22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом. В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р. Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам. В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии - Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I , сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама. Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Уже в ассир. документах А. (Amedi, Amidi) упоминается как один из важнейших городов Ассирии; позднее входила в состав Ахеменидского и Селевкидского царств, затем принадлежала Риму (сохранилась цитадель IV в. до Р. Х. и часть стен, датируемых I в. до Р. Х.). Область А. с III в. по Р. Х. оспаривалась у Римской империи Сасанидским Ираном. В нач. IV в. город, ставший центром рим. пров. Месопотамия в составе Вост. префектуры , был укреплен, в нем находился военный гарнизон. В 359 г. шаханшах Шапур II осадил А. и через 2 месяца взял ее штурмом; жители были переселены в Хузестан (Юго-Зап. Иран). Позднее А. вновь отошла к Вост. Римской империи (Византии). Вторично иранцы овладели городом в 502 г. при шаханшахе Каваде, но имп. Анастасий выкупил его за тысячу фунтов золота. В 640 г. город сдался арабам. В ср. века А. была центром обл. Дияр Бакр (дословно - местопребывание [рода] Бакр, араб. племени, расселившегося там в VII в.), к-рая охватывала земли по обоим берегам Тигра от истока до поворота русла на юго-восток, с городами Майафарикин, Хисн-Кайфа, Арзан. В эпоху араб. владычества А. с округом входила в пров. Джезира, иногда выделяясь в особую адм. единицу, полунезависимую от аббасидских халифов. С сер. Х в. город входил в состав эмирата Хамданидов, с кон. Х в. попал под власть курдской династии Мерванидов. Оказавшись на византийско-мусульм. границе и подвергаясь сильной угрозе с запада, правитель А. ок. 1000 г. пошел на признание вассальной зависимости от имп. Василия II , получив от него титул магистра и дуки Востока. Во 2-й пол. XI в. княжество Дияр Бакр попало в орбиту влияния Сельджукидов, началось проникновение на эту территорию туркмен. племен. В последующие столетия А. находилась под властью Артукидов (XII в.), Иконийского султаната (с 1241), монголов, была столицей тюрк. племенного союза Кара-Коюнлу (XV в.), входила в состав Сефевидского Ирана (с 1507). В 1515 г. А. была захвачена турками-османами; от них город получил имя Кара-Амид - Чёрная Амида (за цвет базальтовых стен), а также Диярбакыр (Диарбекир). Церковная история

http://pravenc.ru/text/114460.html

Османские власти переводили собственность племен в казенный фонд и передавали ее шейхам племен. Выборную должность шейха они стремились превратить в наследственную. Ислам. институты обеспечивались вакуфной собственностью, объем которой достигал к кон. XVIII в. 20% обрабатываемых площадей в Багдадском, 15% - в Басрийском и 15% - в Мосульском вилайетах. Для управления немусульм. населением империи был введен институт миллетов, к-рый по сути являлся тем же, что представляла собой араб. система т. н. зимми. Главы религ. общин принимали на себя и часть обязанностей светских правителей и становились связующим звеном между общиной и светской властью. Особые отношения сложились у христиан с эмирами Курдистана. С течением времени ассирийцы-атурайя (атурайе) переняли у курдов клановый уклад жизни. Большая часть христиан входила в состав 6 племен: джилу, тхума, диз, баз, верхнее и нижнее тйари. Во главе племени стоял малек, к-рый выбирался пожизненно с согласия католикоса. Ассирийцы, жившие в неприступных горах, т. е. практически независимые, впосл. назовут себя аширатты (свободные), а те, кто жил на равнинах и подчинялись османской власти,- райятты (покоренные) ( Селезнев. 2001. С. 62-64). Халдейский мон-рь Раббан Хормизда, Мосул. 640 г. – XX в. Халдейский мон-рь Раббан Хормизда, Мосул. 640 г. – XX в. В 1-й пол. XV в. католикосат Церкви Востока стал наследственным. Новый католикос должен был избираться из семьи предшественника. В 1450 г. католикос Мар Шимун VI Бассиди решил назначить своего наследника перед смертью как место блюстителя престола и ввел особое положение (назират), согласно которому буд. наследник никогда не должен был вкушать мяса, причем воздерживаться от него надо было уже матери во время беременности. В 1551 г. Мар Шимун VII Бар Мама (1538-1551) назначил своим преемником мальчика 8 лет - Мар Шимуна Дынху. Группа епископов, недовольных деятельностью католикоса, на Соборе в Мосуле избрала католикосом-патриархом настоятеля монастыря Раббан-Хормизд Иоанна Сулаку, принявшего имя Мар Шимун VIII. 15 февр. 1553 г. он представил в Риме исповедание веры; 20 февр. папа Римский Юлий III утвердил его патриархом «восточных сирийцев»; 9 апр. хиротонисан во епископа. 28 апр. папа Юлий III лично возложил на него паллий. В дек. 1553 г. Сулака вместе с 2 советниками-доминиканцами вернулся в Диярбакыр (Амиду). Он вычеркнул имя Нестория из богослужебных книг и ввел отсутствовавшие у несториан таинства Миропомазания, Покаяния и Елеосвящения. Наименование «несториане» было заменено наименованием «халдеи». Он также рукоположил 2 митрополитов и 3 епископов. В 1555 г. Сулака был убит. Преемником его был избран митр. Мар Авдишо, к-рый прибыл в Рим в 1562 г., во время понтификата Пия IV , получил паллий и был приглашен на Тридентский Собор . Он отказался от участия в Соборе, но адресовал собравшимся исповедание веры, к-рое было зачитано на 22-й сессии Собора.

