В 534 г. И. пришел запрос св. Кесария , еп. Арелатского, о судьбе Контумелиоза, еп. г. Рейи (Регий, ныне Рьез, Франция), которого обвиняли в различных канонических преступлениях. На Соборе в Массилии (ныне Марсель) (533) Контумелиоз покаялся и обещал вернуть Церкви растраченные средства, однако некоторые епископы выступили за его смещение с кафедры. Сохранились 3 папских послания по этому вопросу, включенные в т. н. Арелатское собрание посланий Римских пап (Epistolae Arelatenses. 32-35//MGH. Epp. T. 3. P. 45-54). В послании галльским епископам от 7 апр. 534 г. папа рекомендовал лишить Контумелиоза кафедры без права совершать таинства и отправить его на покаяние в мон-рь. Управление Рейской кафедрой следовало временно поручить епископу-визитатору без права рукоположения клириков. 13 апр. И. отправил послание клиру г. Рейи с подтверждением низложения Контумелиоза. Папа извещал о назначении визитатором Кесария Арелатского, к-рый должен был совершать таинства, однако не имел адм. прав и не мог распоряжаться церковным имуществом. Третье послание И. св. Кесарию не датировано, к нему приложены каноны о преступлениях епископов и клириков, заимствованные из более ранних папских декреталий. В Liber Pontificalis о деятельности И. в Риме сообщается лишь то, что папа получал дары от имп. Юстиниана I на украшение римских церквей. Кончина И. ошибочно указана в Liber Pontificalis под 27 мая. Погребен в атриуме базилики св. Петра ( Picard J.-Ch. Étude sur l " emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle//Mélanges d " archéologie et d " histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 760). Ист.: PL. 66. Col. 1-32; LP. Vol. 1. P. 108, 285-286; Mansi. T. 8. Col. 795-806; Epistolae Arelatenses genuinae//MGH. Epp. T. 3. P. 45-48; ACO. T. 4. Pars 2. P. XXVIII-XXXII, 206-208; Jaffé. RPR, N 571-575; CPL, N 1692. Лит.: Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R.; Grottaferrata, 19142; Duchesne L. L " église au VIe siècle. P., 1925. P. 87-89, 146; Batiffol P. L " empereur Justinien et le siège apostolique//RechSR. 1926. Vol. 16. P. 211-212; Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longohardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 260-262; Seppelt. Geschichte. 1954. Bd. 1. S. 263-265; Rubin B. Das Zeitalter Justinians. B., 1960. Bd. 1; Anastos M. V. Justinian " s Despotic Control over the Church as Illustrated by His Edicts on the Theopaschite Formula and His Letter to Pope John II in 533//ЗРВИ. 1964. 8/2. С. 1-11; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 109-118; Meo S. M. La dottrina mariana e le rispettive formule sintetiche dei papi Ormisda e Giovanni II//De cultu mariano saeculis VI-IX. R., 1972. T. 3. P. 17-32; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 83-85; Κουρεμπελς Γ. Ο Νεοχαλκηδονισμς; Δογματικ σημεο διαρεσης. Θεσσαλονκη, 2003.

