За 10 лет территория халифата увеличилась вдвое, а по населению - вчетверо; араб. гос-во вобрало в себя множество народов и культур, стоявших на более высоком, чем арабы, уровне развития. Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами, обладавшими всей полнотой военной и гражданской власти. Арабы охотно использовали отлаженные механизмы и управленческий персонал визант. и сасанидской адм. систем; делопроизводство в халифате до нач. VIII в. велось на местных языках. Завоеванные земли причислили к коллективной собственности мусульм. общины и обложили налогом (харадж). Иноверные подданные (см. Зиммии ) должны были платить подушную подать (см. Джизья ). Ставка налогообложения была ниже, чем в Византии и у Сасанидов. В раннем халифате сохранялась веротерпимость, христиане пользовались внутренней автономией, свободой отправления культа. Арабы одинаково относились ко всем христ. исповеданиям, поэтому гонимые в Византии монофизиты явно предпочитали мусульм. владычество визант. В нояб. 644 г. халиф Умар был убит рабом-персом. Группа ближайших сподвижников Мухаммада избрала новым халифом Усмана ибн Аффана (644-656). В его правление произошел последний всплеск масштабных араб. завоеваний. В Африке мусульмане совершили поход на Карфаген (648), вторглись в Нубию (651/52). Сир. наместник Муавия ибн Абу Суфьян доходил со своей армией до центральных областей М. Азии. В портах Сирии и Египта арабы строили военные корабли, совершали набеги на острова Вост. Средиземноморья и ок. 655 г. уничтожили визант. флот в морском сражении у побережья Ликии. В 1-й пол. 50-х гг. VII в. мусульмане покорили значительную часть Армении и Грузии, вторглись в Арран (Кавказскую Албанию), однако их попытка продвижения через Дербент в земли Хазарского каганата была отбита. Но в халифате назревал социальный кризис, накапливались противоречия между находившимся в Медине халифом и могущественными наместниками, между обогатившейся мусульм. аристократией и массой рядовых воинов, между арабами и новообращенными мусульманами неараб. происхождения. Власть халифа, за отсутствием развитого аппарата управления, держалась на личном авторитете, однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие из к-рых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульм. общины. Главными очагами брожения были новооснованные военные поселения арабов - Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте, где в основном проживала мединская элита. Летом 656 г. группы недовольных из этих городов прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении накопившихся злоупотреблений. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе к-рого мятежники взяли штурмом дом Усмана, а сам он был убит.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Для требоисправлений Коймарские христиане почти всегда приглашают священника своевременно, но и здесь как и во всём Тункинском крае, почти все избегают церковного благословения браков. Как в Гужирском, так и Коймарском станах число крещённых сравнительно с языческим населением велико (в Гужирском стане 2430 православных и 751 человек ламаитов, в Коймарском 2450 человек крещённых и 655 язычников), а поэтому можно надеяться, что при трудах миссионеров и при влиянии почётных новокрещёных инородцев жизнь христианская здесь постепенно укрепится. Правда и сюда проникают ламы и нередко смущают всех бурят нелепыми слухами и вестями из Монголии. «Монгольские выходцы ламы, пишет о. Чистохин, в минувшем году разносили слух во всём Тункинском крае, что в Монголии воскрес из мёртвых, умерший назад тому 280 лет, богатырь Амур-Санан, который в настоящее время воюет с Китайцами, с целью сделать царём Ургинского Богду (никогда не умирающий гыгэн в Урге). После победы над Китайцами Санан соединит Монгол и Бурят в одно царство, так как бурятам осталось быть под властию Русского Царя только 28 лет. При посещении улусов означенные ламы продавали легковерным волшебные иглы, которые в случае войны стоит только рассыпать, они превратятся в железных воинов и победа будет несомненна, так как воинов этих нельзя ни убить, ни ранить. По соединении бурят с монголами крестить уже никого не будут. Легковерных нашлось немало и «ламы целые тысячи игл продали в Коймарских улусах». Далее следует Жимыгытский стан, недалеко от дацана. Несмотря на то, что и здесь христиан гораздо более, чем язычников (1221 человек крещёных и 875 некрещёных), ламское влияние на прихожан даёт уже себя чувствовать. Ко благу миссии, район этого прихода невелик, пути сообщения