Если в последних структуру невменной строки определяли формульные комплексы с ясно выраженной просодической функцией и строгой «орфографией» последования знамен, то в негласовых обиходных песнопениях, особенно мелизматического типа, порядок знамен был более свободным и на первый план выступали их высотные соотношения. Существенное обновление З. н. во 2-й пол. XV-XVI в. затронуло словарь знамен и мелодических формул, а также невменную запись песнопений в целом; сложилась их новая графическая редакция. Часть знаков ранней З. н. вышла из употребления: двойная запятая как самостоятельное знамя, стрела «крюковая» (статия + крюк) как знамя, отличающееся от стрелы с оксией (статия + оксия), стрелы с одиночной запятой (запятая + оксия) и с голубчиком (голубчик + оксия), разновидности осоки, рожека, лигатуры крюка, стрелы и чашки со змеицей и др. Семейства знамен, утратив нек-рые архаичные начертания, обогатились новыми: в азбучных перечнях появились тресветлые разновидности крюка и стрелы (знаки с 3 точками), стрела с полукрыжем, семейство подчаший (наряду с крюковым подчашием; РНБ. O. XVII. 6. Л. 5-5 об., сер. XVI в.; Солов. 277/289. Л. 291 об.- 292, 50-60-е гг. XVI в.; см.: Шабалин. 2003. С. 18, 28); число знаков в нек-рых семействах заметно возросло. Изложение знамен в азбуках-перечислениях (термин М. В. Бражникова - Бражников. 1972. С. 25-67) становилось более упорядоченным: яснее проступала тенденция располагать их по семействам, а в пределах семейства - с учетом их высот относительно друг друга (см. семейства крюков, статий, запятых в азбуках) или количества звуков соответственно числу точек при основном знамени (см. семейства стрел). Знамена с точкой, названные в ранней редакции азбуки «имена знамянием» «светлыми» и рассредоточенные в ее тексте, были встроены в соответствующие семейства согласно логике увеличения числа точек и получили название «мрачные» (за исключением стопицы, чашки и палки). Они заняли место между «простой» и «светлой» разновидностями; перемена их названия отразила изменение смысла точки в процессе эволюции З. н. от древней формы, удерживавшей ранневизант. содержание знака, к «столповой». В XVI - 1-й пол. XVII в. семейства знамен пополнялись новыми знаками (разновидностями стрел, статий), позволявшими более точно фиксировать мелос, дифференцированно отражать высотные и ритмические особенности оборотов, мелодический контур песнопения в целом, однако сохранялись и более архаичные по составу знаков руководства. (См. ил.: Певческая азбука «Сказание имена знамению».)

http://pravenc.ru/text/199933.html

веры целью ордена является защита Римско-католической Церкви. Среди задач ордена рассматривались миссионерская деятельность и воспитание юношества в католич. традиции. Преемником Лойолы стал Диего Лайнес (избран на генеральной конгрегации ордена в 1558), вместе с Сальмероном в 1545-1548 и 1551-1552 гг. он был представителем Римского папы на Тридентском Соборе , где И. активно участвовали в работе над декретами об оправдании и о таинствах. Третьим генералом ордена в 1565 г. стал католич. св. Франциск Борджа (см. ст. Борджа ). К 60-м гг. XVI в. в ордене было 2 тыс. членов, в 1615 г.- более 13 тыс. В период борьбы с Реформацией пропагандистская, воспитательная и миссионерская деятельность И. находилась под покровительством католич. государей. В странах, где распространился протестантизм, И. основывали свои резиденции, а если это оказывалось невозможно (напр., в Англии), то открывали соответствующие орденские дома и коллегии в Риме. Важную роль в ордене, одной из основных целей к-рого являлось обучение, играла образовательная система, включавшая средние и высшие учебные заведения. В 1539 г. Лайнес предложил для образования и воспитания молодых людей организовать орденские коллегии; первоначально они были открыты в виде общежитий И. при ун-тах Парижа (1540), Падуи, Коимбры (1542) и Валенсии (1544), куда новые члены ордена направлялись для учебы. Первым собственным учебным заведением И. в 1546 г. стала коллегия в Гандии (Испания), чей статус в след. году папа Павел III возвысил до ун-та. В 1548 г. по приглашению испан. вице-короля Неаполя И. открыли в Мессине коллегию (впосл. также ун-т), учебный план к-рой послужил основой для преподавания в др. коллегиях. В 1551 г. с одобрения папы Юлия III была учреждена коллегия в Риме (впосл. преобразованная в Григорианский университет ). Папа передал под управление И. основанную в 1552 г. Германскую коллегию, где готовили священников для служения в странах с распространявшимся протестантизмом. К кон. 50-х гг. XVI в. ордену принадлежало 45 коллегий, к 1579 г.