«.на этом " вопросе " я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально. и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? Ну и я. вышел из задумчивости. задушил. по примеру авторитета.» (319). Так сформировалось в его сознании решение об убийстве старухи. Если кто-то «не способен еще отгонять прилоги лукавого, таковой, если чуть-чуть согласится с лукавым помыслом, но тотчас исповедается Господу, каясь и укоряя себя, и призовет Его на помощь, как написано: " Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его " (Пс. 104,1) — то Бог прощает его по Своей милости из-за его немощи. Это сказано отцами о сложении мысленном, когда кто-то невольно побеждается помыслом, пребывая в подвиге, причем корень ума его утвержден на том, чтобы не согрешать и не сотворить беззаконие на деле» [Нил Сорский: 95]. Так размышляет преп. Нил Сорский о состоянии человека на стадии сложения его помысла. Эта стадия — пиковая в развитии греховного помысла, последняя точка возврата. На этом этапе должно быть покаяние, по-гречески — метанойя, т. е. перемена ума, перемена сознания. Монахи в монастырях на исповеди исповедуют свой мысленный грех, каются в нем и возвращаются в исходную точку. «Ибо будущей муке подлежит (душа. — А. У.) за непокаяние, а не за брань» [Нил Сорский: 97]. После покаяния очистившаяся душа способна вернуться в безгреховное состояние. Если не было покаяния, то греховный помысел развивается стремительно. Человек пленяется греховной мыслью и уже без целенаправленной борьбы не сможет избавиться от нее, а его поступки оказываются всецело зависимыми от нее. 4. Четвертую стадию развития греха преп. Иоанн Лествичник, преп. Филофей Синайский и преп. Нил Сорский называют «пленением», которое есть «насильственное и невольное увлечение сердца увиденным или совершенное его с ним слитие, разоряющее наше доброе устроение» [Добротолюбие, т. 2: 510]. С таким толкованием согласуется и мнение преп. Филофея Синайского: «. пленение есть насильственное и невольное отведение сердца (в плен), удержание в нем и слияние будто в одну жизнь с предметом пленившим, от коего (слияния) исчезает доброе наше состояние (теряется покой)» [Добро-толюбие, т. 3: 420]. Так же думает и преп. Ефрем Сирианин: «Пленение есть принужденное, невольное увлечение сердца, преобладаемого предубеждением и долговременною привычкою» [Добротолюбие, т. 2: 363].

http://ruskline.ru/opp/2023/10/14/svyato...

