«С 80-х годов позапрошлого века вплоть до начала Первой мировой войны, а затем в период между Первой и Второй мировыми войнами доля золота в международных резервах в целом по миру варьировала в диапазоне от 80 до 90 процентов (и даже несколько выше). В период действия золотодолларового стандарта (т. е. со второй половины 1940-х годов до середины 1970-х годов) доля золота в международных резервах (в целом по миру) постепенно понижалась с 70 до 40%. После замены золотодолларового стандарта на бумажно-долларовый снижение доли золота в международных резервах продолжилось. В нулевые годы эта доля в среднем по миру опустилась до 10 процентов. А вот после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. она потихоньку начала повышаться. В настоящее время, по оценкам эксперта, она достигла 17 процентов. За период 2010-2023 гг. стоимость мировых золотых резервов выросла на 66%, а валютные резервы увеличились лишь на 30%. По оценкам эксперта, в целом за период с 1880 по 2023 г. средний показатель доли золота в международных резервах составил 58%. Он прогнозирует, что доля золота в международных резервах будет расти и далее. Ну а пока 83% международных резервов приходится на разные валюты. Основная часть валютных резервов приходится на доллар США, причем большая часть вложений в доллар осуществлялась и продолжает осуществляться в виде покупки американских казначейских бумаг. Но интерес к долговым бумагам Казначейства США со стороны нерезидентов постепенно падает. На излете мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. была зафиксирована максимальная доля иностранных держателей американских казначейских бумаг – 35%, причем главными среди нерезидентов были зарубежные центральные банки, на которые приходилось почти 20% всего государственного рыночного долга США. По оценкам Яна Ньювенхейса, на середину нынешнего года картина выглядела уже следующим образом: доля иностранных держателей снизилась до 23 процентов, в том числе доля зарубежных центральных банков – до 12%. По мнению Яна Ньювенхейса, это лишнее доказательство того, что золото, которое на Ямайской конференции было изгнано из мира денег, сегодня в этот мир возвращается.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/zo...

Территория Г.- один из древнейших очагов формирования цивилизации в Анатолии. Во II тыс. до Р. Х. этот район стал важной частью Хеттской державы. Впосл. на востоке Г. находилась столица хеттов Хаттусас (совр. Богазкале). Г. под названием Тевфрания входила в состав Вел. Фригии ( Strabo. Geogr. II 5. 31), затем - Лидийского царства (VI в. до Р. Х.). Вместе с остальной М. Азией была завоевана Киром Великим и вошла в состав Персидской державы Ахеменидов. В 334-333 гг. до Р. Х. захвачена Александром Великим; в ходе войн диадохов переходила из рук в руки; с нач. III в. до Р. Х.- в составе гос-ва Селевкидов. Галаты, проникнув в М. Азию в 278 г. до Р. Х., сумели удержаться в степных районах центральной Анатолии (в радиусе ок. 150 км вокруг Анкиры). У галатов сохранялось клановое устройство, управление каждым из племен осуществляла местная клановая аристократия. Они считались воинственным народом и, хотя не имели дисциплинированной армии, высоко ценились в качестве наемников. После появления римлян в М. Азии, с нач. II в. до Р. Х., галаты первоначально поддерживали Селевкидскую державу, в 189 г. участвовали в битве при Магнесии на стороне Антиоха III Великого , но вскоре после его поражения были вынуждены признать авторитет Рима и стали его союзниками. После победы Помпея над Митридатом VI Евпатором (66 г. до Р. Х.) и окончательного завоевания М. Азии Римом земли внутри полуострова сохранили автономию и постепенно перешли под власть галатов (в то время как на побережье М. Азии римляне образовали 3 провинции: Понт, Вифинию и Киликию). В 40-х гг. I в. до Р. Х. при поддержке римлян земли Г. объединил под своей властью один из местных тетрархов - Дейотар, принявший титул царя галатов. В эпоху Августа галаты контролировали всю центральную Анатолию, часть побережья и сев.-вост. земли, входившие ранее в Понтийское царство. Ок. 25 г. до Р. Х., после гибели царя Аминты, владения галатов стали рим. провинцией со столицей в Анкире. Кроме собственно Г. в состав провинции вошло центральное степное плато Анатолии с вост. частью Фригии и Ликаонией, район Антиохии Писидийской и Аполлонии, нагорья Исаврии и Писидии. Позже (6 г. до Р. Х.- 64 г. по Р. Х.) были присоединены Пафлагония с севера и часть Понта с северо-востока. В 70-114 гг. Г. вместе с Каппадокией и М. Арменией составила «большую Галатию», объединенную провинцию в центральной и вост. Анатолии до верхнего течения р. Евфрат.