- 144, а к 1626 г. число иезуитских коллегий достигло 444, к этому времени в ведение И. было передано 56 ДС. С 1571 г. И. преподавали в крупнейших европ. городах. Создавая свою собственную систему образовательных учреждений, И. также стремились проникнуть в уже существовавшие известные ун-ты и по возможности подчинить их своему влиянию. Центрами иезуитского влияния стали ун-ты в Кёльне и Ингольштадте, коллегии в Вене, в Чехии, в Венгрии, во Фландрии. Принципы, правила организации и методы, положенные в основу иезуитской системы образования (Ratio atque institutio studiorum societatis Jesu), были разработаны под наблюдением генерала ордена Клаудио Аквавивы (1581-1615). В учебной программе, составленной в 1586 г., основное внимание уделялось богословию и гуманитарным дисциплинам; преподавание также включало математику и физику. В переработанном виде программа была принята в 1599 г. и с небольшими изменениями действует до наст. времени (см. Ratio studiorum ).

http://pravenc.ru/text/293585.html

А. А. Ткаченко Оссуарий с надписью: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» В 2002 г. стало известно о находке оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах), на котором по-арамейски выгравированы слова:           (Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса). Практика вторичного захоронения возникает в Иерусалиме в I в. до Р. Х. и исчезает после 70 г. по Р. Х. (в Галилее встречается до нач. III в. по Р. Х.). Оссуарий имеет трапециевидную форму, у основания его длина составляет ок. 50 см, в верхней части - до 56 см. Одна из коротких сторон перпендикулярна основанию, другая наклонена. Ширина ящика ок. 26 см, высота - ок. 30 см. Крышка плоская и располагается на внутреннем выступе. На дне обнаружены мельчайшие костные фрагменты ( Evans. 2005. P. 224). Сильно пострадавший от эрозии оссуарий сохранил нечеткие следы бедного украшения (розетки). Форма оссуария соответствует тому, что известно о практике изготовления оссуариев в 20 г. до Р. Х.- 70 г. по Р. Х. ( Lemaire. 2002), и не вызывает споров. Иначе дело обстоит с надписью. Значительная группа библеистов и эпиграфистов отказалась признать ее подлинной. Дискуссия о ее аутентичности или поддельности не имеет завершения, т. к. исследователи не могут опираться на археологические данные: оссуарий был обнаружен случайно франц. палеографом А. Лемером в частной коллекции антиквара О. Голана (что во многом повредило введению надписи в научный оборот - Беляев. 2009; Vaughn A. G., Rollston Ch. A. The Antiquities Market, Sensationalized Textual Data, and Modern Forgeries//NEA. 2005. Vol. 68. N 1/2. P. 61), а не найден археологами in situ (непосредственно на месте раскопок). В лит-ре приводятся палеографические и статистические аргументы, а также данные изотопных исследований артефакта. Проповедь ап. Иакова. Миниатюра из Апостола. 40-у гг. XVI в. (РНБ. F. I. 60. Л. 204 об.) Проповедь ап. Иакова. Миниатюра из Апостола. 40-у гг. XVI в. (РНБ. F. I. 60. Л. 204 об.) Исследователи, считающие надпись поздней подделкой, указывают на ошибочный, по их мнению, вариант написания арам. слова   и на то, что арам. язык надписи (формы имен), по крайней мере последних 2 слов («брат Иисуса»), принадлежит к более позднему времени (ср.: Puech. 2002); они также отмечают в пределах надписи чередование курсивного и стандартного письма. Кроме того, по их мнению, надпись неподлинна, т. к. очевидно ее поновление в более позднее время.