171 Для времени от Константина VIII и далее: Zon., IV, 125–126 ­­ Psell., IV, 27,28/24,25; 127 ­­ 28; 131–132 ­­ 36, 38,40; 133 ­­ 31–32; 134 ­­ 40–43; 135 ­­ 43–46; 136 ­­ 47–48, 31; 136–138 ­­ 48–49, 54–55, 58; 143–144 ­­ 52–53, 55–58, 60–61; 146 ­­ 70–71; 147 ­­ 72–73; 148 ­­ 74–75, 64; 149 ­­ 76–78; 150 ­­ 78, 62–63, 79, 81; 151 ­­ 82–84, 99; 152 ­­ 88, 92, 99; 153 ­­ 93–95; 154 ­­ 97–98; 155 ­­ 104–105, 109–110; 156 ­­ 111–113; 157 ­­ 113, 118,125, 1 19; 158 ­­ 126; 159 ­­ 127–130; 160 ­­ 131, 134; 161 ­­ 139–141; 162 ­­ 142–143; 163 ­­ 149–150; 164 ­­ 150 153; 165 ­­ 155–156; 166 ­­ 160; 167 ­­ 144; 169 ­­ 146; 177 ­­ 170–172, 174; 178 ­­ 174; 179 ­­ 177, 181, 190, 199; 180­ 188, 189, 199; 181 ­­ 199–200; 182 ­­ 200–201,208; 183­210–211; 186 ­­ 212; 187 ­­ 212; 188 ­­ 223, 226; 189 ­­ 226–228; 191 ­­ 234–235; 192 ­­ 238, 241–242; 193 ­­ 242–243; 196 ­­ 250, 258; 197 ­­ 2364 198 ­­ 260; 198–199 ­­ 265–266; 202 ­­270–271; 203 ­­ 272, 275–276; 205 ­­ 274; 206 ­­ 275; 209 ­­ 276–277; 216–217 ­­ 280–281. 174 Zon., IV, 128, 131–132, 135, 138, 140–142, 145, 178, 184, 201, 203, 205, 210, 219–220, 226, 231. 178 Мнение, высказанное у Диндорфа (Zon., VI, praef., V), что Зонара в истории Алексея I дословно пользовался Анной Комниной, не называя ее по имени, мы считаем простым недоразумением. Есть сходство между одним отрывком Зонары (IV, 238) о хитрости в войне с норманнами, когда Алексей одел в царскую одежду своего брата Адриана, и отрывком в сокращенном тексте Анны Комнины, который впервые издан Гешелием в 1610 г. и из которого варианты напечатаны в боннском издании Анны (I, 248). Буквальное сходство этих отрывков и имеет в виду Дин-дорф. Уже Шопен, делавший боннское издание Анны, заметил сходство и обосновал на нем мысль, что сокращенный текст, изданные Гешелием, появился во времена Анны Комнины, так как современник ее, Зонара, мог им пользоваться. К сожалению, на одну особенность Шопен не обратил внимания, чем спас бы и Дин-дорфа от заблуждения, а именно: сокращение является местами пространнее полного текста Анны, заключая такие подробности, каких нет у Анны, и эти-то подробности буква в букву сходны с текстом Зонары. Эпитоматор мог сокращать пространный текст, но каким образом произошло, что пространный текст он еще более распространил? Очевидно, это сделано путем заимствования отрывка у Зонары и внесения его без изменения в текст Анны. Этим опровергается мнение о том, что Зонара пользовался сочинением Комниной, равно как, между прочим, разрушается и теория о раннем происхождении «Сокращения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

