Бернольд (Констанцский), немецкий историограф и канонист (ум. в 1100 г.) 209 Бернхард I, герц, саксонский (973–1011) 341, 341 Бернхард III, герц, саксонский (1180–1212) IV, 309, 309 Бернхард, мгр. Саксонской северной марки (1009–1044) IXa, 328, 328–329 Бернхард, с. (вероятно, ошибочно вместо о.) предыдущего 328, 328 Бернхард, гр. плёцкауский (ум. в 1147 г.) 234, 234 Бернхард, гр. рацебургский (80–90-е гг. XII в.) 283, 283 Бернхард, предок германского имп. Лотаря III 328 Бернхард, еп. хальберштадтский (924–968) 42 Бернхард, еп. хильдесхаймский (1130–1153) 191 Берта, см. Евдокия (Берта) Берта, см. Ирина (Берта) Берта, первая ж. германского имп. Генриха IV (ум. в 1087 г.) II, 161 Берта, ж. тосканского мгр. Адальберта, д. лотарингского кор. Лотаря II (ум. в 925) I, 38 Берта, ж. лотарингского герц. Mamфeя I (ум. в 1179/95 г.) II Бертольд II, гр. дисенский (ум. после 1039/52 г.) III Бертольд, гр. церингенский (кон. XI в.) 190 Бесен (Безен?), прозвище (венгерское?) волынского кн. Ярослава Святополчича 365–366, 365 Бесприм, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (1032) IV, 66, 66, 97–99, 108 Бибиков М. В. 10, 23, 38–39, 240 Биллунги, династия саксонских герц. (X – нач. XII в.) 234, 272, 330 Бледа, б. гуннского предводителя Аттилы 222 Блонд Флавий, см. Бьондо Флавио Богданова Н. М. 101 Богуслав (Богислав) I, с. западнопоморского кн. Вартислава I, кн. западнопоморский (1155/6–1187) IV, 309,309 Бодон, диакон, перешедший в иудейство (IX в.) 18, 89 Бодуэн, см. Балдуин (Бодуэн) Бозон, еп. мерзебургский (968–970) 75 Болеслав I Храбрый, кн. польский (992–1025, кор. с 1025 г.) IV, V, 50, 52, 55–56, 58, 61, 62, 66–68, 68, 70–75, 70–76, 78–81, 78–80, 82, 83, 85, 85, 88, 90, 97–98, 97–99, 106–107, 106–107, 130–131, 130–131, 135, 167–172, 167–171, 176, 213, 213, 227–229, 228–229, 270, 271, 271, 279, 297–300, 297–300, 302, 329, 344, 344 Болеслав II, кн. польский (1058–1079, кор. с 1076 г., ум. ок. 1081 г.) IV, 111–112, 112, 120, 155, 169, 173–175, 173–175, 179, 214, 229, 229, 270, 301–302, 301–303, 339, 345, 358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот акт вызвал активный протест ислам. фундаменталистов и на практике не применялся. В 80-х гг. в среднем выдавалось 5 разрешений в год на строительство. В результате в стране начало функционировать неск. сот незарегистрированных церквей. В соответствии с президентским указом 13 от 1998 г. порядок получения разрешений на ремонт церквей был значительно упрощен и передан под начало губернаторов провинций. В следующем году мечети и церкви получили равные права на реставрацию. Мон-рям было возвращено ок. 70% земель, конфискованных в ходе земельной реформы президента Насера. Указ 291 от 2005 г. передавал местным властям право согласовывать расширение и перестройку церквей. Однако выдача разрешений на строительство новых культовых зданий оставалась президентской прерогативой. В нач. 2000-х гг. ежегодно издавалось 2-3 подобных разрешения и еще несколько - на легализацию незаконно сооруженных церквей. В 2007-2010 гг. выдача лицензий на строительство ускорилась, однако копт. община продолжала испытывать острую нехватку культовых сооружений. Заявления официальных властей о том, что в 2008 г. в Египте функционировало 2626 церквей, копт. иерархи называли не соответствующим реальности, а количество действующих храмов - недостаточным для духовного окормления общины. С 1971 по 2008 г. количество егип. диоцезов увеличилось с 23 до 50, в основном за счет разукрупнения уже существовавших епархий. Общее число епископов в 2004 г. достигло 91. В эпоху Шенуды III на архиереев была возложена ответственность за осуществление социальных программ по борьбе с неграмотностью, помощи неимущим единоверцам, обеспечению их медицинским обслуживанием и проч. Приходские священники вновь начали получать фиксированное жалованье. Происходило явное оживление монашеской жизни: за 40 лет (с 1960 по 2001) число монахов увеличилось с 206 до 1200, а действующих муж. мон-рей - с 9 до 21. Также в нач. XXI в. в Египте действовало 7 жен. мон-рей с 700 насельницами. За счет открытия 3 новых фак-тов (библеистики, гимнологии и копт.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