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Лит.: Юргенсон П. И. Муз. издательство П. Юргенсона в Москве: 1861-1911. М., 1911; Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания: С прил. перечня нотных изданий XV-XVI вв. и кр. сведений о главнейших печатниках, граверах и издателях XVI-XVIII вв. М., 1928; Белов С. В. Муз. издательство П. И. Юргенсона. СПб., 2001; РДМДМ. Т. 3-5. А. А. Семенюк В России в кон. 10-х гг. XX - нач. XXI в. После Октябрьской революции 1917 г. деятельность в России гос. и частных изд-в по изданию духовно-муз. сочинений почти прекратилась. Известно о 2 изданиях «Всенощного бдения» Рахманинова, осуществленных муз. сектором Государственного изд-ва (М.; Пг., 1919, 1922). Ок. 1925 г. Кирееву удалось возобновить публикацию отдельных духовно-муз. сочинений совр. авторов, последние его издания вышли в 1928 г., после чего издание произведений церковной музыки в СССР было приостановлено. Копирование и распространение духовно-муз. произведений в течение неск. десятилетий осуществлялось преимущественно рукописным способом в регентской среде. С 40-х гг. в гос. изд-вах стали вновь печататься фрагменты духовно-муз. сочинений и целые произведения, в т. ч. концерты Веделя, Березовского, Бортнянского (см. изд.: История рус. музыки в нотных образцах/Сост. и ред.: С. Л. Гинзбург. Л.; М., 1940, 19682. Т. 1; Хоры a cappella: Для смеш. хора без сопровожд. Л., 1956. Вып. 1; Хоровые голоса: [Сб.]. М., 1965; Ведель А. «На реках Вавилонских». М.: Музфонд СССР, 1970). С 50-х гг. начинается издание церковных нот Московской Патриархией. С 60-х гг. число публикаций гос. изд-вами классических произведений рус. духовной музыки (Бортнянского, Березовского, Архангельского) возросло, но оригинальные церковные тексты стали заменять в изданиях вновь составленными светскими (см. изд.: Хоровая полифония: Учеб. пособие для консерваторий/Сост.: К. Дмитриевская. М., 1960. С. 95-106; Березовский М. «Близок день»: Для хора без сопровожд./Сл.: А. Машистов. К., 1964; Tpemiй концерт: Для мiшahoro хору без супроводу/Муз. Д. Бортнянського; Новий текст Вс. Рождественського. К., 1964; Фуга в хоровых произведениях рус. композиторов/Сост.: К. Алемасова. М.: Музыка, 1972; Бортнянский Д. С. Избр. хоровые произведения: Для хора разн. составов/Сост.: Г. Копченков. М.: Музыка, 1976; Поет Киевский камерный хор. К.: Муз. Украина, 1976. Вып. 1/Сост.: В. М. Иконник; Произведения для смеш. хора/Сост.: Б. Куликов. М.: Музыка, 1965. С. 20-23; Хоровая миниатюра: Произведения для смеш. хора без сопровожд./Предисл.: П. П. Левандо. Л.: Музыка, 1976. Вып. 2; 1978. Вып. 3; Поет Московский хор учителей/Сост.: А. Д. Кожевников. М.: Сов. композитор, 1980. Вып. 2; Молодые голоса: Сб. произв. для дет. и юношеского хора без сопровожд. К.: Муз. Украина, 1981. Вып. 2/Сост., предисл. и аннот.: В. И. Сафонова).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Кокизник «Имена попевкам на осмь гласов». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. 1. Л. 94 об.) Кокизник «Имена попевкам на осмь гласов». 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. 1. Л. 94 об.) представляет собой свод начертаний и названий попевок и включает как такие начертания, в к-рых все знаки сохраняют свои азбучные певч. значения, так и тайнозамкненные, в которых певч. значения отдельных знамен отличаются от азбучных и являются, т. о., условными. Как особый тип руководства К.-перечисление исторически и типологически тесно связан с наиболее ранними древнерус. азбуками певческими , а именно с азбуками-перечислениями XV-XVI вв. Помимо принципа представления материала - перечисления мелодических единиц знаменного распева - К.-перечисление объединяет с азбуками наличие общего материала: в азбуки наряду с отдельными певч. знаками, составляющими их основное содержание, и некоторыми фитами традиционно включаются 2 попевки - кулизма и перевяска, которые представлены в виде соответствующих графических комплексов и названий и не образуют особого раздела, а выписаны вперемежку с невмами (напр.: РНБ. Кир.-Бел. 637/894. Л. 127 об.- 128, 2-я четв. XV в.; РНБ. Солов. 277/289. Л. 291 об.