На Преждеосвященной Литургии : Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140, 1–4 ). Вместо херувимской песни Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Причастный стих: Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя ( Пс. 33; 9 ). При первом явлении Святых Даров: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих ( Пс. 33, 2 ). Вкусите от Хлеба небесного и из Чаши жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского . Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, приди и умилосердись надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 4. О закваске фарисейской и самоукорении. В Неделю о мытаре и фарисее Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Откр.3:17 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В установлениях церковных нет и не может быть ничего случайного. Накануне Великого поста Церковь вспоминает притчу Христову о мытаре и фарисее. Почему? Потому что без постижения ее глубочайшего смысла предстоящий нам труд молитвы и воздержания окажется не только тщетным, но и вредным для наших душ. Два бесконечно далеких друг от друга душевных мира показал нам Спаситель в этой притче. Двое пришли в храм, чтобы помолиться Богу Всевышнему. Один из них всем казался праведником, другой был всеми презираемым грешником. Разные молитвы вознесли они ко Господу, и разный суд изрек о них Господь. Фарисей явился в дом Божий с сознанием выполненного долга. Он исполнял заповеди и совершал предписанные законом дела благочестия. В то время многие фарисеи были окружены всеобщим уважением и восхищением, люди думали о них: «Вот чья жизнь угодна Богу!» Но суд Божий не таков, как суд человеческий. Господь не смотрит на показное благочестие, Он испытывает сердца. Христос изрек о фарисеях грозные слова, уподобив их окрашенным гробам, которые полны костей мертвых и всякой нечистоты ( Мф.23:27 ). Нам неведомо, какие греховные мысли и темные страсти таились под благообразной внешностью фарисея. Однако самый страшный свой грех фарисей высказал словами лицемерной молитвы: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь ( Лк.18:11 ). Богу ли возносил хвалу фарисей такой молитвой? Нет, но самому себе. Самим собою любовался этот лжеправедник, самого себя возносил он превыше всех прочих. В слепой гордыне он подпал древнему диавольскому искушению: Будете, как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ) – и присвоил себе Господне право судить людей. А тут недалеко и до суда над Богом. И вот уже фарисеи возмущаются, как это Сын Божий ест с мытарями и грешниками (см. Мк.2:16 ). Именно фарисеи, кичившиеся внешней праведностью, совершили величайшее в истории человечества преступление – осудили Сына Божия на распятие.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

С Креста Христова изливается неизмеримым потоком любовь Божественная, любовь, дивным, таинственным образом истребляющая злобу и вражду, врачующая боль и смущение сердца, укрепляющая наши телесные и духовные силы. На Кресте Искупитель мира терзается за наши грехи… Эта величайшая Жертва и безграничное милосердие затмевают все наши скорби, как бы много их ни было, какими бы тяжкими они ни были. И только проникнувшись этими мыслями и чувствами, взирая на Крест Христов, вы получите единое истинное утешение. Нет других подобных утешений, да и нужны ли они, если нам дан Крест, который мы можем не только лицезреть, но и лобызать. И не черпаем ли мы бесконечно надежду и силы из этого источника? Исполнено утешения и Божественное Писание, повествующее о крестном страдании Христа. Во всякой скорби нашей неизменно будем обращать внимание наше к Священному Писанию и ко Кресту Христову. Вникните в слова апостола Павла: «Благословен Бог и Отец, Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешат находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» ( II Kop. 1;3–4 ). Свидетельствую всем сердцем истинность этих слов, свидетельствую по собственному опыту, ибо меня утешил Господь в великой скорби моей. По мере того, как будут умножаться скорби, будет умножаться и утешение Христово. В этот святой день выносится Крест Христов и всех привлекает к себе, то есть к Тому, Кто на Кресте был распят. С великой радостью видим, как множество людей стремится увидеть воздвигаемый Крест и услышать пение: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Какая же сила влечет нас? Почему так много народа в храме? Влечет незримая сила Божия, утешающая и согревающая сердца наши. Сам Бог да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Аминь. Слова в неделю четвертую Великого поста I. От слов своих осудишься Ныне мы празднуем память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника . Святой Иоанн принадлежал к очень знатной фамилии и получил высокое по тому времени образование, но все презрел и в молодые годы ушел на гору Синайскую, и сорок пять лет жил в пустыне, у подножия этой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Читается в 4-ю неделю великого поста на литургии. Мк.9:17 . Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым; Мк.9:18 . где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. И отвещав един от (из) народа, рече (сказал в ответ). В ответ на вопрос Иисуса Христа: о чем спорите с ними? предложенный книжникам, когда Он сошел с горы Фавора после преображения и увидел их, спорящих с учениками (16 ст.) Я привел (приведох) к Тебе сына моего, одержимого духом немым (имуща духа нема) и пр. Отец бесноватого привел сына своего, надеясь найти Самого Господа с учениками; но оказалось, что Господь был в это время на горе, и отец просил посему учеников Господа изгнать беса: они пытались сделать это, но не могли. Одержимого духом немым, т. е. бесноватого. О бесноватых чит. в объясн. 