Список епископов Константинополя Апостол Андрей Первозванный Апостол Стахий 38-54 Онисим 54-68 Поликарп I 69-89 Плутарх 89-105 Седекион 105-114 Диоген 114-129 Елевферий 129-136 Феликс 136-141 Поликарп II 141-144 Афинодор 144-148 Евзоий 148-154 Лаврентий 154-166 Алипий 166-169 Пертинакс 169-187 Олимпиан 187-198 Марк I 198-211 Филадельф 211-217 Кириак I 217-230 Кастин 230-237 Евгений I 237-242 Тит 242-272 Дометий 272-284 Руфин I 284-293 Пров 293-306 Митрофан 306-314 Александр 314-337 Павел I 337-339, 341-342, 346-351 Евсевий Никомидийский 339-341 Македоний I 342-346, 351-360 Евдоксий Антиохийский 360-370 Демофил 370-379 Евагрий Максим Григорий I Богослов 379-381 Нектарий 381-397 Иоанн I Хризостом 398-404 Арсакий Тарсийский 404-405 Аттик 406-425 Сисиний I 426-427 Несторий 428-431 Максимиан 431-434 Прокл 434-446 Флавиан 446-449 Анатолий 449-458 Геннадий I 458-471 Акакий 471-488 Фравит 488-449 Евфимий 489-495 Македоний II 495-511 Тимофей I 511-518 Иоанн II Каппадокиец 518-520 Епифаний 520-535 Анфим I 535-536 Мина 536-552 Евтихий 552-565, 577-582 Иоанн III Схоластик 565-577 Иоанн IV Постник 582-595 Кириак 596-606 Фома I 607-610 Сергий I 610-638 Пирр I 638-641, 654 Павел II 641-653 Петр 654-666 Фома II 667-669 Иоанн V 669-675 Константин I 675-677 Феодор I 677-679 Георгий I 679-686 Павел III 687-693 Каллиник I 693-705 Кир 705-711 Иоанн VI 712-715 Герман I 715-730 Анастасий 730-754 Константин II 754-766 Никита 766-780 Павел IV 780-784 Тарасий 784-806 Никифор I 806-815 Феодот I 815-821 Антоний I 821-836 |
В 7-м Слове И. К. толкует ряд стихов из Псалтири и пророческих книг, указывающих на таинство воплощения Сына Божия, среди них: Пс 84. 11; Авв 3. 3; Ис 28. 16. Также И. К. затрагивает тему прообразов Креста Господня: благословение Иаковом Ефрема и Манассии (Быт 48. 14; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 200. 703-707), простирание рук Моисеем в битве с Амаликом (Исх 17. 11-16; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 728-730), праздник кущей (Втор 16. 16; 31. 10; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 736-740). 8-е Слово продолжает истолкование христологических мест ВЗ (Ibid. Σ. 215-246). Ряд стихов из Псалтири и пророческих книг предсказывает крестный путь Спасителя на Голгофу и Распятие: напр., Ис 53. 7-8 (Ibid. Σ. 221. 346 - 228. 518). Особо выделяется трактовка образа благочестивого разбойника (Лк 23. 40-42; см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 229. 549 - 233. 642). Покаяние его более велико, чем покаяние мытаря или блудницы: ведь мытарь имел глубокую веру в Бога, женщина видела чудеса Христа, а причина покаяния разбойника - «исправление (τ κατρθωμα) его души в чистом виде» (Ibid. Σ. 230. 559-561) и вера в то, что Царство Христа - не от мира сего (Ibid. Σ. 231. 582-586). Эта вера даже больше той, что была у апостолов до Пятидесятницы, за исключением веры ап. Иоанна Богослова (Ibid. Σ. 231. 601-610). И. К. собрал ряд мест ВЗ, прикровенно указывающих на воскресение Христа: Ис 42. 6; 45. 2-3; Пс 9. 7; 15. 10; 43. 24, 27; 81. 8 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 236. 736 - 237. 755). Он приводит и рациональные доводы в пользу истинности Воскресения (Ibid. Σ. 239. 815 - 243. 915). Так, если бы Христос не воскрес, зачем бы апостолы стали претерпевать за Него многие страдания? (Ibid. Σ. 242. 882-884). Наконец, о вознесении Христа говорит ряд псалмов: Пс 23. 7-10; 46. 6; 107. 4-6 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 244. 940 - 245. 977). 10-е Слово открывается указаниями на ветхозаветные пророчества об апостолах: Пс 18. 4-5 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 247. 5 - 249. 71), а также о гонениях и преследованиях христиан со стороны иудеев. Иудеи оставлены Богом «за дерзость по отношению к Христу» (Ibid. Σ. 251. 105-106), и гнев Божий на них продлится «до пришествия антихриста» (Ibid. Σ. 252. 140-141; 254. 189-190). |