http://pravenc.ru/text/469672.html

Известны имена антецессоров, сочинения которых получили распространение в Византии. В большинстве случаев сохранились только фрагменты этих переводов и комментариев. Полностью сохранилась «Парафраза Институций» антецессора Феофила (а также «Эпитома» новелл Юстиниана, автором к-рой был антецессор Юлиан), профессора права из К-поля, к-рый принимал участие в составлении «Дигест» и Институций. Впервые Феофил упоминается в конституции 528 г. Haec: он был включен в состав первой комиссии по подготовке Нового Кодекса имп. постановлений. Феофил упоминается также в постановлениях Summa, Tanta и Omnem, анализ которых позволяет проследить его карьерный рост: если в 528 г. он имел только почетный титул, то в 533 г., по-видимому, занимал пост ответственного за юридическое образование (по крайней мере в К-поле) (см.: Lokin J. H. A. Die Karriere des Theophilos Antecessor: Rang und Titel im Zeitalter Justinians//Subseciva Groningana. 1984. Vol. 1. P. 43-68). В постановлении Cordi Феофил уже не назван, и на основании этого факта, а также некоторых др. данных исследователи делают предположение, что в 534 г. этот антецессор умер. Сохранившееся сочинение Феофила «Парафраза» представляет собой запись курса, к-рый он читал студентам в 533-534 гг. Название «Парафраза» впервые было использовано, вероятно, в 1611 г. ( Draudius G. Bibliotheca librorum Germanicorum classica. Fr./M., 1611. P. 521). В рукописях текст называется «Институции (антецессора Феофила)» (Τ Ινστιτοτα (Θεοφλου ντικνσορος)) ( Scheltema. 1970. P. 17. Not. 48; Theophili Antecessoris Paraphrasis Institutionum/Ed. J. H. A. Lokin, R. Meijering et al. Groningen, 2010. P. IX. N 1). Ранее общепринятой была т. зр., к-рую высказал голл. исследователь Г. Я. Схелтема: по его мнению, «Парафраза» Феофила представляет собой соединение записей двух курсов. Феофил читал лекции по переводу Институций Юстиниана (νδιξ) и их комментированию (παραγραφα). Лекции были записаны, соединены в единый текст и отредактированы студентом, переписчиком или, возможно, самим Феофилом ( Scheltema. 1970. P. 19). Эта версия происхождения «Парафразы» была подвергнута сомнению итальянским исследователем Дж. Фальконе. Хотя он также полагает, что «Парафраза» представляет собой учебный текст, созданный в юридических школах Византии, однако отрицает возможность того, что в этом тексте сведены воедино 2 курса. По мнению ученого, метод преподавания Институций Юстиниана отличался от способа изучения «Дигест» или Кодекса и был ближе к той методике, к-рую применяли до систематизации имп. Юстиниана. Фальконе полагает, что автор «Парафразы» преподавал право, опираясь на Институции Гая, а затем, после издания Институций Юстиниана, применил свои знания и навыки к новому тексту ( Falcone G. La formazione del testo della Parafrasi di Teofilo//TRG. 2000. Vol. 68. N 4. P. 417-431).

http://pravenc.ru/text/2458741.html

530. Иафер ( αθρ), область старейшин Едома, в той же Гевалине. 530. Итет (Itheth), область старейшин Едома, в той же Гевалене, о которой сказано выше. 531. Иатур (Iathur), в колене Иудине. 532. Иамин ( αμεν), Аквила и Симмах: правая. 532. Иамин (Iamin), что Аквила и Симмах переводят: правая. 533. Иамния ( αμνεα), город Иудин, ныне Иамния, городок Палестины, между Диосполем и Азотом. 533. Иамнел (Iamnel), в колене, Иудине, ныне Иамния (Ilamnia), город Палестины, между Диосполем и Азотом. 534. Иамнин ( αμνν), жребия Неффалимова. 534. Иабнел (Iabnel), в колене Неффалимове. 535. Ианна ( ανν), находящаяся на равнине Моава, от верха иссеченного, зрящего пред лице пустыни, возле Арнона. 535. Ианна (Ianna), находится на равнине Моава, под вершиной Фага, т.е. обтесанного, обращенного к пустыне, возле Арнона. 536. Ианун ( ανον), колена Иудина; ныне есть селение Иануа ( ανου), в трех милиариях к Ю. от Легиона; но кажется, что это не есть объясняемое. 536. Ианум (Ianum), в колене Иудине; есть селение Иануа на третьем милиарии к Ю. от Легиона, но кажется, что это не то, о котором пишется. 537. Иано ( αν), колена Ефремова; и его взял царь Ассирийский; и ныне, есть селение Иано в Акраваттине, в 12 милиариях к В. от Неаполя. 537. Иано (Iano), в колене Ефремове, и его взял царь Ассирийский; и доныне указывается селение Иано, в области Акравиттене, на двенадцатом милиарии к В. от Неаполя. 538. Иарим (Iarim), город Гаваонитов. 539. Иасив ( ασβ), Аквила и Симмах: жителей. 539. Иасеб (Iaseb), вместо чего евреи читают: жители. 540. Иафеф ( φεθ), жребия Завулонова, зовется пристанью и Иоппи ( ππη). Ифа ( φ) зовется и Сикамин ( Συκμινος) по дороге из Кесарии в Птолемаиду, приморское селение близ Кармила. 540. Иафтие (Iafthie), в колене Завулонове; доныне зовется Иоппе (Ioppe), пристань Иафо (Iapho). Ефа (Epha) зовется также и город, называемый Сикамин (Sy caminum), по дороге из Кесарии в Птолемаиду, на море, близ горы Кармила. 541. Идумея ( δουμαα), область Исава, получившая название от него, потому что он именовался Едом. Находится около Петры и зовется Гевалиной ( Γεβαλην).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