http://pravenc.ru/text/161507.html

Реклама : С.65. КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-87. Кинотеатр: Крепость Игоря Угольникова. На экраны вышел фильм о первых днях Великой Отечественной войны . Беседа с генеральным продюсером и автором идеи  нового художественного фильма «Брестская крепость» Игорем Угольниковым. Беседовала Алла Митрофанова . Фото Елены Меркуловой, Владимира Гайслера//Фома. - –декабрь 2010. – С.66-71. – (раздел « Культура », рубрика « Кинотеатр »). Имеются биографическая (« Игорь Угольников », С.68) и фильмографическая (« Брестская крепость », 2010, С.70) справки. Александр Шевченко . Из дневника художника . Выдержки из дневниковых записок  автора. Материал проиллюстрирован репродукциями живописных работ А. Шевченко 2006-2010 гг.: «Автопортрет»,  «На берегу», «Наша жизнь» и др.//Фома. - – декабрь 2010. – С.72-75. – (раздел « Культура »). Галерея: Дарья Рощеня . Религиозный реализм против художественного терроризма . Статья посвящена Александру Смирнову – известному  московскому скульптору, работы которого хранятся в частных и государственных музеях России и Европы, в том числе в Третьяковской галерее. Его памятник святителю Тихону установлен в Москве, в парке на Крымском Валу, а Андрею Рублеву – в Нижнем Новгороде. В качестве иллюстраций воспроизведено более десяти работ мастера//Фома. - – декабрь 2010. – С.76-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Обзоры: Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Татьяна Шипошина . Не так уж далеко. – М.: Мордвинцев, 2010. – 246 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – декабрь 2010. – С.82. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В небольшой  повести Татьяны Шапошиной  перед читателем проходит история жизни девочки Насти из семьи «врага народа». Потеряв родителей, она  и ее сестра-двойняшка остаются на попечении тети и ее мужа. Очень похожие, генетически близкие, девочки со временем в одной и той же жизненной ситуации делают разный выбор и приходят к разным жизненным финалам. Но персонажи повести не ходульные иллюстрации к моральным правилам, а живые, страдающие люди, живущие обычной, негероической советской жизнью с ее двойной моралью и бытовыми проблемами. Каждый день, решая вполне повседневные задачи, им приходится выбирать между жизнью «как все» и жизнью не по лжи, - и Истина начинает просвечивать сквозь будни и звать за собой.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Ещё один историк, подкрепивший своим научным авторитетом мнение об исторической достоверности Книги Деяний, – Колин Дж. Хемер (Heiner) – перечислил семнадцать причин, чтобы принять традиционную раннюю датировку, которая относит сбор материалов для этой книги и её создание ко времени жизни многих участников событий. Это служит серьёзным доводом в пользу исторической достоверности Книги Деяний и, косвенно, Евангелия от Луки (ср. Лк. 1:1–4 ; Деян. 1:1 ). 1) В Книге Деяний нет ни слова о падении Иерусалима в 70 г. по Р. Х.; с учётом содержания книги такое умолчание маловероятно, но только если само это событие уже произошло. 2) Нет ни единого намёка ни на начало Иудейской войны в 66 г. по Р. Х., ни на какое-либо коренное или эпизодическое ухудшение отношений между римлянами и иудеями, чем подразумевается, что книга была написана до того времени. 3) Нет и намёка на ухудшение отношений между христианами и Римом, произошедшее во время гонений при Нероне в конце 60-х гг. 4) Автор никак не выказывает своего знакомства с посланиями Павла. Если Книга Деяний была написана позже, почему же тогда Лука, проявляющий такую точность в несущественных деталях, не попытался дополнить своё повествование актуальными выдержками из этих посланий? Очевидно, что послания уже циркулировали среди верующих и должны были стать вполне доступными источниками. В этом вопросе есть место для неопределённости и некоторых сомнений, однако молчание Луки предполагает раннюю датировку. 5) Нет ни намёка на смерть Иакова от рук синедриона ок. 62 г. по Р. X., отмеченную Иосифом Флавием («Иудейские древности» 20.9.1.200). 6) Значение суда Галлиона из Деян. 18:14–17 можно видеть в том, что устанавливался прецедент для легализации христианского вероучения под эгидой веротерпимости к иудаизму. 7) Видное положение и влиятельность саддукеев в Книге Деяний соответствуют эпохе до 70 г., до краха их политического сотрудничества с Римом. 