ευλβεια 36, 46, 50, 61, 248 ευλογα 80, 106 Ευρωπαοι 80, 233 ευσπλαχνα Θεο 101 Ευχαριστα Θεα βλ. Κοινωνα Θεα ευχαριστα προς Θε 63 ευχλαιο 187, 223 ευχ 38, 56, 83, 157, 188 κ.ε., 193, 197, 198, 201, 214, 235, 250 – προ πνου 216 – συγχωρητικ 244, 278 Ζημι πνευματικ 78 ζω 61, 119 – αμαρτωλ 118, 123, 147, 229 – επγεια 116 – κοσμικ 104 – μλλουσα 135, 243, 265 – μοναχικ βλ. Μοναχισμς – ορθδοξη 249 – πνευματικ 48, 55–58, 60, 74, 79, 85, 100, 104, 119, 120, 121, 154, 160, 248– 249, 276 – υπερφυσικ 110 ζως αλλαγ 152, 166–168 – αμαρτωλς συνπειες 183 ζωικ βασλειο 105, 113, 140 Ηγομενος βλ. Γροντας Ηγουμνη βλ. Γερντισσα ηδον 235 Ηλας Προφτης 235 ηρωισμς 119 ησυχασμς 81 Θνατος 148 – αιφνδιος 118 θαμα 52, 53, 96, 233 κ.ε., 238 θλημα 54 – Θεο 246 – διον 268, 281 θληση 95, 114, 115, 145 Θες δικαιοκρτης 102 – καρδιογνστης 102 – παντοδναμος 152 – Πατρας 147, 148 – πολυεσπλαχνος 102, 159 – ταπεινς 176 Θεο αγαθτητα 150 – παρξη 182 – φιλανθρωπα 150 θεραπεα πνευματικ 146, 257, 269, 271, 273 κ.ε., 280 θερηση πνευματικ 21 – σωστ 27–29 θωση 121, 264 Θιβτ 175 θλψη 36, 77, 123, 136, 155, 258 θρησκεα 233 θυμς 41 θυσα 104 κ.ε., 108, 109, 114, 234 Θωμς Απστολος 233 Ιδιρρυθμο 81, 83 ιδιοτλεια 114, 120 ιδιοτροπα 56 ιδιοτροπας ατια 44–47 Ιεχωβδες 185 ικανοποηση 73 Ινδα 238 Ινδο 126, 192, 232, 236 Ινδν απτη 233 – πλνη 233 Ινδουσμς 229, 231, 233–235 ινδουστς 235 ινδουστν σκηση 231–233 – αυτοσυγκντρωση 235 Ιορδνης ποταμς 118 Ιοδας 164 ισχυρογνωμοσνη 50, 51, 267, 269 Ιωσφ Πγκαλος 92, 217 Καθαρτητα βλ. εξαγνισμς – εσωτερικ 31 κθαρση 67, 157 – νο και καρδις 30, 61–62 καθκον 96, 124 καθκοντα πνευματικ 21, 36, 120 καθοδγηση 266, 271, 272, 282 Καθολικς βλ. Ρωμαιοκαθολικς κακα 30, 87, 92, 113, 114 κακ 117, 122 κακομοιρι 153, 156 καλ 115 καλο εργασα 118–120 καλογερικ βλ. Μοναχισμς καλγερος βλ. μοναχς καλωσνη 114, 183, 197 – και αμετανοησα 288–289 καλωσνης αντιμετπιση 286 καννας βλ. επιτμιο

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

εξετσεις πνευματικς 214 εξιλωση 203, 210, 247 εξομολγηση 262 εξουσα πνευματικ 94 εξυπνδα 30, 130 κ.ε., 171 επγγελμα και καλλιργεια πνευ- ματικ 174–176 επαγγλματος εκλογ 167–168 – και νοι 167 παινος 206 παρση 248 επμβαση θεα 237, 276 επιθυμα σαρκικ 62 επικοινωνα παιδιν με γονες βλ. παιδιν επικοινωνα με γονες εππληξη 134 ργα αγαθ 151 εργασα 38, 71, 165–167 – και γχος 172–173 – και σκηση 185 – και ζλος 169 – και ζω πνευματικ 165–176 – και νοι 166 κ.ε. – και προσευχ 155 – και ωφλεια πνευματικ 169 κ.ε. – με φιλτιμο 172 – πνευματικ 47 εργασας αγπη 168–171 – αγιασμς 173–174 εργοστασιρχης 172 ρωτας θεος 20 ετοιμοθνατος 258–262 – και εξομολγηση 258 – και Κοινωνα Θεα 259 – και μετνοια 262 – και πνος 259 κ.ε. – και συγχρησης εκζτηση 262 Ευαγγελου τρηση 50 ευαισθησα 105, 223, 226, 227, 239 – πνευματικ 148 ευγνεια 162 ευγνωμοσνη 206 ευγνωμοσνης κφραση 162 ευεργεσα Θεο 150, 155 ευλβεια 42, 131 ευλογα 143 – Θεο 76, 144, 147, 148, 194, 197, 199, 234 κ.ε., 244 Ευρωπαος 78, 131 κ.