110 См.: B.G. II. 3 – 6 etc. Амаласунта, дочь Теодориха Великого, в 526 – 534 гг. правила Италией от имени своего малолетнего сына Аталариха, после смерти которого она стала носить в 534 г. титул королевы готов. Об Амаласунте см. также: H.a. XVI. 1. 111 Гелимер, видимо, в самом деле даже не подозревал о приближении византийского флота, предполагая, что его не следует ждать ранее наступления прохладного времени года. Поэтому он продолжал борьбу с берберами и отправил флот против Годы. 113 Флот пристал к Капут-Ваде (Рас Капудии) 31 августа 533 г. См.: Körbst О. Untersuchungen zur ostgotischen Geschichte. Ï Das Kriegsjahr des Prokop. Jena, 1913. S. 102. 114 Гавань Стагнон (mare Stagnum) идентична с Тунисским заливом (Эль-Бахира). Это была естественная гавань для больших судов. См.: Audollent A. Carthage Romainë 146 avant Jesus Christ 698 après Jesus Christ. P. 1904. P. 150. 115 Толкование Прокопием изобилия воды в сухой почве как предзнаменование будущих успехов – это характерная для византийского менталитета черта истолковывать чрезвычайные обстоятельства как знамения свыше. 116 Т. е. курьерами. Слово вередарий образовано от латинского veredus, что значит «почтовая лошадь». Ср.: В.Р. IL 20. 20. 117 Оптион – от латинского optio, -onis, означающего помощника, избираемого самим начальником. В военном смысле – нечто вроде адъютанта. 118 Т. е. примерно по 14 км в день (при обычной скорости передвижения войск 210 стадий в день (см. выше: I, 1. 17), что составляло около 37 км.). Медленный темп продвижения византийской армии, видимо, объяснялся сильной жарой. 119 Об апельсиновых рощах и дворце в г. Грассе (Сиди Калифа) ср.: Tissot Ch. Géographie comparée de la province romaine d’Afrique. P., 1888. T. 2. P. 116. 120 Византийцы, как уже отмечалось, считали себя истинными римлянами и по этой причине претендовали на римское наследие. Эту мысль предельно откровенно выразил в своем законодательстве император Юстиниан, считавший себя преемником цезарей и На этом основании предпринявший реставрацию в прежних размерах единой Римской империи. См.: C.J. I. 27. l. l; Nov. XXVIII, 4. l. Подобную точку зрения, как мы видим, разделял и историк Прокопий.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

151 Переписка Велисария с готами относительно Лилибеи имела место зимой 533534 гг. Излагая ее, историк, по всей видимости, сообщает истинную суть и смысл переговоров, передав их лишь в несколько переработанном в литературном отношении виде сообразно потребностям историографического жанра. Ср.: Rubin В. Prokopios von Kaisarea. Stuttgart, 1954. Kol. 144. Вместе с тем нельзя исключить и того факта, что письма от лица Велисария писались самим Прокопием и уже тогда могли подвергаться известной стилизации. 152 Здесь Прокопий дал прекрасную сравнительную характеристику образа жизни вандалов и маврусиев. Вместе с тем ради усиления контраста черты быта того и другого народа несколько утрированы историком. См., например: Gernet L. De l’origine des Maures selon Procope/Mélanges E.-F. Gautier. P., 1937. P. 234 – 244. 153 Переписка Фары и Гелимера несет на себе явный отпечаток стиля Прокопия. Вместе с тем она дала историку возможность дать великолепный образ вождя вандалов. 155 Велисарий, видимо, просился в Константинополь в надежде на триумф, на который он после столь быстрой и столь эффектной победы справедливо рассчитывал. 156 Здесь Прокопий, что характерно для его мировоззрения, совершенно пренебрег упоминанием о пехоте. 157 Соломон (ибо он был евнухом) и оказался тем безбородым вождем, о котором шла речь выше в § 14. 158 Новое устройство в завоеванной Северной Африке было введено законом Юстиниана от 534 г. См.: C.J. I. 27. 2. Ср.; Diehl Ch. L’Afrique byzantine. P., 1896. P. 97 – 111. 160 Поскольку в Риме триумфов удостаивались лишь императоры, со времени установления принципата Августа все триумфы справлялись от имени императора, а полководцу-победителю лишь вручались триумфаторские инсигнии. Первым полководцем, который отказался от триумфа, был Агриппа, совершивший успешный поход в Испанию примерно за 550 лет до того, как Велисарий покорил королевство вандалов. 162 Марк Ульпий Траян – римский император с 98 по 117 г., при котором Рим достиг максимального расширения своих границ и пережил период наивысшего расцвета.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