8) И наоборот, сравнительно сочувственное отношение к фарисеям в Книге Деяний (в отличие от написанного Лукой Евангелия) плохо соответствует периоду возрождения фарисейства после того, как книжники собрались в Иамнии ок. 90 г. по Р. X. В итоге этого события фарисеи возглавили новую фазу эскалации конфликта с христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В кон. 69 г. В. был признан сенатом, а летом 70 г. он прибыл в столицу, передав своему сыну Титу командование рим. армией в Иудее. В. прекратил гражданские войны и восстановил мир - Pax Romana, в честь чего воздвиг на новом Форуме храм мира. Его сын положил конец сопротивлению евреев, захватив Иерусалим в 70 г. (хотя крепость Масада держалась до 74), а его военачальник Цереал в том же году подавил восстание германско-кельт. племен во главе с Цивилисом. По единодушному мнению современников и потомков, В. был одним из лучших рим. императоров. Он спас гос-во от финансовой катастрофы, введя новые налоги и соблюдая режим строгой экономии, восстановил военную дисциплину и вел успешные войны в Британии, Германии и на Дунае. В. расширил социальную базу империи, распространяя в наиболее романизированных зап. провинциях права лат. и рим. гражданства и включив мн. представителей муниципальной знати Италии и зап. провинций в сенат и всадническое сословие. Тем самым была заложена основа для формирования новой имперской элиты. Во внутренней политике В. действовал, взяв за образец правление имп. Августа : оказывал почтение сенату и щедро тратил деньги на «общественное благо», помогая обедневшим сенаторам и жертвам стихийных бедствий, учредив гос. жалованье преподавателям риторики, прокладывая дороги и водопроводы, восстанавливая храмы и строя общественные здания (в т. ч. Колизей). Ист.: Гай Светоний Транквилл. Божественный Веспасиан// Он же. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1988; Тацит. История. I-V; Анналы. III, 55; Ios. Flav. De bell; Dio Cassius. Hist. Rom. 63-66. Лит.: Штаерман Е. М. Кризис 68-69 гг. и деятельность Веспасиана//ВДИ. 1951. 3 (37); Homo L. Vespasien, l " empereur du bon sens (69-79 ap. J. C.). P., 1949; Schalit A. Die Erhebung Vespasians nach Flavius Josepus, Talmud und Midrasch: Zur Geschichte einer messianischen Prophetie//ANRW. Tl. 2: Prinzipat. 1975. Bd. 2; Грант М. Римские императоры: Пер. с англ. М., 1998; Levick B. Vespasian. L., 1999 . А. Л. Смышляев Рубрики:

http://pravenc.ru/text/158224.html

Такова была смерть святого мученика Габриела, который, соответственно своему имени, причислился к сонму Гавриила. Подобно розе расцвел он телом в зимнее время, а душой приложился к чину ангелов. Память его да будет благословенна. И я, Акоп, слуга Бога и сего святого, видевший случившееся [с ним] и слышавший [его] ответы, во славу Божью написал [об этом]. И сие случилось в 1111 г. 17-го сентября, в среду. 793 Нам кажется правильным предположение Г. Алишана о том, что здесь речь идет о греческом уделе Армении (см.: Г. Алишан, Айапатум, ч. I, с. 26). 794 Фаддей – один из 70-ти учеников Христа, проповедовавший в Армении. В армянской житийной литературе сохранилось также «Сказание о мученической кончине св. апостола Фаддея в Армении». Имеется на русском языке в переводе Н. Эмина (см.: Н. Эмин. Переводы и статьи по духовной армянской литературе. М., 1897). 795 Хрюси – по-гречески «золото», по-армянски «воски». Согласно церковному преданию, отсюда произошло название «Воскяны». 796 Вотн-Цахко, то есть подножие Цахко, иначе Цахкотн – область в древней Армении, входившая в Айраратскую провинцию. 797 Аланская страна – простиралась от истоков реки Кубани на восток до среднего течения реки Терек. Аланы – предки современных осетин. 798 Арташес, или Трдат I, – царствовал с 66 г., в 72–75 гг. воевал с аланами. Я. Манандян считает, что после него на престол вступил Санатрук (75–110 гг.). (См.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II. Ереван, 1957, с. 12–14). 799 Г. Алишан предполагает, что здесь упомянут первый армянский поэт, которого Мовсес Хоренаци называет Вруйром. По другому списку мученичества (см.: Заря христианства армянского, т. I, с. 64). 802 В истории Армении было два царя Вагарша: Вагарш I (117–140/3) и Вагарш II (80-е годы II в – начало 90-х годов). Вагаршем I был основан г. Вагаршапат (см.: Я. Манандян. Критический обзор истории Армении, т. II, с. 33–34). Вагаршу II приписывается строительство Вагаршавана в Басене (там же с. 55). В тексте говорится о строительстве Вагаршакерта (Валашакерта), который находился в Багревандской области, но был известен еще с урартской эпохи под названием Anase (см.: С. Т. Еремян. Ашхарацуйц. Ереван, 1963, с. 81; на арм. яз.). Возможно, он был заново отстроен Вагаршем I, сыном Санатрука, но не исключено, что в мученичестве нашло отзвук строительство Вагаршавана или Вагаршапата.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

