Глава 4 1–4. Второе сновидение Навуходоносора и бессилие вавилонских мудрецов объяснить его. 5–15. Обращение царя к помощи Даниила; содержание сна. 16–24. Объяснение пророком сна. 25–30. Исполнение предсказания Даниила: болезнь Навуходоносора. 31–34. Его выздоровление, возвращение к власти и прославление им Бога. Дан.4:1 . Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и бла­го­ден­ствовал в чертогах мо­их. Дан.4:2 . Но я видел сон, который устрашил меня, и раз­мышле­ния на ложе моем и виде­ния головы моей смутили меня. Сновидение совпадает по времени с годами мирного царствования Навуходоносора. Они же наступили после похода на Египет в 37 г. его правления, сообразно с чем сон и относится экзегетами к данному периоду. На основании прежнего опыта Навуходоносор мог понять, что и новое сновидение предвещает что-нибудь важное. Полная же неизвестность этого последнего естественно вызвала чувство смущения и страха. Дан.4:3 . И дано было мною по­веле­ние при­вести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значе­ние сна. Проявленное ранее мудрецами бессилие ( Дан.2:1–11 ) не мешает однако Навуходоносору обратиться к ним за объяснением сна. Они оказались неспособными открыть сновидение ( Дан.2:8–11 ), но не отказывались от объяснения, если им будет рассказано его содержание ( Дан.2:4, 7 ). Имея это в виду, царь и прибегает к их помощи. Дан.4:4 . Тогда при­шли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рас­ска­за­л им сон, но они не могли мне объяснить значе­ния его. Дан.4:5 . Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по име­ни бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рас­ска­за­л я сон. Дан.4:6 . Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне виде­ния сна моего, который я видел, и значе­ние его. И только вновь постигшая мудрецов неудача вызывает в Навуходоносоре воспоминание о сверхъестественной мудрости Даниила и вынуждает царя вызвать его для объяснения сновиденья. До сих пор он не приглашался ввиду веры Навуходоносора в своих мудрецов, а также, может быть, и потому, что разница во времени между первым и вторым сном 35 лет сгладили в душе царя представление о пророке, при посредстве которого было разъяснено ему первое откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.4:4 .  Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. Евр.4:5 .  И еще здесь: «не войдут в покои Мой». Евр.4:6 .  Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, Евр.4:7 .  то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Евр.4:8 .  Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Евр.4:9 .  Посему для народа Божия еще остается субботство. Евр.4:10 .  Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – ( Евр.4:11 ) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия ( Евр.4:12 ), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф.13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша» ( Пс.32:9 , ср. Ис 55:10, 11 ). – «Острее всякого меча обоюдоострого» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16 ; Прем. 18:15, 16 ). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол.5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих 4. Пророчество Мих 4. 1 - «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» - пользуется в раннехрист. традиции особенным вниманием. Блж. Августин, еп. Гиппонский, и др. авторы полагали, что М. в образе «великой горы» предызобразил Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XVIII 30; Greg. Magn. In Evang. 16. 4). Еп. Феодорит, сопоставляя слова пророчества с евангельскими словами о вселенском характере евангельской проповеди (Мф 24. 14; Мф 28. 19-20), говорит о том, что христ. весть о спасении, начавшись в Иерусалиме, оттуда, как из источника, протечет через всю вселенную, принося орошение всем верующим ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Он также допускает, что иносказательным образом под «холмами» можно понимать разорение языческих капищ. При этом он крайне отрицательно относится к тому факту, что отдельные христ. толкователи принимают иудейское истолкование этого пророчества, относящее его исполнение к возвращению из Вавилонского плена. Его обличение носит рациональную аргументацию: согласно Феодориту, ничего не известно о том, что после плена мн. народы пришли в храм и с радостью принялись изучать закон; скорее этот мирный период завершился войнами времен эллинизма ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Очевидно, что Феодорит в этом случае полемизирует с Феодором, по мнению к-рого это пророчество указывает на достижение избранным народом религиозного и политического возрождения после тех бед, которые ему предстоит претерпеть вначале от ассирийцев, а затем от вавилонян. Ишодад относит это пророчество к нашествию народов Гога и суду над ними (Commentaire d " Išo " dad de Merv. P. 174). Феодор полагал, что нет ничего общего между пророчеством М. и евангельскими реалиями, поскольку слова М.- «из Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима» (Мих 4. 2b) - весьма отличаются от слов Самого Господа, сказанных женщине-самаритянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4. 21 - Theod. Mops. In Mich. 4. 1-3). По мнению свт. Кирилла, эти слова содержат предсказание об устроении Церкви из язычников, иносказательно представленной в образе великой горы, превосходящей учение философов ( Суг. Alex. In Mich. 4. 1-2). Прп. Ефрем полагает, что это пророчество о воссоздании храма заключает в себе тайну Церкви вечной, созданной «в последние дни», а «гора Господня» в возвышенном смысле говорит о пригвождении плотью к Св. Кресту на вершине горы Господа ( Ephraem Syr. In Mich. 4. 1).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

