V. Прямое следствие безбожия – вседозволенность в греховной жизни Отрицающий бытие мира духовного тем самым отрицает и бытие Живого Бога, Который есть Любовь, есть Дух, есть Жизнь, есть Благо, есть Истина, есть Хлеб, есть Свет (Ср.: 1Ин.4:16 ; Ин.4:24, 14:6, 6:35 ; Мф.19:17 ), а вместе с Ним и Его Евангелие, Его слово, которое есть «дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Напрасно человек стремится заполнить опустошенную от Бога душу новыми богами. Ни вера в разум, ни вера в идеализированную будущность коллективизма, ни культ вождей не могут заполнить той страшной пустоты души, что образовалась при удалении заблуждающегося человека «на сторону далече» от Бога – Отца своего. «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Владыка Вениамин (Федченко) пишет: «Ну, чем, думаю, заменю я для себя Бога?! Думаю, думаю, – ничем: все ниже Его, все хуже. Никто не меняет лучшее на худшее, а лучше Бога – ничего нет» 28 . «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего» 29 . Вера в Бога, вера в Истину, равно как вера в ложь, вера в ничто – свободна в своем выборе. И, конечно, повсюду, где вместо Бога провозглашается нечто иное в качестве высшей абсолютной ценности – будь то идеология, будь то страсть, словом, будь то идол, «заменивший» Бога 30 , – там христианское вероисповедание неизбежно окажется в положении враждебном по отношению к объявленному идолу. Христианство исключает всякое активное сопротивление власти, пусть даже ставшей служанкой зла, орудием несправедливости, безбожия и богоборчества, ибо и Спаситель победил мир злобный не силой оружия, не силой мускульной тела и даже не силой ангельских легионов (ср.: Мф.26:53 ), а силой Своей жертвенной Божественной Любви. Спаситель, о Котором было сказано: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:3 ), – кротко и смиренно предстоял проконсулу Пилату в Своем царственном величии живой Истины. И, будучи осужден Пилатом на крестную смерть, оказался Победителем: «смертию смерть поправ». Все последователи Христа помнят и исполняют слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:1–2 ). Евангелие не содержит призыва к насильственным переворотам; наоборот, Спаситель учит в Евангелии: «Не противься злому» ( Мф.5:39 ). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков... и будете ненавидимы всеми за имя Мое... И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:16, 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Слава: 1 58 В конец, псалом Давида, 18. 2 Небеса проповедуют славу Божию, и о творениях рук Его возвещает вселенная. 3 День дню изрекает слово, и ночь ночи возвещает мудрость. 4 Нет наречий и нет языков, на каких бы ни слышались голоса их. 5 59 Разнеслись по всей земле вещания их, и до пределов вселенной речи их. Солнце соделал Бог обителью в небесах; 6 И оно, как жених, выходит из чертога своего, радуется, как исполин, пускаясь в путь. 7 От края неба исход его, и встреча его с тьмой у края неба; и никто не лишится теплоты его. 8 60 Закон Господень непорочен, наставляет души; свидетельство Господне верно, умудряет младенцев. 9 Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господня светла, просвещает очи. 10 61 Страх Господень чист, пребывает вовеки; суды Господни истинны, праведны во всем, 11 Вожделенней золота и камня драгоценного, слаще меда в сотах. 12 И раб Твой хранит их. Велико воздаяние тому, кто соблюдает их! 13 Грехи свои кто до конца уразумеет? От тайных грехов моих очисти меня, 14 От чуждых естеству огради раба Твоего! Если не овладеют они мною, непорочен буду, очищусь от греха великого. 15 И будут угодны Тебе слова уст моих, и помышления сердца моего всегда пред Тобою, Господи, Податель помощи и Избавитель мой! 1 62 В конец, псалом Давида, 19. 2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева! 3 Да пошлет Он тебе помощь от святилища, с высот Сиона да охранит тебя! 4 Да помянет Он все жертвы твои, и всесожжение твое да будет обильно! 5 Да сотворит тебе Господь по сердцу твоему и всяк замысел твой да исполнит! 6 Возрадуемся мы о спасении твоем, возвеличит нас имя Господа Бога нашего. Да исполнит Господь все прошения твои. 7 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего; услышал его с неба святого Своего. Могуча спасающая десница Его. 8 Одни на боевых колесницах, другие на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем. 9 Они споткнулись и пали, а мы встали и укрепились. 