(Пятый член Символа веры . Праздник Пасхи). 62. Явления воскресшего Господа Иисуса Лк.24:12–48 ; Ин.20:1–21:25 ; М.28:16–20; Мк.16:9–18 . Утром первого дня недели, который ныне называется воскресеньем, Иисус Христос явился Марии Магдалине в саду Иосифа и на дороге к Иерусалиму другой Марии и Марии Магдалине, потом под вечер сопутствовал двум ученикам до селения Еммаус, а вечером явился в Иерусалиме всем ученикам, кроме Фомы. Через неделю Он снова явился ученикам, когда и Фома был с ними. После праздника Пасхи ученики Христовы ушли из Иерусалима в Галилею и там увидели своего Учителя на берегу Галилейского озера. На одной Галилейской горе Он явился не только апостолам, но и другим верующим в Него, которых собралось более пятисот человек. Кроме того, Он отдельно явился Петру и Иакову. Так Иисус Христос по воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. В это время Он удостоверил их, что действительно воскрес из мертвых: показывал им Свои язвы и вкушал с ними пищу. Но только ученики видели, что тело Его не таково, каково было прежде: Он являлся к ним, когда двери были заперты. Во время этих явлений воскресшего Господа Иисуса Христа апостолы получили от Него повеление: «идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа и уча соблюдать все, что Я повелел вам. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». В это же время апостолы получили и радостное обетование от Господа Иисуса: «и вот Я с вами во все дни до скончания века». 63. Вознесение Христово Мк.16:19–20 ; Лк.24:49–53 ; Деян.1:3–12 . На праздник Пятидесятницы ученики Иисуса Христа апостолы отправились в Иерусалим. В сороковой день по воскресении Христовом они собрались в одном доме. Здесь явился им Иисус и сказал: «Я пошлю вам то, что обещал Отец Мой, вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Вы примете эту силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями по всей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

(Ст. 20). Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава, то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт. 27:27). (Ст. 21). Так и Иаков верою благословил каждого сына Иосифова, хотя они были (уже) благословлены в земле Египетской, но после многих лет совершилось, наконец, благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поскольку веровал, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих (Быт. 47: 29–31. 48:15). (Ст. 22). Верою Иосиф, умирая (напоминал и прочее), — то есть при смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт. 50:24). (Ст. 23). Верою Моисея после рождения скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течении тех трех месяцев (Исх. 2:2). (Ст. 24–25). Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. (Ст. 26–27). Пред Египетскими богатствами, которые могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждой взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царского и того, чтобы не нашли его (беглеца); Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него, (как это и открывается) в терпении (его). (Ст. 28). Верою совершил Пасху и пролитие крови, — то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены из-за него, и Евреи спасутся чрез него (Исх. 12:11). (Ст. 29). Верою перешли Чермное море, ибо народ веровал, что, войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив, Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх. 14:22). (Ст. 30). Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верой обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав. 6:19–20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ст. 28. Как понимать слова: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его? Услышав женщину, ублажавшую Матерь Его, Иисус Христос этими словами дал заметить, что слушание Слова Божия, усвоение его сердцем и исполнение в жизни может даровать всякому блаженство и близость к Нему, подобную той, как близка к Нему Его Матерь. Что особенно поучительного в этом евангельском чтении? То, что для спасения не довольно только слушать учение, знать веру, веровать; но должно и исполнить оное учение, жить во вере. Евангелие праздника Нерукотворного образа Иисуса Христа (авг. 16) Какое евангелие праздника Нерукотворного образа Иисуса Христа? О путешествии Иисуса Христа в Иерусалим, чрез Самарию, где Самаряне не приняли его, яко лице Его бы грядущее в Иерусалим. Лук. 9, 51–56; 10, 22–24 . Зач. 48. 51 Когда приближались дни взятия Иисуса от мира, Он захотел идти в Иерусалим. 52 И послал вестников пред лицом своим; и они пошли и вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него. 53 Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им, и сказал: не знаете, какого вы духа. 56 Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Гл. 10, 22 И обратившись к ученикам, сказам им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать что вы слышите, и не слышали. Ст. 51. Почему же Самаряне не приняли Иисуса Христа из-за того, что Он шел в Иерусалим? Это от того, что между иудеями и самарянами была вражда. Главным из предметов раздора было то, что иудеи говорили, что истинное поклонение Богу может совершаться только в Иерусалиме, в тамошнем храме; Самаряне же имели не долго существовавший, разрушенный иудеями, собственный храм на горе Гарпзин, и утверждали, что там должно быть истинное Богопоклонение. См. объясн. еванг. в нед. о Самарянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

