Можно, следовательно, думать, что Мидяне, так храбро противостоящие Ассирии, были известны во время пророка Исайи всей Азии. Они были известны и Иудеям. Уведенные в ассирийский плен, жители израильского царства, были переселены в мидийские провинции ( 4Цар. 18:11 ; Книга Товит). Из разных подчиненных Ассирии провинций иноземцы поселены были в израильском царстве ( 4Цар. 17:24 ). В числе их могли быть Мидяне. Через этих переселенцев современные Исайе Иудеи могли ближе познакомиться с этим «жестоким и не сребролюбивым» 8 народом. Наконец, пророк Исайя упоминает об аравийских кочевниках ( Ис. 13:20 ). И это упоминание считалось «неестественным» (хотя одним Кнобелем). Но пророк Исайя, несомненно, был знаком с Аравией (См. Ис. 21:13–14 ). С ней были знакомы и современники его. Книга Паралипоменон ( 1Пар. 4:42–48 ) упоминает, что при Езекии многие из Иудеев поселились на местах Амаликитян, в Аравии. Множество арабских преданий подтверждает это сказание и удостоверяет, что Евреям, в век Исайи, очень близко были знакомы Аравия и ее кочевники (срав. Ленорман. История Востока, 2 т. 70–72 стр). Положительные доказательства подлинности апологеты находили, прежде всего, в самом надписании пророчества в ( Ис. 13:1 ) – пророчество (massaa) о Вавилоне, которое изрек Исайя сын Амосов. Надписание, таким образом, ясно свидетельствует о подлинности спорного пророчества. Но отрицательная критика не оставила без внимания сего свидетельства. Чтобы ослабить значение надписателя, Гитциг, Де-Ветте, Кнобель, и др., задались вопросом о происхождении его. Еще Иудейское талмудическое предание утверждало, что книгу пророка Исайи написало общество друзей Езекии, а не сам пророк Исайя. За это предание, как за «отголосок несомненной истины», взялась отрицательная критика, и в нем находила опору для мнения о «позднейшем редакторе» книги пророка Исайи. Общество друзей Езекии, существовавшее до Вавилонского плена и даже лишь до смерти Езекии 9 конечно было забыто, а время жизни этого «редактора» отнесено к послепленному периоду. «Этот редактор, говорят представители отрицательного направления, по ошибке или намеренно составил указанное надписание и приложил его к произведению чуждому Исайе. Пророчество, распространенное среди пленников, жадно читавших его, в виде летучих листков, редактор внес в книгу Исайи, и для избежания улики, даже снабдил авторитетным надписанием» 10 . Гипотеза, как видится, очень остроумная и эффектная, но не очень убедительная!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Садоводство во все времена было главным занятием Израильтян в Палестине. У каждого из св. писателей ветхого завета говорится о еврейских садах или новонасаждениях ( Быт.9:20 ; Чис.24:6 ; 4Цар.25;4 ). При Давиде было множество виноградников, маслин и черничий, находившихся под особенным присмотром ( 1Пар.27:27,28 ). Соломон сам говорит о себе, что он насадил виноградники, устроил вертограды и сады ( Еккл.2:4,5 ). Эти знаменитые сады Соломона находились при соединении трех горных ущелий при подошве Сиона. В Итаме или Этаме находился у Соломона еще сад заповедный, или, по священному выражению, вертоград заключенный 7 ( Песн.4:12–15 ; Песн.5:1 ; Песн.6:1,10 ). Особенно много садов было у Израильтян во времена пророка Амоса. Он, обличая первых лиц между Израильтянами за их жестокосердие, вопиет: «умножисте вертограды ваша, винограды ваша, и смоквы ваша, и масличия ваша» ( Ам.4:9 ). В правление Симона Маккавея (1Макк.14:12.) «возвеселися Израиль веселием велием и седе кийждо под виноградом своим и смоковницею своею». Во времена Христа Спасителя, страна Геннисаретская (богатые сады) отличалась красотою и изяществом садовых растений. Св. Кирилл Иерусалимский говорит о саде голгофском: «там сад был, где Спаситель распят. Хотя теперь место сие весьма украшено царскими дарами; но прежде оно было садом и признаки сего и остатки доселе находятся». Кроме сего в св. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском 8 , где Спаситель наш перед спасительными страданиями своими молился до кровавого пота. Сады у Евреев большею частию располагались вокруг домов. Нечестивый Ахаав потому и желал приобрести себе виноградник Навуфеев, что он был близь дома его ( 3Цар.21:2 ). Для некоторых Израильтян сады служили местом погребения: Манассия царь Иудин погребен был «в вертограде дома своего, в вертограде Озы» – ( 4Цар.21:18,26 ); в вертограде распят и погребен был Спаситель наш – бе же на месте, идеже распятся, верт и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. ( Ин.19:41 ). Еврейские сады состояли вообще из тенистых деревьев, всякого рода цветов и пахучих растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Ис.14:15 . Но ты низвержен в ад, в глубины пре­исподней. Вместо того, чтобы попасть на гору богов, царь вавилонский низвержен в шеол (см. ст. 9-й). «В глубине преисподней» – собст. «в глубь ямы». Очевидно, ад и яма (могила) – для пророка понятия подобозначащие. Вероятно, древние евреи представляли себе могилу как бы дорогою в шеол: где кончалась могила, там открывался вход в шеол. Ис.14:16 . Видящие тебя всматривают­ся в тебя, раз­мышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, по­трясал царства, Ис.14:17 . вселен­ную сделал пустынею и раз­рушал города ее, плен­ников сво­их не отпускал домой?». «Видящие тебя», т. е. люди, пережившие царя вавилонского и имеющие возможность обсуждать положение вещей, создавшееся после гибели этого царя. «Всматриваются» – ходят поглядеть на твой труп. «Вселенную» – это гипербола, указывающая на высокое значение царя вавилонского в Азии и отчасти в Африке (Европа оставалась вне сферы его влияния). «Не отпускал домой». Персидские цари, как известно, разрешали пленникам возвращаться на родину, а вавилонский не хотел дать такого разрешения. Ис.14:18 . Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; Ис.14:19 . а ты по­вержен вне гробницы своей, как пре­зрен­ная ветвь, как одежда убитых, сражен­ных мечом, которых опускают в камен­ные рвы, – ты, как по­пираемый труп, «Все цари» – гипербола. «В своей усыпальнице». Быть похороненным в заранее приготовленной могиле – это, по воззрению древних, было в высшей степени почетно ( 4Цар.21:18 ; ср. 2Пар.33:20 ). Египтяне и персы делали для своих умерших гробницы, более великолепные и прочные, чем дома для живых. «Повержен вне гробницы». Лишение погребения было бесчестием ( 3Цар.13:24 ), а в особенности позорно было царю лишиться царского погребения ( 2Пар.21:20 ). Гробница, может быть, приготовленная себе царем вавилонским, осталась пустой и его труп брошен на земле, как презренная ветвь, т. е. никуда негодный сломанный сучок дерева. «Как одежда убитых», т. е. как запачканная кровью и проткнутая мечом или копьем. Такую одежду победители не берут с собою, а оставляют лежать на месте боя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.25:19 .  Ты говоришь: вот я побил Идумеян, – и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою. 2Пар.25:20 .  Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. 2Пар.25:21 .  И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском. 2Пар.25:22 .  И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой. 2Пар.25:23 .  И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей; 2Пар.25:24 .  и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию. Ср. ( 4Цар.14:8–14 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 522. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Стих 20: «так как от Бога это...» – это замечание 2 Паралипоменон, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона (( Исх.14:4 ) и другие места), или в отношении неразумия Ровоама (( 3Цар.12:15 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 424). Сильнее и, кажется, слишком резко, выражает мысль священного писателя 2 Паралипоменон Иосиф Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» («Иудейские Древности», кн. IX, гл. 9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого, «Фарисеи и Саддукеи», Киев, 1905, с. 79 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:23 .  и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. 3Цар.8:24 .  Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею. 3Цар.8:25 .  И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною». 3Цар.8:26 .  И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! (ср. 2Пар.6:14–17 ): вступление молитвы Соломона. Благодарение Богу за исполнение обетованного Давиду построения храма (ст. 23–24) и прошение об укреплении династии Давида на престоле (ср. ( 3Цар.2:4,3:6 ) блаженный Феодорит, вопр. 27). 3Цар.8:27 .  Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; 3Цар.8:28 .  но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. 3Цар.8:29 .  Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. 3Цар.8:30 .  Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. (ср. 2Пар.6:18–21 ): прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: «небо и небо небес» (ср. Втор.10:14 ); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. Ис.40:22,66:1 ): отношение Иеговы к храму Его имени – безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (ст. 27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. Втор.12:11 ; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (ст. 28–30), преимущественно о прощении грехов (ст. 30, 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением (ст. 29) следуют семь отдельных и более частных прошений (ст. 31–53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 – число священное, число полноты и совершенства ( Быт.21:28 ; Исх.37:23 ; Лев.4:6 ) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней ( Мф.6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) Осторожно, кротко и благоразумно, особенно при недостатках и немощах ближнего, чтобы его не оскорбить и не раздражать, а равно и самому не раздражаться. Гордость, заносчивость, насмешливость и дерзость служат всегда к взаимному оскорблению и раздражению, и свидетельствуют о невежестве человека, неумеющего ужиться с ближними. Внушая нам осторожность, кротость и благоразумие, Писание говорит о естественных недостатках ближнего: зла да не речеши глухому, и пред слепым да не положиши претыкания: и да убошися Господа Бога твоего ( Лев. 19:14 ). О несовершенствах знания Писание внушает: немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо вас ближнему да угождает во благое, к созиданию ( Рим. 15:1–2 ). Согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете ( 1Кор. 8:12 ). Изнемогающего в вере, приемлите, не в сомнение помышлений. Об бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. ядый не ядущего да не укоряет: и не ядый ядущего да не осуждает. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает ( Рим. 14:1–4 ). Больному телом обыкновенно приготовляется легкая пища для предохранения его от тягчайших недугов, слабому глазами умеряется свет, чтобы предохранить зрение от большого вреда: так немощную совесть и убеждение ближнего необходимо щадить, чтобы не причинить соблазна и зла. Вообще о недостатках ближнего Писание не позволяет судить непризванному к тому особенною должностью. Не судите, да не судими будете ( Мф. 7:1 ). Осуждаяй брата своего, осуждает закон: аще же закон осуждаеши, неси творец закона, но судия ( Иак. 4:11 ). Посему разговоры наши должны быть осторожны и назидательны; без злоречия, насмешек, прозвищ ( 4Цар. 2:23–24 ), равно без желания показать свою образованность, остроту, любезность, оригинальность. Рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительницу, незлобиву, с кротостию наказующу противныя ( 2Тим.2:24 ). Господь говорит, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф. 12:36 ). Ап. Павел учит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим ( Еф. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

После Илии и Елисея проходили служение последние пророки-проповедники рассматриваемого периода: ЗАХАРИЯ, сын свящ. Иодая, обличивший Иоаса, Цар. иуд., и народ иудейский, отступивших от Господа, убитый в притворе иерусалимского храма, по приказанию царя; два анонимных пророка – современника Амасии, Цар. иуд.: «человек Божий», давший совет Амасии распустить наемное войско израильтян, и больше надеяться на Господа в борьбе с идумеянами и «пророк», обличивший этого царя за поклонение пленённым богам идумеян; ЗАХАРИЯ, современник и советник Озии, Цар. иуд.; израильский пророк ОДЕД, современник Факея, предпоследнего Цар. изр., побудивший израильтян отпустить двести тысяч пленных иудеев. 1: 2П.20:1,14–17. 2П.20:35–37. 4Цар. 2–13 . 2П.24:20–22. 2П.25:5–13. 2П.25:14–18. 2П.26:5. 