А мы – кем себя считаем: праведниками или грешниками? Конечно, скажем: «грешниками», и даже «грешнейшими всех человек». Но почему же мы вдруг остановились, стали оглядываться назад и по сторонам, с тайным удовлетворением, что, вот, могу же и я! – Не так, как другие, «прочие человецы». Только почувствуешь себя здоровым, самоуверенным, как вдруг – словно Господь отвернулся, словно стал чужим: «Ты здоров, значит, Я тебе не нужен. Ты не грешник, значит, Я не к тебе пришел». И словно отнимается Его рука, и все начинает рушиться. Слова Господни о том, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию», должны для каждого христианина всегда звучать радостной вестью, словно Господь говорит тебе, как единственному: «Я пришел и пострадал только ради тебя. И только ради тебя Я еще раз приду на землю, во славе». Ну кто мог от лица всех грешников выразить такую дерзновенную надежду, что когда «Сам Господь» «сойдет с неба», мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? Конечно же, только тот, кто всю жизнь помнил и говорил, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). О лежащем Кресте. Неделя третья Великого поста Мк.8:34–9:1 Евр. 4:14–5:6 Напомнив, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, церковь сегодня выносит перед нами святой крест. Дважды в году совершается торжественный вынос креста из алтаря на середину храма: в день Воздвижения и сегодня, в крестопоклонную неделю. Но тогда он воздвигается над людьми, торжественно и победоносно. А сегодня он – «полагается» пред нами. Преступника сначала клали на лежащий крест и прибивали гвоздями, а потом этот крест уже поднимали. Итак, крест лежит посреди храма. И из недр этого креста, как из неопалимой купины, звучит слово Божие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Причем, всякого «себя»: не только плохого, но и «хорошего». И своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Евр 5:11–6:8 Среда 29 седмицы. Послание к Евреям, зачало 313 Братья возлюбленные, хотя мы так и говорим, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды, чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания. Евр 6:9–12 Суббота 4 Великого поста. Послание к Евреям, зачало 314 Братья, Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, говоря: “Истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя”. И так долготерпением Авраам достиг обещания. Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, которая для души есть словно якорь, и надежный, и твердый, и проникающий внутрь за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека. Евр 6:13–20 Неделя 4 Великого поста. Пророкам. Послание к Евреям, зачало 315 Братья, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его, которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих. А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, – тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

И спрашивал Он их: а вы за кого Меня почитаете? И отвечает Ему Петр: Ты – Христос. И строго наказал им никому не говорить о Нем. И начал учить их, что надлежит Сыну Человеческому много претерпеть и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и через три дня воскреснуть. Мк 8:27–31 . Суббота 5 Великого поста. Евангелие от Марка, зачало 36 В то время строго наказал Иисус ученикам Своим никому не говорить о Нем. И начал учить их, что надлежит Сыну Человеческому много претерпеть и быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и через три дня воскреснуть. И это слово Он говорил открыто. И отозвав Его, Петр начал Ему выговаривать. Он же, обернувшись и увидев учеников Своих, строго укорил Петра и говорит: прочь! За Мною, сатана, потому что думаешь ты не о Божьем, но о человеческом. И призвав народ вместе с учениками Своими, сказал им: если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною. Мк 8:30–34 . Среда 30 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 37 Сказал Господь: если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною. Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая выгода человеку весь мир приобрести и повредить душе своей? Ибо что даст человек в обмен за душу свою? Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И Он говорил им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе. Мк 8:34–9:1 . Неделя 3 Великого поста. Неделя по Воздвижении Креста Господня. Евангелие от Марка, зачало 38 В то время берет Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и отдельно от других возводит на гору высокую, их одних. И преобразился Он перед ними: и одежды Его сделались блистающими, белыми весьма, такими, что белильщик на земле не может так выбелить.