- 292, 50-60-е гг. XVI в.). По способам представления попевок К.-перечисления подразделяются на 2 группы: 1-я содержит только названия и начертания попевок, 2-я в дополнение к этому включает также фрагменты богослужебного текста, иллюстрирующие попевки. К 1-й группе относится руководство «Имена попевкам» , к-рое включает 75 названий попевок, снабженных крюковой нотацией. Заголовок руководства указывает, что одной из целей его создания было зафиксировать названия попевок. Наиболее ранний его список содержится в упоминавшейся выше рукописи инока Христофора (РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 1001-1002), который, возможно, является автором руководства. В списке РГБ. Ф. 37. 240 (до 1620) данный К. озаглавлен «Имена строкам знаменным», еще в ряде списков он не имеет названия (напр.: РГБ. Ф. 304. I. 449, до 1644 г.; Ф. 37. 93, 20-е гг. XVII в.; Ф. 247. 217, 20-е гг. XVII в.). Главное различие между списками «Имен попевкам» состоит в отображении возможности использовать попевки в тех или иных гласах: в рукописи инока Христофора эта возможность зафиксирована последовательно, в др. списках - только фрагментарно или опущена совсем.

http://pravenc.ru/text/1841718.html

Филигрань: Кувшин с одной ручкой с литерами PB – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.), Гераклитов, 531 (1626 г.). 29) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 587 (л. 295 об. – 305) – 30-е годы XVII в. Филиграни: Столбы – Дианова и Костюхина, 1185 (1632 г.); Щит с лилией под короной – Тромонин, 1216 (1636 г.). 30) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 422 (л. 80–83 об.) – 40-е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 31) ГИМ, Синодальное собр., 797 (л. 1029–1044 об.) – 1646–1654 гг. (Милютинская Минея). 32) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 78–81) – сер. XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. Является стилистической переработкой Краткой редакции; изменено начало, где, в частности, указано, что сведения о жизни Никона сообщены автору учеником преподобного монахом Игнатием. Заголовок (по рукописи Троиц. 763): «От жития святого Никона, ученика бывша блаженнаго Сергиа чюдотворца, сведено вькратце». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 763 (л. 407–414 об.) – 50-е годы XV в. Текст написан рукой Пахомия Логофета, следовательно, представлен в оригинале. Филигрань: Корона небольшого размера – близка к вариантам МДА, 23 (1458/59 гг.), что позволяет датировать список 50-ми годами XV в. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 287–299 об.) – 60-е годы XV в. Копия списка Троиц. 763. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Синодального вида. Представляет расширение и переработку Краткого жития Никона, подготовленную к общерусской канонизации на соборе 1547 г. Бытующее в литературе мнение, что Пространная редакция жития Никона является первичной 245 , опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., в то время как рукописи Краткой редакции на 100 лет старше. Заголовок (по списку Троиц: 199): «Месяца ноемврия в 17. Житие и подвизи преподоб-наго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергиа чюдо-творца». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 199 (л. 490–518) – конец 40-х – начало 50-х годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - между 21.03 и 17.09.1585, Луцк), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) . Из знатного волынского рода, принадлежавшего к польской шляхте и имевшего герб «Ielita» ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1839. T. 2. S. 257). Был женат, имел 2 сыновей и 2 дочерей, рано овдовел. По данным книг Холмского гродского суда, в 50-х гг. XVI в. Борзобогатый-Красенский занимался торговлей в г. Красноставе в Холмском старостве. В наиболее ранних сохранившихся книгах Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский упоминается с 1560 г. как войт луцкий, в 1561-1562 гг.