Фронтальное погрудное изображение И. Д. есть на картине И. И. Никитина «Родословное древо русских царей» (1731, ГРМ; Гос. Рус. музей. 1980. С. 216. Кат. 3803; Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998. С. 186. Кат. 23). В композициях с изображением родословного древа и таблиц рус. государей портрет И. Д. также встречается на гравюрах и литографиях XVIII - нач. XX в. (ГИМ, ГЛМ, РГБИ; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240). Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Получили распространение декоративные костяные пластины холмогорской работы с изображением «Родословного древа русских князей и царей»: 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей), известна резная костяная кружка Дудина 70-х гг. XVIII в. (ГЭ; Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). Образ И. Д. неоднократно воплощался в скульптуре, напр. в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова), барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина, созданных для интерьера Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1831 находятся в Оружейной палате Московского Кремля, их копии - в Петровском дворце и здании Сената в Кремле), в составе 2 серий бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1849, 60-70-е гг. XIX в.; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85). Существует серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус. правителей, созданная по заказу Я. В. Брюса нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ок. 1723, ГЭ; Рязанцев. 2003. С. 97, 104-105). Согласно «Запискам» Я. Штелина, по представлению А. А. Нартова на основе серии Дорша в 70-х гг. XVIII в. были созданы медали, на лицевой стороне к-рых размещались портреты правителей в окружении легенды с именем и титулом, на обороте - краткая надпись, характеризующая события жизни и правления изображенного персонажа. Порядок перечисления князей и царей, их жизнеописания и даты взяты из «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова 1760 г. Внизу проставлен номер медали в серии; И. Д. изображен на медали 35 (резчик И. Б. Гасс; Щукина. 2000. С. 40, 63-64. Прил. С. 256). Коллекция факсимильных копий «ломоносовских» медалей была выпущена в 2002 г. (НПО «Геральдика»), в ней изображение И. Д. находится под 56.

http://pravenc.ru/text/469776.html

зарегистрирована общественная орг-ция «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени»». Помимо регулярных богослужений группа проводит семинары. Приверженцы целительского культа рэйки появились в республике в 90-х гг. XX в., известны 2 незарегистрированные группы. Группа «анастасийцев» была организована в Зеленчукском р-не в 2007 г.: адепты из числа жителей ст-цы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни». Идея не получила поддержки населения, после чего активность группы снизилась. Прекратившие существование религиозные группы. В нач. XX в. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в К.-Ч. не существующих: небольшие общины старообрядцев (см. ст. Старообрядчество ), сообщества хлыстов , молокан , ильинцев , имяславцев, иоаннитов . Нек-рые группы сохранялись во 2-й пол. XX в. Сообщения о старообрядцах в Курджинове относятся к 1961 г., в документах 70-80-х гг. XX в. говорится о старообрядческих семьях в Черкесске, Усть-Джегуте и Урупском р-не. После изгнания имяславцев с Афона в 1913 г. до нач. 30-х гг. XX в. Кавказ, в т. ч. территория К.-Ч., был центром имяславческого движения. После закрытия Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (ок. 1918) группа монахов-имяславцев жила в Георгиевском скиту при Шоанинском храме. В 20-х гг. XX в. имяславцы были отмечены в Армавирском окр., в 1957 г.- в Черкесске, с. Маруха и в ст-це Исправной. В 60-х гг. XX в. упоминания о них в офиц. документах прекратились. В 1957 г. ок. 30 хлыстов были зафиксированы в Черкесске и неск. человек в ст-це Усть-Джегутинской. Джегутинская община в 60-х гг. XX в. не упоминается, Черкесская продолжала существовать, сохраняя численность в пределах 40-50 чел., в 70-х гг. упоминаний о ней нет. В 1957 г. деятельность ильинцев была отмечена в Черкесске и ст-це Усть-Джегутинской. В 1964 г. прошел крупный процесс по делу Северокавказского братства ильинцев, в 1976-1978 гг.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