ε. ευτυχα 148 Ευφρσυνος σιος 260 ευχαριστα 162 – προς Θεν 205 Ευχλαιο 259 ευχ 155 – για κεκοιμημνους 281 – γονων 142–144 – ηλικιωμνων 140 – μητρας 143 εφευρσεις 171 εφηβεα 92, 106, 128 Ζαχαρας Προφτης 69 ζλεια βλ. γυνακα και ζλεια· παι- δια και ζλεια ζημι 248 ζα 139, 186 ζω 193, 253 – γαμη 19–21, 25 – αγγελικ 19 κ.ε., 24 – αινια 176, 196, 269, 279 – αμαρτωλ 266, 277 – τακτη 69 – γγαμη 19–21, 25 – εν Χριστ 25, 257 – ευαγγελικ 21 – κατ Θεν 19, 21, 23 – κοσμικ 179, 257 – μλλουσα 19, 217, 245, 271 κ.ε., 273, 283–286 – μοναχικ βλ. μοναχικ ζω ζω πνευματικ 69, 150, 155, 172, 199 – ανδρς 158 κ.ε. – γονων 93, 159 – γυνακας 81 – μητρας 84, 87–90 – νων 29, 32–34, 153 – οικογνειας 20, 43, 50, 63, 71, 72 κ.ε., 147–164 – παιδιν 89, 93, 100 κ.ε., 103, 159–161 – συζγων 58, 157–159 ζως αγιασμς 20 – αρχ 77 – νημα 19 – παρταση 230, 256, 257, 274 – περιφρνηση 263 – τρπου επιλογ 19–34 – χρνος 256 κ.ε. ζωοφιλα 66 κ.ε. Η δον 62 ηλικα αγγελικ 284 – νεανικ 106 ηλικιωμνος 136, 137, 254 Ηρδης 197, 226 Ησαας Προφτης 246 ησυχα 154 Θνατος 222, 230, 271–272, 274, 286 – αιφνδιος 268 – γονων 125, 222 – ηλικιωμνων 256, 271 – και νθρωπος πνευματικς 257 – και λπη 256, 265–272 – και χαρ 257, 266 – και ωριμτητα 257 – νων 266, 271 – νηπων 226, 227 – παιδιν 76, 265–267, 268 θαντου ανακονωση 125 – αντιμετπιση 253–264, 267, 271 – μνμη 253–255, 258 – προετοιμασα 253, 259, 268 – συμφιλωση 256–258 – συνασθηση 255 – φβος 257 – ρα 266 θλημα Θεο 26, 73 – διον 70, 73, 199 θληση 136 θεολγος 238 Θεοπτορες 61, 62, 69 Θες αθνατος 285 – Δημιουργς 75, 244 – δκαιος 238 – εσπλαχνος 66, 281 – παντοδναμος 69 – Πατρας 22, 149, 195, 197, 237, 244 – Πλστης 244 Θεο αρχοντι 22 – καλωσνη 199 θεραπεα αρρστων βλ. αρρστων θεραπεα θεωρα πνευματικ 282 θηλασμς 84–85 θλψη αινια 286 – και παρηγορι θεα 198–199

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Θεο 71, 102, 113, 135, 143, 154, 159, 202, 204, 225, 234 – προς Θε 30, 77, 78, 79, 118, 119 κ.ε., 233 – προς Παναγα 39 – προς φση 105 αγπης λλειψη 97, 107 αγγαρεα 109 γγελος 68, 214, 216 – Φλακας 115, 122 γγελος φωτς βλ. διβολος αγιασμς 187, 195 γιον ρος 238 γιος 113, 150, 158, 191, 214, 219 Αγων εμφνιση 216, 218 – μμηση 209 – Χρις 202 αγιτητα 29 κ.ε., 113, 150, 152, 234 αγιτητας φανρωση 84 αγντητα 21 – σωματικ 114 – ψυχικ 114 αγρυπνα 37, 234 γχος 47, 128, 135, 155 αγνας 30, 32, 38, 55, 89, 94, 113, 114, 115 κ.ε., 117, 118–120, 122 κ.ε., 123, 135, 137, 138 κ.ε., 140–142, 148, 149, 150, 151, 153, 154, 155, 156, 160, 165, 169, 257, 259 κ.ε., 268, 278, 286, 289, 290 βλ. και πλη πνευματικ – ηλικιωμνων 160 κ.ε. – κατ λογισμν βλ. λογισμν αγνας – κατ παθν 19, 143, 150, 165, 166 κ.