2773 , получаем разницу в летах между ними на 22 года 2774 . Отсюда реконструировать начальные годы Мосхова иночества можно в таком порядке. Родившись около 538 года в Киликии, Мосх около 20-ти лет от рождения приходит в лавру Фаран (558 г.), откуда, получив первоначальное наставление в несении аскетических подвигов и достаточный собственный опыт, удаляется (568 г.) в более суровых 2775 условиях монашеской жизни находящуюся лавру Илиот, чтобы поселиться потом 2776 в при-Иорданских пещерах 2777 , для подвижничества уединенного и строгого 2778 . Следующим пунктом была, нужно ду- —157— мать 2779 , киновия Феодосия, хотя первое пребывание в ней было кратковременным. В начале царствования Тиверия (578–582 гг.) Мосха мы видим (112 гл.) уже в Египте, куда он, по туманному замечанию анонима, «посылается для служения»=ες διακοναν (=ad ministerium) 2780 . В чем состояла задача данного поручения, определенно сказать нельзя, но —158— можно предполагать, что оно имело миссионерский характер 2781 . В Египте Мосх задержался основательно. Кроме выполнения своего непосредственного назначения, он пользовался случаем, чтобы запастись духовным опытом и среди египетских отшельников, не задумываясь даже пред посещением и отдаленнейшего Оазиса 2782 . Обратно в Палестину Мосх возвращается чрез Синай 2783 , где он был около 589 года 2784 , с предварительным захо- —159— дом в Клизму 2785 , Феран 2786 , Раифу 2787 . По возвращении в Палестину Мосх останавливается в киновии Феодосия: в 594 году, как ее представитель, он вместе с игуменом приходит в Иерусалим с приветствием новопоставленному патриарху Амосу. В этой киновии Феодосия у Мосха состоялось знакомство 2788 с софистом, впослед- —160— ствии патриархом Иерусалимским, Софронием. Общность интересов – стремление к богословской науке и приобретение духовного христианского ведения 2789 – объединяет их, заменяя первоначальные отношения ученика и учителя более тесными узами дружбы и любви. Ученик становится другом 2790 , чадом 2791 , братом 2792 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, без богословского фундамента, заложенного русской религиозной мыслью, невозможно найти «догматическое» объяснение, почему молитва за мир является центральным действием, в котором реализуется монах-аскет-христианин как личность. «Блаженный старец Силуан, молясь за... мир, за все человечество, за всего Адама, в этой молитве отдал свою жизнь» 578 . Принцип соборности приобретает новое приложение на практике – человек реально несет в себе полноту всего бытия через молитву. Один человек вбирает в свое сердце все человечество и как бы становится всем Адамом . К сожалению, никто из русских мыслителей не связал модель Триединства с аскетической практикой молитвы за все человечество, тогда как для Силуана это являлось конечной целью аскетических усилий монаха 579 . Также и никто из аскетов, таких как преп. Макарий Египетский , в православной традиции не связал такую молитву с тринитарным образом 580 . Синтез двух традиций мы видим в писаниях архим. Софрония. Для него потенциал человеческой личности раскрывается в христоподобной молитве, когда «персона объемлет весь мир в огне любви Христовой» 581 , по образу Триединства Бога. Кенотический аспект персонального бытия: Булгаков, Бердяев, Флоренский Последняя тема, которую мне хотелось бы затронуть сегодня, является опять же специфически русской. Мы говорили о соборности, соборном бытии: каждое отношение/общение в единстве личностей, в любви предполагает некий элемент самопожертвования, любовь предполагает не «брать» что-либо от другого, но прежде всего «давать». Нет любви без жертвы. Принцип заложен Евангелием: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). И Господь Сам дал пример такой любви: «Жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин. 10:15 ). И русской мысли особенно свойственно такое «кенотическое» восприятие и христианства, и понятия личностного бытия, как утверждают прот. С. Булгаков и другие исследователи, и это, по утверждению Н. Городецкой в ее книге «The Humiliated Christ in the Modern Russian Thought» 582 , нашло свое отражение не только в богословии, но во всех слоях русской культуры – в литературе, иконописи, музыке и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

