Заповедное имение считается собственностью всего рода, т.е. настоящих и будущих, имеющих родиться членов его. Поэтому никакая часть его не подлежит отчуждению каким бы то ни было образом. К неприкосновенному составу заповедного имения владелец может причислить бумаги и движимые вещи, по описи, при самом его учреждении (474, 478). Мена участков из заповедного имения разрешается для округления дачи Правительствующим Сенатом (485). Три четверти суммы, полученной за выкуп крестьянами земель и угодий, должны быть вносимы владельцем в банк, для причисления к неприкосновенному капиталу (485). В неприкосновенный капитал обращается или к нему присоединяется вознаграждение за участки, отчуждаемые из состава заповедного имения на государственную или общественную надобность (589, п. 3, по Прод. 1890 г.). Владелец во владении и пользовании стесняется волей учредителя, в пределах закона выраженной. В этих пределах он пользуется вполне всеми источниками дохода (486). Владелец не может ни продать, ни заложить имение, ни обременить его долгами или повинностями (488), и все сделки о том признаются недействительными (493). Имения заповедные не могут быть назначаемы в продажу для удовлетворения как казенных, так и частных взысканий (491). Взыскания, падающие на владельца и личные долги его, сначала обращаются на другое его имущество, потом на доходы с заповедного имения, и то лишь до смерти самого владельца, на котором лежит взыскание, а наследник его с заповедного имения нисколько не должен отвечать. Со смертью владельца всякое взыскание долга, лично на нем лежавшего, с доходов заповедного имения прекращается (492). Из сего исключаются: издержки на погребение, на смертельную болезнь, на содержание владельца с семейством в последние полтора года, на починки, улучшения, постройки и пр. в заповедном имении в течение того же времени; жалованье служителям за то же время. Затем на удовлетворение других долгов может быть обращено только движимое имущество владельца, если не значилось в учредительной описи (Пол. Взыск. Гражд., ст. 401). Но могут быть сделаны и такие долги, которые обеспечиваются доходами с заповедного имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

130 Young F. M. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 95. 136 Quasten J. Patrology. Vol. 3. The Golden Age of Great Patristic Literature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. 5th ed. Utrecht; Antwerpen, 1975. P. 229. 137 Спасский A.A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 491. 141 Rist J. M. Basil " s " Neoplatonism»: Its Background and Nature 11 Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. Toronto, 1981. P. 213. 146 Aubienau М. Introduction au Traité de la virginité de Grégoire de Nysse//Grégoire de Nysse. Traité de la virginité (Sources Chrétiennes). Paris, 1966. P. 116–118. 147 Pellegrino М. II platonismo di Gregorio Nisseno nel Dialogo intorno all» anima ed alla risurrezione//Rif. fil. neosc. 1938. 30. P. 437–474. 155 Под «духоборцами» подразумеваются сторонники Константинопольского Патриарха Македония (середина IV в. по Р. Х.), который учил, что Дух Божий есть «слуга и служитель одного уровня с ангелами». В сущности, он был только одним из главных выразителей омиусианства. 157 Мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько справедливо такое суждение по отношению к Цицерону, который считал философию важной частью ораторского искусства. 160 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.; 1979. С. 179–180. 161 См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I. М., 2000. С. 102 и след. 167 Balthasar H. U. von. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor. San Francisco, 2003. P. 126. 168 Флоровский Г., прот. Восточные отцы V–VIII веков. Париж, 1933 (репринтное издание – 1990). С. 196. 