здесь, за малыми исключениями, удобны, всё это даёт миссионеру возможность часто посещать новокрещёных, укреплять их в правилах христианской жизни и ограждать от лам. Труды миссионера священника Флоренсова не остались без успехов. Вот как он описывает религиозно-нравственное состояние своих пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Соглашаясь с Бруксом в этом вопросе, мы позволили себе высказать следующее соображение. – Возможно, что пребывание Фадалы в Эксаполе, отмеченное Феофаном два раза, под 667 и 668 годом, является раздвоением одного и того же события. В таком случае поездку Андрея к Муавии следует отнести к 667 году, поход Йазида в Халкидон к 668 году и отвоевание Амория к зиме 668–669 гг. Констант был убит, вероятно, в сентябре 668 года, и Константин справил свой консулат поздней осенью. Зимой в те времена не вели морских предприятий. К тому же вслед за воцарением Константина разыгрался бунт анатоликов, который отнесен Феофаном ко времени после возвращения Константина в столицу. Так как подавление претендентства Мизизия произошло через семь месяцев после убийства Константа, т. е. в апреле месяце 669 года, то дело обошлось, очевидно, без личного участия в нем Константина. 653 Убийство Константа в Сиракузах и подавление мятежа на Сицилии дали повод арабам сделать морской набег на этот остров и вторжение в Африку. О последнем сохранил свидетельство Феофан под первым годом правления Константина. По его словам, в этом набеге было уведено в плен 80 тысяч человек. 654 Обильные свидетельства арабских историков о военных успехах в Африке в это время сплетают целый клубок легенд вокруг имени вождя Укбы ибн Нафи, которому приписывается создание нового плацдарма в Кайруване в 670 году. Укба действовал в Африке до 675 года, когда он был отозван Муавией и вернулся назад только при его преемнике Йазиде в 682 году. 655 Что касается набега на Сицилию, то свидетельство об этом событии сохранено в Хронике пап. Арабы напали на Сиракузы. Население бежало в горы, оставив на произвол судьбы свой город. Арабам досталась огромная добыча и в том числе много бронзовых позолоченных статуй, увезенных Константом из Рима во время посещения в 663 году. 656 Свидетельства арабских историков подтверждают это сообщение. Статуи были доставлены Муавии из Александрии в Дамаск. Он препроводил их в Куфу и приказал отослать для продажи в далекую Индию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Раскрыть тайну «Ревизора» пытается Д.И.Чижевский: он предполагает, что Н.В.Гоголь был среди тех людей в России, кто верил в предсказание мистика и духовидца Г.Юнга-Штиллинга о близком пришествии антихриста и конце мира, который должен был наступить в 1847 году. В своих рассуждениях он ссылается на цитаты из первой, апокалиптической редакции повести «Портрет», где Гоголь словами героя произносит следующее: «...уже скоро, скоро приблизиться то время, когда искуситель рода человеческого, антихрист, народится в мир. Ужасно то, что время будет перед концом света» 86-87]. Владимир Глянц в книге «Гоголь и апокалипсис», ссылаясь на святоотеческие толкования и гипотезу Чижевского, рассматривает события в «Ревизоре» как аллегорию на канун Страшного Суда, а Хлестакова не столько как образ , сколько как центральную идею комедии, точнее - как эмблематическое изображение идеи антихриста - самого масштабного «самозванца финала человеческой истории» 5]. Тип Хлестакова - настоящее художественное открытие Гоголя: мнимый ревизор, лицо «фантасмагорическое», «лживы олицетворенный обман» 655], он олицетворяет не просто, человеческие пороки, а сам дух последних времён . Системы аналогий помогает увидеть параллели двух планов комедии: как в пьесе Хлестаков назначен «ревизором» в атмосфере абсолютной пошлости, так и антихрист «будет продуктом всего человечества, возрастёт, так казать, его грехами и преступлениями. «Из «пустейшего» Хлестакова собственным страхом чиновники (человечество) выдувают большого вельможу (антихриста)» 54]. В своём письме С.М.Аксакову от 16 мая 1844 года Н.В.Гоголь рассуждая о кознях «лукавого», о его влиянии на человека, пишет: «Он точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто на следствие. Пыль пустит всем, распечёт, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад - тут-то он и пойдёт храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмёт. Мы сами делаем из него великана; а в самом деле он черт знает что » 69]. 1.5 Мотив Страшного Суда в комедии «Ревизор»

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/20/...