В добавление к большому количеству сочинений, написанных по-гречески, к этой эпохе (518—610) относятся также сочинения на сирийском языке Иоанна Эфесского, который умер в конце VI века (возможно, в 586 году). Родившийся в верхней Месопотамии и убежденный монофизит по вере, Иоанн провел много лет своей жизни в Константинополе и Малой Азии, где он занимал положение епископа Эфеса и познакомился с Юстинианом и Феодорой. Он был автором «Жизней восточных святых, или Историй, касающихся путей жизни святых Востока» (Commentarii de Beatis Orientalibus) и «Церковной истории» (на сирийском), которая исходно охватывала время от Юлия Цезаря до 585 года. Это бесценный источник для данного периода. Написанная с монофизитской точки зрения, «История» Иоанна Эфесского отражает не столько догматические основы монофизитских споров, сколько их национальную и культурную основу. Согласно исследователю, посвятившему себя специальному изучению сочинения Иоанна, «Церковная история» «проливает много света на последние моменты борьбы между христианством и язычеством, отражая истоки этой борьбы в области культуры». Это сочинение также «весьма ценно для политической и культурной истории, особенно в том, что касается определения предела восточных влияний. В своем повествовании автор входит во все детали и тонкости жизни, давая обильный материал для тесного знакомства с нравами и обычаями, а также древностями описываемого периода». Монофизитские споры, продолжавшиеся в течение всего VI века, вызвали большую литературную активность в том, что касается догматики и полемики. Даже Юстиниан не устранился от участия в этих литературных диспутах. Сочинения монофизитской направленности в греческом оригинале не сохранились. О них можно судить по цитатам, находимых в сочинениях авторов противоположного лагеря или по переводам, сохранившимся в сирийской и арабской литературе. Среди писателей православного направления выделялся современник Юстина и Юстиниана Леонтий Византийский, который оставил немало сочинений против несториан, монофизитов и прочих. О жизни этого автора догматических сочинений (dogmatist) и его полемике с идейными противниками есть очень немного информации. Он является примером интересного явления времени Юстиниана, особенно потому, что влияние Платона на отцов церкви начало уже уступать место влиянию Аристотеля. |
В этом отношении Лев III Исавр лишь продолжал практику, зародившуюся еще во времена первых христианских римских царей и существовавшую на протяжении первых веков имперского существования Церкви. Точно так же действовали императоры святой Константин I Равноапостольный (306–337), Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361), святой Феодосий I Великий (379–395), святой Феодосий II Младший (408–450), святой Маркиан (450–457), святой Лев I Великий (457–474), Юстин I (518–527), святой Юстиниан I Великий (527–565), Ираклий Великий (610–641), Констант II (641–668), Константин IV (668–685) и Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711). Их труды были по-разному оценены