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Мк.7:31–37 . За упокой:  Ин.5:24–30 Евр. 6, 9–12. За упокой:  1Кор.15:47–57 Три субботы Великого поста посвящены поминовению усопших. Слово Божие не оставляет нас «в неведении о умерших», и не хочет, чтобы мы «скорбели, как прочие, не имеющие надежды» ( 1Сол.4:13 ). «Истинно, истинно говорю вам, – обращается к нам Господь. – Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». И вот уже эти два слова: «верующий» и «слушающий» способны пробудить надежду. Потому что Господь не говорит: «день и ночь слушающий» и «верующий совершенной верой», но просто – «слушающий» и «верующий». В этих словах и самое великое, и самое малое. Здесь и самые начатки, и совершенная вера, засвидетельствованная делами. И мы, по церковному обычаю, отпеваем всех отшедших от нас крещеных людей, кто при жизни не был формально отлучен от церкви. Кто знает? – Может быть, хоть малое слово они когда-то услышали, и хоть какая-то вера зашевелилась в ответ? А далее Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». «Наступает», и одновременно «настало уже», – как две тысячи лет назад, так и сегодня. «Настало», потому что крестом уже открыта дверь небесных обителей. А «наступает», потому что каждому еще предстоит туда войти. «Настало» и «наступает», как Божье и человеческое, как совершившееся, но еще должное совершиться. Мы знаем и то, что для одних будет «воскресение жизни», а для других «воскресение осуждения». Пусть каждый выбирает то, что хочет. Мы же свой выбор сделали. В нашем Символе веры нет ничего ни об аде, ни о вечных муках. Не оглядываясь назад, мы все, стоя в храме, поем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». И Апостол Павел открывает «тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». «Мы», – говорит Апостол, обращаясь к братьям христианам, мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Сол.4:17 ). Он всех приглашает с собою. Как и Сам Господь всех слушающих зовет к Себе. Он говорит, что верующий и слушающий «и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Уже «перешел»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Суббота . (Евр.1:112; Мк.2:233:5) Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и преискренно соединились с Господом! Обновилось тело Господне тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселенная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: " Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие " (Пс.44:78) Неделя первая поста (Евр.11:2426, 3212:2; Ин.1:4351) Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: " испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса... " (Евр.11:3638, 12:12) Понедельник (2-й нед. поста) " Больше всего хранимаго храни сердце твое; потому что из него источники жизни " (Притч.4:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если завтра Страшный Суд. Как провести Родительскую субботу Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва 1 марта, 2019 Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва Представим себе, что завтра настанет Страшный Суд. Мертвые воскреснут, Христос сойдет с небес, и все мы предстанем пред Ним такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас. Это значит, что день накануне – последний день смерти. Последний шанс что-то исправить перед последней Встречей. Последнее время в буквальном смысле. Инокиня Евгения (Сеньчукова) Церковь издавна особым образом вспоминала усопших в связи с ожиданием Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Вот почему в субботу перед Неделей о Страшном Суде, за неделю до начала Великого поста, отмечается Вселенская родительская суббота с заупокойными богослужениями. Всенощное бдение в канун субботы в целом пронизано молитвой за усопших. Этот день настолько важен, что даже память святых переносится на другой – остается только «заупокойная» тема. В ходе богослужения совершают «великую панихиду», иначе называемую «Парастасом». Обычная панихида – ее сокращенный вариант. По уставу она совершается после вечерни, перед Шестопсалмием. В современной русской традиции Всенощное бдение накануне Родительской субботы не принято, служат только Парастас. На Литургии в субботу читают «заупокойные» фрагменты Священного Писания. Отрывок из 4-й главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам начинается словами: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-14). Евангельское чтение также посвящено надежде на вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). После Литургии снова совершают панихиду.

http://pravmir.ru/esli-zavtra-strashnyiy...