http://pravenc.ru/text/673821.html

В период после Констанция Диярбакыр стал яблоком раздора в продолжающемся конфликте между римлянами и персами. Контроль над городом, по сути, поочередно осуществлялся двумя державами в течение нескольких десятилетий, пока в пятом веке Диярбакыр не стал постоянным владением Византийской империи (или Восточной половины старой Римской империи). Он оставался византийским форпостом до мусульманского завоевания седьмого века и с тех пор остается занятым последователями исламской веры. Дополняя работу Констанция, черные базальтовые стены города модернизировались еще дважды: в арабский период и в более поздний турецкий период. Теперь они состоят из трех отдельных разновременных слоев, что создает серьезную проблему для Министерства культуры и туризма Турции, которое отвечает за содержание стен. Раскопки, связанные с этими обязанностями, стали причиной открытия римского саркофага, и эта находка показывает, каким центром активности были стены на протяжении 5000 лет своего существования. Римский саркофаг в настоящее время выставлен в саду музейного комплекса Икале в городе Диярбакыр. Он был тщательно очищен реставраторами Диярбакырской реставрационно-консервационной региональной лаборатории. Будут проведены дальнейшие исследования, чтобы узнать больше о его характеристиках. Тем временем неповрежденный скелет таинственного обитателя гроба был отправлен в лабораторию Университета Газиантепа, где тестирование должно выявить возраст и пол этого человека. Возможно, благодаря этому анализу можно будет узнать больше об этой неожиданной находке. Обнаружение гроба римской эпохи действительно можно считать удачей, поскольку раскопки, в ходе которых он был обнаружен, были предназначены только для того, чтобы стимулировать отвод воды, затопившей ближайшую древнюю наблюдательную башню. Теперь, когда известно, что на этой глубине есть захоронения, археологи могут расширить свои подземные исследования, чтобы увидеть, ждут ли их еще какие-нибудь удивительные сюрпризы (например, еще один или два римских саркофага).

http://azbyka.ru/news/v-tureckom-dijarba...