современниками и Церковью, но нельзя не заметить, что ревность многих из них по вере вознаградилась высшим образом – их причислили к лику святых. Так происходило до императоров Исаврийской династии, так продолжалось и после них вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Современные исследователи обычно негодуют на претензии Льва III Исавра в послании к апостолику считать свой статус подобным епископскому. Правда, сам папа не видел в этом ничего предосудительного, он лишь пенял императору, что подобные полномочия можно признать за православными василевсами, и призывал императора взять их себе в качестве образца для подражания. Понтифика не мог, конечно, удивить такой пассаж, поскольку еще царь святой Константин Великий именовал себя «епископом внешних» . А император Константин IV Погонат (668–685), созывая VI Вселенский Собор 680–681 годов, так писал Римскому папе Агафону (678–681): «Я буду восседать среди епископов не в качестве императора, и я не буду точно так же говорить, как император, но как один из архиереев» . Ничего нового Лев III Исавр не придумал, созвав синклит из епископов и сановников, дабы изучить жалобы на языческие формы иконопочитания и вынести конкретное решение. Более того, много лет обдумывая этот шаг, прежде чем решиться на него, василевс пришел к убеждению, что поставленный на повестку дня вопрос носит не догматический характер, а относится к проблемам обрядовой практики . |
Уникальные сведения о святынях и храмах И. Ф. содержатся в Житиях прп. Парфения, еп. Лампсакского (IV в.), и прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.), происходившей из дер. Фракокрина (Авидины) близ И. Ф. (см. подробнее в разделе «Христианские памятники»). Из Жития прп. Елисаветы явствует, что из мощей мц. Гликерии в И. Ф. осталась только ее честная глава ( Halkin. 1973. P. 253-254; с VIII в. появляются известия о местонахождении тела этой святой на о-ве Лемнос). В 475 г. в И. Ф. имп. Василиск (475-476) начал восстание против имп. Зинона. В 515 г. имп. Анастасий I собирался созвать в И. Ф. Собор с участием папы Римского свт. Гормизда , к-рый соглашался прибыть на Собор при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов. Однако позднее Анастасий отказался от намерения проводить Собор. В 518 г., после смерти Анастасия, был созван Собор в К-поле под председательством митр. Феофила Ираклийского, на к-ром был отменен «Энотикон» и анафематствован Севир Антиохийский. В VI в. растущее давление различных племен варваров на Балканы привело к постепенному упадку городской жизни в И. Ф. и к падению ее значения как церковной кафедры. Историк Прокопий Кесарийский отмечал, что во времена имп. Юстиниана I (527-565) И. Ф. стала «почти необитаемой». «То же самое сделало время и с находящимся там дворцом, бывшим в высшей степени замечательным». Император соорудил новый водопровод и отстроил город ( Procop. De aedificiis. IV 9. 14-16). В 591 г. в И. Ф. прибыл имп. Маврикий, по приказу к-рого был восстановлен храм с гробницей мц. Гликерии, разрушенный в предшествующие годы во время нападения аваров. В 610 г. гробницу святой посетил имп. Ираклий. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Ираклийская митрополия устойчиво занимает 3-е место после Кесарии Каппадокийской и Эфеса. Исключение представляют Тактикон имп. Льва III Исавра, в к-ром Ираклийская митрополия занимает 4-е место, уступив Кипрской архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. |