32 ст. 1 гл. Бесноватый этот был немой, – дух нечистый лишил его употребления языка и голоса, – и он жестоко страдал припадками падучей болезни, особенно в новолуние, как повествуется у еванг. Матфея ( Мф.17:15 ). Следовательно, дух нечистый навел на отрока болезнь так называемого лунатизма, и он страдал припадками лунатизма, и вместе припадками беснования: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену (и идеже колиждо иметь его, разбивает его, и пены тещит) и скрежещет зубами своими, и цепенеет. И многократно дух бросал (вверже) его и в огонь и в воду, чтобы погубить (да погубит) его (ст. 22). Так описывает болезнь бесноватого сам отец. Мк.9:19 . Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверны! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко мне. О, роде неверен, доколе в вас буду и пр. Это – выражение укоризны и вместе скорби по причине неверия, несмотря на то, что так много чудес было совершено Иисусом Христом. Из этих слов видно, что сам отец бесноватого имел слабую веру, и что находившиеся тут книжники, которые спорили с апостолами, совершенно не верили во Христа и притом еще возбуждали народ против Него, да и сами Апостолы имели слабую веру, как это видно далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 • Часть 4 • Часть 5 • Часть 6 Собрание поучительных слов, при высочайшем дворе сказыванных придворным Проповедником, бывшим потом Епископом Псковским и Святейшего Правительствующего Синода Членом, Гедеоном Содержание К читателю Часть 1-я Слово 1-е. В неделю по Крещении Господни Слово 2-е. В неделю о Закхее Часть 1-я Часть 2-я Слово 3-е. В неделю о Закхее Слово 4-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 5-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 6-е. В неделю блудного Слово 7-е. В неделю о блудном сыне Слово 8-е. В неделю мясопустную Слово 9-е. В неделю мясопустную Слово 10-е. В неделю сыропустную Слово 11-е. В Неделю первую Великого Поста Слово 12-е. В неделю первую Великого Поста Слово 13-е. В неделю вторую Великого Поста Слово 14-е. Во вторую неделю Великого Поста Слово 15-е. В неделю третию Великого Поста Слово 16-е. В Неделю третью Великого Поста Слово 17-е. В Неделю третью Великого Поста     АВГУСТЕЙШАЯ ИМПЕРАТРИЦА! ГОСУДАРЫНЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ! Да понесет великодушно Ваше Священнейшее Императорское Величество, что сия, никакой внешней красоты не имеющая, (хотя по внутреннему своему содержанию и пребогатая,) убогого труда моего книга пред Высочайшим Лицом Вашим предстать дерзновение приняла. Она не без пристойных причин сие учинила. Познала она, сколькую Ваше Величество, подражая праведному оному Израильскому Царю, которого обыкновенная была песнь сия: весь день поучение мое, закон Твой 1 , имеет ревность и усердие к слову Божию; и особливо видела, с каким вниманием содержащиеся в ней Слова, когда устно предлагались они народу, от Священнейшего Вашего Величества были слушаны. Отсюда надежда возросла в ней, что и письменное тех же изображение от Высокомонаршего Лица Вашего не может быть отвержено. Прибавилось еще к сему то, что Именным Вашего Величества Указом ей в сем (типографском) виде на свет выйти повелено. Напоследок и самая нужда требовала, чтоб она отдала себя под Высочайшее Вашего Императорского Величества покровительство, для того, что она (как я теперь помянул) по

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27–28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Начало поста, 2013 г. Конец поста, 2013 г. Сохраняю обычный режим питания Собираюсь поститься последнюю неделю Частично соблюдаю пост Полностью соблюдаю пост Затрудняюсь ответить Похожие факты есть и в опросах « Левада-Центра » за 2014 год: процент строго постящихся не меняется в начале, середине и конце поста. У «Левада-Центра» в данных есть весьма интересный момент. До начала частично поститься хотели 18%, в середине частично соблюдали пост 11%, а после завершения поста о частичном соблюдении его заявили опять-таки 17%. То есть они присоединились к постящимся по ходу дела. Похожая ситуация у тех, кто постится последнюю неделю: планировали так поступить 4%, к середине поста число желающих выросло до 10%, а после окончания поста оказалось, что постились последнюю неделю 8%. Опрос «Левада-Центр» о Великом посте 2014 года 2014 г. 2014 г. Февраль (намеревались до поста) Март (во время поста) Апрель (после поста) Сохраняли обычный режим питания Частично соблюдали пост (старались ограничить себя в еде, не употребляли спиртные напитки) Постились только в последнюю неделю Полностью соблюдали пост Затруднились ответить Источник: «Левада-Центр». Опрос проведен 25–28 апреля 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1602 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. В ходе поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно интересная А.Б.: Можно сказать, что в ходе Великого поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно любопытная – некоторые постящиеся, выходит, не планировали соблюдать пост. Эта группа могла как «заразиться общим духом», так и прийти к посту своим личным путем.