1Пар.4:37 .  и Зиза, сын Шифия, сын Аллона, сын Иедаии, сын Шимрия, сын Шемаии. 1Пар.4:38 .  Сии поименованные были князьями племен своих, и дом отцов их разделился на многие отрасли. Данные стихи едва ли представляют новую генеалогию поколений колена Симеонова, между ними и ( 1Пар.4:24–27 ) нет никакой связи. Естественнее думать, что перечиспенные в них лица ( «князья племен своих» – стих 38) были предводителями симеонитян в их ниже отмеченном походе ( 1Пар.4:39–41 ). За это ручается 1Пар.4:41 . Своим выражением: «и пришли сии по именам записанные», он отсылает к словам стиха 38: «сии поименованные были князьями племен своих». Поименованные стояли во главе похода, а ими являются лица ( 1Пар.4:34–37 ). Ближайшей причиной походов, закончившихся поселением симеонитов в завоеванных местностях ( 1Пар.4:41,43 ), является, как можно думать, их размножение и недостаток свободных мест в местах первоначального поселения: «дом отцов их разделился на многие отрасли» (38 ст.). 1Пар.4:39 .  Они доходили до Герары и до восточной стороны долины, чтобы найти пастбища для стад своих; 1Пар.4:40 .  и нашли пастбища тучные и хорошие и землю обширную, спокойную и безопасную, потому что до них жило там только немного Хамитян. Местность, до которой доходили симеониты, называется в еврейском тексте «Гедор», у LXX – «Герара». Под первым известен город горной Иудеи ( Нав.15:58 ), но разуметь его в настоящем случае нельзя: этому препятствует замечание ст. 40, что симеониты заняли равнину, местность со всех сторон открытую, каковою не может быть горная Иудея. Характеру завоеванной им области более соответствует греческое чтение «до Герары». Герар – это столица филистимлян ( Быт.26:6,17 ), живших в низменности, равнине. Предположение о вторжении симеонитян в пределы филистимлян как нельзя более гармонирует с указанием ( 1Пар.4:41 ), что данный поход имел место при Езекии. Как известно, последний нанес филистимлянам страшное поражение ( 4Цар.18:8 ); и потому нет ничего невероятного, что симеониты и воспользовались их ослаблением для своих завоевательных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Четвёртое. В третьей главе автор дважды отмечает, что Руфь ложится у ног Вооза. В 3:76 Руфь делает это по своей воле и совету Ноемини, а в 3:14а Руфь делает это по просьбе Вооза, также повторенной дважды. В промежутке происходит разговор между Руфью и Воозом ( Руфь.3:9–13 ), возможно, представляющий собой кульминацию всей повести. Вооз спрашивает Руфь: «Кто ты?», и она отвечает: «Я – Руфь», единственный раз во всей книге называя себя по имени, а также рассказывает ему, не кто она, но и кто он – гоэль, искупитель. И в ответ Вооз благословляет её и клянётся, что он будет искупителем: «Я сам искуплю тебя; жив Господь» (причём слово «я» в этом высказывании повторяется четыре раза). Пятое. В четвёртой главе также между благословением, которое произносит народ у ворот ( Руфь.4:11–12 ) и благословением, которое завершает КР ( Руфь.4:14 ), происходит важнейшее событие книги – рождается Овид. Женский голос города добавляет к благословению комментарий, сообщая читателю, на что в этой истории мы должны были обратить внимание ( Руфь.4:15–17 ). Не только то важно, что Господь не оставил Ноеминь без наследника (4:14), но важен сам наследник, кто он и откуда. Он – чудесным образом рождённый плод взаимной любви. В первую очередь, разумеется, Вооза к Руфи: «И взял Вооз Руфь», и любви Руфи к Воозу: «И она сделалась его женой» ( Руфь.4:13 ), но и любви Господа к Руфи: «И Господь дал ей беременность, и она родила сына» ( Руфь.4 :13б), и любви Господа к Ноемини: «Он не оставил тебя ныне без наследника» ( Руфь.4 :14а), и, разумеется, любви Бога к Воозу: «Вооз родил Овида» (4:21), и, конечно, любви Бога к своему народу: «Овид, Он отец Иессея, отца Давидова» ( Руфь.4:17 ). Но женский голос Вифлеема, суммируя все обстоятельства, приведшие к этому чудесному рождению, непосредственной причиной его называет только одно: «Ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей» (4:15). Концентрический хиазм как характерный для Библии способ построения связного фрагмента текста или целого произведения многократно описывался и для отдельных библейских текстов, и в целом 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Смотри на свои руки, и помни, для чего они созданы: не благословляй ими ни себя, ни других, на злое дело ( Мф.19:14–15 сл.). Бог любит чистые руки ( 1Тим.2:8 ): не оскверняй рук твоих злыми делами ( Мф.27:24 сл.). 