503 Ср., напр.: Log. I. 178. 396. 466. Log. II. 194–197 Log. III. 47 Enc. I. 109. Gesch. Ph 377. 378. 409 410. Beweise 447. 521 Это относится во всяком случае к Наукоучению 1794 года. Ср.: напр.: «eines Jeden Ich selbst die einzige höchste Substans ist». Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre. Tübingen. 1802. S. 44. 45. 522 Здесь уместно вспомнить, что Шеллинг, например, в своих зрелых мистических трактатах начала девятнадцатого века говорил о неразумной «природе» или «основе» в Боге. 528 Здесь следует разуметь, конечно, не сознательное подведение анализированного многообразия под категорию, осуществляемое систематически в естествознании, но бессознательный синтез чувственно-данного многообразия, совершающийся в привычном и, так сказать, «механически» осуществляющемся акте «восприятия» чего-то, как предмета. 547 Log. III. 96. 97. 98. 150. Enc. I. 338. Recht. 59. Rel. I. 54. 212. 268. Ph. G. 44; 5 Rec. 211. 610 О таком понимании Urtheil, в смысле «ursprüngliche Theilung», «Diremtion», «Entzweien», вообще «дифференциации» см.: Log. III. 68. Enc. I. 326. 374. Enc. II. 641. Enc. III. 355. 440. 469. 687 Log. III. 144; к этому cp.: Enc. III. 410. 412, где резко осуждается обычное формально-логическое понимание субсумирования 734 Ср.: Log. III. 149. 155. Иногда Гегель в ущерб единству и устойчивости терминологии разумеет под «Gattung» всеобщность, не впитавшую в себя подчиненную сферу; это может сильно затруднить читателя. Напр.: Enc. I. 341. 739 Log. III. 105. Enc. I. 340. Enc. II. 639. Enc. III. 334 (Z.); cp. еще: Log. I. 7. Log. III. 40. 78. 99. 107. 108. 114. Enc. I. 66. 117. 118. 126. 374. Enc. III. 71 (Z.). 427. Recht. 41. 43. 59. 64. 5 Rec. 213. 745 Log. III. 106. 162. Enc. I. 394; cp.: Log. III. 167. Enc. I. 340. Enc. II. 640. 641. Recht 59. 746 Cp., напр.: Log. III. 40. 44. 49. 109. 166. 167. 334. Enc I. 341. 342. 360. Recht. 108. 112. 5 Rec. 213. 862 Ср.: «nicht zeitlich»: Enc. I. 389; «zeitlos vergangen»: Log. II. 3: «Keine Reihe und Folge»: Glaub. 152. 864 Внимательное сопоставление убеждает в том, что Гегель нередко употребляет термины «Gegenstand», «Sache», «Jnhalt», «Gehalt» promiscue, разумея спекулятивное «Понятие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Новая волна христологических споров возникла при императоре Ираклии (610–641), который вошел в историю как один из самых блестящих византийских василевсов, добившийся нескольких крупных военных и дипломатических побед в ту эпоху, когда Византии угрожали персы, арабы и гунны. В своей религиозной политике император преследовал те же цели, что и Юстиниан, стремясь вернуть к послушанию монофизитское население империи, в среде которого, в результате постоянных гонений, укрепилось резко отрицательное отношение к императорской власти, что делало монофизитов потенциальными союзниками врагов Византии и угрожало безопасности империи. Новой формой компромисса с монофизитами стало монофелитство, идейным предшественником которого был моноэнергизм. Не отрицая наличие двух природ в едином Христе, моноэнергиты учили, что во Христе человеческое действие было полностью поглощено Божественным, тогда как монофелиты говорили о поглощении человеческой воли Христа Божественной волей. В разработке монофелитской доктрины приняли участие патриарх Александрийский Кир, патриарх Константинопольский Сергий и папа Римский Гонорий. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, несмотря на свой преклонный возраст, успел выразить протест против новой ереси. Преемник Ираклия император Констанс (641–668) активно поддерживал монофелитов. В период его правления главными оппонентами монофелитства были папа Римский Мартин на Западе и константинопольский монах Максим на Востоке. Папа Мартин осудил монофелитство на Латеранском Соборе 649 года. Максим Исповедник в своих сочинениях развивал учение о том, что во Христе сосуществовали две воли – Божественная и человеческая, так же как и два действия. Однако, в отличие от прочих людей, у которых наличие воли означает наличие выбора между добром и злом, человеческая воля Христа была всегда направлена только к добру и потому находилась в гармонии с Божественной волей. Две воли и два действия во Христе пребывали в состоянии «взаимопроникновения». За исповедание учения о двух волях Христа оба исповедника – и папа Мартин, и святой Максим – были подвергнуты репрессиям со стороны императора Констанса, который поддерживал еретиков. Папа Мартин был схвачен и вывезен в Константинополь, где над ним в 655 году учинили суд и приговорили его к изгнанию: в том же году он умер в ссылке в Херсонесе. Тогда же был осужден и отправлен в ссылку Максим Исповедник . В 662 году Максим был привезен в столицу, повторно судим, подвергнут бичеванию, отсечению руки и языка, после чего отправлен в ссылку, где вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

