—322— Богу 1, 51, – совершают богослужение и как бы некое копьеношение приносят Богу поклонение 9, 38, – питаются также хлебом – Христом 6, 48–50, – Ангелам дает Духа Своего Сын Божий 17, 18–19. 99, – ангелы не знали великой тайны воплощения Сына Божия, удивились Его восшествию на небо с плотью и были смущены этим странным и необычным явлением, но Дух научил их 14, 2–3, – Христос, при Своём вознесении на небо, показал ангелам знаки Своих страданий на теле – язвы, для удостоверения ангелов в том, что Он истинным был человеком, действительно претерпел за нас распятие и смерть и воскрес из мертвых 20, 26–27, – ангелы просвещают людей, но также, как люди, т. е. как слуги и посредники света, обладая этим даром не по природе, а по благодати 1, 9–10. 111–113, – они возмущали воду в Вифезде 5, 7–8, – Ангел, назначаемый для наблюдения за церквами и для содействия священнослужителям на пользу народов 10, 1–5. 470 –471. Андрей апостол оказывался слабым в вере 6, 8–10. Анна архиерей, тесть архиерея Каиафы, вместе с последним был главным виновником и устроителем злодейства против Христа и от него вероятно потребовал продавшийся предатель толпу (слуг и воинов) для взятия Христа – к нему поэтому первому и отводится Христос 18, 12–14, – ср. Каиафа и архиереи. Аномеи еретики упоминаются и опровергаются 14, 23. Аноним цитуется при изречении: «отклоняющийся от борозд своей пашни». 14, 4. Антихрист предсказан Господом и Ап. Павлом (во 2Фес.2:10–12 ) 5, 43. Апостолы. Призвание их 10, 7, – Господь избрал в Апостолы только вполне достойных этого 1, 43, не исключая и Иуды Предателя (см. Иуда Предатель). Они (собственно Филипп и Нафанаил) не были невеждами, но были отличные знатоки знамений премудрого Моисея и пророков, люди многоученые 1, 45 и 46 а. Несомненно были из рыбарей, хотя быть может и не все 6, 11. Вместе с пророками трудились над одним делом спасения людей, в доступной для них мере, чрез веру и потому тем и другим – одна похвала и слава 4, 38. Как учители вселенной имеют во Христе образец для себя 4, 34, и сами представляют образец для последующих учителей церковных всех времен 6, 12–13. 15. 21, –6, 68. 84. Их исповедание Христа 14, 7. 188.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи), — Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи). В свою очередь в число Богородичных праздников входят: — Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), — Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), — Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар./7 апр.), — Сретение Господне (2/15 фев.), — Успение Пресвятой Богородицы (15/28 авг.). Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные и к группе Богородичных праздников относятся только по той причине, что не отменяют воскресную службу в случае совпадения с воскресным днём. Какие церковные праздники называются средними? К числу средних относится довольно большое количество праздников. Средние праздники делятся на два типа. Принадлежащие к первому типу обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста в полукружии: +). К ним, в частности, относятся праздники, установленные в честь: — св. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября и 8 ⁄ 21 мая), — св. Иоанна Златоуста (13/26 ноября), — св. Николая Мир Ликийских (6/19 декабря), — трёх святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) — и др. В свою очередь к средним праздникам второго типа (обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста без полукружия) относятся дни: — Положения ризы Господней (10/23 июля), — Владимирской иконы Богоматери (21 мая/3 июня), — Архистратига Михаила (8/21 ноября) — и пр. Какие церковные праздники называются малыми? Малые праздники также бывают двух видов (праздники первого вида обозначаются в богослужебных книгах тремя точками в красном полукружии, а второго – тремя точками в черном полукружии). Перечень малых церковных праздников достаточно велик. В той или иной мере ими наполнен весь календарно-годовой период. Что такое местные и общие церковные праздники?