42 «Изыдем и узрим во гробех, яко наги кости человек, червей снедь, и смрад, и познаем, что богатство, доброта, крепость, благолепие». Последование погребения мирских человек, тропари на блаженнах. Требник//С. 192. – Ред. 43 Эпикур (341–270 до н. э.), древнегреческий философ. Основал философскую школу в Афинах. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. 44 Омар Хайям (ок. 1048 – после 1122), персидский поэт, математик и философ. Единственным благом для человека считал наслаждение. Его известные философские четверостишия (рубаи) проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. 45 Рубаи (по-арабски буквально – учетверенный), в поэзии народов Востока – афористическое четверостишие, рифмующееся определенным образом. – Ред. 48 Преподобный Филофей Синайский пишет о памяти смертной так: «Узрев однажды красоту сей последней (памяти смертной. – Ред.) и, духом, а не оком, уязвившись и усладившись ею, я возжелал стяжать ее себе в сожительницу на целую жизнь, возлюбив ея благообразие и благолепие. Эту-то, как я сказал, дщерь Адамову, то есть память о смерти, жаждал я всегда иметь сожительницею себе, с нею спать, с нею беседовать и вместе с нею исследовать, что имеет быть со мною, по отложении тела сего» (Добротолюбие в русском переводе. Т. 3. С. 445). – Ред. 49 Мазохизм – вид полового извращения, выражающийся в потребности испытывать боль, причиняемую лицом противоположного пола; впервые описан в романах австрийского романиста Леопольда Захер-Мазоха, отсюда название. В переносном значении – упорное желание растравлять собственные обиды, душевную боль и иные подобные чувства. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Что касается ответа по существу на поставленный мною вопрос, то некоторые из ученых иногда стараются увернуться от него под тем предлогом, что они-де психологию принимают comme un fait accompli, как «естественную» науку,  в которой «состояние сознания» (по-христиански сказать, души) принимается за непосредственные данные опыта. А кто желает знать больше, пусть сделает заявление в отдел «метафизики», а отвечать на вопросы, почему да отчего, не наше дело, совсем иной «департамент». Но кто же эти перегородки-то наставил? Сами ученые. Сами они и разгородить, и переставить могут. Но ведь и в их «метафизике» о бесах ни одной строчки не сыщешь. И выходит та же канитель, как и в бюрократических «департаментах», где людей посылают от стола к столу, от одного к другому, не делая по существу ничего... Ну, я для пользы души не боюсь смешивать вопросы, подлежащие ведению разных наук... Довольно этого цеплянья за рутину, долой этот узкий обычай, не позволяющий богослову черпать для своих доказательств сведения из медицины, литературы, светских философов, искусства, приковывающий, как каторжников к тачке, к подведомственным только его науке материалам. 696 Характерен самый вид этих птиц, так знакомый каждому опытному в аскетическом делании (ср. явление бесов преп. Антонию, преп. Сергию и другим: «Основы» Отдел II. § 4 и § 5) и так верно описываемый несведущим в этом человеком. 698 Филофей Синайский. 40 глав о трезвении/Добротолюбие. Т. 3. См. также: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении... М., 1889. С. 297. 700 Замечательный пример этого дает св. Исаак Сирин. Один из великих отцов рассказал ему следующее: «В один день сидел я, и ум мой пленен был видением. А когда пришел я в себя, крепко вздохнул. Стоявший же против меня бес, как скоро услышал это, убоялся, и как бы пожираемый какою молниею, возопив от нужды и как бы гонимый кем, предался бегству» (Творения. М., 1854. С. 49. Слово 8). 704 Все это не настоящее искусство святости, исключает подвижничество как таковое. (Например, читаем в житии преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

8 Тщета по-славянски означает не столько суетность, сколько ущерб (zhm…a), ср. итал. перевод danno (вред). 10 В рукописи, с которой сделан публикуемый перевод, эта молитва не сохранилась, не приводится она и в переводе А.Риго, хотя в примечании к этому месту итальянский ученый, ссылаясь на другую свою работу (Rigo A. Ancora sulla Preghiera di Gesu nell’Esicasmo bizantino dei secoli XIII-XV. – Studi e Ricerche sull’Oriente Cristiano 10 (1987), 171–82: p.177, n.32), пишет, что упомянутая молитва в самом деле находилась в конце рукописи. 16 В слав. тексте величайшу сущу, ибо в южных широтах (а в «Предании» имеется в виду, естественно, Греция) время жатвы наступает раньше, чем в северных. 19 Союз и добавлен по итал. переводу. В древнерусском тексте: и неделя сыропустная. предреченных дней. 20 Т.е. два дня однократного вкушения во время продолжительных постов – Рождественского и Великого. 22 См. 69 апостольское правило в кн.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского. Т.1. СПб., 1911 (репринт 1994), с.148 («кроме препятствия от немощи телесной»). На это же правило (но в другом контексте) ссылаются свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы (Наставление безмолвствующим, 31: «Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток». – В кн.: Добротолюбие. Т.5. М., 21900 (репринт 1992), с.349). 27 В итал. переводе иначе: «будь воздержан… и не только на словах». Ср. однако с концом послания (отсутствующим в V), где говорится, что адресат не нуждается в напоминании о причащении. 30 V опускает эти слова, строя фразу совсем иначе: gli alterchi inopportuni con gli amici che, in grande misura e senza che ce ne accorgiamo, distruggono la custodia della mente… 36 Фразу в скобках относим к предыдущим словам на основании древнерусского текста: имиже сердечное очищение прибывати обыче, подвижником; по священных паки рещи отцех. Конец же реченных царство небесное будет ти сам Бог… Итал. перевод с другим чтением (вместо реченных: dicono­fas…n, говорят они) предполагает иную пунктуацию: «Исполнение их, – говорят они, – принесет тебе царствие небесное " …