При императоре Тиверии (578–582), усыновленном Юстином, в результате персидского конфликта была потеряна Севастия. В это же правление началось вторжение славяно-аварских племен. Борьбу с аварами вел и император Маврикий (582–602). Этот генерал каппадокийского происхождения хотел ограничить переход в монашеское состояние, думая разрешить его только после отбытия воинской службы. Маврикий ввел в империи греческий язык в качестве официального языка. В это правление империя получила передышку в борьбе с персами, поскольку Маврикий поддержал Хосроя Второго в период внутриперсидского кризиса власти. Маврикий был низложен в результате переворота, вызванного его отказом выкупить 12 тысяч пленных воинов. Казнил Маврикия вместе с его семьей сменивший его на престоле Фока (602–610), грубый, разнузданный солдат. Особое развитие персидский конфликт получил при Ираклие (610–641). В 611 г. пала Кесария Каппадокийская, в 613 была потеряна Сирия, в 614 – Иерусалим, в 615 – Египет, в 616 – Ливия и Киренаика. Захватив Халкидон в 617 г., персы вплотную подступили к самой столице. Хосрой пишет обращение к императору, «бессмысленному и негодному рабу» своему, спрашивая его: почему твой Бог не спас Кесарии и Александрии? Хосрой заявил, что поскольку Христос не смог спасти Себя от иудеев, то Он не сможет спасти и Ираклия. Хосрой призвал императора отречься и прийти с покаянием. Так была обозначена проблема силы и власти. И хотя в христианстве нет исходного тождества религии и государственной власти, в Византии так же как и в сасанидской Персии военно-политическое и религиозное сознание тяготели к тождеству. В этих двух государствах миссия отождествлялась с ведением войн. Персы бросали вызов не просто империи, но самому христианству. В ответ в 622 г. Византия развернула военную кампанию. Предварительно было решено ослабить авар. В империю были приглашены союзники авар, сербы и хорваты. Заселив Балканы, славяне приняли христианство. Кампания против персов имела большой успех. Во время этой кампании в 626 г. на Константинополь напали аварские войска. В память об избавлении от авар был написан знаменитый Акафист Пресвятой Богородице. Впрочем, земли, возвращенные империей, будут очень скоро окончательно потеряны. В седьмом веке начиналась новая историческая эпоха, связанная с присутствием мусульман 39 . Униональная политика императора Ираклия. Причины возникновения монофелитского спора

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

В антиохийской христологии позволительно было говорить о двух природах, соединенных одной общей «волей».    Персидские войны императора Ираклия (610—641) вновь серьезно вовлекли византийское правительство в политику воссоединения с монофизитами, особенно с армянами. Патриарх Сергий (610—638), друг и советник Ираклия в богословских вопросах, предложил формулу объединения, согласно которой монофизиты приняли бы Халкидонскую формулу «двух природ» с тем уточнением, что природы соединены в одну «энергию» и одну волю. Эта политика была в какой-то мере успешной и в Армении, и в Египте, и были заключены местные унии. Моноэнергизм и монофелитство, однако, встретили стойкое сопротивление со стороны некоторых халкидонцев, возглавленных Софронием, патриархом Иерусалимским, и Максимом Исповедником. Несмотря на поддержку, которую ему оказал Ираклий и его наследники, монофелитство в конечном счете было осуждено Шестым Вселенским собором в 680 г., вновь подтвердившим Халкидонское постановление о том, что во Христе каждая природа вполне сохраняет все свойственные ей характеристики, и, стало быть, во Христе наличествуют две «энергии» или воли: Божественная и человеческая.    Максим Исповедник (ок. 580—662), зодчий этого решения, интеллектуально господствовал в рассматриваемый исторический период. Его, к тому же, во многих отношениях можно считать подлинным отцом византийского богословия. Ибо именно в его системе можно отыскать некоторый христианский философский противовес мифу о творении, придуманному Оригеном, а также, в качестве истинного основания христианской духовной жизни, учение об «обожении», опирающееся на сотериологию Кирилла и на халкидонскую христологию.    