Папы XIII века – 414. О Сагарелле и Иоакиме, еретиках, порицающих Римскую Церковь и сожжённых – 422, 423. Греческая Церковь в XIV столетии. 427–430. Завоевания Литвы – 451. Иерархия восточная, дальнейшие покушения на соединение. 469–472. Притязания Латинян к Россиянам. 472 и 473. Около 1353 года рукоположены два митрополита для Москвы с Киевом и для Волыни и Литвы – 475. О Киевской митрополии и Польской Унии – 478. Иерархия Западной Церкви, где и о Схизматах – 518. Отвержение Флорентийского собора в Греции – 538. Об Исидоре митрополите Моск. Униате – 540. Фотий митр. Моск. ездил к Витовту – 542. Филипп, митрополит, воспротивился папскому послу – 543. Принуждение Витовтом к Унии – 555. Иоанн Аргиропул хотел примирить восток и запад изъяснением происхождения Св. Духа от Бога отца через сына – 559. Об отвержении Исидора и папских искательств – 567. Разделение митрополий Витовтом – 573. Уния Исидора отринута – 576. Собор Иерусалимский, отринувший Флорент. Унию – 579. Флорентийская Уния – 588. О Флорентийском соборе. 610–614. О Поссевине и Унии – 637. Униаты – 672. Итальянская инквизиция – 682. Учение Западной Церкви, где о власти пап, и разных распрях того времени, и Трид. соборе – 687. Об иезуитском ордене – 694. О Тридентском соборе – 701. Внушения от иезуитов на востоке – 743. О Самозванце в отношении к вере и Унии, тоже об иезуитов в том участии 744 и в нотах. О превращении верных иезуитами в Конст. – 752. О Греческой иерархии – 774. О Киевской митрополии и Униатах – 775. Гpuropuй XIII сидел на папском престоле с 1572 по 1585 года – 706. Об изгнании христианства из Японии и Абиссинии, происходящем от Римского честолюбивого духа, коим пало и христианство в Китае – 813. Учение сие столь чисто и не подлежащее сомнению, что самые папы Римские добавление к символу слова Filioque ещё в начале девятого века отвергали. Лев III, несмотря на могущество Карла Великого, не только перед его посланниками охуждал сие добавление, уже во Франции принятое, но ещё и повелел вырезать символ на двух серебряных досках на греческом и латинском языках, без прибавления слова и Сына, со следующею на них надписью: Лев устроил сие из любви к Православной вере и для её охранения. Иоанн VIII, подобно Льву III, объявлял в сношениях своих с Восточной Церковью, что он не прибавляет к символу слова Filioque и делающих сие признаёт преступными, но что выведение сего обыкновения, на Западе вкоренившегося, требует времени и благоразумия. |
Список епископов Константинополя HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Сергей Говорун Список епископов Константинополя Апостол Андрей Первозванный, Апостол Стахий (38-54), Онисим (54-68), Поликарп I (69-89), Плутарх (89-105), Седекион (105-114), Диоген (114-129) ... Апостол Андрей Первозванный Апостол Стахий 38-54 Онисим 54-68 Поликарп I 69-89 Плутарх 89-105 Седекион 105-114 Диоген 114-129 Елевферий 129-136 Феликс 136-141 Поликарп II 141-144 Афинодор 144-148 Евзоий 148-154 Лаврентий 154-166 Алипий 166-169 Пертинакс 169-187 Олимпиан 187-198 Марк I 198-211 Филадельф 211-217 Кириак I 217-230 Кастин 230-237 Евгений I 237-242 Тит 242-272 Дометий 272-284 Руфин I 284-293 Пров 293-306 Митрофан 306-314 Александр 314-337 Павел I 337-339, 341-342, 346-351 Евсевий Никомидийский 339-341 Македоний I 342-346, 351-360 Евдоксий Антиохийский 360-370 Демофил 370-379 Евагрий Максим Григорий I Богослов 379-381 Нектарий 381-397 Иоанн I Хризостом 398-404 Арсакий Тарсийский 404-405 Аттик 406-425 Сисиний I 426-427 Несторий 428-431 Максимиан 