   Несмотря на всю важность дигест, поспешность работы не могла не отразиться на достоинствах труда, в котором можно заметить повторения, противоречия, устаревшие решения; затем, благодаря полномочию, данному комиссии, сокращать тексты, пояснять их и, наконец, сводить несколько текстов в один, в работе заметен некоторый произвол, следствием которого были иногда искажения древних текстов. Единства в этой работе не было. Последнее обстоятельство заставляло иногда ученых юристов XIX века, придававших первостепенное значение классическому римскому праву, сурово судить дигесты Юстиниана. Однако, дигесты, несмотря на многие их несовершенства, сослужили большую практическую службу, к тому же они сохранили потомству богатый материал, извлеченный из произведений классических римских юристов, которые далеко не все до нас дошли. Одновременно с работой над дигестами Трибониану и двум его ученым помощникам, Феофилу, профессору в Константинополе, и Дорофею, профессору в Бейруте (Сирия), была поручена новая задача. По словам Юстиниана, не все «были способны выносить тяжесть столь великой мудрости», т. е. кодекса и дигест; например, молодым людям, «которые, стоя в преддверии законов, стремятся войти в самое святилище», было нужно хорошее практическое руководство. В том же 533 году был составлен, преимущественно в учебных целях, официальный элементарный курс гражданского права, состоявший из четырех книг и получивший название институций (Institutiones); последние должны были, по словам императора, свести «все мутные источники древнего права в одно прозрачное озеро». Императорский указ, которым санкционировались институций, был адресован «к жаждущей законов молодежи» (cupidae legum juventuti).    Во время работ над дигестами и институциями текущее законодательство не бездействовало; было издано немало указов; целый ряд вопросов требовал пересмотра. Одним словом, кодекс в издании 529 года уже оказался во многих своих частях устаревшим. Тогда было приступлено к новой переработке кодекса, которая и была закончена в 534 году. В ноябре этого года второе издание кодекса, исправленное и дополненное, было опубликовано под названием Codex repetitae praelectionis. Последнее издание уничтожало собой издание 529 года и заключало в себе указы со времени Адриана до 534 года. Этим закончено было составление Свода. Это первое издание Свода не сохранилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этот свод вошли 4 сборника. Первый из них - «Кодекс постановлений» (Codex constitutionum) впервые издан в 529 г., а в 534 г. пересмотрен, дополнен и заново отредактирован. Первое издание называют «Древний кодекс» (Codex vetus), а второе - «Переизданный и исправленный кодекс» (Codex repetitiae praelectionis). В «Кодекс» вошли императорские законы: от законов Адриана (117 г.) до последнего закона Юстиниана (534 г.). Сборник разделен на 12 книг, а каждая книга на титулы. Церковных дел касаются первые 13 титулов 1-й книги. Второй сборник Юстиниана именуется «Дигесты» (Digestae), или «Пандекты» (Pandectae). Он опубликован 16 декабря 533 г. Сборник разделен на 50 книг. В нем содержатся толкования юристов языческой эпохи, так называемых мудрых (prudentium), на законоположения древнего римского права. Одновременно с «Дигестами» был опубликован сборник «Институций» (Institutiones), разделенный на 4 книги. Книги состоят из титулов, а титулы из параграфов. «Институции» представляют своего рода руководство к изучению правового материала, содержащегося в «Кодексе» и «Дигестах.» Наконец, четвертый сборник - это «Новые постановления» (Nouvellae constitutiones) или «Новеллы,» содержание которого составляют законы, изданные св. Юстинианом после обнародования «Кодекса.» «Новеллы» большей частью написаны на греческом языке и называются по гречески «Νεαπαι διαταξεις». Первая из новелл издана 1 января 535 г. В новеллах указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям закона (чаще всего, префекту претории - praefectus praetorio). Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, Константинопольскому Патриарху, но посылались они и другим Патриархам. Получив новеллу, Патриархи распространяли ее по митрополиям, оттуда она поступала к епископам и далее - в монастыри и приходы. Эти новеллы были собраны в одну книгу после кончины Юстиниана, Известно пять различных по своему составу сборников новелл. Причем из них наиболее часто употреблялся сборник 168 новелл. В 741 г. была издана «Эклога законов» (Εκλογη των νομον) Льва Исавра и Константина Копронима. В одной этой книге собраны важнейшие законоположения из 4 сборников Юстиниана. Помимо римско-византийского права, в «Эклоге» отражено и обычное право варваров - славян, германцев, арабов. Поэтому сборник широко применялся у славянских народов, особенно у болгар, и был переведен на славянский язык.

