Когда род человеческий размножился на земле и стала определяться жизнь отдельных народов с различными обычаями, деятельностью, языками и греховными нравами, то люди постепенно начали забывать Единого Бога Отца. По явилось язычество, многобожие, идолопоклонство и безбожие. И только один народ, еврейский, сохранял истинное богопочитание и веру. Потому он и стал богоизбранным народом, колыбелью рожденного на земле Богочеловека, Искупителя мира, Мессии – Христа. За тысячелетия истории еврейского народа в нем никогда не умолкали пророчества о пришествии Мессии. Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия родится от Девы: «…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (что значит «с нами Бог») ( Ис.7:14 ), что местом Его рождения будет Вифлеем (см. Мих.5:2 ), что рождению Его будет предшествовать явление Его Предтечи, Иоанна Крестителя (см. Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). Проповедовать Мессия будет в Галилее (см. Ис.9:1–2 ). Иудеи Ему не поверят. Он будет причтен к злодеям (см. Ис.53:12 ), будет добровольно страдать за грехи и беззакония людей (см. Ис.53:5 ). И будет убит (см. Ис.53:8–9 ), а жители Иерусалима будут смотреть на Того, Которого пронзили (см. Зах.12:10 ). Он будет погребен, но тело Его не подвергнется тлению, и Бог воскресит Его (см. Пс.15:10 ). Он одержит полную победу над злом и воссядет одесную Бога (см. Пс.109:1 ). Собственно говоря, весь Ветхий Завет надо рассматривать, как преддверие пришествия на землю Христа – Мессии, Сына Божия, а отдельные повествования ветхозаветных книг – как иносказательные и иногда совершенно точные предсказания о явлении обетованного Мессии и Его искупительной жертве за грехи мира. Новый Завет Новый Завет (Евангелие ) является свидетельством исполнения всех ветхозаветных пророчеств. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ). И все пророчества о Христе действительно исполнились.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Но человеку не дано проникнуть в последние замыслы Творца. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (55. 8-9). Поэтому люди должны довериться Промыслу. После опустошения земли народы вновь соберутся на горе Сион (41. 27; 46. 13; 49. 22). Если в 1-й ч. прор. Исаия предсказывал суд над Сионом (Ис 1), то во 2-й печаль сменяется радостью. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (51. 3; ср.: 51. 11, 16; 52. 1, 7-8). IV. Отрок Господень - Мессия. Образ Отрока является своего рода кульминацией всех мессианских чаяний ВЗ. Его личность описана в неск. речах Исаии (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13 - 53. 12). Слово   встречается в 40-55-й главах 20 раз: 13 раз - в отношении к народу Израиля, остальные 7 - в 4 т. н. песнях Раба Господня (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13-53. 12) и в стихах, связанных с ними (45. 5-7; 50. 10-11). В Свящ. Писании словом   обозначались: слуги или рабы (Быт 20. 14; 24. 35), храмовые служители (Езд 2. 55; Неем 7. 57), всякий благочестивый человек, как, напр., Моисей (Числ 12. 7-8; ср.: Пс 104(105). 26), Иов (Иов 1. 8; 42. 7), царь Давид (3 Цар 11. 34; Пс 88(89). 4), прор. Иеремия (Иер 26. 5; ср.: Пс 18. 2; 2 Цар 7. 18-29), израильский народ (Ис 41. 8-10; 42. 19; 44. 21-22). Библейское выражение «Раб Господень» коренится в представлении о теократических началах жизни евр. народа, согласно к-рым Господь есть Царь Израиля. Поэтому выражение может обозначать всякого, кто находится в завете с Господом ( Орфанитский. 1881. С. 604). Очень часто оно также передает идею послушания и избранничества: Пс 33(34). 23; 68(69). 36; 78(79). 2; 104(105). 25 ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). В греч. переводе И. п. к. (LXX) с учетом многозначности евр. слова   оно передается как πας -«отрок, юноша, сын» (41. 8-9; 42. 1; 44. 21; 52. 13) и как δολος - «раб, слуга» (49. 3), что соответствует букв. значению евр.   ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). Помимо слова   наиболее значимые эпитеты, используемые прор. Исаией для характеристики образа Отрока Господня,- «избранник» (   Ис 42. 