В связи с этим можно прийти к выводу, что понятие «омии» намного более подходит для обозначения той части епископата, которая, в силу своей лояльности церковной политике императора, в 359–360 гг. признала новый символ веры . Это объединение было намного более широкой и менее сплоченной коалицией, чем та небольшая, но активная группа епископов, которая реализовала императорский проект объединения, но сформировалась еще до возникновения этого проекта. Вопрос о том, в какой мере омийское течение сохранило свое единство после 359–360 гг., будет рассмотрен ниже. 2.2. Иллирийский епископат в церковно-политической борьбе 60–70-х гг. IV в. Суммируя приведенные свидетельства послания, можно прийти к выводу, что в 60-е гг. IV в. часть иллирийского епископата, как и бóльшая часть их коллег в других областях Запада, оказалась готова отойти от принципов, сформулированных на Аримино-Селевкийском и Константинопольском соборах. Насколько масштабным было антиомийское движение в Иллирике, кто его возглавлял, а также имелась ли какая-то преемственность между антиомийски настроенными епископами 60-х гг. IV в. и иллирийскими епископами – сторонниками свт. Афанасия эпохи Сердикского собора, установить не представляется возможным в силу того, что послание не содержит в себе описания церковно-политической ситуации в регионе, а является призывом к достижению нового консенсуса на основе возврата к никейской вере. Последнее обстоятельство имеет особое значение: стремление превратить именно никейский символ в общеобязательное вероизложение, принятие которого является необходимым условием сохранения православия, становится определенным и последовательным именно в «постариминском» контексте. Недавней неудачной попытке императора Констанция навязать мнимое согласие в вере церквам противопоставляются освященные временем, а также авторитетом отцов и императора Константина определения Никейского собора 325 г. Именно к такого рода согласию призывают италийские епископы своих иллирийских коллег, покинувших ряды омиев и, возможно, еще колеблющихся, 846 и в полной мере, вероятно, не присоединившихся к никейскому течению (вполне возможно, что указание на установление единомыслия между иллирийскими и италийскими епископами скорее относится к области желаемого, чем действительного). Чтобы вселить в иллирийских епископов уверенность в истинности никейской веры, авторы послания указывают на то, что никейское исповедание есть отвержение не только ереси Ария, но и ересей Савеллия и Фотина (осуждение последнего, очевидно, было особенно актуально в «иллирийской» ситуации), в то время как «арианские» авторы были склонны смешивать учение никейцев и савелиан. 847

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

На место ушедших в 80-х гг. XVIII в. с полуострова греч. и арм. христиан, переселившихся в Приазовье, в К. после 3-го раздела Польши (1795) устремились польск. переселенцы и нем. колонисты. В К. существовала также франц. католич. община из эмигрантов. В 60-х гг. XIX в. в Перекопском у. появились 4 чеш. колонии: Табор (ныне с. Макаровка Первомайского р-на), Богемка (ныне с. Лобаново Джанкойского р-на), Цареквичи (ныне с. Пушкино Красногвардейского р-на), хутор Александровка (ныне с. Александровка Красногвардейского р-на). В 1-й пол. XIX в. в Керчи сложилась довольно крупная итальянская община, у истоков к-рой стоял генуэзец Р. Скасси, занимавшийся торговлей с черкесами. Он добился для Керчи статуса градоначальства (1821), учреждения порта (1827), установил торговые связи с Сардинским королевством (в него тогда входила Генуя). В 1835-1840 гг. итал. община в Керчи построила Успенский храм. К нач. ХХ в. итальянцы составляли 2% населения Керчи. В 1889 г. в Таврической губ. имелось 9 самостоятельных католич. приходских храмов и 32 филиальных, все они относились к Симферопольскому деканату Тираспольско-Саратовской епархии; насчитывалось ок. 16 тыс. прихожан. Помимо приходов в Симферополе, Ялте, Севастополе, Феодосии, Евпатории и Керчи статус самостоятельных имели также храм Всех святых в нем. колонии Розенталь (ныне Ароматное Белогорского р-на), храм св. Амвросия в г. Перекопе, храм св. Иосифа в дер. Мисхор Ялтинского у. По переписи 1897 г., в Таврической губ. насчитывалось более 29 тыс. католиков лат. обряда. В 1924 г. на гос. регистрации состояли 17 католич. общин. В К. тогда насчитывалось 42 350 немцев (из них 1/4 были католиками) и 5730 поляков. Поляки были выселены из К. в 1937-1938 гг., в 1941 г. депортированы немцы. В 1958 г. властям стало известно о тайной католич. общине в колхозе «Дружба народов» в с. Петровка (ныне Красногвардейского р-на). Сюда из Житомирской обл. в 50-х гг. XX в. переселилось 20 польских семей, в частном доме была устроена молельня, к-рую посещало от 10 до 15 чел. В нач. 60-х гг. община была разгромлена. Др. нелегальная католич. община численностью 20 чел. существовала в эти годы в с. Подгорном Красногвардейского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

