По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию — на Голгофе . Общечеловеческое значение природы первого человека Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные ( Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1 ), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама ( Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» ( Деян. 17, 26 ). Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» ( 1 Кор. 15, 47 ), но и «образом будущего» ( Рим. 5, 14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1 Кор. 15, 47 ). «Второй» же Человек - это Иисус Христос ; одновременно Он - и «последний Адам» ( 1 Кор. 15, 47 , 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1 Кор. 15, 48 ) - природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1 Кор. 15, 48 -49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22 , 24).

http://drevo-info.ru/articles/21084.html

поставить 22, 6 гл. Если не представляется достаточной связи между ст. 22, 6 гл. и 17, 5 гл., то еще менее между ст. 16, 5 гл. и 22, 6 гл. Именно: ст. 16, 5 гл. читается: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Далее будет следовать ст. 22, 6 гл.: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма: ст. 23, 6 гл.?» Что выясняется в предыдущем стихе последним сравнением – ст. 22–23? Слова «если же» не имеют никакой логической связи со словами «так да» и «чтобы»“ в ст. 16, 5 гл. В первом стихе (16) говорится о том, что созерцание добрых дел христианина может служить к славе Отца небесного; а во втором выражается мысль, что чистота и свет ока служат необходимым условием чистоты и света всего тела. Это сравнение, очевидно, нисколько не относится, в таком виде, к первой мысли о свете христианской нравственности и славе Отца небесного 119 . Подобный пример перестановки Эвальд указывает в гл. 7. Здесь ст. 12-й он желает поставить в 5 гл. перед ст. 44–47 или после ст. 48 120 . Стих 12-й, 7 гл. читается: «итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Но слова: «так... и вы» – ουτω και υμες не позволяют переносить этот стих к ст. 44–47, гл. 5, потому что здесь поставлено ουτω, а не τοτα, что значит так, а не это; т. е. содержание 7:12 стиха выражает соответствие и соразмерность воздаяния ближним соответственно собственному желанию, и прямо относится к словам: «как хотите» – οσα αν θελητε. «Существенный смысл этой заповеди в словах: «как хотите… так и вы…» или в мысли о соответственном действии в отношении к себе и ближним, οσα αν... 121 А в таком смысле ст. 12, 7 гл. не идет к ст. 44–47, 5 гл. и к 48. Ибо здесь говорится не о соответственном воздаянии ближним, а о преимущественном, – «любите врагов ваших, говорит Спаситель, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Прежде пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа все человечество находилось во мраке, и самые хранители закона Моисеева были лишь хранителями закона, не будучи освещены тем Светом, который вполне осветил и разъяснил дух закона. А главное разъяснение закона лежало в любви. Господь Иисус Христос пришел спасти мир любовию Своею, и любовь положил в основание всего учения Своего. Посему и любимый ученик Господа сопоставлял любовь со светом, злобу с мраком: «Кто любит брата своего, пребывает в свете, а кто ненавидит брата своего, находится во тьме и во тьме ходит» 1265 . И еще говорил сей же ученик: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» 1266 . Но любит искренно брата только тот, кто верует в Господа и любит Его, только эта любовь преобразует человека и делает его способным любить брата своего так, как Господь повелел 1267 . Вспомним, что Он и учеников Своих освятил названием братьев Своих после славного воскресения Своего 1268 . Посему, указуя, что Он свет и пришел в мир, да не пребудут люди во тьме, – Господь требует от человека веры и любви к Богу и любви к братьям своим, указуя, что исполнят сие повеление и изыдут из тьмы только те, которые уверуют, что Он есть «Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» 1269 . Ин.12:47 . И аще кто услышит глаголы моя и не верует, аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир: Ин.12:48 . Отметаяйся мене и не приемляй глагол моих имать судящего ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день: Рассматривая в совокупности стихи 46–48, мы видим, что Господь излагает все учение Свое для верующих, указывая во-первых на них (ст. 46) и во-вторых на неверующих (47–48). Первые, признающие в Господе единый источник Света, т. е. Бога (ст. 44–45), выводятся из тьмы и пребывают во свете и жизни вечной. Неверующим – и им даже обещается милосердие в ст. 47–48, если они вовремя обратятся к Господу. Дело воплотившегося Бога было дело исключительно милосердия и любви: восприятие Богом на Себя души и плоти человеческой имело целию не суд над людьми, ибо тогда «не оправдалась бы никакая плоть», – а спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Вечные муки – нескончаемые мучения, ожидающие после Страшного суда сатану , демонов и людей, не  покаявшихся пред Богом и не исправивших жизнь по Его заповедям , данным в Евангелии ( Мф.25:46 ). К ним относятся: вечный огонь ( Мф.25:41 ) – жгущий, но не сжигающий; вечная тьма ( Мф.25:30 ) – абсолютная темнота; неусыпающий червь ( Мк.9:44-48 ) – непрестанно ядущий, но не съедающий; тартар – вечный холод, а также другие муки, соответствующие тяжести согрешений. Кроме того, нескончаемой нравственной мукой для узников ада будет лишение Божественной любви , отвергнутой ими при жизни по их собственному волеизволению. Догматическое учение о вечных муках Согласно Священному Писанию, после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, сатана, злые духи и нераскаянные при жизни грешники пойдут « в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » ( Мф.25:46 ). Грешники не достигнут вечной блаженной жизни, « но гнев Божий пребывает» на них ( Ин.3:36 ), их бросят « в озеро огненное» ( Откр.20:15 ), « в огонь вечный» ( Мф.25:41 , ср.: Лк.16:24 ), « в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк.9:47–48 ), где « будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). Такое состояние называется «второй смертью » ( Откр.20:14 ). Это воздаяние будет более полным, чем то, которое испытывают и будут испытывать грешные души до дня Страшного Суда: во-первых, до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда адовы мучения испытывают только души грешников, тогда как потом грешники будут мучиться и душой, и телом; во-вторых, приговор, вынесенный беззаконникам на Страшном Суде, будет окончательным (следовательно, их мучения будут вечными) (см. муки адовы). Мучения грешников будут различными. Степени их мучений будут соответствовать тяжести совершенных беззаконий, ибо « раб… который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ; ср.: Мф.10:16, 11, 21–22 ; Лк.12:47–48 ).