- также в качестве луцкого ключника, мостовничего и городничего. В 1560 г. шляхтич со слугами напал на Луцкий замок, при этом заключил в тюрьму воротного замка Ю. Хормаза и велел отрубить ему обе руки. В этом деле, к-рое неоднократно прекращали и возобновляли, Борзобогатый-Красенский несколько раз выступал на суде в качестве ответчика. Будучи луцким войтом и городничим, Борзобогатый-Красенский занимался незаконными поборами. В 1562 г. он задержал в Луцке на неск. дней посольство, в к-рое входили архидиак. Геннадий и купец В. Поздняков, отправленное царем Иоанном IV Васильевичем на Синай и в Иерусалим с милостыней, под предлогом неуплаты мыта, несмотря на имевшуюся у послов королевскую охранную грамоту. Борзобогатый-Красенский был подвергнут строгому взысканию со стороны короля (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2035. К., 1883. С. 11). Мн. исследователи ошибочно отождествляли Борзобогатого-Красенского с его племянником Иваном Олехновичем Борзобогатым-Красенским, к-рый до сер. 60-х гг. XVI в. занимал должность цельника (сборщика торговых пошлин) Волынской земли, затем был луцким мостовничим. Дядя и племянник совместно владели рядом имений. Против них было возбуждено судебное дело по поводу неуплаты в королевскую казну мытных и др. налогов за неск. лет. В 1562 г. суд постановил отнять у ответчиков в пользу короля 4 имения, находившихся в их совместном владении (мест. Радомысль, села Суховоля, Галичаны и Зборышев).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Все как в обличениях юродивых, дословно. Но дальше события развертываются по–иному. Иван Емельянович о себе: Я не Ванька–Иван, да не Предтеча, А сам Спас, Христос сын Божий. У царя «сердце разгоралось, хочет царишка Спаса жезлом прободать…» Но силы покидают царя: Перед ним сам Спас стоит, Перстом правыя руки грозит, Как на той ли на иконе Мануйловой. А. А. Крупп указывает на сходство этой песни по ее художественным особенностям со старшими историческими песнями о времени Ивана IV и относит ее возникновение к концу XVI — середине XVII в. Что смущало исследователей, обошедших песню вниманием? Конечно, не то, что она известна по поздней записи (Мельников–Печерский обнаружил ее, по–видимому, в 60–х гг. XIX в.). Ведь и многие другие исторические предания, в том числе их старшие редакции, записаны были исследователями в XIX в. Близость песни содержанию и форме обличений Ивана IV юродивыми 70–х гг. XVI в. очевидна. Композиционные особенности и художественный стиль песни без зазора укладываются в поэтику старших редакций исторических песен об Иване IV. Смутил исследователей Иван Емельянович, живой «Христос», да еще с апостолами, ангелами и архангелами, серафимами и херувимами — словом, со всем небесным чином, о чем читаем в полном тексте песни. Смутило, что песня имела культовое назначение, показательное для последователей «веры Христовой» — или, как они себя называли, «люди Божьи» , первой в русской истории секты духовно–христианского направления — еретического. В статье «Некоторые идеологические формы социального протеста русского крестьянства», опубликованной в сборнике «Россия на путях централизации» , нами было показано, что появление песни о царе Иване Васильевиче и «Христе» Иване Емельяновиче не встретило никаких бы противопоказаний, будь она приурочена даже и к 50–м гг. XVI в. Но песня эта представляет собой момент отрыва от православной духовной культуры, хотя нити отрыва обнажены и явственно зримы. Все же песня принадлежит иному контексту духовной культуры, которая условно может быть названа русским простонародным протестантизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОНЕЗЕ Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) [итал. Veronese] (наст. фам. Кальяри [Caliari]) Паоло (1528, Верона - 19.04.1588, Венеция), итал. худож. эпохи Возрождения. Сын скульптора, племянник худож. А. Бадиле, получил прозвище по названию родного города, с нач. 50-х гг. XVI в. и на протяжении всей жизни творчество В. было связано с Венецией. В ранних работах В. преобладает влияние маньеризма, таких мастеров, как Джулио Романо, Пармиджанино, Корреджо, о чем свидетельствуют подчеркнутая тонкость рисунка и колорит, основанный на оттенках светлых тонов («Обручение