ВЫВОД: Итак, если бы мусульманское (атеистическое и др. – прим.) видение Христа и начальной христианской истории было верным, то в древнейших списках мы бы видели отсутствие всех мест, указывающих на то, что Христос есть Бог , но в действительности текстология показывает, что таких мест было даже больше! А значит, это не только не подтверждает, но наоборот, опровергает мусульманское учение о том, что Христос был обычным человеком-пророком, и именно как таковой считался Своими ближайшими учениками. Откуда же происходили изменения текста? Святые отцы свидетельствовали, что жившие в IV в. еретики-ариане портили при переписке текст Писания, убирая неудобные для них места. Стоит заметить, что и ранние греческие рукописи с 1Ин. 5 и ранние рукописи с 1Тим. 3 относятся как раз к IV в., тогда как приведённые нами выше примеры взяты из рукописей II-III вв. Суть в том, что библейская текстология вовсе не льёт воду на их мельницу, а совсем даже наоборот. Есть папирусы, о которых ведутся споры. а) Прежде всего – это папирус р64 из Колледжа Магдалины в Оксфорде (Magdalen Gr 17), содержащий три фрагмента из 26-й главы Евангелия от Матфея. Почерк, которым написан папирус, характерен для 60-х гг. I века – (См.: Thiede C.P. Jesus selon Matthieu: la nouvelle datation du papyrus Magdalen d’Oxford et l’origine des Evangiles: examen et discussion des derni(eres objections scientifiques. Paris, 1996.). Однако ученые не торопятся вынести окончательный вердикт, ибо неизвестно место изготовления этого папируса: почерк, вошедший в употребление в большом городе и какое-то время бывший «модным» в его школах и скрипториях, может дойти до отдаленного городка много лет спустя и еще дольше храниться там в «законсервированном» виде в течение всей жизни единственного местного писца… б) Кроме того, в 1955 г. в Кумране была найдена рукопись 7Q5. Она была опубликована в 1962 г., но без идентификации. В 1972 г. Х. О’Каллаган идентифицировал фрагмент Q5 из 7-й пещеры как фрагмент Евангелия от Марка (см.: Мк. 6, 52–53 ). Поскольку кумранские рукописи не выходят за пределы 69–70 гг. I в., а палеографически рукопись указывает на 50-е гг., то выходит, что Евангелие от Марка уже тогда существовало. Правда, другие исследователи отмечают, что рукопись 7Q5 идентична Евангелию только при допущении, что текст написан с описками (см.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета… С. 266).»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Андрею Денисову приписывается 119 сочинений, написанных в защиту и восхваление раскола. 37 Полн. собр. пост., т. I, 252 (227); т. IV, 1454 и 1323. Опис. док. Св. Синод., т. I, 507; т. II, 2. 815. 50, т. III, 343. 50 Соб. пост., т. 1, 23 (17); т. II, 409; т. III, 1075; т. IV, 1287, 1466. Опис., т. I, 180, стр. 314, 429–431, 527, 580, 582; CXXV; 46, 95, 734, т. II, 81, 88, 117, 151, 325, 575, 755, стр. 1157; II, 2. 963, 782, 792, 815, 1118, 853; III, 75, 449; IV, 142. «Словарь историч. о бывш. в России писателях духовного чина», т. II, стр. 168–175; Архим. Макарий. История нижегород. иерархии, 32–103 стр.; Христ. Чт., 1874 г., 1–44, 247–312. Брат. Слов., 1888 г., 643, 725; 1890 г., 5, 81, 177; Странник, 1881 г., апрель, август, сентябрь. Раск. д., – Есипов. I–II т. История русской церкви Филарета Чернигов., т. IV; Раскол, обличаемый своей историей. 60 «Сказание о миссионерских трудах нижегородского архиепископа Питирима» (Брат. Слов., 1888–1889 гг.). 63 В 1723 г. Питирим лишил сана 52 священников разных сёл нижегородского, алаторского и балахнинского уездов за укрывательство раскольников, а одного из них за то, что в церковных догматах имел раскол, именно в венчании браков хождение чинил по солнцу, при проводах умерших ходил позади гроба, к церковному служению просфоры печатал церковной звездой (звездицей?) для раздачи раскольникам за деньги, младенцев крестил по старому требнику. 85 Разумеется распоряжение правительства 7 февр. 1726 г. о передаче от Синода как ведомостей по сбору с раскольников и бородачей, так и денег, с них собираемых, в ведение Сената. «Собр.», т. V, 1730. 86 Замечательно, что издание «Обличения» Феофилакта последовало после смерти автора его. Есть основание сделать, на одних хронологических данных, предположение, что смерть Феофилакта устранила, или, по крайней мере, облегчила дело издания книги. Автор «Исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина» год издания «Обличения» относит к 1742 г., а не 1745 году, вопреки выходному листу, где поставлен последний, а не первый (т. II, изд. 2, стр. 329) То же самое и так же голословно утверждает архиеп. Филарет Гумилевский в «Обзоре русской духовной литературы» (т. II, изд. 3, стр. 305).