http://sedmitza.ru/lib/text/432359/

(530-534). Король, вступивший на трон в результате переворота, вернулся к традиц. курсу как в религ., так и во внешней политике. Он не был признан законным королем имп. Юстинианом I (527-565), к-рый после заключения мира с персами (532) под предлогом защиты прав Гильдериха организовал экспедицию в Сев. Африку. Армия под командованием Велисария, воспользовавшись обстоятельствами, не без труда преодолела сопротивление Гелимера (успевшего казнить Гильдериха) и захватила Карфаген (15 сент. 533); весной 534 г. Гелимер был захвачен в плен. Вандальское королевство было уничтожено, Сев. Африка вошла в состав Византийской империи. После подавления восстания Стодзы (30-40-е гг. VI в.) В. практически исчезли, наличие неск. солдат-вандалов в визант. войске - последнее свидетельство о некогда весьма многочисленном народе. Ист.: Dexippi Fragm. 24//FHG. T. 3; Quodvultdeus. Livre des promesses et des predictions de Dieu/Éd. R. Braun. P., 1964. 2 vol.; Opera Quodvultdeo carthaginiensi episcopo tributa. Turnhout, 1976. (CCSL; 60); Victor de Vita. Historia persecutionis Africanae provinciae temporum Geiserici et Hunerici regis Vandalorum. B., 1879. (MGH. AA; 3/1); idem. W., 1881. (CSEL; 7); Victor of Vita. History of the Vandal Persecution/Trad. J. Moorhead. Liverpool, 1992; Fulgentius Ruspicus. Psalmus contra Vandalos arrianos/Ed. A. Isola. Torino, 1983; Procop. Bella. Лит.: Gautier E. F. Genséric roi des vandales. P., 1932; Schmidt L. Geschichte der Wandalen. Münch., 19422; Удальцова З. В. Политика визант. правительства в Сев. Африке при Юстиниане//ВВ. 1953. Т. 6. С. 88-112; Helbling H. Goten und Vandalen. Zürich, 1953; Courtois Ch. Victor de Vita et son œuvre. Algiers, 1954; idem. Les vandales et l " Afrique. P., 1955; Дилигенский Г. Г. Сев. Африка в IV-VI вв. М., 1961; Constanza S. Vandali-Arriani e Romani-Cattolici nella «Historia persecutionis Africanae provinciae» di Vittore di Vita//Oikoumene: Studi paleocristiani in onore del Concilio Vaticano II. Catania, 1964. P. 223 f.; Courcelle P. Histoire littéraire des grandes invasions germaniques. P., 19643; Diesner H. J. Das Vandalenreich: Aufstieg und Untergang. Stuttg. etc., 1966 (рус. пер.: Диснер Г. -И. Королевство вандалов: Взлет и падение. СПб., 2002); Maier J. -L. L " épiscopat de l " Afrique romaine, vandale et byzantine. R.; Neuchâtel, 1973; Bourgeois C. Les vandales, le vandalisme et l " Afrique//Antiquités Africanes. 1980. T. 16. P. 213-228; Thompson E. Romans and Barbarians: the Decline of the Western Empire. Madison, 1982; Duval N. Culte monarchique dans l " Afrique vandale//REAug. 1984. T. 30. P. 26-73; Clover F. M. The Late Roman West and the Vandals. Norfolk, 1993; Wile ynski M. Zagraniczna i wewnetrzna polityka afrykaskiego pastwa Wandalów. Kraków, 1994.

