Глава 27 Иоафам, 11-й царь иудейский (Ср. 4Цар.15:32–38 ) 1–2. Время воцарения Иоафама; продолжительность и богоугодный характер царствования. 3–4. Постройки в храме, Иерусалиме и других местностях Иудеи. Удачная война с аммонитянами. 7–9. Заключительные замечания о царствовании Иоафама и его кончине. 2Пар.27:1 .  Двадцати пяти лет был Иоафам, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иеруша, дочь Садока. 2Пар.27:2 .  И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить. Ср. ( 4Цар.15:32–34 ), «Толковая Библия», т. II, с. 528. В характеристике благочестия Иоафама во ( 2Пар.27:2 ) имеется замечание: «только он не входил в храм Господень», т.е. не подражал отцу своему Озии ( 2Пар.26:16–20 ) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали это выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю. 2Пар.27:3 .  Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела; 2Пар.27:4 .  и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни. Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые «верхние» (евр. елийон, LXX: τν ψηλν, Vulgata: excelsam, слав.: «высокая») ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми ( Иер.20:2 ), см. у проф. Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 669 8 . Кроме того, Иоафам обстроил Офел (стих 3), ср. ( 2Пар.33:14 ; Неем.3:26,11:21 ; Ис.32:14 ). Именем Офел (собственно: «холм»; см. ( 4Цар.5:24 ; Мих.4:8 )), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа (см. А.С.Норова , «Путешествие к святым местам», изд. 3, 1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 561; проф. Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 572,642 и др.; ср. И. Флавий, «Иудейская война», VI, 6, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.20:6 .  и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего. 4Цар.20:7 .  И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. Возвестив Езекии (ср. ст. 1) определение Божие о смерти Езекии пророк Исаия удалился. Но пламенная молитва благочестивого царя (ст. 2–3) была уже услышана Богом, и Он благоволил отменить прежнее решение раньше, чем пророк успел выйти из среднего или внутреннего двора, примыкавшего к царскому дворцу (ст. 4; ср. 3Цар.7:8 ): нынешний еврейский текст в Ketib имеет в ст. 4: «из среднего города» (гайр гаттихона, русск. синод.: «из города»), но в кодексе 93; 180 по Кенникоту и в Keri кодексов 70, 112, 115, 149, 150, 153, 174, 225, 240, 252, 253 и др. читается: «из среднего двора» («хацер» вместо «гайр»), и в пользу последнего чтения, кроме большей естественности его, говорит авторитет древних переводов: LXX: ν τ αλ τ μσ, Vulg.: mediam partem atrni, слав.: «(бяше Исаия еще) посреди двора» (у проф. Гуляева: «из внутреннего двора»). Пророк получает новое повеление возвестить Езекии как теократическому царю («владыке народа Моего», ст. 5) о предстоящем ему скором исцелении, даруемом самим Богом, и о продлении жизни его еще на 15 лет (ст. 5–6). Об упоминаемом в ст. 6 освобождении от ассирийского ига см. замеч. к ст. 1 (ср. 4Цар.19:34 ; Ис.37:35 ). Что за болезнь – шхин (ст. 7), LXX: λκος, Vulg.: utcus, слав.: «вред», рус. «нарыв», для лечения которого пророк посоветовал приложить двелет-тееним, LXX: παλαθην σκων, Vulg.: masa ficorum, слав.: «перевясло смоквей», рус. «пласт смокв», т.е. прессованную массу из смокв – род пластыря? Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии от чумы, поразившей ассирийское войско (Кнобель, Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, напр., арабскими врачами при чумных наростах (прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О том, что Ангелы и святые угодники Божии принимали от людей поклонение, свидетельствуют многие места св. Писания. Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Таким образом, даже место, где явился Ангел, было свято. Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13: 20), Давид и старейшины его ( 1Пар. 21: 16 ), пророк Валаам ( Чис. 22: 31 ), Товит и Товия ( Тов. 12: 15–16 ) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений. Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13 ), и сыны пророков «поклонились ему до земли“ ( 4Цар. 2: 15 ), как «поклонилась до земли“ Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка ( 4Цар. 4: 37 ); «пал на лице свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2: 46); «припал“ к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа ( Деян. 16: 29 ); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им. Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия. Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу. 7) Сектант: Вообще не может быть у людей никакого посредника или ходатая за них пред Богом, кроме Иисуса Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Иоан. 2: 1 ); «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8: 34 . см. Евр.7: 24–25. 