Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей ), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского// Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. 3 (5). С. 66-94. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П. , прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского//Тверские ЕВ. 1904. 3. С. 77-81; 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г.//Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв.//Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в.//Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика//ВМУ: Филол. 1983. 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков//Русская речь. 1984. 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л. , Прохоров Г. М. Арсений//Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий//Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.

http://pravenc.ru/text/76186.html

В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал. В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7). В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixb. ГИМ, Москва Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Аналогичный состав клейм воспроизведен на житийной иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГЭ), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Ист.: Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Книжные центры Древней Руси XI-XVI в. СПб., 1991. С. 157-159. Лит.: Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, 1894. М., 1999. С. 353-365; Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 266-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16-17; Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 1. С. 222-227; Коноплёв Н. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 38-64; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 293-295. Иконогр.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 364; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. 151; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 1; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 41-42, 282-283; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. Кат. 68; Русские житийные иконы XVI - начала XX века: Кат. выст./ГЭ; Сост. Косцова А. С. , Побединская А. Г. СПб., 1999. Кат. 22. Иером. Анфим (Черный), Е. В. Ромнаненко, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64374.html

Ученики Риберы, более слабые живописцы, чем он, были последователями караваджизма: ученик Педро Орренте, баталист Эстебан Марч («Иисус Навин, указывающий воинам на солнце», 1650-1660, Музей изящных искусств, Валенсия), учившийся у Педро Орренте, Херонимо Хасинто Эспиноса, уроженец Вальдолида, известный художник эпохи кор. Филиппа IV («Христос, снимающий с себя одежды», Музей Эль Греко, Толедо). Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Вторым крупнейшим центром искусства И. в XVI - 1-й пол. XVII в. была Севилья, город, сопоставимый по масштабу и богатству с Парижем и Римом, где процветало меценатство и куда в поисках заказчиков приезжали мн. художники. В живописи создателей севильской школы, начавшей складываться в XV в. (Хуана де Роэласа (Руэласа), Эрреры Старшего, Франсиско Пачеко), есть параллели с искусством Эль Греко. Но главным, как и в Валенсии, для них было обращение к натурализму Караваджо, выразившееся в реалистической конкретности образов, скульптурной пластике форм, драматической сложности характеров. Севильская школа художников создала типичный испан. образ, для к-рого характерен драматургический тип характера. Начало нового направления положил Хуан де Роэлас, его ранние работы еще декоративны, но в них уже заметно понимание задач пейзажа (на фонах картин). Плотность письма, аскетичность рисунка, вдохновенность образов Роэласа найдут продолжение в церковном искусстве Сурбарана и Мурильо. Важными для последующей истории испан. искусства, в частности жанра исторической картины и алтарного образа святого, являются картины Роэласа «Битва короля Сантьяго» («Явление ап. Иакова в битве при Клавихо», 1609, собор в Севилье), «Кончина св. Ерменгильда» и «Мученичество св. Андрея», 1610-1615, Музей изящных искусств, Севилья). Зрелые картины мастера, знакомого с венецианской живописью, свидетельствуют о поиске сложных динамичных композиций, новых свойств цвета (сияния, переливчатости), психологического разнообразия, выражающегося как в типах лиц, так и в сценической драматургии поз и жестов.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

