221 Книга, в которой написаны грехи людей, будет представлена в день суда и по ней будет справляться архангел Михаил. 222 О Скиле и Товифе нет упоминании в Священном Предании; возможно, переписчики неправильно передали написание имен. 224 . Феодосий Великий – Феодосий II, византийский император (408–450 гг.). В его правление на Карфагенском Соборе (419 г.) был утвержден список книг Нового Завета и было начато составление списка «отреченных книг», в который была внесена и Книга Никодима. В славянских индексах «Евангелие от Никодима» отсутствовало, и на Руси не было препятствий к распространению влияния этого свидетельства на иконографию и гимнографию. 226 Тиберий Клавдий Нерон, второй из римских кесарей; вступил на престол после Августа кесаря; царствовал 22 года с 14 по 37 г. Иоанн Крестигель начал свое общественное служение на 15-м году его правления; в его правление он и пострадал. К этому времени и относится написание праведным Никодимом его Евангелия. 229 Обвинение в чародействе для Пилата было серьезным, так как Тиверий сурово относился к таким людям, как сообщают Светоний и Тацит. 231 У некоторых авторов жена Пилата называется Проклой или Клавдией Проклой; она уверовала в Христа и была причислена к лику святых. 235 В западноевропейских средневековых сказаниях имя Вероники носит другая женщина, одна из тех, которые провожали Иисуса на Голгофу ( Лк. 23,27 ). К ней относится легенда о покрывале (плате), который она подала Иисусу, чтобы он отер со лба пот, после чего на покрывале запечатлелся его нерукотворный образ. 236 Место, на котором Христос подвергся бичеванию, отмечено францисканской капеллой Бичевания, сооруженной в 20-х гг. XX в. Недалеко от нее через улицу перекинута арка, называемая словами Пилата «СеЧеловек», как свидетельство невиновности Христа. 237 Существует множество легенд о Сифе, которому приписывают разные творения. Рассказывают, что ангелы открыли Сифу тайну будущего пришествия Спасителя и он передал ее своим детям. 239 Это различие между сатаной и князем преисподней существует во многих творениях древних духовных писателей и в различных апокрифах.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

402 . Два письма священноинока к мирянину: Письмо первое; Письмо второе//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 47. – С. 421–428; Вып. 48. – С. 445–450. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г. Без указания имени автора и адресата. 403 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 41. – С. 281–283. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. Без указания имени автора и адресата. 404 . [Письмо А. Н. Голицыну от 1835 г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 28. – С. 843–844. 405 . [Письмо А. Н. Голицыну от 1835 г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 681–682:406. Письма преосвященного Игнатия Брянчанинова , епископа Черноморского, и Антония, игумена Череменецкого/Предисл. А. Г.; Сообщ. Пимен (Благово) //Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. – 1875. – Кн. 2. – С. 55–102:24 письма (1843–1867 гг.). Отд. отт.: Μ., 1875:407. Письмо епископа Игнатия (Брянчанинова) //Краткие жизнеописания русских святых/Сост. Игнатий (Малышев) : [В 2 т.]. – СПб., 1875. – [Т. 1]. – С. III–X. Без указания адресата и даты. 408 . [Письмо преосв. Савве (Тихомирову) от 1 июля 1865 г.]//Савва (Тихомиров). Воспоминания о высокопреосвященнейшем Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 63 2-й паг. 409 . [Письмо имп. Александру II от 24 июля 1861 г. с прошением об увольнении от епархиальных дел и предоставлении в управление Николо-Бабаевского монастыря]// Игнатий (Брянчанинов) . Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. – СПб., 1886. – С. 64:410. Письма аскета: Из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым/Вступ. ст., публ. С. Г. Рункевича //Христ. чтение. – 1895. – Май/июнь. – С. 553–595. Письма и отрывки из писем (1834–1849 гг.) Отд. отт.: СПб., 1895:411. [Письмо свт. Игнатия М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями«]//Душеполез. чтение. – 1898. – Янв. – С. 157–160. Без указания автора и адресата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Зап. Римской империи в кон. 20-х - нач. 30-х гг. V в. число приверженцев П. неуклонно снижалось. Отдельные группы пелагиан продолжали действовать лишь в тех областях Италии, Галлии и Британии, где светские и церковные власти не имели достаточно возможностей или желания для борьбы с ними. Антипелагианские сочинения блж. Августина получили широкое распространение и имели высокий авторитет. Исключением была лишь Юж. Галлия, где продолжалась полемика противников и сторонников августиновского учения о благодати и предопределении. В Вост. Римской империи пелагиане до кон. 20-х гг. V в. не подвергались преследованиям со стороны гос. власти, однако их церковное положение было весьма ненадежным. На Востоке были известны антипелагианские постановления Римских епископов, поэтому пелагианам покровительствовали лишь те вост. епископы, к-рые по тем или иным причинам были готовы игнорировать ясно выраженную позицию Рима. Мн. епископы, напротив, проводили согласную с Римом политику; напр., свт. Аттик, занимавший К-польскую кафедру до 425 г., изгнал пелагиан из столицы и не позволял им там появляться (см.: ACO. T. 1. Vol. 2. P. 7). Даже первоначально принимавшие пелагиан в церковное общение епископы нередко позднее меняли свое отношение к ним. Так, по свидетельству Мария Меркатора, не позднее 428 г. еп. Феодор Мопсуестийский перестал оказывать покровительство еп. Юлиану Экланскому и осудил его на провинциальном Соборе в Киликии (см.: Ibid. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 23). I. П. в К-поле и осуждение пелагиан III Вселенским Собором. Ок. 428 г. еп. Юлиан Экланский, др. итал. пелагианские епископы (в т. ч. Флор, Оронтий и Фабий), а также Целестий прибыли в К-поль, где нек-рое время беспрепятственно жили и проповедовали. Обращаясь к имп. Феодосию II (408-450) и к К-польскому архиеп. Несторию , они заявляли, что осуждены на Западе несправедливо, и просили, чтобы император и архиепископ обратились в Рим с просьбой пересмотреть решение об их отлучении от Церкви. Несторий, сочувственно отнесшийся к пелагианам, отправил 2 письма еп.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Приморская Финикия – провинция, охватывавшая полосу побережья Средиземного моря от Антарада на севере до Порфиреона на юге; на севере граничила с провинцией Вторая Сирия, на северо-востоке – с Финикией Ливанской, на юго-востоке – с Аравией, на юге – со Второй Палестиной. Главный город – Тир. См.: Триполи. Принкип – самый большой из Принцевых островов. Принцевы острова – уединенный архипелаг в Пропонтиде у азиатского берега Малой Азии, который служил традиционным местом ссылки в Византии. См.: Принкип, Проконисс, Проти. Принципал – от лат. princeps («первый в списке»), обычно богатый и могущественный куриал определенной городской общины (греч. синоним – протевон). Приор – от лат. «первый, старший»; 1) настоятель (аббат) католического монастыря, принадлежащего к одному из следующих монашеских орденов: августинцев, доминиканцев, кармелитов и картезианцев; 2) старший после аббата член монашеской общины; 3) великий П. – второе после великого магистра должностное лицо в руководстве духовно-рыцарским орденом; 4) старшина купеческой гильдии. Приск Панийский – государственный человек, ритор и софист, восточно-римский дипломат родом из фракийского городка Паниона на северном берегу Мраморного моря. Участник и секретарь посольства императора Феодосия II (408–450 гг.) к вождю гуннов, Аттиле, в 448/449 г., автор записок, которые охватывали время с 411 до 472 г., но от которых уцелели только фрагменты за 433–472 гг. в цитатах более поздних византийских авторов. Продолжателями П. П. были Малх Филадельфиец и Кандид Исавр. См.: историки Византии. Пр и спа – см.: лофос. Притания – выдачи, видимо, натуральные, которые производила византийская казна. См.: синтаксис. Притвор – то же, что нартекс – помещение в западной части христианского храма, преддверие. В эпохи раннего христианства, поздней античности и начала раннего средневековья там полагалось стоять кающимся и катехуменам. Здесь могли находиться и последователи других вероисповеданий. Приход – греч. паройкия (от слова паройкос – «сосед»), церковный округ, первичная, низшая церковно-административная единица, подразделение епархии (диоцеза). Признаками П. являются наличие храма или молитвенного дома, штат служителей культа, а также христианской общины верующих. Центр П. – приходская церковь , во главе которой стоить священник (пресвитер) и в которой проводят богослужение для общины верующих – прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С северной стороны был пристроен большой восьмиугольный баптистерий со ступенями для полного погружения, напоминающий купель Двойной церкви. Во время набегов арабов в VII и VIII веках холм был окружен стеной. Возможно, именно в этот небезопасный период население города стало селиться на холме. Тем не менее холм и его памятники были разграблены во время нашествий. Здания, стоявшие на холме, были позднее восстановлены. В X веке к северу от церкви была построена часовня, украшенная фресками. Пещера семи отроков Ефесских Согласно христианскому преданию периода поздней античности, в середине V века в Эфесе появился юноша-христианин, чтобы обменять монету двухсотлетней давности на продукты. Когда его обвинили в том, что он нашел сокровище древних царей и утаивает его, и привели на суд, юноша по имени Иамвлих заявил, что он и его друзья Максимилиан, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин отказались от участия в обрядах культа императора Декия (249–251 гг.). Найдя убежище в пещере у подножия горы Пион, они все уснули. Оказалось, что юноши проспали около 200 лет. Это