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Игумен Памфил пишет письмо великому князю. Картина Александры Бухтеевой (2021 г. Холст, масло, 50×40 см. Частное собрание, г. Сергиев Посад) Тогда Памфил пишет второе Послание (Летописная редакция). Описание купальных игрищ в обеих редакциях почти дословно совпадает, в Летописной редакции оно сопровождается примерами и цитатами из Священного писания, придающими весомость и обоснованность словам Памфила. В разных списках Летописной редакции Послания великим князем называется то Иван Васильевич, то Василий Иванович, без имени употребляется форма множественного числа " государей великих князей наместнику " . Это указывает, что Послание написано в последние годы жизни Ивана III (1502 - 1505 гг.), когда его сын Василий III Иванович был объявлен соправителем с титулом великого князя. Составитель NIЛ поместил Послание под 1505 годом и адресовал его наместнику Дмитрию Владимировичу Ростовскому, жившему в Пскове с 1504 по 1507 год (в Послании Летописной редакции, когда она находится вне состава летописи, нет заголовка с датой и именем наместника). Датировка Послания в NIЛ принимается всеми исследователями. Краткая редакция Послания была адресована, вероятно, предшественнику Дмитрия Владимировича и написана до 1504 года. При упоминании великого князя в ней также употребляется форма множественного числа, других датирующих данных в тексте Послания Краткой редакции нет. Литература Использованные материалы   Летописная редакция помещена под 1505 г. в Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, 1571, л. 67-69 об.); Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, 1572; Q.XVII.50).    " NIЛ " - Псковская I летопись представлена в двух редакциях - Тихоновским и Архивским 1-м списками. В основе её лежат своды 1469 и 1481 гг.; сведения её по Погодинскому списку доведены до 1547 года, а прибавления списков Оболенского и Архивского 3-го доходят до начала 17 в. Подробнее см. В.И. Охотникова. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XIV - XVI в. Часть 2. Л-Я. Л., 1989. с. 27-30: http://psrl.csu.ru/toms/Tom_05.shtml В данном случае им. в виду свод Псковской I летописи 1547 года.

http://drevo-info.ru/articles/13681595.h...

Кенотаф в Селинусе. Место смерти имп. Траяна. Кон. III в. Кенотаф в Селинусе. Место смерти имп. Траяна. Кон. III в. В кон. II в. до Р. Х. К. стала объектом интересов Римской державы. В 103 г. до Р. Х. Восточная К. была завоевана римлянами и на ее территории была образована рим. провинция. В 83 г. до Р. Х. царь Армении Тигран захватил часть К. и переселил жителей Сол в свою столицу Тигранакерт. Рим. провинция была восстановлена в 67 г. до Р. Х. Гнеем Помпеем, к-рый разгромил армяно-понтийскую коалицию в битве при Коракесии (ныне Аланья) и вскоре уничтожил пиратское сообщество. Восстановленные Солы получили название Помпейополь. В 51-50 гг. до Р. Х. провинцией руководил Марк Туллий Цицерон. В 27 г. до Р. Х., после ряда реорганизаций, К. вошла в состав большой рим. провинции Сирия, Киликия и Финикия. В 70-х гг. I в. обе части К. были отделены от Сирии и объединены в провинцию К. с митрополией в Тарсе. В нач. II в. К. неоднократно посещал имп. Траян; в 117 г. он умер в г. Селинунт. В сер. II в., при имп. Антонине Пии, к К. были присоединены горная Исаврия и Ликаония - равнинная область к северо-западу от Тавра. В течение I в. по Р. Х. были постепенно упразднены все автономные царства. После ликвидации царства Тевкридов при имп. Тиберии близ Олвы выстроен г. Диокесария. Статус свободных городов в К. сохраняли только Тарс, Эги и Мопсуестия, хотя большинство др. городов пользовалось той или иной формой автономии. В составе Римской империи Равнинная К. постепенно превратилась в важнейшую сельскохозяйственную житницу для соседнего мегаполиса Антиохии. Главными товарами экспортного производства стали виноградное вино, пенька, лен и льняные ткани. Так, ритор Дион Хризостом (кон. I - нач. II в.) в одной из речей назвал большинство жителей Тарса ткачами ( Dio Chrysost. Or. 34. 