чел., а легальные общины адвентистов - от 600 до 800 чел. При этом нелегальные общины «адвентистов-реформистов» в 1947-1948 гг. объединяли ок. 1000 сторонников, также ок. 1000 чел. в этот же период состояли в нелегальных группах свидетелей Иеговы. В 1949 г. иеговисты были депортированы из М. вместе с последователями псевдоправосл. секты иннокентьевцев. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. были упразднены 15 общин баптистов, в основном те, которые тяготели к подпольным течениям пятидесятников, а также занимались «антисоветскими выступлениями». На 1959 г. оставались зарегистрированными 75 общин баптистов и 13 общин адвентистов. В условиях антирелиг. кампании 1958-1964 гг. ряд протестант. общин были сняты с регистрации. В частности, закрыт крупнейший молитвенный дом баптистов в Бендерах. Перерыв в репрессивных мерах наступил в 1960 г., после того как о присоединении к легальным общинам баптистов заявила большая группа незарегистрированных общин пятидесятников, к-рых с сер. 40-х гг. XX в. возглавлял епископ Дмитрий Формузал. Под его руководством в нач. 60-х гг. XX в. более 10 пятидесятнических общин в разных районах М. зарегистрировались в подчинении Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). За счет этого число официально учтенных властями баптистов возросло с 5 до 7 тыс. Негативно на процесс объединения повлиял тот факт, что нек-рые пятидесятнические общины вскоре после регистрации в ведении Всесоюзного совета ЕХБ в нач. 60-х гг. ХХ в. были сняты с учета ввиду включения их в состав уже зарегистрированных баптистских общин. Как результат, часть пятидесятников снова стала переходить на нелегальное положение. К 1970 г. на регистрации оставалось 6 общин «объединенных христиан веры евангельской» общей численностью 789 чел. При этом в М. продолжали нелегально действовать 15 общин «необъединенных пятидесятников» общей численностью ок. 700 чел., которые придерживались тщательной конспирации. В условиях перестройки были зарегистрированы новые общины.В 1987 г. уже насчитывалось 98 общин баптистов (в 1990 - 118), 8 общин христиан веры евангельской (в 1990 - 17) и 23 общины адвентистов (в 1990 - 37).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

В 1921 г. был воссоздан Союз духовных христиан-М. 10-12 сент. 1924 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд М. в Самаре. Рассматривался широкий круг вопросов, были выбраны руководящие органы, председателем Центрального совета стал Н. Ф. Кудинов. Местом пребывания Совета была утверждена Москва. Съезд изъявил готовность во всем помогать рабоче-крестьянской власти. Однако к сер. 20-х гг. XX в. политику правительства определяла борьба с религией. В отношении М. возобновились гонения, были закрыты печатные издания и молитвенные дома, подвергнуто репрессиям руководство Союза. В послевоенный период не было возможности зарегистрировать прежние общины. К сер. XX в. большинство М. Воронежской обл. примкнуло к баптистам. В 20-х и 50-60-х гг. XX в. часть воронежских субботствующих М. пополнила адвентистскую общину. В 40-50-х гг. XX в. в области проживало не менее 150 М., в основном в пос. Сомово Воронежского р-на и с. Пески Поворинского р-на. К нач. 70-х гг. в Воронежской обл. шел активный процесс поглощения молоканских общин структурами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) (схожие процессы шли ранее - в 1900-1920, после 1945, продолжаются и в наст. время). Процесс угасания общин М. наблюдался и в 50-80-х гг. XX в. Многие малочисленные общины в Центр. России, Астраханской и Саратовской областях, в Закавказье продолжали действовать без регистрации. К кон. 80-х гг. XX в. наметился некоторый подъем, была зарегистрирована тамбовская община (ок. 30 чел.). В 1991 г. состоялся 1-й съезд духовных христиан, на к-рый собрались представители 60 общин. Членами созданного на съезде Союза общин духовных христиан-М. стали более 40 групп. Летом 1997 г. съезд М. прошел в Тамбове. В 2005 г. в с. Кочубеевском состоялся Всемирный съезд М., приуроченный к 200-летию дарования свобод Александром I. На съезд приехали последователи движения из разных регионов страны, а также из Австралии, США и Канады. Обсуждались вопросы воспитания молодежи в традициях молоканства, выделения земли для возведения молитвенных домов и культурного центра.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