случилось во время споров о воскресении тела Христова. Историю семи отроков местная церковь приняла и признала истинной (память 4/17 августа, 22 октября/4 ноября). Вскоре после своего чудесного пробуждения юноши умерли, и их похоронили в той самой пещере, в которой они спали, и над ней Феодосием II (408–450 гг.) была построена церковь 43 . С течением времени пещера и ее окрестности стали желанным местом погребения. Раскопки обнаружили большое количество светильников, украшенных сюжетами из Ветхого Завета и популярными сценами из языческой традиции. Пещера стала известным местом паломничеств, и, как показали настенные росписи и изображения, верующие посещали ее на протяжении Византийского периода до конца XV века. В древней каменоломне была высечена северная часть комплекса, состоявшая из длинного сводчатого склепа, который предваряли две небольшие комнаты. В склепе были устроены погребальные ниши в стенах и под полом. Он был украшен фресками, изображавшими венки и корзины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

11. Благовещенская Никандрова пустынь, ныне заштатная, в 20 верстах от Порхова. 1. Преподобная Евфросиния подвизалась в половине V века. 2. Евнухами назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве хранителей сокровищ, царской казны и в особенности (как это бывало при дворе) в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большой части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная. 3. Здесь разумеется Феодосий II (408-450 гг.). 4. Т.е. возжелав получить жизнь небесную, ты поспешила оставить земные наслаждения. 1. Составлено на основании жития прп. Сергия, написанного учеником преподобного Епифанием в XV веке, и других пособий. 2. Год рождения преподобного Сергия в точности неизвестен, вероятно оно было в 1314 году. 3. На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок; оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой, в 12 верстах от последней. 4. Монастырь сей имел в то время два отделения — одно для иноков, другое для инокинь. 5. Феогност был митрополитом с 1328 до 1353 г. 6. Их память совершается 7 октября. 7. Имя Сергий — древнеримское, обозначает «высокий, почтенный». 8. Переяславль Залесский — ныне уездный город Владимирской губернии. 9. Авва — отец. 10. Филофей был патриархом от 1354 г. до 1355 г., и во второй раз с 1362 до 1376 г. 11. Параманд — небольшой четвероугольный плат с изображением Страстей Господних. 12. Покровского уезда Владимирской губернии. 13. Память святого Стефана, просветителя Перми, празднуется 27 апреля; его мощи почивают в Московском соборе Спаса на Бору. 14. В память сего и доселе сохраняется в Троице-Сергиевой лавре такой обычай: перед последним блюдом, по звуку колокольчика, все монашествующие встают, очередной иеромонах произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас», — после чего все опять садятся оканчивать трапезу. 15. Князь Владимир Андреевич Серпуховский, в пределах которого находилась Троицкая лавра, сподвижник Димитрия Иоанновича Донского в Куликовской битве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1) Что Точное изложение православной веры принадлежит св. Иоанну Дамаскину , все согласны; но не все были согласны с тем, что это – тот святой Иоанн Дамаскин , который жил в VIII веке и был знаменитым обличителем врагов иконопочитания. Некоторые 5 автором этого творения считали св. Иоанна, будто бы также Дамаскина, но жившего во времена императора Феодосия (царствовал в 379–395 г. 6 ), и выдавали его за ученого и сведущего в делах божественных мужа. Но с ними согласиться нельзя: 1) ни греческие, ни латинские, ни иные древние писатели не упоминают об Иоанне Дамаскине , который жил бы при названном императоре. При нем был известен своею святостью муж по имени Иоанн, на которого рассматриваемые ученые и указывают, но он происходил не из Дамаска, а из иного места: его обыкновенно считают египтянином, который, притом (по свидетельству, например, Созомена ), никогда не удалялся из Египта ни в какую страну, кроме Фиваиды, где управлял весьма многими монастырями; 2) как известно из наиболее достоверных источников, этот Иоанн египтянин был почти αγρμματοσ (неученый) и потому не мог быть автором такого великого творения, как рассматриваемое нами. Предположение, что он мог написать его исключительно по божественному вдохновению, в данном случае не имеет на своей стороне никаких сколько-нибудь прочных оснований; 3) но если даже и допустить, что Иоанн Египтянин мог написать такое творение или сам от себя, или по божественному вдохновению, однако все-таки он не был в действительности его автором. Он (по свидетельству Созомена, Каллиста...) уже был в Фиваиде до италийской экспедиции Феодосия против тирана Евгения 7 , а в Фиваиду переселился стариком. Следовательно, он или не пережил Феодосия, или, если пережил, то немного, и потому не мог пользоваться творениями святителей Василия Великого , Григория Назианзина , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Прокла и Кирилла, из которых иные не были изданы, а другие еще не могли быть ему известны; 4) но, если даже допустить, что он дожил и до времен Феодосия Младшего 8 (царствовал в 408–450 гг.), хотя блаженный Феодорит и Созомен говорят противное, и был современником святителю Кириллу Алекс., то, спрашивается, почему о своих современниках...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

