Угнетение сирийцами Израиля и Иуды 840–800 до Рождества Христова И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя сирийского, и в руку Венадада, сына Азаила, во все дни ( 4Цар. 13:3 ). 1. Азаил, царь Сирии, завоёвывает Заиорданье в дни Ииуя, 4 Царств 10:28–32 За очищение Израиля от поклонения Ваалу Господь пообещал, что потомки Ииуя будут сидеть на престоле ещё четыре поколения. И правление династии Ииуя, действительно, было самым продолжительным в Израиле, охватив пять поколений и период времени длиной почти 100 лет (841–752 гг. до Р.Х.). Однако дом Ииуя следовал греху Иеровоама – извращённой форме поклонения Яхве с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. В отличие от Азаила из Дамаска Ииуй подчинился ассирийскому монарху Салманасару III в 841 году до Р.Х. (карта 6–5). Однако через несколько лет Салманасар III озаботился делами на востоке и не смог больше оказывать давление на Дамаск. Сирийский царь Азаил снова стал угрожать Израилю. Поскольку он рассматривал Ииуя, как союзника Ассирии, то завоевал все земли Израиля в Заиорданье, включая Васан, Галаад и Плоскогорье вплоть до Ароера на реке Арнон ( 4Цар. 10:32–33 ; зелёная стрелка от Сирии через Заиорданье до Ароера). Заиорданские колена Манассии, Рувима и Гада оказались под игом сирийцев. Хотя автор книг Царств показывает, что царь Азаил был, по сути, орудием в руках Яхве для наказания Израиля, позже пророк Амос отмечал, что сирийские цари, завоёвывая Заиорданье, поступали крайне жестоко по отношению к израильтянам: Так говорит Господь: «За три преступления, Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрёт он чертоги Венадада» ( Ам. 1:3–4 ). 2. Сирия на Прибрежной равнине, осада Иерусалима, приблизительно в 815 году до Р.Х., 4 Царств 11–12; 2 Паралипоменон 24:4–27 Тем временем в Иудее, когда на престол взошёл юный Иоас, была убита царица Гофолия, поклонявшаяся Ваалу. В начале 40-летнего правления Иоаса всё было хорошо, поскольку его наставлял священник Иодай. Иоас начал большой ремонт Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тот факт, что число жен Соломона более чем вдвое превосходило число наложниц, указывает, что его многоженство не было следствием необузданного физического влечения, но его браки большей частью являлись скреплением политических союзов. Заключение таких браков предусматривало терпимость Соломона к религиям его языческих жен и предоставление им всего необходимого для отправления их культов. Сначала языческие культы ограничивались пределами дворца, но по мере того, как Соломон привыкал к ним, а число его иноземных жен возрастало, он позволил им публичное отправление в специально построенных в Иерусалиме языческих капищах. Эти языческие святилища, несмотря на религиозные реформы Асы, Иосафата и. Езекии, окончательно были уничтожены лишь через триста лет при Иосии/640–609/. ( 4Цар. 23, 13–14 ). Допущение языческих обычаев постепенно привело самого Соломона к религиозной неверности и нарушению законов Завета. «За время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте... Милхому» (стт. 4–5). В грозном откровении Господь возвестил Соломону об отторжении десяти колен «из руки сына» его, т. е. после его смерти (стт. 11–13). Следствием религиозной неверности Соломона были его жестокое деспотическое правление, вызывавшее недовольство народа и мятежи, а также внешние неудачи: восстания – Адера Идумеянина (стт. 14–22), Разона Дамасского (стт. 23–25) и особенно ефремлянина Иеровоама, сына Наватова, которому пророк Ахия Силомлянин предвозвестил воцарение над десятью северными коленами (стт. 26–40). Вынужденный бежать из страны, Иеровоам нашел убежище в Египте, где воцарился фараон Шешонк (Сусаким), основатель новой, 22-й, династии, свергнувший 21-ю династию, с которой был в родстве и союзе Соломон. II. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО. 3Цар. 12 – 4Цар. 17 (Синоптический обзор истории и религиозной жизни 2-х царств). А. ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ ДО ПРОРОКА ИЛИИ. 3Цар. 12 – 16 . Разделение и религиозный раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