10 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда призовем Тебя! 1 63 Псалом Давида, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Напиши слова Мои в сердце своем и размышляй о них прилежно: великая нужда тебе в них будет во время испытания. Что не понял ты, когда читал, то уразумеешь в день посещения. Сугубо испытаю Я избранных Своих: и в искушении испытаю, и в утешении, и два урока им полагаю ежедневно: один – на обличение пороков, другой – на увещание к возрастанию в добродетелях. Кто имеет слова Мои и отвергает их, имать Судящего ему в последний день. Молитва к испрошению дара благоговения. Господи, Боже мой! Ты все мое благо. И кто я – что дерзаю к Тебе своим словом? Я нищий из нищих, раб Твой и червь ничтожный, нищий и презренный более всякого помышления и всякого слова. Но за то помяни меня, Господи, что я ничто – и ничего не стою, и ничего нет у меня. Ты Един благ и свят и праведен: Ты все можешь, все даруешь, все исполняешь, и только грешника оставляешь в скудости. Помяни милости Твои, Господи, и исполни сердце мое Твоею благодатию: нет Твоего хотения, Господи, да пребудет дело рук Твоих праздно. Как мне себя стерпеть в здешней бедственной жизни, если Ты меня не укрепишь милостью Своей и благодатью? Не отврати лица Твоего от меня, не удали от меня посещение Твое, и утешения Твоего не отними от меня, да не будет душа моя яко земля безводная Тебе. Научи мя, Господи, творити волю Твою; научи меня достойно и в смирении ходить перед Тобою, ибо вся мудрость моя в Тебе и Ты в истине знаешь меня, и познал меня, прежде чем создан был мир, и прежде чем родился я в мире. 1) Ин.6:63. 2 ) Ис. 93:12,13. 3 ) Ис. 23:4. 5 ) Ин. 12:48. 7 ) Пс. 142:6,10 . Глава 4. О том, что должно ходить пред Богом о смирении и в истине Сын Мой, ходи предо Мною в истине, и в простоте сердца своего всегда ищи Меня. Кто ходит предо Мною в истине, безопасен будет от суетных напастей, и истина освободит его от соблазнителей и от клеветы нечестивых. Если истина освободит тебя, по правде свободен будешь, и не станешь заботиться о суетных речах человеческих. Истинно слово Твое, Господи. Будь мне по слову Твоему. Истина Твоя сама да научит меня, сама да соблюдет меня и да сохранит до конца спасительного; сама да освободит меня от всякой дурной и беспорядочной привязанности, – и стану я ходить с Тобою в великой свободе сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет ( Быт.17:7 , Исх.23,22–23 ). 3. Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха 4. ( Лев.16:10 , Чис.28:22 ). 5. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. ( Втор.10:8 ). 6. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его ( 3Цар.8:11 ), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения. 7. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю ( 4Цар.21:10 ). 8. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим ( 1Цар.12:5 ), он принимал помазание от пророка ( 3Цар.19:16 ), сакрально представлял народ пред Богом. На протяжении всей истории евреи неоднократно нарушали завет, заключенный Богом с Авраамом, и обновленный через Моисея: «Они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис.24:5 ), они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне ( Ос.6:7 ), Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их» ( Иер.11:10 ). Поэтому Господь еще в древние времена предрекает, вынося определение: " Вот наступают дни,– говорит Господь,– когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, κακοй Я заключил с отцами их в mom день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними,– говорит Господь ( Иер.31:31,32 ). Иудаизм I века К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера. В 63 году до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 году до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. Правление Ирода вызывало недовольство иудейского народа. Он не был чистокровным евреем, а образ жизни был весьма далек от благочестивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Всякое заблуждение, ересь, преступление Божьей заповеди, всякое зло и грех, происходящие явно, именуются и являются соблазном. Потому что они, по определению