Максим за всю жизнь так и не смог дать систематичный анализ своего учения. Его писания включают только большое собрание «Ambigua», чрезвычайно несистематизированных компиляций из комментариев на трудные места из Григория Богослова или из Псевдо-Дионисия, сборник «Вопросоответы Фалассию», несколько рядов «глав» (кратких изречений о духовных или богословских предметах) и немногочисленные полемические трактаты против монофелитов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Продолжателем Менандра был историк VII в. Феофилакт Симокатта, описавший в своей «Истории» события 582—602 гг.. Феофилакт Симокатта являлся современником и политическим сторонником императора Ираклия (610—641). Уроженец Египта, Феофилакт происходил из знатной семьи и получил разностороннее образование, включая и солидные знания в области естественных наук. В литературном наследстве Феофилакта мы встречаем, кроме исторического сочинения и писем риторического характера, естественнонаучный труд—«Вопросы природы («Quaestiones physicae»). Свое историческое произведение Феофилакт Симокатта написал, по-видимому, между 628 и 638 гг. Оно осталось незаконченным: труд историка обрывается на изложении трагических событий 602 г., связанных с казнью императора Маврикия и его семьи и воцарением Фоки (602— 610). В византийской историографии раннего периода Феофилакт Симокатта занимал видное место и высоко ценился в последующее время. Подобно своим прославленным предшественникам, Прокопию и особенно Агафию, Феофилакт Симокатта чрезвычайно высоко ставит занятия историей. По его мнению, философия — царица науки, а история — ее дочь и ученица. Феофилакт Симокатта стремится использовать в своем историческом труде не только сочинения других, более ранних византийских авторов (Менандра, Иоанна Лида, Евагрия и, возможно, Иоанна Епифанийского), но и документальные материалы — консульские анналы, протоколы дел цирка и другие ценные источники. Подобно своим предшественникам, много сведений черпает Симокатта и из устных рассказов современников, особенно из рассказов об Иране и других странах. В отношении личных наблюдений и личного опыта Симокатта значительно уступает Прокопию и скорее всего, как и Агафий, принадлежит к типу историка— кабинетного ученого, а не политического деятеля. Повествование Симокатты гораздо в большей степени, чем рассказ Прокопия, Агафия и Менандра, перегружено малосущественными деталями, что порою затемняет его общую линию. Политические идеи Феофилакта Симокатты проникнуты монархизмом, верой в справедливого и мудрого монарха. Ни в одном из сочинений византийских историков раннего времени нет столь четко и ярко нарисованного абстрактного образа идеального монарха. Свои идеи автор облекает в форму советов императора Тиверия сыну Маврикию, которые включают целую программу поведения мудрого государя-философа на троне. «Держи в узде разума произвол своей власти»,— такова первая заповедь дальновидного монарха. Второй заповедью мудрого правителя является соблюдение скромности и справедливости. «Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбой и счастьем ты поставлен выше всех» . Феофилакт призывает василевса осознать тщету всего земного, суетность и преходящий характер счастья и власти на земле .

http://sedmitza.ru/text/444006.html

5 октября 610 г. Фока был низвергнут. Хронограф повествует: «После того как Фока был разбит, один вельможа, Фотин, оскорбленный Фокой в лице своей супруги, с толпой воинов вошел во дворец и, бесчестно стащив с трона окаянного Фоку, сорвал с него царскую одежду и, надев черное рубище, а на шею цепь, в таком бесчестном и жалком виде представил его Ираклию. Ираклий, посмотрев на Фоку, сказал: «Так-то, окаянный, ты управлял государством!» А тот, как человек отчаянный, ответил: «Ты будешь управлять лучше». Тогда Ираклий приказал сначала отсечь Фоке руки и ноги, а потом живым резать на куски; тайные члены отсечь и привязать к копьям за безмерные осквернения, какие совершал Фока; в заключение - отсечь голову, и обезображенный труп мрачной памяти Фоки сжечь на так называемом бычачьем рынке, - без христианского погребения... Так кончали жизнь христианские императоры...» Сразу же после казни Фоки Ираклий был коронован и взошел на царский престол. Несмотря на способности, молодость и энергичность нового императора Ираклия (610-641), его положение выглядело чрезвычайно тяжким. Наследие власти было безотрадно: пустая казна, деморализованная армия и напор двух смертельно опасных врагов: аваров и персов. Ираклий - сын экзарха Африки, выходца из каппадокийской семьи, возможно, армянского происхождения. Он, безусловно, был одним из самых блестящих полководцев на византийском троне. Но в начале его правления положение казалось безнадежным даже и для гения войны. Ираклий предложил Хозрою мир на самых выгодных для того условиях, но гордый перс отказался. Император был вынужден продолжать вести войну, которая длилась без перерыва 19 лет. Обе стороны рассматривали войну как религиозное сражение между двумя мировыми религиями: христианством и зороастризмом. Каждая из сторон боролась не за преходящие политические выгоды, а за конечное торжество всеобщей и абсолютной Истины, как она виделась каждой из них. Хотя религиозные ценности играли роль во всех войнах древнего мира, никогда ранее их столкновение не было столь ярко выраженным и очевидным.