11 Дом Духа Божественна мене сотвори – соделай (и) меня домом Духа Божия. Ср. 1 Кор. 3, 16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1 Кор. 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога? 12 Врача – Христа – Врача душ. См. Мк. 2, 16–17: Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. См. также Мф. 9, 11–12; Лк. 5, 30–31. 13 Волнующася – колеблемого (сотрясаемого). 14 Вечнующаго – вечного. 15 Червия же злаго, и тартара – от злого (адского) червя (змия), и от бездны ада. См. Мк. 9, 43–48. 16 Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника – не допусти, чтобы я, виновный во многих грехах, стал радостью бесам. 17 Обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении – ослабевшего и одряхлевшего от бесчувственных грехов (т. е. от грехов неощущаемых, к которым я уже потерял чувствительность), о, Пренепорочная. 18 Странна муки всякия покажи мя – отдали (отстрани) меня от всех мучений. 19 Умоли – ...о моем спасении. 20 Небесная ми улучити веселия со всеми святыми сподоби – сподоби меня достичь небесного веселия со всеми святыми. 21 Непотребнаго – негодного, бесполезного. 22 Струю давай мне слезам – даруй мне потоки слез. 23 Благоутробному – милосердному, сострадательному. 24 Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори – находящаяся превыше Ангелов, возвысь (вознеси) меня над страстями, сотвори меня выше смешения, слияния со всем мирским (со страстями), букв. возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего. 25 Сене небесная – Сень (Палата), вмещающая Бога, живущего на небесах. 26 Духовную благодать во мне направи – устрой, управь действие во мне духовной благодати. 27 Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве). 28 Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

15). Именно: неудача «в городе», неудача и «на селе» с оскудением плодородия земли, чадородия и скотоводства (ст. 16–18); проклятие и неудача постигнут богоотступный народ во всех предприятиях его (ст. 19–20); страшные истребляющие болезни разовьются на прекрасной земле обетования: чума (слав. «смерть»), чахотка (слав. «неимением» – εν πορα), горячка (слав. «огневицею»), лихорадка (слав. «стужею»), воспаление, тлетворный ветр и желтуха (слав. бледностью» – τ χρ) 109 , и небо над главою будет медью и земля под ногами железом (ст. 21–24); враги будут поражать Евреев, и непогребенные трупы их будут пожираемы хищными птицами и зверями (ст. 25–26), бешенство (слав. «неистовство») и духовная слепота обуяют Евреев, так что они «в полдень будут ходить ощупью» (ст. 28–29); все, что будет у Израиля, достанется врагам: «с женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им; вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его»... и проч., «так что сойдешь с ума» (слав. «будеши изумлен») от всех этих бедствий (ст. 30–34), наконец царь и весь народ отведены будут в плен и там будут в гадание, и в причту, и повесть у всех народов (ст. 36–37); пришлец среди Израиля будет возвышаться над ним все выше и выше, а Израиль опускаться все ниже и ниже, и станет он главою, Израиль же хвостом (ст. 38–44); неотступно будут преследовать Израиля все эти проклятия, «дондеже потребят его и погубят его» (ст. 45–47); тяжко будет иго для Израиля: нашлет Господь «язык издалеча от края земли, аки устремление орле», который все опустошит, обложит осадою укрепленные города, так что в этом страшном стеснении будут есть от голода «плод чрева своего, плоть сынов своих и дочерей своих» (48–55), и роскошная изнеженная женщина будет есть свой послед после родов (слав. «и блоне своей изшедшей из чресл ее»... и проч. ст. 56–63); напоследок Господь рассеет Израиля «во все языки, от края земли далее до края ее»; там он будет бесприютным скитальцем, всегда трепещущим за жизнь свою (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