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. антифоны 1-3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие — Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);  a. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие — Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);  a. антифоны 7-9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие — Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);  a. антифоны 10-12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие — Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);  a. антифоны 13-15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие — Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского; a. по 5-й песни трипеснца — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца — малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие — Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону — по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры;

http://bogoslov.ru/article/398799

1174. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без начала и конца, 193 л., полууставом XVIII в., с крупными начальными разрисованными буквами, с частию бумажнаго переплета. Состав: 1) ирмосы 7–9 песен канонов втораго гласа, догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов 3–8 гласов (1–137 об.), песнопений перваго гласа нет; 2) стихиры «подобны» восьми гласов (133–143 об.), 3) стихиры и ирмосы на некоторые праздники (144–193 об.). В языке замечаются южно-русския особенности. 1175. Ирмологий на на линейных нотах , в лист, без начала и конца, 187 лл., полууставом XVIII в., в холщевой обертке, разбит; нескольких листов в средине рукописи не достает; 1–7 и 187 листы порваны с ущербом для текста. 1176. Ирмологий на линейных нотах , в четвертку, без начала и конца, 308 лл., полууставом XVIII в., с оригинальною заставкою миниатюрою (33 л.) и разрисованными буквами, в бумажном переплете. Листы рукописи перепутаны. Внизу на полях листов: 1–5, 13–21, 57–67 приписки: 1) «Куплена от мене Василия Мушинского медератора (1–5). Свято-Иллинского за цену денег... тринадцать проданая Иоанну Автуховичу Оршанскому (13–21) поповичу для того подписую я для лиепшей вияри рукою моею власною» (57–64); 2) киноварыо: «Сея кнега. глаголемая Ирмолой сего (?) месяце отца Стефана Хруцкаго прозветера Селюцкаго (65–67). 1177. Ирмологий на линейных нотах , в четвертку, 163 л., полууставом конца XVIII в., в бумажном переплете. Чистые листы: 139, 143 и 163. На 143 и 163 листах филигрань: «1789». На 1-м листе надпись: «Города Слободского Вятской губернии». Состав: 1) оглавление (2–3); 2) алфавитный указатель (4–7 об.); ирмосы: 3) Киевского распева на дни двунадесятых праздников (8–66); 4) воскресные восьми глаеов (66–90 об.); 5) на дни 1-го и 30-го января, в субботу Лазареву, в недели: третью Великаго поста, Фомину, Мироносиц, Расслабленнаго, Самаряныни, Слепого, на дни: Преполовения Пятьдесятницы, Рождества Иоанна Предтечи, Полтавской победы, Петра и Павла (91–123); 6) (ирмосы) разных гласов и песней (123 об.–127); 7) на дни празднуемых святых богородичнаго канона (127 об.–130); 8) молебнаго канона Пресвятей Богородице (130–132); 9) припевы на 9-й песни канонов Рождеству Христову, Сретению Господню и «Честнейшая» и богородичен пред великим славословием (132 об.–142); 10) антифоны восьми гласов греческого распева (144–162).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23.01(05.02)1965 26.01(08.02)1968 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 14(27)02.1968 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 29.10(11.11)1975 02(15)11.1975 03(16)11.1975 03(16)07.1982 Иувеналий Тарасов 03(16)07.1982 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Воронежская, григ. Дата основания неизвестна. Викарная кафедра: Валуйская. Виссарион Зорнин (Зорин) Евлогий Воронежская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Бобровская, Острогожская, Борисоглебская, Валуйская, Россошанская, Новохоперская. 1923 07.1923 Тихон Василевский 12(25)03.1923 07(20)11.1923 Петр Сергеев 05.1923 11.1923 04(17)07.1926 10(23)07.1926 09(22)09.1926 08(21)06.1935 Корнилий Попов 27.12.1935(09.01.1936) Тихон II Попов Александр Медведев 09(22)04.1936 05(18)06.1937 06(18)06.1937 21.08(03.09)1937 03.1942 Корнилий Попов, паки 956 Хиротонисан в Москве, в Большом Успенском соборе Святейшим Патриархом Иоакимом и сонмом съехавшихся на собор русских архиереев, в составе которого находился почти весь тогдашний епископат: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий; Маркелл, митрополит Псковский и Изборский; Никифор, митрополит Астраханский и Терский; Евфимий, митрополит Сарский и Полонский; Павел, митрополит Рязанский и Муромский; Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский; Симон, митрополит Смоленский и Дорогобужский; Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский; Иона, митрополит Ростовский и Ярославский; Симон, митрополит Вологодский и Белозерский; Иона, архиепископ Вятский и Великопермский; Сергий, архиепископ Тверской и Кашинский; Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский; Никита, архиепископ Коломенский и Каширский; Геласий, архиепископ Устюжский и Тотемский; Леонтий, епископ Тамбовский (Житие... святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11). Вторая дата – дата преставления. Память 7 августа, 4 сентября и 23 ноября, а также в Соборах Владимирских, Ивановских и Костромских святых. 