21). Экономически и социально К. тяготела к Антиохии и Сирии и была сравнительно слабо связана с регионами М. Азии к северу и западу от нее. Рим. саркофаг в Тарсе (Музей в Тарсе) Рим. саркофаг в Тарсе (Музей в Тарсе)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Загоскин М.Н. Исторические романы, М., 1993, с. 537-538. Там же, с. 37, 65, 218, 249 и др. Цит. по: Григорьев А.А. Эстетика и критика, М., 1980, с. 277, 280 (из письма М.Н.Загоскина 1840 года к П.А.Корсакову, издателю журнала " Маяк " ). Реальное историческое лицо, ростовщик, кредитовавший Бирона, глава еврейской колонии в Петербурге в 1730-40-х гг. Лажечников И.И. Ледяной дом, М., 1980, с.73. Подробнее об " остзейском вопросе " в эти десятилетия см. весьма обстоятельную книгу М.М.Духанова " Остзейцы. Политика остзейского дворянства в 50-70-х годах XIX века и критика её апологетической историографии " , Рига, 1978. Лажечников И.И. Ледяной дом, с. 48, 128 и др. Дневник государственного секретаря А.А.Половцова, т. 1, М., 1966, с. 95. Лажечников И.И. Последний Новик, М., 1983, с.10, 172, 433 и др. См.: Киреев А.А. Дневник за 1887-1894 гг. - ОР РГБ, ф. 126, д. 11, л. 181 об. Имеются в виду государь Александр III и его брат Владимир Александрович. Вельяминов Н.А. Воспоминания об императоре Александре III, в кн.: Российский архив, т. 5, М., 1995, с. 275. Рихтера звали Оттон Бурхардович. Он был выходцем из остзейского дворянства. Кровопролитные сражения в Крыму против англо-французских войск на реке Альма (8 сентября 1854 г.) и около Инкермана (24 октября того же года), в которых русская армия потерпела поражения, понеся громадные потери. Записки А.И.Кошелева, М., 1991, с. 94. Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л., Воспоминания, т. 1, М., 1967, с. 232-233. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров, Тула, 1990, с. 105-106. Там же, с. 192-193. [ВБ1] http://www.voskres.ru/idea/dronov.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

При сыне Артавазда II Арташесе II (34-20 гг. до Р. Х.) независимость А. была восстановлена. Однако приход к власти его брата Тиграна III, рим. ставленника, в Риме истолковали как подчинение А.: были отчеканены монеты с легендой «Armenia capta, Armenia recepta» (Армения плененная, Армения взятая). Тем не менее А. не была обращена в провинцию Римского гос-ва. В течение следующих 50 лет на арм. престоле сменилось не менее 11 венценосцев - ставленников Рима, как правило из царских фамилий соседних стран. Переломным стал 52 г. по Р. Х., когда парфянский царь Вологез I Аршакид объявил царем А. своего брата Трдата. Это событие привело к затяжной войне парфяно-арм. коалиции с Римом. В 58-59 гг. рим. войска под командованием Корбулона разрушили столицу Арташат, мотивируя это неспособностью удерживать столь большой город, и заняли Тигранакерт, где в 60 г. возвели на арм. престол своего ставленника Тиграна VI. В 61 г. Парфия вновь двинула войска в А., и римлянам пришлось отступить. Стороны заключили в Рандее компромиссный мирный договор (63): царем А. провозглашался Трдат I из парфянской династии Аршакидов, но корону он должен был получить в Риме из рук императора. Имп. Нерон обставил коронацию пышными празднествами и предоставил средства на восстановление Арташата (66). Вел. А. была признана самостоятельным гос-вом. В 113 г. имп. Траян начал войну с Парфией и А., и в 114 г. А. была на неск. лет включена в состав рим. пров. Каппадокия и Вел. и М. А. Однако при имп. Адриане (117-138) царская власть в А. была восстановлена. Когда в ходе следующей парфяно-рим. войны (163-166) римляне заняли Арташат, они сочли целесообразным сохранить А. в качестве самостоятельного гос-ва. Ее столицей был сделан г. Валаршапат. С сер. I в. А. входила в систему царств Парфянской Аршакидской державы, сохраняя политическую самостоятельность. Поначалу арм. престол, считавшийся вторым по значению после Парфянского, занимали младшие представители правящей династии Аршакидов, а на рубеже II-III вв. на нем утвердилась арм. ветвь династии (Аршакуни). Периодически оказываясь под рим. протекторатом, А. не стала частью Римской державы. Однако М. А. в 72 г. окончательно стала рим. провинцией и оставалась в составе Римской, а затем Византийской империи с перерывами до кон. XI в. Ситуация, возникшая в результате противостояния Парфии и Рима, на протяжении веков была типичной для А., зажатой между крупнейшими державами Запада и Востока и вынужденной лавировать, чтобы выжить в этом опасном окружении.