169 «Ареопагитики» – корпус философско-богословских сочинений, посвященных глубочайшим вопросам христианской мистики, ставший широко известным в VI в. Они подписаны именем ученика апостола Павла, афинского философа Дионисия. В современной науке аутентичность их, как правило, не признается, но исключения были в XIX в., есть они и теперь (См.: Порфирий (Успенский) , en. Дионисий Ареопагит и творения его//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878. 2; Прохоров Г. М. От переводчика// Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений с толкованиями преп. Максима Исповедника . 3-е изд., испр. СПб., 2008. С. 5–28). Таинственные тексты «Ареопагитик» оказали колоссальное влияние на философию и богословие раннего Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

474 Этот важный документ напечатан: Baronii. Annal. Ecclesiastic!. T. XIV. P. 62. 475 Ed. Bonnae. P. 50. 476 Васильев А. Византия и арабы. С. 27 и сл. 477 Langlois. Chronique de Michel le Grand. P. 268: Maimoun loi fournit un contingent de troupes et le fit partir pour Constantinople. 478 Baronii. Annales. XVI. P. 63. 479 Genesii. II. P. 39, 16. 480 Ed. Muralt. P. 698. 481 Genessii. II. P. 44. 482 Hirsch. Byzantin. Studien. S. 24—25. 483 Подробности в моей книге: Очерки по истории визант. образованности. С. 79 и сл. 484 Vita. P. 320; Epist. 11, 157. 485 Т he о ph. Contin. P. 185; Ibn-Chordadbeh. Ed. de Goeje. Bibi. Geogr. arabicorum. Vol. VI. P. 106. Подробности и литературные указания у проф. А. Васильева: Византия и арабы. Вступление. 486 De Caerimoniis. I. P. 503. Прекрасный опыт объяснения богатого материала, заключающегося в «Церемониях», дает сочинение Беляева: Byzantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. С.-Петербург, 1891—1906. В трех книгах. 487 Васильев (Византия и арабы. С. 99) приводит по Табари содержание письма калифа, в котором высказывается предложение Феофилу принять мусульманство. 488 Прямо против острова Проти. 489 Васильев. Прилож. С. 30. 490 Annal. Prudentii. Monum. Germaniae Scriptores. I. P. 434. 491 Беляев Д. Φ . Byzantina. 1. С. 90 и след.; Ebersolt. Le grand Palais de Constantinople et le livre des Ceremonies. Paris, 1910. P. 160; Bury. A History of the eastern Roman empire from the fall of Irene. London, 1912. P. 129—135. 492 Genesii. Lib. IV. P. 80. 493 Это сражение имело место у Черной реки, как обозначено и местонахождение царя в 860 г. во время нападения на Константинополь русских под предводительством Аскольда и Дира. 494 Васильев. Византия и арабы. 1, 95 и приложение 11. 495 Все эти имена сближены в сочинении: Hergenrother. Photius Patriarch. I. S. 325. 496 Contin. Theophanis. IV. C. 7. 497 Вопрос разобран в соч. А. А. Васильева: Византия и арабы. Приложение II. 498 Моя книга: Очерки по истории визант. образов. С. 59—60.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

Никифор передаёт о Феодосии Младшем (род. 401 год. † 450 год), между прочим, следующее: «Он (Феодосий) писал собственноручно весьма красиво, и много написанного им сохранилось до настоящего времени, восторжествовав над ним (временем), – я разумею Евангелия и др., написанные всецело золотыми буквами и представляющие своими страницами вид креста» 114 . Всякий согласится, что эти страницы представляли из себя вид креста четвероконечного. Об изображении креста на монетах императора Льва Великого (вступил на престол 7 февраля 457 года) и в письменных деловых документах при том же императоре От императора Льва Великого осталось и сохранилось до позднейших времён много монет: между ними много таких, у которых на одной стороне изображён четвероконечный крест в лубовом или лавровом венке, или победа с длинным, тоже четвероконечным крестом, или два воина, держащих двумя