В отдельный тип ранней англ. готики можно выделить храмы, созданные под влиянием Франции: Кентерберийский собор (1070-1503) с обходом хора и венцом капелл, выстроенным Томасом Бекетом (ок. 1200), и с характерным 2-башенным зап. фасадом в стиле украшенной готики (как и фасад собора в Йорке (графство Норт-Йоркшир, 1291-1345) или собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (1245-1745) с самым высоким в Англии нефом (31 м) (1375-1506), передвинутым к востоку трансептом, хором с обходом и венцом капелл, с огромными розами на фасадах трансепта. Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Период украшенной готики в Англии интересен не столько объемно-пространственными или планировочными новациями (новые соборы закладывались редко), сколько обращением к новым «пламенеющим» формам декора и усложнением рисунка нервюр (звездчатые, сетчатые своды), в чем англ. зодчие значительно опередили архитекторов др. стран. Наиболее показательны соборы в Эксетере (графство Девон) с густыми пучками нервюр, Личфилде (графство Стаффордшир) с 2-башенным фасадом, сплошь покрытым статуями, собор в Уэлсе (ок. 1340), средокрестие к-рого украшено «опрокинутыми» арками, капелла Богоматери в Или. Во времена перпендикулярной готики церковное строительство утрачивает свое ведущее положение. Родственны по своим конструктивным, объемно-пространственным и декоративным элементам хорошо освещенные высокие залы: хор с витражами и необычайно сложным ребристым сводом (1329-1377) и галерея клуатра с веерообразными сводами (завершены к 1412) в соборе Глостера, Вестминстер-холл с площадью свыше 1500 кв. м (1394-1402), капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве с фасадом, напоминающим деревянные резные панели (1503-1519), Кингс-колледжа в Кембридже (1446-1515), Сент-Джордж в Виндзорском замке (1493-1516) с заалтарным окном размерами 24 ´ 13 м. Иногда в поздней готике выделяют стиль Тюдор (1485 - сер. XVI в.), к-рый начинается со вступления на престол Генриха VII Тюдора, а в 20-50-х гг. XVI в., при Генрихе VIII, плавно сменяется большим использованием в дворцовом строительстве ренессансных форм. это направление усилилось в архитектуре при Елизавете I (1558-1603) и восторжествовало в 1-й пол. XVII в. в постройках И. Джонса: Банкетный зал в Лондоне (1619-1622) или центральная часть дворца Кобем-холл (графство Кент, 1620). Ему же принадлежит постройка 1-й церкви после разрыва с римско-католической церковью в 1534-1535 гг.: храм Сент-Пол на пл. Ковент-Гарден в Лондоне (1631-1638, восстановлен в 1795-1798), подражающий этрусскому храму в изображении С. Серлио с высоким фронтоном и тосканским портиком в антах.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В 1625 г. в Москву в качестве дара от персид. шаха Аббаса I был принесен хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику ( Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. С. 33; Дебольский. Т. 1. С. 99-101). Под 12 окт. в рус. богослужебных книгах указывается память перенесения с Мальты в Гатчину (в 1799, при имп. Павле) десницы св. Иоанна Предтечи, части Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери. В этот день вспоминается прежде всего св. Иоанн Предтеча, богослужебного последования этот праздник не имеет. Выделение важнейших праздников Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение называет главными 4 Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа и Вознесение Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает 6 праздников: Рождество Христово, Богоявление, день Страстей Христовых, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Св. патриарх Прокл (434-446) выделяет 5 праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов. Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) В 744 г. Эвбейский пресв. Иоанн (впосл. епископ) назвал 11 важнейших праздников, выделив среди них следующие Г. п.: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вознесение, Воскресение, Преображение Господне, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XI в. в визант. церковной письменности отмечено 12 важнейших праздников. В описании церковных древностей К-поля при имп. Алексее Комнине упоминалось о 12 праздниках, не называя их. В XII в. Феодор Продром писал о таких праздниках, как Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста (древо Креста), Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов. В XIV в. Никифор Каллист называл те же праздники, кроме Обрезания ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 399-401).

http://pravenc.ru/text/166339.html

В XVII в. повышенный накал религ. жизни проявлялся в многочисленных религ. праздниках и процессиях, в проповедях, собиравших толпы людей, а также в необыкновенной популярности театрального жанра «ауто сакраменталь», когда в спектаклях затрагивались сложнейшие богословские проблемы (напр., свободы воли). Книги религ. содержания с рассказами о чудесах, небесных видениях и пророчествах, и прежде широко распространенные, издавались в еще большем количестве. Однако Церковь, как правило, сдержанно относилась к крайним проявлениям религиозности. Тридентский Собор способствовал развитию почитания святых, что нашло воплощение в испан. живописи. Были канонизированы нек-рые религ. деятели предшествующего столетия, а в 1622 г.- Игнатий Лойола, Франциск Ксаверий и Тереза Авильская. Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) Портрет графа Оливареса. Ок. 1638 г. Худож. Веласкес (ГЭ) При кор. Карле II изменилась внешняя политика гос-ва. Стремясь сохранить владения в Европе, Америке, Азии и Африке, И. в поисках союзников против Франции сблизилась с Англией и Республикой Соединённых провинций. Однако каждая война приводила страну к территориальным потерям: в 1668 г. по Ахенскому миру И. утратила ряд крепостей в Испанских Нидерландах, в 1678-1679 гг. по Нимвегенскому миру - Франш-Конте. За пределами Европы И. утратила М. Антильские о-ва, Ямайку, территории в устье р. Ориноко, Молуккские о-ва. При Карле II впервые были установлены прямые дипломатические отношения с Россией. В 1667-1668 гг. И. посетило посольство П. И. Потёмкина, за ним последовали др. посольства. Однако из-за удаленности и отсутствия на тот момент серьезных общих интересов 2-сторонние связи не получили развития. Карл II, физически и психически слабый человек, всю жизнь серьезно болел; среди современников утвердилось мнение, что на короля наложено заклятие, в историю он вошел с прозванием Околдованный. Король не мог управлять гос-вом, политику страны определяли наиболее влиятельные придворные, группировавшиеся вокруг королевы-матери Марианны Австрийской и ее фаворитов (сначала австр. иезуита Нитарда, а позже придворного Фернандо Валенсуэлы). Оппозицию возглавил внебрачный сын кор. Филиппа IV дон Хуан Хосе Австрийский (1629-1679), талантливый полководец и гос. деятель. После серии конфликтов с королевой-матерью и ее министрами в 1677 г. он пришел к власти, но вскоре умер, успев лишь начать свою программу реформ. Карл II не мог иметь детей, и уже при его жизни появились претенденты на «испанское наследство», в т. ч. Филипп Анжуйский, внук франц. кор. Людовика XIV, и эрцгерц. Карл, сын имп. Леопольда I. В результате начавшейся после смерти короля войны за «испанское наследство» (1701-1714) на престоле в И. утвердилась франц. династия Бурбонов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