ε., 209 – ταπεινς 152 – φιλτιμος 152 αγνος διακυμνσεις 140 Αδμ 88 αδιαφορα 42, 43, 90, 107, 115, 138, 169 – καλ 35, 36, 154 αδικημνος 72 αδικα 100 αδικας αντιμετπιση 73, 92, 102, 106 – αποδοχ 71–84, 88, 95 – κρδος 77–79 αδυναμα 146 ακολουθα βλ. μοναχο ακολουθα ακτινοβολα πνευματικ 264 αλθεια 128 – ευαγγελικ 82 αλλδοξος 234, 237 αλλοωση 30, 92, 250 – καλ 248, 264, 267 – πνευματικ 110, 143 αμρτημα βλ. αμαρτα – προπατορικ 88, 105, 113, 162 αμαρτα 33, 37, 88, 113–124, 125, 156, 160, 166, 204 – εν ψυχρ 117, 277 – εξομολογσιμη 260 κ.ε. – εσκεμμνη 117 κ.ε. – θανσιμη 115 – και δαιμονισμς 208 – σαρκικ 265, 284 αμαρτας ασθηση 115 – αξιοποηση 123 – απαλλαγ 115–116, 273 – αποφυγ 166 – βσανο 128, 133, 159 – δικαιολογα 228 – ευθνη 97 – καθαρισμς 162 – σκτος 115–116 – συνασθηση βλ. σφλματος συνα– σθηση – συνπειες 271 αμαρτιν λπη βλ. λπη αμαρτιν – μνμη 151, 167, 168–169, 172, 265 – συγχρηση 79, 244, 265 αμαρτωλς 123–124, 149 αμαρτωλο συγχρηση 165 – σωτηρα 208 αμετανοησα 159, 229 αμετανοησας αντιμετπιση 289 μυνα πνευματικ 55 αναβολ 22 αναγννηση πνευματικ 162 αναγνριση 80, 149 – αμαρτωλτητος 61 – σφλματος βλ. σφλματος αναγν–

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Примеры особенного словообразования: 21 об. 169 об. 171 и др. прстпъ; 26. съкпа ради (совокупления); 131 об. 179 об. подрагъ ( μμημα); 165. 185 об. и др. съпасъ ( σωτηρα), но 51 об. 90. 92. 100. 105 об. 107 об. съпасени; 218. сълзъ ( κατβασς); изгонъ ( κβολ); 40. кротък быти, мирьник ( ερηνικν); 163 об. любеникъ Мф. 12:18 . ( γαπητς); 257 об. 262 об. врьникъ бжии ( πιστς); 39 об. позоратай; 16. бжьства бо й зьдани никаже междина не бде (средина); 168. отъ на горьшни ( π τν μειννων ες τ χερσνα); 74. готовизна бдеть оно мкы; 30. 47. 58 и др. благыня ( τ γαθν и γαθτης); 121 об. остримъ по осл (на оселке, κνη); 186 об. лками ход ( δλ); 29. 36 об. толицхъ зълий (зол – κακν); 172. нсть зъли об. зъль боглта, злоб помогаште; 53 об. 79. отъ празни ( ργας); 58. 83 об. 105 об. 118 об. показнь (вм. покаяние – μετνοια); 209. блазнъ (соблазн); 115. въ повоин ( ν εματι – наводнении); 218 об. своить (свойственность – οκειτητα); 5. свтьство ( γιτης); 7. больство (превосходство); 30 об. повинштийхс гршьньств ( ταλαιπωραν); 231 об. мальствомь; 231 об. 237. исменьмь, но 106 об. и др. исломь; 4. облишимь (излишне – περιργως); 113. рсъ сати ( παρ δξαν); 56. плти ( πλος); 36 об. безмьль ( φρων); 100 об. безмьл ( φρονος); 94 об. не бди ( ψιλφρων); 114. 175 об. ( φρων), но 155 об. иже сть Притч. 9:4 .; 104 об. погблши ...прокъ излевъ ( τος καταλοπους – оставшихся), но 25. 55. 59 об. 86 и др. прое, 115 об. проихъ, 11. 14 об. 28 об. и мн. др. проко; 81. ждиймь (Рус. фор.), в прочих местах постоянно: штждии; 220. дьнь ( ν τ ναστασμ μρ); 206. на добизньно се дло ( τ πρχειρον); 24 об. дша й тло разань ста; 16. разма нашьскаго, 116 об. 129 об. нашьска ( τ μτερα); 237 об. 238. (многокр.) μψυχος – съдушьный; 81. 