http://azbyka.ru/vechnye-muki

" Рыбная ловля - аллегория апостольского служения. Мозаичный пол базилики в Аквилее, Италия (314 год). " Изображения космических вод и источников широко распространены в церковном искусстве. Сохранились разнообразные иконографические изводы рек, расположенные в различных частях интерьеров византийских храмов. Мозаичные полы с морями и реками характерны для ранних храмов. Обычно на мозаичных полах изображены райские реки и символы плодородия. Встречаются также сцены рыбной ловли - аллегории апостольской проповеди Евангелия. Плавающие в водах рыбы и птицы на водяных растениях обозначали души верующих, возрожденные святым крещением и вкушающие его спасительные плоды (Г.К.Вагнер, Византийский храм как образ мира, Византийский временник 47, 1986) . В мессианских пророчествах Ветхого Завета исходящие из храма Божия источники возрождают райское плодородие природы (Иез 47. 1-12; Иоил 3. 18). Об этих пророчествах свидетельствует Христос в беседе с самарянкой: " Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную… Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве " (Ин 4. 14, 35). Епископ являет образ Первосвященника Христа, поэтому в Православной Церкви реки указывают на духовный смысл архиерейского служения. По словам святителя Симеона Солунского " источники символизируют высший дар архиерейского служения - давать поучения " (Книга о храме, 24) . Проповедь Слова Божия " насыщает мудростью, как Фисон и как Тигр во дни новин; наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан в дни жатвы; разливает учение как свет и как Гион во время собирания винограда " (Сирах 24. 27-29) . Возможно, райские воды были символом архиерейского служения уже в Ветхом Завете. Иосиф Флавий и Филон Александрийский упоминают эмблемы водной стихии на облачениях первосвященника (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 3 гл. 7; Филон Александрийский, Жизнь Моисея, гл. 2) . В Православной Церкви учительскую благодать епископства символически изображают на мантии источники или струи - длинные нашивные ленты. В Византии источниками также украшали святительский стихарь. Три источника знаменуют сугубую благодать Пресвятой Троицы, как бы покрывающую со всех сторон епископа. " Мантия изображает промыслительную и всесодержательную и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая все тело, а источники означают различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами - ветхим и новым " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 47) .