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

14 Выраженная здесь патриархом гражданская лояльность по отношению к даже антиканоническому действию императора едва ли дает основание для столь далеко идущего вывода. Для современного читателя ситуация может стать более понятной по аналогии с позицией св. патриарха Тихона по отношению к так наз. «изъятию церковных ценностей»: правительство может забирать все, что ему угодно, не исключая и богослужебных сосудов, но ни священники, ни миряне не должны ему в этом помогать. 15 См., в частности, Житие св. Германа Святогорца 6, 15, 17, где св. Филофей доходит скрытой критики правила св. Афанасия в Лавре, основываясь на собственном опыте, так как он сам был там игуменом: P. Joannou. Vie de s. Germain l’Hagiorite par son contemporain, le patriarche Philomhйe de Constantinople//Analecta Bollandiana. 1952. 70. 35–115 (P. 77–80, 83–84). 16 Дополнительно к тем данным, которые будут приведены об этой среде в примечаниях к последующим главам, здесь отметим еще некоторые исследования об исихастах–современниках св. Григория Паламы. Самое яркое из таких имен, совсем не упомянутых в книге, — преп. Максим Кавсокаливит (он должен был быть на поколение или более старше св. Григория). О нем см.: Н. Д. Барабанов. Исихазм и агиография: развитие образа св. Максима Кавсокаливита в житийной литературе XIV в.//Византийский временник. 1994. 55 (80). 175–180 (с дальнейшей библиографией). Об этом святом упоминают также все, кто пишет об афонском периоде св. Григория Синаита (см. ниже, ч. I, гл. II). Юродство этого великого делателя умной молитвы было вызвано упадком духовной жизни на Афоне рубежа XIII и XIV вв., однако, точно оценить степень этого упадка оказывается непросто. Из младших современников, не упомянутых в книге, вероятно, наиболее примечателен преп. Каллист Ангеликуд (в греч. и слав., но не в рус. Добротолюбии фрагмент его сочинения о молитве издан по новогреч. пер. и под искаженным именем Каллиста Тиликуды). Это автор особенно важных полемических сочинений против триадологии Фомы Аквинского, одно из которых издано (нам недоступно): S.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