88 об. аште не лихнеть правда ваша Мф. 5:20 . ( μ περισσεσ), отселе 16 об. и др. лихновица ради стьства; 21. прлентьс; 79 об. веселтьс; 210. плнште вьскъ размъ 2Кор. 10:5 .; 51 об. прооиштатис ( προαγνζειν); 165 об. (дважды) простави ( προρισεν); 94 об. обнизитьс; 28 об. сквьрнилъс; 38. истивъшес, 37. селтьс т; 57. разити ( πατξαι – поразить); 38. й калтис въьнемъ (начнём); 179. ко ни не баше ште въславилъс въславижес Ин. 7:39 . (прославился); 74 об. 91 об. въгодити; 240 об. прите, 241. прита (притчею выражает); 8 об. да вьско ректъ жде (зде); 8. 17. 19 и др. вьсьжде (везде); 42 об. йнъже (инде); 24. бж иго;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

επμβαση Θεο 17, 19, 20, 74, 184, 275, 285 κ.ε., 297, 304, 316, 334, 350 – Χριστο 187, 280, 315 επρεια δαιμονικ βλ. δαιμονικ επ– δραση επγνωση βλ. αμαρτας συνασθηση επδραση 125, 130 επικοινωνα αμαρτωλ 124 – κοσμικ 324 – με τον Θε 305, 318, 320 – πνευματικ 124, 151 επιπολαιτητα 73, 128, 130 επιτμιο 351 εργασα 30, 120, 121, 195, 254, 301 κ.ε. – πνευματικ 61, 71–72, 84, 92–93, 94, 110, 240, 268, 275, 290, 313, 316, 325, 332, 335, 341 ργο 287 εργχειρο 136 – και προσευχ 246 ρις 82, 127 ριδος ατια 86 ρως θεος 60, 105, 134, 238, 241 ετεροδξων συμπροσευχ 355 ετοιμασα πνευματικ 179, 207, 239, 332, 333, 344, 345, 346 ετοιμτητα 215, 224–226, 231–232 Ευαγγελου βωση 322 – κρυξη 188, 322 – μελτη 97, 264 ευαισθησα 111, 171, 197 – πνευματικ 131, 140 ευαρστηση Θεο 80–82, 97, 108 – πλησον 82 ευγνεια κοσμικ 128 ευγνωμοσνη 150, 151, 240, 250, 257, 258–260, 307 ευγνωμοσνης κφραση 150 ευεργεσα Θεο 151, 253, 257–258 Ευεργετινς 101 ευθνη 20, 25, 31, 34–38 ευθτητα 78 ευλβεια 79, 103, 106, 111, 131–136, 141–144, 227, 351 – εξωτερικ 136–137 ευλβειας απκτηση 134 – μετδοση 133 ευλαβος συμπεριφορ 131, 133, 137, 143 ευλογα Θεο 47, 149, 161, 163, 195, 202, 249–253, 260, 354 Ευρπη 185 ευσβεια 132 ευφροσνη 160 Ευχλαιο 138 ευχ καρδιακ 303 βλ. και προσευχ – με κομποσχονι 306 εφησυχασμς 45–47, 191 εχεμθεια 207 κ.ε. εχθρς Εκκλησας 23, 43, 68, 350 Ζλεια 343 ζλειας αντιμετπιση 127 ζλος 209 – μωρς 35, 64, 78–79, 100 ζω αγγελικ 272 – κοσμικ 92, 294 – μλλουσα 292, 344 – μοναχικ βλ. Μοναχισμς – μυστηριακ 351 – ορθδοξη-σωστ 47, 48–50 – πνευματικ 17, 63, 81, 119, 122, 123, 142, 191, 196, 211, 215, 226, 227, 245, 267, 286, 289, 291 κ.ε., 333, 345 – χριστιανικ 50 ζωικ βασλειο 267 κ.ε. Ηρεμα 46 ηρωισμς 35, 205, 208, 211, 214 Θνατος 206, 208, 218–219, 227, 229– 232, 292, 294, 346 – αιφνδιος 207 – αμαρτωλν 50 θαντου αντιμετπιση 229, 232 – μνμη 45 κ.ε., 217, 218, 344 – φβος 240 θρρος 219–221, 227 θαμα 195, 264 κ.ε., 275 κ.ε., 303 κ.ε.,

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