соединёнными левыми руками державу с таким же, т. е. четвероконечным крестом, или, наконец, сам император с крестом в руке, опущенным на плечо, подобно скипетру. Крест на скипетрах (или сами скипетры), по всей вероятности, ведёт своё начало с этих древнейших времён христианства. Мысль эта тем более вероятна, что у греческих государей позднейшего времени ручной крест действительно имеет форму настоящего скипетра. От императора Зенона (вступил на престол в 474 году) осталось также довольно монет с изображением крестов, которые все четвероконечные, или в лавровом венке, или простые, длинные. Вот крестик первого рода: Другого рода: Об изображении креста в лагерях, устраивавшихся в военное время, сам император Лев говорит вот что: «В средине шатров устроена площадка, пресечённая наподобие креста». От императора Анастасия (коронован в 491 году) также остались монеты с изображением четвероконечных крестов. Особенность в обстановке изображения креста на этих монетах в том, сравнительно с другими, что крест виден на многих местах начертанным в средине буквы М , перед которой и после которой изображены звёздочки: или перед буквою К , причём по ту и другую сторону креста стоят буквы N и I:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Лесников Артемий Федорович (он же Михаил Иванов и Александр Мурашкин), бродяга. Имеется статейный список А. Лесникова, привезенный Чеховым с Сахалина (ГБЛ) – 328, 672, 861, 877, 878 Ливин Федор Никифорович (1845–1907), смотритель Рыковской тюрьмы, автор «Записок сахал. чиновника», в которых он полемизировал с Чеховым – 158, 159, 160, 491–492, 493, 494, 713, 788, 789, 794, 808, 833, 837, 838, 876 Линденбаум Федор Павлович, смотритель Корсаковской и Дуйской тюрем в нач. 1880 г., начальник Александровского округа (1886–1888) – 201, 849 Лисовский Наполеон Станиславович (р. 1840), каторжный, портной – 68, 401, 809 Литвинов Лукьян (р. 1843), ссыльнокаторжный, рассыльный в Арковском Станке – 124, 452 Лифанов Семен (ум. 1890), поселенец Дубков, привлекался вместе с Кривопаловым Григорием и Федотовым Артемием за пристанодержательство; проигрался в карты и отравился – 210, 541 Лопатин Иннокентий Александрович (1839–1909), горный инженер, исследователь естественных богатств Сахалина, автор известных Чехову рапортов и отчетов – 135, 146, 223, 309, 456, 474, 553, 830, 856, 868, 874, 889 Лосев Иван Дмитриевич (р. 1866), каторжный Воеводской тюрьмы, рецидивист, б. кондуктор железн. дороги. В архиве сохранился его статейный список, привезенный Чеховым с Сахалина (ГБЛ) – 141, 468, 833, 861, 878, 880 Лохвицкий, начальник Дуйской военной команды, полковник (в 1880-е гг.) – 340, 686, 882 Лохман Марк, поселенец Голого Мыса, охотник – 533 Лукашевич, морской офицер, корреспондент «Кронштадтского вестника», автор известной Чехову статьи – 179, 316, 513, 842, 875, 890 Лукьянов Бонифатий Петрович (р. 1850), механик-самоучка, завед. литейной мастерской в Александровске – 82, 100, 415, 428, 812, 820 Лупоносова Агафья Захаровна (р. 1824), ссыльнокаторжная селения Поро-ан-Томари – 195 Любарский Гершко, поселенец Рыковского, совладелец Голубева Г. Ф. – 236, 567 Ляликов Алексей (Алешка) (р. 1886) – 305, 306, 650, 718 Ляликов Сергей, поселенец (р. 1865), Ляликова Марья Никитишна, женщ. своб. состояния (1863–1890) – родители А. Ляликова – 304–306, 649–650, 718, 848, 872

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

