Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

12 . Во времена Авраама началось богообщение верных с Богом – просили, взывали в молитве и в уме, и Бог отвечал, возвещал будущее и благословлял людей Своих. 13 . Ангелы Божии, ополчение их, охраняли Иакова, когда он с семейством и скотом от Лавана шел к отцу своему Исааку ( Быт.32:12 ). 14 . В борении Иаков говорил: Я Бога лицем к лицу видел, и сохранилась душа моя. И Бог благословил Иакова и сказал Бог: Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль ( Быт.32:2430 ). 15 . Многими дарами: скотом, воздаянием чести, милосердием и смирением – Иаков расположил сердце Исава, брата своего, к миру ( Быт.33 ). 16 . Бог часто являлся Иакову и говорил с ним, а Иаков в местах Богоявления ставил жертвенники и возливал на них елей, и освящалась земля ( Быт.28:18 ). 17 . Иаков скорбел, ибо не видел страха Божия в сыновьях своих: Симеон и Левий избили жителей Сихема за Дину и имели богов чуждых, и идолов, и серьги, и Иаков закопал их в землю, и продали Иосифа в Египет за двадцать сребренников ( Быт.34:2526; 35:4; 37:2628 ). 18 . Праведный Иосиф был угоден Богу, и ради его Бог благословил весь Египет, и он питал хлебом всю землю во время голода ( Быт.41:5657 ). 19 . Бог повелел Иакову идти в Египет, и семьдесят пять душ переселились: Рувин, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон – сыны Лии; Гад, Асир – сыны Зелфы; Иосиф и Вениамин – сыны Рахили; Дан, Неффалим – сыны Валлы ( Быт.46:827 ). 20 . Крест Христов прославил Иаков, ибо руки крестообразно возложил на Ефрема и Манассию, благословляя сыновей Иосифовых и десницею возвышая Ефрема, младшего сына ( Быт.48 ). 21 . Иаков пророчески возвестил, что от Иуды родится Христос и Он призовет народ Израилев и язычников в Виноградник Свой – Церковь – и Кровью Своею на Голгофе убелит, освятит души верных ( Быт.49:812 ). 22 . А из колена Дана будет змей на дороге, аспид на пути ( Быт.49:1618 ), законоположитель, судия на 3,5 года. 23 . О чудном Промысле Божием сказал Иосиф братьям своим: Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро и сохранил жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1. Кроме того, пророки вполне показывают, что Бог заповедал некоторые установления в Законе не потому, чтобы нуждался в их рабском служении, но ради них самих. И Господь ясно учил, как я уже показал, что Бог не нуждается в их приношении, но (заповедал это) ради самого приносящего человека. Ибо когда увидел, что они небрегут о справедливости и чужды любви к Богу и думают, что Бог умилостивляется жертвоприношениями и прочими прообразовательными установлениями, то Самуил так говорил им: «Бог не желает всесожжений и жертв, но хочет, чтобы слушались Его голоса. Вот послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» ( 1Цар.15:22 ). Давид также говорит: «жертвы и приношения Ты не хотел; но уши Ты открыл мне; и всесожжений за грех Ты не требовал» 102 , – научая их, что Бог хочет больше повиновения, которое спасает их. чем жертв и всесожжений, которые нисколько не помогают им к праведности, и вместе предвозвещая о Новом Завете. Но еще яснее он говорит об этом в 50м псалме: «ибо если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы: всесожжениями Ты не будешь услаждаться. Жертва Богу – дух сокрушенный: сердце сокрушенное, и смиренное Господь не презрит» ( Пс.50:18–19 ). А что Бог ни в чем не нуждается, он говорит в предшествующем псалме: «не приму от дому твоего тельцов, и от стад твоих козлов, ибо Мои все звери земные, скоты и волы на горах; Я знаю всех птиц небесных и красота полевая у Меня. Если я взалчу, не скажу тебе: ибо Моя земля и полнота ее. Ужели Я стану есть мяса волов или пить кровь козлов» ( Пс.49:9–13 ). Потом, чтобы не подумали, что Он отвергает это в Своем гневе, продолжает советуя: «принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему твои обеты; и призывай Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя и прославишь Меня» ( Пс.49:14–15 ), – отвергая то, чем грешники думали умилостивить Бога, и показывая, что Он ни в чем не нуждается, но внушая и указывая то, чем человек оправдывается и приближается к Богу. То же самое говорить и Исаия: «к чему Мне множество жертв ваших? Говорить Господь. Я полон» ( Ис.1:11 ). И отвергши всесожжения, жертвы и приношения и кроме того новомесячия, субботы и праздники и все прочие за ними следующие обряды, он увещевает их к спасительным (делам): «омойтесь, будьте чисты, удалите неправду из сердец ваших пред очами Моими; отстаньте от злых дел ваших, научитесь делать добро, стремитесь к (правому) суду, избавьте терпящего обиду, дайте суд сироте, вступитесь за вдову, и приходите и разсудимся, говорит Господь» ( Ис.1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Если кто услышит и пр.: см. 3 и далее; 5 и далее; 8 и далее; Мф. 7:26 ; Мк. 4 и далее; 18, 20 и прим. Слово Христово так же божественно, свято и чисто, как и Его лицо; потому это слово Его будет судьёй человека в последний день. Конечно, Сам Христос будет судить (5:22, 27), но будет судить по тому, принято ли было и сохранено ли Его слово, Его учение, веровал ли Ему человек и поступал ли по Его учению (ср. 7:51, где судящим представляется закон Моисеев). 