12. 20. 21. с толк., 22. 23. 6:15. с толкованием (89 об.), 6. 7. с толков. (90 об.), 7:10–14 с толк. (л. 93.), 8:18 с толк. (96 об.) 9:6 до пол. с толк., 17 (не весь), 10:1. 2 (до пол.), 11:1–3. до пол., 6–9 (не весь) с толк. (105 об.), 10. с толк. (106 об.), 12:3 с толк. (л. 108), 14:12–15 до пол. с толк. (112 об.), 1:21. с толк. (л. 75.), 22–24. с толк. (л. 75.), – стихи из этой главы стоят здесь не на месте, и потому означены крестиками; 24:4 с пол. 6. 28:7. 16. 29:13 до пол., из 30:15. 26. 35:4 с пол. – 6 до пол., 38:18. 19 до пол., 39:5–7. 40:3–5. (не весь) 6 (не весь), 47:12–14 (не весь), 48:12. 13 и из 15 и 16. 22. 49:6. 8. (не весь) 15. 50:5 (с пол.) – 7 (начат); 3:1–4. 53:2 (с пол.) – 10 до пол. 57:3. 4. с толк. (152 об.), 58:2. (с пол.) – 9 до пол. 59:1–3. 61:1. 2 до пол., 8. до пол. с толк. (159 об.), 65:12–14. 66, 1–5 до пол., 15. 16 с толк., 24. Из пророчества Иеремии 31:31–33. 35:2. 4. 6–13. с толк., 16–19. Варуха 3:29–32 до пол., 36. 38. с толк., 4:1–3. до пол. Из пророчества Иезекииля толкование на 3:18. 19., потом 20 (177 и об.), но самых стихов нет, 21 с толк., толкование на 22, но стиха нет, 10:9–14 с толк. (189 об.), 14:13–16 с толк. (197 об.), 16:3. 4 (не весь) с толк. (199), 17:24. 18:1–24 с толк. (в списке Упиря не всё находится (л. 219), 22:11. с толков., 23:18 с толк. (л. 225.), 28:2. 3 до пол., одно на это толкование извлечено из сп. Упирева (238 об.), другое д.б. своё; 29:21. с толк., 28:13. 33:7–9. 11–16. 34:2. 3. с толк., 4 до пол., 5. 10. 48:30–35 до пол. Из пророчества Даниила от молитвы Сусанны 13:42–45. (начат), от третьего видения 2:31–35. 47. 3:1. 17. 18. 4:27–34. 5:24–28., от восьмого 7:7–14. 21–27. – И наконец ещё: Ис. 44:7. 12–15 и 2. Пет. 2:9. Замечательно, что и в другом нижеследующем списке Синодальной библиотеки 194, также как в настоящем, положены не на месте Ис. 1:21–24. 3:1–4. (л. 482 об., 486.), и также одни толкования без стихов на слово еорих и на Иез. 3:18–20 (л 478. 491.). Но стихов Ис. 44:7. 12–15. в 194. нет: выписка здесь оканчивается словами Дан. 7:21–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

330 Рукописи бесед Иоанна Златоустог о на евангелия см. там же: XVI в. за 22–24, 47, 69, 89–92, 95, 116–120, 123–125, 135–137, 152, 154; XVII в. за 25–27, 96, 97, 114, 115, 138, 139, 153, 155, 218, 219; XVIII в. за 94 и 98. – На деяния и послания апостольские ркп. XVI в. за 29, 121, 122, 157, 187, 199; XVII в. за 156. Точно также нет никаких сказаний о Максиме греке : а) при ркп. Чудова монастыря, содержащих якобы перевод Максима грека толкований на пророков см. там же за 85–88; б) при «книге глаголемей лексис, сиречь недоведомые речи», см. ibid, за 216; в) при псалтыре – автографе преп. Максима грека ркп. за 229 и г) вероятно при псалтыри 1549 г., см. ркп. за 237. 