9: 15 ), «ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2; 5–6 ). Объяснение православного: Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей пред Богом. Христос единый посредник и ходатай пред Отцем за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он –ходатай Кровию Своею, а посредников и ходатаев за людей пред Богом молитвою – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2. Переселения В соответствии с политикой Ассирии население Самарии было переселено в разные места империи. Другие завоёванные народы были перемещены в Самарию. Цель этих переселений состояла в том, чтобы подавить у побеждённых народов желание бороться за свою независимость. Ассирийское переселение породило идею о «десяти потерянных коленах Израиля». В 4-й книге Царств говорится, что депортированные израильтяне жили в трёх местах: «В Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах индийских» ( 4Цар. 17:6; 18:11 ; карта 7–4). В те же места были ранее переселены и колена из-за Иордана ( 1Пар. 5:26 ). Хавор – это, вероятно, современная река Хабур в верховьях Евфрата, которая течёт в 100 км на восток от древнего Харрана. Гозан – это либо место, либо регион вдоль этой реки. Местонахождение Халаха неизвестно, хотя некоторые считают, что он находится в Курдистане (север Ирака). Города индийские находятся ещё дальше на восток. Ассирийцы также переселяли людей на завоёванные ’ израильские земли. Следствием ассирийских переселений стала у пророка Исаии ссылка на «Галилею языческую» ( Ис. 9:1 ). Людей переселяли туда из Вавилона ц севера Сирии (Авва, Емаф и Сепарваим; 4Цар. 17:24 ). Царь Ассирии отправил израильского священника обратно в Вефиль учить новоприбывших, как чтить считавшегося местным Бога Яхве. Результат был разнородным: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» ( 4Цар. 17:33 ). Пророк Исаия в Иудее видел, как эти язычники селились на севере, и констатирует, что некоторые из них пришли к живой вере в Бога Авраама: Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа»... «Сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения её и твёрдо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы. Всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56:3, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В книге Царств волшебство прямо названо грехом: “Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство”. Господь нам показывает причины падения Израильского царства: “…проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…” ( 4Цар.17:17 ). Царь Иудейский Манассия, подражая мерзостям языческих народов: “…и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников” ( 4Цар.21:6 ). Первое время его царствования было ознаменовано делами крайнего нечестия. За грехи и беззакония Манассии, в которых, по его настояниям, принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию. Манассия был взят в плен ассирийцами и постыдным образом отведен в Вавилон. Впрочем, после покаяния и искренней молитвы к Господу, исполняя призыв пророков, “…возвратитесь со злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои” (6Цар.17:13), он был освобожден и перед смертью сделал много добра. Примером благочестия для нас может послужить царь Иосия, который отличался чистотою жизни и благочестием. Священное Писание сообщает, как во время возобновления храма Иерусалимского первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, когда Бог и заповеди были забыты. Книга была прочитана царю, и он пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь нарушающим закон Его. Постепенно Иосия истребил вызывателей мертвых, волшебников, чем угодил Господу ( 4Цар.23:24 ). В земной жизни, какие бы с человеком ни происходили скорби, болезни, необходимо уповать только на помощь Божию. «Ненавижу почитателей суетных идолов; но на Господа уповаю» ( Пс.30:7 ), говорит царь Давид, укрепляя нас в скорбях и болезнях. Пророк Исаия предрекал гибель народа за нечестие и занятие магией и астрологией: «В тот день отнимет Господь… привески волшебные», «…и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого…» ( Ис.19:3-4 ), «…и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги…» ( Ис.42:7 ).

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

Несторий почитал Деву Марию, но утверждал, что её нельзя называть Богородицей, а только Христородицей. Это был частный вывод из его богословия. В христологии Нестория человеческая природа Христа наделялась отдельным лицом и отдельной ипостасью, отличными от божественного лица и ипостаси Спасителя. Это учение было отвергнуто III Вселенским собором, учение Нестория считают еретическим и сами неопротестанты. 3) Несторий не был убит, а был отправлен в ссылку, где умер сам с. 259]. С. 14: «Поклонение святым, ангелам. Не поклоняйся никому и ничему кроме Бога – ни человеку, ни ангелу». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Почитательное поклонение святым угодникам Божьим: Сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), Сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), Женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар. 18:7), Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе ( Деян. 16:29 ). Почитательное поклонение ангелам: «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав. 5:14 ), «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю» ( Суд. 13:20 ), «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли» ( Быт. 19:1 ). С. 15: «Поклонение видимым вещам, созданным людскими руками – иконам, храмам, гвоздям, плащанице и т. д. – это идолопоклонство. Идолопоклонство – это поклонение всему, кроме Бога, Который есть Отец, Сын и Дух Святой». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Пс. 5:8 «Поклонюсь святому храму Твоему», Пс. 137:2 «Поклоняюсь перед святым храмом Твоим», Пс. 131:7 «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Разве псалмопевец –идолопоклонник? Понятно, что речь идёт о почитании храма при поклонении Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