570 ...группе так называемых кубофутуристов или Гилея. – В кубофутуристическую группу «Гилея» входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Подробнее см.: Хаджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1997; Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000; Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932: В 3 т. СПб.; М., 1996–2003. 572 Верхарн Эмиль (Verhaeren; 1855–1916), бельгийский поэт и драматург, творчество которого на рубеже веков считалось наиболее ярким выражением реалий и ритмов новой эпохи – века урбанизации и технического прогресса. 573 Ромен Жюль (Romain; наст. имя Луи Фаригуль; 1885–1972), французский поэт, в ранние годы находившийся под влиянием Уитмена и Верхарна. 575 Гуро Елена (Элеонора) Генриховна (1877–1913), художница, писательница, близкая к группе кубофутуристов. Речь о коллективном сборнике «Трое» (В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро), который друзья поэтессы выпустили после ее смерти с иллюстрациями К. Малевича и предисловием М. Матюшина (СПб., 1913). 576 «...что приблизилось время». – Из предисловия М. Матюшина (мужа Елены Гуро) к сборнику: Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое/Рис. К.С. Малевича. СПб., 1913. 577 ...каждой Элоизе разделить участь Абеляра. – Пьер Абеляр (Abelard, Abailard; ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт, в возрасте 40 лет тайно заключил брак с18-летней Элоизой Фульбер, но ее родственники, недовольные этим браком, оскопили Абеляра. О своих злоключениях Абеляр рассказал в автобиографии «История моих бедствий» (1132–1136). История любви Абеляра и Элоизы легла в основу многих произведений поэтов, писателей и художников. 578 «ты царь, живи один». – Из стихотворения А.С. Пушкина «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») (1830). 580 «...Не слышите, как насвистывает?» – Из драмы Ибсена «Когда мы, мертвецы, пробуждаемся» (1899). 581 «...к ногам Христа навек прильнуть». – Из стихотворения Ф.И. Тютчева «О вещая душа моя!..» (1855). 582 ...истолкованное и Мицкевичем, и Вл. Соловьевым, как символическое. – Адам Мицкевич (1798–1855) считал «Пророка» Пушкина переломным произведением, знаменующим новый этап в творчестве поэта (Mickiewicz A. Dziela. T. Xi. Warszawa, 1955. С. 29–30). Владимир Соловьев сравнивал пушкинского «Пророка» с пророками Корана и Библии и усматривал в этом стихотворении «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» (Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина//Вестник Европы. 1899. 12. С. 660–711). По мнению современного исследователя: «Первым Адам Мицкевич заговорил о “Пророке” как о свидетельстве перелома во внутренней жизни Пушкина – с ним соглашались впоследствии Вл. Соловьев, М. Гершензон, С. Булгаков , С. Франк , но не согласился Вяч. Иванов» (Сурат И. «Твое пророческое слово.»//Новый мир. 1995. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

578 Затмения Солнца и Луны. Первым, кто предложил изложенные здесь совершенно правильные причины затмений, был Анаксагор из Клазомен (сер. V в.). См.: Plat., Crat., 409a-b; Aet., II, 29, 6–7. 579 Созвездия, звезды. Здесь очевидно перепутаны примеры к терминам sidera и astra. То есть созвездия Ориона и Волопаса – это, конечно, «многие светила», а скопления Гиад и Плеяд – это пример образования «больших светил», так как считалось, что большиеи яркие звезды – это скопление множества мелких. 580 Светила не имеют собственного света. Это, конечно, верно для светил-планет и неверно для светил-звезд. Утверждение, что звезды светят отраженным светом, сравнительно позднее и не характерно для времен расцвета греческой астрономии. 581 Ci.: multa minora вм. multae maiores. Вероятно, переписчик отнес оба прилагательных к слову claritas (яркость) из предыдущего предложения, но тогда получается трюизм: большую видимую яркость имеют те светила, которые видимы более яркими. Мы предлагаем отнести оба слова к слову intervalla (расстояния), которое фигурирует в названии главы. 582 Светило обегает свой круг или по долготе, или по широте. Широты и долготы здесь астрономические (эклиптические), то есть широта – расстояние до эклиптики, а долгота – расстояние по эклиптике, начиная с точки весеннего равноденствия. 583 Для планет «круговое число» определяется здесь как наименьшее общее кратное сидерического (по долготе) и драконического (по широте) периодов, но фактически приводятся цифры НОК для сидерического периода и тропического земного года. Поскольку точно эта задача не решается, то, в зависимости от заданной точности, можно получить сколь угодно большие числа, однако при небольшой точности (96–98%) получаются вполне астрономически значимые отрезки времени: например, в случае с Марсом – это 15–17-летний период между великими противостояниями, а для обеих дальних планет – просто их сидерические периоды. Цифры, приведенные Исидором для нижних планет, можно исправить: число 9 для Венеры приведено ошибочно вместо 8, а для Меркурия лучше подошли бы 13 