2П.27:9–11. Некоторые из перечисленных выше пророков-проповедников, например, Нафан, Гад, Ахия, Иоиль, Самей и Аддо, были летописцами современных им событий священной истории; их записи сохранялись, вносились в летописи разделённых царств и позднее были использованы при составлении книг Царств и Паралипоменон. В цветущий период ветхозаветного пророчества, при Самуиле и особенно при Илии и Елисее, в Израиле существовали так наз. пророческие школы, руководимые пророками: при Самуиле – в Раме Вениаминовой, родном городе этого пророка; при Илии и Елисее – в издревле священных местах: в Вефиле, Галгале и Иерихоне. Ученики пророческих школ, называемые «пророческими сынами», т.е. учениками, также как и их учители-пророки, были приверженцами древних традиций богооткровенной религии: жили они общинами, несомненно, изучали священное предание и письменность, «пророческую» музыку и пение, упражнялись в делах веры и благочестия и были помощниками пророков в борьбе с политеизмом, в поддержании монотеизма и вообще истинной религии Завета. Особая заслуга общин пророческих учеников в сохранении, передаче и записывании устных преданий (в том числе о пророках), которые при их посредстве стали достоянием ветхозаветных священных книг. Иногда они сподоблялись вдохновения от Бога, как это видно из истории встречи Саула и его слуг с сонмом пророческих сынов ( 1Цар. 10:10; 19:20 ), а также из тех мест Свящ.Писания, где они представлены действующими по вдохновению свыше ( 3Цар. 20:35–43 ). Возможно, что некоторые из малых пророков-писателей были призваны Богом из числа учеников пророческих школ, но вообще школьное приготовление не имело для пророческих учеников значение призвания к пророческому служению. Это право принадлежало исключительно одному Богу; только Он избирал, призывал и делал избранных мужей пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

же род двда цар. Двдъ же царь род соломна Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7. Соломнъ же род ровоама. Ровоамъ же род же род ас. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8. Аса же род же род же род Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9. же род же род ахаза. Ахазъ же род Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10. же род же род амна. Амнъ же род Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11. же род и въ вавлнское 11 въ греч.: же род и же род въ Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. В преселение Вавилонское – перед переселением иудеев в Вавилон в плен. Это было за 588 лет до Р. Хр. ( 2Пар.36 ) при Вавилонском царе Новуходоносоре, который завоевал и разрушил иудейское царство. Вавилонское царство было могущественно и находилось на восток от Палестины к Месопотамии. Столицею сего царства был Вавилон, он стоял на реке Евфрате. Ныне расследуют развалины этого великолепного города. Вавилонский плен был предсказан прор. Иеремею (25, гл.) и продолжался 70 лет. Кир, царь Персидский, завоевавший Вавилонское царство, отпустил иудеев из плена в своё отечество. 12. По же вавлнстмъ, род же род зоровавел. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13. Зоровавель же род же род же род азра. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14. Азръ же род садка. Садкъ же род же род Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15. же род же род матана. Матанъ же род Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иехония роди Салафииля. Об Иехонии известно, что он не имел детей по плоти ( 4Цар. 24:15 ). Если говорится о его детях, то это были дети по усыновлению, по так называемому закону ужичества, т. е. родственности (ужик значит родственник). По этому закону ( Втор. 25:5 ; Мф. 22:24 и дал.) брат или ближний родственник умершего бездетным должен был вступить в брак с его вдовою, чтобы восстановить семя его, и рожденные от этого брака дети считались детьми умершего и имели, таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