С течением времени структурное подчинение штаб-квартире НРД может быть нивелировано или наоборот усилено в силу целого ряда внутренних и внешних факторов. Достаточно часто зарождающаяся организация или частная инициатива изначально держится лишь на личном интересе первых последователей. Последние могут даже не иметь официальных полномочий для создания филиала организации. Фактически будет создаваться новая организация в рамках интеллектуальной модели культовой инновации. При этом группа сама может желать воссоединиться с вдохновляющей их организацией. Упорно работая на достижение этой цели и показывая свою лояльность головному центру, группа по прошествии некоторого времени может получить официальное признание и соответствующее структурное подчинение штаб-квартире НРД. Так, изначально поддерживаемые лишь энтузиазмом отдельных людей, в Беларуси появляются в 1991 г. Трансцендентальная Медитация 654 , а в 1998 – Школа алмазного пути Карма Кагью 655 . В некоторых случаях приобретение структурной подчиненности может зависеть от благоприятной политической ситуации в стране. Ослабление коммунистической власти привело к возможности официального основания в 1989 г. Советского Фонда Рерихов 656 . Впоследствии в его состав вошли разрозненные по республикам СССР группы последователей учения семьи Рерихов. Так, например, Минский молодежный клуб друзей Индии имени Рериха 657 вошел в 1990 г. в состав Советского Фонда Рерихов как республиканский филиал с наименованием Белорусский Фонд Рерихов 658 . В ряде случаев одни НРД могут помогать другим НРД мигрировать в страну. При этом имеется в виду оказание простой помощи, например, в налаживании необходимых для успешного основания филиала знакомств и связей или в решении различных организационных вопросов. Так, Искусство Жизни проникает в Беларусь из Германии при помощи Академии Йоги 659 . Известны также примеры, когда НРД помогали мигрировать в Беларусь сектоподобные группы. Классическим примером такой миграции является основание в Беларуси в 1993 г. филиала Дианетики, в котором приняло активное участие объединение «Оптималист» 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Правительство Испании пока не планирует направлять Украине тяжелое вооружение, заявила министр обороны королевства Маргарита Роблес. Правящая в Германии коалиция (Социал-демократическая партия Германии, «зеленые» и Свободная демократическая партия) договорилась о поставках тяжелых вооружений Украине, сообщил эксперт фракции СвДП по вопросам обороны Маркус Фабер. Чеченские спецподразделения, принимающие участие в специальной операции РФ на Украине, начали работу по ликвидации наемнических групп в ЛНР. Федеральная полиция Германии с начала специальной военной операции России на Украине официально зарегистрировала в стране 339 655 украинских беженцев, однако их реальное число, скорее всего, значительно выше, сообщило МВД ФРГ. Православные верующие в Москве и Московской области собрали 65 тонн гуманитарной помощи для эвакуированных с Донбасса и пострадавших мирных жителей в зоне конфликта на Украине, сообщается на сайте Русской православной церкви. Свыше 2 тыс. детей-сирот прибыли на территорию России из Донецкой и Луганской народных республик и Украины, заявила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская. Вооруженные силы Украины выпустили 40 ракет из реактивной системы залпового огня «Град» по столице Донецкой Народной Республики Донецку, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Минпросвещения готовит международные соглашения, которые позволят передавать прибывших из ДНР, ЛНР и Украины детей-сирот в российские семьи. МВД Украины предлагает использовать британскую схему в отношении главы политического совета партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» Виктора Медведчука с быстрым судом и выбиванием показаний, написала в Telegram-kahaлe официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В частности, она процитировала заявления украинского ведомства, предложившего «провести максимально быстрый судебный процесс» над Медведчуком, «дать соответствующий срок ему, выбить показания и после этого обменять». «Ясно? Британская схема: провести быстрый суд, дать срок, а затем выбить показания. Работает безотказно», - отметила дипломат.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/os...

