Такое представление о храме иерусалимском пророки, конечно, старались внушать и сознанию своих современников, и еврейская история говорит нам, что проповедь пророков в этом отношении не всегда была «гласом вопиющего в пустыне», что идея централизации еврейского богослужения при иерусалимском храме получала и реальное осуществление в жизни еврейского народа. Мы находим, что некоторые иудейские цари предпринимают борьбу с «высотами», местами богослужения вне иерусалимского храма, в целях побудить еврейский народ обращаться для совершения богослужения только лишь в Иерусалимский храм. Таковы попытки царей Асы ( 2Пар.14 ; 2Пар.15 ) и Иосафата ( 2Пар.17 ), попытки, правда, не доведенные до конца и, потому, не увенчавшиеся полным успехом. Более плодотворной в этом отношении была деятельность Езекии: он «отменил высоты и жертвенники», на которых евреи приносили жертвы Богу, «и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; 2Пар.32:12 ; Ис.36:7 ). Еще более энергичной и решительной была деятельности Иосии. Он не ограничился одним иудейским царством, а простер свою деятельность и на евреев, живших на территории бывшего израильского царства, «в городах Манассии и Ефрема и Симеона, даже до колена Нефеалимова» ( 2Пар.34:6 в); везде он уничтожил высоты и разбил жертвенники. Эти действия царей не оставались безрезультатными по своему влиянию на народ еврейский и более или менее достигали своей цели. Уже при Иосафате вовремя, например, нашествия неприятелей «все иудеи с малыми детьми своими, женами и сыновьями своими» ( 2Пар.20:13 ) собрались ко храму и умоляли Господа об избавлении от врагов, вспоминая слова Соломона о храме, как месте всенародных, общественных молений евреев ( 2Пар.20:8–9 ; срв. 3Цар.8:33–34 ; 2Пар.6:24–25 ). По избавлении от этого нашествия, они опять к храму же пришли благодарить Бога ( 2Пар.20:28 ). При Езекии, во время празднования Пасхи в Иерусалиме, евреи так воодушевились ревностью к закону, что, по окончании праздника, «разрушили высоты и жертвенники во всей иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца» ( 2Пар.31: 1 ), и затем, совершили узаконенные приношения в храм ( 2Пар.31:5–7 ). Путешествия жителей городов иудейских в Иерусалим, в дом Господень на поклонение Богу происходили и во времена пророка Иеремии ( Иер.26:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В этом царь Моава не мог не усмотреть спеси и высокомерия со стороны месопотамского мага и несомненно был недоволен, но таинственная, внушающая невольный страх личность заклинателя и особенно представление опасности не позволили ему, вероятно, резко выразить свое недовольство Валааму. Тем не менее Валак не мог утаить своего настроения и высказал его в форме огорченного удивления и тонкого упрека. «И сказал Валак Валааму: не посылал ли я к тебе звать тебя? Почему ты не шел ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя» ( Чис.22:37 ). Валаку представлялось, вероятно, что Валаам полный господин своих поступков, что сокрушительная сила его слов не подлежит ограничению свыше. Валаам видел необходимость сразу умерить ожидания моавитского царя, думавшего, будто с прибытием его связывается и возможность произнести проклятие на Израиля, и отвечал Валаку кратким, но сильным оправданием, выясняющим и обстоятельства ожидаемого события, и зависимость своего дивного дара в отношении исполнения его просьбы. «И сказал Валаам Валаку: вот я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить» ( Чис.22:38 ). Нотка сожаления очевидно звучит в этих словах. Валааму больно за свою связанность, ему жаль несчастного царька, возлагающего на него широкие надежды. И Валака такой ответ естественно привел в сильное беспокойство, так что он обратился к Валааму с вопросом, чем и как можно умилостивить Божество. «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами единолетними? Но можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дать Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грех души моей» ( Мих.6:6–7 ). Согласно страшным обычаям своей страны ( 4Цар.3:27 ). Валак готов был в случае нужды даже принести в жертву своего старшего сына для умилостивления божественного гнева. Но на этот вопрос, звучащий смертельным отчаянием, Валааму следовало бы ответить словами Господа ( Втор.10:12 ): «О, человек, сказано тебе, в чем добро и чего требует от тебя Господь: только действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом Твоим» ( Мих.6:8 ) Понял ли бы Валак такие слова или нет, во всяком случае он в полной надежде на магическую помощь Валаама направился с погруженным в тягостную думу заклинателем в сопровождении своих старейшин в Кириаф-Хуцоф (буквально – «город скотных дворов», поселение состоящее из пастушеских дворов 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Почему Господь удалился именно в Галилею, правитель которой заключил Иоанна в темницу, см. прим. к Мк. 1:14 . 