В 1959 г. он был избран президентом страны, Ш. Лемасс занял пост премьер-министра. Лемасс выступил с новой концепцией развития страны, направленной на модернизацию экономики. Основой программы реформ стал переход к свободной торговле, к-рый должен был обеспечить понижение себестоимости продукции промышленности и сельского хозяйства и ее конкурентоспособность. Новая экономическая политика была направлена на привлечение иностранного капитала путем создания благоприятных налоговых условий. Рубеж 50-х и 60-х гг. ХХ в. стал для И. периодом экономического подъема, оказавшего положительное влияние на социальную обстановку. Рост промышленности, к-рый был достигнут за счет интенсификации производства, а не путем увеличения количества рабочих мест, не позволил быстро решить проблему безработицы, одну из главных причин эмиграции. Однако с 1962 г. население И. начало медленно расти. Политика правительства Лемасса подразумевала более активное участие страны в интеграционных процессах. В кон. 50-х гг. рассматривалась возможность вступления И. в Европейскую ассоциацию свободной торговли. В 1960 г. начались переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. В 1961 г. И. совместно с Великобританией и Данией подала 1-ю заявку на вступление в Европейский экономический союз (ЕЭС). В 1963 г. заявка была отклонена из-за англо-франц. противоречий и наложенного Францией вето. На протяжении 60-х гг. ХХ в. И. предпринимала новые попытки присоединения к ЕЭС, но вступила в союз только в 1973 г. Страна начала получать субсидии, позволившие поддерживать сельское хозяйство и стимулировать развитие промышленности. Положительный эффект от членства в ЕЭС для экономики И. в 70-х гг. ХХ в. был по большей части сведен на нет экономическими кризисами 1973 и 1979 гг. Перед страной постоянно стояли проблемы безработицы (достигавшей 18%) и роста дефицита бюджета. Экономические проблемы вновь подстегнули эмиграцию (с 1980 по 1990 И. покинуло более 200 тыс. чел.). Членство в ЕЭС и эволюция общества в 70–80-х гг.

http://sedmitza.ru/text/2560398.html

в Европе связано с рыцарями-крестоносцами, к-рые познакомились с богомильским дуализмом в К-поле. Как бы то ни было, общины К. появились в Германии и во Франции практически одновременно, между 1143 и 1147 гг. К 1143 г. относится процесс против К. в Кёльне. Среди еретиков выделялось 2 группы: неорганизованные сторонники радикальной реформы Церкви и члены строго иерархизированной общины, учение к-рой предполагало отказ от церковных таинств и подвижничество. К этому же времени относятся сведения о распространении похожей ереси в Льеже. Примерно тогда же появились первые общины К. в Центр. и Юж. Франции. Согласно Житию Бернарда Клервоского, в 1145 г. проповедник столкнулся с некой сектой «ариан» в окрестностях Тулузы. Известно о еретиках, появившихся в 1147 г. в Перигоре. По всей видимости, к ереси К. было близко движение попеликанов (popelicani) в Бургундии в 50-60-х гг. XII в. Быстрое распространение ереси в Зап. Европе сопровождалось оформлением структур «церкви» К. (50-е гг. XII в.). Предположительно центром К. в Сев. Франции стал замок Монт-Эме (Шампань), в Юж. Франции - г. Альби. Если в Сев. Франции К. подвергались преследованиям и потому не смогли закрепиться, то на юге, где катаризм находил поддержку со стороны всех слоев населения, к 70-м гг. XII в., по всей видимости, сложилась единая орг-ция К. В Юж. Франции существовали 4 «церкви» (ecclesia) К.: Альби (с резиденцией «епископа» в Ломбере), Тулуза (с резиденцией «епископа» в Лаворе), Каркасон и Валь-д " Аран. Согласно актам Собора катарских «епископов» в Сен-Феликсе, такая организация и учение южнофранц. К. были утверждены лидером к-польских богомилов «попом Никитой», прибывшим в Лангедок из Италии. В том же документе говорится о введении единого чина богослужения (Ordo Drogunthiae). Город Каркасон. 60-е гг. XV в. (Paris. Estampes. Va 17. Fol. 26) Город Каркасон. 60-е гг. XV в. (Paris. Estampes. Va 17. Fol. 26) Согласно анонимному трактату «О ереси» (De heresi, 1200-1215) и сочинению Ансельма Александрийского (1274), в Италии активным сторонником идей К.