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

   Ср.: Goubert P. Byzance avant l " Islam. II. Byzance et l " Occident sous les successeurs deJustinien. 2. Byzance et les Francs. Paris, 1955. P. 12—26.    Наиболее современное исследование этих событий см. у Cameron A. The early religious policies of Justin II//Studies in Church History. 13. 1976. P. 55—59.    См. в особенности «Новеллу» 131, 545 г.. Ed. cit. P. 655. Императорские указы, относящиеся к Церкви, обращались к пяти патриархам (ср., например, указ 543 г. против оригенизма. PG 86. Col. 945—981A).    В действительности, пентархия всегда была скорее идеалом, чем реальностью. Она была практически актуальна в V веке, когда еще не была определена законом. В VI столетии, когда она была включена в законодательные тексты, в нее входили только «мелкитские» халкидонские православные патриархи Востока, но они едва ли могли сравниться, разве только поминально, с могущественными архиепископами двух Римов.    Ср. выше.    Ср.: Congar Y. Op. cit. P.133.    Duchesne. L " Eglise. P. 531—532.    См. тексты, собранные и блестяще интерпретированные Congar Y. Op. cit. P. 138—163; относительно экклезиологической перспективы см.: ZizioulasJ. Being as Communion. Crestwood, NY, 1985. P. 171—260; о согласии по этому вопросу в греческой и византийской святоотеческой мысли см.: MeyendorffJ. St. Peter in Byzantine Theology//The Primacy of Peter in the Orthodox Church. Изд. И. Мейендорф. London, 1963. P. 7—29.    Послание к Евлогию. Поел. VII, 37. Monumenta Germaniae Historica, Поел. I, 485—486.    Ср. тексты и комментарии у . Congar. Op. cit. P. 204—205. Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО...    Император Ираклий I (610—641) был самой выдающейся личностью из императоров, занимавших византийский престол после смерти Юстиниана. Человек энергичный и дальновидный, он восстановил Империю, раздробленную в царствование убийцы Фоки (602—610). Одним из главных достижений царствования Маврикия (582—602), предшественника Фоки, было заключение мира с Персией. Маврикий предоставил убежище изгнанному персидскому «царю царей» Хосрову II, и последний, женившись на его дочери, смотрел на него как на отца и покровителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Но, в конце концов, и сами армия изнемогла, произошел военный заговор, и император был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царствовал всего 8 лет (602-610 гг.) — и эти годы были настоящей агонией старой империи — позднеримской или, если хотите, ранневизантийской. В церковном отношении как Маврикий, ток и Фока были православными императорами, но даже приверженность православию этого последнего — Фоки выразилась в диких формах кровавых гонений не только против монофизитов, но и против всех неправославных, вплоть до самарян и иудеев, Ненавидимый всеми Фока только в Риме нашел горячую поддержку. По-видимому террористические методы утверждения православия импонировали тогдашним римским настроениям. Террор Фоки был направлен, прежде всего, против аристократических фамилий. Аристократия и так достаточно пострадала от вражеских нашествий, которым подверглась большая часть империи, и теперь Фока ее добивал. Падение кровавого режима Фоки было началом нового периода византийской истории. Фока погиб в результате восстания, возглавленного карфагенским военачальником Ираклием, который и стал его преемником на константинопольском престоле, Император Ираклий, основатель новой династии — один из самых значительных византийских государей. Царствование его продолжалось с 610 до 641 года — более тридцати лет. Поскольку прежняя социальная структура империи распалась, Ираклий дал ей новую основу, новый принцип организации. Отныне административная система была военной, а социальной базой государства стали мелкие земельные владения. Часть свободных крестьян, объединенных в общины, составили основу новой армии. Если прежняя армия была наемной, и в силу этого — ненадежной, новая армия, не менее профессиональная, опиралась на мелкие крестьянские хозяйства, воины получали земельные наделы, за что они обязывались государству военной службой, а наделы эти обеспечивали им не только пропитание семьи, но и военную экипировку в случае призыва в армию во время боевых действий. Царствование Ираклия совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, а с востока вторгались персы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434187/