333 См. в «Приложениях» стр. III-VI. Описание славянских рукописей Московской Синодал. библиотеки, сост. А. В. Горским и К. И. Невоструевым , отд. II, ч. I, стр. 126, ркп. 89. Прибавления к творениям св. Отцов, т. XVIII (1859 г.), стр. 145. – А. М. И. Д. Греческий стат. список 1, л.174. диаконе Исаии см. в Известиях отделения русского языка и словесности Императорской академии наук за 1896 г., т. I, кн. 3, статья П. А. Сырку «Из истории сношений русских с румынами». 336 Сказание см. в «Приложениях» стр. XXIX-XXXVIII и в перечне ркп. под 62, 70, 73, 75, 84, 132, 133, 162, 163, 173, 18S, 222, 228, 235, 230, 240 и 242. 339 Библиографические розыскания В. Ундольского. М. 1846 г., стр. 3–4. Г. Геннади (Литература русской библиографии, Спб. 1858 г.), говоря о «Библиографических розысканиях» В. М. Ундольского (1846 г.), пишет (стр. 4), что в них «последовательно указаны и описаны труды русских библиографов, начиная с Максима грека , составившего по свидетельству одной рукописи, при великом князе Василии Ивановиче список книг греческих, не переведенных еще тогда на славянский язык» (!). 341 См. ркп. XVI в: а) Толковой псалтыри под 18, 34, 61, 63–67, 72, 99, 108, 134, 141, 180, 190, 208, 231, 233 и стр. CCXCXVI; б) слов под 5, 12, 30, 37, 48, 50, 51, 60, 77, 100, 101, 103, 126–128, 148, 197, 201–203, 238, 243; в) сборников под 42, 93, 104, 105, 111, 181, 214, 230, 232, 234 и стр. CCXCI; г) бесед св. Иоанна Златоустог о под 22–24, 29, 47, 69, 89–92, 95, 116–125, 135–137, 152, 154, 157, 187 и 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

218 Ер. Am. с. 19 (108. 1). См. также V. P. G с. 134 (84. 30) женские обители занимались μλινα νθειν εις τους λεβτωνας. 226 P. G. XXV, 52334. Датировка этого послания (3534) определяется по ссылке (532д), извещающей об отбытии в другие земли Серапиона и Аммония (ср. Soz. Η. Ε. IV. 9; Festal Index, P. G. XXVI. 135в; и Hist. Aceph. 3, P. G. XXVI. 1443 BC). 227 Ibid, 532A. Однако Афанасий, говоря о Мовите в Верхней Фиваиде и Павле в Латополе, мог перепутать епархии. Согласно праздничным посланиям, Мовит был епископом Латополя, а Филон Фив. См. выше, примечание 57. 232 Ibid. (47. 24, 56. 15). См. также с. 20 (63.13), где Макарий рассказывает Павлу Фермийскому, что он вот уже шестьдесят лет совершает «по сто положенных молитв». 234 Он крестился за шестьдесят лет до своей кончины Н. L. с. 18 (58. 34). Созомен, Η. Ε. III. 14. 3, пишет, что он стал священником позже, нежели его египетский тезка, то есть после 340 года. 238 Ibid. (52. 153. 13). В начале следующего столетия в Сирии святой Симеон Столпник, который в ту пору был совсем еще молодым человеком, вызвал подобную же реакцию братии своей чрезмерной аскезой. 239 Ср. с историей, изданной Draguet (Le Museon 70, pp. 267306) из MS. V&t. 2091, ff. 9Г10Г, где она входит в Н. L. с. 7 и да простит меня Draguet представляется ничуть не более (но и не менее) достоверной, чем вся прочая рецензия В «Лавсаика». См. также историю в V. С. S1 pp. 35 (и S3 pp. 669). 