959 По ПБЭ, хиротонисан 28.05.1727. За отказ в присяге императрице Анне Иоанновне 02.10.1730 лишен сана 3.12.1730 и заточен в архангельский Крестный монастырь, восстановлен в сане 22.04.1742, но от управления епархией отказался, поселившись в Московском Знаменском монастыре, где скончался 28.01.1755 и погребен (ААО. Τ. 1. С. 198). По низложении именовался мирским именем – Лаврентий (ACT. Т. 3. С. 143, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Наречение и хиротония архим. Кассиана//ЖМП. 1961. 5. С. 33-37; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному еп. Угличскому Кассиану, викарию Ярославской епархии, в Троице-Сергиевой лавре 26 марта 1961 г.//Там же. С. 32-33; он же. Указ [архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Кассиану]//ЖМП. 1963. 10. С. 3; Из жизни епархий: Костромская епархия//ЖМП. 1966. 1. С. 34; 3. С. 27; 9. С. 24; 1967. 3. С. 38; 8. С. 36; 1968. 9. С. 26; 11. С. 11-12; 1973. 10. С. 27-28; 1975. 2. С. 28; 3. С. 15; 1978. 2. С. 23; 11. С. 37; 1979. 12. С. 43-44; 1980. 3. С. 21-22; 1981. 1. С. 12-13; 9. С. 33; 1982. 7. С. 29-30; 1983. 12. С. 19; Награждение иерархов: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени]//ЖМП. 1979. 10. С. 2; Карягин А., иерей. Вручение Почетной медали архиеп. Кассиану//Там же. 12. С. 43-44; Лисицина А. Из жизни епархий: Костромская епархия: лет служения в архиерейском сане архиеп. Костромского и Галичского Кассиана]//ЖМП. 1981. 9. С. 33; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1983. 12. С. 19; Из жизни епархий: Костромская епархия: (Юбилей архипастыря)//ЖМП. 1986. 9. С. 22; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 92-93; ИБ ОВЦС МП. 1988. 10/11. С. 9; Памяти Преосв. Кассиана//Благовест. Кострома, 1990. 2; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль. 1995. Т. 3. С. 473; Дамаскин. Т. 2. С. 226; Ильчевский К., прот. «Поминайте наставников ваших»: К 100-летнему юбилею архиеп. Костромского и Галичского Кассиана//Благовест. Кострома, 1999. 6(48); Дамаскин. Кн. 2. С. 226; Александр (Могилев), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 7, 285, 290, 307; он же. Свидетель эпохи//Церк. вестн. 2005. 15/16(316/317); Кострома: Ист. энцикл. Кострома. 2002. С. 40; Колганова В., Куликова Е. Миротворец//Ярославские ЕВ. 2005. 3/4. С. 31; Тихон (Степанов), еп. Воспоминания об архиеп. Кассиане//Благовест. Кострома, 2005. 6(100); Новосибирская епархия: история и современность. Новосиб., 2006.

http://pravenc.ru/text/1681271.html

Призывая дом Иакова «ходить в свете Господнем», который некогда воссияет на горе дома Господня (5 ст.), пророк от славы «последних дней» обращается к противоположной им современной действительности (6 ст. и дал.). Израиль увлекся внешним величием царств языческих и вошел «в общение с сынами чужих», «многое переняли от востока», и «земля наполнилась идолами» (ст. 6, 8). Усилились воинственные стремления: «земля наполнилась конями и колесницами» (7 ст.), устроили много «высоких башней» и «укрепленных стен» (15 ст.), умножили войско и «храбрых вождей,... пятидесятников и вельмож» (3:2–3, ср. 2:7). Затем «земля наполнилась серебром и золотом» (2:7), а вместе с тем развилось, с одной стороны, притеснение бедных на суде (3:14–15), с другой, чрезмерная роскошь богатых и сильных, соединенная с кровопролитием (4:4), превозношением и надменностью (3:16 и дал.). Так «преклонился человек, и унизился муж», и Господь «не простит их» (2:9). Господь «отринул народ Свой» (2:6): вот, грядет «день Господа Саваофа на все гордое и превознесенное», и «все высокое людское унизится» и «падет», и «один Господь будет высок в тот день» (9:11–17 стихи), «и идолы совсем исчезнут» (18). Люди бросят кротам и летучим мышам золотых и серебряных своих идолов, и войдут в расселины скал и ущелья гор «от страха Господня, когда Он восстанет сокрушить землю» (10:19–21 стихи). Напрасна надежда на человека, ничего не значащего (22). – Господь отнимет у Иерусалима всякое «подкрепление» и всю военную силу (3:1–3, ср. 2:15), поставит «отроков в начальники» над народом, и каждый будет угнетать ближнего своего (4–5). Сам Иерусалим «рушится», останутся на месте его одни «развалины», так что никто не пожелает даже начальствовать над ними (6–8). Отнимется всякая роскошь у надменных женщин иерусалимских, господствующих над народом, и столица «опустеет» (3:12, 16–4:1); так как жители Иерусалима даже не стыдятся, совершая зло, и о грехе своем «рассказывают открыто, как Содомляне». Вожди сами вводят народ в заблуждение: старейшины и князья грабят бедных и притесняют народ (1:9, 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

