликовано в газете «Известия» 19 февраля 1986 г. «Быть очевидцем событий» Интервью корреспонденту газеты «Советская культура» Б. Юнанову. опубликовано 20 сентября 1986 г. под заголовком «Я приветствую мораторий». 422 Заявление М. С. Горбачева о продлении моратория… — сделано Генеральным секретарем ЦК КПСС 15 июля 1986 г. по истечении срока шестимесячного моратория на все ядерные взрывы, объявленные в СССР 15 января 1986 г. «Легче судить о других…» Интервью, которое вел С. Бэлза, опубликовано в «Литературной газете» 3 июня 1987 г. 423 «Знакомство с генералом» (1982) — публицистическая книга Грина, рассказывающая об истории его знакомства и дружбы с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом, погибшим в 1981 г. при загадочных обстоятельствах. Русский перевод вышел в свет в издательстве «Прогресс» в 1988 г. Пеги, Шарль (1873–1914) — французский поэт, эссеист, журналист, в чьем творчестве проявились христианско–социалистические мотивы. Погиб на фронте. 427 «Я обвиняю» — политический памфлет Грина о преступлениях французской мафии (1981). Русский перевод опубликован в журнале «Иностранная литература» (1983, 7). «Доктор Фишер» — имеется в виду роман Грина «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой» (1980), русский перевод опубликован в журнале «Иностранная литература» (1982, 6). О. Алякринский Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

5. M. Pellegrino. Letteratura greca cristiana. Roma, 1963 2 . 6. M. Pellegrino. Letteratura latina cristiana. Roma, 1973 4 . 7. M. Manitius. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Bd. 1. München, 1911 (Neudr. München, 1974). 8. W.Christ, W.Schmidt, O. Stählin. Geschichte der griechischen Literatur (für die Zeit von 100–530). München, 1921 (Neudr. München, 1961). 9. M. Schanz, C. Hosius. Geschichte der römischen Literatur. Teil 3–4. München, 1914–1922 (Neudr. München, 1959–1970). 10. H.-G. Beck. Kirche und theologische Literatur im Bysantinischen Reich. München, 1959. IV. Работы историко–философского характера 1. Fr. Ueberwegs. Grundriß der Geschichte der Philosophie. 2 Teil. Die Patristische und Scholastische Philosophie. 11 neubearb. Aufl., hrsg. von B. Geyer. Berlin, 1928. 2. E. Gilson. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. New York, 1955. 3. H. A. Wolfson. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge (Mass.), 1956. 4. H. Chadwick. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxford, 1966; 1985 2 . 5. E. Osborn. The Beginning of Christian Philosophy. Cam bridge, 1981. V. Справочно-библиографическая литература. Словари и энциклопедии 1. Dictionary o f Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines. Ed. by W. Smith and H. Wace. Vol. 1–4. London, 1877–1887 (Repr. New York, 1974). 2. Realenzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3 Aufl., hrsg. von A. Hauck. Bd. 1–24. Leipzig, 1896–1913. 3. Dictionnaire de théologie catholique. Ed. par A. Vacant, E. Mangenot, E. Amann. T. 1–15. Paris, 1903–1950. 4. The Catholic Encyclopedia. An International Work of Reference on the Constitution, Doctrine, Discipline and History of the Catholic Church. Vol. 1–15. New York, 1907–1914. 5. Reallexikon für Antike und Christentum. Sachwörterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der Antiken Welt. Hrsg. von T. Klauser, J. Waszink, L. Wenger u. a. Stuttgart, 1950–. 6. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Handbuch für Theologie und Religionswissenschaft. 3 neu bearb. Aufl., hrsg. von K. Galling, H. von. Campenhausen u. a. Bd. 1–6. Tübingen, 1957–1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Истрина , Μ.С. Грушевского, Μ.Н. Сперанского, В.Н. Перетца, И.П. Еремина, Μ.С. Возняка, Н.К. Гудзия, Д.С. Лихачева, А.С. Орлова, Н.Н. Водовозова и др. (из западных авторов: А. Стендер-Петерсена, Д. Чижевского, Дж. Феннела); из предшествующих авторов богословских тем время от времени касались только С.П. Шевырев, И.Я. Порфирьев , А.Н. Пыпин, О. Миллер, Н.С. Тихонравов, В.А. Келтуяла и некоторые другие. Следует также упомянуть обзор: Владимиров В.П. Древняя русская литература киевского периода, XI–XIII вв. Киев, 1900, который, к сожалению, лишен библиографического аппарата; см. также: Birnbaum Н. Essays in Early Slavic Civilization: Studien zur Frühkultur der Slaven. München, 1981 (среди прочего касается проблемы евреев в Киеве [см. rл.II, 11]); Medieval Russian Culture/Ed. H. Birnbaum, M.S. Flier. (California Slavic Studies. Vol. XII). Berkeley, 1984. 32 О положении дел в дореволюционной науке см.: Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. (ПДПИ. 148). СПб., 1902; кроме того: Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914 (перепеч.: The Hague, Paris, 1970); он же. Краткий очерк методологии истории русской литературы. Пг., 1922 (перепеч.: The Hague, Paris, 1969); Дмитриева Р.П. Проект серии монографических исследований-изданий памятников древнерусской литературы//ТОДРЛ. 1955. Т.Н. С.491–499; Лихачев Д.С. Изучение русской литературы X–XVII вв. за 50 лет//РЛ. 1967. С.88–101; он же. О планировании изучения древней русской литературы//Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970. С.5–12; Дмитриев Л.А., Лурье Я.С., Панченко А.Μ. Проблемы изучения древнерусской литературы//Культурное наследие (прим. 9). С.3–23; см. также подробные обзоры: Voznesenskij V. Die Methodologie der russischen Literaturforschung in den Jahren 1910–1925//ZSIPhil. 1927. Bd.4. S. 142–165; 1928. Bd.5. S. 175–199; Gudzij N. Die altrussische Literaturgeschichte in den Jahren 1914–1926//ZSlPhil. 1928. Bd.5. S. 153–175, 418–471; 1929. Bd.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010