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Разного рода саги и легенды талмудистов, восточных писателей, апокрифических произведений и других авторов, хотя не могут, конечно, претендовать на достоверность, но, как предания, могут заключать в себе некоторую долю вероятности; по меньшей мере, в смысле фактического материала, они не лишены некоторого интереса в библейско-историческом исследовании, как предания и воззрения народные на склад характера лиц и событий. В заключение наметим еще крайние пределы, на которые падает жизнь и деятельность пророка Даниила. Самый ранний факт из жизни пророка, отмеченный в его книге, – это пленение его Навуходоносором вместе с другими иудейскими отроками 575 , при первом нашествии этого государя на Иудею в царствование иудейского царя Иоакима 576 . В то время пророк Даниил был «отроком», но отроком уже «понятливым для всякой науки, разумеющим науки, смышленым», способным изучать чужой язык и литературу 577 , – следовательно, развитым уже как по летам, так и по умственным способностям; после трехлетнего приготовления он вместе со своими сверстниками должен был уже вступить на службу при дворе 578 . Как видно, во время переселения в Вавилон пророку могло быть приблизительно 14–17 лет; время рождения его, следовательно, падает на вторую половину царствования Иосии, царя иудейского, потому что предшественник Иоакима Иоахаз царствовал только 3 месяца 579 . С первого нашествия Навуходоносора на Иудею при Иоакиме и начинается время 70-тялетнего плена вавилонского 580 , все продолжение которого пророк Даниил прожил в Вавилоне, выполняя назначенную ему свыше миссию. Последний факт из жизни пророка, отмеченный его книгой, – это видение в 3 год царствования Кира 581 , уже по освобождении иудеев из плена вавилонского 582 , незадолго до смерти самого пророка 583 . Таким образом, крайние пределы жизни Даниила падают, с одной стороны, на вторую половину царствования Иосии (в Иудее), с другой – на первую половину царствования Кира над соединенным вавилоно-мидо-персидским государством; деятельность же его падает всецело на все время вавилонского плена от начала его до конца. В этих пределах и следует наметить во второй части настоящего исследования исторические условия времени деятельности пророка Даниила, а равно и особенности нравственно-политической почвы, на которой проходила эта деятельность. 7 Кажется, что и на эту мировую катастрофу (всемирный потоп) Гитциг смотрит, как на легенду или миф, хотя прямо не высказывает этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

идея свободы совести) подлежит исключениям, когда касается совести погрешительной, как напр. христианские греческие императоры, конечно, не согрешали, когда повелевали разрушать языческие храмы и строго запрещали жертвоприношения, не совещаясь с язычниками о деле, касающемся языческой веры и совести; во вторых, что вышесказанное начало не ведет к предполагаемому заключению. Раскольники имеют свою неправую веру и погрешительную совесть, а правительство со всею церковью и Россией имеет свою правую веру и совесть. Посему надобно щадить, по возможности, неправую совесть раскольников; но несравненно выше стоит обязанность не возмущать совести всей православной церкви и России» 578 . «Мысль о веротерпимости, говорить он в другом месте, – мысль благовидная, но справедливая только тогда, когда верно и точно определены ее предмет и пределы. Мысль об охранении единства вероисповедания, господствующего в государстве, должна стоять выше мысли о веротерпимости и полагать ей пределы» 579 . Он вооружается поэтому против тех, которые «злоупотребляли» этою веротерпимостью и «желали унизить ее до постыдной слабости» 580 . «В настоящее время, пишет он в 1865 году, для многих новые благозвучные слова: «свобода верования» – заглушают старую строгую мысль: «охранение верования». Но если в государстве самая широкая свобода по необходимости ограничивается законом, охраняющим целость государства и безопасность мирных его членов; менее ли необходимо, чтобы свобода верования была ограничиваема законами, охраняющими целость церкви и безопасность мирных ее членов» 581 . Обращаясь к церковно-государственной жизни Запада, веротерпимость которого ставили в образец нашему правительству, м. Филарет фактическими данными доказывает, что и там где веротерпимости полагаются законные пределы. «И да не смущает нас мысль, говорит он, будто пример Европы обязывает нас, во имя веротерпимости, не предпринимать ничего против раскольников. И в европейских государствах веротерпимость имеет пределы» 582 . «Англия есть государство, которое лучше других умеет пользоваться