http://pravenc.ru/text/76104.html

соборе: апостолы мерным шагом, один за другим, приближаются к Иисусу Христу, фигуры и позы их одинаковы; расстановка фигур – редкая. Ангелы с рипидами, неизвестные в Евхаристии по памятникам ранее XI в., и появившиеся в этой композиции, вероятно, под влиянием средневековых литургических изъяснений, не позволяют признать целое изображение памятником ранее VIII в.; возможно, что оно не древнее киевских мозаик. Точное решение вопроса о древности его на основании копий кн. Гагарина невозможно. 1820 Крыжановский, Киев. моз. Зап. арх. общ., т. VIII, 251 (автор говорит на основании «Писем с Востока»); Dobbert, S. 20 (со слов Крыжановского). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 62, примеч. 7. 1821 Древн. Росс. госуд., особая таблица. Dobbert, S. 18. Крыжановский: Зап. археол. общ., т. VIII, стр. 249–251. Закревский, II, 792–793. Митр. Евгений, Опис. Киево-Соф. соб., стр. 42–43. Сементовский, стр. 84. П.Н. Полевой, Очерки русск. ист. в пам. быта, II, рис. 15–16. Schlumberger, Un empereur byzantin au X-me siècle Nicephore Phocas, p. 353 (неполное изображение). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 59–64. Прохоров, Христ. древн., 1875–1877 гг., табл. без Прот. Скворцов, Опис. Киево-Соф. соб., 15. Фундуклей, Обозр. Киева, табл. к стр. 38. Е.Е. Голубинский , Истор. русск. церкви, т. I, 2-я полов. стр. 167. Снимок в натур. велич. в моск. историч. музее. 1823 Прохоров, Хр. др., 1875–1877. Крыжановский, стр. 261–265. Закревский, II, 536–538. А.В. Прахов, Киев. пам. виз. русск. иск., табл VI (Труды Моск. арх. общ., т. XI, вып. III). 1827 Зап. общ. люб. кавказ. археол., кн. 1 под ред. Берже и Бакрадзе, стр. 35. Кавказ. стар., 1872 г., 1, стр 23. 1831 Примеры: Еп. Макарий, цит. соч., II, 50–52; В. и Г. Холмогоровы, Историч. матер. о церквах и селах XVI-XVIII вв., IV, 14, 30, 46, 47; V, 39, 107, 108; VI, 24, 25, 26 и др. 1834 Platner u. Bunsen, Beschreib. d. Stadt Rom, II Bd., S. 204. Bock, Gesch. d. liturg. Gewänder, I, Taf. VII. Прохоров, Xp. др., 1864, табл. I-III. Didron, Annales archéol., I, p. 152. Schnaase, Gesch. d. bild. Künste, III Bd., 1; Abtheil, S. 263. Bayet, L’art byzant., p. 218. Schlumberger, Un empereur, p. 301. Мы полагаем, что это не есть одежда западных императоров, но саккос греческого патриарха, и относим его, вместе с Прохоровым, к XVI в. 1835 K.H. Тихонравов, Шитая пелена XV в. в суздальском Рожд. соб. Изв. археол. общ., т. I, стр. 212–214. 1836 С. Крыжановский, О древн. воздухе, хранящ. в ряз. Крестовой церкви. Изв. археол. общ., т. II, стр. 297 и след. Снимок в красках доставлен нам А.В. Селивановым; сравнивая его с кратким описанием суздальской пелены Тихонравова, полагаем, что эти два памятника очень сходны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАД крепость на севере пустыни Негев . В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия ) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони , Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности. План городского квартала периода ранней бронзы План городского квартала периода ранней бронзы Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50 ´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2 ´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

http://pravenc.ru/text/75814.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010