св. Екатерины», 1547 г., частное собр., Нью-Йорк). В Венеции он участвовал в исполнении панно для новых залов Дворца дожей (1553-1554) и Золотого зала б-ки ц. Сан-Марко (1556-1557), работал для монашеских орденов (ц. Сан-Себастьяно, принадлежавшая ордену св. Иеронима: плафон ризницы, 1555 г., главный неф и церковный орган, 1558 г., и др.), исполнял частные заказы. В период расцвета, в 60-70-х гг. XVI в., В. демонстрировал универсальные возможности: занимался монументальной и станковой живописью, писал многофигурные композиции и портреты. для построения живописных композиций В. по примеру Тициана, творчество к-рого являлось образцом и источником новых композиционных и колористических решений, использовал антикизирующую архитектуру, к-рая напоминает театральные декорации, сочетает точные перспективные построения со свободой деталей. Среди фресковых росписей важнейшим творением В. является созданная в 1560-1561 гг. декорация виллы братьев Д. и М. Барбаро (ок. 1558, архит. А. Палладио), венецианских гуманистов и интеллектуалов, в мест. Мазер близ Азоло. В. удачно сочетал живописную декорацию с архитектурными ритмами здания; в программе росписи раскрываются мудрое устроение, красота и гармония мира; использованы иллюзионистические приемы (фигуры-«обманки», пейзаж), раздвигающие пространство росписи, яркие краски.

http://pravenc.ru/text/150439.html

«по исхожению же честныя его и преочищеныя душа многыми чюдесы и знамении прослави его Господь»; «не престаи молящися за ны,… с врою покланяющихся святи и пре–честни ти рац, в нем же цлбоносныя твоа святыя мощи». Слово написано до падения Константинополя в 1453 г., поскольку в нем читается молитва за «православных царей» и вселенских патриархов. Таким образом, время окончательного сложения Краткого похвального слова — вторая четверть XV века, но можно допустить, что оно имеет более раннюю основу, созданную, скорее всего, Епифанием Премудрым. Заголовок Краткого похвального слова (по списку Тихонр. 705): «Слово похвално преподобному игумену Сергию, новому чюдотворцу, иже в послдних родх в Руси восиавшому и многа исцлениа дарова–ниемъ от Бога приемшаго». Списки: 1) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 124—127) — 60–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 2) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 284 (л. 172 об. — 176) — 50—60–е годы XVI в. (копия предыдущего списка). Публикация: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. Отд. II. С. 153—156 (по списку Тихонр. 705). Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418—1419 гг. В полном виде текст редакции Епифания Премудрого не сохранился, но дошел до нас в составе так называемой Пространной редакции жития Сергия XVI века (см. ниже), начиная с Предисловия и кончая главой «О худости порть Сергиевыхъ и о нкоемъ поселянин». Последующий текст Пространной редакции представляет собой компиляцию различных Пахомиевских переделок, что будет видно после разбора самих Па–хомиевских редакций. Среди списков Пространной редакции самым древним и к тому же обладающим признаками протографичности является список Московской Духовной Академии 88 (по которому мы цитируем в дальнейшем текст с указанием листов): в нем вставки из Четвертой Пахомиевской редакции сделаны на полях другим почерком, а в других списках читаются в основном тексте. Другим списком–протографом является рукопись РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.185. Изложение в нем, к сожалению, обрывается на главе «О начале игуменства святого», но вставка о 23–летнем возрасте Сергия при пострижении, которая в МДА–88 читается на полях, а в других списках внесена в основной текст, здесь вообще отсутствует. Можно было бы считать данную рукопись списком непосредственно редакции Епифания Премудрого, но по количеству строк, которые оставлены для вписания заголовка, список ОЛДП вполне соотносится с другими списками Пространной редакции, и я даю его описание в главе, отведенной для Пространной редакции Жития Сергия Радонежского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010