а) Номоканон в 50-ти титулах, 15 образовавшийся из соединения упомянутых выше сборников (канонического в 60 тит. и гражданского в 87 гл.) И. Схоластика. В каждом титуле церковные правила и гражданские законы о церкви соединены вместе (церковные правила в цитатах цифрами, а гражданские законы в полном тексте). Составитель этого Номоканона неизвестен; думают, что он составлен был уже после смерти И. Схоластика (по мнению Цахариэ, в царствование имп. Маврикия 682–602). Номоканон в 50 тит. был у греков во всеобщем употреблении. б) Как из соединения канонического и гражданского сборников И. Схоластика образовался Номоканон в 50 тит., так из канонической синтагмы в 14 тит. и гражданского сборника, известного под именем Collectio tripartita, образовался знаменитый Номоканон в 14 тит., при чем работа автора состояла в том, что в титулы и главы систематического указателя в 14 тит. он поместил соответствующие места институций, дигест, кодекса и новелл. Составитель Номоканона неизвестен. Время составления его, по мнению Цахариэ, относится к царствованию ими. Ираклия (610–641). Номоканон в 14 тит. дошёл до нас не в первоначальном своём виде, а уже в позднейшей переработке знаменитого патриарха Фотия (883). Дополнения, сделанные Фотием, незначительны; он прибавил только правила бывших после первого издания Номокапона соборов: Трулльского (692), Никейского II (787) и двух Константинопольских по делу Фотия 866 и 879 гг. Номоканон Фотия пользовался в греческой церкви особенным уважением, и знаменитый Вальсамон, написавший комментарий на этот труд, удостоверяет, что он мало по малу вытеснил ив употребления все остальные канонические сборники. Со введением на Руси христианства, Фотиев Номоканон в 14 тит. перешёл и к нам в Россию. С изданием этого Номоканона, канонический кодекс греческой церкви достиг полного своего развития, так как заключал в себе все признанные на Востоке вселенские соборы, важнейшие поместные и послания наиболее выдающихся отцов церкви, а также законоположения светской власти по церковным делам. §11. Сокращённые канонические сборники – т. наз. Синопсисы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В одних рукописях этот новый сборник носит название Законных постановлений, согласующихся с предлежащими канонами» (Τ συνδοντα νομιμα τν προκειμενων καννων), в других «Начертания 50 титулов» (ϒποτυπωσις τν ν» τιτλων), 779 в-третьих «Номоканона в 50 титулах». Последнее название в настоящее время общепринято 780 . Оба сборника Схоластика при соединении их в номоканон подверглись некоторым изменениям. Разделение на 50 титулов и заглавие каждого титула удержаны: но после заглавия поставлены только числа, указывающие на каноны, т. е. только название канонов и цифровые цитаты; полный же текст их опущен. После цифровых обозначений канонов поставлены (как τ συνδοντα νμιμα) соответствующие главы из другого сборника, т. е. из сборника в 87 главах. Предисловие этого последнего сборника («Во славу великого Бога» и проч.) помещено в самом начале первого титула. Все главы этого последнего сборника, которых составитель не сумел распределить в титулах номоканона, в числе 22 (21) были прибавлены им в конце в виде особого приложения под заглавием: «Другие главы того же нового постановления (той же новеллы)» (τερα καφαλαια τς ατς νεαρς διατξεως) 781 . Отсюда видно, что главным источником, откуда заимствовал светские постановления составитель номоканона, было собрание в 87 главах. Но кроме того он прибавил в соответствующих местах несколько извлечений из Дигест в обработке Дорофея, из Кодекса в обработке Исидора и новелл в обработке Афанасия 782 . Некоторые титулы вовсе не имеют светских законов. Кто был составитель рассматриваемого номоканона в 50 титулах, не известно 783 . 7. Место и время составления номоканона. – Цахариэ полагает, что этот номоканон составлен в Антиохии, где преимущественно был в употреблении канонический Свод И. Схоластика; и кроме того составитель пользовался, как видно, только трудами Беритских и Антиохийских правоведов. Бинер 784 и Геймбах 785 время составления его относят приблизительно к царствованию Иустина или Тиберия и полагают, что во всяком случае он составлен раньше царствования императора Ираклия (610–641); Цахариэ же прямо относит его к царствованию императора Маврикия (582–602) 786 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010