1; 43. 20; 45. 4), «свет для язычников» (     Ис 42. 6), «праведник» (   Ис 53. 11).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Он [Господь Иисус Христос – С. М.], как непорочный и невинный, не за Свои грехи страдал, но предан был за грехи вселенной; на то и другое посмотри, как указал пророк: не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53: 9). Этими словами он объяснил, почему и Христос был предан. Следует и другая причина: за преступления народа Моего претерпел казнь (Ис. 53: 8). Желая показать не только причину, но и плоды крестной смерти Его, посмотри, как предвозвещает о том пророк: все мы, говорит, блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53: 5–6). (2, с. 367.) Спасся целый город ниневитян. Хотя приговор повергал их в отчаяние, – так как (пророк) не сказал, что, если они покаются, то спасутся, но просто: Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (греч. – три дня) (Ион. 3: 4), – однако же, несмотря на то, что Бог угрожал, и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не упали духом, и не потеряли доброй надежды. Бог для того не сделал (в этом приговоре) ограничения и не сказал: если покаются, то спасутся, чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, тоже не отчаивались и не унывали, взирая на этот пример (нине-витян). Но человеколюбие Бога видно не из того только, что Он, хотя и не сделал ограничения в приговоре, однако же, примирился с покаявшимися, а даже из того, что произнес безусловный приговор. Он сделал это, чтобы увеличить (в ниневитянах) страх и поразить великую их беспечность. Да и самое время покаяния показывает неизреченное Его человеколюбие: что такое могли значить три дня, чтобы загладить столь великие пороки? Не видишь ли, как и отсюда открывается Божия попечительность? Она-то преимущественно и содействовала спасению этого города. (3, с. 650–651.) Человеколюбивый Владыка наш тем особенно почтил род наш, что менее важное и мало полезное для нас, потеря чего безразлична, подчинил естественной необходимости, а распорядителями истинно доброго сделал нас самих. (1, с. 69.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Оно готово совершенно закрыть глаза на то, что начертание духовного лика Христова все же остается совершенно чудесным, совершенно необъяснимым из характера жизни «естественного» Израиля, руководимой началами безусловно иными, чем христианские: «аще бо быша разумели (Христа и понимали, с любовию влеклись ко Христу, носившему лик «Раба Господня » ), не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:8 ). Разве не подтверждает этого и история современного «естественного» Израиля, жизнь которого совершенно не подготовлена к восприятию истинного образа «Раба Господня»? Прежде всего, в книге пророка Исаии неоднократно Господь указывает Израилю через пророка, что только «ради Себя», а не ради правды Израиля Господь спасает последнего (напр. 45:25; 48:11). Затем «Раб Господа» представляется страдающим «ради всех нас» ( Ис.53:6 ), причем в понятие «мы» включаются сами благовестники или пророки, проповедь которых не встретила веры в народе и даже ввела его в соблазн: «Господи! кто поверил слышанному от нас (о Рабе Господа), и кому открылась мышца Господня» ( Ис.53:1 ). «Совратились мы», говорит пророк, «каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него (Раба Господа) грехи всех нас» (ст. 6). Затем как приложить ко многим праведникам такие конкретные черты, которые было бы прямо искусственной натяжкой относить не к отдельной личности, а ко многим праведникам: «как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека вид Его, и лик Его паче всех сынов человеческих» ( Ис.52:14 ); «муж скорбей, изведавший болезни» (53:3); «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (50:6); «Я, Господь, призвал Тебя (Раба Господня) в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме–из темницы» ( Ис.42:6–7 )? Едва ли, не насилуя текста, можно идеальному Израилю приписывать изведение Израиля из плена, тогда как, понимая означенное место прямо в приложении к Мессии (равно как и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Первым это предположил еще в 1949 году Дж. М.