Думается, что представленные выводы вполне могут являться основой для дальнейшего продолжения исследований в намеченном направлении. Культура Испании эпохи Толедского королевства вовсе не ограничивается произведениями Исидора Севильского . Разумеется, в глазах не только современников, но и потомков он затмил своей неординарностью и величием всех земляков, живших и творивших в ту же эпоху. Однако это вовсе не означает, что среди них не было ярких и значимых интеллектуалов. В их ряду следует, прежде всего, назвать епископа Сарагосы Браулиона (631–651), подхватившего и развившего идеи своего учителя. Принято считать, что именно он был редактором кодификации королевских законов V-VII вв. – Книги приговоров короля Рецесвинта (известной также как Вестготская правда) и включил в текст первой книги отрывки из «Этимологий» об идеальном законе. Будучи любимым учеником Исидора, Браулион и сам выступал в качестве наставника. Его собственным учеником являлся аббат, а позднее – епископ Сарагосы Тайон (t после 655), на мировоззрение которого оказали большое влияние произведения не только Исидора, но и Григория Великого . Именно Тайон, лично скопировав, привез их из Рима в Испанию. В своих «Сентенциях» епископ Сарагосы рассуждал о понятии греха и преступления. Другой ученик Браулиона епископ Евгений Толедский (646–657) стал основателем толедской ветви школы Исидора, самым ярким представителем которой стал Юлиан Толедский (672–680) – последний правовед королевства. Он осуществил вторую редакцию «Испанского канонического свода», а кроме того, был автором ряда трактатов по праву и антииудейских постановлений Толедских соборов. В произведениях учеников и продолжателей Исидора отчетливо видна нарастающая тенденция к превращению категорий и понятий, ранее имевших чисто (или по преимуществу) юридический смысл, в богословские, которая проявлялась параллельно и синхронно процессу постепенного растворения самого права в более широкой морально-философской проблематике. Изучение этого важного направления интеллектуальной жизни первых столетий Средневековья в контексте истории всей исидоровой школы имеет несомненную научную актуальность. Однако, при всей своей значимости, такое исследование является делом будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Посему прошу извинить. Даю знать твоей святости, что в присланных из Александрии письмах 655 я нашел, что то, что сказано здесь им (автором писем, св. Кириллом) догматически, противно тому, что некогда было изложено им, но согласно с учением отцов. Я сильно возрадовался и восхвалил Господа Христа за эту перемену, которая произошла по настояниям (per admonitiones) твоей святости. Все же прочие части письма кажутся мне полными пустых рассуждений (valutionibus) и лживого многословия. Ибо, когда ему нужно было лишь одобрить выставленные нами шесть предложений 656 , – сколько бы они кратки ни были, – он, я не знаю ради чего, так чрезмерно распространяется и избегает краткого пути к миру: ведь мы составили это предложение затем, чтобы никто не уклонялся от него. Как и твоя святость знает, мы предложили 657 , что остаемся в вере, изложенной святыми и блаженными отцами в Никее, и при письме (Епиктету Коринфскому) святейшего и блаженного Афанасия 658 , поскольку оно точно раскрывает ее; те же догматы, которые недавно появились – чрез письма ли то, или чрез «главы»,– мы отвергаем, так как все они производят волнения, а эти (изложенные в «главах») в особенности были причиною раздора. Он ( Кирилл Александрийский ) требует от нас подписи низложения того мужа (Нестория), судьями которого мы не были 659 . Пусть знает твоя святость, что наша совесть будет мучить нас сильнее всякого палача, если мы сделаем то, чего – по нашему мнению – быть не должно. Посему и блаженный Павел говорит 660 ... Итак: твоей мудрости следует устроять все дело так, чтобы будущий мир был угоден всем, и этим да будет оказано повиновение прежде всего Христу, Богу всяческих. Письмо 236. (глава 70) Решившись – было молчать в настоящее время, я нашел это слишком вредным и опасным. Посему, прекративши молчание, я воскликну с пророком: устнам моим не возбраню ( Ncaл. XXXIX, 10 ). Но то, что мне кажется правильным и справедливым, я даю знать тем, которые находятся при твоей святости, и со всею готовностью выслушиваю от вашей святости советы относительно того, что они замышляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разве пребывание на месте в чем-нибудь помогло живущему на покое Даниилу? И поэтому я опечален, что действительно беззаконно и на соблазн [другим] старейший брат со своими спутниками остается на месте. А ты, настроенный божественно, хорошо доселе странствовал и