22 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея. а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский. 22 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22,17. 22 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21,19; см. 4Цар. 9,25.26 ). блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала. 22 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество. города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке. в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41. 22 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х. 22 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х. 22 делая угодное пред очами Господними. Иосафат один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств. Только высоты не были отменены. См. ком. к 3,2. 22 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем ( 4Цар. 8,18.26 ). 22 подвиги его. См. 4Цар. 3,7–27 ; 2Пар. 17,1; 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4:10), заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей ( Ин. 15:14 ): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф 10:40,41; сн. Лк. 10:16 ; Ин. 13:20 ). «Во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика» (стих. 42), т. е. если кто примет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка, как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него к Богу Отцу. в) ... поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» ( 3Цар. 1:23 ), Орна – Давиду ( 1Пар. 21:21 ), Авигея – Давиду ( 1Цар. 25:23 ), Авдий – Илии прор. ( 3Цар. 18:3–7 ), сыны пророков – Елисею ( 4Цар. 2:15 ), Сонамитянка – Елисею ( 4Цар. 4:37 ), темничный страж «припал (προσπεσε от προσππτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу ( 1Цар. 28:14 ). Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (прор. Елисеем)... Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар. 2:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Африканцы, пританцовывающие во время гимнов «прославления», считались примером для подражания, поскольку у них «каждая часть тела поклоняется Богу». О сокрушении «Религиозных идолов» Примерно одну треть пособия «Начальный курс изучения Библии», изданного «Новым Поколением» г. Благовещенска в 2009 году, занимает критика учения традиционных христианских конфессий. Составители брошюры хотят представить традиционное вероучение как идолопоклонство, которое проникло в Церковь во «времена упадка» с IV века нашей эры. Основные претензии авторы предъявляют к иконопочитанию, церковной иерархии, почитанию Девы Марии, почитанию святых, монашеству, крещению младенцев, молитве за умерших, почитанию мощей. Эти и ряд других вопросов представляют собой привычный спектр критики, к которой прибегают не только пятидесятники-харизматы, но и баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы... Типичная ошибка подобного рода критики – непонимание различия между поклонением и почитанием. Поклонение (служение) подобает одному Богу («Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Мф. 4:10 ). Почитать же следует: родителей («Почитай отца твоего и мать твою...», Исх. 20:12 ), наставников («Поминайте наставников ваших», Евр. 13:7 ), угодников Божьих («Вот мы ублажаем тех, которые терпели», Иак. 5:10–11 ), Деву Марию («Отныне будут ублажать меня все роды», Лк. 1:48 ), ангелов («Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился ... ему», Нав. 5:14 ), особые места присутствия Бога («сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», Исх. 3:5 , ср.: Нав. 5:15 ). Это почитание может выражаться в форме поклона («почитательного поклонения» 14 ): сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Иаков поклонился до земли семь раз Исаву ( Быт. 33:3 ), перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Конечно, их пророчества далеко не библейские пророчества, они возбуждаются духом через музыкальные инструменты, но, тем не менее, и они пророчествуют. А далее, поразительно, вот что произойдет с самим Саулом, далеким от духовной жизни: И найдет на тебя дух Ягве, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком ( 1Цар. 10:6 ). Так все и произошло: Когда пришли они (Саул с слугой) к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них ( 1Цар. 10:10 ). Да и трудно, наверное, было не пророчествовать среди пророков. Еще недавно было время, когда слово Ягве было редко, и все еще помнили это, а теперь могла уже появиться поговорка: неужели и Саул во пророках ( 1Цар. 10:12 ). И эти сонмы пророков не исчезли вскоре, как и появились. Так, значительно позже, в IX веке до Р.Х. при пророках Илии и Елисее были сыны пророческие ( 3Цар. 20:35 ), целые пророческие школы. Когда пророк Илья должен был быть взят на небо, то вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею ( 4Цар. 2:3 ), а потом в другом городе подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею ( 4Цар. 2:5 ). И еще упомянуты у Иордана пятьдесят человек из сынов пророческих ( 4Цар. 2:7 ). Самуил – начало пророков во Израиле, но этим не ограничилось его исключительное призвание от Бога. Учреждение через Самуила царства во Израиле Подобно ситуации в харизматической жизни Израиля, когда Слово Ягве было редко.., и видения были не часты, была и ситуация в гражданской жизни к концу периода судей, да, практически, и во всё их время. Трижды рефреном звучит в книге Судей: В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым ( Суд 17, 6; 19,1; 21:25 ). В стране были хаос, анархия и упадок. Последним судьей Израиля довелось стать пророку Самуилу. И был Самуил судьей Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Ягве ( 1Цар. 7:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010