790 Лот – племянник Авраама. Перед разрушением Содома и Гоморры Лот с семейством был выведен из Содома ангелами. На пути из Содома жена Лота вопреки запрету обернулась назад и была превращена в соляной столп. 791 ...Федора Ивановича... – (1557–1598) – средний сын Ивана Грозного, по смерти отца – государь всея Руси (1584–1598). 792 ...Ирина, дщеръ... Феодора Годунова... – Отец Ирины и Бориса Годуновых – Федор был помещиком средней руки. После его смерти Ирину и Бориса взял в свою семью дядя – Дмитрий Годунов, бывший главой Постельного приказа (начальником внутренней дворцовой стражи). Благодаря ему молодые Годуновы с юных лет жили и воспитывались при дворе. 793 ...Евдокие цариц... – Жене византийского императора Феодосия Малого (408–450). Евдокия по недоразумению была обвинена супругом в измене и выслана из столицы. В историографии она традиционно упоминается как пример благочестивой царицы и безвинной страдалицы. 794 Никита Романовичъ... – Брат Анастасии, жены Ивана Грозного, с 1562 г. боярин. По желанию Грозного он был введен в состав регентского совета (ввиду недееспособности Федора) и возглавлял его до 1584 г. Умер в 1586 г. 795 ...повел на Москв длати градъ каменной... – В 1585–1591 гг. был возведен Белый, или Царев, город – стена с башнями, полукольцом охватывавшая Кремль и Китай-город по линии современного Бульварного кольца. 796 ...поставил на Москв митрополита Иева патриархомъ... – первый патриарх Московский, уроженец г. Старицы. 797 ...на Крутицы. – Крутицкий монастырь в Москве являлся местопребыванием московского митрополита. 800 ...на Котл... – Котлы – подмосковное село между Коломенским и Даниловым монастырем. Около него войско крымских татар и ногайцев, возглавлявшееся Казы-Гиреем, было остановлено русскими войсками. 801 ...убиенъ быстъ... Дмитрей Ивановичъ... – Дмитрий погиб в мае 1591 г. Версия о преднамеренном убийстве царевича восторжествовала лишь 15 лет спустя: погибшего решили канонизировать, а самоубийца не мог быть объявлен святым. Кроме того, важно было подтвердить гибель Дмитрия, так как самозванец Григорий Отрепьев выдавал себя за спасшегося царевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Анатолий  — Патриарх Константинопольский с 449 по 458 г.   Куколь  — в переводе с греч. шапочка — первоначально был общемонашеским головным покровом, служившим символом безмолвия, чистоты и незлобия, молчаливого пребывания в Богомыслии и тщательнейшего к себе внимания; иногда на куколь нашивался крест. Впоследствии, как и теперь, куколь стал принадлежностью исключительно одних схимников, принявших великую схиму. Он употребляется вместо клобука, который в первоначальном пострижении в монашество возлагается на камилавку и отличается от клобука тем, что кругом покрывает голову и плечи; наглавник его — остроконечный с пятью крестами.  Общежительный монастырь т.н.  Неусыпающих  был основан в конце IV века прп. Александром; сначала он находился в глубоком уединении при р. Евфрате, но впоследствии был перенесен в Константинополь. Чиноположение и иноческое житие насельников этого монастыря отличалось особою строгостью. Свое наименование монастырь получил от того, что братия его, разделяясь на 24 чреды по числу 24 часов дня и ночи, непрерывно на два лика славословили Господа, поя протяжно Псалмы Давидовы, так что богослужение в этом монастыре совершалось непрерывно и никогда не прекращалось.  Свт. Геннадий — Константинопольский Патриарх в 468—471 г.   Фракия  в древности обнимала собою восточную часть Венгрии, Трансильванию, Бессарабию, Молдавию, Валахию, Болгарию, Сербию и восточную часть Румелии.   Кир  — знаменитый поэт и песнописец христианский, градоначальник Константинополя при императоре Феодосии Младшем (в первой половине V века), впоследствии епископ Смирнский.   Св. Лев I  — император Византийский с 457 по 474 г.  С 408 по 450 г.  Св. Геннадий патриаршествовал с 459 по 471 г.  Память его празднуется 2/15 сентября.  Местности, получившие наименование по императорам: св. равноапостольному Константину Великому и его двоюродному брату Юлиану Отступнику.  Впоследствии император Византийский — с 474 по 491 г.  Царствовал с 474—477 гг.   Собор Халкидонский  — IV Вселенский Собор; происходил в 451 г.; на нем осуждена ересь Евтихия, иначе — монофизитская, признававшая во Христе лишь одно Божеское естество, будто бы поглотившее собою естество человеческое.

http://pravoslavie.ru/89119.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010