П. Боше (J.M.P. Baushet). На такой же позиции стоит У. X. Браунли (W.H. Brownlee), который утверждает, что «только такое толкование и соответствует контексту» 122 . В небиблейских рукописях Мертвого моря идея воскресения Мессии в столь явном виде не встречается. 17. Идея освобождения от грехов в книге Исаии и в кумранских небиблейских рукописях Для обозначения греха в стихе 53:11 использует еврейское слово («авон», другая форма записи: ), которое буквально переводится «беззаконие», «вина» и является синонимом слова («ашам») из 10-го стиха. Поэтому в переводах Семидесяти и Славянском читаем: «и грехи их Он понесет» (κα τς μαρτας ατν ατς νοσει). 53:12 Синодальный перевод : «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех (, «хетэ») многих и за преступников сделался ходатаем». В Великом свитке Исаии текст находится в 20–22 строках 44-го столбца и имеет смысловое разночтение в последних двух словах 22-ой строки: вместо масоретской фразы в конце стиха («вэлапошеим йафэггиа», «и соделает ходатайство за преступников») кумранский свиток дает чтение («и Он будет ходатайствовать за их преступления» 123 ). В тексте этого стиха использовано третье еврейское слово, означающее «грех»: («хетэ»). Оно ближе всего по этимологии к греческому слову μαρτα, употребляемому в переводах для обозначения понятия греха, поскольку происходит от глагола («хата», «ошибаться, упускать, согрешать»). Возможно, Второисаия использовал в четвертой песни все три слова, чтобы подчеркнуть, что Мессия освободит уверовавших в Него от всех видов греха . В Ис.53:10–12 пророк ясно говорит, что Мессия принесет Себя в жертву повинности, и через это понесет грехи многих и будет ходатайствовать пред Господом о прощении преступлений. Из небиблейских кумранских манускриптов схожие идеи встречаются в рукописи 11Q13 «Небесный князь Мелхиседек», где под образом Мелхиседека прообразовательно выведена личность Мессии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Поэтому для мученичества, для исповедничества придёт свой час по воле Божией. И не нужно заниматься самочинием, исповедовать и кричать, как некогда в Карфагенской Церкви на всех напала страсть исповедания. А потом оказалось, что одни выдержали, а другие отпали. Тех, кто выдержал, тех диавол поймал на гордости мученичества. И вот теперь нам нужно посмотреть 37-й стих 12-й главы: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка ». – А эти слова начальные из 53-й главы. 53-я глава пророка Исаии – апогей пророческого прозрения. Складывается впечатление, что он стоял у Голгофы и наблюдал всё: и эти суды – и у Каиафы, и у Пилата, и Его распятие, и то, что Он погребён у богатого, и все эти тонкости. 53-я глава. Ей по значимости равен только 21-й псалом. 21-й псалом и 53-я глава. Вот с этих слов: «Господи! кто поверил слышанному от нас? [Никто. Вот Исаия, когда говорил это, все проходили мимо, не обращая внимания]. И кому открылась мышца Господня [воля Его]? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, “народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое [а как происходит окаменение сердца? Ведь все мы были когда-то невинными младенцами – лежали и гукали. А посмотрите, что получилось потом с возрастом: окаменили сердце своё и лишились возможности и правильно видеть и правильно слышать, потому что все эти способности извратились и поразились также], да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”» ( Ин. 12:37–40 ). – Вот, – Я их бью, а они не чувствуют этого (см. Иер. 2:30; 5:3 ). – Это у пророка Иеремии сказано. 5-ю главу Иеремии откройте, и в 5-й главе смотрите в 3-м стихе: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться». Смотрите 7-й стих: «Как же мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