На рубеже XVI и XVII вв. в житийных циклах И. появляются новые сцены, связанные с царицей Иезавелью. На каргопольской иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ) представлены уникальные изображения: «Иезавель, едущая на колеснице» и «Псы разрывают тело Иезавели». Так же как и на саратовской иконе, здесь присутствует изображение «Явление Иисуса Христа прор. Илии». На иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI в., ГТГ) в житийный цикл включена композиция «Иезавель приказывает избить пророков». К числу редких сюжетов на этой иконе принадлежит «Помазание Елисея в пророка». Цикл пребывания И. в доме сарептской вдовы начинается с их встречи у ворот Сарепты - эта схема была принята с нач. XVII в. Вдова держит в руках 2 жерди, к-рые ассоциировались в «Слове свт. Иоанна Златоуста об Илии Пророке и о вдове» с крестным древом. В живописи 2-й пол. XVII в. у вдовы в руках появляется охапка веток. В XVII в. возводятся новые церкви, посвященные И. (напр., храм в Ярославле, 1650), перестраиваются в камне деревянные (напр., церковь, построенная в Н. Новгороде в 1506 в память избавления от Мухаммеда-Эмина, в 1655 возведена в камне - см.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей. СПб., 1857. С. 345). Особое внимание уделялось И. в набирающих экономическую мощь городах Поволжья. Для местных икон этих храмов все чаще избирается житийный вариант изображений И. Житийные циклы этого периода многочисленны, их иконографические программы своеобразны. Расположение клейм остается пока еще традиционным, по периметру средника, в к-ром по-прежнему предпочтительны «Кормление вороном» или «Огненное восхождение». В 1-й трети XVII в. создан храмовый образ «Огненное восхождение прор. Илии, с 20 сценами жития» для московской ц. И. (обыденная). Необычность иконографии ряда клейм придает изображение ангела, словно оберегающего И. Подробно проиллюстрировано послание Ахавом пятидесяти воинов для преследования И. Изображение в среднике иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове (1664, ГМЗРК) является исключением, поскольку там представлен ростовой образ И. с развернутым свитком и красным посохом в высоко поднятой руке. Посох напоминает жезл, к-рым он может повелевать стихиями. Основной акцент сделан на темах пророческого служения (И. дважды изображен с развернутым вверх свитком) и воскрешения сына вдовы. Еще одно ростовое изображение И. в среднике житийной иконы встречается на ярославской иконе кон. XVII в. (ГЭ). На иконе нижегородских писем «Прор. Илия в пустыне, с житием» (2-я пол. XVII в., собрание А. В. Анисимовой) помимо нетрадиц. расположения клейм только по боковым сторонам представлен редкий сюжет «Ангел ведет младенца Илию в пустыню и показывает ему огненное облако».

http://pravenc.ru/text/389301.html

1700 г.; болг. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» мастера Николая, 1886 г.; мелькитская икона из Бейрута, приписываемая мастеру Юсуфу аль-Мусавиру, 70-е гг. XVII в. Среди поствизант. иллюстрированных рукописей А. Богородице заметное место принадлежит афонскому манускрипту нач. XVII в. (Б-ка ун-та в Принстоне. Garrett. 13). Неск. довольно полных по составу циклов А. Богородице сохранилось в шитье - на греч. епитрахилях: еп. Дорофея из мон-ря Ставроникиты на Афоне, XVI в.; из Великой лавры на Афоне, XVI в.; из мон-ря в Беотии, XVII в. (Галерея Уолтера в Балтиморе). На Руси отдельные эпизоды А. Богородице появляются в росписях сравнительно рано (ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313); в основном циклы и отдельные композиции А. Богородице сохранились в росписях XVI-XVII вв.: собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря , 1502 г.; Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве, кон. XVI в.; Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг.; ц. Положения ризы Богоматери Московского Кремля, 1644 г.; Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря , 1641 г., и др. Известен также круг рус. икон с изображением А. Богородице: «Похвала Богоматери с Акафистом», сер. XVI в. (ГРМ); «Похвала Богоматери с Акафистом», XVI в. (ГЭ); «Похвала Богоматери с Акафистом», кон. XVI в. (ГТГ); «Троица с эпизодами Акафиста» (Псков), 2-я пол. XVI в.; «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, кон. XVI в.; «Богоматерь Владимирская с Акафистом», кон. XVI в. (ГВСМЗ); 3 иконы с изображением отдельных икосов, XVII в. (ГТГ); «Благовещение с Акафистом» из ц. Св. Троицы в Никитниках (Москва) мастеров Я. Казанца , С. Ушакова , Г. Кондратьева , 1659 г.; иконная рама с А. Богородице, 2-я пол. XVII в. (ГТГ); триптих, XVII? в. (Частная коллекция Мартен). Изображение сцен А. Богородице встречается и в рус. иконописных подлинниках (напр., XVII в. РГБ. 6888). Иллюстрации 24 икосов А. Богородице разделены на 2 равные части в соответствии с их содержанием.

http://pravenc.ru/text/63814.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010