http://pravenc.ru/text/154045.html

В этот свод вошли четыре сборника. Первый из них – «Кодекс постановлений» (Codex constitutionum) впервые издан в 529 г., а в 534 г. пересмотрен, дополнен и заново отредактирован. Первое издание называют «Древний кодекс» («Codex vetus»), а второе – «Переизданный и исправленный кодекс» («Codex repetitiae praelectionis»). В Кодекс вошли императорские законы: от «Вечного эдикта» Адриана до последнего на момент издания сборника законов Юстиниана (534). Сборник разделен на 12 книг, а каждая книга на титулы. Церковных дел касаются первые 13 титулов первой книги. Второй сборник Юстиниана именуется «Дигесты» («Digestae»), или «Пандекты» («Pandectae»). Он опубликован 16 декабря 533 г. Сборник разделен на 50 книг. В нем содержатся толкования юристов языческой эпохи, так называемых мудрых (prudentium), на законоположения древнего римского права. Среди них есть и толкования Тертуллиана , которого некоторые исследователи отождествляют с известным христианским писателем. Одновременно с Дигестами был опубликован сборник «Институций» («Institutiones»), разделенный на четыре книги. Книги состоят из титулов, а титулы из параграфов. Институции представляют своего рода руководство к изучению правового материала, содержащегося в Кодексе и Дигестах. Институции были составлены на основе сочинений Гая, а также Ульпиана, Флорентия и Марциана. Наконец, четвертый сборник – это «Новые постановления» («Novellae constitutiones»), или «Новеллы», содержание которого составляют законы, изданные святым Юстинианом после обнародования Кодекса. Новеллы большей частью написаны первоначально на греческом языке и называются по-гречески «Νεαπα διατξεις». Первая из новелл издана 1 января 535 г. В новеллах указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям закона (чаще всего префекту претории – praefectus praetorio). Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, Константинопольскому патриарху, но посылались они и другим патриархам. Получив новеллу, патриархи распространяли ее по митрополиям, оттуда она поступала к епископам и далее – в монастыри и приходы. Эти новеллы были собраны в одну книгу после кончины Юстиниана. Известны пять различных по своему составу сборников новелл. Причем из них наиболее часто употреблялся сборник 168 новелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

415 Кодекс Феодосия в 1837–1842 гг. издал в Бонне Г.Ф. Генель на основании 54 рукописей. В начале 20 в. опубликовано критическое издание Т. Моммзена и Э.А. Мейера (Берлин, 1905). 416 В этот свод вошли четыре сборника: 1) «Кодекс постановлений» ( Codex constitutionum), впервые изданный в 529 г. (т.н. «Древний кодекс» – « Codex vetus») и пересмотренный, дополненный и заново отредактированный в 534 г. («Переизданный и исправленный кодекс» – «Codex repetitiae praelectionisv»); в «Кодекс» вошли императорские законы от Адриана (117 г.) до Юстиниана (534 г.), из которых церковных дел касаются первые тринадцать титулов 1-й книги; 2) «Дигесты» ( Digestae), или «Пандекты» ( Pandectae), опубликованы в 533 г. и содержат толкования языческих юристов, т.н. мудрых (prudentium), на положения римского права; среди них есть толкования Тертуллиана , которого некоторые исследователи отождествляют с известным христианским апологетом; 3) «Институции» ( Institutiones), составленные на основе сочинений юристов Гая, Ульпиана, Флоренция и Марциана и опубликованные одновременно с «Дигестами», – своего рода руководство к изучению правового материала «Кодекса» и «Дигест»; 4) «Новые постановления» ( Novellae constitutiones), или «Новеллы», – законы, изданные Юстинианом после обнародования «Кодекса». В «Новеллах» указаны имена должностных лиц, которым они адресованы как исполнителям. Новеллы по церковным делам адресованы, как правило, константинопольскому патриарху, но посылались они и другим патриархам, которые распространяли их по митрополиям, откуда новеллы поступали к епископам и далее – в монастыри и приходы. Corpus iuris civilis впервые издан в 16 в. Дионисием Готофредом; критическое издание: 3 vols. Berlin, 1892–1895 [vol. 1. Institutiones/Recognovit Paulus Krueger; Digesta/Recogn. Theodorus Mommsen; vol. 2. Codex Iustinianus/Recogn. R Krueger; vol. 3. Novellae/Recogn. Rudolfus Schoell (opus Schoellii morte interceptum, absolvit Guilelmus Kroll)]. См. также: Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты/Пер., прим. И.С. Перетерского. М., 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010