4. Ин. 4:4 . Надлежало же Ему проходить через Самарию. Лк. 17:11 . Надлежало проходить чрез Самарию: Самария собственно название города в колене Ефремовом, в самом центре Палестины, столица некогда Израильского царства, состоявшего из 10 колен. Разрушенный Салманассаром при завоевании царства Израильского ( 4Цар. 17:3 и далее), а потом Иоанном Гирканом, он восстановлен и украшен был Иродом Великим, которому римский император подарил этот город. От имени города получила название целая область, лежавшая в средине Палестины, между Иудеею и Галилеею. (О населении Самарии и отношениях между самарянами и иудеями см. прим. к Мф. 10:5–6 ). Путешественники из Иудеи в Галилею и обратно обыкновенно избегали пути чрез Самарию, хотя путь этот был прямой и естественный, во избежание неприятностей при взаимной ненависти и отвращении между иудеями и самарянами, и ходили чрез Перею (см. прим. к Лк.9:52–53 ). Был случай после, что и Сам Господь не был принят самарянами и должен был идти обходным путём чрез Перею. Но в настоящий раз Господь решился с Своими учениками идти из Иудеи в Галилею прямою дорогою чрез Самарию, имея в виду посеять первые семена Своего слова в этой полуязыческой области. «Он заходит к самарянам как бы между делом. Он хотел отнять у иудеев всякий предлог к обвинению, дабы они не могли сказать, что Он, оставив их, перешёл к нечистым – язычникам. Ибо, когда изгоняли Его, тогда Он переходил к язычникам, и то не нарочито, а между делом» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ин. 4:5 . Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Быт. 33:19, 48:22 ; Нав. 24:32 . 6. Ин. 4:6 . Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Ин. 4:12 . Сихарь: название города, нигде в Библии не встречающееся. Судя по признаку, заключающемуся в дальнейших словах, это был город Сихем – древний город – верстах в 8–10 южнее главного города области – Самарии, лежащий в долине между знаменитыми горами Гевалом и Гаризином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот почему с самых древних времен, у людей вошло в закон обращаться к заступлению святых угодников и поминать их в своих молитвах к Богу. Так по сказанию книги пророка Даниила, праведный Азария, молясь Господу говорил: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи взывал к святым угодникам, восклицая: «Благословите духи и души праведны, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:8 ). Но кто-нибудь спросит о том, как могут святые угодники слышать молитвы людей, ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни Святые получают от Бога дар прозорливости, почему знают то, что недоступно обыкновенным людям. Например, в четвертой книге Царств передается, что когда царь Сирийский удивлялся, каким образом царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей пророк, который у Израиля пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар.6:12 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они, силою Божией знают все, что делается на земле, так как на небе их способности развиваются и совершенствуются ( 1Кор.13: 9–12 ). Обращаясь к Святым с молитвою, призывая их, как ходатаев у Престола Божия, люди, разумеется, не могли не относиться к ним с великим благоговением и не могли не прославлять святых угодников и за их милости и благодеяния. «Восхвалим,– призывает праведный Иисус, сын Сирахов,– славных мужей и отцов рода нашего, много славного Господь являл через них величие Свое от века» ( Сир.44:1 ). Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы обращаемся к Святым с молитвами и не напрасно прославляем и ублажаем их. Поступая так, мы следуем заветам Слова Божия и подражаем примеру праведных людей. Но вот появились среди нас люди – сектанты, которые не прославляют святых угодников и не прибегают к их помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

г) Апостолы запретили пастырям брать за труды от верующих: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия» ( 1Пет. 5:2 ). г) Здесь вовсе нет запрещения пастырям брать вознаграждение за труды свои от пасомых, а запрещается только «гнусная корысть», то есть вымогательство из–за любостяжания, – порок осуждаемый словом Божьим во всяком христианине: ( Тит. 1:11 ; 1Фес. 4:6  и др.). 12) Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах» ( Мар. 12:38 ). 12) Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников», а то речь идет о книжниках и еретиках фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. Заграницей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимой почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его. Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, какой, например, была милоть Илии, а потом Елисея ( 4Цар. 2:8–13 ). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из–за обладания, которым воины подняли спор ( Иоан. 19:23–24 ). 13) Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божья, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него» ( 1Кор. 11:4,7,14 ). 13) Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытой головой и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

д. Ты же, гди, застпникъ мой слава мо, и возносй глав мою. 4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 4 . Караемый правосудием Божиим за свое грехопадение, но уже раскаявшийся в нём, Давид сохраняет твердую уверенность, что Господь не отринул его навсегда, не лишил его благоволения и ниспошлёт ему свою помощь и избавление. Он выражает эту уверенность, называя Господа своим щитом, своею славою и возносителем главы своей. Господь его щит, потому что укрывает и охраняет его от нападений врагов его, и от угрожающих ему опасностей (слав. застпникъ мой Господь его слава: лишенный престола, царской чести и достоинства, внешне униженный и поруганный, он в Господе полагает свою честь и достоинство, твердо веруя, что в Его власти снова восстановить прежнюю славу его. Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне благостию за теперешнее злословие ( 2Цар.16:12 ), говорил он в ответ на ругательства Семея. Господь возносит голову его: – от глубокой скорби и крайнего унижения голова его поникла на грудь; но он уверен, что Господь изведёт его из состояния унижения, утешит его своею помощью и избавлением от постигшего бедствия и тем применит его печаль на радость, так что он снова бодро поднимет свою голову (ср. Быт. 40:13 , Пс.26:6 и Лук. 21:28 ). Гласомъ моимъ ко Гд воззвахъ, и услыша м горы сты свое. 5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 5 . В твёрдом уповании на милость Божию, он громко и усердно (=гласом) взывает к Господу о помощи и уверен, что, не смотря на удаление от святой горы Сионской, которую Господь, с устроением на ней скинии, избрал местом видимого Его присутствия ( 2Цар.15:25 ) и молитвенного призывания имени Его (ср. Втор.12:11 ; 3Ц. 8:29 и 4Цар.21:4 ), Он слышит, – буквально с евр. отвечает или отзывается, т. е. милостиво принимает и исполняет молитву его. Так, Давид во время своего бегства от Авессалома усердно молился Господу, чтобы Он разрушил совет Ахитофела ( 2Цар.15:31 ) и – к вечеру того же дня видел доказательство сложности своего упования на Господа, получив известие о том, что совет Ахитофела не был одобрен Авессаломом и народом (16:14–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: оттого, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло – крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь. И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело. И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии (4Цар 8:12-13). Предвидение, даже против собственной воли, необычайная политическая дальнозоркость. Но еще больше – мужество, потому что обычно пророк противостоит воле царя. Так, царь Ахав при всей своей власти над жизнью и смертью, только что устроивший побитие камнями своего подданного, чтобы узурпировать его виноградник, его фамильное наследство, перед суровым натиском Илии не может сделать ничего и вынужден отступить: И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа (3Цар 21:20). Подобных примеров немало и в истории “добрых” царей, как, например, в истории Давида, которого пророк Нафан также укоряет за то, что тот сделал “злое пред очами Господа” (2Цар 12:9). У классических пророков, то есть у тех, чьи книги дошли до нас, отношения между царем и пророком разупрочняются по той причине, что эти пророки обращаются уже не к царям, а ко всему народу . Однако настойчивость в обличении беззаконий, совершаемых правящими классами в отношении малоимущих, сохраняет и у классических пророков свой примат. Достаточно послушать первого по времени письменного пророка: Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают (Ам 2:6-7). Это обличение Амоса следует за другими шестью, направленными против окрестных народов (арамеев, филистимлян, финикийцев, эдомитян, аммонитян, моавитян) – знак того, что взгляд на политику у пророка вовсе не провинциален, а интернационален. Следует заметить, что преступления, в которых обвиняются перечисленные шесть народов – это криминальные преступления против человечности (депортация целых народов, массовые этнические чистки, вспарывание животов беременным женщинам и др.)  . Грех Израиля кажется на этом фоне чем-то незначительным. Но Израиль подпадает под общее со всеми народами обвинение. То, что для других народов было бы простительным, для Израиля – смертный грех, потому что –

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

3Цар.2:42 .  И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»; 3Цар.2:43 .  зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою? 3Цар.2:44 .  И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою! 3Цар.2:45 .  а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! 3Цар.2:46 .  и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер. По подозрению к Семею (ст. 8–9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2Цар.19:16 ), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. – и клятвою: κα ρκισεv ατν, «и заклят его», ст. 37, ср. Иосифа Флав. Иудейские Древн. VII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона – восточной границы Иерусалима ( 2Цар.15:23 ; 4Цар.23:4,6,12 ; Иер.31:40 ), (ср. Onomastic. 610: теперь – Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Хотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1Цар.21:11,27:2 ) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаженный Феодорит, вопр. 8). Заключение главы «и утвердилось царство в руках Соломона», т. е. благодаря мерам его, описанным в 23–46 ст., – в переводах LXX, Vulg., слав.-русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.4:5 .  Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника – друг царя; Азария и Завуф – сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана ( 2Цар.5:14 ), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Ορνα, по кодд. 11, 44, 55, 56, 64, 71–74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: Αζαρας). Первый был начальником провинциальных «приставников» (ниже, ст. 7–19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: ( 2Цар.8:17 ) ), носил титул «друг царя», какой при Давиде носил Хусий ( 2Цар.15:37,16:16 ). 3Цар.4:6 .  Ахисар – начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, – над податями. «Ахисар – начальник над домом (царским)»: должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2Цар.8:16–18,20:23–26 ); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. 3Цар.18:3 ; 4Цар.18:18 ) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: Ελιβ ιος Σαφ( ατ) επ τς πατρας, слав. «Елиав, сын Сафатов над отечеством», может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее – при Давиде ( 2Цар.20:24 ), и позже – при Ровоаме ( ( 3Цар.12:18 ): Адорам, как и в ( 2Цар.20:24 ); ср. ( 2Пар.10:18 ): Адонирам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях. 3Цар.4:7 .  И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые «приставники», ниццавим, καθεσταμνοι, praefecti (у И. Флав. γεμνες κα στατηγο). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010