7. В имени заключается сила ( Мф.16:18 ; Лк.1:60 ; Мк.16:17 ): не будь человеком без имени, и помни, что сила имени твоего состоит в благочестии ( Деян.3:12 ) и добрых делах. Умудряйся в значение своего имени! 10. Имя И. Христа есть Божия сила во спасение ( Деян.4:12 ) всякому верующему в Него ( 1Кор.1:24 ). 12. Един Бог, един и посредник между Богом и человеками Богочеловек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5, 6 ). Во Иисусе Христе мы имеем искупление кровию Его, и прощение грехов ( Кол.1:14 ). О Нем все Пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). 13–15. От чего смелы в проповедовании истинного учения ( Деян.4:10, 11, 12 ) люди неученые и простые ( Деян.3:4 ), но святые по жизни? от чего самые ученые ( Деян.4:6 ) не могут говорить им вопреки? От того, что они исполнены Духа Святого ( Деян.4:8 ), и могут творить чудеса истинные ( Деян.4:16 ) в доказательство Божественности своего учения. 18–19. Если кто принуждает тебя делать противозаконное, то вспомни, что надобно больше повиноваться Богу, нежели людям ( Деян.5:29 ). Бог выше всякого земного Правительства ( Деян.4:19 ): никакой царь не должен прекословить Господу Богу в устроении духовного Его царства ( Деян.4:18 ), и подданных своих отклонять от служения ( Деян.4:17 ) Царю царствующих. 20. Кто убежден в истине Христианской религии, тот не может не (тот должен) защищать ее. 21. Малодушие, соединенное с самообольщением, имеет привычку грозить другому, если не имеет ни причины, ни силы наказать по злобе невинного. Всякий начальник должен помнить о себе, что он есть слуга Божий на добро, и что меч, который носит в знак отмщения делающему злое, обратится на главу его, если он притесняет и наказывает другого без вины ( Рим.13:4 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

д. 3:26 – 4:11. Усыновление «Все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» (3:26). Можно заметить общее в развитии мысли здесь, в Гал. и в Рим.: кульминационным моментом является рассуждение о нашем богосыновстве: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:27–29). Прежде мы были подчинены «попечителям и домоправителям» (4:2). «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… дабы нам получить усыновление (υοθσα)» (4:5). Эти слова напоминают Рим. 8: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». е. 4:12–20. Увещание Апостол прерывает богословские рассуждения и переходит к увещаванию галатов. Когда апостол Павел «в немощи плоти» пришел к ним благовествовать, они приняли его, «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Но где же прежнее «блаженство» галатов? «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (4:16). Иудействующие «хотят вас отлучить» (4:17). Апостол Павел хотел бы быть среди галатов, чтобы сообразовать свою речь с их нынешним состоянием. f. 4:21–31. Два завета. Агарь и Сара Апостол возвращается к прежним рассуждениям, предлагая следующую аллегорию. У Авраама было двое сыновей: сын служанки Агари был «рожден по плоти», сын свободной Сары «по обетованию». Имя Агарь, по древнееврейски , означает «гора»; вот почему оно ассоциируется у апостола с Синаем, а значит с Законом и с нынешним Иерусалимом, подчиненном Закону (переписчики не всегда понимали смысл 25 стиха, и, поэтому, в древних рукописях он фигурирует во множестве вариантов, что затрудняет его чтение). Порабощенному Иерусалиму противопоставляется Иерусалим вышний он свободен и является нашей матерью. «Итак, братия, завершает апостол Павел, мы дети не рабы, но свободной» (4:31). Третья часть. 5:1 – 6:10 Наставления верующим а. 5:1–12. Свобода «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (5:1). Подвергать себя обрезанию значит опять подвергаться «игу рабства» (5:2:3). Дух же, силой «веры, действующей в любви», ведет нас к свободе (5:4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Заключение святых Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (5–22). Молитва Апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа (23–31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (32–37). Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (Деян. 4:1–4) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Деян.4:4 .  Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. Раздраженные проповедью святого Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер. Священники досадовали на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что Апостол учил о воскресении мертвых, которое они отвергали. Они прервали речь Апостола, «возложив на них руки», конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно и спешить с созывом синедриона для суда над Апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу – «отдали их под стражу» – до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к Апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью Апостола, что уверовало великое множество – около пяти тысяч. Уверовали они, как подчеркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убежденные словом Апостола. К этому подготовило их, вероятно, все то, что совершали Апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. Допрос Апостолов в синедрионе (Деян. 4:5–22) Деян.4:5 .  