1127 Euch 2.273—284. 1128 Euch 2.313—338. 1129 Eth 4.491—499. 1130 Eth 4.515—526. 1131 Eth 4.535—544. 1132 Eth 4.548—554. 1133 Eth 4.561—562 1134 Eth 4.579—585. 1135 Eth 4.563—571. 1136 Eth 4.586—599. 1137 Eth 4.605—608. 1138 См.: Часть V. Обожение. Пр. 7. Часть IV. Пресвятая Троица. 1139 Eth 4.776—782. 1140 См.: Часть V. Бесстрастие. Пр. 14 1141 Eth 8.72—90. 1142 Eth 8.90—98. 1143 Eth 8.99—123. 1144 См.: Часть IV. Пресвятая Троица. Пр. 10. 1145 В этом Гимне пр. Симеон постоянно пользуется словом αγαπη . 1146 Hymn 17. 1147 Hymn 17.131—138. 1148 Hymn 17.194—197. 1149 Hymn 17.198—204. 1150 Hymn 17.210—217. 1151 Hymn 17.236—242. 1152 Hymn 17.289—292. 1153 Hymn 17.311—317. 1154 Hymn 17.319—343. 1155 Hymn 17.344—385. См.: Часть V. Экстаз. Пр. 18. 1156 Hymn 17.383—387. 1157 Hymn 17.388—407. 1158 Hymn 17.408—418. 1159 Hymn 17.474—478. 1160 Hymn 17.483—490. 1161 Hymn 17.495—498. 1162 Hymn 18.8—13. 1163 Hymn 18.14. Сходная терминология, «рука-энергия», уже встречается у св. Григория Нисского. Нот. 11 in Cant p. 332, 11—13 (ed. Jaeger). См. мою статью: Simplicite de la nature Divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse, Messager de IExarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1975. Pp. 154—156 1164 Hymn 52.13—20.27. 1165 Hymn 5.24. См.: пр. 2 к настоящей главе. 1166 Hymn 5.24. 1167 Об обожении см. статьи Θεοποιω Θωσις в Lamoe. A Patristik Greek Lexicon. Там много цитат из святых отцов. 1168 См. ряд интересных статей М. Лот-Бородиной в La doctrine de la deification dans Ieglise grecque jusquau XI siecle. Revue de Ihisdes religions, 1932—1933. 1169 Eth 1.3.37—44. 1170 Eth 11.82—89. 1171 Cat 20.117. 1172 Cat 24.76—80. 1173 Eth 4.586—594. 1174 Eth 10.314—317. 1175 Eth 1.12.284—287. 1176 Eth 1.12.307—313. 1177 Euch 1.207—208. 1178 Euch 1.216—217. 1179 Eth 13.60. 1180 Hymn 13.11—19. 1181 Hymn 1.168—176. 1182 Hymn 1.180—190. 1183 См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309—326. 1184 Hymn 27.90—95.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

«Энотикон» З. более чем на 30 лет стал основой церковной политики в Византийской империи. Первоначально его издание способствовало нек-рой стабилизации религ. ситуации на Востоке. Была устранена прямая угроза расколов общин, к-рая возникла сразу после 451 г. Но при этом фактическая власть в Александрийском и Антиохийском Патриархатах надолго оказалась в руках монофизитов. Издание «Энотикона» означало также фундаментальное изменение в способах проведения гос. политики в церковной сфере. Если ранее (в IV - сер. V в.) для обсуждения и решения подобных вероучительных вопросов светская власть прибегала к созыву Соборов, то теперь было решено лишь добиться формального соглашения между важнейшими главами церковной иерархии. Метод управления Церковью, использованный З., впосл. влиял на построение взаимоотношений Церкви и гос-ва в Византии (позднее и в др. гос-вах). Ок. 478 г. З. своим эдиктом окончательно утвердил автокефалию Кипрской Церкви, признав ее независимость от Антиохийского Патриархата. Тогда же в К-поль с Кипра были перенесены мощи ап. Варнавы и переписанная им рукопись Евангелия от Матфея (в дворцовый храм архидиак. св. Стефана). После смерти Льва II З. и Ариадна не имели детей, и З. не удалось стать основателем новой династии. Когда умер З., Ариадна избрала новым императором декуриона силенциариев визант. двора Анастасия (правил до 518) и вышла за него замуж, чем способствовала легитимации его правления; умерла в К-поле ок. 515 г. Ист.: Malchus Philadelphensis. Byzantiaka. Fragm. 4-26//The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire/Ed. R. C. Blockley. Liverpool, 1983. Vol. 2; Theodore Anagnostes [Lector]. Kirchengeschichte. I 25 - II 6/Ed. G. Ch. Hansen. B., 1971; Joshua the Stylite. The Chronicle/Ed. W. Wright. Camb., 1882. P. 7-13; Zachariah of Mytilene [Rhetor]. The Syriac Chronicle/Ed. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 101-146; Marcellinus Comes. Chronicon, A. D. 474-491/Ed. Th. Mommsen//MGH AA. Bd. 11; Ioan. Malal. Chron. P. 375-391; Evagr. Schol. Hist. eccl. III; Chron. Pasch. P. 598-607; Theoph. Chron. P. 113-136; Georg. Mon. Chron. P. 617-619.