свободою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Братья получают, скорее, один и тот же praenomen и различаются чрез cognomen, который, примерно говоря, переходит неизменным от отца к старшему сыну; второй же сын производит свой cognomen от имени матери посредством суффикса anus, а третий сын, наконец, образует свой cognomen как дериват отеческого cognomen. Так, Flavius Sabinus от Vespasia Polla имел двух сыновей, из которых старший назывался от отца Sabinus, а младший – Vespasianus, по матери 575 ; С. Salvius Vitellianus – сын оратора С. Salvius Liberalis и Vitellia Rufilla 576 ; Ser. Cornelius Dolabella Petrenianus 577 – сын некое-го Cornelius Dolabella и некоей Petronia 578 ; также точно образованы имена L. Burluleius Optatus Ligarianus, Galerius Frachalus Turpilianus; C. Bellicus Natalis Tebanianus 579 ; Q. Septimius Florens Tertullianus, C. Prastina Pacatus Messalinus 580 ; C. Erennius Amintas Medirnianus 581 и др. В одной написи 582 два сына некоего А. Curtius Crispinus Arruntianus зовутся: один – А. Curtius Crispinus Arruntianus, а другой – A. Curtius Auspicatus Titinnianus. Однако это правило не всегда выдерживалось, и есть примеры 583 , где оно не соблюдено. Приведем теперь несколько примеров на имена трех сыновей. В одной написи 584 имеем: 1) М. Cosinius Priscus; 2) М. Cosinius Primus; 3) М. Cosinius Priscianus. Затем, у Апулея 585 упоминается некий Sicinius Amicus, который имел от своей жены Aemilia Pudentilla двоих сыновей: Sicinius Pontianus, названного по отцу или по деду, и Sicinius Pudens, названного по матери. В силу соединения иногда имена осложнялись чрез материнское gentile, а иногда и чрез все ее имена, ее отца, официальное имя и т.д. Получались имена, содержащие два предыимени, два имени и два прозвища, так что терялся всякий критерий для различения истинной фамилии. Другая же причина порчи имен – вторжение имен иностранных. Но мы рассмотрим этот вопрос впоследствии. Обратимся теперь к ономатологии славянской. За недостатком времени мы только бегло отметим некоторые пункты, а для дальнейших подробностей просто сошлемся на литературу 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Отшельничество, соединенное с подвижничеством и любомудрием, св. Григорий при знавал из всех родов жизни высшим и совершеннейшим 578 . Он называет монахов избраннейшими и наиболее мудрыми в Церкви 579 ; достохвальными чертами описывает их жизнь, подвиги самовоздержания, поста и молитвы, одежду и весь вообще внешний быт 580 . В своем увещевательном послании к некоему Геллению, где св. Григорий ходатайствует пред ним за монахов 581 , он так, между прочим, пишет об отшельниках вообще: «Они шествуют тесным путем, которым идут здесь не многие из людей; они входят скорбными вратами, куда со многими трудами вступают добрые. Таково достояние Христово, такой плод Своих страданий Христос приносит от земли Отцу! Это опора слова, слава людей, основание мира, уподобляющееся небесным лепотам! Их род и для меня светоносен» 582 . «Умоляю тебя о душах и о небесной жизни, – обращается далее св. Григорий к Геллению, – умоляю о членах, истончеваемых духом. Окажи милость к дневным трудам, к ночным песнопениям, к возлежанию на голой земле, к слезам, к ветхим рубищам, к истомленным очам, к чистому уму, к священным словам» 583 . Подвижники христианские стараются быть «как бы бесплотными, изнуряя смертное бессмертным» 584 . Это люди, «почитающие для себя наслаждением не иметь никаких наслаждений, смиряющиеся ради Небесного Царства, не имеющие ничего в мире и стоящие выше мира, живущие во плоти как бы вне плоти» 585 . Они не имеют у себя ни пропитания, ни пристанища, не имеют почти ни плоти, ни крови и тем приближаются к Богу. «Они живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут двойной жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны, чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наслаждение – Источник света, и еще здесь – Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, преселение к Богу ума предвосхищаемого; чистота и непрестанное очищение, как не знающих меры в восхождении и обожении; их утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления, пустыня и торжество на небесах; попрание сластей и наслаждение нескончаемое, неизреченное» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Еще в конце IV в., когда имперская армия была наводнена варварскими отрядами, и когда германо-готы угрожали заполонить самую столицу, начали подниматься голоса патриотов в пользу национализации войска. «Война для защиты государства,— говорил в своей речи к Аркадию епископ Птолемаиды Синесий,— не