66 Фаресман – лаз по происхождению, был, вероятно, в то время комитом rei militaris. В 505 – 506 гг. он исполнял уже должность магистра милитум per Orientum. Внуки этого Фаресмана Руфин и Леонтий принимали участие в войне с вандалами. См.: В. V. II. 19,1; 20.10. 67 Годидискл и Весса принадлежали к тем семействам готов, которые остались во Фракии, в то время как Теодорих, будущий король остготов, прозванный Великим, двинулся в 488 г. по наущению императора Зинона в Италию, где и основал свое королевство. Годидискл известен лишь по этой войне, когда он, по всей видимости, имел чин трибуна. Между тем Весса стал впоследствии видным военачальником, сражавшимся, на многих фронтах. При этом известно, что он отличался не только военной доблестью, но и огромным корыстолюбием. См.: PLRE. II. Р. 515, 226 – 229. 68 Критикуя отсутствие единого главнокомандующего, Прокопий, по всей видимости, намекает и на подобного же рода слабость системы военной организации на Востоке и при Юстиниане. Такие намеки у историка достаточно часты. См.: Rubin В. Das Zeitalter Justinians. В., 1961. Bd. 1. S. 256. Точку зрения Прокопия о необходимости единого военного руководства разделяют Иешу Стилит и Иоанн Лид. См.: Josh. Styl. Ch. 55; Joan. Lyd. 111. 53. 69 Апион принадлежал к фамилии крупных египетских землевладельцев. См. о нем Чекалова А. А. Константинополь в VI в.: восстание Ника. М., 1968. С. 35 – 36. 70 Константина, основанная Севером или Каракаллой, имела название Антинополя. При Константине I была укреплена и переименована по имени этого императора. Арзамон (совр. Гарпам) расположен между Константиной и Дарой. Став здесь лагерем, Ареовинд намеревался угрожать Нисибису. Ипатий же и Патрикий расположились лагерем к северу от Амиды, примерно в 70 км от нее. Их целью было возвратить этот захваченный персами город. 71 По сообщению Иешу Стилита, Ареовинд, узнав о возможном походе против него Кавада, обратился за помощью к Патрикию и Ипатию, но те отказали ему, говоря, что заняты осадой Амиды. См.: Josh. Styl.Ch.55.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

В преклонных летах у кастратов обыкновенно замечаются большие животы и поступь их делается затруднительною, тяжелою. Потребность в пище у них уменьшается; пот становится кислым; моча их содержит менее мочевины и других продуктов метаморфоза азотистых веществ. Но вместе с тем, изменения телосложения этих искусственных уродов дают им некоторые побочные преимущества в санитарном отношении. Все те болезни, в которых плотность или напряженность волокон составляет способствующую причину болезни, встречаются у них реже; сюда напр., принадлежит: грыжа, ломота, каменная болезнь, плешивость головы и проч. Давно уже замечено, что кастраты почти никогда не подвергаются проказе (elephantiasis), лишайным сыпям. При их, по большей части, пассивном образе жизни, они редко страдают умопомешательством; даже бывали примеры (особенно у меланхоликов), что после самооскопления душевное расстройство проходило“ 919 . При всем этом скопцы отличаются значительною долговечностью, как это можно видеть из статистики скопчества по возрастам, сделанной г. Венюковым. Из этой таблицы, между прочим, видно, что в течении 66 лет (от 1805–1871 гг.) было открыто скопцов: от 65–70 л. 51 мужч. и 16 женщин; от 70–95 л. мужч. 109 и женщин 39; от 95–103 л.– мужч. 30, женщин 920 . Не менее важными последствиями сопровождается оскопление для лиц оскопленных в детстве и в духовной сфере. „Все, говорит Пеликан, что составляет принадлежность мужского характера, остается у них недоразвитым. В тот переходный период жизни человека, когда он из мальчика, предававшегося невинным развлечениям детского возраста, становится юношей и когда в нем пробуждается целый ряд новых ощущений, новый взгляд на жизнь, на свой долг и обязанности в отношении к обществу, – у нормального человека, в это время, вследствие развития половой деятельности, появляется влечение к другому полу: он сперва инстинктивно начинает испытывать потребность любви, вместе с тем у него возникают высокие стремления души к благородной деятельности, к совершению подвигов, чувство преданности к отечеству и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