—10— φησ). Такие схолии, конечно, принадлежать преп. Максиму не могут. Но эти признаки не всегда могут иметь безусловное значение. Напр., схолию с επε в вопросе LXI, 16 (PG. 90, 644 D) патр. Филофей приводит так: γννητον λγω. 51 Равным образом и в других случаях переписчики разные φημ и λγω могли при сокращенном способ письма (φ, λγ) принять за φησ и λγει. Поэтому не всегда такого рода признаки должны иметь решающее значение. Как бы то ни было, схолии вполне соответствуют своему назначению: они почти всегда являются уместными, вполне отвечают воззрениям пр. Максима (хотя не всегда его терминологии) и много помогают при чтении его сочинения. Вопросоответы к Фалассию пользовались большим вниманием в Византии. На них часто ссылались разные писатели. 52 Ими пользовались составители разных сборников. Из последних заслуживают упоминания известные (в рукописях и изданиях) с именем преп. Максима «Различный главы о богословии и домостроительстве, добродетели и пороке» 53 , (располож. в пяти центуриях), короче называемый Сар. quingenta (500 глав), – представляющая собою не что иное, как своего рода Добротолюбие из преп. Максима, составленное около половины XI в., – и Collectio dictorum Veteris Testamenti anagogice expositorum, breviter et dilacide collectorum et a divino Cyrillo et a magno Maximo et a caeteris interpretibus. 54 Quaestiones ad Thalassium изданы были один раз в 1-м томе издания (доминиканца) Комбефи: S. Maximi Confessoris opera omnia – opera et studio Franc. Combefis, Ord. Fr. Pr. Parisiis MDC LXXV, p. 1–300), откуда с удержанием пагинации —11— Комбефи перепечатаны Минем (Patrologiae cursus complectus, series graeca, t. 90, col. 244–785) в Париже в 1865 г. До Комбефи (лет за 30) и одновременно с первыми его попытками издать Quaestiones ad Thal. (в латинском переводе) за это дело взялся было Обэр (Aubertus), который и приготовил себе даже копии с единственной бывшей в то время в королевской библиотеке греч. рукописи Reg. 2945 (теперь Paris. 1094), но потом оставил свою работу, в виду того, что текст в рукописи был крайне недостаточен, пополнить же его из других источников, напр., из богатого рукописного собрания канцлера Петра Сегье (Bibliotheca Seguieriana, перешедшая потом по наследству герцогу Коалену, Coislin, архиепископу метцскому, а теперь составляющая отдел Coislin в Парижской Национальной Библиотеке не было возможности, ибо к ним нельзя было получить доступа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Ну! — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? — Разумеется, нет! Я для справедливости. Не во мне тут и дело. — А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости!» (54-55). И они принялись за новую партию в бильярд. Дело тут, конечно, не в студенте. Важно, что его мысли оказались созвучными мыслям бывшего студента Раскольни-кова, который испытывал в ту минуту «чрезвычайное волнение» и задавался вопросом: «Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились. такие же точно мысли» (55). Зародился прилог, а размышления студента во всей своей полноте сочетались с мыслями самого Родиона Романовича, усилили их. Уже тогда показалось ему странным это совпадение. Достоевский замечает: «Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание.» (55). Вот почему и преп. Иоанн Лествичник, и преп. Филофей Синайский свидетельствуют, что сочетание «не совсем» без греха. «.Если не отсечет кто-то прилог лукавого помысла, но немного побеседует с ним, то враг прилагает усилия, чтобы он страстно о том помышлял», — замечает и преп. Нил Сорский [Нил Сорский: 94]. Раскольников все больше и больше размышляет о «глупой и злой старушонке» (54). Чтобы не оказаться увлеченным помыслом, человек должен пытаться сразу, еще на стадии прилога, не останавливать на нем свое внимание и отринуть его, — рекомендует преп. Иоанн Лествичник [Добротолюбие, т. 2: 509-510]. Если сразу не получилось, то можно попытаться это сделать уже на стадии сочетания, хотя теперь это сделать будет гораздо труднее, поскольку душа уже приразилась предметом и потребуется больше усилий, чтобы пресечь дальнейшее развитие лукавого помысла и победить его. Если же человек принял прилог, увлекся и собеседовал с ним, т. е. сочетался с прилогом, то наступает третий этап развития греха — сосложение или сложение.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/14/svyato...