19-23). Согласно Евангелию от Луки, по прошествии 8 дней было совершено обрезание Младенца, а на 40-й день И. О. и Пресв. Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, где совершили очистительное и искупительное жертвоприношения (Лк 2. 21-24) и где произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в Младенце буд. Мессию Израиля. Последнее упоминание об И. О. в НЗ относится к тому времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет (Лк 2. 41-52). И. О. и Пресв. Мария, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник и Сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, Которого «через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…» (Лк 2. 46). На слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» - Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 48-49). Вероятно, Иисус, с одной стороны, косвенно свидетельствует о том, что И. О. не был его физическим отцом, а с другой - впервые в рамках евангельского повествования говорит о Своей особенной связи с Богом, Которого считает Своим непосредственным Родителем ( Nolland. 1989. P. 127-128, 136). К началу общественного служения Иисуса Христа И. О., о к-ром больше ни разу прямо не говорится, возможно, уже не было в живых; на это может указывать именование в Евангелии от Марка Спасителя жителями Назарета «сыном Марии» (Мк 6. 3). Исследователи высказывали различные мнения относительно значения этого именования ( Guelich. 1989. P. 309); оно может отражать раннюю традицию почитания Матери Иисуса (см., напр.: Klostermann E. Das Markusevangelium. Tüb., 19504. P. 55; ср.: Bernheim. 1997. P. 19). В рассказе о стоянии Божией Матери у креста (Ин 19. 26-28) в повествовании о Страстях Господних, очевидно, также подразумевается, что к концу Его служения Пресв. Богородица была уже вдовой, поскольку И. О. не упоминается при описании этих событий.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

19 . И оставшиеся от них 189 будут в (таком) числе, что и малое дитя перепишет их. 20 . И будет в тот день: остаток Израиля не присоединится более 190 , и спасшиеся из Иакова не будут более надеяться на обидевших их, но поистине будут надеяться на Бога, Святого Израилева. 21 . И обратится остаток Иакова к Богу крепкому. 22 . И если народ Израилев будет как песок морской, остаток их спасется 191 . 23 . Ибо слово исполняя и сокращая по правде, как слово предопределенное, исполнит Господь во всей вселенной 192 . 24 . Посему так говорит Господь Саваоф: народ Мой, живущий в Сионе, не бойся ассириян: он 193 поразит тебя жезлом и наведет на тебя язву, чтобы видеть путь в Египет 194 . 25 . Ибо еще немного и прекратится гнев, а ярость Моя (обратится) на совет их 195 : 26 . И воздвигнет Бог сил на них язву, как язву мадиамскую на месте скорби 196 , и ярость Его (обратится) путем (ведущим) к морю на путь в Египет 197 . 27 . И будет в тот день: снимется с плеча твоего иго его, и страх его от тебя (удалится), и спадет 198 иго с плеч ваших. 28 . Ибо придет он в город Аггай, перейдет в Магеддо и в Махмасе положит сосуды свои. 29 . И, минуя дебри, придет в Аггай, страх обнимет Раму, город Саулов. 30 . Побежит дочь Галима, слышно будет в Лаисе 199 , слышно будет и в Анафофе. 31 . Пришла в ужас Мадмена и жители Гевима 200 . 32 . Утешайте находящихся сегодня в пути; утешайте рукою гору, дочь Сиона, и холмы Иерусалимские. 33 . Вот, Владыка, Господь Саваоф, сильно смятет славных, сокрушены будут надменные, и высокомерные смирятся. 34 . И падут высокомерные от меча, падет и Ливан с высокими (деревами) 201 . 177 Под славой разумеется здесь, по 4 ст., богатство. Где, говорит пророк, положите богатство на сохранение от грабителей? 184 В алекс. πξει – слав. наведет. Злат. поясняет: наведет гнев. И мы пользуемся этим пояснением. 185 Оскобл. слав. моего соотв. греч. μου в 36, 49, 51, 62, 90, 144, 147, 227, у Кир. Алекс. и Феодор. В др. спп. – нет. 186 Слав. поглумит соотв. греч. στρουθζων, наход. в син., альд., компл. и в 22, 36, 48, 51, 62. Слово στρουθζω, от στροθιον – воробей, значит: пищать или чирикать, как воробей. Так и в синод. пер. не пискнул.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. 21 . И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. 22 . И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера 192 . Глава XX. Прибытие сынов Израиля в пустыню Син; Смерть Мариамь; ропот вследствие недостатка воды. Моисей ударяет дважды жезлом в скалу и вода течет из нее. В Кадесе Моисей просит у Едома прохода через его земли; отказ Едома, смерть Аарона на горе Ор Мы говорили уже во вступлении, что отдел этот переносит нас в сороковой год после Исхода ( Чucл. XXXIII, 38 ), когда израильтяне подходят снова к границе обетованной земли. Об жизни вымиравшего поколения, как мы выше видели, не сообщается никаких сведений; самые законы данные во время продолжительного странствования, и которые записаны в отделе от главы XV, 1 до XIX, 22, имеют в виду не старое, а новое поколение, которому предназначено вступить в Палестину. (Ср. гл. XV, 2, XVIII, 12, 13, 27) (Закон о рыжей телице был вызван случаем эпидемии в пустыне, – но и он как нам известно по преданию (см. прим. 2-е гл. XIX), соблюдался и по вступлении в землю обетованную). Хотя это поколение не чуждо недостатков своих отцов, но его ропот не принимает никогда такого злобного и угрожающего характера, как предыдущие возмущения умерших в пустыне. Народ с радостью вступает в бой и одерживает победы (ниже XXI 23, 24); и между ним вспыхивает огонь поэзии; как то доказывает отрывок победной песни Израиля включенный в XXI главу (от 28–30 стиха), и которая вероятно в этой же поэтической форме была внесена «в книгу браней Господних» ( Чucл. XXI, 14 ). С главы XXI, 11 мы видим Израиля уже на равнинах Моавитских, т. е. с восточной стороны Иордана и Мертвого Моря, а из стихов 41–48 главы XXXIII по сравнению с стихом 4-м главы XXI, мы видим, что все события заключающиеся в главах XX и XXI, происходили во время движения народа от Кадеса на юг в обход гор Сеира, или Едома, до равнин Моавитских и далее до Иордана, откуда отправлены были войска еще далее в Галаад и Вассан на север. У подошвы гор Аварима или Фасги (сравни Второз. III, 17; XXXII, 49 и XXXIV, 1) мы находим стан Израилев и здесь же великий вождь его, после величественного прощального слова восходит на гору Нево, чтобы умереть перед лицом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