продолжаешь. И Господь да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное 654 Свое ( Евр.13:21 ). Окажите по мере сил, письмом ли или лично, помощь братьям вашим, нехорошо живущим, как упомянутому, так и [всем] тамошним. Я говорю это, имея в виду Феону и плотника Феофила, ибо узнал, что один совершенно ослабел, а другой остается с сестрой. Последнему я уже написал, и [теперь] ради любви Божией потрудитесь сходить (287) к нему, вручить и прочесть ему письмо, которое и вложено в это ваше письмо 655 . И может быть, Бог, видя ваш труд, благоустроит их жизнь. А к Феоне я доселе не писал, опасаясь предательства с его стороны. Но прошу тебя, узнай и относительно него о степени его твердости или лично, или через письмо, прибавив: «Наш отец сильно-де печалится, слыша о тебе недобрые вести; напиши, а я бы мог переслать твое письмо к нему, и он ответит тебе». Может быть, таким образом обратится и напишет, или [по крайней мере] мы будем определенно знать о его отступлении. Да, чада мои, прошу, потрудитесь в этом деле. А Бог отца моего да прославит вас, как столпы и утверждения Своей Церкви, чтобы вы претерпели не только печаль изгнания, но и подвиги ради Него даже до крови. Молитесь о нашем смирении, чтобы нам получить совершенное спасение. Живущие со мною ваши братья с любовью вас приветствуют. Благодать [да будет] с вами. Аминь. 166. К чаду Феофилу 656 Брат Феофил, будь здоров. Что это я слышал о тебе, любезный мой сын? Ты был верным моим чадом, благочестивее многих своих братьев, с самого начала был добрым примером для всех плотников более, чем другие, горячим защитником благочестия и пламенным ревнителем Бога. Да и зачем распространяться? Ты должен был и по имени быть светом для живущих и солью (ср.: Мф.5:13–14 ) для утративших силу! А ты предпочел жить с сестрою мирянкой! Ты поселился в мирской деревне, шествуешь позорно вопреки евангельскому образу, нарушаешь Божественные законы, (288) ты пятнаешь похвальное наше братство! Тогда как многие из твоих братьев заключены по одному, другие биты и сосланы, иные ютятся, где придется, в пустынях, на горах, в тайных местах, и притом так, как, чтобы сказать короче, Благой Бог открыл каждому дверь [спасения], ты один живешь вопреки [воле] Бога, призвавшего и спасшего тебя! О, ужас для смиренной моей души! Какое презрение к суду Божию! Я не могу вынести, Господи мой, Господи, я не стерплю внутренней [боли]! Я говорю, сердце мое объято пламенем! Мой сын вместо света стал тьмою, вместо славы бесчестием, вместо похвалы порицанием, вместо пользы соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Неверующие смеются над учением о воскресении Иисуса Христа, но не то же ли рассказывается о Эре, сыне Армения, ко- —655— торый через двенадцать лет умер на костре и рассказывал о том, что видел в преисподней 3349 ; равным образом указывают и на рассказ Гераклита о бездыханной женщине; что удивительного в том, что Иисус, несмотря на свои чудесные деяния, признал в смерти нечто более великое, когда душа его отделилась от тела, и потом по собственному желанию опять возвратилась в тело к совершению назначенного ей дела. Таков метод полемики Оригена с Цельсом, и он имеет свою ценность и основное значение его состояло в том, чтобы своего противника, опиравшегося на античные предпосылки, поразить тем же почти орудием – параллелями, взятыми из древней греческой философии. Обращаясь к общей оценке Оригена , как христианского апологета и главным образом в отношении его к Цельсу, должно признать, что основная цель, поставленная им для своего полемического труда, на каждое возражение Цельса даёт соответственное ему опровержение в полноте или во всей цельности и совершенстве. И при этом Ориген в своей полемике с Цельсом не ограничивается опровержением только того, что высказано Цельсом в каждом отдельном тезисе, а напротив, часто пользуется им – этим тезисом – для того, чтобы развить по поводу его свой какой-либо новый и оригинальный на обсуждаемый вопрос взгляд. Вспомним напр. об основательных и интересных объяснениях истории Лота с дочерями (241), о способе соединения тел с душами (250), защиту крещения параллелями язычества (251) и целую теорию о двух законах: законе, происходящем от природы т. е. от Бога и не подлежащем нарушению, и законе гражданском, обязательном только для его граждан (377). Внимательный читатель Оригена легко подберёт конечно и сам ряд подобных примеров. Всё это достаточно свидетельствует о том, что апология Оригена не ставит своей исключительной целью полемику с Цельсом, но имела в виду доставить и общеполезные сведения, богатые оригинальностью содержания и богословской ценностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010