По Исааку Сириянину. «Кто сподобится непрестанной молитвы, то это будет означать, что он восшел на самый верх всех добродетелей и соделался жилищем святого духа». 779 По Кассиану Римлянину, связь между непрестанною молитвою, чистотою сердца и смирением (Кассиан говорит «умирение души») неразрывна и взаимна, ибо как чистота сердца и смирение ведут к совершенству в молитве, так и они без такой молитвы не могут быть твердыми и постоянными. 780 С большим увлечением и подъемом рассказывает странник, которого мы цитировали выше, как он достиг непрестанной молитвы. Вот этот рассказ его: 781 «Месяцев пять проведши уединенно в сем молитвенном занятии и наслаждении помянутыми ощущениями (духовной молитвы), я так привык к сердечной молитве, что упражнялся в ней беспрестанно, и, наконец, почувствовал, что молитва уже сама собою, без всякого со стороны моего побуждения производится и изрекается в уме моем и сердце, не токмо в бодрственном состоянии, но даже и во сне действует точно так же, и ни от чего не прерывается, не перестает ни на малейшую секунду. Где бы я ни находился, что бы ни делал, чем бы ни занимался, ничему она не мешала и ни от чего не умалялась. Если что работаю, а молитва сама собою в сердце и дело идет скорее; если что внимательно слушаю, или читаю, а молитва все не перестает, и я в одно и то же время чувствую и то и другое, точно как я будто раздвоился или в одном теле моем две души. Боже мой! как таинственен человек»!.. – восклицает странник. В заключение нашей беседы о духовной непрестанной молитве скажем несколько слов о духовном делании, близком к этой молитве, а именно о том, что подвижники Добротолюбия называют словом трезвение. Трезвение, по пониманию подвижников, есть особая способность, подобная непрестанной молитве, к непрестанному духовному самонаблюдению, которая вырабатывается также практикой подвижничества. Подвижники по опыту знали, что как бы высоко ни стоял подвизающийся, он все-таки не мог считать себя вполне гарантированным от вторжения или подкрадывания в его душу помыслов нечистых, поэтому они и старались развивать в себе неусыпное внимание к охранению души своей от всего нечистого. Подвижник Филофей Синайский говорит, что «с утра должно мужественно и неотступно стоять у двери сердца с крепкою памятью о Боге и непрестанною в душе Иисус Христовой молитвою и сею мысленною стражею убивать главы сильных и начала брань воздвигающих помыслов». 782

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Слова подвижнические. С. 389—391 540 Цветы прекрасные. С. 59—62 541 Духовные беседы. С. 275 542 Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 56, 57 543 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 582 544 Приношение современному монашеству. С. 334—335 545 Аскетические опыты. Т. I. С. 159, 290—291, 304. Приношение современному монашеству. С. 337. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 198—199, 466—467, 523—524, 535—537, 823 546 Аскетические опыты. Т. II. С. 231—232. Приношение современному монашеству. С. 355—356 547 Лествица. С. 242 548 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 284 549 Слова подвижнические. С. 313—314 550 Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 535 551 Исаия, авва. О хранении ума.//Добротолюбие. Т. 1. С. 456; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 164, 184, 197; Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 253; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 12, 40; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 208 552 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 168 553 Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 587; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 54; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 115—116 554 Приношение современному монашеству. С. 149—150, 19, 338, 459—460. Аскетические опыты. Т. I. С. 102 555 Аскетические опыты. Т. I. С. 340 556 Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282, 298; Отечник. с. 162; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 35, 50, 53, 161 557 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 282, 242, 520 558 Устав отшельнической жизни.//Добротолюбие. Т. 1. С. 100 559 Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 292, 314 560 Аскетические опыты. Т. II. С. 250—251 561 Аскетические опыты. Т. II. С. 157 562 Лествица. С. 149 563 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 178

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

478 Приношение современному монашеству. С. 110—111 479 Аскетические опыты. Т. II. С. 189. 194, 196, 198 480 Приношение современному монашеству. С. 264 481 Приношение современному монашеству. С. 265 482 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 157 483 Цветы прекрасные. С. 25—27 484 Аскетические опыты. Т. I. С. 211 Там же. Т. II. С. 309 Приношение современному монашеству. С. 268 485 Антоний Великий, прп. наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С.61; Отечник. С. 9; Макарий Великий, прп. Духовные беседы. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282; Отечник. С. 208; Духовно-нравственные слова. Издание Оптинской пустыни. С. 411, 412; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 412 486 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 180, также с. 169 487 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 436 488 Слова подвижнические. С. 179, 387 489 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 417 490 Лествица. С. 136—137 491 Аскетические опыты. Т. I. С. 300 492 Аскетические опыты. Т. II. С. 300 493 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158 494 Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127 495 Слова подвижнические. С. 427—428 496 Аскетические опыты. Т. I. С. 373 497 Духовные беседы. С. 128, 144, 151 498 Отечник. С. 128 499 Лествица. С. 147 500 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212 501 Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010