257 Это произошло за сорок восемь лет до посещения его Палладием, которое, скорее всего, приходилось на 394 г. Н. L. с. 35 (105. 16). 264 Jerome, Chronicle (ed. Helm), p. 240 (A.D. 356) PL. 27, 687. Эта дата подтверждается в написанном в 356 году послании Серапиона Тмуисского ученикам Антония, сохранившемся на сирийском и армянском языках и опубликованном Draguet (см. Le Museon 64 (1951), pp. 125). 266 7 февраля 356 года: Ath. Αρ. de F. 24;Ap. adConst. 25; Hist. Ar. 48,81; Ep. Am. c. 31; Hist. Aceph. 5; Festal Index (A.D. 356). 270 mAmm. Marc.XXII ;A.S. Boll. Oct. VIII,pp. 85688;G.C.S. 21 (Philostorgius), pp. 15175; Theod. H.E. III. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

303 . Все нужно делать с благодарностью. Если ешь – благодари Бога. Если не ешь – тоже благо­дари Бога. 304 . Нужно богатеть в Бога, а не в себя самого. 305 . По отношению к нашим духовным врагам нужно уподобляться солдату на фронте: быть все­гда внимательный и осторожный. 306 . Не дерзайте заниматься богословием, не справившись у Трех Вселенских Учителей! 307 . Безмолвную молитву следует предпочи­тать молитве вслух: первая является более глу­бокой. 308 . Когда мы проявляем нерадение, нерешительность или выказываем колебания в том, что­бы совершать положенное нам в духовной жиз­ни, мы должны вспомнить о том, что говорили валаамские старцы: «Я делаю что-то не потому, что я этого хочу, а потому, что я этого не хочу». 309 . Нужно непрестанно следить за тем, что­бы заботиться о Божием, а не о своем. 310 . Единственное, чего следует искать: что­бы Бог призрел на нас Своим милосердием и принял нас. Предметный указатель Цифрами обозначены номера поучений в третьей части книги Бесы: 6, 7, 35, 36, 37, 38, 42, 45, 78, 86, 98, 129, 135, 136, 142, 160, 169, 180, 207, 208, 209, 230, 260, 275. Благодать: 14, 47, 53, 55, 57,62, 72, 80, 82, 83, 97, 119, 181, 221, 225, 285, 303; ощущение благодати: 72, 97. Богословие: 37, 85, 224, 306. Борьба: с бесами: см. Бесы; с помыслами: 6, 26, 27, 28, 38, 42, 27, 65. 74, 75, 117, 118, 132, 148, 160, 169, 172, 173, 174, 175, 209, 210, 245, 251, 258, 259, 273; см. Различение; со страстями: 71, 149, 162, 164, 172, 195, 283, 305. Вера: 114, 222, 251. Возрастание: 49, 304. Гнев: 53, 181, 197; на бесов: 208. Гордость: 14, 15, 72, 73, 82, 105, 118, 167, 211, 215, 217, 227, 252, 285. День (распорядок дня): 4, 5, 39, 59, 123, 134, 200, 220. Духовный отец: 213. Душевные недуги: 154, 204, 211, 212, 215, 217, 231. Жизнь: жизненная атмосфера: 3, 10, 33, 101, 111, 133, 172, 260, 292; каждый день начинать жить заново: 46, 59, 175, 191, 192, 195, 214, 231, 236, 249, 253; полноценно проживать каждый момент: 21, 23, 166; смысл жизни: 238, 276; цель жизни: 9, 18, 76, 77, 107, 223, 231, 288, 310.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010