План Евангелия от Матфея Главы 1–2. Пролог о Рождестве и первых годах жизни Спасителя. Главы 3–4. Иоанн Креститель и начало благовестил Царства. Учение об условиях стяжания Царства Небесного Главы 5–7. Нагорная проповедь. Главы 8–9. Раскрытие учения о Царстве делами. Десять галилейских чудес. Глава 10.      Приложение учения о Царстве к служению учеников. Наставления ученикам. Учение о Царстве Небесном по существу Главы 11–12. Служение Мессии. Вопрос Иоанна Предтечи. Глава 13.      Притчи о Царстве. Главы 14–15. Дальнейшее раскрытие учения о Царстве делами: великие чудеса насыщения пяти тысяч, хождение по водам и насыщение четырех тысяч. Перелом евангельской истории Глава 16. Исповедание ап. Петра. Главы 17–18. Преображение. Наставление о Церкви: (16:17–19) и (18:17–18). Главы 19–20. Путь на Страсти. Глава 21. Вход Господень в Иерусалим. Глава 22. Обличительные притчи и искусительные вопросы. Глава 23. Обличение фарисеев. Главы 24–25. Эсхатологическая речь и притчи о Суде. Главы 26–28. Страсти и Воскресение. Уникальные места Евангелия от Матфея 1:18 – 2:23 Благовестив праведному Иосифу, поклонение волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение из Египта 5:1–7:29 Нагорная проповедь как замкнутое целое 9:27–31 Исцеление двух слепцов 9:32–33 Исцеление бесноватого 10:5–42 Наставления Двенадцати перед отправлением их на проповедь 13:24–30, 36–43 Притча о плевелах 13:44 Притча о сокровище в поле 13:45–46 Притча о драгоценной жемчужине 13:47–52 Притча о неводе 17:24–27 Чудо со статором 18:23–35 Притча о немилосердном заимодавце 20:1–16 Притча о работниках в винограднике 21:28–32 Притча о двух сыновьях гл. 23 Обличительная речь против фарисеев как замкнутое целое 25:1–13 Притча о десяти девах 25:31–46 Описание Страшного суда 27:3–10 Раскаяние и самоубийство Иуды 27:62–66 Установление стражи у гроба 28:11–15 Донесение стражи архиереям Уникальные места Евангелия от Марку 4:26–29      Притча о невидимо растущем семени 7:32–35      Исцеление глухого косноязычного 8:22–26      Исцеление слепого в Вифсаиде 14:51–52      Нагой юноша в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В практике древней Церкви регулярные ночные молитвы нередко увязывались с рим. делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia), т. е. смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов ( Plin. Sen. natur. Hist. 10. 21). Первые христиане посвящали молитвам все 4 стражи только в исключительных случаях (напр., на Пасху). Обычным же правилом, вероятно, было молиться до полуночи, а затем отдыхать до утра либо прерывать сон и вставать на молитву среди ночи (Trad. ap. 41; Orig. De orat. 12. 2; Hieron. Ep. 22. 37; Basil. Magn. Asc. fus. 37; Ep. 2). В качестве регулярной практики, встречающейся в разных частях христ. мира, бдение описывается в ряде памятников III-V вв. ( Tertull. Ad uxor. 2. 4; Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Basil. Magn. Ep. 207; Greg. Nazianz. Or. 42; Ioan. Chrysost. In ep. 1 ad Tim. 14. 3-4; Ambros. Mediol. Serm. 7. 30-31; 8. 45-52; 19. 32; Ioan. Cassian. De inst. coenob. 3. 5, 8-9). Иногда ночное бдение характеризуется как нововведение ( Palladius. Dialog. 5). Упоминаются бдения, совершаемые перед Евхаристией ( Athanas. Alex. Hist. arian. 81; Apol. de fuga sua. 24), перед Крещением (Апост. пред. 20-21), регулярно в период Великого поста (Testamentum Domini. 2. 8; Basil. Magn. Hom. 14. 1), на память мучеников ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 144; Greg. Nazianz. In 40 Matyr.) и по усопшим ( Greg. Nyss. De vita Macr. 33). Самые подробные сведения о времени, поводах для совершения, продолжительности и разнообразном содержании ночных бденных служб в Иерусалиме и его окрестностях в IV в. содержатся в записях зап. паломницы Эгерии ( Eger. Itiner.). Наиболее распространенными в святоотеческих творениях объяснениями практики ночного бдения являются эсхатологическое ожидание Второго пришествия Иисуса Христа или наступления Царства ( Tertull. De orat. 29; Cypr. Carth. De orat. Dom. 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7) и стремление избежать греха ( Ps. -Athanas. De virgin. 33). Однако с IV в. начинают появляться рассказы об отдельных подвижниках, стремившихся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.; ср.: Epiph. De fide. 22), в V в. на Востоке возникают мон-ри «неусыпающих» (κοιμται), где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010