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/re...

Так вот они должны бы передавать все эти ужасы, и люди-то здесь должны быть другими – всё забыли, всё очень быстро забывается. Как будто и не было этой блокады – и смеются, и считают это ни за что, и истории даже этой не знают, и не могут назвать, кто с кем воевал, – эти молоденькие-то – они ничего не знают. Нужно их в этом воспитывать. Вот тогда бы было совершенно другое дело. Но сослагательного наклонения в истории нет. Ах, если бы ! принесу подлинное сердечное покаяние. И омою себя слезами своими, постелю мою омочу – вот он и делал это. 50-й псалом – это только один из покаянных псалмов. А тексты-то у него говорят, что он ежедневно вспоминал и плакал на одре своём, оплакивал все эти грехи. Ну вот, покаянные псалмы. История царствования Соломона. Сулейман – это тот же Соломон, Ибрагим – тот же Авраам, Дауд – Давид. И этот Соломон, Шломо, он будет Шолом, отсюда – мир, человек мирный. Давиду было сказано: у тебя появится семя, потомство. Он будет человек мирный, он построит Дом Имени Моему. Вот это был намёк на Соломона. Его ещё не было и в помине, а Господь уже сказал, кто он, и какое его будет главное дело. Итак, давайте откроем книгу Иисуса, сына Сирахова. Посмотрим, какую характеристику этому Давиду и Соломону даёт Иисус, сын Сирахов. Все открываем Премудрость, 47 главу. 47-я глава Премудрости Иисуса, сына Сирахова. «Нету, нету, нету». Надо приобретать, сколько раз говорить, 11-ти книг «нету». 11-ти книг! Почему? Это также с подачи тех же протестантов – баптисты не включают неканонические книги в состав Библии. Католики включают, мы также. лютеранский – нет. Читаю вам 47-ю главу, характеристика царствования Давида. Вот что же он, исходя из исторической ретроспективы, говорит о царствовании Давида. «После сего явился Нафан, чтобы пророчествовать во дни Давида. Как тук, отделенный от мирной жертвы, так Давид от сынов Израилевых. Он играл со львами, как с козлятами, и с медведями, как с ягнятами [когда до своего избрания он пас стада, на эти стада нападало хищное зверье, ибо его было видимо-невидимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории ( Лк. 24:26.27 ). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание ( Ин. 5:46.47 ). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса – на Бога Отца. «Верить Писанию» ( Ин. 2:22 ; Ин. 5:47 ) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует ( Ин. 5:24.39 ; Ин. 17:20 ), Тому, Кто Сам есть Слово Божие ( Ин. 1:14 ). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете...» ( Ин. 5:38.39 ). Т.о., выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, – это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение ( Ин. 1:1 ). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога ( Ин. 14:11 ) и признание Его спасающего промысла; б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» ( Ин. 3:18 ), тот «перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ), тот уже сейчас обрел жизнь вечную ( Ин. 3:36 ; Ин. 5:24.25 ; Ин. 6:47 ; Ин. 20:31 ). Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. – это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя ( Ин. 1:12 ). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» ( Ин. 6:40 ). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», – говорит Иисус ( Ин. 12:46 ). «Неверующий уже осужден» ( Ин. 3:18 ), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин. 8:24 ); в) В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