1096 Балдвин – по-видимому, Балдуин II дю Бург (ок. 1075–1131); граф Эдесский, с 1118 г. – король Иерусалима. С переменным успехом вел непрерывные войны с мусульманами и весной 1124 г. оказался в плену у атабека Нур-ед-даула Балака, а затем в руках правителя Халеба Темирташа ибн Илгази. Подписав союзнический договор с Темирташем и поклявшись внести выкуп в 80 000 золотых и отдать в гарем одну из своих четырех дочерей, Балдуин был освобожден в конце лета 1124 г., но не выполнил ни одного из своих обетов, а тотчас же вновь выступил против турок (RohrichtR. Geschichte des Konigreichs Ierusalem. 1100–1291. Cap. VII–VIII. Innsbruck, 1898). 1097 Амурат, воевода срацинский – В списках I вида – турский. В «Театре» – Адмират-паша (Нур-ед-даул Балак?). 1099 ...молением... – В «Театре» – «ловкостью и хитростью». Но у Виниуса благородству одной стороны воздается великодушием другой. 1100 Игнатий – Жан Баттиста Чипелли (ок. 1473–1553), известный как Эгнацио из Венеции. Литературный и общественный деятель, друг Эразма Роттердамского; сотрудничая с Альдом Мануцием, редактировал и комментировал классических авторов, писал в разных жанрах в стихах и прозе и, в частности, составил трактат «О происхождении турок», но там этой истории нет – она рассказана у Фулгозио («Дела и слова, достойные упоминания», V. 2. «О Адмирате Турецком, родом из арабов»). 1104 ...человека два... – В текстах Саделера и Вондела (так же как у Эзопа, Бабрия, Авиана) путник один, но дважды изображенный на гравюре: в «Театре» – сначала кутающимся в плащ от ветра (слева графического поля) и затем – упарившимся под солнцем – справа, тогда как на гравюре «Сада» все предстает в зеркальном и поэтому логически обратном порядке. 1106 ...царем-братом... сыном кесаря Веспасиана. – Пояснения Виниуса; у Садлера и Вондела ни Веспасиан, ни родственные отношения императоров не упомянуты. Тит (39–81) – старший сын Веспасиана. Завершил покорение Иудеи: взял в 70 г. Иерусалим и разрушил храм. Император с 79 г. Доменьтиан – Домициан (51–96), младший брат Тита, император с 81 г. Свирепо расправлялся с политической и духовной оппозицией, преследовал христиан и требовал именовать себя «господином и богом». Истощил казну на игрища и сооружения во имя императорского величия, а также на подачки пресмыкающимся приближенный (см. 130). Веспасиан (9–79) – римский полководец, подавивший иудейское восстание 66–70 гг. Император с 69 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Исторический очерк В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно установить несколько периодов с определенным характером. Из них первый период, протекающий со времени Спасителя до Константина великого , можно назвать переходным, сохраняющий римско-иудейский, языческий характер. Около 41-го г. Агриппа первый производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66–70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, исполненных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решился устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась на святом месте». Но археология, имела уже много случаев убедиться, в том, что фразы историков о полном разрушении древних городов мало отвечают действительности, а более риторики. Пожары древних городов покрывали их территорию такой массой мусора, который закрывал нередко не только фундаменты древних зданий, подвалы и остатки стен, но даже нижние этажи, а – по обычаю древних – для построек фундаменты устраивались поверх развалин и куч мусора, их скрывавшего. В восточных городах, среди развалин, находят себе приют семьи бедуинов, и в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, устроилась бедная слободка, в среде которой христианская община руководилась, ради святости места, епископом. Однако сами римляне, во исполнение своих административных программ, на месте мятежного города устроили римскую колонию, и исполнителем этого римского принципа явился Адриан, воспретивший Иудеям, под страхом смертного наказания, даже приближение к этой колонии, получившей название Элии Капитолинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010