Турция захватила христианские церкви на юге страны и сделала их госсобственностью Анкара, 27 апреля 2016 г. Крепость Диярбакыр Калеси      Турция захватила последние христианские церкви на охваченном войной юге страны, в провинции Диярбакыр, и провозгласила их госсобственностью, сообщает Седмица.ru . Администрация президента Реджепа Эрдогана захватила церковную собственность под тем предлогом, что церковные здания нуждаются в реставрации и отстройке после 10 месяцев гражданской войны, сообщает сайт Christianpost. Были захвачены православные, католические и протестантские храмы. На данный момент эти ценнейшие культурные, религиозные и исторические объекты (возраст одного из храмов – порядка 1700 лет) уже фактически стали госсобственностью в стране, где порядка 98 процентов населения составляют мусульмане. Постановление об экспроприации издал совет министров страны 25 марта. Следует отметить, что ассирийские, армянские, халдейские и турко-христианские прихожане этих храмов не могли регулярно посещать службы последние несколько лет из-за столкновений вооруженных сил Турции с повстанцами Рабочей партии Курдистана. Но, несмотря на это, решение правительства об экспроприации вызвало бурю возмущения в армянской, сирийской и халдейской общинах, а ряд церковных фондов готовится опротестовать в суде действия властей. Правительство в свое оправдание уверяет, что у него не было религиозных мотивов, поскольку при этом были экспроприированы и несколько мечетей. Однако мечети в Турции финансируются государством, в то время как христианские церкви существуют на частные пожертвования. Ахмет Гувенер, пастор протестантской церкви в Диярбакыре, уверен, что цель захватов – церковная собственность, а не защита и реставрация. Он также собирается подать иск на действия правительства от имени церкви. Если же турецкий суд отклонит иск, он готов обратиться в Европейский суд по правам человека. Иски церквей поддерживает ассоциация адвокатов Диярбакыра и даже некоторые местные чиновники. «Среди захваченных объектов есть строения общественных организаций… места молитвенных собраний и объекты высокой исторической и культурной ценности, – говорится в заявлении протестующих. – Это решение властей по запросу министерства экологии и городского планирования не имеет ни малейших законных оснований и совершенно неприемлемо с точки зрения положений конституции». В знак протеста против решения властей, многие прихожане начали проводить в храмах воскресные службы, несмотря на высокий риск в связи с военными действиями. 27 апреля 2016 г. Рейтинг: 8.5 Голосов: 160 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92914.html

Местные христиане молились в древней пещерной церкви, не имея возможности выстроить новый храм. В этом им отказывали мусульманские власти, отличавшиеся, по словам Григоровича-Барского, редкостной нетерпимостью: «хощут бо неверныи, да народ христианский вовсе оттуда изкоренился, обаче изволением Божиим не точию не умаляются, на наипаче избыточествуют». 435 Далее на север значительная православная община отмечена в Искандеруне, морских воротах Халеба. Христиане жили в других местностях по периметру Искандерунского залива и в Киликии – городах Баяс (Паяс), Адана, Тарс и др. Паяс в 1613/4 г. стал епархиальным центром, что связывают с экономическим значением района, примыкавшего к Искандеруну. 436 В Киликии и Искандеруне, наряду с православными арабами, сохранялось и компактное греческое население (колонии киприотов). 437 Окраины Антиохийского патриархата: север и юг Османские переписи XVI века упоминают значительное христианское население в сельской округе Халеба – 3386 домов в 1584/5 г. В последующие полтора столетия почти все эти христиане переселились в Халеб. 438 Православные общины известны и в небольших городках этого региона. Уроженцем Килиза (в 60 км к северу от Халеба) был Софроний, в 1770-х гг. занимавший последовательно иерусалимский и константинопольский патриаршие престолы. Настоящую terra incognita Антиохийского патриархата представляют обширные области Восточной Анатолии. О местных православных общинах сохранились лишь отрывочные сведения, не складывающиеся в стройную картину, но тем не менее позволяющие сделать вывод о значительном христианском присутствии в регионе к моменту османского завоевания. В течении XVI века это православное присутствие резко сокращается. Прекратили свое существование архиерейские престолы Эдессы, Нисибина и Маяфарикина. Единственным архиереем в Верхней Месопотамии остался митрополит Амида (Диярбакыра). 439 В колофоне одной мелькитской рукописи сообщается о поездке в 1593 г. патриарха Иоакима ибн Зияде в Амиду для улаживания проблем с губернатором Испир-пашой, притеснявшим местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 9 Апр 2024 Саркофаг. Фото: DHA Саркофаг украшен подобием мальтийского креста, что говорит о его христианском происхождении АНКАРА. Во время раскопок в современном турецком городе Диярбакыр археологи сделали беспрецедентное открытие. На участке между наблюдательной башней на знаменитых оборонительных стенах города и церковью Святого Георгия был обнаружен саркофаг древнеримской эпохи, в котором находилось тело неизвестного. Удивительно, но это первый случай, когда в Диярбакыре был обнаружен саркофаг времен Римской империи, что делает эту находку чрезвычайно значимой, сообщает AnatolianArcheology . Интриги добавляло то, что на его боку был вырезан прекрасно сохранившийся мальтийский крест. Этот религиозный символ связан со средневековым Христианством и крестовыми походами, хотя его история уходит гораздо дальше. Данный конкретный крест необычен тем, что у него шесть концов, в то время как большинство версий мальтийского креста имеют либо восемь, либо четыре конца. Каменный гроб длиной более двух метров и высотой 82 сантиметра был вырезан из цельного куска известняка и покрыт двумя тяжелыми крышками, расположенными рядом. Его строительный стиль уникален, и именно это помогло исследователям идентифицировать его как произведение мастера римской эпохи. Чтобы раскопать большой саркофаг, погребенный на глубине 4,5 метра, пришлось раскопать немало земли. Раскопки, в результате которых был обнаружен саркофаг, были связаны с продолжающимся проектом реставрации в Диярбакыре, который направлен на поддержание трехуровневых древних стен, окружающих самую старую часть города. Эти стены длиной около 5,5 километров перемежаются 82 сторожевыми башнями. Их первые участки, возможно, были построены еще 5000 лет назад. Известно, что римский император Констанций II расширил и восстановил стены в 349 году, продемонстрировав, насколько они важны для города, который служил важным центром власти римской провинции Месопотамия. Примечательно, что могила, в которой находился саркофаг, не была единичной находкой. Археологи, участвующие в продолжающихся раскопках вокруг городских стен Диярбакыра, ранее уже находили в этом районе и другие захоронения.