У истинных пророков дар пророчества часто соединялся с даром языков ( 1Кор. 14:2–22 ), как было, напр., в день сошествия Св. Духа на апостолов ( Деян. 2:1–11 ). Различие между тем и другим даром заключалось, между прочим, в том, что пророчествующий говорил на языке, понятном для всех, а получивши дар языков – на ином языке, непонятном. «Кто говорит на незнакомом языке, пишет ап. Павел, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь » ( 1Кор. 14:2–4 ). У хлыстовских же пророков этот дар заменяется набором слов, смысла которых часто не понимал ни сам «пророк», ни слушатели. Какая же польза от их пророчества и кому? г) Все истинные пророки отличались высоконравственной, святой жизнью и бескорыстием ( Чис. 16:15 ), так как для того, чтобы «вместить в себе Божественное вдохновение и пророчествовать о Божиих тайнах, требуется душа тщательно очищенная»... (Твор. Вас. В. ч. 2, стр. 6–8. М., 1891 г.). Истинные пророки смиренно сознавали свое недостоинство и вследствие этого даже отказывались от пророческого служения ( Ис. 6:5 ; Иер. 1:6 ); при одновременном прохождении служения (напр., Софония, Аггей, Иеремия и Аввакум) находились в полном мире и согласии между собой и были чужды мысли о соперничестве; всегда говорили правду; за грех и непослушание воле Божией, за нарушение заповедей укоряли безбоязненно и простого смертного ( 4Цар. 5:20–27 ), и царя ( 4Цар. 20 гл.) и целый народ ( Ис. 1:1–6; 5 гл.), не страшась прещения и гнева сильных Мира ( Иер. 26:1–15 ) и даже смерти (напр., Иоанн Предтеча – Мк. 6:17–28 ); проповедывали явно, открыто. 218 Хлыстовские пророки, наоборот, отличаются безнравственной жизнью: блудодействуют, отбивают друг у друга жен, ненавидят, обманывают, лицемерят; «глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха..., сердце их приучено к любостяжанию» ( 2Пет. 2:14 ); они необыкновенно горды, выставляют на вид свои мнимые преимущества пред другими хлыстами и требуют от них особого почета в форме поклонов, целования руки или колена и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Это место некоторые раввины толкуют в том смысле, будто Саул, снявши царские одежды, надел одежды сынов пророческих. Раввин Исаия толкует: Саул, сняв свои царские одежды, оделся по образцу одного из этих студентов - nudatus vestibus suis regiis, et vestitutus fuit instar unius ex illis litterarum studiosis. Подобно же толкует и рабби Соломон: снял одежды царские, чтобы надеть одежды тех учеников Божественной мудрости - vestes exuit regias, utindueret vestes illorum Divinae Sapientiae Studiosorum. Но в тексте говорится только о том, что Саул снял свои верхние одежды, а надевал ли он одежды пророческие - об этом догадываются уже только раввины. Вместе с Vitringa можно сказать: указывается ли в тексте на особую одежду, сомневаюсь, и представляю об этом судить читателю . Нам кажется возможным указать на один стих, который говорит против особой одежды сынов пророческих. Гиезий, сообщив Нееману, что к Елисею пришли два молодых сына пророческих с горы Ефремовой, говорит: Дай им талант серебра и две перемены одежд (4Цар.5:22). Нееман не мог, конечно, дать для сынов пророческих форменные одежды, и Гиезий просит для них, очевидно, самых обыкновенных одежд. Нет ли здесь намека на то, что одеждой сыны пророческие не отличались от других людей? Библия дает нам некоторые сведения и об источниках содержания сынов пророческих. Некто из Вефариса принес человеку Божию хлебный начаток - двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе (4Цар.4:42). Здесь мы встречаемся с замечательным явлением: Елисею, пророку, приносят начатки, то есть то, что по закону Моисееву принадлежало левитскому священству. Во время разделения царств священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к Ровоаму из всех пределов... в Иудею и в Иерусалим; так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал (2Пар.11:13–15). Но, очевидно, для некоторых ревнителей закона Моисеева священников заменили пророки. В 4-й книге Царств (4:42) мы и видим, как преданный закону благочестивый еврей приносит начатки пророку Елисею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Изъяснение псалма 11-го. Пс.11:1 .  Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. «В конец, о осмей, псалом Давиду». Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: «о осмей«, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и «в конец», так как предречение исполнится на последок времен. Пс.11:2 .  Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих». Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди: Пс.11:3 .  Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. «Суетная глагола кийждо ко искреннему своему». Лицемерно показывают дружбу, а делают, что свойственно врагам. «Устне льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая». С хитростию ведут беседу друг с другом, и один, приводя в движение уста, сердцу ближняго передает ложь, а подобно и другой также воздает ему подобным. За сим Пророк наконец угрожает им наказанием. Пс.11:4 .  Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый. «Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый». Какого же рода это велеречие? Пс.11:5 .  Тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? «Рекшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь?» Не терпят того, говорит Пророк, чтобы слова соглашать с сущностию дела, не хотят обращать внимание на божественные законы. Но имея необузданныя уста, небоязненно говорят, что хотят, пренебрегая Божие долготерпение, и не думая, что подчинены Божию владычеству. Таков был Фараон. Потому и сказал: «не вем Господа» ( Исх. 5, 2 ). Таков был и Рапсак, осмелившийся сказать: да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей ( 4Цар. 19:10 ). Таков Навуходоносор, устрашавший мужественных юношей и без трепета сказавший: «кто есть Бог, иже измет вы из руки моея» ( Дан.3:15 )? И как сии понесли наказание за свои дерзости; так и те, о которых говорит пророческое слово, потерпят достойныя наказания. И Пророк, возвещая сие, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Богом установлено особое священнодействие, коим запечатлевается избрание царей и сообщается им духовное дарование, потребное для царского служения: И сказал Господь Самуилу: да помажеши его [Саула] царя над людьми Моими, Израилем… Сей будет над Моим народом царствовати ( 1Цар.9:16–17 ). И взял Самуил сосуд с елеем и возлил на главу его [Саула] и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего, и ты будешь царствовать над народом Господним, и вот тебе знамение что помазал тебя Господь в царя, – и снидет на тебя Дух Господень, и обратишься в мужа иного ( 1Цар.10:1,6 ). И сказал Господь Самуилу: наполни рог твой елеем и пойди помажь его [Давида]; и помазал его среди братьев его и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и потом ( 1Цар.16:1–14 ). Обряды, которыми предварялась и сопровождалось воцарение избранников Божиих: И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом [скинией], и принесли там мирные жертвы. И весьма веселились там Саул и все израильтяне ( 1Цар.11:15 ). И вывели [Иоаса] сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем, и помазали его Иодай и сыновья его, и сказали: «да живет царь!» И вот, царь стоит на возвышении своем, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится и трубить трубами, и певцы с орудиями музыкальными и искусные в славословии ( 2Пар.23:11,13 ). Венчание богоизбранных царей народа Божия совершалось пред лицем Божиим, т. е. в местах священных, – при скинии или храме, в присутствии священников и левитов, начальников, старейшин израилевых, народа и войск ( 2Цар.5:3 ; 1Пар.11:3 , 1Пар.20:21 ); на главу венчанного царя возлагался венец ( 2Пар.23:11 ; 4Цар.11:12 ); на плеча одевалась порфира ( 1Пар.15:27 ), а в руки давался скипетр, символ крепости и власти ( Иез.19:11 ; Пс.44:7 ). Венчание и священное помазание совершалось пророками и первосвященниками, которые помазывали голову царя. Веществом для помазания служил «елей помазания», освященный хранением при скинии. Священное торжество сопровождалось музыкою и пением во славу Божию и венчанного царя, и восклицаниями: «да живет царь!» После приветствия народного царь садился на престол, а первосвященник вручал ему свиток закона, «да научится боятися Господа Бога своего и хранити вся заповеди и оправдания», во исполнение воли Божией о царях народа израильского ( Втор.17:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