http://pravoslavie.ru/78328.html

B древних Евхологиях не раз встречаются заамвонные молитвы с разным содержанием в зависимости от праздников или времени года. Правда, это явление не было повсеместным, но все же достаточно распространенным. Так из 162 рукописей, описанных А. Дмитриевским, только в 8 есть такие молитвы. B одних из них находится одна молитва, отличная от обычной, в других — по 4, по 5, по 13, по 17. Самая поздняя рукопись, содержащая такие молитвы, датируется вв. Таким образом, этот обычай соблюдался достаточно поздно. [ 780 ] B этом отношении очень интересен древнейший Евхологий еп. Порфирия Успенского, этот «сапфир синайский», как его назвал сам преосвященный исследователь Востока. B диссертации проф. прот. Орлова о литургии святого Василия Великого приведены все эти молитвы Порфириевского служебника. [ 781 ] Интересно, каково разнообразие этих молитв. Всего их 27: 1. На Сретение, 2. На Богоявление, 3. На мясопуст, 4. На первую неделю поста, 5. На вторую неделю поста, 6. На третью неделю поста, 7. На четвертую неделю поста, 8. На пятую неделю поста, 9. На шестую неделю поста, 10. На Великий Четверг, 11. На Пасху, 12. На Антипасху, 13. На праздники, 14. На Рождество Христово, 15. Молитва без указания дня, 16. На Успение, 17-20. Четыре молитвы без указания дней, 21. Молитва Святого Василия, 22. Еще одна на Успение, 23. Еще одна на Рождество Христово, 24. На Благовещение, 25. На Вознесение, 26. На Пятидесятницу, 27. На день преподобного Лазаря. B этих молитвах раскрывается значение каждого праздника, его богословские особенности, и по глубине мыслей они служили весьма назидательным средством для просвещения молящихся в духе православной церковности. Еп. Порфирий спрашивает: «Значит, заамвонные молитвы весьма древни? Да! Потому что и Евхологий-то мой очень древен. A можно ли возобновить чтение оных молитв в наши дни? Не только можно, но и надобно бы, потому что в них назидательно объясняются сущности праздников». [ 782 ] B большинстве молитв, содержащихся в кодексе еп. Порфирия, можно найти те же мысли, что вошли и в нашу современную заамвонную молитву, a именно: о спасении царя, о мире, о сохранении священников и народа в благоговении и т. д. Не все они в одинаковой мере содержательны и назидательны, но в некоторых из них находятся мысли очень ценные, касающиеся празднуемого события или времени года. Во многих из них перефразируется дневное Евангелие, или же развивается какая-либо мысль из него. Хороши молитвы на недели Великого поста. Так например, на первую неделю: «…Сними с нас всякое фарисейское лицемерие во время поста, удали иудейскую угрюмость (σκυθρωπτητα), воздержническую спесь отгони, всякое деяние самозапрещения и болтливость и помышление…». [ 783 ] На вторую неделю: «…Сними с нас оружие тьмы и укрась оружием света Твоего; даруй нам воздержность нелицемерную, молитву незаметную, но более приятную Тебе, милостыню нетщеславную и угодную для Тебя.…» [ 784 ] На Великий Четверг молитва представляет почти парафраз известного тропаря «Егда славнии ученицы…».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Общее свойство всех седмиц Четыредесятницы Посему и в 1-ю седмицу слышим убеждение, чтобы поститься постом приятным, благоугодным Господу, поститься телесно и духовно: чтобы постясь расторгать всякий союз неправды, и давать алчущим хлеб 23 . И во вторую слышим и об очистительных – внутренних действиях поста, и о соединении благотворения с постом, что «как Моисей дивный постом очистился, и мы потщимся в день воздержания очиститься от злых, поститься от страстей гнева и напитаем убогие» 24 . И в 3-ю тоже наставление об очистительных действиях поста. «Пост возлюбим, души страсти лютейшие действием духа увядающий – приводящий в увядание» 25 ; и в 4-ю побуждаемся постом смирить страсти. Страсти смирим телесные, брашен отложением и сластей отвращением 26 . И в 5-ю тоже очистительная сила поста внушается: «Краснейшее время поста, достохвальный день воссия воздержания, потщимся