21 Ты запретил гордым, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. 22 Сними с меня поношение и унижение, ибо я взыскал свидетельства Твои. 23 Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих. 24 Свидетельства Твои – поучение для меня, и совет мой – оправдания Твои. 25 Прилипла к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему. 26 Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня: научи меня оправданиям Твоим. 27 Путь оправданий Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. 28 Задремала душа моя от безпечности, укрепи меня словами Твоими. 29 Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему помилуй меня. 30 Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. 31 Я прилепился к свидетельствам Твоим, Господи, не посрами меня. 32 По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце моё. 33 Положи для меня в закон, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу его всегда. 34 Вразуми меня, и я изследую закон Твой и сохраню его всем сердцем моим. 35 Наставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я восхотел её. 36 Приклони сердце моё к свидетельствам Твоим, а не к лихоимству. 37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты, на пути Твоем оживи меня. 38 Поставь слово Твоё для раба Твоего в страх пред Тобою. 39 Удали от меня поношение моё, которое я подозревал, ибо суды Твои благи. 40 Вот я возжелал заповедей Твоих: правдою Твоею оживи меня. 41 И да сойдет на меня милость Твоя, Господи, по слову Твоему, спасение Твоё. 42 И я дам ответ поносящим меня, ибо я надеялся на слова Твои. 43 Не отнимай совершенно слова истины от уст моих, ибо на суды Твои я надеялся. 44 И я сохраню закон Твой всегда, в век и во век века. 45 И ходил я широко, ибо заповеди Твои взыскал. 46 И говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился. 47 И поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил. 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих. 49 Вспомни слово Твоё рабу Твоему, на которое Ты велел мне надеяться. 50 Это утешило меня в унижении моем, ибо слово Твоё оживляло меня.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(24) Пролил на них ман дождем, чтобы есть, хлеб небесный дал им. (25) Хлеб ангельский ел человек, послал Он им пищу досыта. (26) Двинул по небу восточный ветер, и южный повел Он в могуществе Своем. (27) Словно прахом, осыпал их мясом, словно песком морским – птицами пернатыми. (28) Поверг их среди стана их, вокруг жилищ их. (29) Ели они и пресыщались, вожделение их Он удовлетворил. (30) Еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, (31) как гнев Всесильного обрушился на них, убил тучных из них, избранных Израиля низложил. (32) И все же продолжали они грешить, не верили в чудеса Его. (33) И погубил дни их в суете, лета их – в смятении. (34) Если [когда] Он казнил их, они допытывались бы Его, обращались бы, ища Всесильного, (35) и вспоминали бы, что Всесильный – их твердыня, что Всесильный [Бог] Всевышний – избавитель их! (36) Но они уговаривали Его устами своими, а языком своим лгали пред Ним. (37) Сердце же их не было настроено на Него, не были они верны союзу с Ним. (38) А Он, милостивый, прощает грех и не истребляет, многократно отвращает гнев Свой и не возбуждает всей ярости Своей. (39) Он помнил, что они плоть, дух, который уходит и не возвращается. (40) Сколько раз они прекословили Ему в пустыне, гневили Его в стране необитаемой! (41) И снова испытывали Всесильного, от святого [Бога] Израиля искали знамения. (42) Не вспомнили руки Его, дня, когда Он избавил их от притеснителя. (43) Когда сотворил Он в Египте знамения Свои, чудеса Свои – в поле Цоан. (44) Когда в кровь превратил Он реки их, потоки их, чтобы не могли пить [воду] из них. (45) Наслал на них смешение [диких зверей], которые пожирали их, жаб, которые губили их. (46) Отдал Он гусеницам урожай их, труд их – саранче. (47) Виноград их побил Он градом, сикоморы – ледяными камнями. (48) Скот их Он предал граду, стада их – пламени. (49) Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость и бедствие, посольство ангелов зла. (50) Проложил Он путь гневу Своему, не сохранил от смерти души их, животных их предал чуме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010