431-434 Прокл 434-446 Флавиан 446-449 Анатолий 449-458 Геннадий I 458-471 Акакий 471-488 Фравит 488-449 Евфимий 489-495 Македоний II 495-511 Тимофей I 511-518 Иоанн II Каппадокиец 518-520 Епифаний 520-535 Анфим I 535-536 Мина 536-552 Евтихий 552-565, 577-582 Иоанн III Схоластик 565-577 Иоанн IV Постник 582-595 Кириак 596-606 Фома I 607-610 Сергий I 610-638 Пирр I 638-641, 654 Павел II 641-653 Петр 654-666 Фома II 667-669 Иоанн V 669-675 Константин I 675-677 Феодор I 677-679 Георгий I 679-686 Павел III 687-693 Каллиник I 693-705 Кир |
499 Но из связи речи в Деяниях Апостолов видно, что Апостолы думали, что Господь восстановит царство Израиля через несколько дней, или вообще в самом скором времени, и, по-видимому, ждали точного ответа на свой вопрос. 500 Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. lat. T. XLI. Col. 610–617. De Civitate Dei. Lib. 18. Cap. 53. § 1. 501 В переводе, произведённом при Киевской Духовной Академии, слова: imperium Romanum, обозначены словами: римская власть. Конечно, слово: imperium, можно переводить и словом: власть, как и словом царство, империя. Но сличая изложение этого мнения у Августина с изложением его у Златоуста, мы убеждаемся, что здесь речь не о Сенате, не о царях или вообще правительстве римском, а о самой Римской империи, или царстве. 502 Такую конструкцию слова Апостола имеют в Вульгате, именно: tantum ut qui tenet nunc, teneat, donec de medio fiat. 503 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Ser. lat. T. XLI. col. 686. De civitate Dei. Lib. 20. cap. 19. 505 Сульпиций Север, пресвитер в Аквитании, муж учёный, родился в 352 г., а Августин, епископ Иппонийский, родился в 354 г. 507 Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. Lat. Т. XX. Col. 211 et 212. Dialogus secundus (aut altera pars dialogi primi), cap. 14. 511 L. Coelii siye Caecilii Lactantii Firmiani Divinarum Institutionum Liber Septem. Lib. VII. Cap. 14 518 Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. lat. T. XVII. Col. 456–457. Commentarii in Epistolam ad Thessalonicenses Secundam. Cap. 2. 519 Migne. Patrol. Curs. Compl. Ser. lat. T. XLI. Col. 685 De Cvitate Dei. Lib. XX. Cap. 19. § 2. 522 Беседовательное толкование Второго Послания к Солунянам Епископа Феофана, Москва. 1873 г., стр. 71. Феофан (Говоров), бывший Епископ Тамбовский (1859–1863 г.), а потом Владимирский (1863–1866 г.) в 1866 году удалился на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии, где последние 23 года своей жизни подвизался в затворе. Умер 79 лет от роду 6 января 1894 года. За свои многочисленные и превосходные учёные литературные труды Епископ Феофан возведён был в звание доктор богословия. Особенно много написал он сочинений, проповедей, писем, размышлений и изречений по содержанию и характеру нравоучительных, назидательных, аскетических. Из учёных его трудов важны толковательные: изъяснение Посланий Апостола Павла (кроме Послания к Евреям), шестопсалмия и псалмов 33 и 118. Кроме того, у него есть сочинения по Евангельской истории, догматико-полемические и критические. Немало перевёл он творений отцов греческих, преимущественно аскетических. |