49. Ин. 12:49 . Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Ин. 8:26, 28, 14:10, 7:17, 10:18 . 50. Ин. 12:50 . И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Ин. 6:63 . Ибо Я говорил не от Себя и пр.: ср. 7:16; 5 и прим. В этих словах Господь изъясняет несравненное достоинство и непререкаемую истину Своего слова или Своего учения вообще. Его учение как по содержанию (что сказать) и по форме (что говорить) есть учение пославшего Его Отца Его Небесного; в чувстве глубокого смирения и преданности Отцу Своему Господь называет учение Своё заповедью Отца, хотя Он как Бог Сам ведает непосредственно все тайны божественного учения (ср. прим. к 3:11, 32 и парал.). Эта заповедь, это учение божественное есть вечная жизнь, источник вечной жизни, средство для человека к достижению вечной жизни (ср. 6:63; 11:25; 14:6; 17 и прим.). Поэтому именно (и так) передал Он всё это учение так, как принял его, без всякой перемены, как непосредственное и непререкаемое истинное учение Отца Небесного (ср. 5:30; 7:18; 8:16, 28 и далее). «Какое глубокое смирение в этих словах! Ужели, Господи, прежде чем послал Тебя Отец и дал Тебе заповедь, Ты не знал, что Тебе говорить, не знал той заповеди, которая есть жизнь вечная?.. И что Он хочет выразить этим? – То, что Он не говорит, не мудрствует ничего отличного от Отца... Желая доказать это, т. е. единомыслие с Отцом, напомнил об этом примере, т. е. о заповеди... Сын, будучи Словом и выражая то, что есть в уме, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Обратим теперь внимание на то, что здесь сказано алле­горически. Кто это идет от Едома ? Это пророчество двояко: Христос явился им обагренный кровью, потому что Он говорит: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? (Мф.12:29); и потом: но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33); а в другом месте: проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение   (Лк.4:18) (сравни Ис.61:1); в другом же месте: потому что Он сокрушил врата медяная и сломил вереи железныя (сравни Ис.45:2), – и иное подобного рода, что указывает на Его победу, и объясняет, что Он был оба­грен кровью, как и Иаков пророчески говорит: моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт.49:11); а также Симеон, великий священник, указывает на многие битвы следующими словами: се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк.2:34). Здесь Он кажется пришедшим от Эдома после умерщвления многих, Вифлеем же был распо­ложен в стране идумеев. Кроме того, Давид показывает Его как бы снабженным оружием: препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный (Пс.44:4). Это говорит затем, чтобы ты не считал Его слабым, – подобно тому, как выше сказал про­рок: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис.53:3). Он открывался всем не одним и тем же обра­зом: одним образом явился иудеям, иным – апостолам, иным – пророкам, иным – на горе бывшим с Иаковом, иным – бывшим с Клеопою, иным – союзникам Петра, когда Иоанн сказал: это Господь (Ин.21:7), иным – Фоме, иным – Марии до и после воскресения, потому что она то считала Его вер­тоградарем, то называла " рабби " , а Он сказал: не прикасайся ко Мне (Ин.20:17). Каждому Он уделял по мере веры. По­добно тому, как и Отец Его являлся то в огне, то под ви­дом старца, применительно к обстоятельствам, не изменяя Своей природы, – избави Бог, – но всегда оставаясь тем же. Вид же Господа не всегда являлся под одним и тем же образом. Точно так и здесь Он менял Свой образ, приме­нительно к расположениям верующих. Столь величественный в Своей одежде . Мы можем сказать, что эта утварь есть Церковь, кото­рая по Его благодати стала прекрасною, по написанному: всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста (Ис.49:18). Мы – утварь Его, а Он – наша. Он не считает достаточным одного при­мера, но желает, чтобы то, что принадлежит Ему, было также и нашим, подобно тому, как Он желает, чтобы мы стали Его. Я есть одежда ваша, говорит, а вы Моя (ср. Иерем.13:11). Я, говорит, облачу вас, подобно тому, кто препоясан по чреслам поясом. Потом говорит: мы члены тела Его,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Обратим теперь внимание на то, что здесь сказано аллегорически. Кто это идет от Едома ? Это пророчество двояко: Христос явился им обагренный кровью, потому что Он говорит: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? (Мф.12:29); и потом: но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33); а в другом месте: проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение (Лк.4:18) (сравни Ис.61:1); в другом же месте: потому что Он сокрушил врата медяная и сломил вереи железныя (сравни Ис.45:2), – и иное подобного рода, что указывает на Его победу, и объясняет, что Он был обагрен кровью, как и Иаков пророчески говорит: моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт.49:11); а также Симеон, великий священник, указывает на многие битвы следующими словами: се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк.2:34). Здесь Он кажется пришедшим от Эдома после умерщвления многих, Вифлеем же был расположен в стране идумеев. Кроме