Перейдем теперь к частностям и кратко изложим свое мнение. О духовных праздниках учит и апостол: да никтоже убо вас осуждает о ядении или о питии, или о части праздника или о новомесячиях или о субботах, яже суть стен грядущих (Кол. 2:16-17). И Бог так говорит чрез Исаию: новомесячий ваших, и суббот ваших и дне великого не потерплю: поста, и праздности, и новомесячий и праздников ваших ненавидит душа Моя (Исаии 1, 13—14). Очевидно, что Кто ненавидит праздники иудеев, Тот любит свои, то есть субботу, оставленную для народа Божии, чтобы мы видели, что дано нам Богом, и говорили не в наученых человеческие премудрости словесех, но в наученых Духа, духовная духовными срассуждающе (1 Кор. 2:13). Ибо в настоящем веке, который во зле лежит, мы не можем видеть благих дней, а в новом, о каковых днях Дух Святый вещает в песни Моисеевой: помяни дни древние, разумей лета рода родов (Второз. 32:7). Об этом и святой говорил в Псалме: нощию сердцем моим размышлях (Псал. 76:7). И опять: и лета вечная помянух и поучахся (там же ст. 6). Кто не принимает такого толкования, тот пусть ответит: вак можно объяснить то, что Исаия предвозвещает относительно будущего, нового века: будет месяц от месяца и суббота от субботы и приидет всяка плоть поклонитися пред Богом (Исаии 66, 23), когда истинные поклонники будут покланяться не на горе Гаризинской и не в Иерусалиме, а в духе и истине (Иоанн. гл. 4), когда будет новое небо и новая земля и вся тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу детей Божиих, и свет солнца будет светлее всемеро, а свет луны будет как свет солнца (Рим. гл. 8; Исаии гл. 30)? Ибо мы приступили в горе Сиону, означающему в переводе сторожевую башню, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, торжеству (Евр. 12:22). Об этом торжестве и другой пророк говорит: что сотворите во днех торжества и в дни праздника Господня (Осии 9, 5)? Тоже и в другом месте говорится: празднуй, Иудо, праздники твоя, воздай обеты твоя (Наум. 1:15). Итак, если мы знаем о духовных праздниках, то должны признать и духовные жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Перейдем теперь к частностям и кратко изложим свое мнение. О духовных праздниках учит и апостол: да никтоже убо вас осуждает о ядении или о питии, или о части праздника или о новомесячиях или о субботах, яже суть стен грядущих ( Кол. 2:16–17 ). И Бог так говорит чрез Исаию: новомесячий ваших, и суббот ваших и дне великого не потерплю: поста, и праздности, и новомесячий и праздников ваших ненавидит душа Моя ( Ис. 1:13–14 ). Очевидно, что Кто ненавидит праздники иудеев, Тот любит свои, то есть субботу, оставленную для народа Божия, чтобы мы видели, что дано нам Богом, и говорили не в наученых человеческие премудрости словесех, но в наученых Духа, духовная духовными срассуждающе ( 1Кор.2:13 ). Ибо в настоящем веке, который во зле лежит, мы не можем видеть благих дней, а в новом, о каковых днях Дух Святый вещает в песни Моисеевой: помяни дни древние, разумей лета рода родов ( Втор. 32:7 ). Об этом и святой говорил в Псалме: нощию сердцем моим размышлях ( Пс. 76:7 ). И опять: и лета вечная помянух и поучахся (там же, Пс. 76:6 ). Кто не принимает такого толкования, тот пусть ответит: как можно объяснить то, что Исаия предвозвещает относительно будущего, нового века: будет месяц от месяца и суббота от субботы и приидет всяка плоть поклонитися пред Богом ( Ис. 66:23 ), когда истинные поклонники будут покланяться не на горе Гаризинской и не в Иерусалиме, а в духе и истине ( Ин. 4:21–23 ), когда будет новое небо и новая земля и вся тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу детей Божиих, и свет солнца будет светлее всемеро, а свет луны будет как свет солнца ( Рим. 8:21 ; Ис.30:26 )? Ибо мы приступили к горе Сиону, означающему в переводе сторожевую башню, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, торжеству ( Евр. 12:22 ). Об этом торжестве и другой пророк говорит: что сотворите во днех торжества и в дни праздника Господня ( Ос. 9:5 )? Тоже и в другом месте говорится: празднуй, Иудо, праздники твоя, воздай обеты твоя ( Наум. 1:15 ). Итак, если мы знаем о духовных праздниках, то должны признать и духовные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010