http://pravenc.ru/text/1681369.html

2014. С. 34). В Пензе для сбора верующих использовались татар. кладбище и дома мусульман. В 60-х гг. XX в. была предпринята неудавшаяся попытка построить на татар. кладбище мечеть под видом здания для хранения похоронного инвентаря. Доходы мечетей П. о. неуклонно росли начиная с 60-х гг. XX в. (в 1964 - 9,9 тыс. р.; в 1969 - 18,6 тыс. р., в 1973 - 23,2 тыс. р., в 1980 - 41,3 тыс. р.; см.: Они же. 2013. С. 139; Они же. 2014. С. 135). Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. в с. Б. Труёв Кузнецкого р-на проживал член Духовного управления мусульман (ДУМ) европ. части СССР и Сибири казы Я. С. Юсупов (ум. 1975), к-рому подчинялись мечети Куйбышевской (ныне Самарской), Тамбовской, Ульяновской областей и П. о. Также в П. о. фиксировались т. н. самозваные или нелегальные муллы, к-рые занимались отправлением религ. обрядов, гл. обр. в сельской местности (с. Алеево Неверкинского р-на, села Кикино и Телятино Каменского р-на, с. Усть-Инза Никольского р-на и др.) ( Они же. 2014. С. 57-58). Со 2-й пол. 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в П. о., к кон. 90-х гг. XX в. в регионе насчитывалась уже 61 община. В 1991 г. решением Пензенского горисполкома верующим возвращено здание бывш. соборной мечети, в которой после реставрации с 1994 г. проводятся регулярные богослужения. С 1990 по 1998 г. в П. о. построено 23 мечети. В 1991 г. в Ср. Елюзани Городищенского р-на открылось медресе. В 1994 г. при соборной мечети в Пензе организованы годичные курсы для подготовки имамов и 6-месячные - муэдзинов. К 2000 г. ислам. общины П. о. были объединены 2 орг-циями: Региональным ДУМ П. о. (председатель муфтий А. Юнкин; зарегистрировано 3 сент. 2002 в г. Кузнецке), подчиненным Центральному ДУМ России (8 приходов), и Единым ДУМ (ЕДУМ) П. о. (председатель муфтий А. Бибарсов; зарегистрировано 18 мая 1998 в Пензе), находившимся в ведении ДУМ Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР) (41 приход) (Там же. С. 173). К этому времени практически все мечети при поддержке обл. властей перешли в ведение ДУМЕР, однако к 2002 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

За 1944-1964 гг. число школ и количество учащихся выросли в среднем в 5-6 раз. В 1956 г. был открыт Ливийский ун-т в Бенгази с преподаванием на араб. языке. С 1957 г. началась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. В 60-х гг. XX в. были введены обязательное начальное, бесплатное среднее и высшее образование. Однако еще в кон. 60-х гг. XX в. неграмотными оставались ок. 75% ливийцев (среди женщин - 96%). В среде зарождавшейся образованной части горожан (за пределами Киренаики - оплота сенусийи) росли симпатии по отношению к араб. национализму, лидером к-рого считался Гамаль Абдель Насер. Эти настроения особенно ярко проявились после поражения арабов в Семидневной войне 1967 г., в Л. начались гонения на издавна проживавшую здесь иудейскую общину (большая часть ее эмигрировала еще после провозглашения Государства Израиль в 1948 г.). Ливийская Арабская Республика и Джамахирия (кон. 60-х гг. XX - нач. XXI в.) В сент. 1969 г. группа молодых армейских командиров («Свободные офицеры юнионисты-социалисты») во главе с капитаном Муаммаром аль-Каддафи, воспользовавшись заграничной поездкой кор. Идриса I, объявила о его низложении и арестовала наследного принца и высших чиновников («Сентябрьская революция»). Вся полнота власти в стране (получившей название Ливийская Арабская Республика - ЛАР) перешла к Совету революционного командования (СРК, председатель - Каддафи), к-рый освободил политзаключенных, распустил парламент, приостановил действие конституции и назначил кабинет министров, состоявший преимущественно из гражданских лиц. В нояб. 1971 г. СРК учредил комиссию по пересмотру всего законодательства в соответствии с основными принципами шариата. В июне 1972 г. вышел указ о запрете любой партийно-политической деятельности вне рамок новообразованного Арабского Социалистического Союза (АСС), идеологией к-рого была провозглашена т. н. третья теория, базирующаяся на синтезе ислам. фундаментализма и араб. национализма. В 1969-1972 гг. были проведены преобразования, направленные на национализацию экономики. В 1970 г. ликвидировали англо-амер. военные базы на территории ЛАР и национализировали все банки. К сент. 1973 г., сочетая тактику соглашений и национализации, правительство установило контроль над всеми компаниями, связанными с добычей и переработкой нефти, при этом в гос. собственность перешли 51% акций всех зап. нефтяных компаний, действовавших на территории страны, а также розничная сеть сбыта нефтепродуктов и газа. Была введена гос. монополия и на экспорт данных товаров.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010