На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Один из примечательных моментов повествования апостола Иоанна заключается в том, что женщине требуется некоторое время, чтобы понять, что Иисус имеет в виду под водой «жизни», или «живой» водой ( Ин.4:11 ). Несмотря на это она очарована – не только Самим Незнакомцем, но и тем, что Он говорит – и это заставляет ее слушать. После первого потрясения от того, что Иисус знает о ней («... правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала», Ин.4:17–18 ), она полностью принимает Его слова – «Господи! вижу, что Ты пророк» ( Ин.4:19 ). Начинается разговор о поклонении Богу: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ). Иисус коснулся ее сердца и таким образом подготовил ее к восприятию Его слов о Нем как о Мессии: «Это Я, Который говорю с тобою» ( Ин.4:26 ), – Он побудил ее открыть свое сердце для истинного поклонения в Духе и принятия откровения Иисуса как Помазанника Божьего. Женщина «оставила водонос свой и пошла в город сказать людям» все об этом человеке (ср. Ин.4:28 ). Поразительное воздействие, которое оказала на женщину встреча с Незнакомцем, вызвало у них такой интерес, что они тоже «пошли к Нему» ( Ин.4:30 ). Вскоре они тоже приняли истину о Его миссии: «... уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира» ( Ин.4:42 ). От слышания об Иисусе они перешли к знанию Его лично, затем к пониманию универсального значения Его миссии. Все это становится возможным благодаря тому, что их разум и сердце все больше и больше участвуют в общении. Очень важен тот факт, что история происходит у колодца. Иисус предлагает женщине «источник воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). То, как милосердно Иисус обращается с женщиной, является примером пастырской эффективности в помощи другим людям быть честными, не испытывая страдания на трудном пути самопознания («Он сказал ей все, что она сделала», Ин.4:39 ). Такой подход может принести обильные плоды, учитывая, что речь идет о людях, которые могут быть привязаны к тому, кто несет воду (Водолею), но все-таки искренне и неутомимо ищут истину. Их необходимо пригласить слушать Иисуса, Который предлагает нам не просто то, что утолит нашу сегодняшнюю жажду, но скрытую духовную глубину «воды живой». Важно сознавать искренность людей, ищущих истину; здесь дело не в обмане или самообмане. Важно также быть терпеливым, это известно каждому хорошему учителю. Человек, увлеченный истиной, неожиданно обретает силы от совершенно нового ощущения освобождения, особенно от прошлых неудач и страхов, и «тот, кто стремится познать себя, как та женщина у колодца, передаст другим эту жажду познания истины, которая способна освободить и их» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

(4, 18) Ради чего 153 Он помазал Меня. Ради чего, благодаря чему, Бог помазал Меня, человека, только не елеем, как Он помазывал царей, но Божеством. (4, 18) Благовествовать нищим 154 послал Меня. Послал – очевидно, Отец. А нищими Евангелист называет язычников, не обладающих богатством благочестия, и лишенных всякого блага. Или также иудеев, которые были нищими по добродетели, так что всем им в то же время благовествовалось благочестие и добродетельное жительство посредством Евангелия. (4, 18) Исцелять сокрушенных сердцем. Тех, сердце которых сокрушено тяжестью греха. (4, 18) Проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение. Пленным – тем, чья душа пленена диаволом; а слепым – тем, чей ум ослеплен страстями. Первым Он проповедовал свободу, а вторым – разумение, когда передавал евангельские заповеди. Ибо они являются проповедью спасения. (4, 18) Отпустить измученных на свободу. Отпустить на свободу измученных тиранией демонов. (4, 19) Проповедывать лето Господне благоприятное. Летом Он назвал ту пору, в которую Он учил и совершал чудеса, а наименовал его благоприятным, как приятное Отцу более всякого времени. Ибо в ту пору произросло спасение всех людей, или спасительное Евангелие. Проповедовал же Он это лето после того, как подвергся искушению, победил искушение и вернулся обратно. Ибо сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» 155 . Ведь слово «приблизилось» указывает на время. (4, 20) И, закрыв книгу и отдав служителю, сел. Служителю учителей. (4, 20) И глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Чтобы послушать, как Он толкует прочитанные слова. (4, 21) И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Писание сие, слышанное вами; а «ныне» означает: «в эти дни». Сказав же это, Он показал, что Он есть Тот, о Котором было прочитано. (4, 22) И все свидетельствовали Ему 156 , и дивились словам благодати, исходившим из уст Его. Ведь Он говорил и другие удивительные вещи, которым они дивились, и свидетельствовали Ему о божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010