может с успехом вестись иностранными войсками. Берите защитников отечества с собственных полей и из подвластных городов, ибо в них вы найдете настоящую охрану того государственного порядка и тех законов, в которых сами они родились и воспитались. Разве не усматривается крайней опасности в том, что те чуждые нам военные люди, которым вверена защита нашей страны, могут захотеть наложить свою власть на безоружное население? Постарайтесь же умножить собственные полки, вместе с этим поднимется и народный дух, который с успехом выдержит борьбу с варварским вторжением» . Перейти от системы найма иностранных отрядов к национальному войску, однако, не удалось византийскому правительству ни в V, ни в VI в. При Юстиниане, когда империя развила до самых крайних пределов свою военную силу, блестящие военные дела выполнены были под предводительством Велисария, Нарсеса и других полководцев не национальным войском, а наемниками из глазных народов, вступавших в особый договор с империей и носивших имя федератов. Почти у каждого предводителя юстиниановского времени была собственная дружина из нанятых на службу иностранцев, которые как личная свита в качестве оруженосцев служили ядром войска. Последний случай найма в военную службу большого иноземного отряда относится к царствованию Тиверия (578—582), составившего особый корпус в 15000 человек, который был им поручен Маврикию, комиту федератов, впоследствии провозглашенному царем. Сознание неудовлетворительности этой системы и громадная опасность для империи со стороны персов и славян побуждали правительство делать попытки к изменению военной системы. Разрешить этот вопрос удалось, однако, не сразу. На том пути, по которому подготовлялась реформа военного дела, византийское правительство должно было считаться с двумя обстоятельствами: с недостатком населения, в особенности на границах, угрожаемых неприятельскими вторжениями, и с обилием пустопорожних незанятых и необработанных земель. В административном отношении центральному правительству предстояло отказаться от господствовавшей со времени реформ Диоклетиана и Константина системы отделения гражданской и военной власти и усилить свои органы в провинции соединением в одном лице военной команды над местными военными людьми и гражданской власти над населением определенной территории. В этом отношении весьма любопытно проследить подготовительные мероприятия к новой системе, отмеченные еще до времени Ираклия.

http://sedmitza.ru/lib/text/442805/

577 По окончании речи, все посторонние лица, а также обвиняемый и свидетели, должны были оставить залу суда; кроме судей, в ней оставались только «ученики мудрых». Тогда начиналось обсуждение дела. При этом судьям поставлялось в обязанность, быть снисходительными. «Судьи приступают к рассмотрению дела с целью оправдания», – говорится в одном трактате Талмуда. 578 Каждый член Синедриона должен был подробно развить свой взгляд на дело, указать род наказания, которого заслуживает обвиняемый, и оправдать свой взгляд ссылками на закон. Когда мнения разделялись, то происходили, естественно, прения между судьями. Гемара очень часто представляет примеры прений по тому или другому вопросу уголовного и гражданского права. Из них мы видим, с какой осторожностью и тщательностью, члены Синедриона исследовали каждое дело. В дебетах принимали участие и «ученики мудрых», но в уголовных процессах они могли говорить только в пользу подсудимого, но не против него. 579 Ознакомившись, при помощи прений, со всеми доводами «за» и «против» подсудимого, уяснив, таким образом, себе дело до мельчайших подробностей, суд приступал к постановлению приговора. Теперь каждый член Синедриона должен был категорически высказаться: считает он подсудимого виновным или нет. Подача голосов в уголовных процессах начиналась от самого младшего члена Синедриона и заканчивалась председателем. 580 Такой порядок подачи голосов имел ту цель, чтобы младшие и незнатные не подчинялись ранее поданным голосам председателя и старейших членов, а высказывали свое мнение самостоятельно. Член суда, который твердо не был убежден в виновности или невиновности подсудимого, имел право отказаться от подачи своего голоса. 581 Мнения записывались писцами: одним – обвиняющие, другим – оправдывающие. Затем считались голоса, и по большинству их постановлялся приговор. Для оправдания, в уголовных процессах, достаточно было большинство одного голоса, для обвинения же требовалось большинство не менее двух голосов. 582 Если получался приговор оправдательный, то его тотчас сообщали подсудимому и отпускали его на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010