http://azbyka.ru/news/v-tureckom-dijarba...

440 Из различных источников известно несколько имен митрополитов Амида XVII века. 441 Далее на север Антиохийскому патриархату принадлежала Феодосиопольская (Эрзурумская) епархия. По свидетельству Арсения Суханова , относящемуся к 1652 г., ее прихожане говорили на армянском и турецком языках, в богослужении использовали армянские книги. 442 По некоторым данным, фактическая резиденция эрзурумского митрополита находилась в селении Чемишгезек в верхнем течении Евфрата. 443 Несмотря на немалое число эрзурумских архиереев XVI–XVII вв., встречающихся в источниках, 444 складывается впечатление, что анатолийские христиане в удаленных горных аулах годами не видели священников и богослужений, вследствие чего религиозные представления населения деградировали. В 1590-е гг. беглый халебский монах, обманом выдававший себя за архиерея, объезжал области Диярбакыра, Чемиш-гезека и Кемаха, рукополагая священников и собирая десятину. Местные христиане, никогда не видевшие архиереев, принимали его с почетом. По жалобе антиохийского патриарха самозванец был задержан османскими властями и доставлен в Стамбул, где избежал наказания, приняв ислам. Его примеру последовали многие из рукоположенных им иереев и другие христиане северо-восточной окраины патриархата, где, по словам Макария, в то время было столько христиан, сколько ныне (то есть в середине XVII века) во всем патриархате. В ходе своих путешествий Макарий бывал в этих, когда-то христианских, селениях, «усмотрев тут многое, достойное оплакивания». 445 Стоит привести соответствующий фрагмент из неопубликованного описания антиохийских епархий Макария: «И сообщаю также, что когда ходили мы в землю аль-Курдж в год 7174 (1665/6) от сотворения мира, и прибыли в ходе странствия нашего в город Малатия, и оттуда пошли мы посетить общину нашу в Джемзекезеке и округе его и осмотрели ее, и осталось из них в стране той только 12 семейств [православных]. И взяли мы с собой священника их, а был он старец достойный, чтобы обошел он с нами все дома наши в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На юго-востоке Турции обнаружена клинописная табличка эпохи Новоассирийского царства 7 августа 2009 г. 13:33 Работающая на юго-востоке Турции совместная экспедиция нескольких европейских и одного американского университета обнаружила клинописную табличку, написанную в 630 году до Р.Х. и содержащую мольбу о военной помощи городу Тушхан, атакованному армией вавилонян. О находке пишет газета The Times. Табличка была написана человеком по имени Манну-ки-Либбали (Mannu-ki-Libbali), казначеем, которому пришлось организовывать оборону города, не имея в достатке ни людей, ни лошадей, ни колесниц. Все, кто мог, в том числе ремесленники, которые могли бы сделать оружие, уже покинули обреченный Тушхан. Судя по тому, что табличку с 30 строчками текста нашли внутри города, Манну-ки-Либбали не только не получил помощи, но и само его послание не дошло до адресатов. Исследователи отмечают, что документы, подобные табличке Манну-ки-Либбали, прямо свидетельствующие о важном историческом событии — огромная редкость. Тушхан, согласно древним источникам, находился в верховьях Тигра, то есть на севере Новоассирийской державы. Это был крупный торговый город, и есть основания считать, что его падение ускорило гибель этого огромного государства, некогда простиравшегося от Ирана до Египта. Археологи считают, что Тушхан находился на месте современного турецкого местечка Зиярет Тепе (Ziyaret Tepe) в провинции Диярбакыр. Табличка Манну-ки-Либбали передана на хранение в музей Диярбакыра. Ассирия — древнее государство с центром в Северном Месопотамии (на территории современного Ирака). Период наивысшего могущества Ассирии пришелся на VIII-VII вв. до Р.Х. Новаоассирийская империя (750-620 гг. до Р.Х.) считается первой империей в истории человечества. В 722 году до Р.Х. под ударами ассирийцев пало Израильское царство, объединявшее десять северных колен израильтын. В VII столетии до Р.Х. Ассирийское царство было разгромлено Мидией и Вавилонией. Lenta.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/715779.htm...