За прочтение надписи Валтасар обещает обычно жалуемую восточными царями за важные заслуги награду: пурпуровую одежду, изготовлением каковой материи славился особенно Вавилон ( Иез.27:24 ) и золотую цепь. Подобный обычай наблюдался у египтян ( Быт.41:42 ), мидян, персов ( Эсф.6:8 ; Эсф.8:15 ), сирийцев ( 1Мак.10:20 ; 1Мак.14:43–44 ) и других народов древности. Дан.5:8 . И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. По мнению Придо и Кранихфельда, халдейские мудрецы не могли прочитать надпись потому, что она была написана на древне-финикийском языке. Но подобное предположение едва ли вероятно: древне-финикийский язык был известен вавилонянам в силу их постоянных торговых сношений с Финикией. Талмудисты объясняют бессилие халдеев тем, что надпись была сделана особым каббалистическим способом, напр., не в горизонтальном, а в вертикальном направлении, или же слова писались в обратном порядке, или, наконец, от каждого слова было написано только по одной или по две начальных буквы, отчего и нельзя было уловить смысл как отдельных выражений, так и целой фразы. Дан.5:9 . Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. Дан.5:10 . Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяет­ся вид лица твоего! Дан.5:11 . Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, ра­зу­м и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, по­ставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, Дан.5:12 . потому что в нем, в Данииле, которого царь пере­именовал Валтасаром, ока­за­лись высокий дух, веде­ние и ра­зу­м, способный изъяснять сны, толко­вать загадочное и раз­решать узлы. Итак пусть при­зовут Даниила и он объяснит значе­ние. Поставленный бессилием своих мудрецов в безвыходное положение, Валтасар был выведен из него советом «царицы» пригласить для прочтения и объяснения таинственной надписи Даниила. Присутствие царских жен в пиршественной зале ( Дан.5:2–3 ), царица же входит в «палату пиршества» ( Дан.5:10 ), а равно ее решимость дать царю публичный совет, на что не могла осмелиться жена восточного деспота, заставляют думать, что под «царицей» разумеется не жена Валтасара, а его мать, дочь или внучка Навуходоносора (Флавий). В ее устах Валтасар – сын Навуходоносора не в буквальном, а в переносном смысле, – потомок. С подобным значением слово «сын» употребляется и в клинообразных надписях. Так, в надписи Салманассара II Ииуй, царь израильский, называется сыном Амврия, хотя на самом деле он был сыном Иосафата ( 4Цар.9:2 ). Если бы Навуходоносор приходился родным отцом Валтасару, то незачем было бы прибавлять его имя: «Навуходоносор, отец твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последнее было бы проще и удобоприемлемее, но в пользу первого говорит то, что по другим библейским данным ( Иер.25:1,9 ; 4Цар.24:1 ; Дан.1:1 ), царь вавилонский в царствование Иоакима дважды подступал к Иерусалиму: в первый раз вскоре после битвы при Кархемисе ( Иер.46:2 ), не ранее 4-го и не позже 8-го года Иоакимова царствования: этим сроком датируется так называемое первое переселение иудеев в Вавилон ( Дан.1:1–4 ), а вместе и начало семидесятилетнего пленения иудеев в Вавилоне ( Иер.25:11–12,29:10 ). Таким образом, «книга Царств говорит о первом вторжении Навуходоносора в Иудею, после которого Иоаким еще оставался на престоле, хотя и платил дань Вавилону, также о последовавших затем разбойнических набегах сириян, моавитян и аммонитян на ослабленных иудеев. Книги Паралипоменон, не имея этих известий, заключают в себе заметку о другом вторжении Навуходоносора, следствием которого было разграбление Иерусалимского храма и отведение Иоакима в плен» (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 430). При этом «втором переселении» пленено было 3 023 человека иудеев ( Иер.52:28 ), а при первом – часть сосудов Иерусалимского храма (ст. 7), помещенных в капище одного из вавилонских богов (ср. Дан.1:2 ) и хранившихся там до возвращения иудеев из плена при Кире ( 1Ездр.1:7 ). Иоаким последним из иудейских царей умер в родной стране, а также был последним, царствование которого было описано в летописи царей иудейских, заключавшей описание деяний царей от Ровоама ( 3Цар.14:29 ) до Иоакима. Под «мерзостями Иоакима, какие он делал и какие найдены в нем» (ст. 8), еврейские толкователи разумели особые знаки или нарезы в честь идолов на теле Иоакима, будто бы обнаруженные на валявшемся без погребения трупе его. Но гораздо вернее видеть здесь общую мысль об идолослужении и нравственной распущенности Иоакима (см. Calmet ad locum Migne, «Patrologia Cursus Completus. Series Graeca», t. XI, Col. 1452–1453). В «летописи царей» могло содержаться и известие – сохраненное только в переводе LXX и в славянском, русском текстах, о погребении Иоакима в некоем Ганозане (textus receptus: ν γανοζα; кодексы: 55, 60, 64, 119, 243, Александрийский: ν γανοζν; Альдинский: ν γανοζαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010