с 1:5–6; слова: «мучим был» («избит», или «наказуем», как в рус. синод. переводе) ср. с 1:5 или – 6 ст. Слова ст. 5: «ранами Его» – – ср. с 1:6. Слова: «познание Его» (53:11) ср. с 1:3. – Точно также в словах стиха 6-го: «все мы совратились... каждый на свою дорогу» и в ст. 9: «не было лжи в устах Его» заметно близкое сходство с гл. 30:9, 11, где пророк Исаия изображает противоположные нравственные качества современников. Впрочем, само значение страданий народа и Раба Господня несколько сходны. Раб Господа «изъязвлен был за грехи наши и мучим (или «поражаем» ст. 4) был за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (5 ст. ср. 30:6).» Он оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (ст. 11); об Израиле в 27:7–9 говорится, что плодом «поражения» и «наказания» его от Господа будет «снятие греха» и «мир» (26:12, 3, отчасти 27:5–6); само же наказание отличается от «поражения поражавших» Израиля по своему воспитательному и как бы искупительному значению. – С другой стороны, воздаяние от Господа Рабу Господню за Его искупительный подвиг представляет для пророка как бы противоположность судьбе царя Вавилонского. Последний «повержен вне гробницы, как презренная ветвь» (, 14:19), без всякой «чести», приличествующей царю (14:18), за то, что «вселенную сделал пустынею... и пленников не отпускал даром» (14:17). И Раб Господа «взошел, как отпрыск пред Ним и как корень «из сухой земли» 353 , «был презрен и отвергнуть людьми», «Ему назначили гроб со злодеями; но по смерти Своей Он у богатого» (стихи 3, 2 и 9-й главы 53-ей) 354 . Если «семя злодеев, т. е. царя Вавилонского, во веки не помянется» за то, что «он убил народ свой» (14:20); то Раб Господа, хотя при жизни Его никто не хотел «упоминать о Нем» (53:8), «узрит семя, будет долгоденствовать», сделается ходатаем за (самих) «злодеев» (ст. 10 и 12). Тогда как царь Вавилонский встретит во аде между «сильными» и пленниками радость о своей погибели (14:9 и дал.); Раб Господа (по сошествии во ад, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сейчас большинство исследователей согласно в том, что такой перевод неправильный. Во-первых, еврейский текст допускает такой перевод («Князь собрания будет убит ими», , «гэмиту»), но грамматическое предпочтение следует отдать варианту с обратным значением («Князь собрания убьет его», , «гемито») 116 . Во-вторых, идея убийства Князя собрания, понимаемого как Отрасль Давида, совершенно не соответствует смыслу толкуемого в 4Q285 места из Исаии 10:33–11:1, поскольку далее в 11-й главе у Исаии говорится, что Отрасль от корня Иессеева «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (11:4). Поэтому в данном фрагменте рукописи 4Q285, который является всего лишь комментарием и активно использует библейские идеи, конечно же, речь идет о том, что «Князь собрания, росток Давида убьет его»; кого «его» из самой рукописи неясно, но, с учетом библейского текста, можно утверждать, что «нечестивого». Правильным переводом 4-й строки будет выражение «Князь собрания, росток Давида убьет его» 117 . 16. Особенности Ис.53:11 в Великом свитке: воскресение Слуги Ягве 53:11 Синодальный перевод : «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник (, «цадик»), Раб Мой (, «авди»), оправдает (, «йацдик») многих и грехи их (, «ваавонотам») на Себе понесет». Буквальный перевод М.Д. Муретова : «От страдания души Своей увидит – насытится : через познание Его [Свое] оправдает (, «йацдик») Праведник (, «цадик»), Раб Мой (, «авди») многих и грехи их (, «ваавонотам») Он понесет» 118 . В масоретском тексте имеется странная конструкция « увидит – насытится » ( , «рэе йисба»), которую М.Д. Муретов пытается объяснить так: Мессия «с услаждением увидит» или «насладится, видя» плоды Своих дел 119 . Не исключено, что масоретский текст поврежден и должен быть восстановлен по Великому свитку Исаии, содержащему стих 53:11 в 19-ой и 20-ой строках 44-го столбца вместе с важным дополнением: в 19-ой строке вместо масоретского варианта (, «нафэшо», «души Своей») 2-ое слово рассматриваемого стиха имеет чтение («души Его»); а после 3-го слова 11-го стиха (, «йире») в 1QIs a добавлено слово («ор», «свет»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Сол. 2:23–24; 1Кор. 15:53 ; 2Кор. 4:10–11 ; Мф. 27:53 ; 2Тим. 1:8–10 ; Мф. 9:21, 14–36 ; Деян. 19:12 ; Деян. 5:12–15 . Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13 ; Исх. 13:19 ; как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23:1–18 ; Мф. 23:29 . Тела христиан вообще, а святых угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15–17 ; Иоан. 6:56 ; 1Кор. 6:19–20 . Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12 ; Псал. 33:21 ; 4Цар. 13:20–21 ; Мф. 27:52–53 . Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15 ; 4Цар. 13:20–21 . Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великия чудеса: Мф. 14:36 ; 4Цар. 2:8, 14 ; Лук. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 . Даже тень апостола Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15 . Тем более могут совершаться и, действительно, всенародно совершаются великие чудеса от мощей святых угодников, «друзей» Божиих. 5. О молитве за умерших. При рассмотрении последнего пункта сектантского лжеучения относительно единства Церкви земной и небесной, а именно – о молитве за умерших, мы также видим, что сектанты противоречат Св. Писанию, хотя и стараются обосновать на нем свое учение. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины " ( 1Тим. 3:15 ), по этому вопросу учит так, как повелевает нам слово Божие, ни в чем не нарушая заповедей Божиих. Вознося молитвы за умерших, Святая Церковь признает, что они умерли только телом, душою же живы. «А живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Молиться за умерших установлено было еще в ветхозаветные времена. Иисус, сын Сирахов, пишет: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишай милости» ( Сирах. 7 :З6). Пророк Варух молился за умерших так: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля ги сынов их, согрешивших пред Тобою» ( Варух 3:4 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Таким образом, смысл всего стиха Ис.53:11 по кумранскому свитку 1QIs a таков: «От страдания души Его увидит свет ; насытится. Через познание Его [Свое] оправдает Праведник, Раб Мой, многих и грехи их Он понесет». Для понимания точного смысла кумранского текста, необходимо выяснить смысл слова «свет» (, «ор»). Из множества значений, выявляемых толкователями на основе библейского использования слова 120 , укажем наиболее вероятные. Одни исследователи исходят из того, что в книге Исаии свет в некоторых случаях имеет символическое значение истины , и переводят первую часть стиха так: «После страдания души Своей Он увидит свет и насытится через познание [Господа]» 121 . Из символического понимания можно отметить толкование «света» как духовного руководства Господом верных Ему лиц на основании Ис.42:16 : «и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их», а также как спасения на основе Ис.42:6 . Но наряду с символическим значением нельзя исключать и буквального понимания слова «свет» в рукописи 1QIs a . В этом случае выражение «увидеть свет» после смерти означает «вернуться к жизни» (как, например, в Иов.33:28–30 : «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» и т.д.). В пользу такого понимания служит загадочная фраза «срок жизни Его кто изъяснит?» в Ис.53:8 : она могла быть первой ступенькой в развитии идеи личного существования Мессии после смерти, причем не загробного, в котором нет ничего удивительного с точки зрения иудея эллинистической эпохи, а земного. С этим согласуется разночтение 1QIs a относительно того, что после принесения Себя в жертву Слуга Ягве «узрит потомство и будет долгоденствовать». Тогда фраза стиха 53:11 будет логическим продолжением предыдущих: «но род его кто может поведать? – Он узрит потомство и будет долгоденствовать – От страдания души Его Он увидит свет» этого мира – т.е. вернется вновь к жизни. Таким образом, по мнению ряда исследователей, в данном месте Великий свиток Исаии выражает идею воскресения Слуги Господня Мессии после Его страдания и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010