очиститися» 27 равно и в 6-ю заповедуется постом умертвить страсти: «страсти умертвим воздержанием, и дух оживим божественными делами 28 , страстоубийцу пост возлюбим, в молитвах прилежно упразднимся, плачем, рыдаем, и тепле воздыхаем» 29 . Особенные черты каждой седмицы Впрочем, в каждой седмице пост представляется и в особенных действиях, применительно и к обстоятельствам времени, к началу, продолжению, преполовению и окончанию поста, и к другим священным обстоятельствам, соединяющимся со временем поста, как то: применительно к поклонению св. Кресту, для поклонения которому в 3-ю седмицу шествующие подвигом поста приготовляются, а в 4-ю наставляются благоговейному и душеспасительному поклонению св. Кресту; применительно к воскресению Лазаря в 6-ю неделю ваий. 1-я Седмица великого поста в порядке последования постной Триоди Первая седмица великого поста, как вступление в великий пост, как начало покаяния, как сосредоточение чувств для молитвы и благоговения, издревле общеупотребительным названием именуется чистою; как будто бы, особенно святою и чистою быв сама в себе, очищала и вступивших в поприще поста от всего порочного и нечистого; и действительно именуется так по особенному действию на собранность и введение в себя постящихся и, при духовной собранности, на отрешение от всего не только омрачающего чувства, но и от обычного ядения и пития, для прояснения и очищения чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Тит. 762). З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. 142; РНБ. Тит. 752 и 755; ГИМ. Увар. 158/314 и 782/315). Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. З. годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. 215). З. годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с З. постным и З. пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. 215; ГИМ. Увар. 111/316; РНБ. Тит. 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде З. годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках З.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Соблюдаете ли вы Великий пост, и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ) Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Похожие факты есть и в опросах Левада-центра за 2014 год: процент строго постящихся не меняется в начале, середине и конце Поста. У Левады в данных есть весьма интересный момент. До начала частично поститься хотели 18%, в середине частично соблюдали Пост 11%,а после завершения Поста о частичном соблюдении заявили опять-таки 17%. То есть они присоединились к постящимся по ходу дела. Похожая ситуация у тех, кто постится последнюю неделю: планировали так поступить 4%, к середине Поста число желающих выросло до 10%, а после окончания Поста оказалось, что постились последнюю неделю 8%. Соблюдение Великого поста Источник: Левада-центр. Опрос проведен 25-28 апреля 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1602 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. А.Б.: Можно сказать, что в ходе Великого поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно  интересная, – некоторые постящиеся, выходит, не планировали соблюдать Пост. Эта группа могла как «заразиться общим духом», так и прийти к Посту своим личным путём. С другой стороны, интересно было бы глубже посмотреть на тех, кто планировал поститься, но в итоге не стал этого делать или не смог дойти до конца: почему, что помешало? Это было бы интересно и крайне полезно. Позволю себе в этой связи вспомнить о практике постов в исламе. Рассказ о Рамадане начинается с намерения, называемого ният. Что это такое? Это присутствие в человеке желания и решимости поститься, следуя велению Господа. Место расположения этого намерения — сердце. И поэтому во время поста мусульманам рекомендуется молиться в начале каждого дня о даровании сил на то, чтобы продержаться в посте этот день. Интересная практика.

http://pravmir.ru/velikiy-post-v-fokuse-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010