13:7). «Если кто услышит слова Мои и не соблюдет их, Я не знаю [по смыслу нижеследующих рассуждений вместо «не знаю», здесь нужно читать «не сужу»; в армянском языке, на котором сохранилось это толкование святого Ефрема, оба эти слова очень сходны между собой] его» (ср.: Ин. 12:47). Где же то (сказанное Им): «Отец не судит никого, но весь Суд отдал Сыну» (Ин. 5:22)? А так как Он Врач людей, то говорит: «Я не пришел в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир» (Ин. 12:47). И дабы показать, что всякий Суд принадлежит Ему, научает так: «кто не примет слов Моих… того осудит слово, которое Я говорил» (Ин. 12:48). «Когда увидите знак ужаса запустения его» (ср.: Мф. 24:15). Хотя город Иерусалим был часто разрушаем и снова отстраивался, но в этом месте Господь говорил о полном уничтожении его и об осквернении святилища его, потому что после сего он останется в погибели своей, то есть предан будет забвению. Римляне внутри храма поставили знамена свои, на которых было изображение орла, как и сказано: «на крыле мерзости и погибели» (ср.: Дан. 9:27). «Знак ужаса, запустения его, реченного Даниилом пророком» (ср.: Мф. 24:15). Иные говорят, что знамением предстоявшего разрушения его было то, что Римляне потщились принести голову свиньи и положить, при содействии Пилата, внутри храма. «Кто стоит на кровле…» (ср.: Мф. 24:17), потому что не спасутся, как в другое время, так как Господь не будет иметь о них заботы и попечения. «Горе беременным…» (Лк. 21:23). О тех говорится, кто были замучены при осаде Иерусалима. «Будет скорбь народу сему» (ср.: Мф. 24: 21) такая, что даже женщины будут есть своих детей. «Молитесь и просите, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в день субботний» (ср.: Мф. 24:20), то есть чтобы вы не были уведены в плен в такое время, когда нельзя действовать. Как зима бывает без плодов и суббота без дел, так берегитесь, чтобы не увели вас тогда, когда вы не будете иметь ни плодов, ни работы. «Зимой, — говорит, — и в субботу»; одно из сих есть дело необходимости, другое — дело свободы; зима есть дело необходимости, суббота — дело свободы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

17 Отцов твоих сменят сыновья твои, 89 которых ты поставишь правителями по всей земле;  18 Они сделают имя твоё памятным для всех родов, будут славить тебя народы во веки и веки! Псалом 45 (46) 1 Начальнику хора. Сынов Кораха. На мелодию «Аламот». Песнь. 2 Бог нам прибежище и сила, помощник в бедах, отовсюду окруживших нас; 3 Потому не убоимся, даже если сотрясётся земля и скалы обрушатся в глубины морей, 4 Если зашумят и вспенятся воды их и от прибоя их содрогнутся горы. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! 90 () 5 Вот река, чьи потоки веселят город Божий, святое жилище Вышнего; 6 Бог посреди его, не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра. 7 Заволновались народы, подвиглись царства, Ибо возгремел глас Божий, и растаяла земля. 8 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! () 9 Придите посмотреть на дела Господни, на чудеса, которые Он совершил на земле: 10 Он прекратил войны до края земли, сломал лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём. 11 «Остановитесь и познайте, что Я – Бог; Я превознесён над народами, превознесён над землёй!» Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова! () Слава   Кафисма 7 Псалом 46 (47) 1 Начальнику хора. Псалом сынов Кораха. 2 Все народы, восплещите руками, воскликните Богу радостным голосом! 3 Ибо Господь Вышний страшен, великий Царь над всей землёй. 4 Он покорил нам племена и народы поверг под ноги наши; 5 Избрал нам в достояние наше прекрасную землю Иакова, которую возлюбил. () 6 Пришёл в неё Бог при восклицаниях, Господь – при звуке рога. 7 Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте! 8 Так как Бог – Царь над всей землёй, пойте Ему разумно! 9 Воцарился Бог над народами, Бог воссел на святом престоле Своём. 10 Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, Ибо для земли защита – в Боге, Который превыше всех. Псалом 47 (48) 1 Псалом. Песнь сынов Кораха [во второй день недели]. 2 Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего, на святой горе Его! 3 Прекрасно расположена гора Сион, она – радость всей земли;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010