Григорий Таронит 24, 334, 335, 592, 594, 601 Григорий Тарханиот 447 Гроссу Н. 502 Груссе Р. 535, 572, 579, 584 Грюмель В. 501, 502, 552, 621 Гуго, граф 353, 354, 361 Гуго, сводный брат Боэмунда 676 Гуго Вермандуа 279, 280, 286, 536, 560, 562, 563, 577 Гул 72, 164, 209 Даватин 133, 267, 334, 367 Давид, библ. 106, 180, 282, 326, 424 Дагоберт 372, 461 Даимберт 584 Далассин, см. Константин Далассин Далассин, см. Феодор Далассин Далассина, см. Анна Далассина Далассины 483, 484 Дандоло 472, 498, 519 Данишменд (Мелик-Гази?) 300, 394, 573, 593 Данишменд, основатель династии Данишмен-дов 573, 576 Данишменды 570, 573, 617 Дарий, царь персидский 556 Девгенич, см. Лжедиоген Декан 244, 245, 381 Деметраки Д.488 Деметрий, брат Баграта IV 464 Демосфен, Пеаний 18, 103, 121, 195, 239, 265, 478, 524, 552 Дженкинс Р. 42 Дивлатий 419 Дигенис Акрит 478 Дидим 263, 551 Дикур, см. Анастасий I Дикур Диль Ш. 9, 48, 474 Димитрий, магистр 465 Димитрий, слуга Аарона 341, 342 Димитрий Полиоркет 339, 471, 596 св. Димитрий Солуньский 107, 328, 471, 589 Диоген, см. Лжедиоген Диоген, см. Никифор Диоген Диоген, см. Роман IV Диоген Диодор Сицилийский 454 Дион Кассий 598 Дионис 276, 466 Дионисий Галикарнасский 41 Дистервег 504 Дитер К. 532 Додз 612 Докиан, см. Феодор Докиан Доменико 500 Доменико Контарини 518 Доменико Сильвио 492 Доуэс Е. 47, 440, 443, 483, 499, 501, 521, 537, 542, 547, 553 Дуйчев И. 505, 533, 597 Дука, см. Андроник Дука Дука, см. Иоанн Дука Дука, см. Константин Дука (жених Анны Ком-ниной) Дука, см. Константин Дука (сын императора) Дука, см. Константин Х Дука Дука, см. Михаил Дука Дука, см. Михаил VII Дука Дукак 573, 579, 580 Дукена, см. Анна Дукена Дукена, см. Ирина Дукена Дуки passim Дуклянин поп 23, 537, 538 Дьони М. 507, 530, 540, 541, 543, 555, 556 Дэвид Ч. 579 Дэльгер Ф. 48, 451, 477, 480, 482, 487, 488, 496, 498, 516, 521, 526, 535, 536, 538, 544, 548, 556, 578, 583, 591, 595, 605, 609, 610, 613 |
Кира храм 172 Кириния, г. 249, 313, 547 Киссав, гора 166 Клазомены, г. 217 Книд, о-в 314 Колония 334, 545, 593 Комана, г. 576 Комарево, село 531 Коммермоери, г. 371 Комна, село 463 Константина площадь 99, 114, 328, 390, 466, 589 Константинополь (Византий, царственный го-род, царица городов) passim Корона, г. 316 Корфу, о-в 139, 182, 183, 313, 318, 319, 493, 517, 518 Корфу, г. 88, 462 Кос, о-в 313 Космидий, монастырь 102, 283, 288, 290, 468, 565 Космосотира монастырь 630 Котией, г.610 Котирекия 400 Котрона, Кротон, г. 80, 456 св. Креста храм 249 Криниды, см. Филиппы Крит, о-в 248, 250, 255, 547, 548, 590 Крифия, г. 540 Кротон, см. Котрона, г. Ксенофонтов монастырь 450 Ксеригорд, г. 278, 522, 561, 562 Ксирогипс, р. 225 Кули, г. 204, 531 Курик, г. 315, 316, 585 Кючук-Чекмедже, Регий, г. 469, 539, 549 Лакедемон, г. 195 Лампи, крепость 304, 374, 525, 575 Лампи, р. 197, 525 Лаодикия (в Сирии), см. Латтакия, г. Лаодикия, г. (в Малой Азии) 304 Лапари, фема 371 Лардей, г. 204, 205, 531 Ларисса (на Балканах) 165— 167, 169, 170, 283, 290, 503, 506—508, 615 Ларисса (в долине Оронта), Сезер 369, 603 Латтакия, Лаодикия, г. 308, 309, 311, 314—317, 322, 352, 367, 370, 578—581, 583, 585, 586, 603 Левкада, о-в 313 Левки, г. 299, 405, 572, 616 Левкусия, см. Никосия, г. Левуни, Левуний холм 235, 236 Лентианы, горы 387, 400 Ливан 309 Ливанские горы 309 Ливия 201 Ливотанийское ущелье 167, 168, 507 Лидия 55 Ликанд 604 Ликостомий, г. 167, 169, 170, 507 Лимниев фема 371 Липений, г. 251, 252, 263, 543 Липений, р. 252 Лисимахия, г. 214, 620 Лисимахия, г. (в Эфиопии?) 418 Лихнит, см. Охрид, г. Лихнитское озеро, см. Охридское озеро Ловеч, гора 132 Ломбардия 503, 581 Лонгивардия 76, 78, 81, 83—85, 88, 134, 138, 142, 148, 160, 161, 165, 171, 172, 179, 181, 276, 277, 279, 280, 315, 319, 321, 328, 335, 336, 341, 355—358, 369, 372, 373, 380, 453, 454, 461, 489, 496, 504, 592, 595 |
| |