Василия Великого , противны Божьей воле и, по словам Златоуста, либо ввергают людей, которые видят или слышат их, в тот же грех путем подражания, либо по меньшей мере отвращают христиан от прямого пути благочестия и добродетельной жизни и делают их холодными и равнодушными к богопочитанию и исполнению Божиих заветов. Это и есть та причина, по которой Бог называет соблазном и препятствием языческих богов. Ибо они ввергли евреев в идолопоклонство и отвратили их от правильного почитания и познания единого и истинного Бога. Как говорит Он в Исходе: «Если ты будешь служить богам их, это будет тебе сетью» ( Исх.23:33 ) и во Второзаконии: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя» ( Втор.7:16 ). Следовательно, всем христианам необходимо совместно соблюдать заповеди Господни и исполнять божественную и всесвятую волю Его, не преступая ни одной Его заповеди и не делая никакого греха, особенно явного, дабы не давать повода для соблазна как для своих братьев, христиан, так и для иноверцев и язычников, как призывает Павел: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор.10:32 ). Ведь остальные их единоверцы, христиане, глядя на то, как те грешат, соблазняются, из-за чего-либо сами ввергаются в тот же грех, который на их глазах совершают другие, либо, по крайней мере, становятся равнодушны (к своему спасению) и сворачивают с прямого пути добродетели, по которому шли. По этим двум причинам они подвергаются порче и удостаиваются наказания. Виновники этой порчи и наказания – совратившие их христиане. Нечестивцы же и иноверцы, видя, как христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, грешат, сами соблазняются и получают повод не только поносить и хулить святое, благочестивое и добродетельное имя христианской веры и вообще всех христиан, но хулить даже Самого Христа, Которому поклоняются христиане как Сыну Божию и истинному Богу. И в этом богохульстве повинны ввергшие их в соблазн христиане. Язычники и нечестивые не только хулят и поносят христианскую веру из-за соблазнов, но и, кроме того, отвращаются от того, чтобы уверовать в Христа и принять истинную православную веру христиан. Поэтому если те иудеи, когда лишь услышали единое слово из уст Господа, Который сказал им: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» ( Ин.6:63 ), настолько подверглись соблазну, что бежали от слова Его и больше не ходили вместе с Ним и не желали впредь слушать и веровать в Него, как сказано в Писании: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В Везеке они в числе прочих настигли самого правителя этого города Адони-Везека, с которым сразились и который обратился в бегство. Название Адони-Везек (господин Везека) было общим названием правителей города Везека, как «Фараон» – правителей Египта, «Авимелех» – правителей Герара, «Мелхиседек» – правителей Иерусалима. Суд.1:6 .  Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Пойманный во время преследования, Адони-Везек подвергся казни со стороны израильтян: ему были отсечены большие пальцы рук и ног. Подобное изувечивание побежденных было довольно обычно в древности. По свидетельству Элиена, афиняне подвергли эгинян подобному увечью, отрубив у них большие пальцы на правой руке, чтобы они не могли владеть копьем (Var. hist. II, 9). Александр Македонский, взяв Персеполь, нашел там 800 пленных греков, у которых персидскими царями были отрублены некоторые члены тела. Суд.1:7 .  Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог . И привели его в Иерусалим, и он умер там. В настоящей жестокой казни Адони-Везек справедливо усмотрел возмездие Божие за свою жестокость в отношении побежденных им самим правителей городов и местечек, у которых он также отрубал большие пальцы на руках и ногах, и которые, подобно псам, питались отбросами с его стола. Приведенный в Иерусалим, Адони-Везек здесь умер. Суд.1:8 .  И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню. При Иисусе Навине Иерусалим не был завоеван израильтянами ( Нав.15:63 ). И в данном случае имеется в виду завоевание только низменной части города, примыкавшей к уделу колена Иудина, нагорная же часть, крепость Сион, примыкавшая к колену Вениаминову, и после того оставалась во власти живших там иевусеев до царя Давида ( 2Цар. 5:6–9 ). Суд.1:9 .  