того, Давид показывает Его как бы снабженным оружием: препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный (Пс.44:4). Это говорит затем, чтобы ты не считал Его слабым, – подобно тому, как выше сказал пророк: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис.53:3). Он открывался всем не одним и тем же образом: одним образом явился иудеям, иным – апостолам, иным – пророкам, иным – на горе бывшим с Иаковом, иным – бывшим с Клеопою, иным – союзникам Петра, когда Иоанн сказал: это Господь (Ин.21:7), иным – Фоме, иным – Марии до и после воскресения, потому что она то считала Его вертоградарем, то называла " рабби " , а Он сказал: не прикасайся ко Мне (Ин.20:17). Каждому Он уделял по мере веры. Подобно тому, как и Отец Его являлся то в огне, то под видом старца, применительно к обстоятельствам, не изменяя Своей природы, – избави Бог, – но всегда оставаясь тем же. Вид же Господа не всегда являлся под одним и тем же образом. Точно так и здесь Он менял Свой образ, применительно к расположениям верующих. Столь величественный в Своей одежде . Мы можем сказать, что эта утварь есть Церковь, которая по Его благодати стала прекрасною, по написанному: всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста (Ис.49:18). Мы – утварь Его, а Он – наша. Он не считает достаточным одного примера, но желает, чтобы то, что принадлежит Ему, было также и нашим, подобно тому, как Он желает, чтобы мы стали Его. Я есть одежда ваша, говорит, а вы Моя (ср. Иерем.13:11). Я, говорит, облачу вас, подобно тому, кто препоясан по чреслам поясом. Потом говорит: мы члены тела Его,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф. 2, 15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 48 . Исповедавший истину воплощения ап. Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет. 1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго ( Ин. 20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святаго ( Деян. 2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Дух Божий живет в новой твари ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Духом христиане устроятся συνοιχοσομεισυαι в жилище Божие ( Еф. 2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор. 15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:22–24 ). Еще устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис. 65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет. 3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Апок. 21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют ея – αυτηζ ( Мф. 16:18 ). Αυτηζ может относиться и к πετρα, и к Εχχλησια. Еще Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 49 . Врата ада, сколько бы ни усиливались ( χατισχυσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Само Слово для собственной ипостаси приняв, усилило святое Свое тело, и когда Он всецело устремился, будучи живым, соделал его животворящим. Вот почему, будучи един безгрешен и соединен с человеческой жизнью, принесен был за всех грешников, всех, подверженных смерти, омыл и безгрешною кровию от грехов освободил; и будучи жизнью и подателем жизни как живое Слово Божие, неразделим был от собственного тела, и было воскрешено оно Им, став нетленным и живым, а уверовавшим, что Он есть Спаситель и омывшимся Кровию Его, дал Он нетление и воскресение. И только одна эта святая жертва искупила весь мир даже доныне. Она предображалась и предзнаменовалась, как мы уже говорили, через жертвы убиваемых животных, которые приносили Авель, Ной и Авраам, Моисей и Илия и все, которые до Закона и под Законом были; но жертвы эти не могли быть совершенными, как было нами прежде сказано, поскольку по естеству они были не от нас. Подобно все те жертвы прикровенно указывали на Пришедшего ради нас, и древними животными Предвещаемого, и пророками тайнозрителями Прообразуемого. Ибо и Исайя (Ис 6:1), и Иезекииль (Иез 1:5) видели Бога в образе человека. Пречистейший же Даниил видел Сына Человеческого, на облаках грядущего, и дошел до Ветхого днями (Дан 7:13), то есть Отца, и дано Ему всякое почитание и Царство Его вечное. Очевидно, что он предвещал Сына, впоследствии воплотившегося, вновь на небеса взятого и одесную Отца сидящего, и в последние дни собирающегося прийти со славою судить вселенную по справедливости как Владыка всех, Царство Которого не имеет конца, как написано 15 . Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: не отойдет правящий от Иуды(Быт 49:10) 16 , и Исайя: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним после того Он явился на земле и обращался между людьми(Вар 3:36,38) 17 , и Моисей же: Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды братьев наших, как меня, и всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится(Втор 18:15,19) 18 , и Давид: грядет Бог наш(Пс 49:3), и: Господи! Приклони небеса Твои и сойди(Пс 143:5), и: наклонил Он небеса и сошел(Пс 17:10), и: Он сойдет, как дождь на скошенный луг(Пс 71:6), и: Бог Господь и явился нам(Пс 117:27) 19 , и: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня(Пс 109:1), и: от плода чрева твоего посажу на престоле Моем(Пс 131:11) 20 .

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010