В Сирии погибли 237 человек, 639 пострадали, по последним данным Минздрава. Под завалами все еще находятся люди. Самые большие разрушения в провинциях Латакия, Алеппо, Хама и Тартус. В Турции, по информации вице-президента Фуата Октая, погибли 284 человека, еще 2 383 получили ранения и травмы. Больше всего погибших в провинции Кахраманмараш — 70 жертв, там разрушены около 300 зданий. Раненых больше всего в провинции Шанлыурфа — порядка 600. Точное количество жертв пока неизвестно, под завалами продолжают находиться люди. Разрушения Турецкий порт Искендерун получил повреждения и временно прекратил работу. Людей ищут в разрушенном здании в Диярбакыре. Фото: Sertac Kayar/Reuters По данным газеты Yeni afak , при землетрясении обрушилась историческая крепость в провинции Газиантеп, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обрушения также произошли в Сирии — в провинциях Латакия, Алеппо, Хама. В Алеппо поврежден объект культурного наследия — в знаменитой местной цитадели образовались трещины. При землетрясении пострадал минарет Великой мечети аль-Гази. Толчки ощутили и жители столицы Ливана Бейрута. Землетрясение сопровождалось 32 афтершоками, самый сильный был магнитудой 6,6. Подземные толчки ощущались в нескольких провинциях Сирии, а также в Ливане и Ираке. Последствия землетрясения в сирийском Джандарисе. Фото: Khalil Ashawi/Reuters Что известно о россиянах в зоне ЧС Российское посольство в Анкаре и генеральные консульства в Анталье и Стамбуле не получали данных о пострадавших при землетрясении гражданах РФ. В зоне землетрясения нет организованных российских туристических групп, сообщила  исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, бедствие произошло далеко от туристической зоны. Посольство РФ в Сирии также  не получало данных о пострадавших при землетрясении россиянах. Росавиация заявила , что землетрясение не повлияло на выполнение рейсов российских авиакомпаний в регион. Для российских туристов в Турции открыта горячая линия в связи с землетрясением: +7 (499) 678-12-03 (для тех, кто поехал по путевке) и +7 (495) 695-45-45 (для путешествующих самостоятельно). Реакция властей

http://pravmir.ru/v-sirii-i-turczii-proi...

  001     002    003    004    005    006    007    008