Потом пошли сыны Иудины воевать с хананеями, которые жили на горах и на полуденной земле и на низменных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.10:5–6:10 . «Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Объясн. Христос, предавший Свою Плоть на страдания и смерть, Сам же предаёт её и в Евхаристии для вкушения верующим, несмотря на совершение евхаристийного богослужения различными лицами, видимыми орудиями Его: Ин.6:51 ; 1Кор.10:16 . Если Христос даёт нам в Евхаристии плоть Свою для вкушения, то Он же приносит её тогда и в спасительную жертву, потому что таинство Причащения имеет значение жертвоприношения: «за вас предаётся»: Лк.22:19–20 ; «за вас ломимое»: 1Кор.11:24 , желая показать, за кого Тело приносится в жертву. Евр.13:15–16 . «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Объясн. Апостол ограничил свою речь только теми жертвами, которые люди приносят сами от себя, как бы из того, что им принадлежит, а в Евхаристии руками священника приносит Себя в жертву Сам Христос: Лк.22:19–20 ; 1Кор.10:16 ; Деян.2:42 . Пс.118:63 . «Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои». Объясн. Эти слова к таинству свят. Причащения не могут относиться уже по тому одному, что, когда жил Давид, тогда ещё не было установлено таинства Причащения. Установил это таинство Господь Иисус Христос: Мф.26:26–28 . Как видно из всего 118 псалма, здесь ублажается ходящий непорочно в законе Господнем (ст.1), и Господь обещает быть общником с теми, кто хранит повеления Его, а уклоняющиеся от Церкви Христовой не хранят повеления Иисуса Христа. В Причащении преподаётся истинное Тело и Кровь Христовы 1Кор.10:16–17 . «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем; не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Действительно, писания всех истинных христиан полны повествований о великих и замечательных вещах, сделанных, – по общему их утверждению, – силою, властию и действием Духа Божия, пребывавшего в их сердцах. «Дух животворит», – свидетельствует евангелист Иоанн ( Ин.6:63 ). Духом говорил Стефан так, что евреи не могли противостоять ему ( Деян.6:10 ). Дух давал провещавать ученикам в день Пятидесятницы ( Деян.2:4 ). Те, которые живут по Духу, избавлены от всякого осуждения ( Рим.8:1, 5 ). Духом Божиим, живущим в нас, мы освобождаемся от плотских помышлений ( Рим.8:7, 9 ). Дух Христов, живущий в нас, оживляет наши смертные тела ( Рим.8:11 ). Этим Духом умерщвляются дела плотские, и дается жизнь ( Рим.8:13 ). Этим Духом мы усыновлены и взываем: Авва, Отче! ( Рим.8:15 ). «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:16 ). Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших... «и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Этим Духом открыто нам то славное, что приготовил Бог любящим Его, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку... при всех его умствованиях ( 1Кор.2:9, 10 ). Тем же Духом даются и мудрость, и знание, и вера, и дары исцелений, и чудотворения, и языки, и пророчества ( 1Кор.12:8–10 ). Этим же Духом все мы «крестились в одно тело» ( 1Кор.12:13 ). Одним словом, что, касающееся спасения души и жизни христианина, совершается, как должно, или действительно получается без Него? Дух Святой – наш вожатый Обещая послать Духа Святого в мир, Господь Иисус сказал ученикам: «Он наставит вас на всякую истину»; «научит вас всему и напомнит вам все» ( Ин.16:13, 14:26 ). Раз Господь назначил нам такого чудного Наставника, то почему нам нужно брать вожатым в духовных делах наш собственный, плотский и испорченный разум, как того многие непременно хотят? Не следует ли пожалеть о всех таких, как Господь во время оно сетовал чрез Пророков на Израиля ( Иер.2:13 ): «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». В самом деле, разве многие не оставили, разве многие не отвергают этого внутреннего и непосредственного руководителя, этого Духа, наставляющего на всякую истину, – и не проложили для себя других путей, конечно, неправильных, которые не вывели их ни из-под власти плоти и мира, ни из-под владычества их собственных страстей и греховных склонностей: вот почему истина, которая правильно познается только чрез Духа Божия, до такой степени чуждою является на земле! Возражение – и разъяснение его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010