http://pravenc.ru/text/199875.html

В ходе этого переселения Г. разделились на две группы – вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов). С середины IV в. они обратились в арианство (см.: Арий). В 378 г. вторглись в Римскую империю, осели в Подунавьи, получили автономию и стали федератами. С этого момента и до VII в. германцы составляли основную часть императорской армии. В начале V в. вождь вестготов Аларих наводил ужас на территорию, простиравшуюся от Константинополя до Пелопоннеса, принял титул магистра милитум Иллирика, двинулся на запад, в Италию, осаждал и в 410 г. наконец захватил Рим. Он желал интеграции Г в Империю, отвода для них римской территории на севере Балканского полуострова, но не был понят римским правительством. Его смерть от лихорадки положила конец надеждам на взаимовыгодный союз Г. с римлянами. В правление императора Зинона (474–491 гг.) вождь германцев в Италии, Одоакр, получил практическую независимость от императора Восточной Римской империи, которому он отослал регалии власти последнего римского императора Запада, малолетнего Ромула Августула, свергнутого в 476 г. Вскоре византийцам удалось направить против Одоакра остготов из Фракии под предводительством знатного готского вождя Теодориха, который в детстве 10 лет находился заложником в Константинополе и хорошо знал византийские порядки. Именно он стал главой Италии в 493 г. Одоакр, его брат, верхушка знати были перебиты на пиру во дворце в Равенне, куда их коварно пригласил Теодорих, жена Одоакра умерла в тюрьме от голода, а сын был казнен. Столицей своего государства Теодорих сделал Равенну, город, где сохранялась латинская культура. В целом 30-летнее правление Теодориха оказалось мирным и благополучным, отчего Италия пережила свой «золотой век». Но после смерти Теодориха в 526 г. император Юстиниан I задумал вернуть Италию под власть Империи, что после череды очень трудных войн закончилось победой Византии в 554–555 гг. Оставшиеся в живых Г. были изгнаны из Италии. Зато на Пиренейском полуострове, в бывшей римской провинции Испания произошло контрнаступление вестготов и эта территория оказалась окончательно потеряна для Византии, за исключением прибрежной полосы, где ромеи продержались до появления арабов-завоевателей в начале VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кампания – 1) обширная область вокруг Рима; 2) плодородная равнина, расположенная к северо-западу от Фессалоники. Камулианы – селение в Каппадокии, где, по преданиям, в V или VI вв. был найден льняной плат с чудесно запечатленным образом Христа. С него изготовляли копии, разносившиеся по городам византийского Востока. Хронист Георгий Кедрин упоминает о перенесении подлинного Камулианского образа в Константинополь в 574 г. В VIII в., в эпоху иконоборства следы реликвии теряются. Канарак – звание военачальника у персов. Кандидат – от лат. candidatus – «одетый в белое»; 1) в IV-VII вв. солдат императорской охраны, носивший белую одежду; отряд К. возглавлял примикирий; 2) титул ниже ипата и стратора; обычно связан с незначительными должностями на ромейской военной и гражданской службе. Кандидатисса – вельможная дама, принадлежавшая к седьмой виле (следовала после спафарисс и страторисс). Канд и д Исавр – византийский историк второй половины V в., создатель «Истории» в трех книгах от императора Льва I (457–474) до мятежа исавров в начале царствования Анастасия I (491–518). Будучи ипографевсом лиц, принадлежавших к верхушке исавров, симпатизировал им и хорошо знал интимную скандальную жизнь византийского двора. См.: историки Византии. Кандия – см.: Хандак. Каниклий – «хранитель императорской чернильницы», начальник личного секретариата византийского императора, в функции которого входило оформление царских грамот. Секретариат «начальника чернильницы» выполнял канцелярские услуги для императора и других должностных лиц, занимался императорской корреспонденцией. Каниский – дословно «корзинка»; имеющее церемониальное и дипломатическое значение дарение послов византийскому императору в виде драгоценностей или ценной утвари. Также называли что-то вроде оброка, доставляемого зависимым крестьянином – париком своему господину. В византийской церковной практике термин К. означал добровольное подношение прихожанина храму в виде натурального продукта, а впоследствии и в денежной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. времена Апостолов христиане не имели особых мест для молитвенных собраний. Обыкновенно для этого служила какая-нибудь самая лучшая горница, по большей части, в доме какого-нибудь состоятельного из верующих, и в ней-то собирались все христиане города для совершения таинства Евхаристии и общественных молитв. Таким образом, простая горница являлась как бы храмом. Первообраз такого храма-горницы мы имеем в известной Сионской горнице, в которой, по преданию, была совершена Тайная вечеря Господом Иисусом Христом пред Своими страданиями, и в которой по Вознесении Господа собирались Апостолы, получив в ней, в пятидесятый день, по воскресении Его, дары Святого Духа, сошедшего на них. один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда значительный город. Недалеко отсюда расположен новый город, позднейшего происхождения, того же имени. иначе Диана — известная языческая богиня у греков и римлян, которая олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в городе Ефесе. Архипп и Филимон и святая жена Апфия скончались в царствование римского императора Нерона (54–68 г.). Память их празднуется Церковью также и 22-го ноября. Память преподобного Равулы Самосаты находился в Сирии и расположена был на правом, западном берегу реки Евфрата, в его верховьях. находилась к северу от Палестины и лежала между Средиземным морем и Ливанскими горами. царствовал с небольшими перерывом с 474 по 491 год. В его царствование происходила борьба православных с еретиками монофизитами, и он принимал в этой борьбе деятельное участие, стараясь дать перевес и торжество представителям православного учения церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010