О рощении священнослужителями длинных волос и о служении с покрытой головой 1Кор.11:4:7, 14 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Объяснение. Здесь запрещается покрывать головы при молитве «всякому мужу», а в Писании мужами называются собственно простолюдины, и об них-то, а не о священниках говорит апостол, называя их братия(ми): 1Кор.11:2 . Священники не просто мужи, но при исполнении своего служения как Ангелы Господни: Откр.2–3 глав.; Мал.2:7 . Обычай покрывать иерархическим лицам голову свою имеет основание в Священ. Писании: Лев.8:13 ; Зах.6:11 ; Откр.4:4 ; Исх.29:6–9 ; также имеет основание в Священном Писании и обычай православных пастырей носить длинные волосы. На востоке в глубокой древности был обычай: людям, посвящающим себя на служение Богу, во всё время своего служения, или что то же назорейства, не стричь волос: Чис.6:5 ; Суд.13:5 . Как назорей и во всём подобный пророку Илии, покрытому волосами: 4Цар.1:8 , и Иоанн Креститель Господень, несомненно, носил длинные волосы. Иисус Христос, великий первосвященник и назорей: Деян.22:8 , как свидетельствует история, носил длинные волосы. Также и апостолы, как посвящённые Богу и подражатели во всём Христу: 1Кор.11:1–5:14–15 . О ношении священнослужителями длинной одежды Мф.23:5 . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Объяснение. Здесь под «хранилищем» разумеются повязки на лбу и на руках со словами закона: Втор.6:8:18 ; священническая же одежда установлена Самим Богом: Исх.28:4 ; и из Нового Завета видно её употребление: 2Тим.4:13 ; Откр.1:13 . Мк.12:38–39 . «И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях; сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Судьёй () здесь назван царь. Это обычное название царей Йенуды ( Ис.16:5 ) и царей других ближневосточных государств ( Пс.2:10, 148:11 ). А в предмонархическую эпоху судьями в Исраэле называли вождей, харизматических правителей (см. книгу Шофтим). Собственно, «судить» в приложении к монарху или вождю значит «править» (ср. 3Цар.3:9 ; 4Цар.15:5 ). Древняя церковная экзегеза усмотрела в этих словах мессианский смысл – увидела в них предсказание об издевательствах римских воинов над Йешуа на-Машиахом. «Разумеется Господь наш, истинный Пастырь Израилев, который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение» 232 . «Римляне били по главе тростью Судию Израилева» 233 . Завершим комментарий к этому отрывку небольшой цитатой из Донателлы Скайолы: «Главный замысел этой перикопы, как кажется – связать прошлое и будущее. Настоящее описывается как тяжёлое, несчастное время, время бесчестия и плена, которое, однако, открыто к некоей надежде» 234 . Надежда эта – мессианская, и о ней говорит следующая перикопа книги Михи. Мессианская надежда. Мих.5:1–5 235 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир. Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Бесспорно, эта перикопа, тематически перекликающаяся с пророчествами Йешайяну об Иммануэле ( Ис.7:14, 9:5–6 236 , 11:1–9), имеет мессианское значение. Предвозвещается рождение в Бэйт-Лэхэме, на родине Давида, чудесного царя-избавителя ( Мих.5:1 ), который установит мир и безопасность до краёв земли ( Мих.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

5 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар. 16,18 и ком.). 5 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар. 5,1–12; 9,11 ). 5 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8,15). 5 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы. пошел в крепость. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 5 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21,16 и ком.; 23,13; Нав. 15,8; 18,16 ). 5 вопросил Давид Господа. См. ком. 2,1. 5 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима. 5 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1 Цар., гл. 4, особ. ст. 2). Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар. 5,2 . В 1Пар. 14,12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем». 5 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар. 7,6 , где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней». пошел Господь пред тобою. Господь это «муж брани» ( Исх. 15,3 ), идущий на битву впереди народа Своего ( Исх. 14,14 ; Втор. 1,30 ). 5 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана ( 1Цар. 14,31 ). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010